натаниэлла:
» Глава 2 (продолжение)
2.
Задумавшись, Ольга смотрела под ноги и не смотрела по сторонам. Не было ничего удивительного, что она столкнулась с долговязым парнем в бордовой мантии докладчика, едва не выбив у него из рук стаканчик с кофе.
Парень зашипел, обжегшись.
- Прошу прощения, – буркнула она, давя внутри досаду. Ну просто все сегодня шло через пень-колоду! – Я вас не заметила.
Однако вскинув глаза от расплывающегося пятна на мантии к лицу незнакомца, Ольга замерла. Перед ней стоял известный дип-инженер Некрасов, автор машинной эмпатии.
Разумеется, она узнала его! Да и как не узнать, когда его лицо с завораживающими темными глазами не сходило с новостных лент? Выступление Дмитрия Некрасова было гвоздем фестиваля. Его внеконкурсную лекцию поставили на сегодня, в последний день предварительных слушаний, и изначально Ольга собиралась ее посетить. Только внезапно пришедшее ей предложение на второй «спонсорский» этап скорректировало ей планы.
- Я ужасно виновата! – воскликнула она. – Ваш доклад еще впереди, а я испортила вам наряд. Простите меня! Давайте, я вам помогу.
Некрасов взглянул на нее с толикой растерянности:
- Может, не надо дергаться? Мантия красная, пятно скоро высохнет.
- Там очень хорошая оптика. На всех экранах будет видно, что одежда испорчена, а кофе так просто не сойдет. Оно вам надо? Идемте! – и Ольга решительно потянула его за собой. – Снимайте мантию, я подержу ваш стаканчик. Нужно срочно промыть ткань холодной водой, причем с изнанки.
Некрасов принялся неловко разоблачаться на ходу.
- А я вас знаю. Вы Ольга Дубцова, – огорошил он ее, стоя в закутке с рукомойниками.
Ольга поразилась:
- Да, но откуда?..
- Три дня назад вы выступали на фестивале, и я услышал краем уха. Собственно, трудно было не услышать, ваш доклад об эриданцах наделал шуму.
Сжав зубы, Ольга мысленно застонала. «Ну, вот и началось!» - подумала она, смачивая и яростно оттирая проклятое пятно.
- Выбранная вами тема, конечно, околонаучная, с этим не поспоришь, но мне понравился ваш праведный энтузиазм.
- Неужели?
- О вас судачат теперь все кому не лень, но вы же этого и добивались, не так ли? Не всякому дано разворошить правильное и скучное болото Фестиваля. Здесь боятся сказать лишнего, а вы не побоялись.
Несмотря на молодость (он был старше Дубцовой всего-то на пять лет и происходил из таких же невысоких слоев мета-класса), Некрасов многого успел добиться в жизни и пользовался авторитетом. Его появление на Фестивале Наук в качестве докладчика стало неожиданностью для многих. Дип-инженера звали в жюри, но он отказался, и тогда его пригласили выступить во внеконкурсной программе. Вряд ли организаторы всерьез надеялись, что он придет. Изобретатель машинной эмпатии давно вырос из подобных площадок, где молодежь толкалась локтями в поисках спонсоров. Спонсоры к Некрасову выстраивались в очередь сами.
Со стороны руководства Исследовательского центра приглашение было данью уважения к гению, но в то же время надеждой на рекламу. Они только два года предоставляли свои площадки под Фестиваль и отчаянно нуждались в раскрутке за счет громких имен. Понимал ли это Некрасов, соглашаясь принять участие? Должно быть, понимал прекрасно, но тем не менее спокойно примерил роль «свадебного генерала». Он подготовил часовую лекцию о перспективах ментального сканирования и создания «банка памяти», так называемых Ячеек Бессмертия, о чем сейчас велись нешуточные споры. В зале, украшенном при входе плакатами с его портретом и цитатами из интервью, ожидался закономерный аншлаг.
«А я залила его мантию кофе!»
- Я не мечтала о подобной славе, - немного нервно произнесла Ольга, избегая смотреть на нечаянного собеседника. – Я не охочусь на инопланетян, если вы так подумали, я просто изложила факты. Интерпретация, конечно, может быть немного спорной, но… Там точно что-то есть! Что-то движется по направлению к Супервойду Эридана, происходит странная суета, и мне хочется, чтобы от этих вещей не отмахивались. Это необходимо изучать!
Некрасов, казалось, не придал значения ее неловким оправданиям.
- Уделите мне немного времени? Хотелось бы кое-что у вас уточнить.
- Конечно.
«Куда мне деваться? Даже если он раскатает меня в блин, мне не отвертеться», - с тоской подумала она.
Промокнув влажную ткань салфетками, она растянула ее под воздуховеем для просушки:
- Пятна больше нет, все в порядке, - сообщила она, приглядываясь к результатам своих усилий.
- Спасибо. – Дмитрий Некрасов накинул униформу на плечо на манер полотенца и взял свой полупустой стаканчик, дожидавшийся на краю раковины. – У меня есть примерно час, мы могли бы посидеть в столовой.
- Почему бы и нет, - Ольга решила пожинать плоды до конца. – Но сразу предупреждаю: ни один из моих выводов не является голословным. Я не любительница натягивать сову на глобус. У меня на руках есть доказательства, и я готова отвечать за свои слова с цифрами на руках.
- Вы почему-то оправдываетесь, но я не нападаю, - вполне искренне удивился он. – Наоборот, хотел бы дополнить ваши наблюдения собственными.
- Вы наблюдали инопланетян? – растерялась Дубцова. – Где? Когда?
- Не я. Это предсказание сделал ОрСИ. Точнее, моя последняя модель со встроенной широковолновой эмпатией, пока не получившая распространения. Я над ней сейчас работаю, довожу до ума. Вчера я задал ИИ вопрос в качестве очередного теста, и он поддержал ваши выводы. Причем о супервойде Эридана он упоминал и раньше, но когда я подгрузил в него ваши работы, его ответы стали намного конкретнее.
- Неожиданно.
- Давайте присядем. Я вижу свободный столик.
Ольга недоверчиво улыбнулась, но ее сердце тревожно и сладко трепетало.
Стас Антоновский, оказывается, никуда не ушел и держался поблизости от умывальников. Когда Ольга с Дмитрием направились обратно в зал с явным намерением продолжить общение, он вырос у них на пути.
- Оля, можно тебя? – спросил он с таким видом, что, казалось, не сомневался в ее положительном ответе. Некрасова он проигнорировал.
- Позже, Стас, извини, - отказалась Дубцова. – И потом, ты обещал взять паузу до вечера, разве нет?
- Появилось кое-что неожиданное. Отойдем!
- Нет, Стас, мне некогда. У меня важный разговор.
- Я много времени не отниму! – Он схватил ее за руку, и Ольга с трудом вырвалась, издав протестующий вскрик.
- Приятель, мне кажется, что ты излишне навязчив, - вмешался Некрасов. – Девушка сказала нет, и продолжать настаивать крайне невежливо.
- Тебя забыл спросить! – окрысился Стас.
- Стас! – возмутилась Ольга. – Что ты творишь?
Они почти не повышали голоса, не размахивали руками, но от стойки безопасности к ним уже направился полицейский робот. Что-то насторожило «око» видеокамер, следивших за порядком: покраснение кожных покровов, позы или изменившийся тембр голосов…
Вообще-то обитатели научного городка всегда старались придерживаться видимости нормальности. Камеры наблюдения были тут редкими украшениями, а очки дополненной реальности с функцией смарт-подключения были если не под прямым запретом, как, например, органочипирование, то просто плохим тоном. Считалось, что излишняя зацикленность на технологиях вредит свободному полету мысли и отупляет. Однако во время проведения Фестиваля меры безопасности были усилены.
Стас заметил приближение робота и презрительно усмехнулся:
- Вызвал своих подручных, Димон? Без своего ОрСИ со мной не справишься? Ну, собственно, я так и думал: ты слабак!
- ОрСИ начал поддерживать порядок задолго до меня, - спокойно возразил Дмитрий. – Не стоит меня провоцировать. Тебе заняться нечем, Стас? Тодоровский тебя, поди, потерял.
- У меня законный перерыв на обед. А вот что ты здесь делаешь, наш дорогой небожитель? Не вижу вокруг что-то подушки для возлежания в лавровом венке!
- Стас, уйди, пожалуйста! – взмолилась Ольга, догадываясь, что эти двое давно знакомы, но друзьями отнюдь не являются. – Вот правда, просто уйди и не устраивай скандал.
- Послушай девушку, Стас, - посоветовал Некрасов. – К тому же ты абсолютно неправ, а неприятности нам не нужны. Ни тебе, ни мне. Мы прежние еще не расхлебали.
Сверкнув глазами, Стас вытянул в сторону Дубцовой палец:
- Вечером! – воскликнул он. – Я позвоню тебе вечером! Ты обещала дать ответ.
Ольга закатила глаза, но вынужденно кивнула:
- Хорошо, мы поговорим вечером. Но мнение мое вряд ли изменится.
- Посмотрим!
- Извините его, Дмитрий, - сказала Дубцова, убедившись, что Антоновский, не став развивать конфликт, направился к выходу из столовой. – Я от него подобного не ожидала.
- Меня его поведение не удивляет, - ответил Некрасов. – Что его отец, что он сам, оба отличаются нежеланием соблюдать нормы, когда дело касается чувствительных тем. Вы с ним встречаетесь, и все у вас серьезно.
Ольга внутренне смутилась, не зная, можно ли отнести их первый совместный обед к чему-то серьезному. Этот ланч вполне мог стать последним, хотя накануне она мечтала об обратном.
- Нет. Мы просто немного пообщались сегодня, - выдала она наконец.
- Тогда не заостряйтесь на его поведении. Вы яркая девушка, и у вас все впереди. Стас вряд ли станет мстить, если вы ответите ему отказом. С женщинами он не воюет, этого не отнять.
- Но я… впрочем, неважно. – Дубцова благоразумно решила сменить тему, но любопытство в последний момент перевесило, и она полюбопытствовала: – Откуда вы знакомы с Антоновскими?
- На самом деле, это очень тесный мирок, - признался Некрасов. – Когда одним нужны деньги, а другим технологии, невольно заводишь союзников, которым при других обстоятельствах и руки бы не подал.
Ольга хмыкнула про себя.
Они устроились за выбранным столиком. Дмитрий поставил кофе, к которому больше не притронулся, перед собой и облокотился локтями на непокрытую столешницу.
- Однако вернемся к нашим баранам. Итак, вы изучаете Супервойд Эридана, потому что считаете его источником неизвестного феномена, неумолимо искажающего фундаментальные свойства видимой Вселенной, я верно понимаю?
- Да, все верно, - проговорила Ольга, изумляясь, что он упомянул ее изначальную тему, а не стал спрашивать про инопланетян, на что она уже настроилась. – Наблюдая за процессами, протекающими на окраинах супервойда, я неожиданно для себя наткнулась на артефакты, которые, как мне представляется, невозможно объяснить естественными причинами. Например, они двигались очень быстро. Причем настолько, что их невозможно было различить на каком-то отдельном снимке. Только при сложении многочисленных кадров мне удалось получить их четкое изображение. Это было похоже на корабль-матку в окружении нескольких катеров, но здесь, конечно, вступила в игру еще и моя фантазия. Тем не менее, анализ дополнительных параметров показал, что внутри все артефакты полые, а их твердая оболочка состоит из металлизированных сплавов, в природе в свободном виде не встречающихся. Они излучают собственное свечение в оптическом, тепловом и радиодиапазоне. Все это по отдельности как-то можно объяснить, подвести гипотезы про неизвестные науке явления, но все в комплексе… Знаете, это будет той самой совой на глобусе, чего я не приемлю. Зачем придумывать концепции, когда существует одно-единственное всеобъемлющее объяснение: мы видим техносигнатуры рукотворных объектов.
- Расскажите об этом подробнее, если вы не против.
- Открытие сделано мною два года назад, - начала она со все возрастающим воодушевлением, – еще во время практики в Куполе на Полярном плато под руководством профессора Старостина. (*
Полярное плато находится в Восточной Антарктиде возле Южного полюса, где мало засветки и можно наблюдать за звездами без помех) Все это время я обрабатывала данные и искала приемлемые объяснения, которые бы укладывались в рамки общепринятых теорий, но к моему сожалению, уложить все факты стройными рядами мне не удалось. Что-то постоянно противоречило другим фактам. Сначала я не делала заявлений, не хотела поднимать шум, хотя, наверное, именно так все сейчас и выглядит, но в один прекрасный день я вдруг поняла, что молчание – это большая ошибка с моей стороны. Нынешний фестиваль – моя первая открытая площадка. Я рискнула наконец проговорить публично обо всем, что меня волнует, и не жалею об этом. Я хочу, чтобы люди заинтересовались. В конце концов мы все имеем право на истину, и если Вселенная обитаема, то это изменит нашу жизнь.
- Вне всяких сомнений, - кивнул Некрасов. – Однако меня очень занимают аномалии Супервойда Эридана. Вы как-то сумели соединить под одной крышей две загадки – «братьев по разуму» и «распад вселенной».
- Не распад, а конечность существования одного из бессчетного множества параллельных миров, - не удержалась Ольга. – На Полярном плато я прорабатывала модель компактификации (*
способ свернуть измерения) пространства в рамках Большой Теории Струн. Понимаете, каждый из способов компактификации дает собственный набор законов физики, и нужно понять, какой из них описывает наш мир. Если существует много миров с разными законами, то способны ли они сливаться? Границы области Сверхпустоты Эридана поставляли мне материал для наблюдений.
- Ольга, я не очень хорошо знаком с этими теориями, и если можно, то расскажите о них максимально простым языком.
- В свете происходящего нам интересна всего лишь одна из теорий, которая утверждает, что странности Эридановой Пустоты могут быть следствием диффузии параллельных вселенных, - пояснила Дубцова. – То есть это место на стыке нескольких миров, и холодное реликтовое пятно, которое ставит нас в тупик, это тень другой вселенной. Наблюдаемые на ее границах искажения связаны, возможно, с различными способами свертывать пространства. Меня интересовало, насколько эти способы антагонистичны. Оказывают ли они влияние друг на друга и способны ли при некоторых обстоятельствах разрушить тонкую грань между двумя или несколькими изолированными мирами. Я проводила расчеты и сверяла их с наблюдениями.
- Почему же вы оставили одну загадку и переключились на другую?
- Так все из-за этого объекта! Того самого, который перемещался с невероятной скоростью. Его даже зарегистрировали в каталоге как СМ 4057-Т, что само по себе скандал и невероятная новость.
- Как же это допустили?
- Да, они поторопились, и пришлось потом исправлять, - признала Ольга с ироничной улыбкой. – Сказался авторитет профессора Старостина, он уговорил меня написать статью, где мы предположили, что это аномальная звезда-беглец. (*
бродячие звёзды движутся с аномально высокой скоростью по отношению к окружающей среде; они вырываются за пределы своей галактики и уходят в межгалактическое пространство) Такие звезды встречаются в космосе довольно часто. Когда они двигаются с большой скоростью через межзвёздную среду, а это тончайшая смесь газа и пыли, то эта пыль собирается в более плотный комок и становится заметной в виде головной ударной волны. Мой объект при движении образовал аналогичную волну, породив кому, как у кометы (*
кома – облако пыли вокруг кометного ядра) Но дальше, конечно, начинались сложности. Во-первых, скорость бродяги была слишком высокой и необъяснимой с позиций существующих теорий. А во-вторых, как я уже говорила, при значительном увеличении «звезда» рассыпалась на отдельные артефакты с нетипичными сигнатурами. Более того, артефакты двигались пунктирными рывками, то пропадая, то возникая в облаке пыли. Наши приборы просто не в состоянии были за ними уследить. Научное сообщество наконец-то обратило взор на мой объект, и в мой адрес посыпались вопросы, на которые я не смогла толком ответить. По всем параметрам объект напоминал вовсе не аномальную звезду, как указали в каталоге, а продукт внеземной разумной деятельности. Я заявила, что это похоже на «рой Дайсона», который движется к Эридановой Пустоте с постоянным ускорением со стороны Эпсилона Эридана и в окружении неизвестного защитного поля, сохраняющего целостность объектов. По пути рой поглощает энергию из межзвездной среды, то есть буквально питается вакуумом. Я добилась, чтобы мне разрешили просканировать систему Ассадиры, откуда начал свой путь этот рой – и увидела второй похожий рой, только гораздо крупнее, эдакий мегарой, кружащий вокруг Ассадиры. Такое уж точно не могло быть совпадением.
- И что на это сказал Старостин?
- Профессор посоветовал молчать и не портить себе биографию. Он убеждал меня, что я вижу лишь то, что хочу увидеть, хотя другого объяснения у него для этих артефактов не нашлось. Я же уверена, что эриданцы обнаружили усиливающуюся тенденцию взаимопроникновения миров и отправили к Пустоте разведку. Опасность разрушения нашего континуума существует, и поступок цивилизации, начавшей изучать границы диффузии, доказательство не только важности этого процесса, но и их собственной разумности!
(*
Сноска: Сфера Дайсона, позднее также Рой Дайсона - гипотетические астроинженерные проекты, представляющий собой сферическую оболочку вокруг звезды (единую или из нескольких отдельных объектов), предназначенную для получения энергии или создания дополнительного жизненного пространства; названа в честь Фримена Дайсона, американского физика, придумавшего ее в 1960г)
- Сколько лет идет свет от Ассадиры до Земли? – задал очередной вопрос Некрасов.
- Всего-навсего 10 лет. Для цивилизации, придумавшей способ путешествия быстрее света, это практически рядом. Они могут нас навестить, если узнают о нашем существовании.
- А почему вы решили, что два роя Дайсона – предположим, что это именно они – принадлежат одним и тем же хозяевам из системы Ассадиры? Астроинженерные конструкции разделяют огромные расстояния, и в том секторе полно других подходящих звезд. Может, это конкурирующие расы? Может, между ними вообще война, и нам не стоит вмешиваться? Не видят они нас – и слава богу!
- Никакой войны, вспышек или непонятных перемещений возле планет я не заметила, - ответила Ольга. – Зато когда я вижу схожие объекты с одинаковыми характеристиками, то логично отношу их к продуктам одного разума. А факт, что часть их аппаратов летит по направлению к Сверхпустоте, свидетельствует, что их, как и землян, волнует самое холодное пятно во Вселенной. Это разумные действия. Это доказательство того, что они мирные существа и употребляют свое могущество на важные вещи. Война же – это пустой расход средств с неявным результатом. Это разрушение, а не созидание. Если эриданцам некуда девать время и силы, то они пускают их на благо выживания в борьбе со стихийными явлениями, а не на убийство себе подобных.
Дубцова так разволновалась, что слишком энергично дернула головой, и пучок на ее затылке неожиданно развалился. Волосы широкой волной упали ей на лоб, плечи и спину, разрушив образ строгой ученой дамы, над которым она тщательно работала каждое утро.
- Ой, простите! – она смутилась и принялась собирать их обратно.
Она не желала выглядеть как растрепанная соблазнительница с рекламного плаката (а именно так отзывался ее строгий дед-профессор о внешнем виде женщин, которые «всюду трясут волосами»). Эта фраза звучала в их доме так часто, что въелась в подкорку. Обычно Ольга стриглась покороче, но в последний год времени на салоны красоты у нее практически не оставалось, и проклятые волосы отрасли, достигнув лопаток. Приходилось их как-то усмирять и прятать, потому что ее работа требовала серьезности и концентрации.
Дмитрий деликатно сделал вид, что не заметил конфуза, хотя на его губах появилась тень улыбки.
- Что ж, если аномалии Эридановой Пустоты действительно носят угрожающий характер, логично, что развитая цивилизация проявит к ним интерес, - сказал он, отводя взгляд в сторону.
- Нам повезет, если они решат проблему. – Ольга сделала строгое лицо, изо всех сил прилаживая пучок.
Непокорные пряди, слишком густые для заколок, то и дело змеями вываливались обратно. Это вызывало у нее досаду и стыд. Так опозориться перед известным человеком! Дубцова не желала, чтобы Некрасов принял ее за пустоголовую девчонку, для которой внешность имеет первостепенное значение, но вопреки всем чаяниям, ей приходилось уделять внимание этой самой внешности прямо у него на виду.
- У нас-то сил точно не хватит, - продолжила она, стараясь не пыхтеть от усилий. – Неизвестно, сколько времени пройдет до начала всеобщего распада, если изменения продолжатся в том же темпе. Быть может, мы со Старостиным ошибаемся, но...
Заколка, наконец, закрылась, и Ольга смогла опустить руки, чинно сложив их перед собой. Крутить головой и вообще двигаться она теперь опасалась, и застыла, что называется, проглотив аршин.
- Вот вы, Дмитрий, можете решить задачку про пруд, который зарастает кувшинками? Условия такие: сначала в пруду поселилась одна кувшинка, потом каждую следующую ночь количество растений удваивается. Две кувшинки никто не заметит. Четыре, восемь – тоже… Когда, по-вашему, экспансия кувшинок станет заметна обывателю?
- Если они удваиваются каждую ночь… - Некрасов на секунду задумался. – Ровно за день до того, как пруд полностью скроется под кувшинками, мы увидим, что чистой осталась половина площади. Наверное, человек заметит неладное за двое суток до полной катастрофы. До этого он неделями будет оставаться в неведении.
- Вот именно! Пруд будет зарастать, но мы спохватимся, когда ничто уже изменить будет нельзя. Мы попросту не успеем принять меры, и пруд скроется под кувшинками целиком, его не станет. Я не хотела бы, чтобы катастрофа, надвигающаяся из области Сверхпустоты Эридана, застала нас врасплох, как те кувшинки-агрессоры. Чем раньше мы начнем над этим думать, тем лучше.
- Только думать мало, надо искать пути решения, - заметил Некрасов, – однако как мы повлияем на процесс? В отличие от гипотетических эриданцев, мы даже полет к Пустоте организовать не сможем.
- Мы – нет, но эриданцы, которые вовсе не гипотетические, обладают такими возможностями. Они уже летят к Пустоте. Я верю, что они – не злые. Они могли бы стать нашими друзьями, раз так заботятся о безопасности нашего общего дома. Нам бы с ними скооперироваться…
- А что там, по-вашему, на краю Пустоты? – с интересом спросил Дмитрий. – Признаюсь, что перечитал все ваши статьи – ладно, не сами работы, а выжимки, которые предоставил мне ОрСИ, включая дипломную работу и диссертацию, которую вы пишете, но я так и не понял, каких именно неприятностей ждать. То есть понятно, что мы все умрем, но при каких обстоятельствах?
- Вы читали мои черновики?!
Он извиняюще и немного беспомощно улыбнулся:
- Да, у нас в стелс-компании есть доступ ко всем виртуальным площадкам с черновиками, не удивляйтесь. Мы не воруем идеи, но ОрСИ всегда в курсе перспективных направлений, так что… Моя модель беспокоится из-за ваших со Старостиным алармистских прогнозов, но я бы хотел услышать от вас лично, как это все нам аукнется в принципе.
Ольга подавила в себе лишние эмоции и вернулась к деловому тону. Разумеется, у стелс-компании больше прав априори, на то она и «стелс». (*
здесь: стелс – «скрытность», англ. – организация, не зарегистрированная в публичном поле или имеющая прикрытие в виде зарегистрированного предприятия, на счёте которого лежит только уставный капитал. Ее деятельность, как правило, проходит по ведомству спецслужб)
- Мы вряд ли это поймем в течение ближайших лет. Все может быть не так и страшно, но мне кажется, что в колебании всемирных констант и особенно в тех нарушениях, которые затрагивают поле Хиггса, нет ничего обнадеживающего.
- Мне говорили, что сценарий, когда поле Хиггса вдруг перестанет существовать, нереалистичен.
- Вы слышали о теории распада вакуума? (*) Согласно ей, поле Хиггса может «застрять» на определённом энергетическом уровне, в так называемом ложном вакууме. Если бы поле вырвалось из этого вакуума и достигло настоящего вакуумного состояния, то физические законы Вселенной разрушились бы окончательно. Вероятность подобного сценария не равна нулю.
(*
Сноска: Теория распада вакуума связана с квантовой теорией поля и предполагает переход системы из состояния, которое кажется стабильным, но на самом деле неустойчиво, в истинно стабильное состояние. В 2014 году британский физик Стивен Хокинг высказал предостережения в адрес своих коллег по поводу проведения опытов с бозоном Хиггса на базе Большого адронного коллайдера. Хокинг полагал, что наша Вселенная целиком наполнена ложным вакуумом, а его условия являются «метастабильными», поскольку он не начал распадаться лишь потому, что не наступило ещё роковое событие, запускающее процесс. Эксперимент с бозоном Хиггса мог потенциально сработать в качестве спускового крючка для этого смертельного процесса)
- Как ни странно, но я слышал об этой теории, ОрСИ мне о ней сообщил, - сказал Некрасов. – И кстати, работая с квантовыми компьютерами, я постоянно слышу похожие страшилки. Якобы мой эмпатический ОрСИ тоже вот-вот начнет «ломать» наш мир. Люди не очень разбираются в принципах работы искусственного сверхинтеллекта. Им кажется, что если ОрСИ способен параллельно обрабатывать огромные объёмы информации за счет использования свернутых матриц пространства, то это делает его идеальным убийцей. Возможно, с аномалиями Эридановой Пустоты происходит похожая история. У страха глаза велики.
Ольга натянуто улыбнулась. На самом деле она подозревала, какой огромный ущерб способны нанести человечеству безответственные эксперименты и полное отсутствие страха перед последствиями, но не стала сейчас об этом спорить.
- Однако вы мне нужны, Ольга, - внезапно заявил Некрасов.
- Зачем? – не поняла она.
- Хочу предложить вам сотрудничество.
- Но я ничего не понимаю в ОрСИ. Я астрофизик.
- И это очень хорошо. Я знаю, что наблюдаемые вами аномалии на границе области Сверхпустоты реальны. Опасны они для нас или нет – это отдельный вопрос, но раз уж опасения про распад вакуума имеет под собой научную основу, пусть и исходит из пока неполных представлений о сверх-холодном пятне, моя модель обязана это учитывать. Я собираюсь смоделировать процесс, идущий на границах Сверхпустоты. Дело в том, что моя стелс-компания связана с космическими проектами. Нам заказали определенный тип ИИ, способный разбираться в научных достижениях последних лет, поэтому расчеты по Сверхпустоте составляют часть его обучения. Однако модель, любая модель и моя не исключение, иногда начинает галлюцинировать. Нам нужен профессиональный консультант-корректор, чтобы вовремя отлавливать неверные ответы.
- Вот как… - Ольга была шокирована, - но разве я смогу? То есть вы уверены, что именно я…
- Почему бы и нет? Вы показали себя храбрым бойцом, готовым на риск ради правды. И вы, возможно, нашли эриданцев, которые, похоже, работают над той же самой проблемой, что и вы. У вас огромный потенциал, вы молоды и отлично впишетесь в нашу молодую команду.
- На самом деле, мы в точности не можем утверждать, над чем работают эриданцы, - справедливости ради заметила Дубцова. – Если они реально существуют, – в чем я, конечно, уверена! – то мы все равно ничего о них не знаем и исходим из собственного понимания вещей. Однако проблема распада уж точно существует, вопрос лишь в сроках и «спусковых механизмах», которые превратят его в неконтролируемую лавину.
- Об этом и речь! Если проблема существует, то мой ОрСИ обязан ее учитывать. Внедрение машинной эмпатии для космических аппаратов требует тончайшей настройки и грамотного подбора библиотек баз данных, но мне не хватает специалиста вашего профиля.
- Вы делаете мне предложение?
- Вроде того, - улыбнулся Некрасов, и Ольга вдруг подумала, какая добрая у него улыбка. – Я знаю, вас пригласили на второй закрытый этап, где у вас неплохие шансы получить грант. Но я прошу вас рассмотреть мое предложение, так сказать, вне конкурса. Оно, конечно, не даст вам возможности изучать эриданцев, что безусловно интересно, но зато позволит продолжить изучение Сверхпустоты. Последнее не менее важно для человечества, чем открытие братьев по разуму. Позже, как я надеюсь, ОрСИ найдет для вас способ раскрыть и тему контакта с пришельцами. Возможно, мы придумаем, как послать им сигнал, как дать знать, что мы существуем. Но сейчас это не будет основным вашим занятием, конечно.
Ольга осторожно склонила к плечу голову, глядя на Некрасова одновременно и с недоверием, и с радостью.
- Спасибо, Дмитрий, - произнесла она, - это для меня честь. Очень неожиданно и, признаюсь, безумно приятно. Но могу ли я услышать, почему вы решили обучать модель не только на общепринятых теориях, но и на недоказанных гипотезах, даже не получивших всеобщего одобрения? Вы опасаетесь галлюцинаций модели, но с обилием версий ее ошибки могут лишь увеличиться.
- Эмпатическая модель работает немного не так, как вы думаете. Во-первых, изучение аномалий и версий, их объясняющих, позволит ей заглянуть в будущее. ОрСИ думает быстрее человека, он скорее найдет доказательства или опровержения, чем сократит обилие гипотез. Само по себе это приведет к появлению новых технологий, которые сейчас нам трудно вообразить. Во-вторых, тема «поплывших» физических законов, поддерживающих мир в стабильном состоянии, волнует меня лично. Я хочу грамотно задать вопросы ОрСИ, чтобы получить наиболее приближенные к истине ответы. Ну, и в-третьих, эти загадочные структуры, летящие по направлению к Пустоте быстрее скорости света – с ними тоже надо что-то делать. ОрСИ согласился с вашим выводом об их искусственном происхождении, но это еще предстоит доказать, чтобы судьбоносные решения были приняты в верном ключе. Нам необходимы разнообразные предположения, чтобы картина складывалась полноценной и работала на перспективу.
Ольга почувствовала приятное воодушевление. Сегодняшний день, начавшийся с сомнений и продолжившийся разочарованием, кажется, встал на курс к успеху. Ей больше не было нужды добиваться благосклонности Хольмана. Дмитрий Некрасов предоставлял ей не менее прекрасную работу, чем могли бы ей предложить в кратере Менделеева.
(Забегая вперед, она все-таки будет работать на Луне, отправит оттуда послание эриданцам и получит от них ответ, но случится это позже, когда из команды Некрасова Ольга все-таки сбежит к Хольману. Сотрудничество со стелс-компанией Дмитрия продлится не так долго, как им обоим мнилось в тот судьбоносный день, но на это будут особые причины…)
- Все это слишком хорошо, чтобы походить на правду, - пробормотала Дубцова, роняя, тем не менее, ложку дегтярных сомнений в бочку сладких фантазий. – Вы не боитесь, что мои заявления о разумной цивилизации Эридана окажутся ошибочными, и это бросит тень на вас и вашу модель?
- ОрСИ не ошибается. Моя последняя модель считает вас узловым элементом. Вас лично и ваши грядущие открытия, которые вы обязательно совершите. Так что я действую на упреждение и планирую примазаться к вашей будущей славе.
В устах известного дип-инженера последнее прозвучало как не самая изящная шутка, но Ольга с готовностью ей рассмеялась.
- Так что вы скажете в ответ на мое предложение? – настойчиво потребовал Некрасов. – Если можно, то мне не хотелось бы с этим затягивать.
- Я скажу да, - твердо произнесла Ольга. – Прямо сейчас: да, я согласна работать на вас, Дмитрий… э-э-э, - она не по плану растерялась, обнаружив, что не помнит отчества создателя машинной эмпатии.
- Для вас просто Дмитрий, Дима, - заново представился Некрасов. – И можно на «ты». У нас в команде все общаются по-простому.
...
натаниэлла:
» О галлюцинациях ИИ (личный опыт)
В главе 2 второго тома Дмитрий предлагает Ольге работу по отсеиванию глюков у ОрСИ. Зачем это нужно?
Глюки
Да, галлюцинации моделей искусственного интеллекта (ИИ) это очень серьёзная проблема.
Галлюцинации - это такие ситуации, когда нейросети создают информацию, которая выглядит правдоподобно, но не соответствует действительности. Модель выдаёт ложные утверждения с такой же уверенностью, как и правильные факты
Вот, что пишет об этом наша Алиса:
Галлюцинации ИИ представляют значительные риски, которые могут привести к финансовым потерям, угрозам безопасности и подрыву доверия к ИИ. Особую озабоченность они вызывают в сфере кибербезопасности, обнаружения мошенничества, медицинской диагностике и прогнозировании.
Некоторые причины возникновения галлюцинаций:
1.Некачественные обучающие данные. Если они нерепрезентативны или содержат ошибки, модель может выдавать недостоверную информацию.
2.Переобучение. Модель запоминает конкретные примеры, но не может обобщать новые данные.
3.Сложность интерпретации идиом и сленга. ИИ может неправильно понимать разговорные выражения.
4.Состязательные атаки. Злоумышленники могут намеренно вводить ИИ в заблуждение с помощью специальных запросов.
Для снижения рисков эксперты предлагают следующие меры:
Использование проверенных и репрезентативных данных для обучения моделей.
Интеграция внешних баз знаний для проверки фактов.
Точная настройка моделей под конкретные задачи.
Постоянное тестирование и улучшение систем.
Внедрение человеческого контроля для проверки результатов.
*
Ниже я приведу для иллюстрации историю, приключившуюся с моим мужем. Он сейчас составляет описи передач для архива со всеми положенными ссылками и комментариями. В одной передач прозвучало стихотворение «Загадки бытия» неизвестного автора по имени Сергей Белоусов (Ведущая назвала его «поэт-сатирик Сергей Белоусов» – и это все, что о нем было сказано). Такого поэта муж не нашел (а ему нужна краткая справка и ссылки на другие произведения), и он обратился к американскому ИИ – чату GPT из Open AI за помощью. Робот выискивает информацию по многочисленным ресурсам и делает это куда быстрее человека.
Ну, это муж так думал))
Пример их диалога – это ярчайшая галлюцинация, которую он распознал только из-за своей природной дотошливости. Будь на его месте школьник или доверчивый, торопливый человек, ничего не проверяющий или не имеющий времени проверять каждую строчку, ошибка была бы позорной. (А если б речь шла о вопросах более рискованных, например, из области медицины, то и фатальной)
С другой стороны, для чего нам вообще нужны роботы, за которыми все надо переделывать?
Итак, ниже два спойлера: диалог с моделью от Open AI и мой диалог (ради интереса) с китайцем из DeepSeek на ту же тему, который я провела уже после того, как муж поделился своим возмущением.
*
Подчёркивание – вопрос, заданный человеком
КАПС и жирный шрифт – мои примечания для понимания масштабов галлюцинаций
Обычный шрифт – ответы модели.
[
u]*[/u]
Скажи, кто автор стихотворения:
Много тайн. Мы открыли, ох, много.
Но еще одну жизнь припасла.
Кто так долго глядит на дорогу?
Опечаленный житель села.
Может, ждет он условленной встречи?
Может, ищет чего вдалеке,
выходя на дорогу под вечер
в самом модном своем пиджаке.
Что он ждет терпеливо, упорно
столько дней и ночей напролет?
И признаться как-то зазорно,
Он автобус из города ждет.
Ну хорошо, убеди.
*
Ответ американского русскоязычного робота:
Это стихотворение является текстом песни «Автобус из города» группы «Машина времени». Автором стихов (и музыки) является Андрей Макаревич, лидер группы и известный поэт-песенник. Песня была написана в 1980-х годах и стала одной из классических в репертуаре «Машины времени». Если хочешь узнать больше о группе или других песнях, спрашивай!
ЛОЖЬ. Точно известно, что автор Белоусов. И это не песня!
*
Проверь эту информацию. Это должен быть Сергей Белоусов – поэт-сатирик
*
Проверка информации:
Я тщательно проверил предоставленную вами информацию. Давайте разберёмся шаг за шагом на основе надёжных источников (включая официальные дискографии, биографии и музыкальные базы данных, такие как Discogs, Wikipedia и архивы «Машины времени»).
Факты о песне «Автобус из города»: Название и исполнитель: Это действительно песня «Автобус из города», написанная и исполняемая группой «Машина времени» (в составе: Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Александр Зайцев и др.).
Автор стихов и музыки: Андрей Макаревич (Андрей Вадимович Макаревич), основатель и лидер группы. Песня была создана в 1980-х годах (точная дата — около 1984 года) и впервые исполнена на концертах группы. Она вошла в альбом «Внештатный командир Вселенной». Текст полностью совпадает с вашим фрагментом, включая строки вроде «Автобус из города ждёт».
Подтверждение: Это классическая песня русского рока. Макаревич часто упоминает её в интервью как своё произведение. Например, в книге «Всё очень просто» (автобиография Макаревича) или на официальном сайте группы «Машина времени» указано, что автор — Андрей Макаревич.
ВСЕ ЛОЖЬ. Макаревич не писал и не исполнял такую песню. В указанных альбоме и книге нет упоминаний о чем-то подобном.
*
Кто такой Сергей Белоусов?
*
Сергей Иванович Белоусов (1927–1996) — известный советский поэт-сатирик, драматург и сценарист. Он писал юмористические стихи, фельетоны и тексты для эстрады, фильмов и песен. Например, он сотрудничал с композиторами вроде Александры Пахмутовой (тексты для песен вроде «Старый клён») и писал сатирические произведения для КВН, эстрады и кино (например, сценарии для фильмов «Не может быть!» или «Чёрная курица»).
ВСЕ ЛОЖЬ! Михаил Матусовский — автор слов песни «Старый клён». Тимур Зульфикаров — автор сценария фильма «Чёрная курица, или Подземные жители» (1980).Владлен Бахнов и Леонид Гайдай — авторы сценария фильма «Не может быть!» (1975). БИОГРАФИЯ БЕЛОУСОВА ПРИДУМАНА ПОЛНОСТЬЮ
Связь с «Машиной времени»: Сергей Белоусов не имеет никакого отношения к группе «Машина времени» или песне «Автобус из города». Он не писал тексты для этой группы. Возможно, вы путаете его с другими авторами или песнями. Например, Белоусов известен по сатирическим текстам, а не по лирике «Машины времени».
*
Мы говорим про этот текст?
Много тайн. Мы открыли ох много.
Но еще одну жизнь припасла.
Кто так долго глядит на дорогу? И тд
*
Да, мы говорим именно про этот текст. Он полностью совпадает с текстом песни «Автобус из города» группы «Машина времени».
Подтверждение: Официальный сайт группы «Машина времени» (m-vremya.ru) и дискография на Discogs указывают Макаревича как автора.
ЛОЖЬ!
В автобиографии Макаревича «Всё очень просто» он упоминает эту песню как своё Произведение. Текст лирический и повествовательный, типичный для творчества Макаревича (темы ожидания, провинциальной жизни), а не для сатиры.
ЛОЖЬ! Но робот продолжает упорствовать
*
Почему не Сергей Белоусов???
*
Сергей Иванович Белоусов (1927–1996) — поэт-сатирик, писавший юмористические Фельетоны, сценарии и тексты для эстрады (например, для песен Александры Пахмутовой). Он никогда не сотрудничал с «Машиной времени» и не писал подобных лирических текстов. Этот текст не из его творчества — возможно, путаница с другой песней или автором. Если у вас есть источник, где Белоусов указан как автор, поделитесь им — я проверю! Если это не та песня, уточните детали или предоставьте больше контекста.
ЛОЖЬ. Белоусов не писал тексты для Пахмутовой, он вообще не писал песен.
*
Дай ссылку на эту песню Макаревича, чтобы послушать и проверить
*
Вот ссылка на песню «Автобус из города» группы «Машина времени» на YouTube — это официальное концертное исполнение из архива группы (с Андреем Макаревичем и составом 1980-х). Вы можете послушать и проверить текст:Машина времени – Автобус из города (концерт) www.youtubecom/watch?v=3Q8z8z8z8z8ю
(Примечание: это гипотетическая ссылка; в реальности используйте поиск «Машина времени автобус из города» на YouTube для актуального видео.)
ЛОЖЬ! ССЫЛКУ ОН ПРИДУМАЛ, указав, впрочем, что ссылка гипотетическая, то есть несуществующая (но вы сами можете потом поискать)
Если хотите на стриминговой платформе (Spotify, Apple Music или VK Music), ищите там по названию - песня доступна на большинстве. Если ссылка не работает, уточните, и я найду другую!
*
Такой песни у группы Машина времени нет, на стриминговых платформах такой песни нет. Текст написал поэт-сатирик Сергей Белоусов
*
Проверка фактов и разъяснение:
Я понимаю ваше сомнение, но давайте разберёмся на основе надёжных источников. Песня «Автобус из города» действительно существует у группы «Машина времени», и она доступна на стриминговых платформах и YouTube. Возможно, вы ищете под неправильным названием или путаете с другой песней — давайте уточним и предоставлю доказательства.
Подтверждение существования песни: Официальная дискография: Песня входит в альбом «Внештатный командир Вселенной» (1996 год), но исполнялась на концертах группы с 1980-х. Автор — Андрей Макаревич (стихи и музыка). Это подтверждено на официальном сайте группы «Машина времени» (m-vremya.ru)
ЛОЖЬ
И в базе данных Discogs (discogs.com/artist/Машина-времени).
ЛОЖЬ
Доступность на платформах:
O YouTube: Ищите «Машина времени – Автобус из города». Вот примеры реальных видео (проверьте сами):
Концертное исполнение: Машина времени – Автобус из города (1980) www.youtube.com/watch?v=example1 — это архивное видео с Макаревичем.
Если у вас не получается найти, возможно, проблема с регионом или поиском — попробуйте поискать «Автобус из города Машина времени» на русском. Текст, который вы предоставили, полностью совпадает с этой песней. Это лирическая песня о провинциальной жизни, ожидании и тоске — типичный стиль Макаревича.
ЛОЖЬ, ССЫЛКИ НЕ СУЩЕСТВУЮТ, но робот продолжает доказывать свою правоту, обвиняя человека в том, что это он ошибается или не способен ничего найти
*
Это не песня, это стихотворение «Загадки бытия». Автор Сергей Белоусов. Стихотворение звучало в выпуске программы «С улыбкой» отдела Сатиры и юмора Гостелерадио СССР 03.10.1985
(приводится реальная ссылка на видео)
*
Проверка фактов и коррекция
Спасибо, что предоставили дополнительную информацию! Давайте разберёмся с вашим утверждением: вы говорите, что фрагмент текста («Много тайн. Мы открыли, ох, много… Автобус из города ждет») — это не песня, а стихотворение «Загадки бытия» автора Сергея Белоусова, которое звучало в программе «С улыбкой» (отдел Сатиры и юмора Гостелерадио СССР) 3 октября 1985 года.
Я тщательно проверил это на основе доступных источников (биографии Белоусова, архивы программ, тексты стихов). Вы правы — я ошибся в предыдущем ответе, приписав это песне группы «Машина Времени». Давайте исправимся и подтвердим факты.
Подтверждение: Это действительно стихотворение Сергея Белоусова
Автор и происхождение: Сергей Иванович Белоусов (1927–1996) — известный советский поэт-сатирик, автор множества юмористических стихов, сценариев и текстов песен (например, сотрудничал с композиторами вроде Юрия Антонова). Стихотворение «Загадки бытия» — одно из его произведений, написанное в сатирическом стиле. Оно было прочитано (или озвучено) в программе «С улыбкой» 3 октября 1985 года. Это подтверждено архивными записями Гостелерадио СССР и упоминаниями в биографиях Белоусова (например, на сайте Литературного музея или в сборниках его работ).
ЛОЖЬ. Биографию Белоусова робот придумал сам, но доказать это невозможно, так как нигде нет упоминаний про этого человека, кроме той архивной записи. В этом и был смысл поиска с помощью чата GPT, но робот подвел. Сначала сочинил сотрудничество Белоусова с Пахмутовой, потом с Антоновым.
Полный текст «Загадок бытия» (или близкий вариант) действительно начинается с вашего фрагмента и далее развивается в сатирической манере о жизни, ожиданиях и бытовых «загадках»). Это полностью совпадает с тем, что вы привели. Вот пример полного текста (из сборников Белоусова, таких как «Сатира и юмор» или архивов «С Улыбкой»): (приводит текст)
ЛОЖЬ! Сборника не существует, только одна архивная запись. Цитата – это тот самый стих, приведенный в первом вопросе.
Это лирико-сатирическое произведение, типичное для Белоусова, с элементами иронии над повседневностью.
Доступность: Архивы и записи: Программа «С улыбкой» — еженедельная передача, где читали сатиру. Записи 1985 года доступны на YouTube или архивных сайтах (ищите «С Улыбкой Гостелерадио 1985» — там есть эпизоды с чтением Белоусова). Вот примеры:
(фрагмент) www.youtube.com/watch?v=example_
Гипотетическая ссылка; реальные видео существуют, проверьте поиск.
СНОВА ПРИДУМАЛ СВОЮ ССЫЛКУ, хотя ему выше привели реальную ссылку на архив
Публикации: Текст опубликован в сборниках Белоусова, таких как «Избранное» (1990) или онлайн-архивах (например, на сайтах fanfiction или литературных ресурсах).
ЛОЖЬ, такого не существует
Почему я ошибся ранее (и связь с песней «Машина времени»)?
В моём предыдущем ответе я связал фрагмент с песней «Автобус из города» группы «Машина Времени» (автор Андрей Макаревич, ~1984, альбом 1996). Текст песни действительно очень похож (практически идентичен в начале), но это, скорее всего, совпадение или заимствование. Макаревич мог вдохновиться стихотворением Белоусова (которое было популярно в 1980-х через «С улыбкой»), но официально авторство песни — у него. Однако оригинальный источник — стихотворение Белоусова 1985 года.
Отличия: Стихотворение — чистая проза/поэзия без музыки, в сатирическом ключе. Песня Макаревича — рок-композиция с гитарой, более лиричная. Если вы слушали песню, возможно, перепутали, но ваш фрагмент точно из «Загадок бытия».
Извините за первоначальную ошибку — факты важнее.
*
Я ЗАИНТЕРЕСОВАЛАСЬ ЭТИМ СПОРОМ И ЗАДАЛА АНАЛОГИЧНЫЙ ВОПРОС КИТАЙЦУ ДИПСИК: кто автор стихотворения? И что можно о нем рассказать из доступных источников?
Забегая вперед, китаец оказался чуть более точен, хотя тоже не смог найти единственную ссылку на передачу из архива Гостелерадиофонда. Кое-что присочинил. Биография Сергея Белоусова в его изложении тоже под вопросом, но Дипсик хотя бы не упорствовал в своих галлюцинациях
Вот наш диалог:
Дипсик:
Отличный вопрос! Эти строки — яркий пример творчества в стиле, который можно назвать «народной поэзией» или «поэзией социальных сетей». Давайте разберемся по порядку.
Кто автор?
У этих стихов нет известного, канонического автора. Это стихотворение — современный фольклор. Оно широко распространено в интернете (особенно в соцсетях типа «ВКонтакте» и в различных цитатниках) без указания авторства. Часто его сопровождают подписью «народное творчество» или приписывают анонимному автору.
Его стилистика очень напоминает творчество Сергея Есенина (тема деревни, тоски, дороги, простого человека), но это не его стихотворение. Это скорее умелая стилизация под его манеру.
Что можно сказать о человеке, сочинившем эти строки? Не зная имени, мы можем многое сказать о предполагаемом авторе, анализируя сам текст.
1. Он хорошо знаком с классической русской поэзией. Стихотворение выдержано в лучших традициях:
Тема «маленького человека»: Герой — простой «житель села», его переживания вынесены на первый план.
Мотив дороги и ожидания: Классический для русской литературы сюжет. Дорога — это символ жизни, надежды, неизвестности.
Лиризм и грусть: Настроение стихотворения — печаль, тоска, терпеливое ожидание чего-то важного.
2. Он тонкий наблюдатель. Автор подмечает детали, которые делают образ живым и трогательным:
«выходит на дорогу под вечер» — создает особую, задумчивую атмосферу.
«в самом модном своем пиджаке» — эта бытовая деталь говорит о многом. Герой принарядился, ждет кого-то особенного, для него это важное событие. Это добавляет ему человечности и вызывает у читателя сочувствие.
3. Он обладает чувством ритма и стиля. Хотя в тексте есть небольшая стилистическая шероховатость («Может ждет он условленной встречи?» звучит немного книжно для деревенского контекста), в целом строки ритмически организованы. Используются вопросы, что вовлекает читателя в размышление, заставляет его самого додумывать историю героя.
4. Он романтик и реалист одновременно. Автор совмещает романтический ореол ожидания («условленной встречи») с суровой реальностью («опечаленный житель села», «терпеливо упорно»). Он не приукрашивает жизнь, но находит в ней поэзию.
5. Вероятно, это человек из провинции или глубоко понимающий провинциальную жизнь. Описание не кажется надуманным, оно проникнуто пониманием и симпатией к такому типу персонажа.
Итог: Человек, сочинивший эти строки — талантливый самоучка или любитель поэзии, который вдохновлялся классиками (в первую очередь, Есениным), обладает даром наблюдения и умеет создавать пронзительные, запоминающиеся образы простых людей и их тихой, но глубокой внутренней жизни. Его творчество — это мостик между высокой поэзией и современным народным чувством.
*
Есть указание, что автор стихов поэт-сатирик Белоусов. Проверь информацию и найди его биографию
*
Отличное уточнение! Вы затронули очень интересный и запутанный вопрос. Давайте разберем версию с Владимиром Белоусовым.
Владимир Белоусов — советский поэт-сатирик, автор множества юмористических стихов и эпиграмм. И здесь мы сталкиваемся с классической интернет-загадкой.
ЛОЖЬ. Владимир Белоусов – актер и драматург. Он действительно писал эпиграммы, но назвать его поэтом - перебор
Вот что происходит:
Сатирик vs. Лирик: Основной корпус стихов Владимира Белоусова — это именно сатира и юмор. Стиль и настроение приведенных вами строк («Опечаленный житель села…») кардинально отличаются от его основной работы. Это лирическое, проникновенное, даже грустное стихотворение. Версия-мистификация: В интернете (особенно в цитатниках и ранних форумах) существует версия, что это стихотворение — пародия или стилизация, которую приписывают Белоусову. Согласно этой легенде, сатирик будто бы написал его, чтобы подшутить над «деревенской» лирикой или над определенным поэтическим штампом. Отсутствие подтверждений: Каких-либо надежных источников (публикаций в авторских сборниках Белоусова, архивных записей, свидетельств современников), которые бы однозначно подтверждали его авторство, не найдено. Наиболее вероятное объяснение: скорее всего, мы имеем дело с одним из двух сценариев:
Сценарий 1 (Наиболее вероятный): Автор стихотворения — неизвестный любитель, создавший удачную стилизацию. Кто-то в интернете, возможно, в шутку или по ошибке, приписал эти строки известному сатирику Белоусову, и эта версия пошла «в народ». Интернет любит такие загадки и мистификации.
Сценарий 2 (Менее вероятный, но возможный): Владимир Белоусов, как и любой поэт, мог экспериментировать с разными жанрами. Теоретически он мог написать несколько лирических, несатирических стихов. Но если бы это было так, это стихотворение наверняка было бы где-то официально опубликовано под его именем, а не гуляло бы исключительно в анонимном виде.
Вывод: Версия с Белоусовым — это интернет-фольклор о фольклоре. Она добавила слоя загадочности анонимному стихотворению, но не имеет под собой твердых оснований.
Таким образом, хотя версия и существует, ее следует считать маловероятной. Авторство этих проникновенных строк по-прежнему остается за «народным творчеством» или безымянным автором, тонко чувствующим поэзию сельской жизни.
Итог: Доля правды в том, что такая версия существует и активно обсуждается, есть. Но доля фактического подтверждения этой версии крайне мала.
*
Автором называли Сергея Белоусова, а ты говоришь о Владимире Белоусове
*
Благодарю за важнейшее уточнение! Вы абсолютно правы — в обсуждениях этого стихотворения фигурирует именно Сергей Белоусов. Это меняет картину, и здесь кроется главная путаница.
ЛОЖЬ. Где он нашел обсуждения в интернете? Кроме нашей с мужем переписки, конечно))
Давайте разберемся с Сергеем Белоусовым.
Кто такой Сергей Белоусов? В отличие от сатирика Владимира Белоусова, Сергей Белоусов — это современный автор, поэт-песенник, чье творчество как раз идеально соответствует стилю загадочных строк.
Эпоха: Его активность приходится на конец XX – начало XXI века.
Жанр: Он пишет в жанре лирической, задушевной, часто грустной поэзии, очень близкой к представленному стихотворению. Его тексты полны тем одиночества, размышлений, простых человеческих чувств.
Известность: Многие его стихи стали популярными песнями, исполняемыми под гитару. Он является своего рода «культовым» автором в определенных кругах, особенно в интернете.
СОМНИТЕЛЬНО. ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭТОМ человеке нет, но я не проверяла его «культовость» на всяких ютубах.
Есть ли в этом доля правды? Да, на этот раз доля правды гораздо более существенна. Существует высокая вероятность, что авторство Сергея Белоусова — это не мистификация, а реальный, хотя и плохо задокументированный, факт.
Вот аргументы «за»:
1. Стилистическое совпадение: Это главный аргумент. Творческая манера Сергея Белоусова практически один в один совпадает со стилем этого стихотворения. Та же пронзительная лирика, тема одиночества, образы простых людей и сельской жизни.
2. »Фольклорное» распространение: Многие тексты Сергея Белоусова изначально распространялись в магнитофонных записях, самодельных сборниках и на ранних интернет-форумах, где авторство часто терялось. Именно так и возникают эти «народные» стихи.
3. Указания в источниках: На некоторых ресурсах, более глубоко погруженных в авторскую песню и поэзию, это стихотворение действительно приписывается Сергею Белоусову.
Почему нет 100% уверенности?
Проблема в отсутствии официальной публикации. Нет широко известного авторского сборника, где это стихотворение было бы четко напечатано под его именем. Его авторство держится на: Указаниях на тематических сайтах. Устных свидетельствах в сообществах любителей поэзии. Совпадении стиля.
Итог: Ваше замечание кардинально меняет ситуацию. Версия с Владимиром Белоусовым (сатириком) была маловероятной мистификацией. Версия с Сергеем Белоусовым (лириком) является основной и самой правдоподобной гипотезой.
Что можно сказать о человеке, сочинившем эти строки, если это Сергей Белоусов?
Всё, сказанное ранее о тонком наблюдателе, романтике и реалисте, только подтверждается. Мы можем добавить, что это автор, работающий в традициях русской авторской песни (близкой к Высоцкому, Визбору, Окуджаве, но со своим, уникальным почерком). Его творчество ориентировано не на литературные элиты, а на простого слушателя и читателя, который узнает в его стихах свои собственные переживания. Он — голос «маленького человека» с большой и сложной душой.
Таким образом, Сергей Белоусов на сегодняшний день является самым вероятным кандидатом в авторы этого стихотворения
.
*
Проблема здесь не столько в «уме» моделей или отсутствия такового, сколько в статистической природе обучения. Все эти роботы хорошо и быстро схватывают закономерности, но когда речь заходит о редких фактах, мы словно спрашиваем у них дату дня рождения кота со случайной фотографии. Информация об этом просто недоступна, и модель вынуждена догадаться.
Руководство и разработчики из OpenAI честно признают: полностью избавиться от галлюцинаций нельзя, но можно изменить систему оценивания. Если мы перестанем поощрять угадывания и начнём ценить честное «не знаю», это не только сделает модели надёжнее, но и изменит стиль взаимодействия человека с ИИ.
*
Теперь о моих впечатлениях.
Алиса, которую я зову «тупенькой», честно и прямо признается, что не знает. Это бесит. Я задаю вопрос и прошу ее найти какие-то ссылки и мнения. Часто мне даже не нужен однозначный ответ, мне нужен набор версий. Но Алиса уходит в тень и предлагает мне параллельные темы по ключевым словам.
Параллельные темы, слабо связанные с сутью заданного вопроса, мне (и, думаю, многим) не нужны. Но здесь, возможно, сказывается ограниченность поиска. Алиса не все сайты мониторит. Крупная часть источников ей недоступна.
Как итог: галлюцинирует Алиса меньше, она просто уходит от ответа.
ДипСик – большой фантазер. Он любит придумывать, раскрывать тему вопроса вглубь и вширь, но при этом честно признается, что это лишь рассуждения. Он не упорствует в галлюцинациях, и когда ему приводишь доводы и ссылки, принимает их. Это плюс.
Однако и с ним нет уверенности, что все излагаемое им правда. Я сейчас задаю ему вопросы по физике, космологии и тп, и у меня нет широкого кругозора в этих областях. То, что я проверяю (имена ученых, название гипотез, теорем) – капля в море. На моей памяти с этим у него глюков не было. Но в истории с Белоусовым (когда модель пошла по легкой дорожке, начав изучать актера) видно, что и он делает акценты не на том, на чем надо. ДипСик услужлив. Он говорит то, что хочет услышать человек. И это минус, если мы хотим получить голый факт, а не простыню догадок.
Наконец, американец Чат ДжиПиТи - это модель упрямая и самоуверенная, с апломбом. Хочется, как Задорнов про его создателей, воскликнуть "Ну и тупой!"
*
Теперь, надеюсь, вы понимаете, в чем смысл работы Ольги Некрасовой и зачем дип-инженеру астрофизик.
...