Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Настёна СПб: > 28.05.18 00:22


КОНСТАНТИН БАДИГИН "КОРСАРЫ ИВАНА ГРОЗНОГО"

Цитата:
"Московская Русь втянулась в тяжкую и разорительную Ливонскую войну. Русские полки рвутся к Балтийскому морю, дающему простор для торговли и процветания державы. Но это не устраивает ни Швецию, ни Речь Посполитую, подбивших на войну с Русью крымских татар и Османскую империю. Однако не так прост московский самодержец, помнящий пословицу о том, что на войне все средства хороши..."

Эпоха Ивана Грозного - это жестокие казни и великие подвиги, успешные татарские походы и бездонная прорва Ливония, вседозволенность опричнины и открытие новых земель, смертный страх и надежда на лучшее, полубезумный царь и великий русский народ...
Грозный в этом романе подвержен припадкам страха и ярости, которые утоляются пытками и кровью, но изредка он ведет себя очень здраво. Выход к Балтике необходим! Торговые английские суда, направляющиеся к нам и от нас, топят польские пираты. В ответ на это был создан русский корсарский флот под предводительством датчанина Карстена Роде, дравшийся отчаянно и лихо. Закончилось для нас печально, от моря нас отбросили. Но мечта о Балтике еще будет воплощена в жизнь Петром I.
С боярскими заговорами получился какой-то замкнутый круг. Для борьбы с изменой царь создает опричнину и начинает косить всех подряд. Даже верные люди готовы или бежать, или посадить на трон Владимира Старицкого. Вот так князя и подвели под монастырь... Новгородцев, конечно, круто подставили. Очень похожей на правду выглядит версия, что Вяземский и Басмановы были против карательного похода на Новгород, а Ивану Грозному вожжа под хвост попала... А потом было позорное сожжение Москвы и славная победа при Молодях. Русские люди бьются не за государя, а за Родину; цари смертны, а Россия - вечна.
Мой пятый подряд роман об этом времени, я немного выдохлась Laughing .
Оценка - 4.

...

Klementinka: > 29.05.18 19:40


«Утро Петра Великого» (Д. Мережковский)




Книжечка состоит из двух рассказов:

Первый из них называется «Из детства царевича Алексея». Маленькому Алёше – шесть лет, и он – очень любознательный и живой мальчишка. Всё ему интересно, до всего у него есть дело. Вот только мамки да няньки, представленные к нему, изрядно портят жизнь, не разрешая бегать под дождём, постоянно укутывая своё чадо во множество тёплых кофточек и одеял. Другое дело – отец. Высокий, красивый, статный. От него так и пышет силой. Алёшка очень любит своего папку и надеется, что, став взрослым, он будет похож на него…
«Алёша молчит: ему трудно решить. Но вдруг ещё крепче прижимается к отцу и, весь дрожа, замирая от стыдливой нежности, шепчет ему на ухо:
– Люблю батю, больше всех люблю!»


Второй рассказ повторяет название книги: «Утро Петра Великого». И, знаете, несмотря на явные прикрасы и домыслы, рассказ определённо заслуживает внимания. А всё из-за того, что он… живой, он позволяет читателю перенестись на много лет назад и оказаться в Петровской эпохе.
Вот Пётр, проснувшись поутру, точит из камня паникадило в церковь Петра и Павла. Вот к нему заходит кабинет-секретать Алексей Васильевич Макаров и царь, отложив свою работу, начинает диктовать указы о коллегиях, учреждаемых в России по образцу других государств. После завтрака Пётр идёт проведать своё любимое Адмиралтейство и любуется недостроенным пока кораблём, который уже очень скоро отправится бороздить морские просторы. После обеда, приняв послов, Пётр уединяется в своём кабинете, и начинает читать газету «Ведомости». От этого интересного занятия его отвлекают две красавицы-дочери «девятилетняя Аннушка – с чёрными глазами, с очень белым лицом и ярким румянцем… и Лизанька – золотокудрая, голубоглазая, лёгкая, как птичка…!» Лизочка выпрашивает у папы «малюсенькую обезьянку, которая входит в индийский орех», а Анечка интересуется, можно ли на тюленя Мишку надеть седло и превратить его в маленькую лошадку...
Оценка: 5+

...

Allegra: > 01.06.18 13:58


Дамы, вы не против, если я продублирую сюда отзывы на серию исследовательских книг?
Автора в каталог добавить нельзя, а не прикреплённые отзывы теряются на просторах форума.



Пастуро Мишель
Синий. История цвета

Очень люблю исследования – и неважно чего: языка, истории или цвета. У Мишеля Пастуро несколько таких исследовательских книг о цвете. Конечно, я выбрала первой для прочтения книгу о своём любимом цвете.
Итак, в доисторические времена в чёрно-белую палитру древнего человека врывается красный, потому что охра – самый доступный на тот момент краситель.
В античности окраска в синий цвет уже применялась, но отношение к нему было различным. В Риме голубые глаза считались некрасивыми, а синий цвет – варварским, потому что извечные враги кельты и германцы раскрашивали тела и лица синей краской.
В раннем средневековье небо описывали как белое, красное или золотистое, в упор не замечая голубизны.
И только с 12 века синий цвет начинает проникать на картины, иконы, гербы, постепенно становясь цветом аристократов и королей. Немало этому поспособствовал прогресс в красильном производстве, позволивший получать яркие оттенки синего цвета вместо тёмных и грязноватых в прошедших веках. Очень много интересных подробностей, например о разделении красильщиков на «красных» и «синих» – каждый имел право красить ткани только в «свой» цвет.
На исходе средневековья в Европе появляется импортная краска индиго, и это довершает триумф синего цвета. Считается, что сейчас он популярнее красного, и не только в одежде. Синий цвет и его оттенки «отметились» во всех видах искусства – от блюза до синей птицы.


Черный. История цвета
Вначале была Тьма. Это утверждают такие разные области познания, как религия и астрофизика. Согласно Библии, бог на начальном этапе сотворения мира создал свет во тьме, а теория Большого взрыва утверждает, что тёмная материя окутывает Вселенную.
Человек, как существо дневное, всегда боялся темноты: там таились дикие звери и мифологические чудовища, оттуда грозила опасность. Только обретение огня помогло прогнать эти страхи. Доисторические люди свои наскальные рисунки раскрашивали чёрной краской, причём различали оттенки чёрного, используя разные красители. Но с развитием цивилизации довольно долго красильщики не могли добиться ровного глубокого чёрного цвета, поэтому чёрная одежда была уделом бедняков да монахов. То ли дело художники – у них была целая палитра разнообразных оттенков чёрного, причём все они имели свои названия. Даже во времена Шекспира ещё сохранялись по два названия для чёрного и белого цвета – отдельно для блестящего и матового.
А вы знаете, что не всегда чёрный и белый цвета были антагонистами? Например, шахматы вначале были чёрно-красными, затем бело-красными, и только в 13 веке стали привычными нам чёрно-белыми.
С появлением геральдики чёрный цвет утвердился на гербах и постепенно перешёл в разряд модных и востребованных – от горожан до королей. А в 15 веке всеобщий «чёрный» бум вознёс на вершину моды и два «родственных» цвета – серый и фиолетовый. У этих, казалось бы, невзрачных цветов, появилось множество ярких оттенков – так мода подтолкнула развитие красильного производства. Только коричневый всё ещё оставался цветом бедняков.
А затем чёрный опять выйдет из моды, потому что Ньютон откроет разложение белого цвета на спектр, в котором чёрному вообще не будет места. И опять вернётся во времена увлечения готическими романами. Сейчас же опросы показывают, что чёрный, конечно, не самый любимый цвет, но более предпочтителен, чем белый и жёлтый.


Зеленый. История цвета
Французский историк и специалист по средневековью Мишель Пастуро придумал масштабный проект – история цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до 18 века. На русском языке вышли три издания: «Синий», «Чёрный», «Зёленый», переводится «Красный». И я читала, что или в планах, или уже написан «Жёлтый». Как мы видим, кроме основных (базовых) цветов, автор уделил внимание и промежуточному – зелёному.
Отношение к нему очень противоречиво – с одной стороны, этот цвет успокаивает и даёт отдых глазам, а с другой – мало кто может назвать его своим любимым цветом. Это цвет природы, жизни, надежды, но и... пресловутых зелёных чёртиков и зелёных человечков.
Древние люди вообще не раскрашивали свои рисунки зелёным – этот цвет и так окружал их со всех сторон. В Античности слово, наиболее близкое по значению к зелёному, обозначало любой бледный цвет. А вот в Египте зелёный уважали как цвет священных животных (крокодила, например... бррр...) И скандинавы с германцами охотно надевали зелёную одежду, не обращая внимание на то, что она быстро линяла (ну, дикари, в понимании заносчивых римлян, что с них взять)))
В средневековье зелёную краску очень трудно было получить: исходный материал был или слишком дорог, или ядовит, а линяла окрашенная ткань очень быстро. К тому же смешивать синюю и жёлтую краски для получения зелёной было строжайше запрещено уставом красильщиков.
А затем начинается история взлётов и падения интереса общества к зелёному (как и к любому цвету, впрочем): модный куртуазный цвет в 12-13 веках, он становится символом всего изменчивого (удачи, судьбы) в 14-15, и даже дьявольским цветом. Люди с зелёными глазами считались лживыми, хитрыми и развратными (вот бедняги!). Новое время также было не очень лояльно к зелёному – он считался легкомысленным цветом. Только в 18 веке он станет цветом романтиков, а открытие Ньютона определит место зелёного в середине цветовой шкалы. Ну а сегодня это цвет здорового образа жизни – спортивных площадок, столов для тенниса, бильярда. И национальный цвет Ирландии.

Я с интересом прочитала серию Мишеля Пастуро об истории цвета и надеюсь на продолжение. Автор приводит множество интересных исторических фактов, помимо основного исследования. Кое-что немножко утомляло – например, солидное место, отведённое религиозным спорам о сущности цветов. Но ведь цель автора – исследование, а не развлечение. Серия заслуживает самой высокой оценки, буду ждать следующих книг.

...

Gerxard: > 01.06.18 17:52


Недавно здесь я вспоминала книгу Бориса Полевого "Доктор Вера", скопирую свой отзыв из каталога.

Роман "Доктор Вера" о молодом хирурге, которой пришлось остаться в госпитале с ранеными, которых не успели эвакуировать и ей приходится вести опасную игру с гестапо. Доктор Вера-не героиня без страха и упрека. Нет , она боится, сомневается, но преодолевая свой страх продолжает делать свое дело. А другие герои- тетя Феня, Марья Григорьевна, Антонина,Василий,Иван Аристархович. Благодаря этим людям, которые находились с ней и помогали ей, она и сама не сдалась. А ее дети? Как рано повзрослели дети той войны. Им еще бы гулять в игрушки, а они уже помогают матери в ее нелегком деле. Война раскрывает настоящую сущность человека. В мирной жизни эти люди наверное и не подозревали о своей выносливости и храбрости. Были и другие люди, которые не верили в победу Красной Армии, боялись расстаться с привычным для них комфортом и приспосабливались к немцам. Как Кира Ланская или отец Семена, мужа Веры.


В книге много эпизодов, которые берут за души:


Реально в книге показаны и немцы. Не все немцы были плохими. Были и такие, как Тостолобик.Он, конечно тоже подозревал, что среди раненых в госпитале находятся советские солдаты.Но не выдал ее. И действительно такие немцы были. У нас в поселке люди, пережившие войну,говорили, что немцы к ним неплохо относились, а вот полицаи, те лютовали.Много примеров приводили, когда они поступали по человечески.Но все равно их ненавидели, ведь они были оккупантами.
Удивительно, как автор в таком небольшом романе, смог показать всю сущность войны. Ее ужас и грязь, предательство некоторых людей. Но также и благородство, мужество, стойкость наших людей. Благодаря ВОТ ТАКИМ ЛЮДЯМ, которые даже преодолевали свои личные обиды, полученные от власти, мы и смогли одержать ПОБЕДУ!
Оценка 5.

Прототипом героини стала Лидия Петровна Тихомирова. В теме "Советские писатели" я выкладывала ее биографию и немного о том, как создавался роман.

...

Руронна: > 02.06.18 22:28


Бернард Корнуэлл "Саксонские хроники"(серия). Замечательные романы об истории Англии времен короля Альфреда Великого.

...

Настёна СПб: > 04.06.18 00:27


Жажду высказаться, т.к. меня распирает. Читаю одну сильно незаконченную повесть. Автору творить еще много, а мне впечатления спать не дают. Это не полноценный отзыв, а так - штрихи к прочитанному.

ФЕЛИКС ЛИЕВСКИЙ "ЦАРСКАЯ ЧАША"

Цитата:
От автора. "На тему эпохи Ивана Грозного написано, кажется, все, что можно, и еще больше - чего нельзя. Автор взял за основу крайне скудные документальные сведения тех лет, и воссоздал картину старорусского мира такой, какой она ему видится. Центральный персонаж повести, построенной в форме художественно-исторической, - Фёдор Басманов. Фигура одиозная, неоднозначная, яркая, как и само время, и заслуживающая пристального честного внимания. Все основные персонажи - реальные исторические лица. Автору было интересно увидеть - и показать читателям - историю стремительного взлёта юного Басманова и покрытого тайной неопределенности ухода его с исторической сцены (1564 - 1571 г.) ... как живую человеческую судьбу, с глубоко личным мотивом, в котором звучит все то, что близко и понятно любому, наверное, во все времена."


Первый раз, когда царю за столом прислуживал, то дрожал весь, дышать забывал и ноги подкашивались. И не только от боязни сделать что-либо не так, а от исходящих величия и мощи Иоанна Грозного.
Первый раз, когда в царскую опочивальню пришел, казалось, главное не сопротивляться и перетерпеть. "...сломив немой протест, Легла приказом подчиниться, Как тяжкий раскаленный крест, Его ладонь на поясницу!" (Феликс Лиевский). А после, сквозь слезы, оказалось, что без государя и жизни нет. Страшился услышать, что не люб больше...
Поначалу, по горячности своей, лез в драку за каждый косой взгляд и похабное словно, брошенное вслед. Потом научился сдерживаться и улыбаться. Напоказ выходил в пиршественный зал, разодетый, словно жар-птица диковинная. Когда всем все очевидно, какая ж это тайна? Зачастую случалось головокружение, но всегда находились добрые люди, напоминающие, что он никто, шлюха царская. И нечего нос задирать да смотреть нагло русалочьими глазищами.
А он только силу набирал. Бешеный, своевольный, порочный, сладость адова, морок ночной. И - светлый, чистый, любимый. Государю нужны были верность, поддержка, понимание, дружба, нежность. Эти качества царь нашел в нем, оказавшимся последней душевной теплотой в жизни Иоанна Грозного...
Единственное, что меня могло (и должно было) отпугнуть от произведения - откровенные постельные сцены (у автора указано строго 18+). Но, странно, никакого неприятия я не испытываю (старею, наверное Laughing ). Буду с удовольствием читать дальше.

...

Виктория В: > 04.06.18 05:34


Настёна СПб писал(а):
А после, сквозь слезы, оказалось, что без государя и жизни нет. Страшился услышать, что не люб больше.

Да, мне такого не понять. Колоритной личностью был Федя. Smile

Настя, спасибо за отзыв! Flowers

...

Настёна СПб: > 04.06.18 12:51


Виктория В писал(а):
Колоритной личностью был Федя.

Не то слово ! Что-то было в младшем Басманове, раз о нем помнят и спорят до сих пор. Правда, чем больше о нем копаешь, тем больше мозги набекрень съезжают Laughing , все запутанно и вывернуто.

Виктория В писал(а):
Да, мне такого не понять.

Ну, любовь нечаянно нагрянула не так быстро, как я написала... А, может, ничего и не было, свечку ж никто не держал. А был Фёдор Алексеевич солидным семейным человеком с тремя детьми Laughing .
И, конечно, любопытна мысль, что Басманов - незаконнорожденный сын Ивана Грозного.

...

Consuelo: > 07.06.18 13:35


Надежда Дурова «Записки кавалерист-девицы»

«…Воинственный жар с неимоверною силою запылал в душе моей; мечты зароились в уме, и я деятельно зачала изыскивать способы произвесть в действие прежнее намерение свое - сделаться воином, быть сыном для отца своего и навсегда отделиться от пола, которого участь и вечная зависимость начали страшить меня…»

Надежда Андреевна Дурова известна тем, что оставив дом, в начале XIX века, отправилась служить в армию, разумеется, скрываясь за мужским костюмом. Считается, что прототипом знаменитой Шурочки Азаровой из «Гусарской баллады» была именно Надежда Дурова, однако, истории двух этих дам – вымышленной и действительно существовавшей – имеют множество нестыковок. Кратко о Надежде: родилась то ли в 1783 г., то ли в 1790 г. (последняя дата больше сообразна с «Записками»), в семье отставного офицера и дочери украинского помещика. Девочка с детства была привязана и любима отцом, а для матери была лишь раздражением и источником всех бед (мать хотела сына и даже после его рождения отношения со старшей дочерью никак не улучшились). Кроме того, Надежда обладала духом свободным, не желавшим мириться с женской долей быть запертой в доме муже и не иметь возможности совершать самостоятельные шаги. И все это на фоне солдатского воспитания в мужской компании. Таким образом, не достигнув и восемнадцати лет, Дурова покидает в ночи отчий дом, чтобы присоединиться к полку: «Свобода, драгоценный дар неба, сделалась наконец уделом моим навсегда! Я ею дышу, наслаждаюсь, ее чувствую в душе, в сердце! Ею проникнуто мое существование, ею оживлено оно! Вам, молодые мои сверстницы, вам одним понятно мое восхищение! Одни только вы можете знать цену моего счастия! Вы, которых всякий шаг на счету, которым нельзя пройти двух сажен без надзора и охранения! которые от колыбели и до могилы в вечной зависимости и под вечною защитою, Бог знает от кого и от чего!» Далее, на страницах «Записок» Надежда живописует существование в рядах военных, о подвигах, о войне, о любимом коне Алкиде, о верном песике, о соратниках, об императоре, военных маршах и проч.: «…батист, атлас, бархат, цветы, перья и алмазы обольстительно прекрасны, но мой уланский колет лучше!» Надо сказать, что натуре Дуровой весьма романтична, а потому описание довольно легко и…спорно.

Сложно поверить, что в течение более десяти лет (аж!) Дуровой удавалось спокойно пребывать среди солдат, которым даже в голову не пришло призадуматься над странным поведением соратника, избегающего, например, совместного купания. Да и то, что у всех уже выросла если не борода, то щетина, и только у офицера Александра Дурова все никак и ничего – должно было навести на размышления определенного рода. Хотя нет, надо признать, что переодетую юношей девушку опознавали более житейски умудренные дамы и – ахтунг! – сам император Александр I, который не то, что внял мольбам девицы не вынимать ее из солдатского мундира, но и даже покровительствовал словом и финансовым обеспечением. И вообще странно как-то, что в элитные уланские полки взяли юнца без документов, поверив на слово – «я дворянин, честно». Чудеса.

Иными словами, «Записки» читать стоит с определенной долей скепсиса, ибо много в них выдумок, приукрашений, романтически окрашенных зарисовок. Вот нет, к примеру, и слова о браке Надежды (а она сбегала-то не из отчего дома, а из мужнего) или о ее сыне, в этом супружестве рожденном. Но! Но они отражают дух времени, а это, пожалуй, крайне интересно и для меня явилось фактором определяющим. В любом случае, Надежда Дурова была человеком сильным, определенно храброй, но вот примирилась ли она с тем, что обладала «мужским» духом, запертом в женском теле – это еще вопрос. В итоге: читать любопытно, легко, и несмотря на несоответствие (мягко скажем, упущение) текста «Записок» с фактами, имевшими место в этой истории, оценю на «5».

...

Настёна СПб: > 07.06.18 16:52


Consuelo писал(а):
Надежда Дурова «Записки кавалерист-девицы»
Кристина, лови Serdce ! Сегодня заглядывалась на "Записки" Дуровой в магазине.

Consuelo писал(а):
у всех уже выросла если не борода, то щетина, и только у офицера Александра Дурова все никак и ничего

Чего-то вспомнила, как при Иване Грозном священнослужители пытались запретить брать в войско безбородых. От греха Laughing ...

Klementinka писал(а):
«Титаны и тираны. Иван IV Грозный/Сталин» (Эдвард Радзинский)

От кавалерист-девицы меня отвлек Радзинский. Не эта книга, другая, но в ней было про Ивана Грозного и Лжедмитрия. Я в уголке быстро прочитала. О Иване IV мне понравилось, а о царе "Дмитрии" автору бы лучше художественный роман написать. Московское царство за ночь с Мариной, ага... Но особенно я похихикала, когда Голицын подбивал Басманова к Самозванцу уйти rofl . И последний не смог не подчиниться авторитету титулованного сводного брата. Вообще-то, Василию Васильевичу так хотелось Годуновым изменить, так хотелось, что к Лжедмитрию он связанным явился. Чтобы не подумали ненароком, что он добровольно, так дело обставил, будто его в плен взяли. А Пётр Фёдорович, после скандала, где все припомнили друг другу, кто чем при Иване Грозном отличился, ушел открыто. А далее по Цветаевой (вспомнился мне ее цикл "Марина"):

Гул кремлевских гостей незваных.
Если имя твое - Басманов,
Отстранись. - Уступи любви!
Распахнула платок нагрудный.
- Руки настежь! - Чтоб в день свой Судный
Не в басмановской встал крови.


А славный князь Голицын сначала будет убивать Годуновых, а потом - Лжедмитрия (и своего сводного брата заодно). Простите, меня опять занесло Embarassed.

...

Настёна СПб: > 08.06.18 19:59


АЛЕКСАНДР ШЕЛЛЕР-МИХАЙЛОВ "ДВОРЕЦ И МОНАСТЫРЬ"


Все смешалось в доме Колычевых. Строптивые новгородцы были за ослабление Москвы, а Степан Иванович - за укрепление самодержавия. Но вот его сын Фёдор не пришелся ко двору. Ему бы в тишине книги читать да размышлять о "невольной греховности своего высокого происхождения" и тяжелой доле крестьян, а не лебезить, гнуться и лукавить. Автор меня запутал: Фёдору Степановичу, когда его приставили к юному великому князю Ивану Васильевичу, было уже под 30 лет, но до этого он не состоял ни на какой службе. Как так?.. Но находясь рядом с придворными, он душевно терзался: "стоять за них значит купаться в той же грязи..., пятнать себя той же кровью..., погрязать в разгуле и разврате, губить свое тело, душу и разум. Оставаться чистым и незапятнанным в этом омуте нельзя." На мой взгляд, нравы, царящие в Московском государстве, автор описал (роман 1890 г.) в сильно черных красках: голые бабы, выбегающие из бани и зазывающие мужиков, встречающиеся на каждом шагу женоподобные юноши... Фёдор Колычев не был рожден для мирской жизни, в 1537 г. он ушел на Соловки.
...В 8 лет Иван Грозный лишился любящих и любимых людей, оставшись один на один с боярской кликой. Царь с детства был умным, наблюдательным, но склонным к разврату и жестокости. На всеобщее благо рядом с ним появились суровый, правдивый и смелый Сильвестр и готовый "душу свою за народ положить" Адашев. Ради заботы об отечестве, во время болезни Ивана, они примут сторону Старицких. Царь этого не забудет... А после смерти любимой Анастасии, начнутся оргии и казни.
Как писал Павел Ковалевский: "Иоанн по характеру был трость, колеблемая ветром... Он в кружке Сильвестра, Адашева, Анастасии и Макария был царем правым, чистым, любящим и заботливым отцом." А как появились подле государя "вместо Сильвестра - Малюта Скуратов, вместо Макария - Василий Грязной, вместо Адашева - Алексей Басманов, вместо Анастасии - Фёдор Басманов [он в романе просто прелесть], то из Иоанна вышел убийца и кровожадный человек."
Став митрополитом, Филипп Колычев надеялся воззвать к душе царя, доносить до него правду. Он хотел видеть русскую землю единой и неделимой с праведным правителем во главе. Иван Грозный не желал вмешательства в самодержавные дела, из серии "я царь - что хочу, то ворочу." Оклеветать Филиппа было легче легкого, тем более, Грозного трясло от слов измена, бояре, Литва и Новгород.
Оценка - 4-.

...

Настёна СПб: > 09.06.18 20:05


ЛЕВ МЕЙ "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА"

Осенью 1572 г. (в драме ошибка, верно - 1571) в Александровой слободе состоялись большие смотрины: царь Иван Грозный выбирал себе третью жену. В список невест попала и дочь новгородского купца Василия Собакина Марфа, уже просватанная за племянника нарвского воеводы Ивана Лыкова. На беду, в скромную красавицу Марфу страстно влюбился лихой царский опричник Григорий Грязной, готовый ради благосклонности девушки прибегнуть к привороту. Но лекаря Бомелия не зря зовут кудесником и колдуном: может и приворожить, а может и отравить. Это уж кто как попросит и какую цену заплатит. Отставленная любовница Грязного, Любаша, бросившая ради него и родителей, и стыд, просить умела...
Неожиданно для всех, государю приглянулась Марфа! И вот уже она, нареченная царевной, чахнет в царских хоромах. Очевидно, что девушку "испортили" недобрые и завистливые люди. Не долго думая, Грязной оговаривает Лыкова, не предполагая, как это известие отразится на здоровье Марфы... Грустная история со смертями и сломанными судьбами.
Что в опере, что в драме мне нравятся Грязной и Любаша. Да, их нельзя оправдать, да, они противопоставляются чистым царской невесте и Лыкову. Но они ярче и интереснее, и оба расплатились за содеянное.
Оценка - не смотря на некоторые неточности - 5-.
P.S. Я поняла, что меня всегда смущало! Традиционно считается, что к отравлению Марфы причастен Михаил Черкасский, казненный... за полгода до смерти Собакиной.

...

Настёна СПб: > 10.06.18 00:07


ЛЕВ МЕЙ "ПСКОВИТЯНКА"

Действие этой драмы разворачивается в 1570 г. (почему-то летом). После карательного похода на Новгород царь Иван Грозный с войском свернул к Пскову. Но отчего-то вольный город, по сравнению со старшим братом, отделался легким испугом.
Была у псковского наместника юная дочь Ольга. Вернее, добрый князь воспитал прижитого не от мужа ребенка своей свояченицы. Сосватал девушку за боярина Никиту Матуту, да потом отказал ему. Ольге на радость, а Матуте - на злобу. Узнав, что Грозный царь идет на Псков, приготовились встречать государя хлебом-солью. Не все были согласны с таким поворотом. Возлюбленный Ольги Михаил Туча увел молодежь, "псковскую вольницу", не желающую согнуться перед Москвой, в леса: "Государи псковичи! Собирайтесь на дворы! Зазубрились мечи, притупились топоры..."
Иван Васильевич оказанным приемом остался доволен, а уж когда увидел Ольгу... Нахлынувшие воспоминания молодости размягчили его сердце (не верю!). В опере концовка интереснее: Вяземский, стреляя в Тучу, промахивается и убивает Ольгу. А у Мея девушка сама падает замертво.
Оценка - 4.

...

Настёна СПб: > 11.06.18 00:12


Gerxard писал(а):
Ты основательно взялась за эпоху Ивана Грозного...

Ох, если бы я эпохой заинтересовалась, ведь исключительно отношениями Ивана Грозного с Фёдором Басмановым (как я докатилась до такого Laughing ?).
Кстати, нашла отрывок из книги "Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного" Игоря Курукина, им посвященный. Автор пишет с пониманием (сомнений в характере этих отношений у него нет), без воплей, что царя совратили, больше вопросов возникает именно к государю, а не к Фёдору (что, мне кажется, правильно).

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение