При входе в поместье нужно пересечь длинную аллею, окаймленную вековыми деревьями
Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк, выходцам из Оверни. Их собственностью была и находившаяся здесь крепость, окруженная водяными рвами и связанная с берегом реки Шер подъемным мостом. Рядом с крепостью стояла мельница.
Одинокая башня-донжон — это все, что напоминает сегодня о первых владельцах обширного поместья Шенонсо в XII веке.
Рядом с башней сохранился колодец, украшенный химерой и орлом - эмблемой семейства Марк.
К началу XVI в. расходы семьи де Марк существенно превысили её доходы и они решили выставить на продажу часть земель. Этим воспользовался интендант по финансовым делам в Нормандии при дворе Франциска I, Томас Бойе, который выкупал участок за участком, пока не оказался владельцем его большей части. Остальное было только делом времени, и в 1512 году Бойе выкупил у семейства де Марк также и замок.
Дальше все происходило по известному уже из истории замков Луары сценарию: новый владелец, поддавшись очарованию Ренессанса, разрушает старую крепость и строит новый загородный замок-резиденцию на месте мельницы, отказавшись от толстых стен и бойниц в пользу легкости и красоты нового стиля. Влюблённый в Италию, Бойе мечтал произвести полную реконструкцию замка в духе Ренессанса, так что от старого замка сохранился только донжон. Хотя некоторые элементы укреплений все же пришлось сохранить, принимая во внимание стратегическое расположение замка на переправе через реку Шер
Двигаясь к замку, построенному на основании старой мельницы, можно увидеть монументальные входные двери. На этих резных крашеных дверях времен Франциска 1 расположены: слева герб Тома Бойе, справа его супруги Екатерины Брисоне, с находящейся над ними саламандрой Франциска 1 и надписью: "Франциск, милостью божьей король Франции и Клод, королева французов".
Так получилось, что с именем Шенонсо связаны судьбы сразу нескольких незаурядных женщин, имена которых сохранила история. Первой была жена Томаса Бойе — Екатерина Бойе. Поскольку её муж был занят на службе у короля, вся забота о перестройке замка в соответствии с грандиозными замыслами супруга легла на ее плечи. Она справилась с этой задачей — замок удался на славу, продолжая оставаться укрепленной крепостью с четырьмя башнями и подъемным мостом, но обладая при этом элегантностью и красотой, присущей стилю Ренессанса. На искусственном островке – основании бывшей мельницы – поднялся элегантный белый дворец с большими окнами, высокой крышей и милыми угловыми башенками, украшенными пилястрами и капителями с ангелочками и русалками.
В 1524 году Томас Бойе умер в Италии, куда он отправился в свите короля; его жена скончалась двумя годами позже. После перехода владения в руки их сына Антуана, Франциск I, под предлогом компенсации за ряд нарушений в финансовых делах, за которые Томас нес ответственность, конфисковал замок. С благовидными предлогами у короля Франциска I, очевидно, затруднений не было.
Зала Франциска I
В этой зале находится один из самых красивых каминов стиля Ренессанс. Над камином снова повторяется девиз Томы Бойе "Если он вырастет, меня вспомнят"
Справа от камина "Три грации" Ван Лоо представляют трех мадемуазель де Несле, трех сестер, которые одна за другой были фаворитками короля Людовика XV: мадам де Шатору, де Винтимиль, де Майи.
Мебель состоит из трех французских сервантов XV века и итальянского книжного шкафа XVI века, замечательного своей перламутровой инкрустацией и слоновой костью с гравировкой пером, свадебного подарка, сделанного Франциску I и Марии Стюарт.

После смерти Франциска I замок переходит к его сыну Генриху II и далее сценарий превращается в настоящий любовный триллер
Второй блистательной владелицей замка становится Диана де Пуатье — видная дама при дворе, которую заметил и выделил еще Франциск I. Диана становится фавориткой будущего короля Генриха II при Екатерине Медичи, будучи старше его на 19 лет. Невзирая на возраст Диана сумела сохранить свою красоту, как об этом свидетельствует ее знаменитый портрет, где она изображена обнаженной вместе с оленем. Чтобы сохранить свою молодость, она с утра окуналась в ледяную воду, скакала на лошади и прогуливалась пешком, чтобы затем уснуть до полудня.
Спальня Дианы де Пуатье
Камин работы Жана Гужона, французского скульптора, принадлежащего школе Фонтенбло
На камине портрет Екатерины Медичи кисти Соважа
Красавица, обладающая незаурядными способностями, мужским умом и характером, она получила замок Шенонсо в подарок от короля, на зависть Екатерине. Генрих II сделал еще один подарок своей фаворитке, простив ей часть налога, который он лично ей вернул. Благодаря этим средствам Диана де Пуатье смогла с 1551 года предпринять работы по благоустройству своего владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты, считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни.
Надо отдать должное прагматичной жилке Дианы . Сады были не просто украшением, они кормили домочадцев, а так же кое-что шло и на продажу. Замок окупал себя. По поручению Дианы была промерена глубина Шера с целью предполагаемого строительства каменного моста с пятью арками, которое было осуществлено по проекту Филибера Делорма. Это была новая интересная идея: застроенный двухэтажный павильон, мост выглядит естественным продолжением замка. Кроме того, Диана пожелала окружить резиденцию цветами – был разбит регулярный сад, в котором круглый год благоухали цветы и вызревали редкие плоды. Диана была одержима желанием превратить Шенонсо в замок, способный поражать воображение королей и в первую очередь её соперницы королевы Екатерины.
В 1559 году, по предсказанию Нострадамуса, Генрих II скончался от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Только после этого трагического случая с королем на турнире Екатерина смогла наконец выказать Диане свое истинное к ней отношение и приказала ей покинуть замок, не дав даже повидать короля перед смертью. Диана удалилась в свой замок Анэ, где вскоре и умерла в возрасте 66 лет
Со смертью Генриха II Екатерина Медичи становится регентшей при дофине-Франциске II. Интересно, что Екатерина, не пользующаяся первые годы при французском дворе расположением и вниманием, считаясь дамой не особо утонченной и образованной, отдала распоряжение построить чрезвычайно красивую галерею на мосту, взамен более скромной , построенной Дианой. Первый этаж, оборудованный как бальный зал, был богато декорирован, как и вся остальная часть замка. Это великолепный зал, длиной 60 метров, шириной 6 метров, освещенный 18 окнами, пол, которого выложен плитами из белого песчаника и аспида, его потолок покоится на выступающих балках.
Верхняя галерея оформлена проще галереи первого этажа.
При Екатерине, в замке состоялись роскошные празднества в честь сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт. Архитектор Приматиччо оформил поместье с необыкновенной пышностью: колонны, статуи, фонтаны, триумфальные арки, обелиски… Во дворе салютовала батарея из 30 пушек. Позже Екатерина организовала еще одно памятное торжество в 1577 году, приуроченное к возвращению из Польши Генриха III, чтобы подтвердить право наследования для своего брата Карла IX. Тогда были устроены балы с переодеваниями ставшие затем любимым развлечением двора. Екатерина также приказала разбить сады с другой стороны усадьбы. В итоге на сегодняшний день замок украшают два сада: один — созданный Дианой де Пуатье, а второй — Екатериной Медичи
Зеленый кабинет - рабочий кабинет Екатерины Медичи. Из этой комнаты она правила Францией.
Эта лестница замечательна тем, что это одна из первых прямых (один пролет над другим) лестниц, сооруженных во Франции по итальянскому образцу.
Вестибюль второго этажа вымощен маленькими плитками из обожженной глины с пропечатанными изображениями лилии, пронзенной кинжалом. Потолок с выступающими балками. Над дверями мраморные Медальоны, привезенные из Италии Екатериной Медичи, с изображениями римских императоров Гальбы, Клавдия, Германика, Вителлия и Нерона. Набор из шести гобеленов из Оденаарде XVII века по эскизам Ван дер Мелена представляет охотничьи сцены.
Спальня Екатерины Медичи.
Эта комната обставлена красивой резной мебелью XVI века и украшена набором фламандских гобеленов XVI века, изображающих жизнь Самсона. Камин и плиточный пол в стиле Ренессанс. Справа от кровати картина "Воспитание любви" кисти Корреджо, написанная по дереву, написанный на полотне вариант которой находится в Национальной галерее в Лондоне.
Спальня пяти королев
Получила такое название из-за того, что здесь жили две коронованные дочери и три невестки королевы-матери. Ее дочери – королева Марго (супруга Генриха IV), Елизавета Французская (супруга Филиппа II Испанского) и ее невестки Мария Стюарт (супруга Франциска II), Елизавета Австрийская (супруга Карла IX) и Луиза Лотарингская (супруга Генриха III).
На коробчатом потолке XVI века изображены гербы пяти королев.
Один из гербов
Кухни Шенонсо расположены в огромных цоколях, образованных двумя первыми опорами, стоящими в русле реки Шер.
Столовая обслуживающего персонала Замка
Мост, ведущий в Кухню. Переходя из одного основания в другое, можно видеть платформу, к которой причаливали суда, подвозившие припасы (по легенде, она называется "купальня Дианы").

Вдоль Двора Почета расположен здание с куполами XVI века, в котором находились королевские конюшни, а также осуществлялось выращивание шелковичных червей, введенной во Франции Екатериной Медичи.
Четвертой дамой, чья история связана с замком Шенонсо, была жена короля Генриха III Луиза де Водемон, за которой история закрепила прозвище “белой дамы”, так как она до конца своих дней соблюдала траур по своему мужу, который был убит религиозным фанатиком монахом католиком Жаком Клеманом. По обычаям средневековья траурный цвет платья был белым. С Луизой де Водемон все праздники в замке прекратились. Она уединилась в замке и большую часть времени проводила в молитвах и общении с монашками урсулинками
Комната Луизы Лотарингской – одна из самых интересных в замке. Комната была восстановлена на основе сохранившегося оригинального потолка. Она была оформлена вдовой Генриха III как могила: черный потолок, черные стены, расписанные белесыми костяками, серебристыми слезами, лопатами, заступами и другими атрибутами смерти и печали. В терновых венцах можно увидеть греческую букву лямбду (по начальной букве имени "Луиза"), переплетенную с Н ("Henry").
Замок был также свидетелем царствования династии Валуа и увидел ее закат, после того, как один за другим из жизни ушли трое сыновей Екатерины Медичи, короли Франции: Франциск II, Карл IX и Генрих III. В 1589 году в Блуа умерла Екатерина и власть перешла к Генриху IV, мужу королевы Марго, дочери Екатерины. Генрих IV Наваррский, стал родоначальником королевского рода Бурбонов
На западный фасад выходят спальня Габриель д'Эстре и Вандомская комната.
Габриель д'Эстре – фаворитка Генриха IV, ночевала в замке, когда Генрих вел в Шенонсо переговоры с Луизой Лотарингской об условиях перемирия с ее братом. Залогом перемирия стала женитьба Цезаря Вандомского (сын Генриха и Габриель) на Франсуазе Лотарингской.
В Спальне интересен потолок с выступающими балками, пол, камин и мебель в стиле Ренессанс. У кровати с балдахином фламандские гобелены XVI века. Три остальные стены обтянуты очень редким набором гобеленов, называющимися "Месяцы Лукаса" (автор эскизов Лукас де Лейден или же Лукас ван Невеле):
- июнь – знак Рака, стрижка овец;
- июль – знак Льва, соколиная охота;
- август – знак Девы, расчет со жнецами.
Вандомская комната названа в память о Цезаре, сыне Генриха IV и Габриель д'Эстре. Он стал владельцем замка в 1624 году, но постоянно жил в Ане, а Шенонсо управляла его жена. В комнате очень красивый потолок с выступающими балками, который опирается на украшенный пушками карниз
Во второй половине XVII в. в замке недолго проживал Людовик XIII, ставший последним королём, жившим в Шенонсо. После этого замок постепенно пришёл в запустение
Еще одной незаурядной женщине посчастливилось стать обладательницей замка в XVIII веке — ею стала мадам Дюпэн, жена богатого землевладельца-банкира Клода Дюпэна, которому в 1733 году замок достался от герцога Бурбонского. Луиза Дюпэн, поклонница искусств, науки, литературы и театра, открыла в Шенонсо модный салон, на котором мелькали имена многих знаменитостей той эпохи в том числе Фонтенель, Монтескье, Вольтер, мадам де Теней…
Жан Жак Руссо стал секретарем мадам Дюпэн и наставником ее дочери. Он тогда писал: “… В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хорошо кормили, я стал жирным, как монах. Здесь любили музицировать, читать пьесы. Я сочинил здесь произведение в стихах под заглавием “Аллея Сильвии” по названию аллеи парка, огибающей Шер”
Мадам Дюпэн провела свои последние годы в замке в окружении своих деревенских слуг, которые очень её любили. Благодаря этому Шенонсо во время Революции не получил никаких повреждений. Она умерла в 1799 году в возрасте 93 лет и была похоронена в парке

Часовня. Современные витражи 1954 года работы мастера стекольных дел Макса Инграна, оригиналы были уничтожены во время бомбежки в 1944 году. На стенах все еще можно прочитать надписи, оставленные шотландскими гвардейцами королевы Марии Стюарт: справа от входа, датированная 1543 годом: "Человеческий гнев не вершит справедливость Господа" и 1546 годом: "Да не будете побеждены Злом"
Часовня сохранилась в годы Французской революции благодаря идее владелицы замка того времени мадам Дюпен использовать ее в качестве дровяного склада.
В 1864 году, мадам Пелуз покупает Шенонсо и реставрирует замок, это становится делом ее жизни. Она вернула замку то состояние, в котором его оставил Бойе
После разорения семьи Пелуз замок был конфискован в 1888 году и в последствии был продан Анри Менье одному из богатых промышленников того времени. Замок и по сей день является собственностью этой семьи
В 1914 году Гастон Менье, в то время сенатор департамента Сены и Марны, преобразовал замок в госпиталь, где он разместил более 2000 раненых до окончания первой мировой войны. Во время второй мировой войны здесь находился связной пункт для местных партизан
Сегодня замок Шенонсо полностью восстановлен и открыт для посещений публики. В служебных помещениях размещается Музей восковых фигур, в котором воспроизведены сцены из жизни замка с некоторыми наиболее известными историческими персонажами. Так, там можно видеть Екатерину Бойе с менестрелем, Диану де Пуатье на охоте, Генриха II и Диану, мадам Дюпэн, принимающую Руссо и Вольтера, ее же — позирующую Наттье, а также воспроизведение обстановки военного госпиталя 1914 года
сад Дианы де Пуатье
сад Екатерины Медичи
На территории Шенонсо и кроме самого замка есть интересности. Например, ферма, которая воссоздаёт атмосферу королевской Франции 16 века

