Consuelo:
16.07.18 14:36
Станислава Пшибышевская «Дело Дантона»
Произведение Станиславы Пшибышевской мне известно по экранизации 1982 г., которую снял Анджей Вайда, а главные роли (Жоржа Дантона и Максимилиана Робеспьера) блестяще исполнили Жерар Депардье и Войцех Пшоняк. Сама по себе пьеса небольшого объёма, затрагивает эпизод Великой французской революции, связанный с падением Дантона, одного из революционных лидеров. Автор яркими штрихами рисует портрет громогласного, шумного и талантливого в декламациях Дантона, сумевшего рассмотреть своего теперь уже политического оппонента, осторожного и в некоторой степени фанатичного выбранному пути, Робеспьера. На фоне этих глыб предстают и другие действующие лица разыгравшейся в 1790-х гг. трагической развязки: слабый, истеричный Камилл Демулен; его решительная жена Люсиль; Луиза, юная супруга Дантона, ненавидящая его всеми фибрами души; Элеонора Дюпле, преданно любящая Робеспьера; хладнокровный шевалье Сен-Жюст, и др. Герои в духе времени бросают друг в друга высокопарные оскорбления, взывая к мщению и справедливости, а также ведут напряжённые психологические баталии. И во всём этом чувствуется безусловный нерв.
Тем не менее уже на первой же сцене с Робеспьером и Элеонорой посетило меня крайнее удивление, поначалу принятое за поздний час за окном и рябь в глазах. Но нет, всё-таки не показалось, что и было подтверждено дальше, где явно, а где – намёками, не сложными в разгадке. Дело в эротических нотках, которых в пьесе немало. Прояснение настало после краткого ознакомления с биографией автора. Итак, Станислава Пшибышевская грезила Великой французской революцией в каком-то экстатическом дурмане, использовала революционный календарь в своей корреспонденции, а в Робеспьера вообще была болезненно влюблена. Иными словами, Станислава отличалась эмоциональной неустойчивостью, экзальтацией, частыми депрессиями. Кроме того, отец Станиславы, Станислав Пшибышевский, тоже писатель, в книгах которого эротики хватает (а ещё ходили слухи о его приверженности сатанинскому культу). Теперь ясно, откуда «ноги растут». В общем и целом, «Дело Дантона» - работа спорная, неоднозначная. Образы главных действующих лиц так же не без вопросов.
Оценка –
4.
...
Gerxard:
17.07.18 06:10
Нашла статью о исторической литературе, какой она должна быть. Есть немного и о Иване Грозном...
Современная литература о прошлом - какой она может быть? Полем деятельности плодовитых дилетантов, выдумывающих развесистую клюкву. Безграничным простором для авторской фантазии. Служанкой политической идеологии, орудием пропаганды. Обслуживанием невзыскательных обывательских вкусов и пристрастий. Удачным коммерческим проектом. А еще - хорошей интеллектуальной пищей для любознательных. Приобщением читателей к многовековой истории страны и ее народа. Средством возвратить из небытия незаслуженно забытые исторические личности и события, привлечь внимание к малоизвестным страницам общенациональной летописи. Способом воспитания гражданина-патриота. Просто качественной литературой.
Об исторической литературе рассуждают член Союза писателей России, автор произведений о далеком прошлом («Спартанец») и недавней истории («Русские в Сараево») Александр Тутов и архангельский журналист, автор стихотворений, рассказов и повестей из истории Севера Анатолий Беднов.
Анатолий Беднов: - Прошлый год, провозглашенный Годом литературы, стал урожайным и на произведения исторического жанра. Увидели свет документальное повествование «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, посвященное событиям Гражданской войны, неоднозначная «Крепость» Петра Алешковского, действие которой параллельно разворачивается в наши дни и в Древней Руси, «Ненастье» Алексея Иванова, посвященное истории недавних лет, судьбе ветеранов афганской войны, и. наконец, «Обитель» Захара Прилепина, удостоенная премии «Большая книга». О чем это говорит? О том, что спрос на историческую литературу огромен.
Александр Тутов: - Исторический жанр востребован. У некоторых жанров всегда есть свой круг читателей: у фантастики, детектива и исторической литературы. Чем интересна для нас история? Это, в определенном смысле, всегда оружие. Когда я еще учился в школе, увлекался Спартой и собирал про нее разные материалы, в том числе про тирана Набиса. В СССР про него писали только хорошее. А потом, в годы перестройки я прочел статью в журнале «Знание - сила», где было написано, что он - деспот, негодяй. Получается, что один и тот же персонаж, даже из истории древнего мира, в зависимости от политической ситуации описывается по-разному: от героической фигуры до жестокого злодея. Хотя героический ореол отнять у него достаточно сложно, потому что он один противостоял и Македонии, и Ахейскому союзу, и Риму.
Сегодня выходит очень много исторических книг об Иване Грозном. У одних авторов он - страшный, жестокий негодяй, тиран, убийца, у других он - положительный персонаж, который увеличил территорию России.
А.Б. Возьмем персонажи русской истории не столь значительные. К примеру, Петр Третий, которого традиционно изображают никудышным правителем, сдавшим все завоевания России в Семилетней войне, к тому же дурачком, импотентом и алкоголиком. А в романе Виктора Сосноры «Спасительница Отечества» рисуется совсем другой образ этого монарха: несостоявшегося реформатора, который хотел преобразовать Россию.
А если вспомнить Павла Первого! Его чаще всего изображают солдафоном на троне. С другой стороны, есть книга Геннадии Оболенского «Император Павел I», где он изображается умным и дальновидным государственным деятелем, который немало сделал для страны и мог бы сделать еще больше, если бы его не убили. Оценка многих исторических персон временем меняется, порой на 180 градусов.
А.Т.: - Его пытались опорочить, во-первых, чтобы оправдать убийство, во-вторых, из-за того, что он вошел в конфликт с Англией.
А.Б.: - А в России тогда была сильная проанглийская группировка среди высшей аристократии.
А.Т.: - То есть нужно смотреть, кто пишет об исторических деятелях, например, о том же Иване Грозном.
А.Б.: - Который якобы убил несколько сотен тысяч новгородцев. В то время не то, что в Новгороде - в Москве столько не жило!
А.Т.: - Были же исследования. Профессор Скрынников в книге «Трагедия Новгорода» пишет о сотнях погибших. Конечно, это тоже трагедия, но опять же нужно быть очень осторожными в понимании данного события. Первая половина царствования Ивана Грозного была весьма положительной, он был набожным государем, Но в его окружении было два иезуита, а его поведение впоследствии стало очень похожим на последствия отравления. Они могли ему мышьяк подсыпать, отсюда и проблемы с нервной системой - «ртутные» психозы. При этом его вспышки заканчивались раскаянием.
А.Б.: - Вспомним тех же римских императоров: многие будущие тираны, например Тиберий, начинали как вполне достойные правители.
А.Т.: - Есть традиция изображать Николая Первого «Николаем Палкиным».
А.Б.: - Коронованным жандармом.
А.Т.: - На самом деле это был нормальный, консервативный государь. Конечно, жаль пятерых казненных декабристов, но вспомните европейские революции...
А.Б.: - С большим числом жертв, как со стороны революционеров, так и их противников. В царствование Николая Первого в Европе прошла серия революций в 1848-1849 годы. В одной Франции погибли десятки тысяч при подавлении восстания парижских рабочих.
А.Т.: - Или 1793 год, описанный в романе Гюго, когда уничтожали Вандею...
А.Б.: - По существу это был геноцид.
А.Т.: - Вспомним книги всем известного Виктора Суворова, где сплошное вранье, которое давно разоблачено. Но его же переиздают! И далеко не все знают, что в его книгах - неправда. Хорошо, что стали появляться серьезные исторические произведения и исследования. Но у нас ведь происходит шатание из стороны в сторону. Если брать период Великой Отечественной войны, то сначала наши победы слишком преувеличивались. Но ведь подвигов никто у нас отнять не сможет. Хотя, если в школе не рассказывают про оборону Брестской крепости...
Много вранья идет про штрафбаты, штрафные роты. Авторы не знают, что штрафбаты - это офицерские подразделения, а в штрафных ротах находились в основном уголовники.
Хорошо, что есть у нас сегодня Владимир Личутин с «Расколом», Захар Прилепин с «Обителью», романы Алексея Иванова и других писателей.
А.Б.: - Читаешь «Обитель» - и узнаешь неожиданные факты. Например, о том, что еще в конце двадцатых годов в Соловецком лагере сидело гораздо больше проштрафившихся чекистов и партийных чиновников, чем священников и монахов. Без тщательного изучения документов роман вряд ли удалось бы создать роман такой силы.
А.Т.: - Почему я стал писать «Спартанца»? Потому что Россию и Советский Союз часто сравнивали со Спартой.
Почему появились «Русские в Сараево»? Потому что очень мало информации о наших добровольцах, которые там были. А не только потому, что сам там побывал.
А.Б.: - Мало произведений о наших соотечественниках, сражавшихся в горячих точках по всему миру. Например, еще в восьмидесятые годы довелось услышать историю про наших офицеров, целый месяц пробивавшихся из Сомали в Эфиопию на боевой машине. Тогда в Сомали случился переворот, новый диктатор разорвал отношения с СССР, а наших военных советников там стали расстреливать. А несколько человек спаслись. Не знаю, живы ли сейчас эти люди. Но вот ведь прекрасный сюжет для романа и фильма!
А.Т.: - Так же, как про наших в Анголе, Вьетнаме...
А.Б.: - В Египте, Южном Йемене... Есть масса любопытнейших тем, сюжетов - например, о русском эмигранте Борисе Скосыреве, который стал королем Андорры и за короткий срок правления сумел организовать реформы. О нем написал книгу испанский автор, а в России - только несколько статей, в которых к тому же факты подменены мифами.
А.Т.: - У нас раньше было много хороших исторических романов. Например, «Петр Первый» Алексея Толстого. Хотя, как говорят, это произведение не совсем исторично...
А.Б.: - Как бы то ни было, он тоже основывался на документах. Например, «пыточных записях» семнадцатого века, собранных жившим в Архангельске профессором Николаем Новомбергским.
А.Т.: - «Россия молодая» Юрия Германа, которая тоже касается Архангельска - сильное произведение, способствующее заинтересованности в изучении истории поморского края.
А.Б.: - Хотя тоже, наверное, не во всем историчное. Наши писатели обычно изображают воеводу Прозоровского черными красками. Вот и в известном фильме по роману Германа он готов сдать город шведам. Хотя на самом деле он не «бежал» из Новодвинской крепости, а отправился организовывать оборону Архангельска, так как не верил, что недостроенная крепость выстоит. Вина его только в том, что не разобрался в деле Ивана Рябова, посадил его в темницу. Из-за этого к нему сложилось такое негативное отношение. В то же время как руководитель обороны Архангельска сделал немало.
А.Т.: - Когда общаешься с некоторыми жителями Архангельска, выясняется, что они не знают, кто такой Иван Рябов. Это очень печально, потому что Рябов - фигура героическая. Вообще очень мало известно по средневековой истории Севера. Северяне и участвовали в ополчениях, и войска водили.
А.Б.: - Швеция рядом, отсюда постоянная угроза набегов. Хорошо, что появляются такие произведения, как «Воевода Михаил Озеров» архангельского историка Владимира Любимова, рассказывающие о борьбе поморов со шведской экспансией.
А.Т.: - Или романы Константина Бадигина. Нужно больше популярных исторических произведений. Пусть они будут написаны не таким сложным языком, как научные труды по истории, чтобы их могли читать школьники.
Если взять такого автора, как Валентин Пикуль. Некоторые его обвиняли, что он пишет как Дюма. Но в этом же ничего плохого нет. Пусть Александр Дюма немножко переделывал историю, но, во-первых, он писал художественные произведения. Во-вторых, привлекал внимание к истории. Как и наш Пикуль.
А.Б.: - Как и Виктор Гюго, открывший своим современникам европейское средневековье, как Вальтер Скотт. До «Собора Парижской Богоматери» и «Айвенго» европейцы «просвещенного века» плохо знали средневековую культуру, видели в этой эпохе только мрак и невежество.
А.Т.: - Или возьмем опричнину. Вроде бы плохие исторические фигуры...
А.Б.: - Притом, что Малюта Скуратов погиб смертью храбрых при взятии ливонской крепости. В этой связи можно вспомнить и дивизии НКВД в годы Великой Отечественной, которые храбро сражались на фронтах.
А.Т.: - Многие опричники отличились в битве при Молодях.
А.Б.: - Они очень разные были. Часть бежали от крымского хана во время его набега на Москву, а другие потом храбро сражались при Молодях.
А.Т.: - Про битву при Молодях в последние годы много говорится в Интернете, но все равно информации мало. Как и о многих других битвах. Спасибо Дмитрию Балашову: благодаря ему, мы знаем о битве при Раковоре, которая окончательно поставила крест на ливонских притязаниях.
Не надо стесняться показывать, что в нашей истории были героические фигуры среди разных слоев населения: и в советское время, и во времена дворцовых переворотов. В каждом периоде встречались такие люди. А сейчас наблюдается перекос: могут сколько угодно писать о том, сколько наших сдалось в плен в сорок первом, позабыв о сражении под Смоленском, обороне Брестской крепости и других серьезных столкновениях.
А.Б.: - Или пытаются радикально переписать историю, как это делает Петр Алешковский в уже упоминавшейся «Крепости». Сделать виновником убийства Бориса и Глеба не Святополка Окаянного, а Ярослава Мудрого.
А.Т.: - Попытка создания исторической сенсации - тема достаточно опасная.
Есть такой писатель Бушков в Красноярске. Он не только исторические факты переделывает... Вот мы привыкли, что мушкетеры Дюма - положительные персонажи. А у него есть произведение «Д'Артаньян - гвардеец кардинала», где Д'Артаньян борется с такими негодяями, как Атос, Портос и Арамис. Это все равно, что написать книгу, где доктор Мориарти - положительный персонаж, а Шерлок Холмс и доктор Ватсон - злодеи, которые мешали свободному развитию его личности.
И, конечно, стыдно, когда появляются высказывания госпожи Улицкой и прочих о том, что надо было, как французам, сдаться Гитлеру - и тогда не было бы таких жертв.
А.Б.: - Но и Улицкой тогда не было бы тоже, учитывая гитлеровскую политику холокоста. Об этом ей, кстати, уже напоминали.
А.Т.: - Это идет от незнания и извращения истории, экспериментов с ней.
А.Б.: - Сейчас многие писатели работают в жанре альтернативной истории.
А.Т.: - Это, может быть, и интересно...
А.Б.: - Но для этого нужно знать историю описываемого периода и ближайших к нему эпох досконально, понимать закономерности исторического развития, учитывать все нюансы, чтобы не сесть в лужу...
А.Т.: - Не переделывая характеры героев.
А.Б.: - Что касается характера исторических персонажей. Вспоминается фильм «Адмирал», где в роли Колчака - Константин Хабенский. Хладнокровный, сдержанный, кажется, лишенный гнева и пристрастия. В то же время в книге Георгия Гинса «Сибирь, союзники и Колчак» он предстает живым, темпераментным, эмоциональным человеком, способным и накричать, и поскандалить, и устроить разнос, и телефонный аппарат разбить в гневе. Кому верить? Все-таки лучше верить Гинсу, который знал адмирала лично (он был министром в колчаковском правительстве), а не создателям фильма.
Или вот фильм «Контрибуция». Генерал Пепеляев спокойно подписывает расстрельные приказы, не разбираясь - правы или виноваты приговоренные. А на самом деле, как свидетельствует история, он не только не отдавал расстрельных приказов, но даже освобождал пленных красных командиров под честное слово, спасал их от самосуда толпы. Об этом пишет Леонид Юзефович. Недаром он снял свою подпись под сценарием картины, видимо, из-за несоответствия исторической правде.
А.Т.: - У Колчака предки были из донских казаков, и в роду была турецкая кровь, потому и эмоции могли взыграть.
Режиссеры иногда привносят в фильм то, чего на самом деле не было в произведении. Например, фильм «Географ глобус пропил» по одноименному роману Алексея Иванова...
А.Б.: - В фильме действие перенесено из девяностых годов в наши дни, лет на пятнадцать-двадцать вперед.
А.Т.: - Это тоже не совсем правильно.
А.Б.: - В наши дни героя просто не приняли бы на работу в школу.
А.Т.: - А в девяностые годы, когда всюду бардак, такое было возможно.
Хоть и говорят, что важнейшим из искусств является кино, и Год кино сейчас, но литература все равно первична. Поэтому и литература, и кино - это, в определенном смысле, оружие, которое не защищает непосредственно, не уничтожает противника, но создает основу для складывания характера читателя и зрителя. Особенно молодого. Из того, что человек читает и что он смотрит, и формируются его жизненные принципы. И от этого зависит, кем он станет в будущем и какой станет наша страна. Не надо вранья о том, что в прошлом все было прекрасно, но и чернухи лишней тоже не надо.
А.Б.: - Чернуха, кстати, появлялась во все времена. В том числе и в СССР.
Был, к примеру, эпический роман «Каменный пояс», где сконцентрирован весь негатив о династии промышленников Демидовых. Конечно, «причесывать» биографии деятелей прошлого не надо, но и зацикливаться на чернухе не стоит. Как не должно быть и излишней идеологизации, неважно какой: коммунистической, либеральной, монархической, любой. У американской писательницы Джин Ауэл есть цикл романов о людях каменного века «Дети Земли». Видно, что автор - убежденная феминистка, и для нее матриархат - золотой век. Писательница, конечно, даровитая, но эта идеологичность снижает достоинства ее книг. Так что за союз таланта, патриотизма и правды!
Источник: Русская народная линия
Для меня, конечно, история и правда-это нереально и невозможно. Кто знает, что было на самом деле, плюс разные взгляды, разное воспитание, разное социальное положение, а от этого разная оценка одних и тех же событий, разное преподнесение одного и того же события. Кто бы ни писал историю-это всегда субъективная точка зрения этого человека. Мемуары, дневники, воспоминания-это тоже субъективно.
...
Peony Rose:
17.07.18 10:41
Кристина, у Пшибышевского не просто эротика, там... налицо явные сдвиги )))
Пшибышевский Станислав «Андрогина»
На рубеже 19-20 веков в моде были богоборчество, духоискательство, модернизм и декадентство. Все это в полном объеме представлено в новелле Пшибышевского.
Написанная витиеватым, со множеством сложных сравнений, метафор и эпитетов, стилем, она говорит о болезненных эротических грезах некоего творца, получившего букет от таинственной поклонницы. Воображая себя то царем, то магом, то высшим существом, герой ищет возлюбленную повсюду, но найдя, понимает, что счастье невозможно в этом мире…
Современному читателю произведение покажется, пожалуй, и тяжеловесным, и мрачным одновременно. Да и послевкусие противное остается, словно после горькой микстуры.
Оценивать опять-таки сложно, но условно –
3. За стиль, не за содержание – там смело можно ставить два и рекомендовать как материал для психолога-сексопатолога, кхм.
***
Gerxard писал(а):У американской писательницы Джин Ауэл есть цикл романов о людях каменного века «Дети Земли». Видно, что автор - убежденная феминистка, и для нее матриархат - золотой век. Писательница, конечно, даровитая, но эта идеологичность снижает достоинства ее книг.
Вот уж истинно мужское высказывание
Ауэл показывает деспотическое отношение к женщине в родном патриархальном племени героини. Там тихий ужас был: ее, девочку-подростка, изнасиловал подонок, она забеременела и родами едва не погибла. Потом ее за бунт вообще изгнали, хорошо, что не убили, и разлучили с сыном.
Она бы погибла, но встретила любовь всей жизни и с ним сложилась новая семья, крепкая и теплая. В племени с матриархатом, да ))
И если говорить прямо, нет романов без какой-то идеологии, о чем оба собеседника сказали выше.
Про АИ полностью согласна - там нужно крепко знать матчасть, а наши "горе-фантасты" регулярно садятся в лужу.
...
Виктория В:
17.07.18 15:25
Gerxard писал(а):
Для меня, конечно, история и правда-это нереально и невозможно. Кто знает, что было на самом деле, плюс разные взгляды, разное воспитание, разное социальное положение, а от этого разная оценка одних и тех же событий, разное преподнесение одного и того же события. Кто бы ни писал историю-это всегда субъективная точка зрения этого человека. Мемуары, дневники, воспоминания-это тоже субъективно.
Ксюша, в обсуждении проблем исторической литературы я руководствуюсь словами выдающегося японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона: "Искусство - это не совсем правда и не совсем ложь. Только на этой грани может родиться наслаждение искусством". То есть автору не надо слишком удаляться в область чистого вымысла и не следует тщательно "от корки до корки" излагать данные исторических документов, а силой своего ума восполнять исторические лакуны. Художественное видение мира - это и есть субъективное видение мира, и можно считать большой удачей, когда в руки попадается новый исторический роман писателя, который эрудицией превосходит собратьев по перу. Тогда у его читателей возникает живой интерес к прошлому и желание ознакомиться с серьезными монографиями - вот это для меня и есть главный плюс художественной исторической литературы.
...
Consuelo:
17.07.18 15:32
Peony Rose писал(а):Кристина, у Пшибышевского не просто эротика, там... налицо явные сдвиги )))
Да уж, я это подозревала. На дочери папино мировоззрение тоже сказалось, к сожалению.
...
Настёна СПб:
18.07.18 14:19
Привет всем! Можно я немножко поболтаю по Грозному
?
Цитата:У одних авторов он - страшный, жестокий негодяй, тиран, убийца, у других он - положительный персонаж, который увеличил территорию России.
Вот как бы это все уравновесить? Я сама с отношением к Ивану Грозному так и не определилась. Явно дяденька был сложным и неоднозначным. Как пишет Кобрин:
"Личность царя Ивана всегда притягивает к себе, хотя бы и тем, что в последнее время стали называть "отрицательным обаянием". Да, действительно, это яркая личность, не посредственность, а индивидуальность. На расстоянии в четыре века, когда уже нет риска стать жертвой этой индивидуальности, возникает соблазн поддаться ее обаянию. Нельзя! Мы - люди, такие же, как те, кто в далеком XVI веке умирал в муках, терял любимых и близких по вине этого талантливого человека."
Цитата:Александр Дюма немножко переделывал историю, но, во-первых, он писал художественные произведения. Во-вторых, привлекал внимание к истории. Как и наш Пикуль.
Вот. Я считаю, что художественная литература в первую очередь должна заинтересовывать историческими событиями и личностями.
Цитата:А.Т.: - Или возьмем опричнину. Вроде бы плохие исторические фигуры...
А.Б.: - Притом, что Малюта Скуратов погиб смертью храбрых при взятии ливонской крепости
Возьмем
. Стойкая ассоциация: опричнина - Малюта - пытки. А ведь товарищ Скуратов ни разу не был руководителем опричнины, он был главой ее сыскного ведомства. Как я понимаю, опричнина изначально - это земли и войско. Идея с разделением земли провалилась, а войско под разными названиями существует до сих пор... А фигуры разные. Возвращаясь к своим тараканам. Алексей Басманов (
"Погубитель всей земли Святорусской", - по выражению Курбского) много раз отражал набеги татар, брал Казань, Нарву, Феллин, Полоцк.
Цитата:Часть бежали от крымского хана во время его набега на Москву, а другие потом храбро сражались при Молодях
Как я поняла, бежала та часть войска, которая была под началом славного вояки царского шурина Михаила Темрюковича, первым сделавшего ноги. За это его и казнили.
Gerxard писал(а):Кто знает, что было на самом деле, плюс разные взгляды, разное воспитание, разное социальное положение, а от этого разная оценка одних и тех же событий, разное преподнесение одного и того же события.
Да
. Тут взахлеб изучала Разрядные книги времен Ивана Грозного. И понимаю, что в обычном перечне "кто на ком стоял" по войску я вижу одно, а другие интересующиеся сделают совершенно иные выводы.
...
Consuelo:
19.07.18 14:35
Алексей Гастев «Делакруа»
«…Мы все вышли из…Делакруа…» (Поль Сезанн)
В начале прошлого месяца мне очень повезло попасть в Лувр, причем с конкретной целью – посетить масштабную выставку, собравшую около 200-х работ, а также письма и дневники Эжена Делакруа, одного из моих любимых художников. Выставка, кстати, приурочена к 220-му дню рождения мастера и к 155-ой годовщине его смерти, и была организована совместно с нью-йоркским Метрополитен-музеем. Раньше мне доводилось знакомиться с биографией Делакруа по отдельным статьям, документальным фильмам и прочим передачам. Книга Алексея Гастева вышла в серии ЖЗЛ, и надо сказать, написана увлекательно и живо, по крайней мере читать её было интересно и легко. Единственное, что автор в большей степени обращается к творчеству художника, а в меньшей – к штрихам его частной жизни. К тому же, очевидна большая симпатия и даже восторг, испытываемый автором к Эжену Делакруа и его таланту (а это, конечно, совсем не упрёк, а даже наоборот).
«…Может быть, Делакруа — это весь романтизм…» (Поль Сезанн)
Между тем, биография художника, названного одним из главных романтиков Франции и мира искусства, занятна уже в самом начале. Фердинанд Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 г., в предместье Парижа, в семье Шарля-Франсуа Делакруа, бывшего министра иностранных дел, и Виктории Обен, происходившей из фламандско-немецкой фамилии краснодеревщиков. Однако слухи сообщали о том, что настоящим отцом младшего сына Виктории был вовсе не законный супруг, а аж сам Талейран, вхожий в семью Делакруа, и имевший, как известно, пристрастие к женскому полу. Кстати говоря, Алексей Гастев не сомневается в таком происхождении Эжена. Тем не менее, лично я в этом вопросе позволю себе остаться в сомнениях. А далее, автор повествует: об устройстве братьев и сестры Эжена; о раннем уходе в мир иной старших Делакруа; об обучении Эжена в мастерской Пьера Герена, поступлении в Школу изящных искусств; о поездках и путешествиях, друзьях и современных художнику событиях, которые оказали в разной степени влияние на его творчество (в том числе, о революционных мотивах в работах мастера); конечно же, о выставках и обретении собственного стиля, а так же препятствиях на выбранном жизненном пути. При этом, большая часть биографии посвящена именно картинам и фрескам работы мастера, кои, кстати говоря, поражают своей разножанровостью (и исторические сцены, и картины, вдохновенные мировой литературой, и зарисовки из жизни уроженцев Европы и Востока, и портреты, и натюрморты, и анималистика, и маринистика, и баталии).
Вместе с тем, книга написана действительно на вдохновении, красочно и сочно. Наибольшее впечатление, безусловно, достигается при одновременном знакомстве с работами Эжена Делакруа и прочтением более детальной информации об их создании. А от выставки я осталась в восторге!)
Оценка –
5.
...
Consuelo:
20.07.18 15:41
Бернард Корнуэлл «Пустой трон» («Саксонские хроники № 8)
Продолжается серия Бернарда Корнуэлла, повествующая о судьбе Утреда Беббанбургского, рождённого англосаксом, но воспитанного датскими викингами. На дворе уже X в. н.э., эпоха Альфреда Великого, прославленного короля Уэссекса, миновала, но проблемы, стоящие перед его подданными, сородичами и земляками, всё ещё не решены. Однако в этот раз мы попадаем не в Уэссекс, а в соседнюю Мерсию, испытывающую политический кризис, ибо лорд Этельред умирает, не оставляя законного наследника мужского пола, а его нелюбимой супруге Этельфлед, дочери Альфреда Великого, придётся побороться за трон и свою участь. Этельфлед, хоть и строгая и жёсткая, но всё-таки любима мерсийцами, однако, её основная проблема состоит в том, что не брюки она носит, а юбки. Сложно женщине пробиться к власти, а Этельфлед скорее ожидает монастырь, нежели трон. Среди знати у леди Этельфлед не так много сторонников, но есть верный Утред, друг и любовник. Кстати сказать, Утред уже по меркам X века н.э. человек весьма и весьма почтенного возраста, ему за пятьдесят. Между тем, силы воли, опыта и характера ему по-прежнему не занимать. Но приходит новое поколение, и вот уже добрая часть романа посвящена младшему сыну Утреда, тоже Утреду, а также появляется повзрослевшая дочь Стиорра. Сюжет, как всегда, динамичен и интересен, и кроме того, автором затрагиваются всё те же глубокие вопросы столкновения двух миров: скандинавов-язычников и англосаксов-христиан, однако, уже видны штрихи слияния этих двух крайностей в единое общество. Конечно, в этой книге, как и во всей серии «Саксонские хроники», много художественного вымысла, искажения исторических реалий, но автор на это честно указывает.
Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
21.07.18 18:33
ВЯЧЕСЛАВ УСОВ "ЦАРИ И СКИТАЛЬЦЫ"
В феврале 1572 г. Василия Ивановича Умного-Колычева выпустили из тюрьмы и поручили руководить разведкой. В бывшем опричном воеводе был
"крутой замес из боярского тщеславия, презрения к худородному Малюте", тяга к власти и
"знание, что хорошо, что дурно для страны." Его лучшим человеком стал Алексей Неупокой Дуплев, отправленный из монастыря в Москву правду искать. Юноше бы книги читать, а он попал в водоворот исторических событий. Явки, пароли, депеши, кабаки, невольные душегубства... И чуть было не проигранное сражение при Молодях, если бы не Хворостинин. Потом - переброска в Литву, где тоже не все гладко.
Перед ожидаемой битвой с татарами Иван Грозный с семьей и казной переехал в Новгород. В сложном государевом сознании перевернулся погром двухгодичной давности:
"У меня были слуги лукавые, они мою царскую волю исказили. Иных я уже казнил." Ну-ну... У Грозного была красивая мечта: единая страна с самодержавным государем. И никто так верно и бескорыстно не служил царю и его мечте, как Скуратов. Зачастую слишком топорно и прямолинейно. Царя грызла мысль, что следствие по делу Владимира Старицкого было проведено нечисто. Ой, а то он не знал подноготную... Тут и подоспел Колычев с доносом Неупокоя на Скуратова и Грязного. Интересный вопрос: за каким бесом Григорий Лукьянович полез на ливонскую стену и по какой глупости Грязной попал в татарский плен? А, может, они попросту были плохими воинами, и не надо играть в шпионов?
"Любовь играла в жизни Ивана Васильевича не главную, но трагическую роль." Под царицу Анну, четвертую жену, копали все, кому не лень. Семья Колтовских не прижилась при дворе... "Другом Богдашей" я не прониклась. После
"нечестивого и прелестного" этот, прости господи, с бедрами
. Вообще, должность государева фаворита - опасная и неблагодарная. Бориса Тулупова (ага, и такой был) на кол посадили...
Годуновы шли наверх медленно, явно не наглели, подсиживали по-тихому. Если Годунов-дядя погрязал в "постельничих" делах, то Годунов-племянник был более умным.
"Как можно не добиться власти, если можно добиться"?.. Когда княгиню Тулупову взяли на пытку, Умной-Колычев приготовился к смерти, завершая необходимые для России дела. Главную опасность для страны он видел в тайных иностранных службах. И, кажется, знал, кому оставить свое наследство...
События интересные, но описаны тягомотно. Да и не очень я люблю про шпионов.
Оценка - 4-.
...
Настёна СПб:
23.07.18 00:06
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ "ИВАН ГРОЗНЫЙ"
Цитата:"Он верит, что Московское царство должно стать источником добродетели и справедливости. Он неимоверно горд, что он - русский царь..."
Вся пьеса - бред сивой кобылы, но мой искуситель Федька хорош, зараза
! Все, больше не знаю, что писать
. Действие охватывает время с болезни Ивана Грозного в 1553 г. до сожжения Москвы в 1571 г. Но события и люди свалены в кучу и перемешаны.
Царь здесь прямо идеал правителя и человека. Да, временами он порывистый и страстный, но неизменно справедливый. Любовью всей жизни Грозного представлена Мария Темрюковна, отравленная семейкой Старицких. Как я поняла, тетушка с братцем наказания не понесли?.. Другое его романтическое увлечение - княгиня Анна, юная жена Вяземского. Особенно меня повеселило, когда она приехала к мужу в военный лагерь. Бояре - жалкие и озлобленные, способные только на местнические споры (
"Это ты тут главный, Федька? Дожили! Он - лапотник - наверху, я - внизу... Обида!"), даже заговор толком не смогли составить. В сцене с Оболенским обошлись без сакраментальной фразы, с которой я так сроднилась
.
С драматургической точки зрения пьеса показалась мне довольно беспомощной.
Оценка - 3.
...
Настёна СПб:
24.07.18 00:09
» "Пётр Первый" (пьеса)
В Грозном (ну... в Феденьке, конечно) делаю небольшой антракт
.
АЛЕКСЕЙ Н. ТОЛСТОЙ "ПЁТР ПЕРВЫЙ" (пьеса)
Цитата:"Не для себя я был суров, но дорога мне была Россия. Не напрасны были наши труды, и поколениям нашим надлежит славу и богатство отечества нашего беречь и множить."
События пьесы разворачиваются в 1700-21 годах. Есть и ретроградные бояре, и шалопаи-княжата, и найденная под телегой Екатерина, и Полтава, и дело царевича Алексея, и "отец Отечества". Царь - точь-в-точь актер Петренко в фильме "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (я ожидала ассоциацию с Симоновым). Мишка Буйносов, который в Амстердаме из кабаков иногда все же вылезал, хорош
.
А вообще, не писать бы "красному графу" пьесы, с драматургией полный ноль. И другую дочь Петра явно должны звать Анной.
Оценка - 4 (т.к. ничего не раздражало).
...
Настёна СПб:
27.07.18 22:26
» "Заговор императрицы"
АЛЕКСЕЙ Н. ТОЛСТОЙ "ЗАГОВОР ИМПЕРАТРИЦЫ"
Документы для пьесы Толстому предоставил Павел Щёголев, с которым они состряпали "Дневник Вырубовой". Написанное в 1925 г., данное произведение было невероятно популярно у публики. Что не удивительно, т к. разложение царизма показано красочно.
Распутин - колоритный, разгульный, умный. Вырубова - хитрая, лживая, любовница всех и вся. Императрица - экзальтированная, неуравновешенная, самоуверенная. Эту троицу объединяет (кроме всего прочего) самое главное - властолюбие. Ради власти они готовы смести со своего пути каждого. А вот императору бы цветочки в Крыму выращивать, а не страной управлять. Не зря его хотели сместить несколько "групп" заговорщиков. Феликс - красавец и умница, ага.
Оценка - 4-.
...
Настёна СПб:
30.07.18 19:12
АЛЕКСАНДР ЛАВИНЦЕВ (Красницкий) "ЦАРИЦА-ПОЛЯЧКА"
Название романа сбивает с толку. Я знала, что он посвящен судьбе Агафьи Грушецкой, но когда брала книгу, мысль о Марине Мнишек все же мелькнула.
Больше всего мне понравился Фёдор, да
. В смысле не Фёдор Алексеевич, который царь-царевич, а тот парнишка, который спасал Ганночку Грушецкую из лап бешеного князя Агадар-Ковранского. В традициях художественных произведений XIX в., в романе присутствуют головокружительные приключения, трагическая любовь и коварные иезуиты.
Несколько удивил образ полнейшего рохли царя Фёдора, которому бы лучше не на престол, а в монастырь. Я всегда читала, что хоть здоровьем он был плох, у него имелось много замыслов по преобразованию государства. А тут Фёдор все охает да вздыхает. Правильно сестрица Софья на него наорала. Самой Агафьи очень мало. Я думала, в книге рассказывается о всей ее недолгой жизни, а оказалось - эпизоды. Воспитанная в западном духе, она отличалась от московских боярышень. Смелая, с твердым характером, понимающая - наверное, такая жена и была нужна малахольному царю. Если верить Википедии, Фёдор с Агафьей впервые увиделись действительно во время крестного хода. Автор оставляет их в момент счастья, но известно, что все закончится грустно...
Оценка - 4.
...
Klementinka:
30.07.18 23:50
«ЗЕМЛЯ ВААЛА. Запретные темы истории» (Андрей Скляров)
К моему такому огромному, великому удивлению, книга оказалась на диво интересной и увлекательной, а ведь аннотация, представленная к ней, не особо вдохновляла на чтение:
«Ваал – один из наиболее негативно представленных ныне персонажей древней мифологии. Но что мы знаем о нём? И что из наших представлений является правдой, а что вымыслом и преднамеренным искажением информации? Почему при завоевании Земли Обетованной евреи ожесточённо боролись с поклонением Ваалу и его жрецами?
Поиск ответов на эти вопросы приводит автора к неожиданным для многих ответам. Но эти ответы базируются на реальных исторических событиях и артефактах, сохранившихся на территории, где ранее поклонялись Ваалу».
В основании всего центрального сюжета лежит описание одного из персонажей древней мифологии – Ваала. Насколько я поняла, Ваал – это искажённое имя бога Баала, воспоминания о котором приверженцы иудаизма, чуть позднее – христианства, а ещё позже мусульманства старательно уничтожали. До нас дошло мизерное количество его изображений. Существует мнение, что под личиной Ваала (Баала) скрывается сразу несколько богов, но автор, с помощью коротких выписок из разных источников не то, чтобы доказывает, но склоняет к мнению, что Баал существовал-таки только в одном лице, просто назывался в каждом временном периоде разными именами.
Я не слишком разобралась в легендах и мифах, посвящённых Ваалу-Баалу, поскольку никогда не имела особой склонности к изучению древней мифологии. Поняла лишь, что Ваала то свергали, то умертвляли, а он неизменно оживал и вновь приходил к вершине власти, карая одних своих врагов и щадя других.
Чтение значительно улучшилось и пошло бодрее, когда автор от теории перешёл к практике – щедро стал делиться впечатлениями от совершённых поездок по предполагаемым местам обитания данного божества. Не знаю уж, как так получилось, но автор, имея частенько несхожие взгляды и мнения с другими историками и археологами, не навязывает читателям своих открытий, а просто – очень понятно и доступно – рассказывает о них, подкрепляя свои слова многочисленными фотографиями (как цветными – так и чёрно-белыми), которые в большом количестве представлены в книге. Практически каждая глава с описаниями археологических путешествий шла у меня на «ура»; особенно поразили гигантские платформы храма Юпитера, входящие в комплекс Баальбека, и неизвестного происхождения следы, оставленные на некоторых камнях. Уж очень сильно они смахивают на… работу, выполненную и проведённую с использованием разного машинного оборудования! Но откуда же ему было взяться в стародавние времена?! Загадка. Неразрешимая пока загадка, которая заставила меня сильно так задуматься. Листая книжные страницы, заново пробегая глазами уже прочитанный текст, рассматривая многочисленные фотографии, я невольно подловила себя на мысли, что полностью разделяю представленную автором точку зрения! Возможно, давным-давно, на Земле действительно жила какая-то неестественно сильная раса людей (автор называет их Богами и в качестве примера приводит того же Ваала), которая обладала огромным интеллектом и имела в своём арсенале не только многочисленные секреты строительства, но и супер современные машины (оборудование)! Иначе и не объяснить, как древние люди могли на огромные расстояния перевозить тяжеленные камни, обрабатывать горные породы, воздвигать одну на другую гигантские (даже по нынешним меркам) платформы! Про непонятные следы и неровности, оставленные на камнях, и возможное древнее «метро» вообще молчу!..
Я безумно рада и счастлива, что открыла для себя такого писателя (а также историка и археолога), как Андрей Скляров! Книга «Земля Ваала» прочиталась у меня на одном дыхании, оставила после себя только положительные, очень приятные впечатления, и заставила задуматься о том, сколько же ещё интересных, захватывающих и невероятных археологических находок ожидает нас в ближайшем будущем!..
Оценка:
5 (твёрдая)
...
Настёна СПб:
02.08.18 00:03
АЛЕКСАНДР ЛАВИНЦЕВ (Красницкий) "ОБЕРЕГАТЕЛЬ"
Роман посвящен Софье Алексеевне, царевне-богатырше, царь-девице, бывшей регентшей при своих братьях Иване и Петре. Она не была раскрасавицей, но зато обладала волевым, твердым характером и хотела власти. Верным помощником Софьи стал ее "свет-Васенька" - князь Василий Голицын. Честный человек и патриот, умелый дипломат, "западник". Вот полководцем не был совершенно, жаль. Верю, что красивый, но уж никак не молодой
.
Не поняла, как Софья, довольно трезвомыслящая в начале книги, под конец стала полностью зависимой от любви. Не разглядев в братце Петруше ту силу и мощь, которые увидел Голицын.
Оценка - 4.
...