Для Petrika, Bad girl, Quadro, Nadin-Z, Vlada, Ольга-А, Araminta
В первую очередь я хочу поблагодарить всех, кто оставил свои комментарии к рассказу. Читать их было очень интересно.
Отдельно хочу сказать спасибо
Petrika и Vlada. Ваши отзывы я ждала особенно, потому что одна из вас историк (или кто-то близкий к этому ремеслу), другая – модератор клуба историков-любителей на Леди. И для меня ваше мнение было сродни сдачи зачету по истории. Теперь буду ждать
Arven))))
Quadro, спасибо вам за то, что указали на опечатки. Вы просто не представляете себе, сколько раз я читала текст, и при этом НИ РАЗУ мой глаз не зацепился за эти досадные недостатки. Как такое могло произойти? Не знаю.
Ну а теперь я начну))))
И начну с «сериальности» и совсем уж злых героев. Вы абсолютно правы. Это рассказ-стилизация. Он таким был задуман изначально. В предисловии я так и написала: «сказка».
Только это стилизация не фильмов, а книг. Во второй половине XIX- начале XX века среди отечественных писателей-беллетристов и читателей был необычайно популярен XVIII век. Так же как сейчас наши дамы зачитываются английским регентством Макном, Бэлоу и Линдсей, точно так же барышни, жившие в дореволюционной России, зачитывались романами Соловьева, Гейнце, Данилевского, Самарова, Волконского. Конечно, после революции этих произведений больше не печатали, и на книжном рынке в больших количествах они появились лишь в 90-93гг., после чего также стремительно исчезли, потому что стали массово выпускаться любовные романы в мягких обложках, которые, конечно, были большим открытием для наших читательниц.
Самый первый прочитанный мной роман того дореволюционного времени - «Мальтийская цепь», который давался с сокращениями в журнале… «Пионер»))))
И уже потом я прочитала многие другие. Они очень наивные, очень простые, нереальные совершенно, такое … ну просто фэнтези XIX века))) и для современного читателя во многом неудобоваримые. И я не буду советовать их никому, если только вы не страдаете бессонницей))) Но для меня они обладают каким-то неуловимым очарованием старины. Знаете, как будто ты открыл старую-старую книгу, а в ней – сухой цветок, оставленный гимназисткой. И в этих романах обязательно есть тихие мирные добродетельные героини, и гвардейцы на посылках с важными пакетами, и масоны с тайными знаками, и спиритические сеансы, и волшебные эликсиры, и гипноз, и коварные злодейки-разлучницы, и маскарады с интригами.
Ну и почему-то мне захотелось написать именно такое: где-то простое и наивное, яркое как картинка, с хэппи-эндом и зимой. И тут уж, соблюдая законы жанра, злодеи должны были быть очень злодеистыми, бравые гвардейцы – хорошими, а интрига – придворной и обязательно с каким-нибудь тайным эликсиром))))
Да,
Nadin-Z, некоторая нарочитая картинность, свойственная романам для барышень того времени.
Вообще, мне этот рассказ представляется такой книжкой-раскладушкой. Каждый акт – смена декораций. Лист переворачивается – застывшие, вырезанные из картона фигуры, которые потом оживают.
Ну и герои, и их семейная проблема))))
Bad girl, я хочу пожать вам руку. Вы очень близки к моим рассуждениям, стоите совсем рядом)))
Quadro, Nadin-Z, с вами я тоже согласна. Правда. Вы в своих постах рассудительны и очень логичны. Как дамы, живущие в XX-XXI веках)))) Вы смотрите на ситуацию с позиции опыта и своего времени.
Начну с самого брака. Нет,
Quadro, они не равны. У них неравное положение. Она – бесприданница, у него – два источника дохода (военная служба и деревня). Он небогат, но он – партия. И Григорий отлично понимает, что он выступает в роли жениха с некоторыми средствами. Здесь в качестве примера я приведу «Гордость и предубеждение». Шарлотта и мистер Коллинз. Какой бы этот герой ни был – для Шарлотты он отличная партия. И мистер Коллинз при всей своей непроходимой тупости тоже это понимает.
Возвращаемся к героям.
Григорий влюбился, набрался смелости, сделал предложение, она возбуждена, взволнованна, юна, незрела, помнит матушкины наставления, прыгает беззаботной птичкой-кокеткой… и начинается семейная жизнь.
И я опять жму руку
Bad girl. Заключение брака – это еще не значит разговор по душам. Это всего лишь заключение брака. Он имеет право посещать ее постель, а она…
Сейчас начну цитировать. Почти в самом конце рассказа я дала маленький отрывочек из «Юности честного зерцала». Эта книга была издана в 1717 году, книга СВЕТСКАЯ, предназначалась для обучения и воспитания детей ДВОРЯН. Читаем. Первая добродетель – любовь к слову Божию, четвертая девическая добродетель – смирение, тринадцатая – стыдливость, четырнадцатая – воздержание и далее…
Цитата:Приступим к двадцатой и последней добродетели девической, а именно – к молчаливости. Природа устроила нам токмо один рот, а уха дала два, - тем показывая, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить.
И дальше читаем:
Цитата:И каждая стыдливая девица закрывает окна сердца своего…
Цитата:Должны младые девы и младые жены всегда благочинию обучаться… в постели дома, на торжище, на улице… должны всякой злой прелести избегать…
И т.д. и т.п.
Это я к чему? Да к тому, что все воспитание дев – подчинение мужу в семье, а прав – ноль. Вышла замуж – веди хозяйство, исполняй супружеский долг, рожай детей. А не по нраву - в деревню.
Цитата:быстро стала женой, правда, женой хорошей и доброй
И я просто не представляю себе, как подбегает она к Григорию: «Гриш, ну ты просто супер!».
Еще хотела сказать, что влюбленность и душевная близость – это разные, совсем разные вещи. И вот эта близость, настоящая (на что Григорий и надеялся с самого начала), она начала появляться со временем, и к моменту рождения малыша чувства Маши стали зрелыми, все – начался настоящий брак. Не влюбленность и супружеский долг, а именно брак в любви. Девочка созрела. И если бы в этот момент она осталась дома, все было бы точно так, как пишете вы,
Quadro и Nadin-Z. Они бы уже давно обо всем договорились. Но она переходит на придворную службу. И тут, наверное, мне стоит уточнить, что это такое. Состоять в штате – это как быть официантом на банкете. Она все время там. Государыня решила охотиться – весь двор снимается с места и недели на две укатывает в подмосковную деревню, царица решила пойти на богомолье – все за ней. Если ее раз в месяц на день отпускают домой – это удача. Но не факт, что в этот день муж будет дома. Они перестали видеться и общаться. Практически совсем.Они стали похожи на семью, состоящую их двух проводников, которые встречаются на перронах на полчаса. В таком состоянии просто невозможно спокойно и по существу поговорить.
И здесь вот что я хочу сказать. Да, есть постель. Но кроме постели есть межличностные отношения. И, к сожалению, даже если постель хороша, она не всегда решает проблем взаимоотношений людей.
Если бы к моменту призыва Маши ко двору они поговорили и объяснились, тогда да, их встречи были бы такими, как вы их пишете в своих постах,
Quadro. Они бы их только скрепляли. Но герои не успели.
Вы абсолютно правы,
Quadro, проблема на пустом месте. Из ничего. Но в жизни очень часто именно так и бывает. Я могла бы включить яркий внешний фактор, типа ссоры или истории из прошлого. У меня была неделя, когда я не написала ни строчки, просто раздумывая: включать этот понятный всем фактор или нет. И для меня принципиально, что я его не вставила.
Я хотела проследить как рушатся благополучные браки, в которых не происходит катаклизмов, и которые просто запрограммированы на долгую счастливую жизнь. Но они распадаются. Почему? Потому что люди расходятся внутренне, они захлопываются, потому что на их открытость, готовность ответа нет и срабатывает защитная реакция. Человек закрывается, прячется в скорлупе.
Сколько раз он к ней подходил, пытался… а она (смесь воспитания, матушкиных наставлений и женского тщеславия) отмахивалась. Когда же начала ценить – оказалось поздно. Все, он захлопнулся.
Разве не бывает такое в жизни?
А когда человек уже не расположен с тобой разговаривать – это чувствуется, это как импульсы. Ты смотришь на человека и понимаешь, что чтобы ты уже не говорил – уже бесполезно. Сейчас он не услышит. Может быть, если у вас еще будет время побыть вдвоем хотя бы несколько дней – преграду преодолеть удастся, но в запасе нескольких дней нет. Есть несколько часов, но как за эти несколько часов осторожно раскрыть человека, если столько месяцев до этого захлопывал его?
Очень много человеческих отношений разрушаются из ничего, на ровном месте. И я хотела рассказать об этом.
Bad girl, он спросил, что случилось, когда она заплаканная выбежала из дворца. Она не ответила, перевела тему разговора. И он еще больше захлопнулся.
Цитата:Он сразу понял, что что-то случилось и, укутывая любимую в теплый плащ, попытался узнать о причине расстройства, но она лишь выговорила замерзшими губами: «Стосковалась я, Гриша, домой хочу, хоть на час».
Цитата:Как же больно было осознавать сейчас, когда оба насытились, что больше не будет ничего. Она так и не расскажет ему, что произошло, не доверится. И это создаст еще одну невидимую молчаливую преграду.
Ну и самое главное. Я знаю, что семейная проблема героев в этой истории – самое слабое место. Я была готова к тому, что будут вопросы именно к этой части. Я поставила перед собой невыполнимую для себя задачу: рассказать о сломе практически неначавшегося брака на пустом месте, без явной видимой причины, через героев. Нет,
Araminta, я не забыла о читателях в своих внутренних размышлениях. Я всегда о них помнила. Но для того, что бы прописать настолько тонкий момент, нужно быть очень талантливым человеком. У меня нет такого умения. Но я очень хотела попробовать. Всегда есть две позиции: читателя и автора. С читательской точки зрения у меня, возможно, были более удачные работы. Но с позиции автора я хочу сказать, что никогда ничего более сложного я еще не писала. Я знаю слабые места истории героев, но я не знаю, как их прописать так, чтобы донести свою идею. Я не буду говорить о том, сколько раз я перекраивала текст, скажу лишь, что остановилась в тот момент, когда поняла, что могу все просто испортить.
Вот то, что я хотела сказать. Надеюсь, вы не очень утомились.
Все остальное для Nadin-Z
Про Крузе. Вы правы. Я упустила здесь момент со сносками. Крузе – дама из штата Великой княгини. И если организаторы разрешат мне сделать сноску для удобства читателей, я буду благодарна.
Теперь про вставки. К их неприятию я тоже была готова. То, что я вставила – не трактовка профессоров истории об изучаемом времени. Это прямая речь. Это голос современников. Это эпоха глазами людей, которые в это время жили. Для меня это просто потрясающие вещи. Как бутылка с посланием из прошлого, понимаете? В процессе написания рассказа я столько прямой речи переделала в повествование (начиная от деревьев. которые украшали бальные залы и заканчивая гаданием на кофейной гуще), что вот эти кусочки мне просто было жалко трогать. Я захотела поделиться ими с людьми, которые так же любят подобные вещи. И пусть их будет немного, пусть их будет три человека, или пять, мне захотелось им это показать.
Теперь про Аглаю и Елену. Вы совершенно правы, моя история про Машу и ее мужа, но сюжет двигали именно эти героини. У каждой была своя задача.
Не буду долго расписывать. Скажу лишь, да, роль Елены была передать пузырек. Но как? Мне надо было свести ее с Иваном, она не женщина света, поэтому свести ее мог только Василий в доме у Елены. Сам он не дурак водить к ней мужиков. Значит, он должен был ей рассказать все, а она заинтересоваться новостью и увидеть для себя выгоду. Я выстраивала логические цепочки.
Тоже самое с Аглаей. Ее роль была ключевой – свести Степана и Ивана, что бы Степан зацепил Разумовского и тем самым попал к нему в дом. Гвардеец и князь Шаховской не пересекутся запросто. Это может быть только на охоте или балу. Гвардия – элитная часть войск, и гвардейцы отдельных (не всех) полков в ряде случаев допускались на высокие светские мероприятия. И я использовала эту возможность, запустив на новогодний праздник Степана.
А потом с помощью Аглаи свела героев у лотереи и создала причину разговора. А что бы сделать не просто: «вот он увидел даму и подошел», а написать характерную сценку, дала Аглаю немного в самом начале.