Настёна СПб:
Копирую из темы автора.
АЛЕКСАНДРА ДЕВИЛЬ "ПЕРСТЕНЬ ДАРИНЫ"
Приятный роман. Может, слишком простенький и со сказочным концом, но я и не ожидала от него никаких философских откровений и исторического реализма. Здесь если злодеи - так совсем злодейские, а если положительные персонажи - добрые, хорошие и немного наивные (а я-то больше люблю героев с какой-нибудь подковыркой

).
Русь, XIII век. Юную боярышню Дарину, опрометчиво (во всех смыслах) пошедшую на свидание с первым парнем на деревне, похищают разбойники. С этого и начинаются ее приключения, в ходе которых она повзрослеет, станет сильной и мир увидит. На самом деле, как мне показалось, приключения Дарины очень вписываются в рамки заданного века, роман ни разу не феминизирован (что мне понравилось). Удел женщины - вариться в своем маленьком мирке (будь она хоть замужем, хоть в монастыре), а поездка в большой город уже огромное событие. Главного героя жизнь тоже хорошо помытарила, но чего-то подобного я ожидала. Но совершенно не ожидала от строгой боярыни Ксении супружеской измены! Карп и Зиновий - два сапога пара - мать родную продадут и совестью мучиться не будут. Лукьян Всеславич дядька хороший, серьезный, за таким как за каменной стеной, но еще же и любви хочется, а не только уважения... К финалу все негодяи получили по заслугам, а герои обрели долгожданное счастье.
Оценка - 5-.
...
Настёна СПб:
ЛЕВ ЖДАНОВ "ТРЕТИЙ РИМ"
Первая часть дилогии Жданова о Иоанне Грозном (
отзыв на вторую) охватывает период с пострижения Соломонии Сабуровой до победного возвращения молодого царя в Москву после взятия Казани.
"Тяжелое детство, все идет из детства" - эти фразы действительно очень подходят Иоанну IV. Грызня возле трона, борьба за власть на смерть, сплетни и унижения не могли не повлиять на впечатлительного мальчика. Умный, способный, тянущийся к знаниям, мечтающий о подвигах и славе, он не мог не стать подозрительным и жестким. Иоанн не хотел подчинять свою волю ни Шуйским с Глинскими, ни Адашевым с Сильвестром. Всегда правый и смиренный Адашев в романе меня вообще жутко раздражал. Удобно устроились! Во время страшных пожаров запугать нервного юношу-царя карами Господними за грехи его, отправить молиться, а самим приняться за управление державой. При этом явно показывая Иоанну, что он не прав в том или ином. Вот Макарий умел подать царю свою мысль как его... За минуты слабости гордому Иоанну было стыдно, и очень странно, что умный Адашев решил напомнить ему об этом.
Что царицу Анастасию в романе именуют "в девичестве" Анной, полностью на совести автора.
Оценка - 4.
Если кому интересно, отзыв на
оперу "Опричник" -
здесь 
.
...
Настёна СПб:
ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ "ЦАРСКИЙ ГНЕВ"
Эта маленькая повесть рассказывает о судьбе князя Дмитрия Овчины-Оболенского, погибшего во времена Ивана Грозного, и его верном слуге Ванюше.
Фёдор Басманов, находящийся при царе днем и ночью, когда государь был в недобром расположении духа, оговорил своего врага князя Дмитрия. Да, Фёдор здесь
"с девичьей улыбкой, змеиной душой", как положено

. Незадолго до этого Овчина-Оболенский указал выскочке и холопу Басманову на его место, а тот страшно оскорбился, затаил злобу и передал государю как бы сказанные Дмитрием слова:
"Такому жестокому царю не следовало бы Русью править." Несчастного князя тихо удавили в подвале. И зря ждала Овчину-Оболенского из Александровой слободы его молоденькая жена Дарья. А если бы не их юный слуга Ванюша, которого они любили как родного, пришлось бы совсем худо. Ванюше удалось упасть в ноги государю, правда, о своем князе он разузнать не смог, но мальчика взяли шутом во дворец. Лишь старшая дочь князя Старицкого Фима предупредила Ванюшу о грозящей опасности, благодаря чему он спас Дарью от опричников.
Понятно, что рассказ написан для детей и что у меня несколько иной взгляд на эти события. Понравилось, что автор постаралась объяснить, что у Ивана Грозного были причины стать жестоким, подозрительным и повсюду видеть измену, что его мучила совесть.
Оценка - 4+.
...
Настёна СПб:
АЛЕКСАНДР ГУРИН, ИРЕН АСЕ "ШПИОНСКИЕ ИГРЫ ЦАРЯ БОРИСА"
Аннотация меня обманула. Я ожидала историю о том, как наш купец и лазутчик будет заманивать в Москву Густава Шведского, а получила то, что получила. Разведчик Тимофей Выходец и трактирщица Мария едят жареного гуся и предаются любви. Дьяк Афанасий Власьев и графиня Эльза едят французскую колбасу и предаются любви. Принц Густав и Катарина Котор едят данцигские сосиски и предаются любви. А между этим решается судьба Ливонии, королем которой по замыслу Бориса Годунова должен стать шведский принц-беженец, "запасной" жених Ксении. Рига и Нарва не прочь перейти в русское подданство, лишь бы не служить "выкормышу иезуитов" Сигизмунду Польскому. Но начавшийся великий голод разрушил все планы и замыслы.
Оценка - 4-.
...
Consuelo:
Дэвид Стэктон «Бонапарты. От императора до наших дней»

Книга Дэвида Стэктона повествует, как и заявлено в названии, о членах большого семейства Бонапарт, взлетевшего на вершину европейской аристократии вместе с Наполеоном I, на закате XVIII века и рассвете нового и, во многих аспектах переломного в истории всего человечества, века XIX. Стартует рассказ с 1814 г., т.е. с момента крушения Первой империи и первой ссылки Наполеона на остров Эльба. А вот финал концентрируется на XX веке, но, к сожалению, последняя, относительно современная часть сюжета занимает весьма маленькое и незначительное положение в масштабе всего рассказа. Да, безусловно, реальное величие Бонапартов осталось в прошлом и, по сути, призрачные надежды вновь взобраться на политический пьедестал прервались трагической гибелью, летом 1879 года, наследника династии, молодого принца Наполеона Эжена, единственного законного сына Наполеона III. Тем не менее, объективности ради нельзя отрицать того, что Бонапарты уже достаточно прочно и ярко вписаны в историю человечества, чтобы позволить будущим поколениям, носящим фамилию Бонапарт, всегда чувствовать себя частью столь значительного наследия.
Основная проблема данной книги заключается в том, что она не направлена на исследование корней рода Бонапарт, лишь несколькими штрихами обозначает истоки, затерявшиеся в итальянской Тоскане. По сути, в фокусе сюжета книги Бонапарты, жившие в 1814 году и впоследствии. Вместе с тем, биографии Наполеона I отведена далеко не самая главная роль, иными словами, фигура императора, явно или подсознательно, витает над всеми членами разросшегося семейства. Таким образом, цель – изучить историю жизни Наполеона, в этой книге не может быть достижима. Второй проблемой, даже не проблемой, а объективной реальностью, является то, что книга была издана в середине 60-х годов прошлого века, т.е. она уже не затрагивает современных потомков Бонапартов на французском (и не только) троне.
Между тем, нельзя не отметить авторского стиля изложения материала. Так, читается легко, интересно, да и, что особенно бросается в глаза, с большим юмором. Какие бы катаклизмы не происходили у Бонапартов, Дэвид Стэктон расскажет о них со значительной долей иронии. Следовательно, выписала множество забавных цитат, часть из которых войдёт в данный отзыв. Из небольших претензий к изданию могу отнести грамматические и орфографические ошибки, но это не так важно, как фактические промахи, к примеру, в датах.
Итак, перейдём к действующим лицам. Здесь сразу отмечу, что внимание автора распределено между личностями неравномерно. В первую категорию изучаемых членов семьи вошли: Наполеон (которого отдельно выделять здесь не буду), его мать, дядя, братья и их жёны, сёстры и их мужья, собственные жёны и дети Жозефины:
Мария Летиция Рамолино-Бонапарт (24.08.1750-02.02.1836): мать Наполеона, дама с несгибаемой волей, сильным характером, бережливая порой до скупости, единственная, кого в семье по-настоящему боялся и уважал её второй сын. Кроме того, Наполеон более всего, как внешне, так и по характеру, походил именно на маму. Мадам Мер («Госпожа Мать») не интересовалась политикой, не стеснялась критиковать всех своих детей, не любила придворную жизнь, посему редко появлялась при дворе. Однако всегда была готова подержать, как морально, так и материально своих дочерей и сыновей. Долгое время была настоящей главой семьи. С февраля 1785 года вдова Карло Буонапарта (Шарля Бонапарта).
«Её стиль жизни был сжатым, как и её губы».
Жозеф Феш (03.01.1763-13.05.1839): кардинал, брат Летиции по матери, таким образом, дядя Наполеона. Довольно хитрый и предприимчивый, коллекционер предметов живописи. Имел близкие и доверительные отношения с сестрой, венчал Наполеона и Жозефину.
«Что касается Феша, как только он сколотил состояние, он стал благочестивым».
Жозеф Бонапарт (07.01.1768-28.07.1844): старший брат Наполеона, в разное время король Неаполитанский и король Испании. Женат на Жюли Клари (26.12.1771-07.04.1845), старшей сестре Дезире, первой невесты Наполеона, девушке спокойного нрава. Жозеф был не самым ярким представителем семейства, и ему больше подходила роль банкира, финансиста или бизнесмена, ибо он умел добывать деньги. Его супруга вообще не стремилась к коронам.
«Проблема Жозефа заключалась в том, что среди выдающихся родственников (даже Луи был блистательным ипохондриком и талантливым параноиком) он не выделялся какими-либо особыми способностями, кроме приземлённого умения копить деньги».
Люсьен Бонапарт (21.05.1775-29.06.1840): наиболее талантливый из Бонапартов, по сути второй после Наполеона. Активно содействовал в возвышении Наполеона, однако, вскоре разошёлся во мнениях со старшим братом, на долгие годы разругался, поступал по-своему, не подчинялся и критиковал Наполеона. Но после падения Наполеона вновь протянул брату руку помощи. Дважды женат, оба раза вопреки желанию Наполеона. Первая жена: Кристина Буайе (03.07.1771-14.05.1800), дочь трактирщика; вторая жена: Александрина де Блешам (23.02.1778-12.07.1855). Об обеих жёнах Люсьена в книге почти ничего не сказано.
«Главным литературным памятником Люсьена была его эпическая поэма «Карл Великий», изданная в 1811 году и посвящённая папе Пию VII. Вот два отрывка из неё в переводе преподобного С Батлера, доктора теологии, продолжившего работу после преподобного Френсиса Ходжсона, магистра искусств, который умер пытаясь это перевести».
Элиза (Мария Анна) Бонапарт (03.01.1777-07.08.1820): старшая из сестёр Наполеона, внешне более всего на него похожая. Эксцентричная (как и все сёстры Бонапарт), самолюбивая, властная, тщеславная, не любимая окружающими. Замужем за Феликсом Паскалем Бачиокки (18.05.1762-28.04.1841), корсиканским дворянином, офицером, но более всего, скрипачом.
«Поскольку жители Лукки не собирались её защищать (они не имели ничего против Кодекса Наполеона, но Кодекс Элизы угнетал их), её карьере пришёл конец».
«Пожалуй, два самых долговечных памятника Элизы – это те мраморные бюсты, которыми она наводнила Европу, и её собственная статуя в Луккском дворце, которая оказалась слишком большой и слишком тяжёлой, поэтому её не смогли ни убрать, ни разрушить. Так она и сидит на мраморной чайнице, на высоте около трёх метров, крупная и уравновешенная женщина, хотя в жизни она была маленькой и сморщенной. Хорошо иметь собственного скульптора».
«Одно утешение – Бачиокки не сделали великим герцогом. Он стал всего лишь командующим её армии (жены Элизы), подчинявшимся её приказам и приказам военного министра. Бачиокки, обладавший самостоятельностью тли, был вполне доволен таким положением дел, главное – чтобы хорошо кормили».
«Бачиокки благоразумно вышел в отставку (он всегда был готов выйти в отставку – это одна из приятных черт его характера, как в частной, так и в общественной жизни)…»
Луи Бонапарт (02.09.1778-25.07.1846): король Нидерландов, мнительный, болезненный, ворчливый. Наполеон когда-то видел в нём будущего офицера, посему (и ещё дабы облегчить жизнь матери-вдовы) содержал и воспитывал некоторое время. Но солдата из Луи не получилось. По приказу старшего брата женился на его падчерице, Гортензии де Богарне. Не сошёлся с ней характером, дико ревновал и одновременно пренебрегал женой. Ненавидел её мать открыто. Наполеону приходилось частенько вмешиваться. Стал отцом троих сыновей: Наполеон Луи Шарль, когда-то наследник Наполеона (в связи с чем пошли слухи о тайном отцовстве императора, что вызвало очередной поток буйства Луи и незаслуженных мучений Гортензии); Наполеон Луи, наследник отца, король Нидерландов; Шарль Луи Наполеон, наследник французского трона, будущий Наполеон III.
«Ещё он взял моду будить Гортензию среди ночи и говорить, что она его убивает. Потом, так и не умерев, он предъявлял ей документ из восьми пунктов, призванный восстановить их брак и привести его в идеальное состояние».
Полина (Мария Паолетта) Бонапарт (20.10.1780-09.06.1825): самая красивая из сестёр, одна из самых прекрасных дам Европы. Ветреная, любвеобильная, капризная, но одновременно преданная и добрая. Любимая сестра Наполеона, преданная ему до самого конца. Дважды замужем по воле Наполеона: муж № 1. Шарль Леклерк (17.03.1772-02.11.1802), генерал, умер от жёлтой лихорадки. От него у Полины остался сын Дермид Луи Наполеон Леклерк, умерший в 1804 году, в возрасте 6-ти лет; муж № 2. Камилло Боргезе (08.08.1775-09.05.1832): итальянский князь из старинного рода, коллекционер предметов искусства. Как и предшественник, не ужился с женой, большую часть брака прожил порознь с Полиной.
«И, разумеется, теперь, раз она вышла замуж, она просто обязана была завести нового любовника».
Каролина (Мария Аннунциата) Бонапарт (25.03.1782-18.05.1839): самая младшая из сестёр, умная, властная, самовлюблённая. Неаполитанская королева, ради сохранения короны предала брата. Большая часть родственников, включая мать, не поддерживали с ней отношений. Замужем за маршалом Иоахимом Мюратом (25.03.1767-13.10.1815). Умная и честолюбивая Каролина интеллектуально превосходила своего супруга и, по сути, держала бразды правления. Наполеон долгое время противился браку сестры с Мюратом, а впоследствии не высоко оценивал зятя, разве что признавал отвагу и блестящие кавалерийские заслуги Иоахима. В браке родились четверо детей: Наполеон-Ахилл, Летиция, Наполеон-Люсьен и Луиза-Жюли. Род Мюратов не прервался и здравствует и по наши дни.
«Она была чванливой, как павлин, а теперь все перья из хвоста повыдёргивали».
Жером Бонапарт (15.11.1784-24.06.1860): самый младший из братьев, которому Дэвид Стэктон посвятил львиную долю своего внимания. Возможно из-за того, что ныне живущие потомки по прямой мужской линии, как раз происходят от Жерома (как ни странно). Непутёвый, слабохарактерный, авантюрный, капризный, малоспособный, самовлюблённый. Король Вестфалии, государства, созданного его братом. Трижды женат: жена № 1. Элизабет Патерсон (06.02.1785-04.04.2789), американка, богатая наследница. Умная, ловкая, красивая, любительница Европы и аристократии, всегда богатая, но всегда претендующая на бедность. Жером женился на Элизабет в Америке, без согласия Наполеона, что привело к ярости последнего. В итоге, слабохарактерный Жером разошёлся с Элизабет, которая получила за это приличную «пенсию» от Наполеона и требование никогда не ступать на европейскую землю. Однако, в этом браке родился сын, Жером Наполеон, родоначальник американской ветви Бонапартов; жена № 2. Екатерина Вюртембергская (21.02.1783-29.11.1835), дочь короля Вюртемберга. Брак, естественно, династического характера, состоялся по воле Наполеона. Влюблённая в мужа, преданная, но не слишком умная. В этом браке родились трое детей: Жером Наполеон Шарль, Матильда и Наполеон Жозеф; жена № 3. Жюстин Бартолини-Бальделли (урождённая Пекори-Суарес) (27.11.1811-30.01.1903), маркиза, постоянно снабжала деньгами своего супруга, по сути, на него и разорилась. Верность супруге
Жером не хранил (как и предыдущим).
«В детстве его прозвали Фифи, Фифи он и остался».
«Появление наследника мужского пола настолько воодушевило Жерома, что он обзавёлся новой любовницей оперной певицей по имени Роза Пинотта».
«Управлять королевством было нелегко, и Жером. Надо отдать ему должное, даже не пытался».
«Её по-прежнему называли маркизой, хотя все знали, что она – дура. Но, как и Екатерина до неё, она была в высшей степени преданной дурой» (о маркизе Бартолини-Бальделли).
Жозефина де Богарне (урождённая Мари Роз Жозефа Таше де ля Пажери) (23.06.1763-29.05.1814): о Жозефине автор поведал немного, ибо к 1814 году она уже не была женой Наполеона. В целом, автор положительно относится к Жозефине.
Евгений де Богарне (03.09.1781-21.021824): сын Жозефины от первого брака с виконтом Александром де Богарне. Положительный, мягкий характером, честный, благородный, порядочный, верный. Вице-король Италии. Женат по воле Наполеона на Августе Амалии Баварской (21.06.1788-13.05.1851), представительница рода Виттельсбах, дочь Максимилиана I, короля Баварии. Несмотря на династический характер брака, супруги сразу же нашли общий язык и счастливо прожили все годы супружества. Наполеон с большой симпатией относился к Августе. Кроме того, ходили слухи, что император когда-то сам рассматривал Августу в качестве будущей жены.
«Евгений был настолько безукоризненным, что слыл героем даже для своего камердинера».
«Небольшое косоглазие и другие черты лица делали его похожим на Безумного Шляпника с королевским титулом».
Гортензия де Богарне (10.04.1783-05.10.1837): младшая сестра Евгения, дочь Жозефины и Александра де Богарне. Мягкая, добрая, нежная, преданная императору и Бонапартам. Всю жизнь имела крепкие дружеские связи с братом. Выдана замуж за Луи Бонапарта. Брак не был счастливым. Гортензия находилась под постоянным тираническим гнётом мужа и его подозрениями во всех смертных грехах. Скорее всего, от отчаяния произошла связь с Шарлем де Флао, внебрачный сыном Талейрана, в результате которой родился сын, Шарль Огюст, герцог де Морни. Наполеон очень любил Гортензию, и постепенно большая часть Бонапартов, ненавидящих Богарне, сумели распознать истинный характер Гортензии. Автор также с большой симпатией отзывается о Гортензии. В целом, конечно, Жозефине очень повезло с детьми, впрочем, и им тоже повезло с любящей матерью.
Мария-Луиза Австрийская (12.12.1791-17.12.1847): старшая дочь Франца II, императора Священной Римской империи, вторая супруга Наполеона I. Недалёкая, ленивая, слабохарактерная. От брака с Наполеоном имела единственного сына, Наполеона II. Детей не любила, по крайней мере, к старшему сыну не проявляла особых материнских чувств. В дальнейшем была замужем ещё дважды: муж № 2. Адам Альберт фон Нейпперг (08.04.1775-22.02.1829), граф, австрийский офицер. Был приставлен к бывшей императрице Меттернихом, но в целом, отличался благородством и порядочностью, чего не хватало его августейшей супруге. В браке с Марией-Луизой стал отцом троих детей: Альбертины, Вильгельма Альберта и Матильды. Двое старших детей родились до заключения брака между Марией-Луизой и Нейппергом, причём ещё при жизни Наполеона. Муж № 3 и второй морганатический брак: Шарль-Рене де Бомбелль (06.11.1784-30.05.1856), французский офицер, служивший в австрийской армии. О нём в книге практически ничего не сказано.
«Она добавила, что хочет умереть, - ещё одна обычная реакция на необходимость принять решение» (о Марии-Луизе).
«Император Франц в буквальном смысле истрепал четырёх жён. Мария Луиза «израсходовала» трёх мужей и барона Веркгтейма, временного заместителя между мужьями номер два и три. Но пока она как могла боролась со своими чувствами, правда, не особенно старалась».
В целом можно сказать, что потакание страстям многочисленных родственников, передача им корон захваченных стран, при полном контроле со стороны Наполеона, не довело императора до добра. Очевидно, это можно считать ошибкой.
«Он также хотел, чтобы его царствующие братья стали суррогатными Наполеонами без собственного волеизъявления только потому, что он не может находиться в нескольких местах одновременно».
Второе поколение (внуки Летиции и Карло Бонапартов):
Дети Наполеона I:
• Незаконнорожденный сын:
Шарль Леон Денюэль (15.12.1806-14.04.1881) – от фаворитки Элеоноры Денюэль. Непутёвый, игрок.
• Незаконнорожденный сын:
Александр Флориан Жозеф Колонна-Валевский (04.05.1810-27.09.1868) – от фаворитки, польской графини Марии Валевской. Дипломат, политик, не чуждый чести. Мужская линия не прервалась и в наши дни.
• Наследник:
Наполеон Франсуа Шарль Жозеф (20.03.1811-22.07.1832),
Наполеон II, – от Марии-Луизы Австрийской. Несчастная судьба, завернувшая не за тот угол, предательство матери и отсутствие любви и внимания с её стороны, пребывание в «золотой клетке», запрет на общение с родными по отцовской линии, запрет на знание корней, ограничение свободы. Трагическая фигура, обрамлённая романтическим флёром молодого узника, к тому же, рано ушедшего в мир иной. Орлёнок показан симпатичной, достойной личностью, человеком, ставшим заложником своего имени.
Дети Жозефа и Жюли Бонапарт: две дочери –
Зенаида и Шарлотта. О них сказано мало.
Дети Люсьена от Кристины и Александрины: множество сыновей и дочерей, одна мужская линия прервалась.
Дети Луи и Гортензии Бонапарт:
•
Наполеон Луи Шарль,
Наполеон Луи и Шарль Луи Наполеон (да, в именах нет особого разнообразия).
Шарль Луи Наполеон (20.04.1808—09.01.1873)особо интересен, ибо вошёл в историю под именем Наполеона III, президента и императора. Вторая империя погибла из-за переоценки собственных сил и недооценки Бисмарка. Наполеон III всегда находился в тени своего дяди и, к сожалению, не смог достичь того же величия. Пришёл к власти в результате государственного переворота, после череды неудачных попыток, совершил множество ошибок, но в целом не был плохим человеком, а, наоборот, отличался добротой, которой и пользовались окружающие. Кроме того, в нём не было твёрдости дяди. Это и сыграло роковую роль. Известно о довольно обширном списке его любовниц. Наполеон III был женат на Евгении де Монтихо (05.05.1826-11.07.1920), испанской графини-красавицы. Портрет Евгении обычно довольно неоднозначен, так, некоторые авторы называют её похотливой нимфоманкой и злобной фурией. В работе Стэктона Евгения представлена нервной, набожной и холодной. Единственный сын императорской четы, Наполеон Эжен (16.03.1856-01.06.1879) погиб, по сути, по ошибке в столкновении с зулусами. По распространённой версии в британскую армию молодой принц подался с целью «побега» от навязчивой опеки деспотичной матери. Наполеон III и Евгения находились в дружеских отношениях с британской королевой Викторией, которая предоставила убежище императорской семье после падения Империи.
«Ещё он писал памфлеты, так как ветер во Франции дул в нужном направлении, что неудивительно, поскольку он стал специалистом по использованию поддувала» (о Наполеоне III)
Дети Жерома Бонапарта:
• от Элизабет Патерсон пошла
американская линия Бонапартов, прервалась по мужской линии;
• от Екатерины Вюртембергской пошла до сих пор существующая прямая линия Бонапартов по мужской линии. У Жерома и Екатерины было трое ярких детей:
Жером Наполеон Шарль, Матильда и Наполеон Жозеф 09.09.1822-17.03.1891). Принцесса
Матильда (27.05.1820-02.01.1904) в замужестве Демидова. Яркая личность Матильды не смогла ужиться с буйным нравом Анатолия Демидова, который поднимал руку на жену, не уважал её и изменял ей. В итоге, Матильда просила заступничества у Николая I, кузена её матери. Император занял сторону родственницы, а брак с Демидовым был впоследствии расторгнут. Когда-то Матильда отказалась от брака с кузеном, а когда тот стал императором Наполеоном III, некоторое время была первой дамой империи, как родственница правителя. Правда, Наполеон женился на Евгении, чем смертельно обидел Матильду. Однако она любила своего племянника и переживала за его судьбу.
Наполеон Жозеф по прозвищу «Плон-Плон», постоянно претендовал на трон и на главенство в клане. Отличался схожим с отцом характером: себялюбив, капризен, ненадёжен, завистлив.
О последующих поколениях Бонапартов сказано не так много, о наших современниках, по понятным причинам, нет ничего. В целом, название книги несколько более широкое, чем её содержание. Текст читался легко, благодаря стилю автора и его чувству юмора. С некоторыми утверждениями можно поспорить, но здесь всё в субъективности восприятия. Вместе с тем, автор не рассматривает каждого персонажа исключительно по-отдельности, но просматривает связи между членами большого семейства.
Оценка –
5 -.
...
Настёна СПб:
АЛЕКСАНДР КИРЮХИН "ДЬЯК РАЗРЯДНОГО ПРИКАЗА"
Эта документальная повесть рассказывает о Иване Григорьевиче Выродкове, в первую очередь известного тем, что он в 1551 г. поставил крепость Свияжск за 28 дней, сплавив по реке в разобранном виде целый город. Н.В. Водовозов в поэтическом переложении "Сказания о царстве Казанском" о необходимости постройки крепости пишет:
"Этот город грозой будет варварам И защитою русским окраинам, Христианскому воинству крепостью. Он покой даст измученным ратникам, Что приходят бороться с казанцами..."
Автор-журналист собирает биографию русского инженера, о котором известно крайне мало, буквально по крупицам, что интересно и увлекательно. Впервые имя Ивана Григорьевича встречается в мае 1538 , когда он был отправлен в Ногайскую Орду. Можно предположить, что он родился в начале XVI в. и происходил из "потомственных дьяков". Иван Выродков участвовал во взятии Казани, возводил знаменитую осадную башню и фортификационные сооружения; участвовал в дипломатических приемах, когда затрагивались военные вопросы; ставил города по всей стране; несколько лет был на воеводстве в Астрахани. Розмысл (инженер) Выродков принимал участие и в Полоцком походе, после чего возводил вокруг полуразрушенной крепости укрепления. А в битве при Чашниках в неприятельские руки попала байдана (кольчуга) Ивана Григорьевича, в конце XIX в. обнаруженная в Орше и переданная в музей. Можно предположить, что по своим взглядам дьяк Разрядного приказа был близок к Избранной раде, но почему попал в опалу - не ясно. Кирюхин считает, что Ивана Григорьевича казнили в феврале 1565 г. Но судя по Синодику опальных, семья Выродкова погибла в 1568, в связи "с изменой в земщине".
Оценка - 5-.
...
Настёна СПб:
ОЛЬГА ФОМИНА "ИВАН IV ГРОЗНЫЙ. Мифы и факты"
Цитата:"В представлении людей того времени "гроза" символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей."
Странная книга. Не складывается целостное повествование, как будто просто разные статьи соединены под одной обложкой. Потом куча опечаток: в одном месте Бельского обозвали Бельевым, а в другом датой смерти царевича Ивана стало 3 июля 1583 г. Но очень понравилось, что много внимания уделено Грозному как покровителю искусств. Книгопечатание, хоровое пение, архитектура процветали в то время. Автор (иногда создавалось впечатление, что она пишет не от себя, а пересказывает того же Скрынникова) восхищается стилем письма Ивана Васильевича, разрушающим все каноны средневековых посланий и приближающемуся к разговорной речи... Результатом правления Ивана IV стало образование мощного централизованного Российского государства. А во время царствования было присоединение Сибири и Ливонская война, сожжение Москвы и победа при Молодях, реформы и экономический кризис из-за разделения страны, искренние покаянные молитвы и буйство темперамента... Протопоп Сильвестр меня все же удивляет. С одной стороны - рассказывает молодому Иоанну о божественном происхождении царской власти, но с другой - считает, что управлять державой должны сведущие в этих вопросах люди, а государю надлежит только молиться. Очевидно, что это противоречие рано или поздно должно было рвануть.
Оценка - 4-.
...
Consuelo:
Колм Тойбин «Дом имён»
Не позорною смерть его кажется мне;
Вероломство ж мое —
Не коварней удара, что милым нанес
Семьянин — властелин,
Мне из сердца исторгнув, отец-душегуб,
Наш весенний побег, Ифигению-дочь!
Коль добро то убийство, и это — добро.
И в Аиде ему на живых не роптать:
Что посеял — пожал;
Претерпел, что содеял, — не боле.
(Эсхил, «Орестея»)
В основу сюжета романа «Дом имён» ирландского писателя Колма Тойбина положены события известного древнегреческого мифа, повествующего о трагической истории семьи микенского царя Агамемнона. Оригинальные версии, почерпнутые автором, много веков назад рассказали Еврипид, Софокл и Эсхил, иными словами, титаны античной драматургии. Трагедия Агамемнона, Клитемнестры, Ифигении, Электры и Ореста неоднократно привлекла внимание не только гениев от мира литературы, но и вдохновляла великих классиков от мира музыки. Таким образом, Колм Тойбин поставил перед собой амбициозную задачу прикоснуться и пересказать античный шедевр.
Сюжетная канва: царь Микен Агамемнон отправляется во главе огромной армии, составленной из сил различных независимых греческих государств, покорять зарвавшихся троянцев. Формальным поводом, согласно мифу, стал побег троянского царевича Париса вместе с прекрасной Еленой, супругой спартанского царя Минелая. Этому предшествовал спор богинь – Афродиты, Геры и Афины – за право считаться первой по красоте, который рассудил Парис, самый красивый мужчина, отдав предпочтение Афродите, а та, взамен, отплатила, зародив любовь к троянцу в душе смертной красавицы Елены. Не стерпев унижения, Менелай обратился к брату Агамемнону, супруга которого, Клитемнестра, приходилась родной сестрой Елене. Греки собрали огромное войско и направились на тяжелейшую войну, которая длилась целых десять лет. Однако по пути возникло существенное препятствие: не было попутного ветра, соответственно, греческие корабли не могли отплыть в Малую Азию, дабы осадить Трою. И вот именно здесь и начинается тот эпизод мифа, который и рассказан в романе «Дом имён».
Итак, царь Агамемнон пытается отплыть от берегов Авлиды, а в это время в Микенах у власти остаётся его супруга. Трагедия начинается с совета прорицателя Калханта, который убеждает Агамемнона принести страшную жертву богине Артемиде, тем самым умилостив её, а она за это даст необходимый попутный ветер. Здесь тоже есть предшествующая история, важная для последующих событий, а также для сознания участвующих в трагедии персонажей. Дело в том, что накануне Агамемнон убил запретную лань, оскорбив этим Артемиду, богиню охоты и владычицу животных. В наказание богиня наслала на греков безветрие. Смилостивить её, по мнению прорицателя, можно только принеся человеческую жертву, и не кого-то там, любого попавшегося, а одну из дочерей Агамемнона. Выбор пал на старшую и самую красивую царевну, т.е. Ифигению. Агамемнон отправляет в Микены послов с ложным известием о якобы принятом решении отдать руку Ифигении самому прославленному воину среди греков, Ахиллу. И теперь Клитемнестра должна вместе с Ифигенией и маленьким сыном Орестом, оставив в Микенах наместницей Электру, другую дочь, прибыть к месту расположения армии своего мужа. Ничего не подозревающая царица радуется хорошей участи своей дочери, привозит её к отцу, но вскоре понимает, что привезла дочь в ловушку, а не на брачное пиршество. К тому же, Ахилл, ничего не знавший об обмане, тоже пытается отговорить Агамемнона от столь ужасного поступка. Если в оригинальных версиях Агамемнона часто изображают сомневающимся, жалеющим свою дочь, но не имеющим возможности противостоять злой судьбе дочери, то в «Доме имён» царь одержим идеей войны, а, следовательно, никакие преграды ему не важны. Далее история развивается по известному сюжету: Ифигению всё-таки приносят в жертву (в романе её не спасает Артемида, богов здесь нет вообще), её мать Клитемнестра не сможет понять и простить мужа (что вообще-то, разумно), подготовит вместе с двоюродным братом супруга, его же пленником Эгисфом (или Эгистом, у которого тоже есть страшная предыстория взаимоотношения с роднёй), заговор, собственноручно убьёт мужа (и его наложницу, троянскую предсказательницу Кассандру), захватит власть, а далее будет убита собственным сыном Орестом, сговорившимся с Электрой.
Колм Тойбин изначально соблюдает основные моменты из оригинальных версий мифа, но далее даёт собственное видение, а также несколько меняет события мифа. Главная задача, насколько я поняла, стоявшая перед автором, заключалась в анализе побудительных мотивов, чувств и эмоций, которыми руководствовались персонажи античной трагедии. Примечательно, что практически все персонажи неоднозначны (даже в Эгисфе при большом желании можно откопать что-то светлое, наверное, очень-очень маленькое положительное начало). Наиболее интересным и сложным персонажем выведена царица Клитемнестра. Так, её преступление не основано на банальном властолюбии или подчинением воли любовника Эгисфа, нет, здесь она мстит за дочь. Клитемнестра не верит в богов, поэтому приношение в жертву Ифигении для неё только жестокое убийство, которое невозможно оправдать никакими высокими религиозными побуждениями. Но вот дальше Клитемнестра попадает в омут соблазнов власти, страха, тёмной силы Эгисфа, и уже невозможно остановить поток новых кровавых жертв. Её дочь Электра показана довольно неуравновешенной личностью. Она слепо боготворит отца (это понятно, комплекс Электры), но, что удивительно, не обвиняет отца в убийстве сестры, не понимает мотивов матери. По сути, Клитемнестра несколько раз повторяет, что мать убила отца без одобрения жрецов и воли богов, т.е. если бы Клитемнестра получила одобрение высших сил, то такое убийство Электра не подвергла бы осуждению. Единственный сын Агамемнона, царевич Орест, в романе был выслан из дворца по приказу Эгисфа, и чуть было не убит. В истории Ореста и самое большое отклонение от оригинального мифа. Орест в романе чудом избегает гибели, благодаря другому юноше, Леандру, с которым (и ещё одним мальчиком, Митром) он долгое время прячется от наёмников любовника матери. Леандр автором выдуман, но скорее всего, в его образе отражены черты Пилада, фокидского царевича, друга Ореста и будущего мужа Электры. Вообще Орест выведен довольно слабым, подчиняющимся воле Леандра, потом матери, потом сестры, а задолго до этого мечтавшим стать копией отца. К тому же, Ореста связывает с Леандром не просто дружба, но и любовные отношения (что в целом, конечно, не является чем-то инородным для античного понимания). К образу Ореста стоит ещё добавить три таких характерных момента: 1) текст романа разделён на главы, которые ведутся от лица Клитемнестры, Электры и Ореста, но только об Оресте – в третьем лице; 2) первый удар ножа Ореста приходится в спину матери; 3) согласно мифу, Орест после убийства матери подался в скитания, преследуемый эриниями, богинями мести и возмездия, однако, в романе сверхъестественный мотив заменён на практически полное отстранение Ореста от власти, несмотря на то, что он является законным наследником. Орест вообще фигура, мягко скажем, неоднозначная, а убийство матери (именно матери, а не отца) наиболее осуждалось и имело только одно последствие – казнь. Примечательно, что Электра, подговорившая брата, избежала преследования, или даже порицания. В этой связи, автор очень точно подмечает, в том числе глазами Ореста, насколько похожа Электра на мать, которую она так ненавидит. И это сходство усиливается с возрастанием объёма власти, попадающей в руки Электре. Что касается Эгисфа (или Эгиста), то это очень тёмная фигура, квинтэссенция зла, коварства и беспринципности. Однако, несмотря на миф, в романе Эгисф не умирает от руки Ореста. Более того, роман как бы обрывается на моменте рождения новой жизни, что важно подчеркнуть, зародившейся в результате насилия.
Итого: тяжёлый для чтения роман, потому как он очень тёмный, в нём много насилия, крови, смертей и трупов, чувствуется смрад и загробный холод, а также тягучий, зыбкий мрак. Это история о любви (как ни странно), о разной любви, о власти, о морали, о дружбе, о том, что злом добро не создаётся. Это роман о роке, о пороках, о бесконечной цепочке событий, в которые затягиваются всё новые и новые жертвы. Это роман о том, что зло и насилие порождают только зло и насилие. И это роман о том, что человек не вправе прикрывать свои неблаговидные поступки нуждами богов или любых сверхъестественных сил. Здесь нет вообще божественного участия, но есть психология античного человека, определяющего свою жизнь вмешательством сверхъестественного. Однако есть и такие персонажи, как Клитемнестра, отрицающие силу богов, более того, говорящие, что богам до человека нет дела, не будет вмешательства. Электра говорит Оресту о том, что они живут в эпоху отмирания старого образа отношения к богам. Единственным моментом потустороннего является присутствие призраков убиенных (Агамемнона, Ифигении и Клитемнестры). Атмосферности прибавляют и постоянные шёпоты не только участников бесконечных заговоров, но и насильственно убитых за многие годы, слышимые в тёмных коридорах царского дворца, обладателей имён, стёртых кровью и пылью времён. Все персонажи – идеальные объекты для препарирования психологов. Здесь нет односложных, простых образов. Пожалуй, единственным светлым образом стала фигура Митра, ещё одного друга Ореста, мальчика с очень слабым здоровьем, заменившего внука старушке (тоже положительный персонаж), оставленной родными, а также подружившегося с собакой. В целом, роман мне очень понравился, возможно, потому что мне всегда были интересны греко-римская мифология и античная драматургия, а может, потому что автор довольно уважительно отнёсся к первоисточнику, но привнёс свои краски, своё видение и некоторое художественное отступление, но при этом не скатился к откровенной отсебятине. Конечно же, сам древний сюжет очень многослоен, в нём громадное поле для анализа. Однако, безусловно, весьма на любителя. Кроме того, очевидна необходимость знания мифологии, не только истории Агамемнона и его семейства, но и предшествовавших событий, потому как к ним в романе есть не только постоянные отсылки, но и без них нельзя понять мотивы и психологию героев.
Они познали, как разит Зевс,
И явен гнев его очам всех.
Свершился вышних правый суд. Кто скажет,
Что до земли
Дела нет небесам,
До попранных дела нет
Святынь богам, — дерзкий, лжет!
С потомков взыщет мзду
За святотатство бог,
За буйство жадных вожделений,
За пресыщенное надменье.
(Эсхил, «Орестея»)
Оценка, конечно, «
5».
P.S. За погружение в сумрачный мир древнегреческого мифа при чтении романа «Дом имён» отдельные благодарности великолепным операм К.В. фон Глюка «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде», а также опере-пастиччо «Орест» Г.Ф. Генделя и опере «Электра» Р. Штрауса. ...
Тина Вален:
"Две королевы" Джон Гай
Мое знакомство с историческими романа началось с книги Стефана Цвейга "Мария Стюарт". Это было много лет назад, но моя любовь к этому жанру жива до сих пор и, не в последнюю очередь, благодаря хорошему почину. Интерес к самой королеве Марии тоже не угасает с тех самых пор. Да, читала я о ней несколько романов, каждый со своей интерпретацией судьбы этой королевы. Но всегда интересно узнать еще одну точку зрения на, столь печально известную, особу.
Данный роман - это масштабный, исторический труд. Автор проделал огромную работу с документами, письмами Марии. Некоторые из них цитируются дословно. Жизнь Марии показана с первых дней и до момента казни. Есть много бытовых подробностей, таких, как описания пиров, блюд, посуды, украшений. Есть описания внешности Марии, которые автор дает по ее портретам.
Что касается отношения к королеве, то автор старается не высказывать своего мнения, но видно, что он симпатизирует ей. Пытается понять, в чем-то оправдать. В моем представлении, Мария импульсивная, яркая женщина. Она могла быть хорошей правительницей, но второе неудачное замужество, потом еще более скандальное, третье, разрушили ее жизнь и привели в Англию. Где она и провела долгие годы в плену. Автор не осуждает Елизавету, королеву Англии, но доказывает, что непримиримым врагом Марии был Сессил, ее министр.
Как бы все не произошло когда-то, жизнь Марии, столь ярко начавшая, закончилась весьма печально.
5 баллов.
...
Настёна СПб:
МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ "ВОСПОМИНАНИЯ"
Мемуары
"знаменитой балерины, неповторимой и загадочной Матильды Кшесинской" (19/31.08.1872 - 6.12.1971) можно разделить на две части: "до" и "после" революции (впрочем, как любые воспоминания, охватывающие то время). Первую часть мне читать было скучно из-за простенького стиля изложения. Великий князь Андрей Владимирович, похоже, помогал с написанием именно второй части, т.к. она получилась интереснее.
Семейную легенду, что Кшесинские на самом деле князья Красинские, Матильда преподносит как правду, рассказывая историю в приключенческом ключе. О своем романе с наследником престола, будущим Николаем II, она пишет очень деликатно и скромно. Хотя потом беззастенчиво говорит о том, как пользовалась своим правом обращаться с просьбами напрямую к императору. Меня приятно удивило, что Кшесинская никого не поливает грязью в открытую, лишь упоминая, что вокруг нее периодически плелись интриги. Пару шпилек она отпустила, но это, скорее, от некоторой стервозности характера, без которой на сцене тебя съедят. Несомненно, талантливая, мне показалось, в первую очередь Матильда отличалась бешеным темпераментом и трудолюбием. Ну и, конечно, балерина находилась на некотором особом положении (хотя она этого и не признает

) благодаря личным отношениям с членами императорской фамилии. Николай II просил
"позаботиться о Малечке" великого князя Сергея Михайловича. Который до последнего устраивал дела Кшесинской, из-за чего не смог вовремя уехать из Петрограда, а ее сын Владимир до 1921 г. носил отчество "Сергеевич" (об этом в воспоминаниях не говорится)... Матильда Феликсовна жила на широкую ногу, а в революцию осталась буквально с одним чемоданчиком в руках (после ей удалось вернуть некоторые вещи). Сначала ей удалось выехать в Кисловодск к Андрею Владимировичу, а позже, после некоторых мытарств, во Францию, где у них еще с довоенных времен была вилла. Мне все-таки нравится! Матильда пишет, что они остались без средств к существованию, но при этом нередко отдыхают то там, то сям, да и на балетную студию с парижской квартирой как-то наскребли. Кшесинская оказалась хорошим педагогом, считающим, что в основе всего лежит классическая школа, освоив которую, можно станцевать все, что угодно, а в танец надлежит вкладывать душу, а не только технику... Последний раз Матильда выступала на сцене в 1936 г. в Лондоне, исполняя свою любимую "Русскую".
Оценка - 4.
...
Consuelo:
Сунь-Цзы «Искусство войны»
«Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству. Поэтому тот, кто не понимает до конца всего вреда от войны, не может понять до конца и всю выгоду от войны…»
Древнекитайский трактат, авторство которого традиционно приписывают военачальнику Сунь-Цзы (жившему предположительно в V-VI вв. до н.э.), повествует о науке военных действий. Небольшая книга разделена на 13 глав, каждая из которых затрагивает тот или иной аспект войны, к примеру, как войну начать, как правильно её вести, как относиться к врагу или как расположить свои войска, в зависимости от ландшафта местности. Среди основных постулатов: если есть возможность не воевать – не воюйте, уладьте конфликт миром – это идеальная война; лучшая война – быстрая война, затяжная война идёт во вред обеим сторонам (ибо война – удовольствие дорогое, в прямом смысле); правитель пусть занимается политикой, дайте полководцу все возможности вести войну; от таланта полководца зависит успех в войне; не раскрывайте врагу всех карт, обманите его; пользуйтесь услугами шпионов; ведя военные действия, учитываете всякую мелочь: численность противников, особенности ландшафта, время суток, настроение в рядах противников, и т.д. По сути, основные идеи трактата применялись многими поколениями, т.е. вошли в классику военного ремесла, да и по большому счёту, не утратили своей актуальности. Хотя, конечно, способы ведения войны в наше время заметно изменились. Кроме того, идеи Сунь-Цзы можно применять и в других сферах жизни, не только по прямому назначению.
Оценка –
5.
...
Consuelo:
Сюхэй Фудзисава «История телохранителя»
Прохладная весна – повод вернуться к исследованию мира японской литературы. Главный герой романа Сюхэя Фудзисавы, молодой самурай Матахатиро Аоэ, который в начале XVIII века вынужден бежать из родного клана, таким образом, стать ронином, и дабы как-то выжить – перебраться в Эдо (сейчас Токио) и приступить к временным работам, чаще всего, в качестве телохранителя. По сути, «История телохранителя» - это сборник из нескольких рассказов, повествующих о случаях, сопряжённых с преступлениями, как на бытовом, так и на политическом уровне, в которые невольно оказывается втянут Матахатиро. Более того, это время активного противостояния двух самурайских кланов при власти – Кира и Асано. Жестокая вражда двух родов привела сначала к гибели Асано Наганори, а спустя некоторое время – и к смерти его врага Киры Ёсинаку. Кровавая распря вошла в японский фольклор, в том числе, массовое сеппуку (харакири) сорока семи ронинов, бывших самураев-вассалов клана Асано, после совершения ими мести, а именно убийства Киры Ёсинаку. Иными словами, исторический фон крайне богатый. Между тем, автор не останавливается только на масштабном политическом полотне, а придаёт красок всем людям, встречающимся Матахатиро в его непростом труде, а также разрешает личную историю своего героя. И не менее важно, то, что обычно японским авторам хорошо удаётся, - прописать аутентичную атмосферу. Здесь она есть, вкупе с самурайскими понятиями чести и доблести, греха и искупления, долга и любви.
В целом, книга понравилась, а значит, оценка –
5.
...
Настёна СПб:
Копирую из темы автора.
ЕЛИЗАВЕТА ДВОРЕЦКАЯ "КНЯГИНЯ ОЛЬГА. ОГНЕННЫЕ ПТИЦЫ"
Как же хорошо, что однажды персонаж по имени Мистина отказался умирать и из второстепенного полузлодея превратился в основного столпа всех романов о княгине Ольге. В этой книге рассказывается о мести киевской руси древлянам за гибель князя Игоря, о взятии Искоростеня с помощью огненных стрел, о подчинении Древлянской земли Киеву. На первый план вышел младший Свенельдич - Лют, оказавшийся достойным сыном своего отца. Кстати, я все ждала: расскажет ему Мистина правду или нет? Но время для ошеломляющей новости еще не пришло, на Люта и так многое навалилось разом, и он достойно выдержал все испытания, набрался опыта и из сына челядинки стал боярином... Сочувствовала я и древлянам, ведь у них тоже была своя правда, за которую они сражались и умирали. И отрокам, таким, как Берест, пришлось быстро повзрослеть, научиться принимать ответственные решения, где на кону жизнь - не только своя, но друзей и земляков. Когда они с боем прорывались из горящего Искоростеня, у меня ком к горлу подступил... Раздражал Святослав. Конечно, ни разу не побывав в битве самому, сложно ценить жизни, а запах победы кажется совсем другим, он еще не понял, что
"всегда позади воронье и гробы". Но все равно - уж слишком князь непримиримый и ревнивый к чужой славе для столь юного возраста.
Оценка - 5.
...
Настёна СПб:
НИКОЛАЙ ГЕЙНЦЕ "НОВГОРОДСКАЯ ВОЛЬНИЦА"
Роман какой-то пресный. Все должно было сложиться в красивое и интересное повествование в стиле XIX в.: потрясающий исторический фон, благородные смелые герои, получившие по заслугам подлые предатели, падающие в обморок от легкого дуновения девушки, таинственные лесные колдуны. Но история борьбы вольного града Новгорода под руководством Марфы Борецкой с самодержавной властью великого князя Иоанна III, на мой взгляд, прописана скучно, а остальное меня попросту раздражало. Кажется, впервые меня трясло от имени главного героя - Чурчила

, храброго предводителя ватаги новгородских молодцов, совершающих набеги на ливонские замки. Затем, дурища Эмма, которая в 19 лет ведет себя так, будто ей 9; такой же наивный Гритлих/ Григорий, спавший сном праведника во время происходившей под его носом битвы. Понимаю, что надо бы сочувствовать героям, тем более, для них все закончилось трагически, но не получается.
Оценка - 3.
...
Настёна СПб:
ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ "ВРЕМЯ ГРОЗНОГО ЦАРЯ"
Прекрасно вижу неточности романа, не со всеми трактовками согласна, но читать было интересно и в целом книга мне понравилась. Чем-то напомнила "Князя Серебряного" Толстого, только в женском варианте.
Царь Иван Васильевич - такой классический Грозный. Он неспроста подозревает повсюду измену, ведь к боярам у него ненависть с несчастного детства, чем умело пользуются его слуги с нечистыми руками и совестью. Главный, конечно, худородный Малюта Скуратов, которого хлебом не корми - дай выказать преданность государю, да и о своей выгоде при этом не забыть. Но заходится злобой Григорий Лукьянович оттого, что единственный сын считает его кровавым палачом, а гордый опричный князь Вяземский смотрит с презрением и свысока. Малахольный Максим выбрал себе правильную дорогу - в монашескую келью. С волками жить - по волчьи выть, а он так не умеет. Да еще и влюбился не по чину в царскую племянницу... А вот его друг Истома Качалов до последнего верил, что государь всегда и во всем прав, пока дело до казни Старицких не дошло. Вообще-то, Истома хорош. Вчера Марию Григорьевну не люблю; сегодня - готов сватов засылать; завтра, встретив полудетскую любовь Любашу, - попросту забыл. А дочка Малюты в папочку уродилась, отомстит и под плаху подведет. Самая сволочь - Ловчиков. Из-за обиды на засмеявшую его Любашу, которая ему и не нужна, оговорил своего покровителя Вяземского. А слабаком оказался сам. Мой Федечка - красавчик. Липкое слово, но ничего не попишешь. Все же авторы не всегда знают, что с ним делать: с одной стороны - воевода, с другой - девка

. Алексея Даниловича тряпкой мне представить сложно... Жаль княжну Старицкую Фиму, а вот царицу Марию Темрюковну - нет.
Оценка - 5-.
...