Consuelo:
16.03.15 22:23
«Руфь. Непреклонная»
Дублирую из ЧЗ
«Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.» (Книга Руфи 1:15-22)
Третий роман в серии «Родословная благодати» Франсин Риверс повествует о судьбе еще одной редкой женщины, чье имя вписано в родословную Иисуса Христа. Ибо Руфь была прабабушкой царя Давида. Признаться, Руфь с детства была одной из моих самых любимых библейских героинь. Ее трогательная привязанность к неродному по крови человеку, выбор непростого пути унижения и испытаний, тогда как можно было остаться в намного более комфортных условиях, смирение и кротость этой отважной девушки поистине достойны восхищения.
История Книги Руфь повествует о времени сильного голода, когда многие израильтяне не просто роптали на Бога, но и начали поклоняться языческим богам и переселяться в другие места, перенимая нравы и обычаи местного населения. Так поступил и Елимелех, взяв свою жену Ноеминь (Наоми) и сыновей, и уехав в земли моавитян. Там, мужская часть семьи переняла образ жизни моавитян, практически отринув своего Бога и свои законы. Ноеминь же одна продолжала чтить заветы Моисея. Оба сына взяли в жены девушек из моавитян: Руфь и Орфу. Но со временем Елимелех умер, умерли и оба его сына. И тогда Ноеминь решила возвратиться к своему народу. И только юная невестка-вдова Руфь решается идти вместе со свекровью, к ее народу, к ее Богу. Надо сказать, что Руфь была единственным домочадцем, кто поддержал веру в единого Бога. Таким образом, потеряв родных сыновей, Ноеминь приобрела дочь по духу…
В Библии неоднократно поднимаются сюжеты возвращения на родину. Возвращение Ноеминь также символично. Однако пребывание среди единоверцев и соотечественников началось далеко не так гладко. Все же удивительно, что никто не помог Ноемини, ведь у нее были родственники и много друзей. Пусть она уехала, но не по своей воле, а по желанию мужа. Да и как-то странно не проявить элементарное сочувствие и гостеприимство. Но если для еврейки Ноемини возвращение оказалось сложным, то уж для моавитянки Руфи все оказалось намного хуже. Ведь по законам иноверца нельзя было впускать в дом, садиться за один стол, да даже разговаривать с ним/ней. Поэтому поначалу Руфи пришлось встретиться с всеобщим презрением и постоянным унижением. Однако ничего не случается просто так. Моавитянка Руфь была избрана Богом стать праматерью Его Сына…
История Руфи бесконечно наполнена светом и любовью. Ярко представлена одна из главных черт характера, ценимая Богом – смирение. И именно смирение и стойкость духа помогли Руфь не просто пережить очень сложное время для этой юной девушки, рано познавшей горе, но и выстоять, изменить о себе мнение народа, в который она вошла, и получить заслуженное счастье…
Оценка – «
5». Поскольку это все же художественное произведение, а не пересказ Ветхого Завета, некоторые повороты показались спорными, но это видимо творческое оформление известной истории, никак не испортившее впечатления.
...
Consuelo:
17.03.15 22:27
«Вирсавия. Неподсудная»
Дублирую из ЧЗ
«Не желай жены ближнего твоего…» (Второзаконие 5:6 – 21)
Сюжет четвертого романа Франсин Риверс в серии «Родословная благодати» строится вокруг грехопадения израильского царя Давида, возжелавшего жену одного из своих приближенных. Однако, как и в предыдущих романах серии, автор не сухо повторяет текст Ветхого Завета, а по-своему интерпретирует, дает художественный окрас, и, в большей степени, проникает в душевное состояние главных действующих лиц этой поистине страшной драмы.
В романе читатель знакомится с Вирсавией еще совсем маленькой девочкой, которая с обожанием смотрела на молодого Давида, на тот момент еще не царя, но уже борющегося с Саулом, первым царем Израиля. Не зря близкие Вирсавии неоднократно пытаются вразумить девочку, что должно поклоняться Богу, а не человеку. Но Вирсавия выросла с любовью к Давиду в сердце, несмотря на то, что он не обращал никогда внимания на нее, несмотря на то, что имел несколько жен и еще больше наложниц…
По достижении брачного возраста отец нашел Вирсавии достойного мужа – хеттеянина Урию. Свадебный пир одного из своих лучших воинов удостоил своим присутствием и сам царь Давида. И тогда он впервые увидел подросшую влюбленную в него девочку Вирсавию…уже не девочку, но самую красивую во всем Израиле женщину…
История грехопадения Давида и Вирсавии – одна из самых спорных в тексте Ветхого Завета. В романе Франсин Риверс ярко описан внутренний мир, в первую очередь, Вирсавии, страдавшей от того, что ее с Давидом грех послужил причиной страшных последствий, множества смертей и разрушений. Также красочно расписан быт гарема. И верны слова матери Вирсавии, что лучше быть одной женой бедняка, чем одной из множества в гареме царя. Вирсавии и Давиду пришлось пройти множество испытаний, прежде чем Господь увидел в их душах раскаяние, и простил их, удостоив чести быть прародителями Иисуса Христа.
В нашем сознании отпечатался образ юного пастуха Давида, певшего псалмы, восхвалявшие Господа, и сразившегося с Голиафом. Пожалуй, этим и интересен роман Франсин Риверс, что он в очередной раз, напоминает о том, что любой человек может оступиться, даже такой избранный Богом, как Давид. И оступался он не один раз, особенно, допускал слабость в отношении к своим детям, а учитывая, что от разных жен и наложниц у него их (детей) было много, то между подрастающими наследниками нередко вспыхивали распри. Дети росли избалованными и высокомерными, совершали массу мерзостей (изнасилование Амноном своей сводной сестры Тамары, и дальнейшая месть Авессалома). Но у Давида часто не хватало мужества посмотреть правде в глаза и увидеть истинные лица собственных детей. В это самое время Вирсавия, презираемая народом, родными, притесняемая в царском гареме, родила четверых сыновей (не считая первенца, умершего по велению Господа за грехи родителей), сумела воспитать их не соперниками отца за престол, а теми, кому Давид мог доверять. Роман заканчивается смертью Вирсавии во времена воцарения ее сына Соломона.
Оступиться может каждый, но важно достойно подняться. Давид и Вирсавия совершили ужасный грех, стали причиной смертей невинных, но они были прощены, потому что искренне раскаялись. В этом и одна из главных идей этой истории: тот, кто искренне раскается перед Богом, имеет шанс получить Его прощение…
Оценка – «
5».
...
Consuelo:
19.03.15 00:25
«Мария. Неусомнившаяся»
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.» (Евангелие от Луки)
Пятая и заключительная часть серии «Родословная благодати» повествует о Пресвятой Деве Марии, матери Иисуса Христа. К чтению этого романа я настраивалась морально особенно тщательно, но не ожидала никакого подвоха, учитывая очень хорошее впечатление после знакомства с предыдущими романами данной серии. И, в целом, конечно, для человека, исповедующего христианство, Матерь Божья, имеет огромное значение. Первое, что я почувствовала, чуть ли не с первых строчек романа, и о чем надо постоянно помнить, - автор – протестантка. Уже это намекает на определенную трактовку образа Марии и ее судьбы…
Роман начинается с рождения Марии у Анны и Иакима. При этом по версии автора у Марии уже была старшая сестра, тоже по имени Мария (мол, отец так хотел сына, что дочек называл именем, означающим «горькая»). Далее повествуется о сватовстве Иосифа к Марии, и, конечно, о Благовещении, когда юной, пока незамужней Марии явился архангел Гавриил, сообщив о том, что именно она станет матерью Спасителя. Достаточно подробно Франсин Риверс отразила душевные переживания самой Марии, а также Иосифа. Кстати говоря, мыслям и чувствам Иосифа уделено вполне много внимания, что, на мой взгляд, является положительным моментом романа, так как в Библии практически никак не оговаривает влияние Иосифа на Иисуса. К сожалению, в романе практически ничего не сказано о посещении Марии дома Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Так как Библия не раскрывает подробно этапы взросления, то бишь детство Иисуса Христа, то здесь автору был широкий простор для мысли. Очень спорный момент касательно возможных совместных детей Марии и Иосифа. По версии Франсин Риверс в семье, кроме первенца Иисуса, родились еще четыре сына и две дочери. Не вдаваясь в теологические рассуждения, просто повторю, что это очень спорный момент…
Некоторые другие события Нового Завета даны автором в своей трактовке, что тоже кажется довольно неоднозначным. Интересен момент внутреннего диалога Марии, ее сомнения и нетерпение. Вот это нетерпение отмечу особенно: с рождения Ребенка и до самого Распятия Мария постоянно пребывает в нетерпении, когда же Он объявит Себя Сыном Божьим, изгонит римлян из Святой Земли, и сядет на престол Царем. Иными словами, в трактовке автора, Мария очень материально-однобоко понимает Божий замысел: ее Сын, Мессия, изгонит римлян и воссядет на царский трон, а не искупит грехи рода человеческого. Т.е. Мария изображается обычным человеком, сосудом, посредством которого был рожден Сын Человеческий. Кроме того, разочаровало практически отсутствовавшее развитие характера Марии: что в юном возрасте, что в зрелые годы, она мало чем изменилась. Кстати, интересно, но предсказуемо включение мрачной фигуры человека с темными, холодными глазами, несколько раз встречающего Марию. Конечно, мы сразу понимаем, кто это такой.
От образа Иисуса Христа, конечно, сквозь строчки романа веет добром и любовью. Но для меня неловко читать слова, якобы сказанные Им, но не вошедшие в текст Библии. Иными словами, автор попыталась показать Иисуса в жизни, больше человеком.
Таким образом, «Мария. Неусомнившаяся», на мой взгляд, спорный и неоднозначный роман. Если Вы православный или католик, то скорее не понравится, потому что роман явно протестантский. К примеру, постоянно в нем (в романе) говорится о том, что Деву Марию нужно почитать, но не молиться ей, и даже не ставить ее в один ряд с апостолами. Естественно, чувствуется дух протестантского учения. Текст Библии, даже разные версии, и так многократно и полярно трактуют, автор выбрала одну линию, и в рамках этой линии построила сюжет. Мне же, принадлежащей к иному направлению в христианстве, сложно принять версию автора.
Очень тяжело с оценкой. Предыдущие романы в серии мне понравились. В данном случае…поставлю «5» буду нечестна, поставлю «4» - пойду на сделку с совестью... Мне думается, это такой богатый сюжет, что можно было написать нечто невероятное. Да, я, конечно, не могла не пустить слезу, когда Мария прижимала к себе только что снятого с креста Сына…Безусловно, нам не понять, что испытывала Дева Мария, но автор попыталась показать ее боль и тревогу матери. Пусть будет «
4-», прямо скрепя сердце. Ожидала большего. Хотела поставить «3», но буду справедлива, автор - протестантка, с чего ей писать и мыслить иначе?
P.S. Помогали настроиться на чтение романа очаровательные мальчики с ангельскими голосами из Libera. И их исполнение «Ave Maria» Джулио Каччини))
...
miroslava:
19.03.15 14:08
Кристина, большое спасибо за интересные отзывы на книги этой серии!
Я взяла их на заметку и обязательно прочитаю. Тем более что автор давно обратила на себя мое внимание совершенно замечательной (на мой вкус) книгой "Искупление любовью".
Consuelo писал(а):Очень спорный момент касательно возможных совместных детей Марии и Иосифа. По версии Франсин Риверс в семье, кроме первенца Иисуса, родились еще четыре сына и две дочери. Не вдаваясь в теологические рассуждения, просто повторю, что это очень спорный момент…
Строго говоря, этот момент является "скользким" во всем христианском вероучении. Как я поняла, ты знаешь библейские тексты не понаслышке (в этом мы сходимся с тобой
- я тоже прочла всю Библию и время от времени перечитываю то, что произвело наибольшее впечатление). И разумеется, ты знаешь, что в евангелиях неоднократно упоминаются братья и сестры Иисуса (братьев даже называют по именам). Правда, католическая и православная традиции считают их детьми Иосифа от первого брака, но с другой стороны, есть такие аргументы, которые оспаривают эту точку зрения. Года 3-4 назад я пыталась разобраться в этом вопросе и с удивлением узнала, что даже некоторые современные католические богословы поддерживают факт наличия у Иосифа и Марии совместных детей, родившихся после Иисуса. Хотя официальная точка церкви (и католической, и православной) в вопросе пожизненной девственности Марии остается незыблемой. У каждой из сторон есть аргументы, от которых просто так не отмахнешься. В конце концов я поняла, что это просто вопрос личной веры каждого и оставила эти споры. Мой личный взгляд на эту проблему такая: у Марии был только один Сын. В противном случае необъяснимым является факт из Евангелия от Иоанна, где умирающий на кресте Иисус недвусмысленно поручает заботу о своей матери любимому ученику - Иоанну. Если бы у него были родные братья и сестры, логичнее было бы предположить, что она не останется одинокой после гибели Иисуса и о ней будет кому позаботиться в старости.
Возможно, Франсин Риверс сочла вправе взять одну из версий земной жизни Марии и воплотить ее в своем романе. В конце концов, не сама же она это придумала, а евангельские тексты дают большой простор для интерпретаций. Впрочем, окончательное свое мнение по этому поводу я смогу выразить, когда прочитаю роман.
...
Consuelo:
19.03.15 14:45
miroslava писал(а):Кристина, большое спасибо за интересные отзывы на книги этой серии!
Тебе большое спасибо за сердечко!
miroslava писал(а):совершенно замечательной (на мой вкус) книгой "Искупление любовью".
Поддерживаю!
miroslava писал(а):Строго говоря, этот момент является "скользким" во всем христианском вероучении.
Да, я тоже видела упоминания о братьях, сестрах в текстах Нового Завета. Жаль, конечно, что нет пояснений. О версиях, поддерживаемых православным и католическим учениями тоже читала. Да, по этому вопросу нет единого мнения, ибо непонятно какой смысл вложен в "братья, сестры". Я с тобой солидарна в том, что считаю Марию матерью только одного Ребенка.
miroslava писал(а):В противном случае необъяснимым является факт из Евангелия от Иоанна, где умирающий на кресте Иисус недвусмысленно поручает заботу о своей матери любимому ученику - Иоанну. Если бы у него были родные братья и сестры, логичнее было бы предположить, что она не останется одинокой после гибели Иисуса и о ней будет кому позаботиться в старости.
На это у Франсин Риверс есть ответ в романе: мол, предполагаемые братья и сестры не смогут оказать Марии должный уход в соответствии с учением Христа, у них свои жизни и они не до конца поняли, кем является Иисус, в отличие от Его ученика, которому Он полностью доверяет.
miroslava писал(а):Возможно, Франсин Риверс сочла вправе взять одну из версий земной жизни Марии и воплотить ее в своем романе. В конце концов, не сама же она это придумала, а евангельские тексты дают большой простор для интерпретаций.
Да, конечно. Поэтому я поставила "4-". Но все же мне не понравилось развитие характера Марии, его в принципе, и не было, и конечно, сложно принять то, что она не осознавала смысл Божественного замысла, а трактовала его так приземленно. Это, видимо, соответствует протестантскому учению.
...
Октавия:
19.03.15 14:47
Жаль, что никто не читал трилогию "Под знаком льва". Было бы очень интересно обсудить.
...
Consuelo:
19.03.15 15:49
Октавия писал(а):Жаль, что никто не читал трилогию "Под знаком льва". Было бы очень интересно обсудить.
Я начну читать эту серию в ближайшее время. Так что обсудим))
...
Consuelo:
12.04.15 18:57
«Веяние тихого ветра» («Под знаком льва» 1/3)
Продублировано из ЧЗ
«Верь. Верь. Если у тебя ничего не осталось, верь…»
I век н.э. Первая Иудейская война, вспыхнувшая после восстания евреев против господства Рима, окончилась разрушением Иерусалима. Тысячи умерщвленных, тысячи угнанных в рабство. Семья юной Хадассы не избежала несчастья, постигшего ее народ. Однако на долю девушки выпали куда более жестокие страдания и испытания ее веры. Хадасса была воспитана в христианстве, приверженцы которого были гонимы во всех уголках древнего мира. Обращенная в рабство девушка, попадает в дом богатых римлян Децима Виндация Валериана, его жены Фебы, сына Марка и дочери Юлии. Она, эта маленькая невзрачная иудейка, тихая и кроткая, становится лучом света в погрязшем в грехах, алчности, себялюбии семейства. Она, преданная Хадасса становится спасительной соломинкой для Валерианов. Она, добрая и терпеливая, спасает (и духовно, и физически) тех, кто оказывается поблизости…
Марк Валериан, юноша, у которого было все, о чем можно только мечтать: материальное богатство, положение в обществе, красивая внешность. Он предан своей семье, нежно любит мать и сестру, но с отцом часто не совпадает во мнениях. Впервые встретив Хадассу, он невольно для себя заинтересовывается ей. И, вроде, не могла привлечь такого блистательного и пресыщенного молодого человека хрупкая, маленькая иудейка. Но что-то неизвестное и непознанное таится в глубоких темных глазах Хадассы. Марк понимает, что она не похожа ни на избалованных дочерей богатых римлян, ни на услужливых рабынь. В этом маленьком существе горит непонятной силы огонь, не дающий девушке опускать от отчаяния руки…
Юлия Валериан была красивой, юной девушкой, избалованной и эгоистичной. Она слушалась советов «подруг» и желал сама вершить свою судьбу. Но ей не повезло родиться в мире, в котором жизнь женщины в руках мужчины. Девушку выдают замуж за нелюбимого, взрослого Клавдия Флакка. Он полюбил ее, потому что в ней увидел отражение любимой, усопшей первой супруги. Клавдий, однако, вскоре понимает, что красивая внешность – не самое главное ни в жизни, ни в семейных отношениях. И все чаще и чаще он проводит время в стенах своей библиотеки, слушая рассказы юной иудейской рабыни Хадассы…
Атрет потерял всю свою семью. Некогда могучий вождь германского племени хаттов был захвачен римскими войсками, обращен в рабство, и принужден стать гладиатором. В его жизни не осталось ничего, кроме жгучей ненависти. Жизнь в бесконечных боях на потеху пресыщенной публики, существование в животном состоянии, опустошили душу молодого германца. Однако в его жизни появляется римлянка Юлия Валериан, со своей порочной страстью, а также ее юная рабыня, с добрыми и сострадательными глазами…
«Веяние тихого ветра», безусловно, сильный и проникновенный роман. Хадасса – чистая, добродетельная девушка, благодаря которой окружающие становятся лучше. Она преданна и любит своих римских хозяев, что кажется очень странным. Разве так должна поступать девушка, насильно обращенная в рабство, потерявшая от рук римлян всю свою семью, народ и родину? Но в этом заключается ее вера, в этом христианство.
«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…». «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вам и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...».
Любовь к Хадассе меняет и Марка. Сначала он борется с верой девушки, не позволяющей ей уступить страсти юноши. Но постепенно Марк все больше понимает девушку, все сильнее в его сердце растет любовь к ней. Единственное, что мне показалось странным, это отказ Хадассы выйти замуж за Марка, потому что он пока не принял Господа в свое сердце. Но ведь, став его женой, она могла помочь ему прийти к Богу? Обращение же не всегда происходит в одночасье. В изменении отношения Марка к Хадассе, рабыне, уже можно усматривать его преображение.
Хадасса мне очень понравилась, она практически идеальная героиня, стойкая, несмотря ни на что, от начала и до конца не изменяющая ни себе самой, ни своей вере. Марк, конечно, притягательный герой, ему и симпатизируешь, и ненавидишь, в зависимости от его поступков. Это один из героев, который, благодаря Хадассе, проходит духовное перерождение. А за этим всегда интересно наблюдать. Нельзя не отметить Домициана и Фебу, тоже приходящего к Богу, но они изначально показаны достойными уважения. Клавдий Флакк, так же понравился, но судьба у него незавидная. Самый отрицательный образ в романе – Юлия, ее второй и третий муж, и испорченные подружки. Девушка, которая думает только о себе, своих удовольствиях, не задумывается о чувствах других людей. Она предает и отправляет на смерть Хадассу, которая спасла ей жизнь. Она вытворяет одно зло за другим. Атрет приходит к Богу другой дорогой, нежели Марк, но тоже его путь освещает маленькая Хадасса.
Финал романа – это просто слезы. Вообще, эта сцена не в первый раз встречается в литературе, и всегда-всегда, трогает до глубины души. Настолько эмоционально сильно. Роман, который о многом заставляет задуматься, потому как в упадке нравов римлян, можно увидеть и современные реалии…
Оценка, конечно,
5.
...
Октавия:
14.04.15 05:13
Кристина, за отзыв
Consuelo писал(а):Марк Валериан, юноша, у которого было все, о чем можно только мечтать: материальное богатство, положение в обществе, красивая внешность. Он предан своей семье, нежно любит мать и сестру, но с отцом часто не совпадает во мнениях.
Он очень избалованный, самоуверенный и амбициозный, но при этом умеет нести ответственность за свои поступки, не идет на поводу у своих страстей. Этим он выгодно отличается от Марка из романа "Камо грядеши" Сенкевича (читая трилогию, я почему-то часто сравнивала этих героев).
Consuelo писал(а):Хадасса – чистая, добродетельная девушка, благодаря которой окружающие становятся лучше. Она преданна и любит своих римских хозяев, что кажется очень странным.
Это тот редкий случай, когда положительная героиня не выглядит идеализированной и картонной - ей веришь и сопереживаешь буквально с первых строк. В этой книге Хадасса еще не успела утратить свою детскую наивность и доверчивость, поэтому образ получился очень трогательным и светлым.
Consuelo писал(а):Юлия Валериан была красивой, юной девушкой, избалованной и эгоистичной. Она слушалась советов «подруг» и желал сама вершить свою судьбу. Но ей не повезло родиться в мире, в котором жизнь женщины в руках мужчины.
Она, как ни странно, стала одной из моих любимых героинь, если не самой любимой героиней трилогии. Юлия буквально соткана из противоречий - тьма и свет, наивность и жестокость, искренность и коварство. Почти каждый Юлькин поступок я понимала и оправдывала, хотя к финалу книги темная сторона ее души явно взяла верх над светлой. В ней проснулась римлянка - надменная, порочная и мстительная. Самой устроить свою жизнь у нее не получилось, потому что она уж слишком зависела от мнения подруги, поддавалась на самые примитивные манипуляции. Юлия вообще очень ведома и доверчива, ей нужен человек с твердым характером, яркий лидер, способный ее увлечь и повести за собой. Она из тех, кого очень легко обмануть и ввести в заблуждение.
...
Consuelo:
16.04.15 22:18
Октавия писал(а):Кристина, за отзыв
Большое спасибо за сердечко,
Лена!
Октавия писал(а):но при этом умеет нести ответственность за свои поступки, не идет на поводу у своих страстей
И это было неожидано. Если честно, я ожидала большей жестокости к Хадассе со стороны Марка, ибо...
Октавия писал(а):Марка из романа "Камо грядеши" Сенкевича (читая трилогию, я почему-то часто сравнивала этих героев
У них, в приципе, похожие ситуации: он - патриций, она - рабыня-христианка.
Октавия писал(а):В этой книге Хадасса еще не успела утратить свою детскую наивность и доверчивость, поэтому образ получился очень трогательным и светлым.
Единственное, не могу понять, почему она отказала Марку, когда он просил ее руки, все же будучи любимой женой, Хадасса могла быстрее привести Марка к Богу. С другой стороны, это была бы уже другая история, а Марк, видимо, получил такую встряску, что мировоззрение его должно претерпеть изменения.
Октавия писал(а): Она из тех, кого очень легко обмануть и ввести в заблуждение.
Сначала и мне Юлия понравилась: просто избалованная девочка, судьба которой от нее же не зависит. Она, действительно, человек ведомый, и , к сожалению, поддающийся влиянию дурных людей, а не примеру достойных. Как юной девушке, ей еще простительно совершать ошибки, в то же время, временами она проявляла удивительную привязанность к Хадассе. Но вот то, что она сотворила в конце, да и вообще, под финал романа, Юлия разошлась во всю широту своей темной души...Даже не загадываю, что с ней произойдет дальше...
...
Consuelo:
26.04.15 14:44
«Эхо во тьме» («Под знаком льва» 2/3)
Продублировано из ЧЗ
«Ее голос стал неотъемлемой частью его жизни, эхом в той тьме, в которой он теперь жил».
Продолжение истории о великой любви, прощении, добродетели и прихода к Богу. Видя гибель любимой Хадассы на арене, растерзанной львами вместе с другими христианами, душа Марка Валериана впервые надломилась, но…и пробудилась. И начиная с этого момента Марк не знает покоя, пока не найдет Бога Хадассы, не обнаружит ответов на свои вопросы, главный из которых «Почему Бог допустил ужасную гибель своих последователей, в числе которых была и Хадасса?» и «Что в этом Боге такого, что за него идут на смерть?». Чтобы обрести ответы Марк направляется туда, где была рождена Хадасса, и где была рождена ее удивительная вера. Марк проходит свой путь испытаний, пока не обретет покоя и примирится с Богом и найдет свою веру…
Но он не знает и даже предположить не может, что Хадасса чудом спаслась от верной гибели в пасти дикого зверя. Ее лицо и тело обезображено, но душа по-прежнему кристально чиста. Хадасса становится помощницей своего спасителя, врача Александра Демоцеда Амандина, сжалившегося над истерзанной девушкой. Вскоре же Александр обнаруживает, что юная еврейка не хуже его умеет облегчать людям страдания. Но ее орудие вовсе не скальпель, а слово и вера. Хадасса лечит душу. Она в равной степени по-доброму относится к каждому человеку, независимо от его происхождения и образа жизни. И постепенно она учит окружающих своим примером Слову Христа…
Тем временем, Юлия Валериан падает все больше и больше в бездну. Она не может получить прощение брата из-за своего поступка по отношению к Хадассе, отправленной на смерть. В то же время, Юлия понимает, что ближе и вернее друга, чем Хадасса у нее никогда не было. Лишь эта маленькая христианка относилась к ней с любовью и терпением, всегда готовая помочь и защитить. Те, кого Юлия считала своими друзьями, показали свои истинные лица. Впрочем, об этом сестру неоднократно предупреждал Марк. Но теперь Юлия больна и ей нужна помощь, которую ей окажет…отправленная ею на гибель Хадасса…
Марк Валериан, пройдя дорогу агонии, нашел веру, принял крещение и вернулся в Эфес, дабы простить сестру, убившую его единственную любовь. Но простить оказывается не так просто. Рядом с больной сестрой Марк обнаруживает юную девушку, с закрытым покрывалом лицом…
Роман «Эхо во тьме» - история о вере и любви, об истинно христианских прощении и смирении. Герои живые и порой неоднозначные. Юлия обрела покой лишь в конце своего земного пути. Марк и Хадасса прошли тяжелейший путь и были вознаграждены семейным счастьем. Очень понравились Феба, мать Марка и Юлии, врач Александр. Роман достоин прочтения, ибо он заставляет о много задуматься, заглянуть в себя и сравнить с героями, представить себя на их месте и понять, а как бы я поступила в таких обстоятельствах. Такие истории делают нас лучше.
Оценка –
5. С удовольствием приступаю к чтению заключительного романа трилогии.
...
Consuelo:
16.06.15 21:27
«Рассвет наступит неизбежно» («Под знаком льва» 3/3)
Продублировано из ЧЗ
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными.»
(Евангелие от Иоанна, 8:32)
Третья и заключительная история серии романов Франсин Риверс «Под знаком льва» повествует о непростой судьбе бывшего гладиатора Атрета из германского племени хаттов, любимце жадной до зрелищ публики, и молодой ионийке-христианке Рицпе. Каждого из них терзают призраки тяжелого прошлого, но если Рицпа, приняв в свое сердце Иисуса Христа, смогла примириться с самой собой, очиститься душой, начать новую жизнь, то Атрет погружен в омут жестокости, недоверия и гнева. Ей уготовано вывести его из мрака, в которой он погружен, а ему – дать ей любовь, семью и детей. Но на пути к выстраданному счастью героям придется пройти путь, устланный одними шипами, сквозь которые лишь изредка проблескивает надежда…
Возможность на лучшее будущее, на способность измениться, проглядывала в личности Атрета уже в предыдущих романах серии, особенно, в его отношении к Хадассе. И несмотря на то, что молодой иудейке не удалось привести германца к Христу, она все же сумела тронуть его сердце. И если Атрет пока в Бога не верит, то хотя бы начал верить в то, что мир не состоит сплошь из крови, боли, предательства и людей, сотканных из зла и прочих самых низких грехов. Рицпа, в свою очередь, вдова, только-только потерявшая и мужа, который в прямом и переносном смысле дал ей новую жизнь, и новорожденную дочь. Эта рана не заживает, и, конечно, никогда не забудется, но у Рицпы хватило сил идти дальше, при этом у нее достало веры никогда не роптать на Бога. И однажды Рицпа обрела новый смысл существования – маленького мальчика, которого она назвала Халевом. Халев был сыном римлянки-патрицианки Юлии Валериан, отправившей ребенка на верную смерть, и гладиатора Атрета…
Завязка сюжета, предпосылки которой были даны в предыдущих частях серии, безусловно, понравилась. Ребенок, соединяющий своих родителей, ибо Атрет, хоть и биологический отец, но это звание ему еще предстоит заслужить, а Рицпа, не родившая Халева, стала для него настоящей и единственной матерью. Обоим, и Рицпе и Атрету, предстоит долгий путь друг к другу, но в большей степени, меняется Атрет, конечно…
В своем долгом и опасном путешествии назад, домой, в Германию, вместе с Рицпой, Халевом и римским воином-христианином Феофилом (надо сказать, еще один понравившийся персонаж), Атрет, этот человек с израненной душой, обретает любовь, дружбу, семью, покой, веру и, главное, примирение с самим собой и долгожданную свободу…
Роман действительно интересный, светлый, пронизанный христианской мудростью и любовью. Особенно отмечу чудеса, которые встречаются в сюжете, но поскольку я в них искренне верю, то меня не то, что не напряг такой поворот, но и наоборот, усилил симпатию к роману…
Жаль, что всего три книги в серии, так бы и читала и читала. Оценка, конечно,
самая высокая!
...
Consuelo:
04.08.15 00:03
«Звуки Шофара»
Продублировано из ЧЗ
«…Церковь – это не здание, это люди. Это Тело Христово. Главное – не ритуалы, а отношения с Богом…».
Как представительница христианской художественной литературы Франсин Риверс в своем романе «Звуки Шофара» поднимает достаточно острую проблему внутренней жизни церкви и ее служителей. Что есть церковь? Обряды и таинства? Священные символы и прекрасные слова молитвы? Величественные храмы и песнопения, восходящие к небесам? Чем дышит и что чувствует церковь? Для главного героя романа – молодого и амбициозного протестантского пастора Пола Хадсона – церковь представляла собой заполненные молитвенные скамьи. Он измерял успешность своего служения количеством привлеченных в дом Божий душ.
«Он загонял людей в общину, словно пастух овец». Но привлекая новых прихожан, пастор пренебрегал теми немногими, кто по мере сил и возможности поддерживал пустеющую и приближающуюся к исчезновению маленькую сентервилльскую церковь. Разрабатывая новые методики и лекции для молодых прихожан, пастор Хадсон в несколько пренебрежительном тоне взирал на пусть и консервативных старых служителей церкви. Да, прибытие молодого и талантливого священнослужителя увеличило общину и действительно привлекло молодые души к алтарю Божьему, но в погоне за карьерным успехом (а именно так и выглядят поступки Пола Хадсона, к сожалению), священник перестает соответствовать своему призванию. Ибо там, где верховодят тщеславие, суетные амбиции и непомерная гордыня, нет места для истинной веры и религиозности. Пол Хадсон ставит свое мнение превыше всего, свое видение единственно истинным, и становится непримиримым к позициям других людей, хоть на йоту не соответствующим его собственным. Так, пастор понемногу отдаляется от предназначения своего служения. И становится похожим на своего отца, преуспевающего священника, чей авторитет нерушим, и чьи проповеди транслируют по телевизору. По сути, именно давление отца вселило в Пола ложные представления об истинном облике священнослужителя. Отец практически пренебрегал сыном в погоне за карьерным успехом, а мальчик изо всех сил старался заслужить одобрения сурового родителя. Пол получил блестящее теологическое образование, уделял огромное время на саморазвитие, но терял главное, - чистую веру, потому что хорошая теоретическая база не гарантирует искренней веры. Однако же новобранцы Пола также не слишком религиозны, и привлекает красота богослужения, интересные проповеди священника и красивая музыка, исполняемая на богослужениях. Более того, Пол даже заставляет свою жену подстраивать репертуар церковных песнопений под вкусы современной молодежи. И все это напоминает какую-то лощенную витрину, за которой зияет пустота. От священника, конечно, ожидаешь…святости, или хотя бы приближенности к ней. Однако Пол – обычный человек, вставший не неверный путь, и чуть было не совершивший роковую ошибку. Впрочем, он ее (ошибку) и совершил: отдалил от себя сына, предал жену, некрасиво поступил с теми, кто мог и хотел быть ему другом. В итоге, младший Хадсон полностью повторил своего несвятого «святого» отца. И в этом сила данного романа: даже священник – человек, а значит, ему не чуждо ничего человеческое, включая возможность ошибиться и оступиться. Но что мне не понравилось – быстрое преображение Пола в такие краткие сроки. Не поверила, что после всего того, что он натворил, после многолетнего планомерного движения в неправильном направлении, он так резко мог исправиться. Конечно, шоковые ситуации, за которыми следует кардинальный пересмотр всей своей жизни, гипотетически возможны, но именно в этом романе такой встряски не хватило. Кроме того, удивляло такое терпение Юнис, жены Пола, много лет сносившей его пренебрежительное отношение к ней и к сыну, видевшей, что он пошел по ложному пути, и ни разу не призвавшей его к истине. Юнис представлена эдакой чуть ли не совершенной христианкой, но она не выглядит слабой и забитой, не смеющей и слова сказать поперек супругу. И разве не долг жены помочь мужу, если тот явно ошибается? И не долг ли хорошего христианина наставить на путь истинный заблуждающегося собрата? И я вроде не кровожадна, но не хватило мне расплаты Пола за совершенные им ошибки. Последствия наступили для всех, но Пол относительно легко отделался…
В любом случае, хороший роман. Интересно показана внутренняя жизнь христианской общины и тяжелое положение маленьких церквей, остро нуждающихся в прихожанах, а без оных, вынужденных постепенно разрушаться. И, следовательно,
«5 –» моя оценка. К тому же это мой юбилейный, десятый роман Франсин Риверс, да еще и первый не исторический))
...
Consuelo:
24.08.15 19:48
«Дитя примирения»
Продублировано из ЧЗ
В романе «Дитя примирения» автор подняла очень сложную, противоречивую, бесконечно дискуссионную тему аборта. Так как Франсин Риверс – убежденная христианка, ее позиция очевидна. Не вдаваясь подробно в рассуждения по затронутой проблематике, сразу к сути сюжета. В центре повествования двадцатилетняя Дина Кэрри, студентка христианского колледжа, которая, в один ужасный январский вечер, подверглась изнасилованию. В результате, через какое-то время выясняется, что девушка беременна. Казалось бы, здесь начинает рушиться жизнь Дины. Сама по себе девушка вызывает искреннюю симпатию: добрая, разумная, верующая. Дина, конечно, тяжело переживает случившееся с ней. Ее мысли даже подводят к суициду (но даже в момент неудавшейся попытки покончить с жизнью Дина, в очередной раз, проявила свой очень теплый характер, испугавшись, что птицы могут случайно проглотить рассыпавшиеся таблетки). Ситуация усугубляется давлением со всех сторон. Ее жених, с которым через несколько месяцев она должна пойти под венец, Итан – молодой и блестящий студент того же колледжа, подающий большие надежды. Он не заявляет прямо, что случившееся с Диной – ее вина, но девушка чувствует охлаждение в их отношениях, его естественное напряжение, за неимением виновника, выливающееся на Дину. Более того, Итан настаивает на аборте. И вот в этом мне очень понравился подход автора: она не пытается всех христиан, даже студентов-отличников религиозных учебных заведений, показать исключительно хорошими и праведными. Итан – не настоящий христианин, потому что настоящая вера не в показухе, это особый образ мышления, поведения. Но Итан – далеко не единственный в окружении Дины, кто называется христианином, только потому что крестик на груди носит. И что тяжелее, большинство близких людей давят на Дину, склоняя ее к аборту. Единственный настоящий друг, верующий человек, который, хотя и даже по внешнему виду не вяжется с обывательским представлением студента христианского колледжа – это Джо, друг Итана. Только он по-настоящему сочувствует и поддерживает Дину, и как выясняется позднее на то у него веские причины из собственного проблемного прошлого. Очень предсказуема задумка автора в отношении Дины и Джо, тут даже не было никаких сомнений в финале романа, и в судьбе этой пары. Но, что мне не понравилось: 1) порой автор подзабывала, складывалось такое впечатление, что она пишет роман, а не антипропаганду аборта; 2) ситуации с мамой и бабушкой Дины – перебор, на мой взгляд; 3) предсказуемость; 4) духовное нисхождение воли Бога на Дину – тоже из разряда «лишнее»; 5) насильника не поймали, и вообще как-то о нем забыли. Пожалуй, это пять основных моих претензий. В целом, автор четко отстаивает свою позицию, и у нее есть на то право. Единственное, повторюсь, от этого немного страдала наполненность повествования, потому что все уходило на пропаганду жизни.
Итого, с учетом сложности темы, понравившихся мне Дины и Джо, но пропаганды, мешавшей развитию сюжета и удручающей предсказуемости финала, поставлю
4.
...
Consuelo:
28.09.15 14:18
«Алая нить»
Продублировано из ЧЗ
Познакомившись с творчеством Франсин Риверс, как автора исторических и современных романов, могу сказать, что пока историческая ипостась нравится больше. В романе «Алая нить» автор поднимает сложный и совсем неоднозначный вопрос измены. Неоднозначность в том, прежде всего, можно ли ее прощать? Конечно, ответ у каждого человека свой. Сьерре, героине романа, пришлось столкнуться с этим вопросом спустя десять лет совместной жизни с Алексом. Для того, чтобы быть вместе, паре пришлось хорошо побороться. Все дело в происхождении: Сьерра – американка, чьи предки давно переселились на данный континент, протестантка и из довольно обеспеченной семьи среднего класса; Алекс – латиноамериканец, католик, сын рабочего, только получившего гражданство США, которому все в этой жизни приходится добиваться самому. Однако благодаря взаимной любви и упорству в своем желании быть вместе, Сьерре и Алексу все же удается сломить сопротивление родных и пожениться. Проходят годы, у пары рождаются сын и дочь, Алекс получил прекрасное образование, начал продвигаться по карьерной лестнице. Но спустя 10 лет супружеской жизни, Алекс решает перевезти семью в Лос – Анджелес, где у него есть возможность большего достичь в профессии. С этого момента и начинаются все проблемы. Как оказалось, в браке только Сьерра была совершенно счастлива, только потому что она замужем за любимым человеком, от которого у нее двое любимых детей. Алексу многого не хватало, и причина, думаю, кроется в детстве, когда мальчику из небогатой семьи иммигрантов приходилось бороться за свое место под Солнцем, а может, у него начался пресловутый кризис среднего возраста. Но все же это очень слабое (да вообще, никакое) оправдание для поведения героя. Он задерживается на работе, срывается на жену, она его почему – то начинает раздражать. В конце концов, он наговорил ей слишком много грубостей, которые сложно вот так просто забыть и простить. И в итоге, вообще изменил и бросил. И далее, я понадеялась, что героиня возьмет себя в руки, начнет двигаться дальше, несмотря на то, что ей, конечно, дико больно, и она все еще любит мужа. Но то, что я прочитала на страницах романа, удивило и расстроило. Сьерра, приходя к Богу (здесь она молодец), начинает копаться в их совместном с Алексом прошлом, и находит причины обвинять себя в том, что брак распался, в том, что он изменил (здесь совсем караул!). Что такого ужасного сделала Сьерра Алексу? Была ему всегда опорой и поддержкой, вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей (нет, это, конечно, все так естественно, что, по мнению мужа и не заслуживает благодарности). То, что она не обрадовалась их переезду в другой город можно понять: Алекс же вообще не удосужился хотя бы посоветоваться с женой (о том, что детям менять школу и от друзей отрываться, я вообще ничего не говорю). И он еще возмущается, мол, ты меня не поддерживаешь. А ты, милый человек, ее мнение хотя бы уважаешь, ну хотя бы интересуешься? Алекс – закомплексованный эгоист, а «коза отпущения» у него жена. И даже когда у нее умирала мать от рака, он все еще о себе и только о себе думал. И после того, как ушел к любовнице, открыто с ней жил, даже детей пытался «подружить» с ней, ужасно оскорбил жену, заставил ее развестись с ним, он все еще надеялся на прощение? Так вот он его получил! Сьерра с чего – то накопала в себе кучу проблем и вину за измену мужа! Почему у Франсин Риверс виновные так легко отделываются? Хорошо, простила, ладно уж, ее право, но почему же так быстро?.. После всего, что он с ней сделал, как гадко с ней поступал, оскорблял ее достоинство, она все еще может ему доверять? И даже видя рядом с собой доброго и порядочного мужчину, готового ей прийти на помощь. Любовь, видимо, такая…
Да, и параллельно идет история жизни Мэри Кэтрин – прапра и т.д. Сьерры (дневник которой она читает), переселенки, которой также в жизни не сладко пришлось.
Оценка –
3 -.
...