Регистрация   Вход
На главную » Обо всем »

Имена (знаковые личности)


Fedundra: > 07.07.08 19:26


Вильгельм Гауф (1802—1827) занимает особое место сре­ди романтиков, так как он более, чем кто либо другой, воспри­нял идеи Просвещения. И хотя вера в силу человеческого разу­ма, способного решить все социальные и человеческие проблемы, была подорвана и у него, все же рядом с великой мощью стра­стей в его произведениях всегда существует здравый смысл, не столько в поступках героев, сколько в позиции самого автора. Он судит о действиях людей чаще всего с точки зрения их ра­зумности либо неразумности, в зависимости от последствий. К тому же, несмотря на фантастические сюжеты, его сказки почти всегда связаны с непосредственной действительностью, характер­ной для того времени, будь то Французская революция либо провинциальная жизнь и затхлая атмосфера его родной Гер­мании.

Гауф родился в семье чиновника, который не угодил местно­му феодалу и попал в число опальных. После смерти отца Гауф с матерью и сестрами переехал жить к своему дяде — брату ма­тери, в другое княжество. Будущий писатель много читал, пользу­ясь богатой библиотекой дяди. У мальчика рано проявились твор­ческие способности. По вечерам он рассказывает домашним о прочитанном, но не копируя авторский текст, а переиначивая сюжет, дополняя его своими вымыслами, сочиняя другие кон­цовки, стремясь в своих рассказах привести мир в гармонию, которой, увы, не видел в жизни

Так как материальное положение семьи было трудным, Гауфа после окончания гимназии отдали в духовную семинарию, где платили стипендию, а затем единственным путем для него был теологический факультет университета, хотя никакой склонности к богословию он не проявлял. В университете Гауфа привлекают античная история и литература. По окончании университета он устраивается домашним учителем к барону Хюгелю, известному любителю искусств. В его доме собирались писатели, художники, музыканты, с которыми общался и Гауф. Именно в это время он начал свою литературную деятельность. Первый сборник сказок родился из его устных рассказов своим воспитанникам.

К началу XIX века в Европе уже хорошо были известны арабские сказки «Тысяча и одна ночь» Переведены они были и на немецкий язык и оказали на Гауфа большое влияние. Он использует их композиционное построение, избирает в своих сказках восточные мотивы. В арабских сказках существует обрамляющая новелла о жестоком царе Шахрияре, который каж­дый день брал себе новую жену, а наутро казнил ее в отместку женскому роду за неверность своей первой избранницы, и о Шах­разаде, спасшей женщин своего государства. Шахразада каждую ночь рассказывала мужу сказки и под утро останавливалась на самом интересном месте, и так она рассказывала тысячу и одну ночь, пока Шахрияр не полюбил Шахразаду. Сказки, рассказан­ные Шахразадой, и составляют содержание сборника «Тысяча в одна ночь».

Первый сборник сказок Гауфа, «Альманах на 1826 год», на­чинается циклом «Караван», в котором обрамляющая новелла не только существует, но играет важную роль и в содержании са­мих сказок. Всего Гауфом написано три цикла сказок; кроме «Каравана», «Александрийский шейх и его невольники» (1827) и «Харчевня в Шпессарте» (1828), который вышел уже посмертно.

Гауф начал публиковать свои произведения в 1824 году. Его перу принадлежат не только сказки, но и юмористические произведения и исторические романы. Например, роман «Лихтенштейн» принес писателю славу немецкого Вальтера Скотта. Ма­рина Цветаева в своих воспоминаниях пишет, что она еще в детстве зачитывалась «Лихтенштейном», роман этот был попу­лярен не только во времена Гауфа, но и в начале XX века

Однако мировую славу принесли Гауфу прежде всего сказ­ки, которые писатель предназначал читателям всех возрастов.

Гауф не приемлет никакого насилия. Все, что таит в себе угрозу человеческой жизни, подавление личности, вызывает у него бурю протеста. Сказка, по мнению Гауфа, учит человека добру, сопереживанию, особенно молодое поколение, которое не отягощено жизненным опытом, быстро и бездумно осуждает чужой образ жизни и порой проходит равнодушно мимо несчастья других людей. Словом, сказка возвышает человека, помогает понять природу прекрасного и безобразного, а следовательно, вос­питывает человечность.

Сложное композиционное построение сказок Гауфа преследу­ет и еще одну цель: показать, как ничтожна грань между реаль­ным и фантастическим. Реальные персонажи, рассказывающие сказки или не менее чудесные истории из своей жизни, зачастую сами оказываются участниками фантастических сказочных собы­тий. Так, в цикле «Караван» возвращающиеся из Мекки через пустыню купцы приютили одинокого всадника. На привале, чтобы скоротать время, они рассказывают сказки, но непрестанно опа­саются грозного разбойника Образана, который нападает на ка­раваны. Имя Образана встречается в сказках так же часто, как и в обрамляющей новелле, например, в «Спасении Фатьмы» В самом конце цикла мы узнаем, что Образан не только одно из действующих лиц сказок но оказывается всадником, присоединившимся к купцам, он же — человек, бежавший от зависти и клеветы, тщеславия и себялюбия к малопросвещенным народам, которые стали его сподвижниками и благородными разбойниками. Так своеобразно писатель рисует Образана «байроническим» ге­роем.

В сказках Гауфа очень немного мотивов, навеянных евро­пейским фольклором. Это «Карлик Нос», «Сказание о гульдене с оленем» и «Холодное сердце». Впрочем, обрамляющая новелла последнего цикла «Харчевня в Шпессарте» тоже немецкого про­исхождения. Она переносит читателя во времена позднего средне­вековья, черты которого сохранились и в начале XIX века: цехо­вая принадлежность ремесленников, опасность передвижения по дорогам, феодальная раздробленность...

Гауф прожил очень короткую жизнь. Он умер двадцати пяти лет, а его творческие годы длились с 1824 по 1827 год, но как много он успел написать за столь короткий срок. И вот уже более полутораста лет многие поколения вновь и вновь наслаж­даются его удивительными волшебными сказками и новеллами, его причудливыми восточными вымыслами и бесхитростной прав­дой народной морали, которая выражена особенно четко в сло­вах Стеклянного человечка из сказки «Холодное сердце»: «...если ты будешь трудолюбив и честен, то научишься уважать свое ремесло, а твои соседи будут любить и почитать тебя больше, чем если бы ты имел десять бочек золота».

Чернявская И.С.
Выдержки из статьи "О сказках и сказочниках"

...

Июль: > 07.07.08 19:58


Федюндра, очень познавательно. Надо же, я не знала, что он умер таким молодым! Мне он почему-то представлялся классическим дедушкой-сказочником, а оказывается юноша был... Да-а, таланты успевают много за мало...

...

Беата: > 07.07.08 20:39


Вот и еще любимые сказки Гауфа - "Карлик Нос", "Холодное сердце". Между прочим, замечательный мультик у нас сделали по Карлику Носу.
Федюндра, молодец, что выложила биографию этого замечтаельного сказочника. Я уже, правда ,была знакома с его биографией.Как же было не познакомиться, если он - один из любимых сказочников был.

...

Джайлин: > 08.07.08 03:02


Федюндра очень интересно было прочитать о Вильгельме Гауфе.

...

Fedundra: > 18.07.09 20:40


Вот ещё интересное нашла. Интернет-Сведения.

Цитата:
Baroness Emmuska Orczy
Баронесса Эмма

Полное имя: Emma ("Emmuska") Magdolna Rozália Mária Jozefa Borbála Orczy de Orczi (23 сентября 1865 - 12 ноября 1947 года) аристократка венгерского происхождения, британская писательница, драматург и художник.
Наиболее заметным в ее творчестве является серия романов «Алый Первоцвет» (The Scarlet Pimpernel).

Эммушка Орчи (Орцы) родилась в Венгрии в 1865 году, в семье барона Феликса Орчи, известного на родине композитора и дирижера. Ее родители покинули Венгрию в 1868 году, опасаясь угрозы крестьянской революции. Они уехали в Будапешт, потом жили в Брюсселе, позже в Париже, где Эмма, без особого успеха, изучала музыку. Наконец, в 1880 году семья переехала в Лондон, там Эмма Орчи стала посещать школу изящных искусств. Хотя ей и не суждено было стать известной художницей, но именно художественная школа предопределила её дальнейшую судьбу. Здесь Эмма познакомилась с молодым художником-иллюстратором Монтегю Маклеаном Барстоу (Montague MacLean Barstow), сыном священника. Они поженились в 1894. Это было началом радостного и счастливого брака, продолжавшегося почти 50 лет. Джон Монтегю Орчи-Барстоу (John Montague Orczy-Barstow), их единственный ребенок, родился 25 февраля 1899 года.

Из-за финансовых трудностей, Эмма начала работать вместе с мужем. Сначала в качестве переводчика, а позже и иллюстратора. Вскоре после рождения сына, Эмма начала пробовать писать. Но первый её роман, «Подсвечники императора» (The Emperor's Candlesticks)(1899), ждал провал. Писательница, однако, сумела продать следующую небольшую серию детективных историй в «Королевский журнал» (Royal Magazine). Последующий роман Орчи - «В Царствование Марии» (In Mary's Reign) (1901) был принят лучше.

В 1903 году, она и ее муж написали пьесу на основе одного из рассказов Эммы о британском шпионе-аристократе, действующем на территории Франции во время Большого Террора, сэре Перси Блейкни (Sir Percy Blakeney).
Главный герой, сэр Перси Блейкни, в повседневной жизни изображает изнеженного денди, заинтересованного только в моде и фасонах фрака, но параллельно с этим ведет активную подпольную деятельность. «Алый Первоцвет» — это избранный им псевдоним.

Эмма Орчи предложила «Алый Первоцвет» (The Scarlet Pimpernel) двенадцати разным издательствам, но первой увидела свет их с мужем пьеса, под тем же названием. Она была принята к постановке в одном из лондонских театров в Вестэнде.
Первоначально спектакль рассчитывался всего на несколько представлений, в маленькой аудитории, но «Алый Первоцвет» продержался на подмостках Лондона четыре года. Театральный успех обеспечил роману Орчи огромные тиражи, множество переизданий. Книги этой серии были переведены и изданы в других странах.

Несмотря на свою наивность и романтичность для современного читателя, а также исторические погрешности, «Алый Первоцвет» дал толчок целому направлению в массовой литературе. Роман и его продолжения, написанные баронессой, популяризовали фигуру мстителя в маске, которая в дальнейшем эволюционировала в таких героев, как Зорро, Бэтмен и др.

Баронесса Орчи написала более десяти романов продолжений о сэре Перси, его семье и других членах Лиги «Алый Первоцвет». Наиболее популярным романом в серии, стал роман - «Я воздам» (I Will Repay (1906)), а последним - «Мадмуазель гильотина» (Mam'zelle Guillotine) увидевший свет в 1940 году.

Кроме этого Эмма Орчи, написала ряд фантастических и приключенческих романов. Она ввела в популярную литературу и ещё одно новшество. Ее «Леди Молли из Скотланд-Ярда» стала первой женщиной-детективом в качестве главного героя

Умерла Баронесса Эмма в Хенли-на-Темзе 12 ноября 1947 года.


Дом, где родилась Эмма (Tarna Öss, the house where Baroness Orczy was born)

Детские годы

...

janemax: > 21.09.09 16:45


Тео, спасибо за интересные сведения о баронессе Орчи. Ее "Алый первоцвет" я не читала, но это мой самый любимый исторический фильм. Very Happy

...

ElenaV.: > 15.11.09 19:45


Тео, спасибо за информацию,
так интересно было узнать про неё!

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение