Мурлен:
10.11.10 17:16
» Дети подземелий.
Ну раз уж настроились, то начну, пожалуй!
Итак, первое моё повествование будет о гномах.
Дети подземелий.
Гномы — суровые сыновья земли
Веселой жизнь тогда была.
Здесь резчик свой узор творил,
У кузнеца огонь пылал,
По наковальне молот бил.
Росли дома, росли дворцы,
Росли хлеба, росли леса.
И груды золота росли,
На них свет факелов плясал.
Неутомимый был народ!
Играли арфы под горой,
Слагались песни под луной
Любил веселье Дьюрин род.
Песнь Гимли из “Братства Кольца”
Дети подземелий... Они сражаются тяжелыми секирами, пьют пенящийся эль и носят длинные бороды. Они остры на язык, ворчливы и недоверчивы. Они готовы на все ради сокровищ, и ненавидят тех, кто может посягнуть на их добро. Они живут в Средиземье, в Фэйруне и в Азероте. Их не встретить среди нас, но все мы знаем: они где-то рядом... Под землей...
Ворчун из “Белоснежки”,
Гимли из “Властелина колец”,
Бренор Боевой Топор из романов Сальваторе о Темном эльфе, вояки и изобретатели из Warhammer’а, Dungeons & Dragons и Warcraft’а — все они гномы, и все они такие разные. Что же их объединяет? Откуда они пришли? Чем живут?
Героями древнескандинавской и германской мифологии были
дверги/цверги (dvergar/Zwerg), в английском варианте —
дворфы (dwarf), в академическом переводе на русский —
карлики или карлы.
Слово
“гном” возникло только в 16 веке. Его изобретение приписывают алхимику Парацельсу. “Гносис” на греческом — знание. Гномы
знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы Парацельса —
духи земли и гор, в противоположность им цверги и дворфы — существа вполне материальные.
В русский язык слово “гном” пришло в конце 18 века. В нем слились значения, которые в английском передаются двумя разными словами,
“gnome” и “dwarf”. На русский оба слова обычно переводятся как “гном”. Это верно для обыденной речи и переводов детских сказок, но спорно для переводов произведений Толкина, (Толкин использовал оба английских слова в своих произведениях, причем в разных значениях). Однако в силу традиции переводчики продолжают использовать слово “гном”.
Рожденные из тела великана.
Первыми литературными источниками, где упоминаются гномы, были исландские героические песни 13 века из сборника
“Старшая Эдда”, а также текст
“Младшей Эдды”, составленный поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном, жившим на рубеже 12 и 13 веков.
Оба литературных труда содержали мифологические сказания 8-10 веков, а также элементы германского героического эпоса начала 13 века.
Героями же древних текстов являются
дверги (единственное число “dvergur”, множественное “dvergar”), которых в русских переводах “Эдды” традиционно называют
“карликами”. Это слово содержит тот же корень, что и названия племени в других германских языках: сравните с немецким
“цверг” (Zwerg) и английским
“дворф” (dwarf).
В “Эдде” двергов иногда называют еще и
черными альвами, в отличие от альвов светлых (прототипов толкиновских эльфов).
В мифах “Старшей Эдды” о создании мира возникновение двергов-карликов описывается следующим образом:
«Тогда сели боги на троны могущества и совещаться стали священные: кто должен племя карликов сделать
из Бримира крови и кости Блаина.»
По скандинавской мифологии гномы, как и эльфы, были созданы из червей:
"Как-то раз, роясь в земле в поисках железной руды, Один, Вили Ве нашли в ней червей... Глядя на эти неуклюжие существа, боги невольно задумались.
— Что нам с ними делать, братья? — произнес наконец Ве. — Мы уже населили весь мир, и эти черви никому не нужны. Может быть, их надо просто уничтожить?
— Ты ошибаешься, — возразил Один. — Мы населили только поверхность земли, но забыли про ее недра. Давайте лучше сделаем из них маленьких человечков-гномов или черных эльфов и дадим им во владение подземное царство, которое будет называться Свартальфахейм, то есть Страна черных эльфов.
— А если им надоест там жить и они захотят подняться наверх, к солнцу? — спросил Вили.
— Не бойся, брат, — ответил Один. — Я сделаю так, чтобы солнечные лучи превращали их в камень. Тогда им придется всегда жить только под землей.
— Я согласен с тобой, — сказал Ве. — Но мы забыли не только про недра - мы забыли про воздух. Давайте превратим одних из этих червей в черных эльфов, или гномов, как сказал Один, а других — в светлых эльфов и поселим их в воздухе между землей и Асгардом, в Льесальфахейме, или в Стране Светлых эльфов.
Остальные боги согласились с ним. Так появились в мире эльфы и гномы и две новые страны: Свартальфахейм и Льесальфахейм."
Черные эльфы, которых обычно называют гномами, вскоре стали искуснейшими мастерами. Никто лучше их не умел обрабатывать драгоценные камни и металлы, и... сами боги нередко обращались к ним за помощью.
В то время, как их собратья работали в недрах земли, светлые эльфы трудились на ее поверхности. Они научились выращивать самые красивые и ароматные цветы и с тех пор каждый год покрывают ими землю, чтобы она была еще лучше и еще прекраснее.
В “Младшей Эдде” также поясняется, что карлики зародились сначала в теле убитого великана Имира (или Бримира). Были они червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей. Ростом они были с ребенка, однако обладали большой физической силой, носили длинные бороды, имели лица мертвенно-серого цвета. Солнца они боялись: его свет обращал карликов в камень, поэтому жили под землей.
Дверги стойко переносили любые тяготы, были крайне выносливы и сказочно трудолюбивы. Они жили гораздо дольше людей, но все же, не вечно. Карлики не имели женщин и продолжали род, высекая свое потомство из скал. Характер имели плохой: были упрямы и вздорны, обидчивы и вспыльчивы, алчны, к тому же владели колдовством и были хранителями богатств земных недр. К людям и богам дверги относились преимущественно враждебно, впрочем, не без оснований: и те и другие постоянно посягали на охраняемые сокровища. А в искусстве обработки драгоценных камней и металлов двергам не было равных — им удавалось изготавливать по-настоящему волшебные вещи. И сами боги вынужденно обращались к ним за помощью, использую при этом лесть и хитрость.
С развитием цивилизации на поверхности земли меняются и подземные жители.
В немецких героических песнях и балладах у цвергов (немецких аналогов скандинавских двергов) благородные рыцари посещают подземные царства, наполненные сокровищами, дружат или враждуют с королями-карликами, сражаются с карликами-рыцарями. Как и в древние времена, цверги снабжают смертных колдовскими предметами и оружием необычайной силы.
В
“Песне о Нибелунгах” прекрасный и отважный сын короля Зигфрид пользуется помощью карлика Альбериха, сражается мечом, выкованным подземными мастерами. Из других источников мы узнаем, как тот же Зигфрид гостит у несметно богатого короля-карлика Эгвальда, а тысяча карликов, все нарядные и в доспехах, предлагают ему свою службу.
Со временем карлики-гномы практически исчезают со страниц литературы, продолжая жить в фольклоре. Народная фантазия представляет их в виде подозрительных существ, старичков с бородами. Они могут помогать людям, быть благодарны им, но часто — подозрительны и злобны.
Некоторые гномоподобные персонажи мирно уживаются с людьми, хотя и капризны: это и шотландский брауни, и ирландский выпивоха кларикон. Ирландский лепрехун и неаполитанский монасьелло преследуются людьми, так как укрывают от них сокровища. А шотландский красный колпак, обитающий в заброшенных замках, где было когда-то совершено злодейство, сам нападает на людей.
Своим возвращением в литературу гномы обязаны
братьям Гримм, крупным ученым-исследователям немецкой старины и народности, знатокам древненемецкой литературы.
В 1812 году они выпустили в свет свои
“Детские и домашние сказки”, в некоторых из них главными героями были гномы. Гномы братьев Гримм мало напоминают карликов “Эдды”, это мультяшные коротышки в красных колпачках. Они в меру добродушны, проказливы, иногда откровенно злобны и враждебны к людям, хотя и лишены коварной воинственности своих предков.
Дальнейшая эволюция гномов приводит к появлению добродушного коротышки, дружественного людям и "позорящего" гордое имя цверга.
Дж. Р. Р. Толкин является не только основоположником жанра фэнтези, но и известным ученым-филологом.
Неудивительно, что в основе мироздания Толкина лежат образы и верования древних северных мифов.
Подземный народ Толкин во всех книгах (включая “детского” “Хоббита”) называет словом
“dwarves” (множественное от “dwarf”), а не
“gnomes”. Интересно, что слово
“gnomes” встречается в рабочих рукописях Профессора: так он именует
одно из эльфийских племен ( черных эльфов).
Когда отечественные переводчики добрались до рабочих материалов, описывающих Средиземье, они столкнулись с проблемой. Как переводить слово “gnomes”, если вариант “гномы” изначально был зарезервирован для перевода слова “dwarves”?
Ты помнишь, как все начиналось...
В мире Толкина всеми веществами, из которых сотворена Арда, владеет валар Ауле, кузнец и знаток всех ремесел.
“Все драгоценные камни созданы им, и дивное золото, и величественные стены гор...”.
Он же создал и гномов. Ауле столь не терпелось узреть приход Детей Илуватара (эльфов), чтобы поделиться с ними своими знаниями, что он решил немного поторопить события, и в тайне ото всех создал
Семерых Праотцов Гномов. Но Илуватар (создатель мира) узнал об этом и решил покарать Ауле, сделав ему серьезный выговор.
И до такого отчаяния довел он создателя гномов, что последний схватил огромный молот, чтобы одним ударом уничтожить свои творения.
Лишь в последний миг Илуватар сжалился над Ауле. Гномы были спасены, но должны были уснуть и спать до тех пор, пока не появятся на свет эльфы.
Ауле, зная, что пробуждение гномов придется как раз на время правления Мелькора, сделал их сильными и выносливыми. Они невысоки ростом (от 140 до 150 см), коренасты и широкоплечи. Также одной из особенностей гномов является
полная невосприимчивость к магии, которой они, тем не менее, сторонятся и опасаются. Возможно, именно эльфийская магия является одной из причин, по которой гномы не любят эльфов, но об этом мы поговорим далее.
О характере гномов можно сказать так — они честны, но скрытны; справедливы, но не великодушны;
“скоры на дружбу и на вражду”.
Гномы никогда никому полностью не доверяют и не верят, вероятно, поэтому на них не подействовали лживые речи Мелькора и Саурона.
Впрочем, личности весьма вспыльчивые и алчные, гномы и сами натворили немало бед, взять хотя бы убийство владыки эльфийского княжества Дориата Тингола или предательство хитрым гномом Мимом героя Турина Турамбара.
Гномы живут долго (около 250 лет), но не вечно, правда, что именно с ними происходит после смерти, доподлинно не известно. Сами гномы утверждают, что они, подобно эльфам, отправляются в Палаты Мандоса, где для них отведен отдельный чертог.
С годами гномов становится все меньше, потери на войнах не восполняются, ибо среди гномов слишком мало женщин, да и женятся гномы весьма редко (кстати сказать, гномы ужасно ревнивы и тщательно оберегают свое “живое” добро
). О женщинах-гномах следует сказать отдельно, потому что их внешность весьма необычна. Так же, как и мужчины, женщины-гномы отращивают бороды, обладают грубыми голосами.
Вероятно, поэтому многие считают, что среди гномов вообще нет женщин, а рождаются они прямо из камня.
Все народы Средиземья называют гномов по-разному, к примеру, эльфы —
наугримами, ноготримами, хадходами, самиже гномы называют себя
кхазад.
Если начать перечислять все творения гномьих мастеров, то получится невероятно длинный список, поэтому я рассмотрю лишь самые известные и величественные постройки и изделия толкиновских гномов.
Известно, что старейший из Семи Праотцов гномов
Дурин (в оригинале Durin; поскольку побуквенная транскрипция для русского языка неблагозвучна, переводчики обычно называют его Дарином или Дьюрином — как в эпиграфе к статье) пробудился ото сна в подземном городе
Кхазад-Думе, иначе
Мории.
Мория, что в переводе с эльфийского означает
“черная бездна”, является величайшим из гномьих чертогов. Этот дворец представляет собой длинную вереницу палат и залов, расположенных на нескольких уровнях. Ниже всего находятся легендарные копи, где добывался волшебный металл мифрил. Размеры Мории воистину огромны (протяженность главного коридора — 64 км), она являет собой настоящий подземный город. К сожалению, в Третью эпоху гномы разбудили таящееся в Мориидревнее Зло, Балрога, и были вынуждены покинуть свое жилище. В годы Войны Кольца один из Хранителей, маг Гэндальф Серый, убил Балрога, однако в этом сражении были разрушены многие морийские достопримечательности.
Как ни странно,
большинство лучших творений гномов было созданы ими для эльфов. Одним из таких сооружений является подземный дворец
Менегрот, построенный для князя Тингола, дружественными нолдорам (второй род эльдаров) гномами Белегоста. Именно в Менегроте Тингол встретил свою смерть. По иронии судьбы он пал как раз от руки гнома, правда, из другого клана.
Алфавит и язык
Валар Ауле наделил гномов особым тайным языком
кхуздулом. Этот язык всегда оставался изолированным.
Кхуздул называется тайным языком, потому что истинные имена гномов, которые они никому не открывали, имели как раз кхуздульские корни.
Те же имена, под которыми мы знаем вошедших в историю гномов — не более, чем прозвища.
Известно, что алфавит придумали эльфы. Один из самых популярных алфавитов эльфов создан эльфом Даэроном, именно он и стал основой для алфавита гномов,
Агнертас Мория.
Гномы лишь немного изменили алфавит Даэрона, приспособив его для своего языка, кхуздула. Существует еще один алфавит гномов,
Манер Эребора, представляющий собой разновидность Агнертас Мория.
Кроме того, существует еще один вид гномьего рунического письма —
лунные руны. Это так называемая тайнопись гномов. Лунные руны видны лишь при свете луны, именно с их помощью была сделана надпись на дверях Мории:
“Скажи друг и войди”.
Так какими же вообще бывают гномы?
Горные гномы.
Горные гномы - гномы, с которыми знакомо большинство народов, настолько, что когда кто-то говорит "гном" он почти всегда говорит о горном гноме. В отличие от своих кузенов затворников, глубинных и лесных гномов, горные гномы - любознательный и говорливый народ. Они известны как техники, алхимики и изобретатели, а также как иллюзионисты самого высокого разряда. Они не особенно заботятся о жизни в больших городах, где их таланты пользуются высоким спросом, а предпочитают холмистые места в сельской местности. Но везде где они оказываются, они показывают удивительный интерес к жизни и всем удовольствиям, которые она содержит.
Горные гномы гораздо дружественнее и общительные, чем другие гномы. Они известны своей любовью к шуткам и розыгрышам, а также нежностью к точно сделанным вещам. Как и все гномы, они обожают драгоценные камни всех видов, но горные гномы имеют специфическую страсть к огранке и совершенствованию алмазов.
Лесные гномы
Лесные гномы настолько затворнические, что много раз большие народы внезапно "обнаруживали" их не догадываясь, что лесные гномы жили поблизости в течение столетий. Лесные гномы настолько тихи и застенчивы, что они стараются по максимуму избегать контактов с другими.
Принимая во внимание, что скальные гномы дружественные и говорливы, а глубинные гномы угрюмы и замкнуты, лесные гномы - фактически невидимые, незаметные гномы. Они очень любят природу, особенно глубокие и мягкие леса, далекие от цивилизации и даже от любых домов других. По этой причине многие народы - включая и другие виды гномов - никогда не встречают лесных гномов.
Большинство лесных гномов предпочитают просто быть оставленными другими народами в одиночестве. Находясь среди других своего вида, они немного менее замкнуты. Они видят в себе стражей лесов, в которых они живут, и почти что единственный способ вызвать атаку лесных гномов - повредить их любимому лесу.
Овражные гномы
Овражные гномы или
ахоры - вид уродливых отверженных гномов. Гномы рассматривают их в качестве своей меньшей родни, относятся к ним со стыдом и отвращением.
Как и все гномы, ахоры живут кланами; иногда несколько овражных кланов поселяется сообща, подчиняясь каждый своему вождю, либо одному, самому могущественному. Наиболее видное положение среди овражных гномов, упомянутых в Dragonlance, занимает клан Блопов, вождем которых является Верховный Блоп Пфадж Первый Великий. Хотя на овражных гномов глядят свысока, они все же обладают небольшим весом в обществе. Представитель Овражных гномов присутствует в совете гномов, хотя и редко высказывается.
Враги и недруги
О
взаимной неприязни между гномами и эльфами известно любому обитателю Средиземья. Можно предположить, что вражда двух народов обусловлена культурными различиями между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья — всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают каменные своды своих подземных чертогов.
Однако более вероятно, что вражда между двумя народами объясняется чрезмерной алчностью гномов и болезненным высокомерием эльфов.
Ничто не доставит гному большую радость, чем возможность присвоить драгоценность, принадлежавшую эльфам, а гордый эльф получит огромную удовольствие, обозвав род гномов “сплюснутым народцем”.
Неприязнь между эльфами и гномами может как вылиться в открытую вражду (убийство гномами эльфийского короля), так и смениться истинной дружбой.
Лучшим примером искренней дружбы стали отношения гнома Гимли, сына Глоина, и эльфа Леголаса, сына Трандуила, короля эльфов Чернолесья...
Но “другом эльфов” Гимли прозвали не только из-за крепкой дружбы с Леголасом, но и из-за почета, которого он удостоился при дворе владычицы Галадриэль. Суровый гном был пленен ее красотой. По просьбе Гимли Галадриэль подарила ему прядь своих волос, в знак
“дружбы между Лесом и Горами до конца дней”. Поговаривают, что после смерти Арагорна Гимли вместе с Леголасом уплыл за море, в Валинор. Если это правда, то этой чести гном Гимли удостоился лишь потому, что Галадриэль, могущественнейшая среди эльфов, попросила за него.
Настоящими же, исконными, врагами гномов являются драконы. Эти огнедышащие твари испокон века охотятся за сокровищами гномов и частенько отправляются завоевывать их поселения. Обычно такие битвы заканчиваются плачевно: дракон, как правило, побеждает, а уцелевшие и обнищавшие гномы уходят, куда глаза глядят.
Изгнание длится до тех пор, пока не найдется герой, способный победить дракона. Таким героем чаще всего становится кто-то из людей (вспомните хотя бы “Хоббита”, в котором врага гномов дракона Смога убил человек по имени Бард).
Кстати, именно тут скрыты корни недружелюбия между гномами и людьми. Ведь люди, как правило, убив дракона, присваивают его сокровища себе, а гномы, продолжая считать эти сокровища своими, не останавливаются ни перед чем, чтобы вернуть бывшую собственность.
Но все эти распри между гномами и другими народами забываются перед лицом общего врага, и тогда образуется настоящий союз.
А в бою нет более верной и надежной армии, чем армия гномов!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...