Александра Ростова:
Света, спасибо за новый рассказ о Белой Церкви!
Это услада для моего сердца, глаз и души... Такое чудо сохранилось...
И название почтовой дороги...
Мысленно по ней промчалась и любовалась, любовалась...
Ворота видны и на фото, где лежит снег.
Вот уж, действительно, вход в другой мир. На летней фотографии особенно хороши, загадочные...
Света, твои экскурсии очень интересны!
Представляю, какую исследовательскую работу ты проводишь!
Готовлюсь к следующей...
...
Masjanja:
михайловна писал(а):Ансамбль сооружений почты в Белой Церкви
Света, спасибо за интересный рассказ!
Какой замечательный комплекс, и как здорово и разумно всё было продумано!
...
Darling:
Свет, спасибо за познавательный рассказ!
Когда то почта была единственным средством общения на расстоянии.
...
михайловна:
» Прогулка знакомыми тропками
Сегодня я бродила тропками парка и не смогла удержаться от того,чтоб сделать снимки уже знакомых нам мест.Я рассказывала вам о розарии,но к сожалению я как то прозевала их цветение

Но сам ландшафт и красота меня поразили.Удивительный воздух и многие еще пахнут.В общем бродила и думала,что очень хочу показать вам.
А дальше попалось очень удивительное дерево,которое опустив ветви приглашало просто заглянуть и отдохнуть в его тени.
Знакомый нам пруд с китайским мостиком.правда вот лебедей на нем нет,после гибели лебедя,самка не смогла выжить.Домик конечно для лебедей стоит,но...очень надеемся,что он пригодится.
Порадовала красота полянки около колонады Эхо.Небольшие кустики самшита так красиво выложены в орнамент.
А дальше я увидела родовое дерево Браницких на большой поляне.Вход на поляну конечно закрыт,поэтому старалась поближе подойти как могла.
А рядом стоящие деревья просто сказочно прекрасны,они необыкновенные и очень большие.
Тут же стоит и тюльпановое дерево.Правда они уже отцвели,но вот,что еще есть на нем.
Ну и конечно пройдя все это дышишь и наслаждаешься этой красотой.тропинка вела к выходу,где около танцевального зала стоит красивая скульптура графини.
Надеюсь вы немного вспомнили и вам удалось вместе со мной посмотреть эту красоту сегодня.
...
михайловна:
Лена,это роскошно!!!Я так люблю пионы,а тут реально нежность,так и хочется не только носом уткнуться,но и укусить

,как зефир.
...
Александра Ростова:
Света, спасибо за прогулку!
Так замечательно...
И всё вспомнилось...
...
Pacific:
» Моршанск и его значимые люди прошлого.
Masjanja - Лена - прекрасные нежные цветы - полюбовалась и даже запах их представила
Михайловна - Света, чудесная экскурсия по твоему городу, спасибо.
Моршанск и его значимые люди прошлого.
Продолжу рассказ про свой город. Давно хотела рассказать об этом человеке и вот наконец, найдя время и подсобрав инфу.
О Почетном гражданине Моршанска - А.И.Рымареве.
Алексей Иванович Рымарев родился 25 сентября 1850 г. в семье потомственного почётного гражданина моршанского 2-й гильдии купеческого сына Ивана Михайловича Рымарева и его жены Антонины Ивановны.
Известно, что предок владел салотопнями – одним из самых прибыльных производств на начало XIX в.
А.И.Рымареву и его семье принадлежало несколько домов в центральной части города. Особняк своей матери на ул. Тамбовской (сейчас Интернациональная) он безвозмездно передал под размещение низшей ремесленной школы на 63 ученика. В свое время градоначальник и городской голова много сделал для развития просвещения, торговли, занимался активной благотворительной деятельностью. Звание «Почетный гражданин Моршанска» получил одним из первых в городе.
Городской голова А.И.Рымарев заслуживает того, чтобы о нем рассказали особо. Общественную деятельность в Моршанске он начал в 1902 году, когда был избран гласным Моршанской городской Думы. По его инициативе были построены новые казармы у заставы (булочно-кондитерский комбинат на ул. Красноармейской, сейчас магазин "Магнит"). Благодаря этому значительно упорядочилось размещение в городе войск, за что 28 ноября 1902 года от городской Думы Алексею Ивановичу был поднесен Благодарственный адрес.
Рымарев являлся председателем попечительского совета женской прогимназии, которая по его же инициативе была преобразована в гимназию (СОШ № 1) и для которой был куплен дом по ул. Софийской (Лотикова) за 2150 рублей, половину которых Алексей Иванович внёс лично. Сумма по тем деньгам немалая.
Потомственный почётный гражданин, Моршанский городской голова. Он был избран на эту должность в 1902 году и оставался на этом посту вплоть до смерти в феврале 1916 года. Общественная деятельность Алексея Ивановича Рымарева началась очень рано. В 30 лет он был избран гласным Моршанского уездного земства, а с 1881 года состоял гласным городской Думы. Одновременно он занимал должности председателя попечительского совета Моршанской женской гимназии и Моршанского общества по поощрению заводчиков коней-рысаков; директора Моршанского уездного тюремного отделения; был членом уездного училищного совета. Годы правления Рымарева были временем расцвета хозяйственной деятельности Моршанской Думы. К его заслугам в области городского благоустройства относятся: центральная электрическая станция, водопровод, укрепление набережных.
Особняк, в котором жил Алексей Иванович Рымарев сохранился, хотя, когда-то тот был основательно отреставрирован.
В 1903 г. Рымарева избрали на должность городского головы городской Думы Моршанска и председателем городской управы. Эти обязанности он исполнял до 1916 года. В том же 1903 году А.И.Рымареву выпала честь присутствовать на службе, посвященной обретению мощей преподобного Серафима Саровского. Он преподносил Николаю II хлеб-соль от городов Тамбовской губернии. Так же Алексей Иванович чествовал государя и во время его визита в Моршанск летом 1904 года. Император Всероссийский Николай II был проездом для напутствия мобилизованных в городе полков, перед отправлением их на Дальний Восток на войну с Китаем. Впоследствии царь прислал на имя Тамбовского губернатора благодарность городскому самоуправлению «за благоустройство, чистоту и убранство города». Рымарев постоянно обогащал город разными культурными приобретениями. Были открыты женская пятиклассная гимназия, два приходских и два профессиональных училища. Стоимость вновь купленных и возведенных сооружений достигла 700 тысяч рублей – огромной по тем временам суммы. В постановлении городской думы Моршанска подчеркивалось: «перечень сделанного А.И. Рымаревым указывает, что трудами его захолустный ранее городок был поставлен в ряд культурных».
В 1905 году благодаря хлопотам А И Рымарева для приходских училищ приобрели два дома. В 1906 году по его же ходатайству из общеземской организации пострадавшим от неурожая моршанцам было выдано пять тысяч рублей пособия. Другое пособие — четыре тысячи рублей — предназначалось для организации общественных работ. Благодаря этому в городе укрепили берег реки Цны и сделали отвод воды, идущей со станции; была обустроена Набережная улица; появилась хорошая торговая площадь. Кроме того, открылись параллельные отделения при женском и мужском приходских училищах.
Старания Алексея Ивановича на благо городского общества моршанцы оценили по достоинству — он был избран городским головой на второй срок, ему вручили также Благодарственный адрес от горожан.
В 1907 г. в Моршанске открылась женская профессиональная школа имени Василия Егоровича и Евдокии Семеновны Болдыревых — в ней обучалось 56 человек. Тогда же в городе положили начало керосинокалильному освещению улиц (в 1916 году в Моршанске было уже 48 фонарей). В 1908 году напротив Троицкого собора на берегу реки обустроен и засажен деревьями бульвар, где горожане могли отдыхать, любуясь Цной и храмом. Тогда же началось грандиозное сооружение городского водопровода и центральной электростанции, оконченное в 1916 году.
Для беднейших горожан открылась низшая ремесленная школа им. М.М. Рымарева (ещё один предок, стоящий внимания), для этой цели Алексей Иванович продал городскому обществу, видимо недорого, свой особняк по ул. Тамбовской (Интернациональная).
4 марта 1914 года Моршанская дума приняла решение «учредить при земско-городской мужской гимназии, открытой в память 300-летия Дома Романовых, стипендию имени А.И. Рымарева».
На заседании Моршанской городской Думы в 1916 году единодушно вынесли городскому голове А.И.Рымареву свою признательность за его выдающиеся труды. Они постановили присвоить Алексею Ивановичу звание Почетного гражданина г. Моршанска с поднесением ему грамоты, учредить при женской гимназии стипендии его имени, поместить портрет в зале заседаний Думы и присвоить его имя бульвару на ул. Набережной (Свободная).
Алексей Иванович был признан лучшим городским головой из всех городов Тамбовской губернии, удостоившись чести преподносить Государю Императору хлеб-соль во время его приезда в Тамбов на торжества канонизации преподобного Серафима Саровского.
Талантливый экономист, сторонник развития образования и технического прогресса, крупнейший благотворитель. Его деятельной энергией Моршанск развивался, становился комфортным и уютным для жителей. Под руководством Алексея Ивановича была решена задача шлюзования реки Цны, вложены средства в преобразование женской гимназии, открытие новых учебных заведений для бедных слоев населения. Для солдат квартировавших в Моршанске воинских частей по инициативе Рымарева были обустроены новые казармы. В честь А.И.Рымарева в женской гимназии была учреждена стипендия, а бульвар на Набережной стал называться его именем - Рымаревский.
В изданиях встречается упоминание о четырех детях Алексея Ивановича – Людмиле, Николае, Алексее и Зинаиде. Моршанское краеведение знает только два изображения Алексея Ивановича Рымарева. Он запечатлен на групповых фотографиях нач.XX в. и никаких изображений членов его семьи в моршанском музейном собрании не было.
В июне 2019 года Наталия Лазаревна Нарская посетила родину предков и передала в дар Моршанскому историко-художественному музею тридцать фотографий из семейного архива, позволивших существенно дополнить наши представления о роде Рымаревых.
Праправнучка Алексея Ивановича, занимаясь родословным древом, в бескрайних просторах интернета узнала о том, что в Моршанском музее есть сведения о ее предке. Благодаря знакомству с неутомимым тамбовским краеведом В.П.Середой, исследователем рода промышленников Асеевых, находившихся с Рымаревыми в родстве, Н.Л. Нарская получила материалы исследований музея о А.И.Рымареве и захотела познакомиться с музеем, его сотрудниками, приняла решение передать свои семейные реликвии именно в Моршанский музей.
Наталия Лазаревна наследница неизвестной для моршанского краеведения дочери Алексея Ивановича - Марии. Ее имя не упоминается в документах личного дела А.И.Рымарева, хранящегося в Государственном архиве Тамбовской области и являющегося ведущим источником биографических сведений о блестящем городском голове.
Благодаря знакомству с Наталией Лазаревной Нарской стали известны важные страницы биографии: сведения о его предках, родственниках и детях. Так, его супругой была Анна Степановна Серебрякова, представительница очень известного рода моршанских купцов. Предок Серебряковых, Яков Серебряков владел крупнейшей в нач. XIX в. салотопней в Моршанске и в 1832 г. был включен в алфавитный список потомственных почетных граждан Российской Империи. Дома, салотопни и хозяйственные постройки и Рымаревых и Серебряковых находились на берегу Цны, неудивительно, что их родовые усадьбы оказались рядом, на ул. Набережной.
Наталия Лазаревна сетует: «я росла в то время, когда родители и бабушки не хотели рассказывать о своих предках, да и моей биографии-карьере «прошлое» скорее бы помешало. Я закончила МВТУ им. Н.Э.Баумана…». Она защитила кандидатскую диссертацию, преподавала в родном университете, выйдя на пенсию, активно занялась поисками родословных корней. «Теперь никого нет в живых и то немногое, что я знаю, воссоздается по доставшимся мне альбомам фотографий, обрывкам «подслушанных» в детстве разговоров, фрагментам воспоминаний старой няни нашего семейства…», - пишет Наталия Лазаревна.
Прабабушка Н.Л.Нарской, Мария Алексеевна Рымарева - средняя дочь Алексея Ивановича. Ее супруг, Григорий Петрович Андреев, по воспоминаниям няни «человек военный, кутила и игрок, соблазнивший Марию Алексеевну и расстроивший счастье семьи». Мария рано умерла, предположительно при родах дочери Анны, бабушки Наталии Лазаревны. Видимо сложившиеся обстоятельства – сомнительный брак и ранняя смерть и послужили причиной того, что имя Марии не фигурировало в официальных документах.
https://sun9-81.userapi.com/impf/c852232/v852232884/16c5fe/xpuYoHyOW5U.jpg?size=400x623&quality=96&sign=b416f37ab5af17b2dbbfc94eaf9cd364&type=album
Большинство фотографий отличного качества и вполне могут войти в основной фонд музея, составить государственную часть музейного фонда Российской Федерации. Из семенных реликвий, очень трогательно выглядит молочного цвета атласный крестильный мешочек, украшенный букетиком искусственных цветов предположительно Марии Алексеевны Рымаревой, с написанными золотом датой рождения и монограммой. Потомки Марии хранили эту памятную вещь больше ста лет!
https://sun9-82.userapi.com/impf/c852232/v852232884/16c60e/rfK1LtqhB_Q.jpg?size=628x769&quality=96&sign=f8ee3a9c09102493bd1ea720a1034aa8&type=album
Подобных предметов нет в богатой моршанской коллекции. Он будет единственным, уникальным памятником городской культуры второй половины XIX – нач. XX в.
Изучая личность Алексея Ивановича Рымарева, неоднократно возникала мысль о необходимости установления в его честь если не памятника, которого он, безусловно, достоин, то хотя бы мемориальной доски (уже есть на его особняке), а также следуя примеру предков, названия его именем парка или улицы. «Царский» подарок Н.Л.Нарской музею, а следовательно, и городу стал еще одним серьезным шагом на пути к воплощению идеи увековечивания памяти Алексея Ивановича Рымарева в городской архитектурной среде, для которой он так много сделал. При этом стоит обратить внимание на то, что за время руководства Рымарева в Моршанске не было ни одного случая коррупции среди подчинённых. (Разве нынешняя власть так умеет?)
Продолжение следует. Поищу больше фото и информации.
...
Masjanja:
Pacific писал(а):Моршанск и его значимые люди прошлого.
О! Лена, как интересно. Сразу вспоминаются строки Лермонтова: "Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя". Явно прослеживается сходство с семьёй Браницких, о которой писала Света. Деньги и положение использовались на пользу обществу.
Pacific писал(а):очень трогательно выглядит молочного цвета атласный крестильный мешочек
А что это за предмет? Каково его назначение? Я первый раз такое увидела.
Pacific писал(а):Продолжение следует. Поищу больше фото и информации.

С нетерпением жду.
...
Pacific:
Лена, вот что я нашла
о крестильном мешочке, для чего он нужен.
На Руси младенческую крестильную рубашку хранили как семейную реликвию. По сей день в православных семьях крестильную рубашку берегут и при рождении следующих детей, используют для новых Крестин. Хранят рубашку отдельно от другого белья,
в специальном мешочке или сумочке. Положить его можно в шкатулку или декоративный ящичек. История крестин тесно связана с представлениями человека о дальнейшей земной жизни. Если крестильная рубашка могла передаваться из поколения в поколение, то крыжма (суконка, пеленка, полотенце) считалась сугубо личным предметом. Ею обтирали тело младенца после принятия Крещения. Такое полотенце (крыжму) хранили всю жизнь, а когда земной путь человека заканчивался, им укрывали усопшего. Считается, что такое полотенце должно быть одного цвета с рубашкой. По традиции – белого, но допустим и молочный оттенок.
История крестильной одежды берет свое начало c первохристианских времен. Что-то изменилось, а что-то осталось таким же, как при Таинстве Крещения наших предков.
...
Masjanja:
Pacific писал(а):Лена, вот что я нашла
о крестильном мешочке, для чего он нужен.
О, спасибо большое! Как интересно! Вот уж действительно: век живи - век учись.
михайловна писал(а):Я была точно уверена,что для крестин пошью именно вот такой как ты написала комплект.Сама конечно создала фасон и пошила крестильную рубашку и капор.
Света, какая ты рукодельница! Просто умничка!

А я только крестиком вышиваю. Ришелье давно забросила. А уж такое ажурное кружево ни за что бы не осилила.
...
Masjanja:
» Картины художника Дмитрия Колпашникова
...
Кроля Рыжая:
Masjanja
Лена , с Сапфирами!!!
Цитата: Невероятно красивые картины художника Дмитрия Колпашникова. Парочку изображений я даже перевела в схему для вышивки крестом.
Люблю реализм. Когда приходилось бывать в небольших городах - радовало и удивляло , с какой любовью работники музеев относятся к экспонатам.
Замечательные картины!! Сколько экспрессии!
Несмотря на минимум цветов и красок.
Лена , а ты не размещаешь свои работы по вышиванию в теме "Вышивание" , как я вижу.
Там девочки не только работы свои показывают , но и делятся советами.
А твои , пусть краткие , но емкие по настрою
сообщения , создают необыкновенный флер от истории , архитектуры и картин местных художников и наших неповторимых городов.
Спасибо тебе большое!)))
михайловна
Цитата:конечно внучка была просто самая самая ,
Света, в свою работу ты вложила всю свою любовь к внученьке )))
...
михайловна:
» Костел Святого Иоанна Крестителя,органный зал
Город защищал подступы к Киеву с южного направления от набегов кочевников. Эта проблема давно уже остро стояла перед киевскими правителями, ещё при князе Владимире Святославовиче в X в. были построены знаменитые Змеевы Валы, служившие для защиты Руси от кочевников. Высота укрепления достигала 12 метров, а протяжённость – сотни километров, их остатки и сейчас можно увидеть на окраинах Белой Церкви.
Город изначально был назван Юрьев, в честь христианского имени Юрий (произошло от Георгий), которое получил князь при крещении. В Юрьеве на горе в 1050 г. построили епископскую церковь белого цвета. Но город пал под натиском монголо-татарских орд в XIII в., опустел, и лишь руины белой церкви среди выросших на месте города лесов напоминали о былом. Эта местность в народе получила название Белая Церковь, а позже, в середине XVI в. под руководством киевского воеводы С.Ф. Пронского здесь возродился город с одноимённым названием.
И именно здесь,на Замковой горе находится костел,который видно со всех сторон и именно он белый
Костел Святого Иоанна Крестителя в Белой Церкви был заложен на средства К. Браницкого в 1789 году, однако строительство растянулось на долгие 23 года. Двери храма распахнулись лишь в 1812 году. Костел был заложен на месте, где ранее располагалась деревянная церковь, которая и дала городу название. Гетман начал строительство храма в память о своем сыне Александре, который погиб, будучи еще маленьким ребенком. Существует версия, что автором этой архитектурной жемчужины является итальянский архитектор Доменико Ботани.
В плане сооружения лежит традиционный, для католиков, латинский крест. Восточная часть креста завершается полукруглой апсидой, по углам западной части размещены башни. Одна из них имеет часы с двумя колоколами, в другой находятся шесть колоколов. Двухъярусное здание костела венчает свод сферической формы. Высота сооружения 27 м, ширина — 24,5 м, длина — 35 м.
Интерьер костела украшен орнаментальной лепкой итальянских мастеров. Лепка стоила заказчикам дороже, чем само сооружение. Пол вымощен разноцветными мраморными плитами. Костел расписан монументальной живописью (авторы неизвестны).
Костел был семейной усыпальницей католической ветви Браницких, имел 3,5 тысячи прихожан. В 1930 году храм был закрыт. Возобновили богослужение во времена немецкой оккупации (здесь же было немецкое кладбище). В 1944 году костел опять закрыли. В 50-60 годы он служил сначала лекционным залом, потом складом. В 1964 году в костеле провели реставрационные работы. В настоящее время в здании расположен областной зал камерной и органной музыки.
Идея открыть в костеле Дом органной и камерной музыки впервые была озвучена в середине 1970-х годов. Первый орган установили зимой 1990-го. За годы своего существования Дом органной и камерной музыки приобрел статус одного из лучших концертных залов в Украине, а также стал центром духовной жизни всей Белой Церкви. Здесь выступали исполнители из разных стран мира: Латвия, Литва, Молдова, Швеция, Италия, Аргентина, США, Канада и др. Ежегодно в Доме органной и камерной музыки в Белой Церкви проводится фестиваль «Золотая осень». Для экскурсионных групп по предварительному заказу проводятся специальные концерты. Здесь на постоянной основе действует выставка-продажа работ местных художников, также проводятся городские мероприятия, празднования профессиональных праздников, вручение премий деятелям культуры, благотворительные концерты.
...
Pacific:
» История о возрождении Михайло-Архангельского храма
Продолжая
о династии Рымаревых.
Как я уже писала ранее, именем Михаила Михайловича Рымарева была названа низшая ремесленная школа в г. Моршанске. Сейчас речь пойдёт именно о нём. Этот человек тоже оставил свой след в истории.
В конце 19 века потомственным, почётным гражданином города Моршанска Михаилом Михайловичем Рымаревым было предложено построить в селе Переезд Аткарского уезда Саратовской губернии каменную церковь на его собственные средства. 7 декабря 1899 года губернский инженер Александр Николаевич Клементьев принял на себя руководство будущей постройкой.
17 февраля 1900 года проект плана постройки был утверждён. Церковь была спроектирована в византийском стиле, пятиглавой, без отдельной колокольни, предполагалось, что её роль будут выполнять, расположенные по углам башенки.
Вместимость храма – до шестисот человек. Однако колокольня всё же была возведена. Строили церковь крестьяне. Из красного кирпича и прочного раствора (в селе был свой кирпичный завод). Раствор замешивали на куриных яйцах, поэтому до сих пор стоит. Храм возводили 5 лет, с 1900-1905 года. Михаил Михайлович Рымарев не дожил до открытия храма. Старожилы рассказывают, что он упал с колокольни и разбился насмерть. Церковь достраивал его зять - Фёдор Александрович Столыпин. Впоследствии Михаил Михайлович Рымарев и его дочь были похоронены в церковном склепе. 19 августа 1906 года храм был освящён во имя Архистратига Михаила Архангела. Состоялось первое богослужение, на которое приезжал архиерей и хор из Саратова.
Также при церкви имелась трапезная. Она была построена отдельно от церкви. Здесь останавливались с ночёвкой бедные и нищие, а также прихожане из ближайших деревень, приходивших на большие праздники.
До Октябрьской революции в селе действовали три школы: земская начальная, церковно-приходская и столыпинская гимназия. Последнюю построил в 1906 году около церкви Столыпин просуществовала до 1921 года. Она равнялась шести классам и в ней учились все желающие. Учителей было всего восемь человек. Здесь преподавали географию, математику, церковное учение и закон Божий, физику и геометрию.
Для содержания церкви за ней было закреплено 300 десятин земли, называлась она богодельской.
Рядом с церковью находилось кладбище. Всё вместе было огорожено чугунной оградой, небывалой красоты. Под церковью имеются помещения. Здесь находятся печи старинной технологии для обогрева храма, которые в настоящее время вновь отстроены. Также здесь имеется дверь, которая ведёт в склеп. В склепе были погребены тела купца Рымарева и его дочери Марии Михайловны. На небольшом постаменте на чугунных цепях качались два хрустальных гроба с телами покойных. Кругом горели свечи. Служители церкви ухаживали за телами покойных (бальзамировали их) и совершали панихиды по усопшим. Из подвального помещения шёл подземный ход.
23 января 1918 года с выходом декрета Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» для храма Михаила Архангела наступили новые времена. Идеологии и искоренение православия стало государственной политикой. Пик закрытия церквей пришёлся на рубеж 20-30-х годов, и из истории не вычеркнуть эти трагические страницы. Примерно в эти суровые годы советская власть в селе приказала перезахоронить тела покойных: М.М.Рымарева и его дочери Марии. Для этого были назначены два человека. Под покровом ночи те отправились за телами. Ближе к утру выкопали яму на кладбище и закопали, а где - никто не знает.
Очевидцы этих событий утверждают, что в склепе оба гроба были разбиты, кругом был беспорядок и лежала на полу одежда покойных. Запомнилась именно одежда, потому что она была очень красивая и богатая.
Церковный склеп, где были похоронены в т.ч. и добрые христиане, построившие церковь, был осквернен.
Переездинская церковь действовала до 1936 года, пока в ходе массовых компаний против православия её не закрыли. Долгое время она использовалась под зернохранилище (во время войны), долгие годы просто пустовала, её оскверняли, разоряли. Так продолжалось до мая 1991 года. После произошедших в стране перемен неоднократно вставал вопрос о возрождении Михайло-Архангельского храма.
Но за восстановление обветшалого здания в Переезде никто не брался – уж слишком дорого это. Здание числилось бесхозным.
Но была поставлена и осуществлена цель – храм Михаила Архангела был включён в реестр вновь выявленных памятников историко-культурного наследия Саратовской области. Разработана и отправлена заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России». В 2005 году началось восстановление храма и реставрационные работы.
На сегодняшний день церковь осуществляет полный комплекс служб.
...