Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Настёна СПб:


ВЛАДИМИР АФИНОГЕНОВ "АСКОЛЬДОВА ТРИЗНА"

Роман описывает события, когда на Руси правили разные княжеские династии. На севере, в Новгороде и Ладоге, Рюрик и Вадим Храбрый, а в Киеве - Аскольд и Дир. Причем отношения между братьями (в первом случае двоюродными, в другом - родными) складываются практически по одинаковому сценарию. Один - умный, честный, благородный, второй - подлый, низкий, старающийся действовать исподтишка. И не всегда добро побеждает зло... На севере все носятся, как с писаной торбой, с Велесовой книгой, а в Киеве распространяется христианство. Сам князь Аскольд, после душеспасительных бесед с греком Кевкаменом, принял новую веру. И вот душа христианина Аскольда начала требовать по себе настоящей языческой тризны. Буря потопила большую часть войска Дира, идущего на Византию; Сфандра, одна из жен князя, совершила самосожжение; а завершающим этапом стал закатанный Олегом пир в честь захвата Киева.
Автор старается охватить как можно больше стран и героев (упоминаются и Кирилл и Мефодий, и византийские императоры, и папы римские), но для меня его рассказы не сложились в целостное полотно. Все персонажи действуют отдельно друг от друга. А еще Афиногенов часто отвлекается. Вот говорится о папессе Иоанне - страницах на 5! Это как-то влияет на сюжет? Нет. Не меньше времени уделено римской проституции. Зачем?
Что особенно не понравилось. Все женщины в книге, начиная рабыней и заканчивая императрицей, "безумные вакханки, помешанные на поцелуях, любви и наслаждениях, исключительно вследствие своего слишком страстного темперамента." А откровенные сцены, которых немало, описаны с ужасающей

Чего ж автор про Дира с отроками в красках не написал? Слабо? Mr. Green
А еще мне было очень скучно читать.
Оценка - 3.

...

Настёна СПб:


НАТАЛЬЯ ПУШКАРЁВА "ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И МОСКОВИИ: невеста, жена, любовница"

"На основе фольклорных, церковно-учительных и летописных памятников" автор рассказывает о жизни русской женщины: о повседневных заботах, супружестве, воспитании детей, любви. Наибольшее внимание Пушкарёва уделила XVII в., т.к. именно в это столетие сохранило множественную частную переписку и посадские сказания, в которых женский облик проступает явственнее и приобретает индивидуальные черты. До этого в летописно-церковной традиции было четкое деление на "добрых жен" (тихая, скромная, послушная) и "злых жен" (своевольная, вероломная прелестница). А все герои русской истории, в "добавок" ко всем замечательным качествам получали и "правильную" супругу, чьи образы до скуки однообразны. Идеалом книжников была "уныло-назидательная в своей добродетели" Феврония Муромская. Но сама жизнь подкидывала другие примеры: София Палеолог, Елена Глинская, Евфросиния Старицкая, Ирина Годунова и даже исключительно положительная царица Анастасия никак не вписывались в этот формат.
Жены, матери, сестры, взрослые дочери вели дом (практически каждое письмо - это отчет или совет по ведению хозяйства), умилялись детям ("А Парашенька у меня девочка изрядная, и как станем тебя кликать - и она также кличет, и нам [ее лепет] всего дороже", - из письма 1696 г.), нередко хлопотали о карьере своих мужчин (например, письма Татьяны Голицыной сыну князю Василию, фавориту царевны Софьи), тосковали по мужьям, находившимся на царской службе ("И чтоб Домна о Дмитрии в печали не давалась, а что она об нем велми тужит - и то она делает не гораздо, он, Дмитрий, на государскую службу поехал и он ездит туда не по один год", - из письма 1687 г.), влюблялись ("аще девка захощет замуж"), изменяли ("не любити еи мужа своего, но возлюбити есми того [юношу], мужа же своего не хотя и имени слышати").
Я удивилась, что большинство женщин не завтракали, а сразу принимались за работу, и в обед нередко доедали за мужчинами. Как они не падали от голода где-нибудь в поле? И, увы, было распространено пьянство - по очень обыденным причинам: скудость духовной жизни, безрадостность досуга, безысходность жизни с нелюбимыми, тяжесть повседневного труда.
Жаль, что книга небольшая по объему, при этом страниц 60 (из 210) занимают всяческие именные и терминологические указатели.
Оценка - 5.

...

Настёна СПб:


ИГОРЬ КОН "СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ"

Узнав, что после смерти Игоря Кона некоторые особо рьяные блюстители нравственности готовы были сплясать на его могиле, я подумала, что хоть с одной работой этого автора стоит ознакомиться. Естественно, книга оказалась не о содомии, педофилии и прочих противоестественных или непристойных вещах. Читая, я вспомнила, как один мой одноклассник, глядя на скульптуры в Эрмитаже, ляпнул: "Сюда нельзя водить девочек!" Т.е. понятно: нагота - это неприлично. Но при этом мальчикам на "афродит" смотреть можно, а девочкам на "аполлонов" - нет. Не так давно какая-то дама углядела на расположенном в метро плафоне "кое-что" у Посейдона и пожаловалась куда следует, а другую возмутила копия "Давида" возле школы. Кон пробует разобраться, откуда у многих отношение к сексуальности не как к естественной части жизни, а как к чему-то постыдному и грязному. И вообще: как обстоят дела с культурным просвещением в этом плане?
Цитата:
"Если верить идеологам российского социал-патриотизма, древняя "исконная" Русь была царством сплошного целомудрия, в котором "секса" никогда не было, пока его, как и пьянство, не привезли зловредные инородцы, но и после этого он остается чуждым народному духу."

Официальная, православная, мораль проповедовала строгий аскетизм, близость между мужем и женой допускалась только для рождения детей, контрацепция и аборт = душегубство, идеалом семьи являлись Петр и Феврония, у которых нет никакого намека на чувственность или любовные отношения. Но Адама Олеария, одного из "вредителей", в XVII в. удивляло обилие у московитов "срамных сказок" и сквернословия. А главное матерное слово у нас известно какое... Впервые в России "половой вопрос" подняли в конце XIX в., озаботившись контролем за рождаемостью, распространением проституции и венерических заболеваний. Заговорили, заспорили. А зафонтанировало в Серебряном веке - творческом, во многом эротичном и слегка "неформальном". В СССР секса не было в 1930-60 гг. - вся энергия коммуниста должна быть направлена на строительство светлого будущего. А интимные отношения не ради репродуктивности оказались вне закона.
Цитата:
"В одном из залов ленинградского Дома политического просвещения на Мойке (бывший особняк Елисеевых) был плафон, на котором резвились и обнимались голенькие путти. Никто не обращал на них внимания. Но однажды... я обнаружил, что детишек приодели, на них появились штанишки и пионерские галстуки, и плафон сразу стал непристойным: одно дело - целующиеся путти, другое дело - пионерчики. Видимо, это заметил не только я. Через некоторое время плафон вообще закрасили."

Потом начались робкие шажки в сторону несения сексуального просвещения в массы, но уже и достаточно образованные люди отвыкли и стеснялись говорить "об этом" публично. Зато прорвало в перестройку, когда в головах людей смешалось все. И на экраны, прилавки, улицы и мозги вылилась откровенная похабщина, возросла проституция (в том числе детская) и появилась проблема ВИЧ. Опомнились, но и снова дело не ушло далеко, т.к. не получилось установить грань между просвещением и развращением. А сейчас вновь повернули "к истокам" и, заботясь о нравственности школьников, моралисты пытаются запретить уроки анатомии.
Для меня книга оказалась достаточно познавательной.
Оценка - 5-.

...

Consuelo:


Патрик Барбье «Венеция Вивальди. Музыка и праздники эпохи барокко»

Город чудный, чресполосный –
Суша, море по клочкам, -
Безлошадный, бесколёсный,
Город - рознь всем городам!
Пешеходу для прогулки
Сотни мостиков сочтёшь;
Переулки, закоулки, -
В их мытарствах пропадёшь.

Вместо улиц - коридоры,
Где народ валит гуськом,
Зданья - мраморные горы,
Изваянные резцом.
Здесь - прозрачные дороги,
И в их почве голубой
Отражаются чертоги,
Строя город - под водой.

Экипажи — точно гробы,
Кучера — одни гребцы.
Рядом — грязные трущобы
И роскошные дворцы.
Нищеты, великолепья
Изумительная смесь;
Злато, мрамор и отрепья:
Падшей славы скорбь и спесь!

Торжествуя над веками
И над злобною враждой,
Он цветёт ещё пред нами
Всемогущей красотой.

Ты душой уединишься!
Весь ты зренье и любовь,
Ты глядишь и заглядишься,
И глядеть всё хочешь вновь,
И, всем прочим не в обиду, —
Красоту столиц земных,
Златовласую Киприду,
Дочь потоков голубых,

Приласкаешь, приголубишь
Мыслью, чувством и мечтой,
И Венецию полюбишь
Без ума и всей душой…

(Пётр Вяземский, 1853 г.)


Венеция давно и прочно ассоциируется с пышными праздниками, знаменитым карнавалом, когда можно спрятать лицо и сущность под маской, например, Арлекина, каналами, воды которых плавно рассекают гондолы, заполненные восхищенными туристами, слушающими исполнение гондольером многим известных итальянских фольклорных и эстрадных песен. Это Венеция фасадная, город – магнит для туристов со всех концов нашей планеты. Но есть ещё город – изнанка, город каждодневного бытия местных жителей. А есть ещё один пленительный лик Венеции: город Казановы и Вивальди, город фейерверков над Риальто, город церемонии «обручения с морем», город потомственной аристократии в чёрном кружеве, город искусных музыкантов, город тайны, город загадки, город войны и политики, город доносов и город изящных отравлений. Венеция многоликая, волнующая и прекрасная. Венеция, словно другой мир, в который окунается зачарованный путешественник.

Патрик Барбье, исследователь истории классической музыки, приглашает совершить увлекательный променад по Венеции XVII-XVIII вв., узнать нравы всех слоёв населения, традиции и обычаи венецианцев, быт иностранцев, блеск увеселений, посидеть в ложах театров и на скамьях в церквах, и, конечно же, окунуться в музыкальный мир королевы Адриатики. Как и предупреждает автор, Вивальди – не главный герой книги, главная героиня – Венеция. Однако, не фокусируясь только на личности великого венецианца, месье Барбье умело переплетает биографию города с историей жизни композитора. К примеру, Венеция первой половины XVIII-го века, на который приходится взрослая жизнь Антонио Вивальди, немыслима без противостояния частных театров, на сценах некоторых из которых ставились оперы Вивальди, или без детских домов, где мальчики и, в особенности, девочки, получали великолепное музыкальное образование. В одном из таких заведений, «Ospedale della Pietà», более двадцати лет проработал Антонио Вивальди, обучая воспитанниц музыкальному искусству. Именно в Пьета Вивальди сочинил лучшие свои инструментальные произведения, довёл до совершенства владения скрипкой. Весьма интересно Патрик Барбье рассказывает о порядках уникальных венецианских детских домов, существование воспитанников которых оплачивало государство. Музыкально одарённые девочки бесплатно получали образование, а после положенного срока могли остаться в школе, уйти в монастырь или выйти замуж, получив приличное приданое. Но у этой щедрости была и оборотная сторона: так, воспитанницы, даже самые талантливые, выступавшие в регулярно устраиваемых концертах, не показывали своих лиц публике, а выйдя из школы, например, замуж, лишались права продолжить музыкальную карьеру. Дивные птички могли петь только в золотых клетках. Остальные девочки, не имевшие музыкального дарования, получали образование, направленное на развитие трудовых навыков, приличествующих хозяйке дома.

Отдельной строкой идёт становление театров, их борьба между собой, нравы, царившие в ложах и партере: «Иногда зрители присоединялись к игре и принимались метать в бойцов черепицу, кипяток, табуретки, домашнюю утварь и всё, что можно бросить; обычно при этом погибало до дюжины участников: кто-то тонул, кто-то захлебывался в грязи, кто-то бывал затоптан или задавлен падающими телами». И, конечно же, нельзя обделить вниманием композиторов, работавших над театральным репертуаром, и музыкантов, выступавших на сценах венецианских театров. Особое внимание автор уделил безусловной звезде подмостков XVIII века, знаменитому Фаринелли (Карло Броски), который несколько лет приезжал в Венецию, дабы дать концерты, на которые стремился попасть каждый. Патрик Барбье, между прочим, биограф Фаринелли, так что он умеет подать фигуру певца-кастрата так, что хочется ринуться изучать всё, что можно найти по Фаринелли.

Возвращаясь к Антонио Вивальди. Сейчас мало кто никогда не слышал ничего из музыки Вивальди, хотя бы самые известные «Времена года». Однако только во второй половине XX века Вивальди, позабытый сразу же после смерти, обрёл новую популярность, достойную его гения. При жизни его называли Рыжий священник, ибо был он священником и волосы имел семейного рыжего цвета. Вивальди достиг невероятных высот в инструментальной музыке, а в операх – нет. Он, подобно конвейеру, производил немыслимое количество музыкальных произведений, но многие из них он просто заново переписывал, немного видоизменял, оставлял одну и ту же структуру, отсюда однообразность, претившая эпохе, гонявшейся за всё более изощрёнными увеселениями. Но концерты Вивальди пользовались огромным успехом, по ним учились другие композиторы. А ещё Рыжий священник отличался хитростью, регулярно отлынивал от обязанностей по сану, но в творчестве был крайне работоспособен, не чурался коммерческой выгоды. Пикантности и злых толков прибавляла и близкая дружба с певицей Анной Жиро и её сестрой Полиной, которые даже жили в доме священника-композитора. В результате, пятно на репутации. Умер Антонио Вивальди не на родине, а в Вене, куда поехал на склоне лет, но надежды его не оправдались. Композитор умер в безвестности и бедности, 28 июля 1741 года, в возрасте 63-х лет. А в это время блистательная Венеция, обречённо боролась за былое могущество…

Книга очень понравилась, с удовольствием прочитаю другие работы Патрика Барбье. Оценка – 5.

...

Klementinka:


«Пленницы судьбы» (Евгений Анисимов)
(прошу прощения - отзыв вышел кривым, шаблонным, но уж лучше что-то, чем вообще ничего Laughing )





«Пленницы судьбы». Книга носит красивое, притягивающее название, но вот содержание её, как говорится, на любителя. Ну, чисто сентиментальный роман, не иначе. Хотя аннотация усиленно пытается убедить в обратном. Всё так слащавенько, сахарно, медово описано, что иногда прямо не по себе становится. Не подходят мне, к сожалению (а быть может, и к счастью), художественные исторические произведения, содержащие в себе толику романтики, разных там прикрас, преувеличений. По душе научные материалы, имеющие под собой твёрдую почву, снабжённые многочисленными датами, фактами, понятиями.
Книга читалась легко и быстро, была осилена за полтора вечера и один раз даже умудрилась погрузить в грусть и тоску – слёзки сами собой из глазок закапали. Всему виной – сцена описания похорон старшей дочки Петра Великого, Анны. Как по мне – это один из самых сильных эпизодов wo .
В принципе, не жалею о совершённой покупке, о потраченных на неё деньгах, о затраченном на чтение времени. В целом, книга-то весьма не плоха. И не её вина, что она попала в руки такой ужасной зануды, как я, сосредоточившей своё повышенное внимание на одной-единственной исторической личности! Laughing
Оценка: 4

...

Allegra:


 » "Добрый король Джон?"

Mirrinminttu
Добрый король Джон?



Аннотация
Король Джон, Иоанн Безземельный - еще одна странная фигура в английской истории, истинная личность которой оказалась погребена под клеветой, передающейся при бездумном использовании околоисторических источников. В этом эссе я постаралась отделить сплетни и злопыхательства от правды. Благо, пересмотр уже начался и среди профессиональных историков, так что материала для выводов появилось предостаточно.

Весьма интересное исследование жизни Иоанна Безземельного. Уже не в первый раз сталкиваюсь с версией, которая опровергает устоявшийся штамп о хорошем короле Ричарде Львиное Сердце и плохом принце Джоне – вначале в художественных книгах, теперь в историческом эссе. Узнала новые подробности, ранее мне неизвестные. Для интересующихся этим периодом истории – весьма познавательно. Пишет автор своеобразно, проскальзывает ирония/сарказм, где-то субъективно и эмоционально.
Поставлю 5

Кстати, у автора есть и художественное произведение, интересно будет почитать.

...

Настёна СПб:


Копирую из темы автора.

ЕЛЕНА АРСЕНЬЕВА "ПРЕТЕНДЕНТКА НА РУССКИЙ ПРЕСТОЛ"

В общем, меня несколько обманули Laughing . Я хотела прочитать роман о внебрачной дочери императрицы Елизаветы, а не 2-ю книгу авторской серии о Елизавете Елагиной. Раньше роман издавался как "Свидание с великим любовником"/ "Возлюбленная Казановы". Но ни одно из этих названий не соответствует содержанию.
Да, главная героиня Лиза волею случая попадает в свиту загадочной княгини Августы Дараган, с чего и начинаются приключения и злоключения. То, что я не люблю: нескончаемая беготня, наемные убийцы, "вольные каменщики", случайные встречи с известными людьми (раз Лиза вышла на улицу Италии - повстречала Калиостро, другой - Казанова к ее услугам), цыгане, медведи, мужья-садисты... Но Арсеньева смогла меня удивить - в таинственной узнице я не признала Лизу. И зачем она назвалась именем подруги-княгини, ведь обман в любом случае был бы раскрыт? И почему вернувшись в Россию, Лиза сразу стала какой-то зашуганной? В Италии она отличалась бойкостью, находчивостью и за словом в карман не лезла. Врагу не пожелаешь такого муженька, как граф Строилов, которого подобрала Лизе императрица Екатерина, но она-то как сразу согласилась на рабское положение? Изначально у меня о героине сложилось другое мнение.
Оценка - 4.

Если кому-нибудь интересно, я на днях побывала в Александровой слободе Ивана Грозного Wink .

...

Настёна СПб:


АЛЕКСАНДР ТАМОНИКОВ "Спецназ Ивана Грозного: ВРАЖЬЯ ДОЧЬ"

Роман входит в серию "Спецназ Ивана Грозного", но меня это не остановило, т.к. при словах "Полоцкий поход" у меня срабатывает рефлекс, как у собаки Павлова Laughing . И что с того, что из знакомых имен в книге только Иван Грозный и Станислав Довойна? Зачем огород городить и выдумывать толпу вымышленных персонажей, если грозненская эпоха богата на героев и злодеев, я не понимаю.
Особую дружину, "над которой стоит сам Царь", под воеводством князя Дмитрия Савельева заслали в Полоцк с разведывательной целью. Им надлежит выяснить расположение подземных ходов, ведущих к припасам с провизией и оружием. У Полоцка против нас шансов выстоять не было: небольшой гарнизон, помощь не торопилась, а мы вышли всем огромным войском. Странно, что автор считает, что воевода Довойна должен был не пытаться защитить крепость, а сразу открыть ворота перед русским государем. Удивил Влас Бессонов - под 30 лет мужику, а как увидел прекрасные глаза панночки Анны, так и сомлел. И даже по сравнению с юным сыном сапожника Петькой, он какой-то не самостоятельный, хоть Бессонов-старший и гордится, что Влас уже 13 лет в дружине.
Обычный приключенческий роман, где названия городов и фамилии персонажей можно заменить другими и в сюжете, по большому счету, ничего не изменится Laughing .
Оценка - 4.

К слову, недавно попалась статья Д.Володихина про трактовку образа первого русского царя, и вот в этом романе читаю про одну из крайностей.

...

Настёна СПб:


МЭРИ РЕНО "НЕБЕСНОЕ ПЛАМЯ"

I-я часть трилогии о Александре Македонском.

Он родился в месяц Льва, в ночь, когда Герострат сжег храм Артемиды. Поговаривали, что мать, Олимпиада, родила его от бога, обернувшегося змеем. Будущие цари и герои не рождаются от простых смертных, каким был царь Филипп Македонский. Но уж слишком Александр напоминал отца, чтобы не говорила его матушка. Не внешностью и манерами, царь был неказистым солдафоном, но умом, полководческим даром и силой духа. Олимпиаду мне хотелось придушить - властолюбивая, злая женщина, портящая жизнь не только себе, но и всем вокруг. Неизменно втягивающая в дрязги и интриги обожаемого сына. На вид простак, Филипп разгадывал замыслы женушки на корню, а страдал раздираемый чувствами Александр. Да, в определенный момент царь пошел путем шантажа, но иначе, как через Гефестиона, на сына было не подействовать. Он рано выбрал себе примеры для подражания - Геракла и Ахилла. Сияющий, талантливый, победоносный, великодушный, решительный, серьезный, "целомудренный, как Артемида" мальчик рос и мужал в бесконечных войнах, которые вел Филипп. Его сразу полюбили, им восхищались, к нему тянулись прикоснуться - на удачу. Александр умел дружить, собирать верных людей и вести за собой. В этом романе будущий завоеватель только в начале пути.
Интересная книга, но тягучая и неспешная, за достоверность трактовки не могу ручаться, т.к. о Александре Македонском знаю поверхностно.
Оценка - 4.


Allegra писал(а):
да, я маньяк

Я сама такая Wink .

...

Consuelo:


Клод Давид «Франц Кафка»

«Со своей спокойной и любезной улыбкой он позволял миру приходить к нему, но сам был закрыт для мира…»

В плеяде знаковых фигур литературного мира XX века Франц Кафка занимает особо место, однако, отличаясь сложным внутренним миром, нервным сумрачным, парадоксальным и абсурдным, весьма зыбким ощущением, которое вполне отражено в его творчестве. Дабы понять основу столь необычного мироощущения, стоит, конечно же, попытаться понять каким Кафка был человеком, в каком окружении он родился и рос, что могло повлиять на его восприятие себя и всего внешнего. В сухом остатке даты рождения и смерти: 3 июля 1883 года – 3 июня 1924 года. Родился Франц Кафка в Праге, в городе, который по-хорошему вовсю сейчас эксплуатирует образ своего знаменитого уроженца. Не говоря об улицах, площадях и памятниках, именных кафе и отелей (и проч.), Франц Кафка буквально «смотрит» со множества раскинутых по городу рекламных плакатов. Но была ли любовь писателя к родному городу ответной? Нет, увы: «Прага не отпускает нас...У этой матушки есть когти. Надо покориться или же... Надо бы поджечь её с двух концов, поджечь Вышеград и Градчаны - тогда, может быть, удалось бы вырваться». Да, нежных чувств к малой родине у Кафки отродясь не было. Прага писателя «душила», казалось ему каким-то сонным местом на окраине цивилизации, или точнее, Австро-Венгерской империи. И всю жизнь он стремился сбежать из чешской столицы, что и получилось, в некотором роде, но только в самые последние дни его жизни.

«Я разбился о самого себя…»

Франц Кафка – личность сложная, наделённая множеством комплексов, страхов и тотальной неуверенности. Творческое вдохновение приходило и уходило волнами, в промежутках заставляя чувствовать себя бесталанным. Ему хотелось погрузиться в литературу, но приходилось работать в страховой компании, в месте и должности, которые ему были откровенно чужды. А вот решиться круто изменить свою жизнь не хватало смелости и, главное, уверенности в себе и в своих силах. Нелюбимый город и постылая работа – не первые факторы, повлиявшие на эмоциональное состояние Франца Кафки.

Первопричину всегда стоит искать в детстве. Франц родился в не бедствующей еврейской семье старшим ребенком. Отец будущего писателя сам добился определенного успеха и материальной стабильности, а посему в мальчике наделялся взрастить улучшенную версию самого себя, что означало приличную карьеру и хорошее финансовое положение. Но мальчик, хотя и закончил юридический и слыл на хорошем счету в уважаемой фирме, мечтал о карьере писателя. Вместо того, чтобы быть крепким, Франц не отличался завидным здоровьем. Вместо того, чтобы обладать твёрдым мужским характером, по образу и подобию своего отца, Кафка-младший получил от природы тонкий душевный склад. С такими странностями отец мириться не желал и, конечно, никакого такта и индивидуального подхода к своим детям не проявлял. Из дневников Франца следует, что отец его был домашним тираном, но не тем, что кричит и поколачивает семейство, но таким, который подавлял психологически. Слабости сына он не прощал. Конфликт с отцом – тема, ярко присутствовавшая в жизни Франца Кафки, и нашедшая отражение в его работах. Он будто бы постоянно ведёт внутренний спор с отцом, но отпустить ситуацию, перешагнуть, так и не сможет.

«Он страдает от одиночества и, однако, ничего так не боится, как расставания с ним…»

Ещё одна личная тема – это отношения с женщинами. Кафка женат не был ни разу, но в течение жизни у него были и пассии, и невесты, а вот последний, решительный шаг по дороге к алтарю он сделать так и не сумел. Вновь неуверенность в себе: сможет ли он стать хорошим мужем, не превратится ли в собственного отца, не повторит ли болезненные отношения со своим ребенком, а, может, вообще лучше для него остаться холостяком? Тема «холостяком быть лучше» постоянно витает в воздухе, Франц общается по этому поводу со своим неженатым дядей, пытаясь выбрать верный для себя образ жизни.

Отношения с литературным поприщем тоже складывались неровно. Кафка то с невероятным воодушевлением брался за работу, то долгие месяцы не мог подойти к рабочему столу. Писательство кому-то даётся легко и просто, а у кого-то что-то пишется только через моральные преломления. В конце концов, как известно, Кафка завещал своему другу Максу Броду просто сжечь все свои рукописи после своей смерти. Макс Брод этого не сделал. С одной стороны, не выполнил последней просьбы умирающего друга, - это поступок не положительный. Однако, с другой стороны, именно из-за этого неоднозначного, в моральном плане, шага, мир смог-таки познакомиться с гением Франца Кафки, непонятного при жизни.

«Жизнь Кафки почти вся прошла в Праге и даже внутри узкого периметра Старого города. Он не любил этот город, но он неотделим от него. Он немец среди чехов, еврей среди немцев…»

Чей Кафка? Какой народ может назвать Франца Кафку своим писателем? Чехи, евреи, немцы, австрийцы? До сих пор вопрос остаётся неоднозначным. По этническому происхождению Франц Кафка еврей, родился в чешской столице, которая тогда находилась в составе Австро-Венгерской империи, но вот писал Кафка на немецком языке. Именно этот язык можно назвать родным для писателя. Но вот эта множественность происхождения тоже подливала масла в огонь эмоциональных проблем писателя, которому приходилось уравновешивать в себе все эти национальные аспекты. В принципе, Кафка всю жизнь пытался примирить себя и мир, в котором ему довелось жить, при этом мир этот он, признавая, отрицал. Очень многое, например, музыка и политика, которыми все вокруг увлекались, Кафке были попросту неинтересны. Иными словами, внешне не особо соприкасаясь с миром тонким, миром острым и миром искусства, внутри себя он находил и эту тонкость, и эти грани, и этот полёт вдохновения, и это умение увидеть обыденное в окружающем совершенно нестандартно.

Большое внимание в книге Клода Давида уделено и политико-социальному положению Чехии во времена рождения Франца Кафки, что позволило лучше понять те факторы, которые влияли на писателя, вне зависимости от его собственной воли. В целом, надо сказать, что книга написана замечательно, с большим уважением к главному герою, с огромным количеством цитат самого Кафки, как из его личной корреспонденции, так и из газет, каким-либо образом упоминавших Кафку, а также выдержек из писем и дневников людей, входивших в окружение писателя или так или иначе с ним пересекавшихся. Весьма и весьма подробно и тонко биограф подходит не просто к внешним факторам, но к сложной конструкции внутреннего мира Франца Кафки. Причем Клод Давид не просто констатирует тот или иной штрих к портрету Кафки, но даёт довольно объёмный анализ каждому выдвигаемому положению. Следовательно, биография абсолютно не сухая, но наоборот, весьма живая, умеющая затянуть и увлечь, конечно, если сам Кафка вызывает интерес. Однако сама по себе жизнь Франца Кафки не изобилует какими-то яркими событиями, зато какая непрерывная работа ума и души, обрамлённых талантом!

Личность Франца Кафки неоднозначная, местами мрачная (ибо гнетущая депрессия не раз и не два становилась спутницей писателя), но удивительно тонкая, удивительно одарённая. Истинно творческие единицы – народ, мягко говоря, сложный, склонный к меланхолии, эмоциональной неустойчивости, с шеренгой комплексов, неуверенностью в себе. Не всем везёт сразу же стартовать в правильных условиях. Не всем повезло быть понятыми и принятыми в процессе существования на нашей планете. Не всем удалось свою жизнь посвятить любимому поприщу. Францу Кафке повезло после смерти, ибо сейчас у него есть, наконец-то, те, кто его творчество, тоже специфическое, очень многогранное, тонкое и глубокое, принимает и по-своему понимает.

Оценка – 5.

...

Настёна СПб:


МЭРИ РЕНО "ПЕРСИДСКИЙ МАЛЬЧИК"

II-я часть трилогии о Александре Македонском.

Повествование ведется от имени персидского юноши Багоаса, рожденного благородным, но волею жестокой судьбы ставшим мальчиком для утех царя Дария. Не он выбрал себе такую участь, поэтому страдал, но осознавал, что больше ничего не умеет делать. К царю персов Багоас старался испытывать благодарность и не осуждать за трусость. Я поразилась, прочитав, как Дарий выступил на войну: носилки, балдахины, уйма вещей, женщины, евнухи и еще черт знает что. И персы при этом удивлялись, почему Александр их громил раз за разом? Военачальник Набарзан, свергнувший плохого полководца Дария, хотел для Персии блага, а получилось - как всегда. Пойдя на поклон к завоевателю, он взял в подарок лошадей и "самое прекрасное, виденное в жизни" - Багоаса. Только он совершенно не подумал, зачем Александру гаремный мальчик? Ну, прислуживать за столом самым почетным гостям и понемногу становиться верным и толковым слугой, знающим персидские дворцовые обычаи. Попав к Александру, Багоас очутился в другом мире, и поначалу от стыда хотел провалиться сквозь землю. Варвар-македонец не окружал себя роскошью, перед ним не падали ниц, он ел и спал как самый простой солдат, играл в мяч, навещал раненых, а приближенные могли обратиться к царю чуть ли не "Эй, Александр!" А вскоре к Багоасу пришло восхищение и "всего лишь любовь", ведь Александр показал себя с юношей не царем и повелителем, а справедливым человеком.
Мне кажется, Александр хотел объять необъятное и совместить несовместимое. Суровые, простые македонцы и холеные, величавые персы считали друг друга варварами, удивленно посмеивались над нравами и привычками чужаков. В такой обстановке, даже среди военных походов, неизбежны непонимания, ругань, заговоры и драки, вплоть до убийства. Александру пришлось преступить македонский закон и узнать горечь предательства. Зато ни одна из сторон не приняла его жену - согдианку Роксану, "чудесным" характером напоминавшую незабвенную Олимпиаду, но Александр научился верно обращаться с супругой. Гефестион и Багоас (ой, когда первый спас второго в пустыне, я разрыдалась plach ) не отравили ее потому, что после в глаза царю не смогли бы смотреть... Устремленный только вперед, Александр всегда был рядом со своими воинами: в дождь и снег, по колено в воде и песке, в зной и холод, на горных тропах и бесконечных дорогах. Они всегда могли договориться. Смерть Гефестиона грянула катастрофой, а за гибелью Патрокла следует гибель Ахилла. Александр был по-прежнему деятелен, но, потеряв половину себя, он разрушался изнутри. Для Багоаса мир разбился на осколки. Но солнце вновь взойдет на востоке, а наследники царя примутся эти осколки подбирать.
Оценка - 5.

...

Настёна СПб:


Nadin-ka писал(а):
Ух ты, какой интересный отзыв! Я загорелась почитать трилогию.
Спасибо, Надя Serdce . Я-то вначале клюнула на толстый объем книги (1100 стр.), но увлеклась. И это с учетом того, что Александр Македонский никогда не был мне интересен. Первая часть - немного тягучая, вторая - эмоциональная.

Nadin-ka писал(а):
Скопируй пожалуйста свои замечательные отзывы в каталог. А то там нет ни одного отзыва.

А как же этот, с оценкой в единицу Laughing , на "Небесное пламя":

ДжулияЛ писал(а):
После прочтения восхитительного романа Мориса Дрюона "Александр Великий или книга о боге" я решила усугубить наслаждение от встречи с Божественным и как же я была разочарована! Что мне показала Рено? Мрак, безнадёжность, почти нищенское существование будущего покорителя Ойкумены. Сплошной пессимизм, ничего светлого и тем более блестящего. И это только первая часть. Продолжение читать нет никакого желания.

...

NLilija:


Не знаю в эту ли категорию мой отзыв, но так как повествование происходит во времена Анны Иоановны пишу сюда.
"Наследница" Елена Невейкина (историческая любовно-приключенчесская книга)

Маленькой дочери графа Кречетова удаётся спастись из горящего дома, избежав участи отца и брата, которых при ней убивает её кузен со своими четырьмя подручными, желая получить наследство. Девочку подбирают цыгане. Элен удивлена, что все страшные рассказы о цыганах — неправда. Она растёт в таборе, учится всему, что должна уметь любая цыганка, она любит своих новых родителей и стремится ничем не отличаться от окружающих её людей. Но через несколько лет кузен узнаёт, что Элен осталась жива. Он ищет её и находит в таборе. Элен вновь оказывается на грани гибели.

Книга мне очень понравилась. прочла за 1,5 дня хотя объёмная. Very Happy wo Героине Элен в детстве многое пришлось пережить, но ей повезло встретить хороших людей: сначала цыган, затем друга отца и друзей. В её жизни с юных лет была Цель- найти убийц отца и брата, отомстить и вернуть себе своё по праву. Через многие трудности её предстоит пройти, научиться тому, о чём приличные девушки из общества даже не помышляют. Но впереди всё будет хорошо, Элен встретит брата которого не чаяла увидеть живым, обретёт любовь и тепло близких. tender

...

Настёна СПб:


МЭРИ РЕНО "ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ИГРЫ"

III-я часть трилогии о Александре Македонском.

Рвущая волосы, воющая Роксана, орущие в растерянности солдаты, громовым голосом отдающие хоть какие-то приказания военачальники, притихший "персидский мальчик" Багоас, сидящий возле ставшего мраморным тела Александра - так начались "поминальные игры". Когда не стало Александра Македонского, формула "Король умер - да здравствует король!" не сработала. Он оставил после себя двух беременных жен, пару незаконнорожденных братьев и огромную империю. Полоумный Арридей, избранный ошалевшими македонцами царем Филиппом III, напомнил мне... боевого слона, которого после удачного сражения ждали разные лакомства. Так и единокровного несчастного брата Александра после сказанной без запинки речи можно было поощрить красивой мантией или вкусным ужином. Боги, когда он держал слово перед войском, я едва не заплакала от жалости ("И тогда я услышал, как Александр сказал Гефестиону, что я вовсе не такой тупой, каким себя выставляю."). Как умнейшие полководцы Пердикка и Птолемей (в итоге каждый получил по заслугам) вообще допустили такое? Еще в неразберихе совершенно забыли о Статире, жене-царице Александра; не о не рожденном ребенке, а о ней самой. Зато злобная баба Роксана прекрасно знала, что надо делать. Лучше бы ей, достойной невестке Олимпиады, упокоиться на дне колодца. Очень удивила юная племянница Эвридика: приехала, вышла замуж за царя, подчинила себе мужа, взбаламутила армию. Выросшая на романтических рассказах о амазонках, она не учла, что главная сила, делающая скопление вооруженных мужчин не разбойниками, а войском - дисциплина, которую она разболтала. Не понимала, какое магическое воздействие оказывает имя великого Александра. С какой наивной самонадеянностью Эвридика решила, что всегда бывший себе на уме, рвавшийся к власти, завистливый Кассандр возведет на трон ее с Филиппом-Арридеем, а не себя драгоценного! Он помнил, что македонских царей хоронили их преемники. Не сразу, постепенно он убрал с дороги всех.
Я очень рада, как автор устроила судьбу Багоаса. Он заслужил.
Оценка - 5.

...

Klementinka:


«Страсти у трона» (Н.И. Павленко)





У меня получился скорее не отзыв, а разговор из рубрики: «тихо сам с собой». Среди знакомых нет любителей истории, и поэтому приходится как-то выкручиваться, искать хоть какую-нибудь альтернативу общения по занимающей меня теме Laughing
Итак, начну, пожалуй. «Страсти у трона» – отличнейшее пособие для интересующихся историей людей, которые жаждут узнать как можно больше подробностей о жизни послепетровского государства, его правителях, взгромоздившихся на императорский трон сразу же после отбытия в мир иной его первого хозяина, Петра Великого. Эх, Пётр, Пётр, сколько всего полезного для страны ты сделал, из старины глубокой её, можно сказать, за уши вытянул, в могучую империю превратил, к морю вывел, но… невольно втянул в битву за трон, посеяв, тем самым, на долгие десятилетия неразбериху и смятение в царственной власти.
Стоит сказать, что книга поделена на две неравные между собой части: первая (занимающая три четверти повествования) носит название «Страсти у трона» и включает в себя довольно-таки вместительный временной промежуток, берущий начало с восшествия на престол Екатерины I и оканчивающийся воцарением Екатерины II. Почти каждому правителю уделено достаточно внимания, вполне подробно (на мой взгляд) рассказано об их жизни, стремлении к власти, о действиях и указах, совершаемых с царского, вернее, императорского трона.
Екатерина I Алексеевна (до принятия православия Марта Скавронская) – вторая жена сначала царя, а затем и первого императора Всероссийского Петра Алексеевича, прозванного народом Великим. О жизни Марты до судьбоносной встречи с правителем России известно весьма немного, не установлен даже точный год её рождения. Марта – женщина низкого происхождения, не обладающая, к тому же, ни особым умом, ни красотой, ни способностью к управлению огромной страной. Частенько историки просматривают в столь быстром возвеличивании (с любовницы царя до коронованной императрицы) бывшей «портомои» желание Петра оставить ей царский трон. После продолжительных раздумий я тоже стала склоняться к подобному мнению. Пётр, несомненно, понимая, что в его окружении нет человека, способного так же крепко, как он сам, держать штурвал власти и тянуть страну вперёд, от темноты к свету, решился сделать преемницей супругу, посчитав её воцарение наиболее выгодным вариантом для развивавшегося усиленными темпами государства. Очевидно, он весьма справедливо полагал, что рядом с ней (вместо неё) будут править выпестанные им «птенцы», на протяжении долгих лет трудящиеся с ним бок о бок. Рассматривал ли Пётр Алексеевич кандидатуры своих дочерей? Лично мне почему-то кажется, что – нет. Хотя некоторые историки вполне себе серьёзно рассматривают версию принятия российского трона старшей искоркой Петровой – Анной…
Естественно, настоящей императрицы/правительницы/матушки-государыни из Екатерины не получилось. За неё практически правил Меншиков, которого Пушкин в своё время метко так назовёт «полудержавным властелином». На протяжении двух лет не было в стране человека, взлетевшего выше, чем Алексашка, который, по одной из версий, в своей прошлой, допетровской жизни, торговал пирогами…
Пётр II – внук Петра Великого от сына Алексея и принцессы Шарлотты. Мальчик не знал матери (она умерла, когда ребёнку и месяца не было), рано лишился отца (хотя тот и при жизни не уделял малышу нужного внимания). Воспитанием (если так, конечно, можно выразиться) маленького Пети занимался знаменитый дед со своей супругой. Император испытывал к внуку противоречивые чувства: иногда обнимал и целовал, проявляя любовь, нежность и заботу, а иногда – сторонился, старался держать подальше от себя. Скорее всего, такой вот парадокс возникал из-за того, что Пётр, помня, чьим сыном является мальчишка-сирота, невольно начинал искать в нём черты нелюбимого отпрыска, доставившему своему могучему отцу море хлопот и забот. Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что малыш Петя весьма неуютно чувствовал себя в семействе деда. Единственным близким ему существом была старшая сестра Наталья. Хитрющий Алексашка Меншиков, умудряющийся постоянно засовывать свой нос во все щели и ухитряющийся одновременно быть в нескольких местах сразу, поспособствовал, и Екатерина перед смертью написала завещание, в котором говорилось, что императрица назначает наследником двенадцатилетнего Петра – последнего представителя династии Романовых по мужской линии. Ближайшим его советником становится ни кто иной, как… «полудержавный властелин». Мало того: Алексашка подсуетился, и Екатерина повелела, чтобы Пётр женился на одной из его дочерей. Счастливицей стала Мария, старшая дочь новоиспечённого «регента»-правителя. Александр Данилович полностью подмял под себя юного мальчишку-императора, контролировал каждый его шаг, поселил в своём доме, следил за его воспитанием. И, казалось бы, вот оно – долгожданное меншиковское счастье: вся Россия лежит у его ног! Жить бы да радоваться, упиваясь безграничной властью, но… человек предполагает, а судьба – располагает. «Полудержавный властелин» серьёзно заболевает и на полтора месяца укладывается в постель. Этих шести недель оказалось вполне достаточно, чтобы его воспитанник отбился от рук и превратился в послушную марионетку Долгоруковых. Иногда задумываюсь, какой бы стезей пошла страна, не заболей Меншиков так не вовремя. И прихожу к выводу, что у нового Петра были все шансы стать далеко не худшим правителем вверенного ему государства («серая посредственность» - почему-то именно так хочется охарактеризовать второго Петра Алексеевича). Да, мальчишка с детства был ленив и склонен к развлечениям, да, Меншиков (достигший небывалых высот и своровавший практически всё, что только можно было своровать) старательно лепил из него послушную куклу, но, в то же время, он давал парнишке кой-какое воспитание, настаивал, чтобы тот учился, не спаивал, как это делали брательники Долгоруковы. А ведь продуманный ими план практически в точности повторял масштабные приготовления хитрющего пирожочника – выдать за Петра сестру Екатерину, сделав её, таким образом, императрицей, да и вознестись следом за ней на самую вершину власти! Но братишки просчитались, малёк переусердствовали в своих диких желаниях, выпустили ситуацию из-под контроля. Подросток-император был им во всём послушен, но беспрестанная охота, легкомысленный образ жизни, пьянка в столь нежном возрасте сделали своё тёмное дело – Пётр простудился, заболел, подхватил оспу, да и умер…
Анна Иоанновна – одна из дочерей царя Ивана V, единокровного брата Петра Великого. Рано лишившись родителя, Анна и две её сестры – Екатерина и Прасковья – воспитывались матерью и жили в селе Измайлово, под Москвой. По неразгаданным пока причинам, Прасковья Ивановна не шибко любила свою среднюю дочь. Повинуясь воле всесильного дяди, Анна вышла замуж в семнадцать лет и почти сразу после свадьбы стала вдовой. Долгие годы томилась она в Митаве, заключённая в замок, страдая от отсутствия денег и холодности родных. Именно в Митаве состоялось знакомство Анны с Эрнстом Бироном, сыгравшим затем определённую роль в истории России. Мечтала ли Анна о царской короне? Мечтала, конечно (да и какая принцесса не грезит о власти?), но даже в самых сказочных снах не могла себе представить, что однажды прискачет гонец с донесением, что её… избрали императрицей всероссийской! Правда, были написаны специальные «кондиции», существенно ограничивающие власть и делающие, по сути, из монарха послушную игрушку. Но Анне удалось выпутаться из уже почти одетого на неё кокона и стать единодержавной правительницей. Как императрица, племянница Петра ничем себя не проявила: к делам относилась спустя рукава, в жизнь страны не вникала, предоставив своему фавориту, Бирону, практически неограниченную власть. Не зря период правления Анны Иоанновны принято называть немецким засильем или «бироновщиной». Своей наследницей бездетная мадам (официальная версия) избрала родную племянницу, единственную дочь старшей сестры Екатерины – Кристину, которая, приняв православие, стала зваться Анной Леопольдовной. Завещание царствующей монахини было составлено весьма своеобразным для её времени образом: трон отдавался… ещё нерождённому внуку! Эх, если бы только Анна знала, какие ужасные испытания и страдания были уготованы судьбой маленькому мальчику, которого она всё-таки успела подержать на руках!.. plach plach plach
Анна Леопольдовна. Одна из самых нелюбимых мною представительниц династии Романовых. Время её правления, вернее, регентства, ограничилось одним годом и, вполне естественно, ничего толкового за эти двенадцать месяцев сделано не было. Анна совершенно не интересовалась политикой, не вникала в проблемы страны. Она была пассивной личностью, привыкшей плыть по течению, в надежде, что её, в конце концов, прибьёт к нужному берегу, и все дела, нуждающиеся в твёрдой руке, успешно завершатся сами собой. Анну предупреждали об опасности, исходившей со стороны Елизаветы Петровны – девушка лишь небрежно отмахивалась рукой, не вербовала себе сторонников, не искала поддержки у гвардии. Она даже с собственным (нелюбимым, правда) мужем не смогла наладить хотя бы дружеских отношений.
Иван Антонович. Несчастный младенец-император, на чью долю выпали немыслимые страдания лишь из-за того, что в его жилах текла Романовская кровь, дававшая ему права на царский трон!
Елизавета Петровна, искорка Петра Великого. Милейшее очаровательное существо, на уме которого одни лишь танцы, бальные платья и многочисленные смазливые любовники. Эпоха правления Елизаветы длилась целых двадцать лет (1741 – 1761), и оставила-таки в истории России неизгладимый след, но совместно с законной императрицей страной правили её фавориты и приближённые к трону люди. Историк Николай Иванович Павленко посвятил Елизавете целую книгу, которую я, конечно же, прочитала и скоро напишу развёрнутый отзыв Wink
Пётр III. Противоречивые чувства у меня вызывает данный император. Как правитель – полная бездарность; личность, желающая счастья только для себя любимой. Как человек… Жаль мне его. Трудное детство (совершенно не знал матери, рано лишился отца), побои, различные унижения… Неудивительно, что Пётр вырос такой злобной «зверушкой». Был ли у него шанс положительно отметиться в становлении судьбы матушки-России? Как по мне – нет. Ну не были заложены в нём судьбой нотки лидерства.
Екатерина II. На её примере можно писать сказку: «История Золушки» или «Сказ о том, как пятнадцатилетняя девочка преодолела все препоны судьбы и добилась исполнения заветной мечты». Прибыв в Россию совсем юной, Екатерина не растерялась, не сломалась: приспособилась к суровому климату, понравилась царствующей императрице, нашла подход к неуравновешенному супругу, подружилась с нужными людьми, выучила русский язык, успешно лавировала в опасной, бурной реке, носящей громкоговорящее название «Интриги и козни возле царского трона». Не берусь судить, хорошей или плохой императрицей была Екатерина (моё отношение к ней нейтральное), но то, что она оставила после себя огромный след в русской истории, факт неоспоримый. Во времена её царствования (1762-1796) успешно велись войны, издавались указы, возникали новые реформы. В произведении «Страсти у трона» у Екатерины не слишком много книжного времени, поскольку автор брался, насколько понимаю, показать именно эпоху Дворцовых переворотов, которая окончилась именно с воцарением бывшей немецкой принцессы. Хотя я отнесла бы к переворотам и приключившуюся трагедию в Михайловском замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года…
Вторая часть (маленькая по объёму) называется «Страсти вокруг трона» и содержит в себе две главы: «Фавориты» и «Вельможи». Александр Данилович Меншиков, Эрнст Иоганн Бирон, Алексей Григорьевич Разумовский, Елизавета Воронцова, Андрей Иванович Остерман, Дмитрий Михайлович Голицын, Алексей Михайлович Черкасский, Павел Иванович Ягужинский – вот далеко не полный список лиц, о которых повествует автор. Так же, в качестве солидного плюса, хотелось бы похвалить многочисленные иллюстрации, которые неплохо так помогают ориентироваться в книге и дарят возможность ознакомиться с тем, как выглядел тот или иной представитель эпохи дворцовых переворотов.
Оценка: 5+++

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню