Consuelo:
Nadin-ka писал(а):Настёна СПб писал(а):
Девочки, а можете подсказать книги о Александре Македонском? Мне, так сказать, для закрепления материала
Александр Македонский и Таис. Верность прекрасной гетеры Ольга Эрлер
"В глуби веков" "Сын Зевса" Л. Воронкова
Привет, девочки!)
Добавлю ещё трилогию
Валерио Массимо Манфреди.
...
Klementinka:
«Вечера с Петром Великим» (Даниил Гранин)
Еле-еле книгу вытянула, спотыкалась практически на каждой главе; доползти к последней странице помогли лишь мои знания о петровской эпохе, полученные из других источников. По правде говоря, больше всего из прочитанного материала запомнились фразочки друзей, собиравшихся вечерами в одной палате: «мы выпили», «распили бутылочку», «налили в стаканы». Я пока не познакомилась с «Подлинными историями о Петре Великом» Штелина, но во время чтения «вечеров» невольно одно весьма странное чувство возникло: вдруг показалось, что они живенько так с «историями» пересекаются, имея между собой определённую схожесть: смешные рассказы, домыслы, ничем непроверенные факты (ну не моё это, не моё!). Ещё конкретно выводила из себя так называемая «вода» – слишком много внимания уделяется больным, которые, скучковавшись вместе, начинали перемывать косточки первому императору всероссийскому; многовато малозначимых фраз, не проводятся чёткие грани при переходе от одной главы к другой (а ведь они практически между собой не связаны!)
В качестве обобщающего вывода скажу, что осталась недовольна прочитанным произведением. Возможно, этому способствовали те большие, неоправданные в конечном итоге, надежды и воздушные замки, которые я заранее в своей голове соорудила. Блин, в очередной раз убедилась, что если что-то очень-очень-очень сильно жаждешь прочесть, морально начинай готовиться к возможной депрессии, которую, на процентов, скажем так, 65, заработаешь, изучая очередную порцию желанных хотелок…
Оценка:
3 ...
Настёна СПб:
РОБЕРТ ГРЕЙВС "Я, КЛАВДИЙ"
Род Клавдиев разделялся на "хороших" и плохих" его представителей. К первым, например, относились Друз и Германик; вторых было больше - Ливия, Тиберий, Ливилла, Калигула. Главный герой этого романа - "идиот Клавдий", "Клавдий-заика", "бедный дядя Клавдий" - относился к третьему "виду" - умных. Не только его физические недостатки и репутация дурачка, но и понимание, что чем меньше будешь высовываться - тем дольше проживешь, помогли Клавдию не просто выжить, но и не замараться в политической и семейной грязи.
Меня утомила Ливия - ее слишком много. Прочитав несколько книг о биографии Октавиана Августа, у меня сложилось иное мнение о его отношениях с супругой, да и он не создает впечатление человека, которым можно управлять. Предположу, что Клавдий настолько ненавидел и боялся бабку, что был готов приписать ей любой жестокий поступок от сотворения мира. Но окажись я на его месте, думаю, не простила бы такую бабушку. Удивила наивность до невозможности "хороших". В семье все мрут, извините, как мухи (и в очень нужный определенному человеку момент), а они каждый раз глазами хлопают. Тиберий - мерзкий тип. Когда я в Эрмитаже "встречаюсь" с бюстом императора, то думаю: "А на вид кажется приличным человеком." Калигула сразу представлен с задатками чудовища, а уж после "просветления" вообще слетел с катушек. После его убийства "несчастного дядю Клавдия", республиканца, против воли провозгласили императором. Поразительно, что Рим попал в его руки в более-менее приличном состоянии, а не развалившимся в результате действий жестоких и сумасбродных правителей.
Понравилась фраза, вложенная автором в уста одного из персонажей:
"Есть два различных способа писать историю: один - чтобы побуждать людей к добродетели, другой - чтобы склонять их к истине."
Оценка - 4.
...
Consuelo:
Режин Перну «Крестоносцы»
Крестовые походы – явление довольно неоднозначное и, чаще всего, окрашивается современными авторами в ярко-отрицательные оттенки, в которых рыцари креста показаны жестокими варварами, напавшими на несчастное мусульманское (и не только) население Ближнего Востока и Северной Африки, попутно учинив резню в ими же преданной Византии. На мой взгляд, это несколько однобокий взгляд на события, более того, слишком современный и никак не учитывающий реалий Средневековья, уровня развития цивилизации, образа мирского и религиозного мышления, а также истории распространения ислама. И самая большая ошибка – судить о тех далёких событиях с современных позиций. Вот как раз этим и не грешила известный французский историк-медиевист Режин Перну. В своей работе она не только исследует предпосылки, обстоятельства, события и окончание эпохи Крестовых походов в Святую Землю, но и особенно подчёркивает необходимость посмотреть на них с точки зрения их же современников. Безусловно, не только Крест вёл рыцарей и простолюдинов, но и более материальные цели. Однако в основе всегда лежала идея вернуть Иерусалим, святой город и для христиан тоже, а также защитить уже давно живших в этих землях единоверцев, которые подвергались нападениям со стороны мусульман, как арабов, так и сельджуков, постоянно угрожавших Византии. Безусловно, кровь проливали и христиане, и мусульмане, причём даже европейские хронисты Средних веков и очевидцы тоже осуждали чрезмерную жестокость, которая порой имела место, к сожалению.
История Крестовых походов – это и история жизни и деяний её участников. Режин Перну рассказывает о главных действующих лицах европейской армии, а также не забывает и выделить некоторых наиболее ярких арабских и турецких лидеров. При этом речь идёт не только о рыцарях и королях, но и о религиозных деятелях и людях более простого происхождения. Отдельный разбор посвящён женщинам в Крестовых походах, т.е. жёнам, последовавшим за мужьями (Алиенора Аквитанская за своим первым мужем, французским королём Людовиком VII, и Маргарита Прованская за королём Людовиком IX Святым), а также дочерям рыцарей и европейских королей Иерусалима, Сицилии, Сирии, Кипра и прочих территорий. В этой связи особенно симпатичен образ Маргариты Прованской, женщины сильной и волевой, с честью и достоинством носившей свой высокий титул, и бывшей верной женой своему супругу.
Что касается мужских характеров, то здесь, безусловно, всплывают имена Ричарда I Львиное Сердце, Филиппа II Августа (не то, что бы вояка, но зато политик), Фридрих Барбаросса, Фридриха II Гогенштауфен, Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский, Амори и Ги де Лузиньяны, Амори I Иерусалимский, Генрих Шампанский, Балдуин IV, Саладин и многие другие. В этой череде личностей особое место занимают Балдуин IV и Саладин. Второй был блистательным полководцем, которого уважали и соратники, и враги. Однако он был всё же личностью не столь однозначной, а вот его визави король Иерусалима, Балдуин IV – личность трагическая, но при этом образец человеческого мужества. Как известно, Балдуин страдал с детства проказой, умер в двадцать четыре года. Он был сыном короля Иерусалима Амори I и его первой супруги Агнес де Куртене, вырос в Иерусалиме, и именно здесь была его родина. Несмотря на страшную болезнь, заставлявшую короля скрывать свою внешность, постоянные боли, в этой непростой ситуации он оставался мужественным человеком и сильным королём, снискавшим уважение в обоих станах.
В книге много внимания уделено не только сражениям, но и политике, дипломатическим и личным отношениям, экономике, символике, религии, отношению к Крестовым походам в Европе и на Ближнем Востоке, положению различных народов, становлению религиозных орденов. Но Режин Перну не просто рассказывает, а даёт анализ событиям и личностям той эпохи, равно как и их значимости. В целом, весьма достойная работа, интересная, динамичная, поэтому оценка, конечно, «
5».
...
Настёна СПб:
РОБЕРТ ГРЕЙВС "БОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАВДИЙ И ЕГО ЖЕНА МЕССАЛИНА"
В продолжении романа "Я, Клавдий" Тиберий Клавдий Друз Нерон Цезарь Август оказался очень даже достойным императором. Наверное, его девизом можно назвать "великодушие и здравый смысл". С неожиданной энергией для своего здоровья и возраста он взялся за управление Римом. Клавдий не только теоретически прекрасно разбирался в экономике, юриспруденции, военном деле и прочих нужных вещах, но и сумел вполне успешно применить знания на практике. Одно завоевание Британии чего стоит! Возможно, император плоховато разбирался в людях и зачастую давал себя обмануть, что отражалось на его репутации в глазах римлян. Все же поразительно, как Клавдий умудрялся столько лет не видеть то, что вытворяла его супруга Мессалина прямо перед носом. А весь Рим знал, но никто не додумался намекнуть о похождениях женушки императору. Все вправду считали, что он в курсе дел? Именно после казни Мессалины в Клавдии случился некий перелом. Он опустил руки, стал апатичным и практически передал правление своим секретарям и четвертой жене Агриппине, усыновив ее сыночка Нерона. Хотел спасти своего родного сына Британика от искушения императорской властью, но не получилось. Тоскливый финал...
Оценка - 4.
...
Consuelo:
Лион Фейхтвангер «Лисы в винограднике»
«Так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое. Начиная с ненасытного завоевателя, который способен проглотить весь мир, и кончая смиренным слепцом, которого ведет собака, мы все - игрушки ее прихотей. И, пожалуй, слепец, который идет за собакой, следует более верным путем и реже бывает обманут в своих ожиданиях, чем тот, первый слепец со всей его свитой…» (Пьер-Огюстен Карон де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»)
Грядёт 230 годовщина Великой Французской революции и, следовательно, пришло время для ежегодных революционных чтений. Однако, прежде всего, для соблюдения хронологической логики, стоит обратиться к описанию духа и настроениям времени, предшествовавшего самим революционным событиям. «Лисы в винограднике» Лиона Фейхтвангера, конечно, произведение сугубо художественное, хотя и основанное на имевшей место исторической действительности, тем не менее, вполне достоверно воссоздаёт атмосферу предреволюционных времён, никак не акцентируя внимание читателя на том, что же случится в конце XVIII века в королевстве лилий. Сюжет соединяет две линии: неминуемый крах старого порядка внутри Франции, а также борьбу за независимость от Великобритании молодых Соединённых Штатов Америки, лидеры которых, безусловно, делали попытки найти союзников, признававших их право на государственный суверенитет. Ну а кто же больший враг Лондона, если не Париж? Между тем, вопрос здесь оказался более сложным. Конечно же, Франции ослабление извечного врага было только на руку, но были и свои «но». Во-первых, вступать в открытую конфронтацию с соседом через Ла-Манш было слишком опасно. Война дело затратное, особенно если твой противник, хоть и с кровоточащей раной, но всё ещё силён, а у тебя за спиной далеко не дружелюбная Испания, а с другой стороны постоянно интригующая династия австрийских Габсбургов. Во-вторых, нужны деньги, а их нет. В-третьих, у самой Франции тоже есть претензии в Новом Свете. В-четвёртых, провозглашённое в американской Декларации независимости право народа на свержение власти, этот народ угнетающей, направленное против британской короны и её власти, не могло найти сочувствия у французской абсолютной монархии. А иначе, почему же одним можно, а другим нельзя? В конце концов, вскоре оппозиционные силы внутри Франции не преминут обратиться к данному прецеденту. Иначе говоря, перед и без того нерешительным и слабым Людовиком XVI возникла сложная задача.
Для получения поддержки со стороны Франции в Париж прибыл сам Бенджамин Франклин, который и стал одной из ключевых фигур в романе «Лисы в винограднике». Умудрённый сединами и опытом, Франклин, эта, безусловно, «глыба» в истории человечества, привлекает вольнодумцев, но вызывает опасения со стороны власть имеющих. Не слишком удачно вышло знакомство Франклин с известным драматургом Пьером-Огюстеном Кароном де Бомарше, на фигуру которого, пожалуй, было наиболее интересно взглянуть, возможно, потому как я на него смотрела только как на создателя «Женитьбы Фигаро» или «Севильского цирюльника». А в данном случае перед нами открылись другие грани личности месье де Бомарше. Он весьма авантюрен и предприимчив, умеет жить на широкую ногу, любит вкусно поесть, женщин, поразвлечься и вообще любит жить, - истинный сын галантного века. Но между тем, его энергичность, ум и умение налаживать выгодные связи, не сделали его очередным часовщиком Кароном, подобно отцу, но вывела в высшие круги французской аристократии. При этом низкое происхождение так до конца не было забыто, даже несмотря на блестящие таланты Бомарше. Во время американской войны за независимость Бомарше занимался рисковым проектом по поставкам вооружения американцам. Кстати говоря, второе название романа «Оружие для Америки».
Личности короля и королевы выведены в наиболее известном образе. Так, Луи XVI нерешителен, слаб, не готов почувствовать дуновение новых идей и хоть как-то отказаться от прежних порядков, кроме того, он верить в богоизбранность монарха, редко проявляет силу воли (да и не там, где надо). Его супруга, блистательная Мария-Антуанетта Австрийская, глуповата, всё своё время и деньги свои, мужа и короны, расточает за игорным столом и участвует в сомнительных увеселениях и строит свой искусственный рай в Малом Трианоне. Кроме того, из-за некоторой физической болезни Луи, долгое время не соглашавшегося на несложное оперативное вмешательство, Мария-Антуанетта не может выполнить свой главный долг – родить Франции дофина. Это двойственное положение жены юридически, но не фактически, а также масса пасквилей с этим (и не только) связанных, вкупе с давлением со стороны французского и венского дворов, архаические порядки и жёсткий этикет Версаля, конечно же, отрицательно воздействовали на совсем юную девушку-королеву. Туанетта пыталась забыться и спрятаться. Хотя, справедливости ради, после рождения детей, поведение королевы не особо изменилось. Она всегда оставалась «австриячкой», чуждой французскому народу. Да и сама никогда и не пыталась стать своей в этой стране, королевой которой ей довелось однажды стать. Иначе говоря, Луи и Марии-Антуанетте не повезло оказаться в королевских колыбелях, с этими ролями они просто не могли справиться по складу своего характера.
В романе выведены и другие исторические личности этого периода, их мысли и действия, влиявшие на настроение умов в обществе. Роман весьма многослойный и довольно подробный. Самое главное, здесь есть аутентичная атмосфера, которая позволяет увидеть тот рубеж, при котором старый мир, утопая в крови, уступал место новому, столь тяжело рождённому.
Оценка –
5.
...
Consuelo:
Александр Викторович Чудинов «Французская революция: история и мифы»
Работа Александра Викторовича Чудинова, советского и российского историка, специализирующегося на периоде Французской революции и эпохе Наполеона Бонапарта, по сути являющаяся монографией, фокусируется на анализе образа Революции во Франции, который сложился в советской и российской историографии. Таким образом, конечно же, прежде чем приступать к чтению данной монографии, необходимо набраться довольно подробными знаниями по поднятой тематике. Большая часть монографии – это развенчание «культа» Французской революции в отечественной историографии. Автор придерживается более рационалистического подхода, отметает пафос и вообще ореол борьбы за справедливость, народ, направленной на достижение всеобщего равенства и благоденствия. Между тем, А.В. ратует за всестороннее рассмотрение феномена Французской революции, не на основе марксистско-ленинского подхода, или только с экономических позиций, что, безусловно, разумно. Непосредственно последняя часть работы уже посвящена некоторым элементам сложной мозаики Революции, как, к примеру, разбору причин Революции, состоянию экономики страны, политическим брожениям, этапам Революции, масонской ложе и некоторым личностям. Так, отдельного упоминания удостоился Жорж Кутон, которого отечественные авторы, в отличие от ярких Максимилиана Робеспьера и Луи Антуана Сен-Жюста, зачастую практически игнорируют или же вскользь упоминают, тем самым, не отметив его роли в первых рядах революционного правительства. Любопытна и история «русского якобинца», молодого графа Павла Строганова, который вместе с наставником, активным участником Французской революции, Шарлем-Жильбером Роммом, оказался во Франции прямо в период Революции и даже вступил в Якобинский клуб, правда, на очень короткое время. Однако политические шаги в рядах сочувствующих Революции не остались без внимания, и вскоре приказом Екатерины II Павлу Строганову надлежало покинуть Францию. После возвращения на родину, молодой граф попал на некоторое время в опалу.
В целом, довольно интересная научная работа, со своей позицией. Оценка –
5.
...
Bobcat:
Consuelo, у Фейхтвангера есть роман "Мудрость чудака". Это книга об эпохе перед революцией и последних годах жизни Руссо. Читала давно, не всё помню, но вещь стоящая.
...
Consuelo:
Галина Иосифовна Серебрякова «Женщины эпохи французской революции»
Сегодня, в памятный день 230-ой годовщины Великой Французской революции, захотелось мне мысленно обратиться к событиям и личностям той уже далёкой эпохи, но под довольно специфическим углом, иначе говоря, сквозь призму участия женщин в решительных и кровавых революционных событиях. Прежде всего, нельзя не отметить, что история женщины-революционерки не нашла такого широкого отражения в соответствующей библиографии, хотя, этому, безусловно, есть вполне резонные обоснования. В конце концов, в мире мужчин, в котором у женщин не только не было гражданских и политических прав, а возможности личной реализации строго ограничивались, прекрасной половине человечества вообще повсеместно отказывали в уме и только недавно «обнаружили» душу, говорить о каком-то равенстве на трибуне лидеров революции, конечно, не приходится. Однако в пёстрой мужской толпе нет-нет, да и мелькнёт завитой локон на женской голове. Одни дамы кружились в плясках смерти, потрясая кулаками, требовали хлеба и казни ненавистной «австриячки», вторые, выросшие на произведениях классиков прошлых столетий, доказывали своё интеллектуальное равенство в заведомо проигрышной битве с мужчинами, ну а третьи – утончённые кокетки, использовали всю силу женских чар, расчищая себе дорогу к сытой и яркой жизни. Среди этих женщин были и верные, мягкие жёны и матери, и ветреные красавицы, и крепкие соратницы. Иными словами, пестра женская история Французской революции. В сборник же Галины Иосифовны Серебряковой (1929 г.) вошли восемь женских портретов: Теруань де Мерикур, Симона Эврар, Манон Ролан, Клер Лакомб, Люсиль Демулен, Елизавета Леба, Тереза Тальен, Жозефина де Богарне.
«Гражданки! Не забудем, что мы должны целиком отдать себя отечеству. Вооружимся: природа и даже закон дают нам право на это; покажем мужчинам что мы не ниже их в доблести и храбрости; покажем Европе, что француженки сознают свои права и что они стоят на уровне идей XVIII века, презирая предрассудки, которые бессмысленны и безнравственны, поскольку именно добродетель объявляется преступлением. Француженки! Сравните то, чем мы должны были бы быть в обществе, с тем, чем мы являемся…Француженки! Повторяю вам ещё раз наше назначение высокое; сокрушим наши оковы, пора женщинам выйти из того постоянного ничтожества, в котором они находятся, столь давно порабощённые невежеством, гордостью и несправедливостью мужчин; вспомним времена, когда наши матери, галльские и гордые германские женщины, участвовали в общественных собраниях и сражались рядом со своими мужьями, отражая врагов свободы…»
Теруань де Мерикур (Анна-Жозефа Теруань) выросла в деревне, а после оказалась на содержании обеспеченного англичанина, некоторое время жила в Лондоне, затем училась пению в Италии. В революционные годы прославилась яркими призывами феминистского толка, участием во взятии Бастилии и лидерством в походах женщин-санкюлоток за хлебом в Версаль. Активная Теруань обладала очевидным авантюрным складом характера, слыла амазонкой XVIII века, призывала женщин не уступать мужчинам в праве вершить судьбу родины и вообще ратовала за расширение прав женщин. Она же основала «Клуб друзей закона» (а клубов и обществ в эти годы развелось огромное множество), просидела в застенках австрийской крепости Куфштейн, откуда была выпущена по личному приказу императора Леопольда II. В конце концов, попала в жерло противостояния двух политических партий – жирондистов и якобинцев, поддержала первых, в результате чего была выпорота толпой женщин, сторонниц якобинцев. В итоге, помешалась и до конца своих дней оставалась в психиатрической лечебнице.
«О Франция, спокойствие твоё зависит от исполнения законов; я отнюдь не нарушаю их, убивая Марата, осуждённого вселенной; он стоит вне закона» (Шарлотта Корде)
Симона Эврар – верная подруга Марата, невенчанная жена. Симона представляла другой тип женщин, в отличие от Теруань де Мерикур, она не принимала участия в бурной политической жизни, оставалась преданной подругой Марата. Однако её имя затмевает образ другой женщины, а именно Шарлотты Корде, убийцы Марата. Надо сказать, что настрой работы Серебряковой откровенно коммунистический, что отражается и в оценках, данных личностям, чьи биографии рассматривала автор. К примеру, Симона Эврар представлена идеалом боевой подруги, верной и спокойной, а Шарлотта Корде – бессовестной, никчёмной и экзальтированной монархисткой, убившей «друга народа». Но, как ни крути, даже в главе по Симоне Эврар автор больше времени уделила столь ненавистной Шарлотте.
«При моём мужестве мне было очень легко избежать следствия, которое я предвидела, но я считала более достойным подвергнуться ему. Я считала себя обязанной перед моим отечеством подать этот пример, я думала, что если меня осудят, то следует предоставить тирании совершить такое ненавистное дело, какова казнь женщины, единственная вина которой состоит в том, что она обладала некоторым талантом, которым она никогда не гордилась, большим желанием служить благу человечества, мужеством не отрекаться от своих друзей и рисковать жизнью за свою честь. Души, обладающие некоторым величием, умеют забывать о себе; они чувствуют, чем они обязаны человечеству, и видят себя лишь в зеркале будущих поколений» (Манон Ролан)
Манон Ролан (Манон Жанна Флипон, в замужестве Ролан де ля Платьер) представляла собой уже иной типаж, а именно женщины-интеллектуалки, вышедшей из обеспеченной мещанской семьи, получившей хорошее образование. Манон Ролан не повезло родиться женщиной, ибо пол мешал ей быть признанной равной мужчинам по уму и способностям. Мадемуазель Флипон была высокого мнения о своих интеллектуальных возможностях, поэтому и мечтала о более блестящей судьбе. Впрочем, она вскоре осознала, что ей не только не повезло с полом, но и с социальным классом. Поэтому, когда разразилась революция, Манон видела в ней возможность изменить мир к лучшему. В конце концов, она повстречала Жана Мари Ролана де ля Платьера, который был старше её на двадцать лет, но зато занимал довольно респектабельное место в обществе, занимая пост министра. Манон, конечно, никогда мужа не любила, но зато стала ему помощницей, а по сути его руками претворяла в жизнь свои мысли. Манон Ролан владела собственным салоном, куда постоянно наведывались передовые участники бурных революционных движений. Но подобно Теруань де Мерикур, мадам Ролан тоже примкнула с жирондистам, отчего и потерпела крах. Пытаясь спасти от гибели своего супруга, Манон сама попала в лапы трибунала и была казнена в ноябре 1793 года, по легенде выкрикнув:
«Какие преступления совершаются во имя свободы!»
«Недостаточно говорить народу, что счастье его скоро наступит, необходимо, чтобы он мог почувствовать его результаты…Он с негодованием взирает на то, что люди, купающиеся в его золоте и разжиревшие от чистейшей его крови, проповедуют ему воздержание и терпение…»
От интеллектуалок возвращаемся к активисткам на площадях, а именно переходим к судьбе ещё одной амазонки, ещё более разъярённой, нежели Труань де Мерикур, -
Клер Лакомб. Мадемуазель Лакомб вышла из низов, стала актрисой, а потом присоединилась к так называемым «бешенным», наиболее радикальному левому крылу революционеров. Активная феминистка, Клер Лакомб выступала за равноправие мужчин и женщин, за расширение прав третьего сословия, против дворянства. Она повстречала журналиста Жана-Теофиля Леклерка, с которым вскоре и сошлась, но он в конце концов женился на её близкой подруге, Полине Леон, вместе с которой Клер основала «Общество революционных гражданок». Особенность этого клуба заключалась в том, что в него входили не просто женщины, но представительницы низов общества. Неконтролируемые «бешеные» не могли удовлетворить ни одну организованную власть, посему якобинцы планомерно стали их уничтожать, а женские клубы были запрещены, ибо женщинам оказалось негоже увлекаться политикой, а сидеть на кухне да мужей поддерживать. Клер Лакомб попала в застенки, вышла, однако далее её судьба покрыта мраком.
«Итак, я скоро буду опять иметь счастье видеть своего Камилла»
Две следующие героини представляют типаж, схожий с Симоной Эврар, а точнее, это женщины – супруги, не вмешивающиеся в политику, но верные супругам-революционерам. Первая из них –
Люсиль Демулен (урождённая Анна-Люсиль-Филиппа Ларидон-Дюплесси) – дочь чиновника финансового ведомства. Типичный образец романтичной девушки, сентиментальной и ранимой, томящейся по «принцу на белом коне». Принцем оказался журналист и адвокат Камилл Демулен, без средств к существованию. Люсиль влюбилась без памяти, мать девушки (дама любвеобильная) благосклонно отнеслась к чувствам дочери, но вот отец её жениха не оценил, пришлось некоторое время паре скрывать свои чувства. Наконец, настал 1789 год и Камилл ринулся с головой в водоворот событий. Достигнув-таки положения, Камилл получил согласие родителей Люсиль на венчание. Как сообщает автор, Люсиль была полностью погружена в своего мужа, во всём его поддерживала, никогда даже споров между ними не возникало. Молодая пара жила душа в душу, но в опасных политических играх, Камилл принял не ту сторону, и даже его близкий друг, Максимилиан Робеспьер, оказался уже врагом. Камилл был осуждён и казнён вместе с Дантоном, прокричав перед казнью одно лишь слово: «Люсиль». Супруга ненадолго его пережила, тоже была казнена.
«Я люблю свободу; кровь, которая течёт в моих венах…кровь республиканки»
В отличие от Люсиль Демулен,
Елизавете Леба (урождённая Дюпле) удалось избежать встречи с «мадам Гильотиной». Елизавета была дочерью Мориса Дюпле, у которого жил Робеспьер. Старшая сестра Елизаветы, Элеонора, была влюблена в Робеспьера, сама же Елизавета, красивая и весёлая, познакомилась с другом Луи Антуана Сен-Жюста, Филиппом Леба, когда они оба приходили к Робеспьеру. Пара сочеталась счастливым браком. Их единственный сын, Филипп, стал учёным и наставником будущего Наполеона III. Филипп-старший был казнён вместе с партией Робеспьера, его жене пришлось некоторое время провести в тюрьме вместе с сестрой Элеонорой, «невестой» Робеспьера. Примечательно, что в отличие от Шарлотты Робеспьер, сестры «Неподкупного», Елизавета память мужа не предала, от его фамилии не отказалась.
«Моя жизнь – изумляющий роман»
Две заключительные главы труда Галины Серебряковой посвящены очерку биографий дам, представляющих период контрреволюции.
Тереза Тальен (урождённая Хуана Мария Игнасия Тереза Кабаррюс; в первом браке – маркиза де Фонтене; во втором – Тальен; в третьем – де Рике, графиня де Караман и принцесса Шиме), прозванная «богоматерь Термидора», была дочерью испанского банкира. Красавица, любящая роскошь и развлечения, законодательница моды, хозяйка светского слона, она сумела выжить в столь бурную эпоху. Это уже не женщина на баррикадах, отстаивающая равенство с мужчинами, это дама будуара, использующая мужчин, как источник безбедного существования. Однако Тереза Тальен была ещё и добра, охотно оказывала поддержку нуждающимся.
«Пока я выигрываю сражения, Жозефина завоёвывает сердца» (Наполеон Бонапарт)
А вот подруга Терезы Тальен,
Жозефина де Богарне (в девичестве Мари Роз Жозефа Таше де ля Пажери; в первом браке – виконтесса де Богарне; во втором браке – Бонапарт, императрица французов), прекрасная креолка с Мартиники, безусловно, вошла в историю, благодаря браку с Наполеоном Бонапартом. Надо сказать, что образы Терезы и Жозефины весьма похожи: они крутились в одном и том же обществе, обладали схожим взглядом на жизнь и характером. Надо сказать, что автор не щадит Жозефину, показывая её в качестве типичной охотницы за сытой жизнью, лёгкой в морали.
В итоге, работа Галины Серебряковой представляет собой краткий очерк биографий некоторых представительниц эпохи Французской революции. Немного странным показался выбор героинь, к примеру, Елизавета Леба выведена в отдельной главе, но не её сестра Элеонора, к судьбе которой обращаются чаще (в связи с негласным статусом «невесты» Максимилиана Робеспьера), или сестра Робеспьера, Шарлотта. Симона Эврар полностью затмевается Шарлоттой Корде, так почему же не последней посвящается глава? Люсиль Демулен тоже не особо активная участница революционных событий, разве что жена Демулена. Удивлена, что автор не стала рассматривать биографию Олимпии де Гуж, автору «Декларации прав женщины и гражданки», ибо она здесь была бы к месту. Кроме того, о некоторых дамах сказано больше, об иных – гораздо меньше. И политические взгляды автора, конечно, очевидны.
Оценка –
4.
...
Allegra:
Плейди Джин
Чертополох и роза
Аннотация
Брак юной Маргариты Тюдор и Якова IV Стюарта не стал залогом мира между Англией и Шотландией. Красавец король слишком любил женщин, а гордая принцесса не хотела делить его ни с кем. Дикий чертополох, недаром избранный эмблемой Шотландии, никак не желал цвести на аккуратной английской клумбе, предпочитая опасность и свободу...
Гламурно-вычурная аннотация в стиле ЛР плохо отражает сюжет. Гордая принцесса? Ха! Только успела похоронить мужа, как пошла по постелям придворных красавцев.
Да, я пристрастна. Ибо обожаю и уважаю Джеймса IV – практически единственного умного короля и энергичного правителя в череде недальновидных Стюартов.
И он – Джеймс! Яков – это коронационное имя, от латинского Iacobus. А в жизни он Джеймс, тем более в семье. Чей косяк – автора или переводчика?
Судя по названию, роман должен быть о Джеймсе и Маргарет, но фактически – только о ней, и мне очень обидно за моего любимого короля, которому уделена только треть «экранного времени». А о ней что сказать? Глупая курица, да и всё. Неудивительно, что ей изменяли все мужья, ибо она из породы капризных вертихвосток, а не надёжных подруг жизни.
Да, вначале она слишком молода – выйдя замуж в 14 лет за 30-летнего шотландского короля, нелегко строить правильные отношения. Но в средневековье люди взрослели быстро, а Маргарет так и не научилась быть королевой.
Хорошо, хоть автор не питает пристрастия к интимным сценам. Только за это, и за Джеймса IV поставлю книге
4.
...
Consuelo:
Эли Берте «Шофферы, или Оржерская шайка»
Приключенческий роман с криминальным уклоном от французского автора XIX века, Эли Берте, повествует о бандитской шайке, прозванной «шофферами» за их пристрастие подвергать жертв пыткам огнем. События романа разворачиваются в 90-х годах XVIII века, иными словами во времена Великой Французской революции. Любое подобное потрясение проявляет в некоторых людях дурные наклонности, в результате чего криминогенная ситуация лишь усугубляется. Главный герой данного романа – Даниэль Ладранж, положительный молодой человек, мировой судья, воспринявший идеи революции. Даниэль – сирота, оставшийся на попечении дяди, человека весьма скупого. Господин Ладранж делится с Даниэлем своими планами по завещанию: большую часть имущества передать незаконнорождённому сыну, который должен обручиться со своей кузиной Маркизой де Меревиль. Безусловно, Даниэль совсем не рад таким условиям, но не в части распределения наследства (молодой человек совсем не корыстен), а в том, какие матримониальные условия ставятся дядей в завещании, ведь Даниэль давно влюблён в кузину Марию, да и она отвечает взаимностью. Одновременно Мария с матерью оказываются в тяжёлом положении преследуемых аристократок, вынужденных скрываться в обличии крестьянок, которых спасает всё тот же Даниэль. Между тем, постепенно раскрывается личность внебрачного сына дяди Даниэля и Марии. И всё это происходит на фоне кровавого разбоя, учинённого шайкой шофферов.
Довольно хорошая работа в заданном жанре. У нас есть положительный главный герой, в противовес ему – отрицательный герой, есть и прекрасная барышня, ставшая яблоком раздора между героями. Кроме того, в наличии и опасные приключения, и банда головорезов, и неминуемое наказания для большинства отрицательных персонажей, и даже между строк читаемые размышления о столкновении старого и нового миропорядка. Думаю, что с данным романом, наверное, лучше знакомиться в подростковом возрасте, потому как впечатления будут гораздо ярче.
Оценка –
5.
___
Bobcat писал(а):Consuelo, у Фейхтвангера есть роман "Мудрость чудака". Это книга об эпохе перед революцией и последних годах жизни Руссо. Читала давно, не всё помню, но вещь стоящая.
Добрый вечер!) Да, знаю, эта книга у меня как раз в списке на ближайшее чтение.
...
Consuelo:
Фрэнк Йерби «Сатанинский смех»
Основные события романа Фрэнка Йерби «Сатанинский смех» разворачиваются до и в первой половине Великой Французской революции. Главный герой – Жан Поль Марен, сын богатого судостроителя и его жены-аристократки, полон идеями свободы и равенства, оппозиционным основам Старого режима королевской Франции. В начале романа перед нами предстаёт молодой максималист, переполненный ненавистью к аристократии, приведшей самую богатую и блистательную страну Европы на край гибели. А, кроме того, юношу снедают пылающие страсти, объектом которой является танцовщица Люсьена Тальбот, девушка бессердечная и алчущая роскоши и поклонения. Тем временем, судьба сталкивает Жана Поля с образцом порочности представителей «сливок» общества – графом Граверо, женихом младшей сестры Марена и любовником Люсьены. Это столкновение сильно повлияет на героя, и отголоски его будут сопровождать Жана Поля до самого конца романа. Ситуация усугубляется тем, что между Мареном и Николь, младшей сестрой графа, вспыхивает чувство. Но героя в дальнейшем ждёт череда трагедий, каторга, несчастья, море крови и потерь. Начинаются бурные события революции, которая показала, во что может превратиться народ, веками находящийся в угнетённом и практически бесправном состоянии. Легкомысленные, не подходящие на роль правителей, Людовик XVI и Мария-Антуанетта, достойно встретили смерть, но не сумели достойно править при жизни. А идеи Жана Поля столкнулись с жестокими реалиями. Реформы, безусловно, наиболее приемлемые меры, но страна подошла к такому краху, что революция оказалась, хоть и страшным, но предсказуемым шагом. Можно, конечно, усомниться в оценках, даваемых тем или иным личностям той эпохи, но это уже право автора на подобные взгляды.
Вернёмся к главному герою. Жан Поль, несомненно, обладает благородством, но он всегда словно балансирует между светом и тенью, как его страшный, дьявольский смех, хорошо вяжущийся с ужасным шрамом на лице, но не очень соответствующий чести и доброте, присущим герою. А, впрочем, почему же человеку не быть существом сложносочинённым? Кроме того, Жан Поль, оказавшись в водовороте событий, принужден разбираться и с трудностями в личной жизни, ибо его разрывают три женщины: Люсьена, прежняя любовница, Николь, пережившая страшную трагедию, и Флоретта, слепая нищенка, подобранная героем с улицы. Надо отметить, что со всеми тремя дамами героя связывают какие-то лихорадочные страсти. С личностью Люсьены всё понятно с самого начала. Судьба Николь вызвала наибольшее сочувствие, честно говоря, для неё мне хотелось лучшего исхода, а не того, что случилось (что, однако, логично, ведь после всего, что пережила Николь, потеряв любимого человека, жить дальше она бы просто не смогла). А вот к образу Флоретты остались претензии. Жан Поль считает её чуть ли не святой, но она не такова. Флоретта – женщина, накинувшая на шею героя удавку удушающей любви. Она ревнует, ей не чужды простые человеческие страсти. Марен своими руками пробудил в ней женщину, которой всегда была Флоретта, но которая глубоко в ней таилась, и не могла прорваться в иных условиях. Жаль, но всё-таки я больше сочувствовала Николь.
В целом, роман весьма насыщен событиями, сложный, кровавый, об очень знаковом, но беспощадном времени. С некоторыми оценками автора опять же, можно поспорить, но в этом нет смысла, ибо у каждого своё видение. Хотелось ещё отметить некоторые фактические ошибки, например, в романе говорится о первенце Людовика и Антуанетты, который умер в младенчестве. Но это не так, умерла в младенчестве младшая дочь четы, принцесса София. Старший сын королевской пары, второй ребёнок, дофин Луи, умер в семилетнем возрасте. Тем не менее, оценка –
5.
...
Allegra:
Перну Режин
Крестоносцы
Аннотация
Крестовые походы представляют собой одну из самых ярких страниц средневековой истории. Это, пожалуй, единственная в своем роде авантюра, не похожая ни на миграцию, ни на колонизацию, в которой участвовали добровольцы со всех уголков Европы, оторванные от ресурсов и лишенные всякой центральной организации. Каждый из этих людей сыграл свою роль в удивительном спектакле и наша задача - понять, что они собой представляли.
Подробный анализ крестоносного движения от истоков к апогею, и далее к упадку. Для любителей темы – весьма интересно, хоть изложение суховато. Узнала много новых имён и подробностей. Хоть мне, как человеку миролюбивому, достаточно тяжело читать о войнах, но судьба одного из героев крестоносных войн просто потрясает.
Это, конечно же, иерусалимский король Балдуин Прокажённый. Страдая от ужасной болезни, он до последней минуты заботился лишь о сохранении королевства, и даже ослепнув, приказывал нести себя в первых рядах армии. И ведь был талантливым полководцем, хоть и прожил всего 24 года.
Перед читателем проходит множество участников крестовых походов – одни воевали по религиозным причинам, другие жаждали славы, третьи банально хотели земель. Благородство и предательство, жестокость и единый порыв – всё смешалось в таком уникальном явлении, как крестовые походы. Что-то есть в них завораживающее, хоть и ужасающее тоже. (
5)
...
Consuelo:
Лион Фейхтвангер «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо»
«Я чувствовал, что если буду писать для хлеба, то скоро погублю своё дарование, ибо оно заключается у меня не столько в искусном пере, сколько в сердце, порождено возвышенным и благородным образом мыслей, который только один и мог его питать. Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера...» (Жан-Жак Руссо «Исповедь»)
Исходя из названия романа, может показаться, что всё повествование будет сконцентрировано на последних годах жизни Жан-Жака Руссо, одного из самых известных, признанных и влиятельных высоких умов в истории человечества. Однако, это не совсем так, ибо с Руссо мы попрощаемся уже в первой части романа, но вот его мысли и идеи, его философия, будут влиять не только на других героев романа, но и на эпоху, в которой жил Руссо, а также на дальнейшие поколения. В данном же романе перед нами уставший человек, гонимый явными и мнимыми врагами, понимающий, что его идеи не так понимаются, не так толкуются, отсюда ему легче общаться на иные темы, а не вступать в философские диспуты, что собственно от него ожидают окружающие. Весьма показательна и сильна сцена, иллюстрирующая разочарование гения, а именно когда Жан-Жак Руссо в Париже пытался дать прочесть свой новый труд прохожим, и то, как они реагировали, либо безучастно взирали на сумасшедшего, либо превратно истолковывали мысли Руссо сквозь призму собственного понимания, либо просто радовались встрече с человеком, имя которого у всех на слуху. Иначе говоря, гению сложно быть понятым, на то у него и ум иного полёта. Но при этом никак не могу отделаться от весьма неоднозначного впечатления, которое на меня произвела «Исповедь», автобиографический роман Жан-Жака Руссо, прочитанная мною несколько лет назад. С одной стороны, надо иметь известную степень смелости, что бы настолько обнажить свою душу, но, с другой стороны, натура человеческая Руссо, а не интеллектуальная, честно говоря, не особо привлекательная, как таковая, но, тем не менее, подкупающая своей искренностью. Иными словами, мне вполне понятна реакция развенчивания идеального образа, которая случилась с главным героем романа Лиона Фейхтвангера, молодым графом Фернаном де Жирарденом. Всё-таки даже лучшим из нас ничего человеческое не чуждо.
Возвращаюсь к сюжету романа. Итак, молодой Фернан грезит своим кумиром Жан-Жаком Руссо, по заветам которого собирается жить. В своих чувствах Фернан вовсе не одинок, ибо такие же мысли разделяли многие его современники, которые имя Руссо возвели в некий культ. Большое уважение к философу разделяет и отец Фернана, маркиз де Жирарден, пригласивший пожилого Руссо пожить в своём имении Эрменонвиль, выстроенном по образу, созданному в работах Руссо. Жан-Жак приезжает вместе со своей глуповатой и падкой на мужчин женой, а также её ушлой матерью. Сразу же возникает оправданное недоумение: как мог философ связать себя с такими людьми? Постепенно чувственность Терезы Руссо завлекает и молодого Фернана. А тем временем, при странных обстоятельствах умирает Руссо. Захоронение его становится местом паломничества многочисленных почитателей и последователей, а Фернан старается претворить идеи гения в своей жизни, но не только он: идеи равенства, взятые за основу революционерами, как известно, тоже были почерпнуты у Руссо. В итоге, деятели Великой Французской революции, высоко чтившие заветы философа, подняли его идеи на свои щиты, собственно, истолковав их не так, как задумывал сам Жан-Жак Руссо:
«Никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими».
В целом, роман довольно любопытный. Руссо, конечно, колосс и титан, ибо его идеи живы и сейчас, и вероятно, вряд ли завтра о них забудут, настолько они прогрессивны и однозначно опередили своё время. Как человек, Жан-Жак Руссо, конечно, обладал личностью всё-таки далеко не однозначной. Кроме Руссо, в романе мы встречаем и других реальных людей, как, к примеру, тот же маркиз де Жирарден (а Фернан, судя по всему, собирательный образ из двух реальных сыновей маркиза), Максимилиан Робеспьер, Луи Антуан де Сен-Жюст, король и королева и др.
Оценка –
5.
...
Allegra:
Вот помню же, что читала уже об истории крестовых походов!
Специально пошарила в загашниках, и нашла.
Автора и книгу добавили в каталог, текстовый файл я отправила, а сюда скопирую свой отзыв 2015 года.
Доманин Александр Анатольевич
Крестовые походы. Под сенью креста
Это время, когда героизм и благородство соседствовали с небывалой жестокостью и коварством, когда две великие цивилизации сошлись в священной войне не на жизнь, а на смерть.
Меня всегда интересовало Средневековье. Но не то ути-пути-няшное, которое так любят изображать в качестве фона авторы ЛР. А настоящее, которое было жестоким, кровавым, в антисанитарии. Потому, что это время взросления человечества.
В поисках научно-популярной литературы на эту тему я нашла на просторах сети замечательного автора – А.А.Доманина. Это вроде бы обычный учитель истории, но в то же время – серьёзный исследователь средневековья.
В данной книге автор даёт полнейшую характеристику истории крестовых походов с 11 по 13 век – причины, условия, результаты. Особое внимание уделяется первому, победоносному походу. Мы видим командиров «христовых рыцарей», с их достоинствами и недостатками (среди них у меня тут же появился любимчик). Мы ужасаемся нечеловеческим условиям, в которых оказывались крестоносцы, совершенно незнакомые с условиями и обычаями Востока. Оказывается, назад в Европу вернулась только десятая часть от ушедших в поход! А о королевствах крестоносцев, возникших на завоёванных землях, я до сих пор и вовсе ничего не знала.
Автор прослеживает всю историю крестовых походов, от появления крестоносной идеи до её краха. Параллельно мы наблюдаем возникновение и развитие духовно-рыцарских орденов. Наконец-то я чётко уяснила различия между орденами иоаннитов (госпитальеров) и храмовников (тамплиеров). Ну что до сих пор я знала о них? Сжёг французский король тамплиеров на кострах – а почему? И почему именно их? И как госпитальеры избежали этой участи?
Книга читается нелегко. Но я почерпнула из неё массу интересных сведений об этой замечательной эпохе в истории человечества – эпохе крестовых походов, когда соприкоснулись западная и восточная цивилизации, пусть и таким варварским способом.
Конечно же,
5.
- - - - - - - - - - - - - - -
Вот только уже подзабыла - кто же там у меня любимчик среди крестоносцев.
Надо срочно перечитать.
...