Marian:
Доброго дня всем,
Простите, что не заглядывала ранее - чумачечие дни никуда не делись, просто прибавила к ним еще и попытки писать)
Так что, если я пропадаю на некоторое время, это не означает, что я всех игнорирую. Могу быть белкой, которая в колесе. Могу после быть белкой у колеса в передышке))) Но это не значит, что я не заглядываю сюда и не читаю все-все, что вы пишете.
Спасибо всем-всем за ваши отклики и благодарности.
Диана Казанцева писал(а):Где же он находится, бедный мальчик? Так кто же дал объявление - Дмитриевский или кукловод?
Об этом мы еще, увы, не скоро узнаем. Правда, узнавать будем прямо по мере возникновения этих вопросов - сначала на один вопрос получим ответ, затем на другой
Диана Казанцева писал(а):А если игуменья и оставит Лизу в обители, не сообщит ли она графине Щербатской о ней?
А вот на этот скорее, чем на остальные))
Oleksa писал(а):Спасибо за Ваше творчество! Спасибо, что вернулись к нам!
Спасибо, я и сама рада продолжать. Все-таки меня мучило понимание, что история не дописана.
uljascha писал(а):Ох, как оно все. И без денег, и без скарба, да еще в розыске.
А вот надо было прежде подумать хорошенько... да кто же только думает прежде поступков, все взвешивая?
Chelsea писал(а):Побуду в меньшинстве, но мне Лизу совсем не жаль, как там в библии говорится : "И всё, что приключается нам, бывает за злые дела наши и за великие грехи наши.", вот как-то так
Запомните эти слова

. Потому как многие истины на то истины...
igera писал(а):Очень надеюсь, что действительно что то изменится, как она надеялась, и Лиза не сделает неверного шага в данных обстоятельствах
и жизнь заставит стать ее сильнее и она сможет противостоять кукловоду
То, что нас кует молотом, то делает нас сильнее. Так, я надеюсь, и Лиза сумеет стать сильнее. В этом я с вами солидарна полностью.
Ольга А писал(а):Лиза не беременна ?
Нет, у нас очень много времени прошло уже. Последний раз тогось был весной, а сейчас у нас на дворе осень. Так что мы сумели увернуться от такого подарка судьбы...
konsyelo писал(а):Можно и меня в читатели?
Можно) Проходите) Всех принимаем. Правда, тихо, без всяких торжеств и линеек. Зато от души)
Надеюсь, вам тут понравится.
uuchka писал(а):Мне жаль Лизу - она теперь будет жить с чувством вины за предполагаемую смерть Александра, пока они не встретятся
Поверьте, долго в ней это чувство не проживет...
natin писал(а):Я почему-то с первого появления Амалии Карловны в романе видела в ней чуть ли не ведьму, думала, что она сдаст Лизу или еще что... А она спасла ее.
Ну, все-таки надо признать, что немка не ангел. И я думаю, что непросто так тщательно отслеживала периодичность объявлений. Да и человек из розыска непросто так появился на ее дворе, верно?
natin писал(а):Очень тронул разговор Лизы с незнакомцем в церкви
Кто еще мог подарить утешение, как не человек, которому свыше завещано утешать словом? Очень своевременно... Как и многое в жизни.
natin писал(а):Душа у нее чистая
Вот это самое главное. Тут ты права, при всех ее негативных поступках она все же испытывает муки совести и кается. А значит, не все потеряно, на мой взгляд.
Светлянка писал(а):Но не могу удержаться. Бегу читать
Приятного чтения вам!
Стрелец писал(а):Надеюсь что вдохновение не оставит надолго и мы скоро сможем насладится и счастливой развязкой. Удачи!
Спасибо за пожелание. Я тоже очень надеюсь, что вдохновение и способность писать меня не оставят в этот раз до финальной точки.
anna-anjutka писал(а):Прочитала все Ваши романы) Благодаря им пересмотрела свои взгляды на исторические романы) спасибо Вам за Ваше творчество)
Спасибо вам за такие слова. Для меня прямо очень и очень приятно читать, что они помогли кому-то взглянуть иначе на этот жанр. Надеюсь, что романы принесут вам еще немало минут удовольствия от чтения!
Леди-З писал(а): Конечно, пока ничего не ясно толком, но всякое событие, персонаж, действие есть маленьким нюансом, без которого невозможно.
Очень на это надеюсь. Очень хотелось бы, чтобы в итоге все звенья действительно выстроились в одну цепь, а не смотрелись как лишняя "вода". А то вдруг мне кажется, что это цепочка, а на деле - это просто видимость((
Леди-З писал(а):Редактору отдельное спасибо за работу!
Присоединяюсь.
Она у нас большая умничка)))
Mira g писал(а):Амалия Карловна в итоге по своему помогла Лизе, не сдала ее сыскарям. Оберегла, хотя и не должна была. Не может же быть все так лихо подстроено, для того чтобы убрать из дома ненужного свидетеля всех деяний?
Все может быть. У каждой медали есть своя сторона. Как верно заметила сама Амалия Карловна.
Я склоняюсь к тому, что у этого случая две противоположные стороны. Отличная комбинация, как вернуть все на круги своя и остаться при том при спокойной совести.
Mira g писал(а):Неужто пойдет в послушницы, в попытке отмолить?
Я думаю, что у Лизы есть якори в мирской жизни. Удалиться в обитель означает все оставить за стенами монастырскими, а на мой взгляд, Лизу еще кое-что никак не может отпустить от себя. А когда есть такие якори... да еще при таком характере...
таня ших писал(а):Я очень счастлива!!!Марина ты умница))
Ой, спасибо... неожиданно...
Gldgein писал(а):Как долго я ждала продолжение этого замечательного произведения!!!
Каюсь, заставила ждать... но надеюсь, воздам сторицей за это ожидание. Очень надеюсь.
HELEN-R писал(а):Да еще так быстро.Вы,нас опять балуете и балуете продолжением.
Хотелось бы мне очень почаще, но... Уж как складывается...
kukusia писал(а):Мариночка, вдохновения тебе неустанного, послушного Муза и свободного времени побольше, что бы дарить радость нам, нетерпеливым читателям!
Спасибо большое, моя дорогая, за пожелания.
Рада видеть тебя снова)
Loran писал(а):И еще раз преклоняюсь пред творчеством Марины, Мариночка огромное ВАМ спасибо за Ваш труд и за то, что вернусь к нам.
Спасибо и вам за ожидание.
Рассуждения касательно личности кукловода я внимательно прочла. Очень интересно было взглянуть со стороны на происходящее. Если позволите, комментировать не буду - а то вдруг выдам его ненароком...)) Хотя в тексте и были некоторые ответы на моменты, которые упоминались в вашем рассуждении. И даже большой и жирный намек...
Хотите, могу подсказать насчет того, кто сдал Лизу?
Loran писал(а):У него была грудная (стенокардия оказывается)
Это воспаление легких чаще всего.
Так что у нашего кукловода было воспаление легких.
Loran писал(а):отправился топиться в реке
М-м-м, ну так уж сразу и топиться... Он случайно провалился. Случайно. Не таков характер, чтобы сразу в прорубь... Ну, это мне так кажется

...
OlgaEVS писал(а):Марина -Вы волшебница! никто пока из современных авторов не смог так запасть в душу, как Вы! Спасибо огромное за Ваши чудо-романы!
Спасибо вам за такие теплые слова. Они дарят крылья, как у Муза) Честное слово!
Alesya писал(а):вряд ли у Бориса был дядька, он не титулованный хоть и аристократ, да и денег у него не так что бы очень...
А сейчас мне за Бориса стало обидно) Помните, куда он собрался в Херсонскую губернию? В имение, где мать проживала. Там, где имение, прикрепленные люди. Пусть и даже с десяток или менее числом, но есть. А есть "крепость", там и человека можно подобрать, чтобы ходил за ребенком.
Так что я бы лично Борису в дядьке не отказывала. Не судите по его образованию юридическому. В то время уже сложнее было поступить на военную службу да и дорого. Потому многие направили стопы на другие поприща служения государству. Вспомните тех же "архивных" юношей у Пушкина...
Елена Николаевна писал(а):Здравствуйте Марина! Пожалуйста, добавьте в читатели Вашу преданную поклонницу. Буду Вам очень благодарна. (Обожаю Ваши романы, они великолепны) Елена Николаевна.
Здравствуйте, Елена Николаевна,
Добро пожаловать в эти стены. Надеюсь, пребывание здесь принесет вам только приятные минуты)
sheri писал(а):Правда, признаюсь, я долго кружила над "Метелью", не начиная читать. А все потому, что когда читала ОС думала, как же хорошо, что книга завершена! Так как это позволило мне одним глазком подглядеть последние главы, (да, водится за мной такой грешок)
Здравствуйте, Саша.
Увы, такой возможности в "Метели" нет. Потому как неизвестен финал до сих пор. Я бы и хотела вам его шепнуть на ушко, но боюсь, многие будут против спойлеров.
Скажу только, что не все так радужно будет, потому как жизнь полна разных красок, и в ней случается многое. А еще скажу, что проволоку всех и каждого через личный ад... ну, просто натура у меня такая, как вы, должно быть, поняли по другим историям. Я автор-садист. Так и говорю на групповых терапиях... И это не лечится...(((
А если серьезно, то спасибо вам за такие приятные слова в адрес моих историй и за ваши пожелания. Я рада, что они вам понравились, несмотря на то, что пришлось заглянуть в финал, чтобы убедиться в счастливом исходе для всех героев. Надеюсь, и эта история придется вам по вкусу)
RECHEL писал(а):Ох уж эта Амалия Карповна! Не простой человек
Не буду спорить) При такой профессии да при таких делах человек просто обязан уметь вертеться ужом и обладать недюжинной хитростью. Только вот иногда и на лис находится кто покрупнее...
натали писал(а):А ведь каких-то пару часов назад, после молитвы, вдруг появилась уверенность в том что все должно измениться к лучшему. И вот они перемены, но к лучшему ли?
Поживем - увидим, как сказала в одном моем любимом фильме мудрая женщина.
Так и мы...
Chelsea писал(а):Возможно стоило рассказать Александру правду, пусть не с самого начала, позже, но она даже этого не соизволила сделать, сбежала, как...
У них не было самого главного для того, чтобы она рассказала ему. Доверия. Она не доверяла ему даже тогда, когда считала себя его невестой. В чужую голову не влезешь, а мысли читать никто еще не умеет. Что нам показывают своим поведением, что говорят, то и видим и слышим. Это касается обеих сторон - как мужчин, так и женщин. Оттого и проблемы в отношениях всегда многие возникают((
Манна писал(а):Читаю 12 главу. Превосходно, с таким удовольствием не читала давно
Рада, что вам нравится. Надеюсь, не отпустит до самого конца)
Loran писал(а):И что теперь, она одна, брат неизвестно где, ни денег, ни дома, ни родных. Человек которого она любила для нее потерян (а тут еще и мысли что она его убила), страх за себя, да и потеря невинности в конце концов, куда уж без нее в 19 веке.
Страшнее не столько потеря невинности (бывали и тогда случаи частые рождения детей после положенного срока, а то и вообще вне брака), страшнее побег из дома опекунши и не возвращение в качестве законной венчанной супруги. Т.е. уже априори она сама себя похоронила для остального мира, в котором прежде вращалась.
Своего рода ей теперь дорога в так называемые femmes-viveurs - гулящие женщины) Однозначно брак ей теперь никто из трезво мыслящих мужчин вряд ли предложит по такой славе...
sveta-voskhod писал(а):Почему сразу не обратилась в обитель?
Потому что когда тебя постоянно туда отправляют раньше, по своей воле вряд ли пойдешь. Вспомни, как ее опекунша всегда приговаривала, что Лизе туда прямая дорога, и других она не видит для воспитанницы.
...
uljascha:
Она открылась на исповеди...
Понимаю, тайна, и все такое. и батюшка не мог ничего сказать,
но хотя бы намекнуть Александру он мог? Они же друзья.
Кстати, насколько я знаю, если на исповеди признаются в предполагаемом убийстве.
священник обязан донести. Я, конечно, еще уточню, касается ли это простых смертных.
Об объявлении священником открытых им на исповеди преднамеренных злодейств, если исповедающиеся в оных не раскаялись и намерения своего совершить их не отложили.
Понеже известно ныне в Синоде учинилось, что некоторые злодеи, исповедываяся духовным своим отцам, грехов своих, объявляют на исповеди и злодейственное свое намерение, не с раскаянием, и отложением умышления, но с непременным злаго того действия желанием; а отцы духовные объявлять того никому не дерзают, вменяюще то грех быти, что не есть грех, но полезное хотящаго быть злодейства пресечении, и от такого необъявления многия происходят вредные действа; того ради, по Именному Его Величства, Всепресветлейшего, Державнейшего, Петра Великаго, Императора и Самодержца Всероссийскаго, указу, Святейший Правительствующий Синод судил за благо сим объявлением показать ясно:
Дабы каждый священник ведал, что если кто при исповеди объявит духовному отцу своему некое несделанное, но еще к делу намеренное от него воровство, наипаче же измену, или бунт на Государя, ли на Государство, или злое умышление на честь или здравие Государево и на фамилию Его Величества, а объявляя толикое намеряемое зло, покажет себе, что не раскаевается, но ставит себе в истину и намерения своего не отлагает и не яко грех исповедует, но паче дабы тако согласием или молчанием духовнаго (отца) своего в намерении своем утвердиться; что отсюда познать мощно: если повелит ему духовный отец если повелит ему духовный отец именем Божиим отстать всеконечно от намерения своего злаго, а он молча и аки бы сумняся, или оправдая себя, в том непременен явится: то должен духовник не токмо его за прямо исповеданные грехи прощения и разрешения не сподоблять (не есть бо исповедь правильная; аще кто не всех беззаконий своих кается) но и донести вскоре о нем, где надлежит, следуя состоявшемуся Апреля 28 числа нынешняго 1722 года Именному Его Императорскаго Величества указу, каков о таких злодеях печатными листы публикован, по которому и за слова, до высокой Его Императорскаго Величества чести касающияся, и Государству вредительныя, таковых злодеев в самой скорости имая, в определенныя места приводить повелено. Чего ради таковаго, кто злое и нераскаянное свое намерение на исповеди покажет: тотчас, по содержанию онаго Его Императорскаго Величества Именнаго указа, кому надлежит, должен духовник объявить; однакож в том объявлении, важности того на исповеди показаннаго, не открывать; понеже по оному указу, таких злодеев, которые и в вышеозначенных злых словах явятся, нигде кроме Тайной Канцелярии и Преображенскаго приказа распрашивать не повелено; но токмо в том объявлении тайно сказать, что такой то человек (показав тем чин и имя) имеет злую на Государя, или на прочее, что выше сего помянуто, мысль и нераскаянное намерение, от чего великой вред быть хощет: за что без всякаго медления пойман и заарестован быть должен. И понеже по оному Его Императорскаго Величества Именному, указу и доносителей, для надлежащаго таких злодеев обличения, в помянутыя Тайную Канцелярию или Преображенской приказ за поруками, или будет порук не будет, за провожатыми, под честным арестом высылать повелено, того ради и священнику, объявив оное, и дав по себе поруку, ехать по высылке в указное место неотложно и неотбывательно. И тамо уже, где о таких злодействах следование бывает, все о оном злом намерении слышанное, объявить именно без всякаго прикрывательства и сомнения. Ибо сим объявлением духовник не объявляет совершенной исповеди, и не преступает правил, но еще исполняет учение Господне, тако реченное: аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою, и тем единым, аще тебе послушает, приобрил еси брата твоего, и проч. Аще же не послушает, повеждь церкви.
И от сего можно разсуждать, что когда уже так о братни согрешении, до единой точию обиды, или до подобнаго той касающемся, в котором кто не кается и пребывает не послушлив, поведать церкви Господь повелевает: то кольми паче о злодейственном на Государя, или на тело церкви умышлении, и о хотящем от того быть вреде, доносить и объявлять должно есть. К тому ж и сие кийждо духовник да памятствует, что всякому Иерею, рукоположивший Архиерей, в данной ему от себя ставленой грамате, по древнему отеческому преданию, завещавает от своего лица тако: исповедавших ему своя совести, вязати и решити грехи разсудно, по правилом и прочая; и по нашему Архиерейскому благословению же и повелению. Вящшия же и неудоборазсудныя вины нам приносити да имать. И аще тако вящшия и неудоборазсудныя вины, с разскаянием уже исповеданныя, до Архиерея духовнику приносить издревле уставися, то кольми паче о нераскаянном намерении и злодейственном на Государя, или на Государство умышлении объявлять надлежит, и сим объявлением не порокуется исповедь. Понеже объявление беззакония намереннаго, котораго исповедающийся отстать не хощет и в грех себе не вменяет, не есть исповедь ниже часть исповеди, но коварное к прельщению совести своей ухищрение.
И был таковаго лукавства образ в прошлых годах, когда вор Талицкий объявил при исповеди духовному своему свое злейшее намерение, а именно: написал письма, которые хотел везде подметывать к возмущению, ставя себе то за истину и не отлагая онаго и не каяся, и священник хотя ему в том и претил, однако же причастил Святых Таин и не донес, где надлежит, чая грехом бытии то доношение; а тот вор пошел с тем намерением оное делать. И ежели б не пойман был, и в дело произвел, от чего какие б бедства и крови произошли, то какое ж покаяние, что на горшее зло обратилося и Талицкому и отцу его духовному;
а потом уже и злейшее всего и весьма безприкладное инаго духовника в 718 году показалось, не токмо необъявление сказанного ему, но еще и прощение тому сказавшему и равное с ним злодейственное умышление, а именно: Сын Его Императорскаго Величества Царевич Алексей ответом своим показал, что он духовнику своему Якову Игнатьеву на исповеди сказывал: что он желает Отцу своему (Его Императорскому Величеству) смерти, и тот духовник в том Его Божиим именем прощал и сказал, что и он смерти Ему желает; в чем и сам тот бывший духовник, рострига Яков с розыску винился, как то в печатном онаго 718 года объявлении ясно показано: и за такое злодейство оной рострига и казнь достойную восприял.
Но и в нынешнее время скаредный того ж злодейства образ, с великим не токмо православных соблазном, но и всех инославных человек со ужасным удивлением, и церкве нашея пороком, не на одном из духовных отцев показался, а именно: в нынешнем 1722 году марта в 19 числе некоторой злодей, пришед в город Пензу, кричал всенародно многия злыя, до превысокой Его Императорскаго Пресветлаго Величества чести касающиеся, и весьма вредительныя Государство слова, о которых и следование ныне в Тайной Канцелярии идет; а по тому следованию явилося, что тот злодей, будучина исповеди объявлял те свои злые слова отцам своим духовным, котрые ему в том никакого запрещения не чинили; но паче некоторые из них тем его зловымышленным словам и согласовались, как ныне розпопа Никифор Терентьев, прозванием Лебедка, в расспросе и с розыску виновна себе в том признал. А которые отцы ж его духовные, тем его злым словам и не согласовались, однако же никакого ему возбранения в том не чинили, но и Святых Таин его приобщали, за что и казни жестокой повинны суть.
Чего ради сим объявлением дается всем священникам знать, дабы ведали, как в таковых случаях поступать надлежит, и не токмо намеренное зло, которое в действо произвестися хощет, должны объявлять, но и сделанной уже народной соблазн, на пример: ежели кто вымыслив где каким либо образом, или притворно учинив, разгласит ложное чудо, которое от простаго, и малоразсуднаго народа приемлется за истину, и потом такой вымыслитель, тот свой вымысл на исповеди объявит, а раскаяния на то не покажет и опубликовать того (дабы неведущии той лжи за истинну не принимали) не обещается; а та ложь по неведению за истину приемлемая, к числу истинных чудес приобщаться, и от времени всем в звание и в память утверждаться будет: то духовник должен, где надлежит, без всякаго медления о том объявить, дабы такая лжа была пресечена, и народ, тою лжею прельщенный, неведением не погрешал, и лжи за истину не принимал; понеже таковых ложных чудес употреблением не точию какое либо иное чинится безстрашие, но и заповедь Божия,не приемли имене Господа Бога твоего всуе, дерзостно разоряется: ибо в тех вымышленных чудесах Божие воспоминается имя, которое теми, яко лжею, не прославляется, но яко всуе приемлется, а на благочестие происходит от инославных порицание. Чего ради такое законопреступное и благочестию вредительное действо весьма пресецать надлежит; и духовники о таких случаях, как выше сего воспомянуто, объявлять нескрытно и неукоснительно должны суть.
И таковые духовнии, которые как о вышеозначенном злом и нераскаянном намерении, так и о содеянном лонных и притворных чудес разглашении объявят, и по изследованию явится то объяление истинно, награждены будут достойною, по мере верности, Его Императорскаго Величества, милостию. А ежели кто из священников сего не исполнит, и о вышеозначенном услышав, вскоре не объявит, тот без всякаго милосердия, яко противник, и таковым злодеям согласник, паче же Государственных вредов прикрыватель, по лишении сана и имения, лишен будет и живота.
А дабы в такое бедство священники не впадали, того ради сим объявлением всем им извествуется, чтоб каждый знал, как в таких случаях поступать надлежит; и для лучшаго известия и незабытной ради памяти, каждой бы священник сие объявление у себя имел, инепременно в предъявленных случаях действовал, а неведением бы отговариваться не дерзал.
А ежели которой священник сего объявления у себя иметь и по нем, как выше изображено, действовать не будет, то таковый, яко преслушник, сана извержен, имения лишен и от гражданскаго суда, по жестоком на теле наказании, в галерную работу послан, а ежели что важное явится, и смертию казнен будет.
ПРИСЯГА
Аз, нижеименованный, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом, пред святым Евангелием,
Что должен есмь, и по долженству хощу, и всячески тщитися буду, моему природному и истинному Государю Императору Всепресветлейшему Державнейшему Петру Великому, Императору и Самодержцу Всероссийскому и прочая и по Нем Его Императорскаго Величества высоким законным наследникам, которые по изволению и самодержавной Его царского величества власти определены и впредь определяемы и к восприятию Престола удостоены будут, и Ее Величеству Всемилостивейшей Великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне, верным, добрым и послушным рабом и подданным быть и все, к высокому Его Императорскаго Величества самодержавству, силе и власти принадлежащие права и прерогативы (или преимущества), узаконенные и впредь узаконяемые по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и в ом живота своего, в потребном случае не щадить, и притом по райней мере все, что к Его Императорскаго Величества верной службе и пользе Государственной и церковной во всяких случаях касатися может, старатися споспешествовать и вспомогать со всяким усердием и ревностию, елико конечная возможность достигнет; о ущербе же Его Императорскаго Величества интереса, вред и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать, препятствовать, и не допущать тщатися буду.
Когда же к службе и пользе его величества, какое тайное дело, или какое б оное ни было, которое приказано мне будет тайно содержать, и то одержать в совершенной тайне, и никому не объявлять, кому о том едать не надлежит, и не будет повелено объявлять.
К сему же еще обязуюся, в звании моем поступать, как при хиротонисании моем завещано и в данном мне от рукоположившаго меня во Иерейство Архиерея, печатном поучении, и в ставленной грамате объявлено, и как от Святейшаго Правительствующаго Всероссийскаго Синода в Духовном Регламенте, и в собственном духовном и священном чину, печатном Маия 17 числа 1722 года, о исповеди объявлении изъяснено и утверждено, и о чем по тому объявлению доносить повелено: то буду доносить и объявлять самою сущею правдою без всякаго лжи прилога, и без употребления лукавственных вымыслов, имея страх лишения чести и живота, и памятуя незабытно неумытный суд Божий.
Клянуся и еще Богом живым, что во всю мою жизнь церковным раскольникам сообщаться, и никаких с ними согласий употреблять, ни под каким подлогом, отнюдь не дерзну. Но вся раскольническия согласия, а именно: Поповщину, Ануфриевщину, Софонтиевщину, Диаконовщину, Безпоповщину, иже суть перекрещеванцы, Феодосиевщину, Андреевщину, Христовщину, и прочая множайшая, елика где ныне суть, или впредь будут, проклинаю и всех их отчуждаюся, и не точию от вреднаго их согласия отчуждаться, но и согласующихся им, и самих их противников по всем моим возможностям изыскивать и обличать, всеусердно потщуся, и которых в приходе моем раскольников, чрез удаление от покаяния, и от святой Евхаристии, или чрез иные приметы усмотрю или уведаю, не буду утаивать молчанием, но без всякаго медления буду о них Архиерею моему письменно объявлять и кому надлежит, обязуюся нескрытно и неотложно доносить, страшася тяжкаго за неисполнение сей моей должности наказания.
К сему же еще и клянуся, что всегда памятствуя страшное слово его: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением, во всяком деле сего моего звания, яко в деле Божии, ходити буду безленостно, со всяким прилежанием, по крайней моей силе, пренебрегая всякия угодия, и упокоения моя, действуя по совести моей, не работствуя лицеприятию, не болезнуя враждою и завистию, упрямством, мздоприимством, и просто никаковыми же пленяяся страстьми, вся же, сия яко же днесь словом обещахся, тако и делом, долженствую до последняго моего издыхания, ради будущих благ, исполняти.
Клянуся еще всевидящим Богом, что вся сия мною ныне обещаваемая, не инако толкую во уме моем, яко провещеваю устнами моими, но в той силе и разуме, яковую силу и разум написанная зде слова чтущим и слышащим являют, утверждаю клятвою моею, буди мне сердцеведец Бог, обещания моего свидетель; яко не ложное есть. Аще же есть ложное, и не по совести моей: буди мне тот же правосудный отмститель. В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.
Сию присягу каждый священник должен у себя иметь, незапной ради памяти, дабы всегда ведал, на что присягал, и как во звании своем поступать обязался, а неведением или забвением извиняться бы уже не дерзал. К сему же и предпомянутое о исповеди объявление, яко весьма к знанию нужнейшее, приобщается.
Примечания о. Андрея Кураева
2. Наличие закона ничего не говорит о его исполняемости. Были ли случаи доносов духовников? Не знаю...
5. Сегодня считается, что если священнику по ходу исповеди стало известно о задуманном преступлении и он не смог уговорить человека оставить свой преступный замысел, то он может сообщить потенциальной жертве или полиции, но в такой форме, чтобы по его словам личность потенциального преступника все же нельзя было установить.
7. До сих пор вопрос о пределах тайны исповеди все же неясен. Вот один священник исповедуется другому. И кается в грехе, по канонам несовместимом со священнослужением. В этом случае (как и сказано в тексте Указа 1722 года) принявший исповедь священник вроде бы должен оповестить епископа. Порой бывает так: духовник говорит своему собрату: "я не могу отпустить тебе этот грех. Иди к епископу и кайся у него. Если ты не пойдешь, то я буду вынужден сам обратиться к владыке".
в воспоминаниях св. Игнатия Брянчанинова есть такое, что когда он юношей-студентом, кажется, военным инженером, на исповеди каялся в греховных помыслах, священник "путая, по-видимому греховные помыслы и политические замыслы"(с), донёс на него начальству. Тогда вообще не было принято, чтобы студенты-аристократы приходили на исповедь чаще, чем раз в год. Молодой Брянчанинов был этим ужасно шокирован и травмирован, и это событие заставило его изменить жизнь - вскоре он ушёл в монахи.
из более поздней церковной истории: рассказывают, что в конце семидесятых в храме, кажется, Илии Обыденного был некий священник. который расспрашивал внимательно о месте работы и после докладывал куда следует. Но все об этом его "служении" знали, так что большого вреда он не принёс.
Протопресвитер от. Г. Шавельский, "нарушив тайну исповеди, но выполняя циркуляр, выдал властям своих прихожан — отца и дочь, впавших в грех кровосмешения. Расплатой за свой поступок протопресвитер считал смерть своей супруги, Ираиды Мефодьевны, урожденной Забелиной, вместе с ребенком во время родов в 1897 году".
...