Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Allegra:


Настёна СПб писал(а):
И кто понравился ? Все тот же Балдуин?

Увы, Балдуин IV упоминается только один раз, без особых подробностей, которые в изложении Режин Перну вызвали просто слёзы на глазах.
Зато Доманин более лояльно, чем Перну, описывает Боэмунда Тарентского, он и стал любимчиком.

Ещё о Балдуине. Есть такой фильм - "Царство небесное". Там весьма вольная трактовка исторических событий, и образ Балдуина тоже далёк от реалий. Но я не о том. В графическом конкурсе "Шелковая кисточка" был тур "Колесо истории", и там была работа по этому фильму. Узнаёте героя в маске?

...

Настёна СПб:


ИВАН ЗАБЕЛИН "ДОМАШНИЙ БЫТ РУССКИХ ЦАРИЦ в XVI и XVII столетиях"


Книга рассказывает о том, из чего состояла жизнь русских цариц и царевен (преимущественно затрагивается XVII в., от которого сохранилось больше документов), но уж очень много в труде уважаемого автора лирических отступлений (интересных, но... много). А в судьбах женщин царской семьи было все: услужливость многочисленной челяди, дворцовые забавы, выезды на богомолья, черная зависть, насильное пострижение, обреченность на безбрачие...
В "сборнике народной мудрости" Домострое, который учил правильной жизни, идеалом представлен монастырь, а реальная, мирская жизнь от иноческой отличается и во многом не сходится. Царицы и царевны, лишенные активного участия в общественных и государственных делах, все же не только непрестанно молились и бесконечно рожали. Они рукодельничали, разбирали проблемы женской части Двора, управляли вотчинными селами (например, Рубцово-Покровское находилось в собственности инокини Марфы Ивановны, царевны Ирины Михайловны, позже - цесаревны Елизаветы Петровны), устраивали судьбу своих домочадцев, рассматривали челобитные просьбы, в часы отдыха качались на качелях и катались с горок.
Стоглав и Домострой заботились "об искоренении бесовских мирских игр, сатанинских песен и позорищ, вообще о том, чтобы живым мирским людям устроить свое житие по старческому началу", но всяческие развлечения постарался запретить лишь Алексей Михайлович. До него наши монархи не гнушались ни скоморохами, ни сказочниками, ни гуслярами, ни песенниками. При этом любимую царскую охоту, "также отвергнутую отеческими поучениями", грамоты обошли молчанием Laughing . Но именно при Алексее Михайловиче в России появился первый театр. Может, этому поспособствовала молодая и веселая Наталья Кирилловна, тянущаяся ко всему новому, тогда как Мария Ильинична тяготела к старине.
Придворный чин царицы состоял по преимуществу из женщин. Ближние боярыни занимали должности кравчей, казначеи, светличной, постельницы, судьи, приказной. В штат входили ларешница, мастерицы (учительницы), кормилицы, псаломщицы, сенные боярышни, карлицы, комнатные бабы, золотошвеи, портомои; на особом положении всегда находились мамы - няньки царевичей и царевен. Мужской царицын чин - приказный (дворецкий), крестовый (прислужники у повседневных молений), стольничий ("по своей должности по летам и по положению были отчасти то же, что пажи"), походный ("посылают их во всякие посылки и ездят с царицею в поход, и спят у царицы Вверху для сторожи"), истопничий и мастерской. Самыми распространенными проступками являлись пьянство, воровство и ворожба. Автор приводит некоторые дела о колдовстве "при царице".
Очень подробно (на основе описей гардероба) рассматриваются женские уборы и одежда: накосники, венцы, убрусы, кики, шапки, летники, шубы, ожерелья и пр. Все это богатство бережно передавалось по наследству: летник Елены Глинской могла носить Ксения Годунова, а шубку Евдокии Лукьяновны - Наталья Кирилловна.
И все же, насколько сильно царицы хоронились от чужих мужских взглядов? Известно, как однажды компания стольников случайно столкнулась с выходом царицы Натальи Кирилловны, и по этому поводу было дознание с временным отстранением от должности. При этом Котошихин рассказывает, что в дни рождения (именин) к царице приезжали бояре и ближние люди, били челом и подносили ей свои именинные калачи, а она в ответ одаривала именинников.
Оценка - 5-.

...

Настёна СПб:


ОЛЕГ ИВИК "ИСТОРИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ЗАПРЕТОВ И ПРЕДПИСАНИЙ"

Авторы (их два) вкратце дают обзор того, "как, с кем, когда, зачем и в каких условиях можно или нельзя заниматься сексом" разным народам. От Древнего Ближнего Востока до христианской Европы. Меня удивили хетты, которым можно было сочетаться браком с кем угодно, хоть с коровой. Древние греки брали пример со своих богов, которые позволяли себе очень и очень многое и разнообразное. Древние римляне от строжайших нравов пришли к упадку. Японцам дозволено относительно много, а религиозные сексуальные ограничения касались преимущественно монахов. Я вновь поразилась положению вдов в Индии: если она не бросится в погребальный костер мужа, то становится попросту никем. Китайцам запрещено жениться на однофамильцах, чтобы случайно не взять в жены родственницу. Но беда в том, что китайцев - много, а фамилий - крайне мало. Очень сложно был устроен гарем китайского императора: чтобы получить энергию, сначала монарх должен был провести время с наложницами, а с главной женой дозволялась одна близость в месяц. Даосские мудрецы советовали не завершать половой акт семяизвержением, дабы достигнуть долголетия и совершенства. А для верований, во главу угла ставивших исключительно заповедь "плодитесь и размножайтесь", это неприемлемо, за не излитое или излитое "не туда" грозят адовым огнем. При этом иудеи считают сексуальные отношения божественным актом, которое естественно и не безобразно, а христианство запрещает наслаждаться в супружеской постели, т.к. близость между мужчиной и женщиной - результат искушения и грехопадения. Кстати, Иоанн Златоуст уверял, что у христиан не должно быть потребности в продолжении рода, а причиной зачатия считал Божьи слова. Некоторые русские священники отличались особой рьяностью (например, отказывались крестить детей, по их подсчетам зачатым в постные дни), но другие относились с пониманием к сексуальным запросам своей паствы.
Да, в американском Кингсвилле (Техас) свиньям законодательно запрещено заниматься сексом на территории аэропорта Laughing .
Оценка - 5.

Ну и по следам данной книги и некоторых других я накропала "Содомский грех на Руси" Wink .

...

Настёна СПб:


АЛЕКСАНДР ПРОЗОРОВ "СУДЬБА КНЯГИНИ"

Продолжение романа "Любовь литовской княжны". Я уже почти привыкла, что у автора нет никакого желания разобраться в титулах, чинах и должностях, а проще всех назвать боярами или детьми боярскими. Хотя чего я хочу от Прозорова, утверждающего, что "религиозные потребности и простой люд, и князья, скорее всего, утоляли в первую очередь на языческих капищах", а Василий II с Марией Ярославной поженились в священной роще? Mr. Green
Софья Витовтовна, женщина возраста немного за 50, носит облегающие фигуру платья и бегает на церковный сеновал для свиданий с полюбовником. Не отрицаю, что любви все возрасты покорны, но все же что-то меня смущает. При этом она одинаково искренне любит обоих сыновей Дмитрия Донского - один дополняет другого. После смерти Василия I его брат Юрий Звенигородский не поехал в Москву, чтобы не присягать племяннику, ведь по завещанию Дмитрия Донского именно он должен наследовать престол. У автора своеобразная версия событий. Вдова незамедлительно предложила Юрию руку и сердце (православие разрешает выходить замуж за деверя? А, она под ракитовый куст собралась Laughing ), но он, терзаемый муками совести, промолчал и не поехал в Москву, чтобы не мешать юному Василию стать великим князем. Ну а на свадебном пиру почтенная Софья Витовтовна, оскорбленная в лучших чувствах, повела себя как хабалка и обозвала племянников ворами, подонками и мразью. И забыла об этом Shocked , а они - нет. Да и в дальнейшем она показана скандальной бабой, руководимой личной злобой, а не государственными интересами.
Мне понравился Василий Боровский. Сначала его представили каким-то хамоватым мальчишкой, не знающим ни о дисциплине, ни о знатности. Но после того, как "литовская ведьма" страшной ценой наколдовала своему главному телохранителю знатности, мозги у молодого князя вправились. Хотя опыта не прибавилось.
Оценка - 3-. Продолжение читать буду Crazy .

...

eternal:


Морис Дрюон «Александр Македонский, или Роман о боге» дубль
Не ожидала, что книга будет настолько скучной. Стиль повествования очень сухой, диалоги практически отсутствуют. Словно какой-нибудь преподаватель истории второпях набросал лекционный материал для не слишком увлеченных темой студентов. Описания битв укладываются в пару сдержанных абзацев. Для разнообразия и придания хоть какой-нибудь художественности тексту автор добавил размышления прорицателя Аристандра. Чтобы читатели о нем постоянно помнили, автор чередует главы с основными событиями с главами от лица Аристандра. Радует, что некоторые из них состоят лишь из одного предложения и даже гордо именуются советом:
Цитата:
Царевич, никогда не убивай сам, если за тебя это может сделать кто-то другой


Не советую книгу как художественное произведение, но рекомендую как отличное средство от бессонницы.
Оценка 3

...

Настёна СПб:


Лана - Guby .
eternal писал(а):
Морис Дрюон «Александр Македонский, или Роман о боге» Не ожидала, что книга будет настолько скучной

ДжулияЛ писал(а):
После прочтения восхитительного романа Мориса Дрюона "Александр Великий или книга о боге" я решила усугубить наслаждение

Воистину, сколько людей - столько и мнений. Хорошо, роман не объемный.

Nadin-ka писал(а):
Я Дрюона вообще не люблю. А чтобы не попадать впросак с покупками книг,

Надь, но я же в полнейшем восторге от "Проклятых королей" wo . Поэтому от "Македонского" ожидала чего-то похожего. Ну ничего, у меня еще "Таис Афинская" имеется Mr. Green , но тут я заранее готовлюсь к тому, что мне роман не понравится.

Nadin-ka писал(а):
Читала и улыбалась

Прозоров вообще странноватый автор, на мой взгляд. У него такие выкрутасы и предположения, что у меня глаза в кучу и мозги набекрень. Но я зачем-то продолжаю его читать Crazy .
lighten Минутка рекламы: выложила обзоры эрмитажных выставок "Возрождённые из пепла. Шедевры Помпей и Геркуланума" и "Боги, люди, герои" lighten .

...

eternal:


Всем hi Настя, Poceluy
Оказывается темка живая, буду иногда заглядывать)
Настёна СПб писал(а):
я же в полнейшем восторге от "Проклятых королей" . Поэтому от "Македонского" ожидала чего-то похожего. Ну ничего, у меня еще "Таис Афинская" имеется , но тут я заранее готовлюсь к тому, что мне роман не понравится.

Это моё первое знакомство с автором и, наверное, последнее)))
Мягко говоря, Македонский в книге выглядит каким-то... недееспособным))) После прочтения стало интересно почитать отзывы других читателей. На одном из сайтов нашла такой:
Цитата:
Еле дочитал. Очень сухо, очень скучно.
Первые 100 страниц текста какое то релегиозное мракобесие и философские размышления.(которых и потом много). Зато битва при Гранике уложилась в пару абзацев. Поскакал, порубил мечом, потоптал конем.
А ведь было где размахнуться...

Аналогичные впечатления. А ведь было где размахнуться

...

VictoriyЯ Kolesnikova:


Наталья Павлищева "Нефертити и Эхнатон. Красавица и чудовище"

Ну что сказать. Начало мне не понравилось, пришлось пробиваться сквозь сухие факты. Откровенно говоря, бесило это меня.
Для меня Нефертити - загадочная Царица,у которой много тайн. Она любила и была предана, смогла все же зайти на трон и перехватить власть. Эхнатона мне было жаль. Что у него была за болезнь - непонятно, но так жить...Наверняка сказывалось то, что там обычаи были другие - женились между собой, лишь бы сохранить кровь царскую.
Если начало меня угнетало и я бросала, то как только появилась Кийе, я перелистывала. Всё это время мне почему-то эта неизвестная девушка представлялась доброй, милой и душевной. Ну вот не знаю, почему. А тут она вся такая жестокая, корыстолюбивая... Фу... Чего только не сделала, лишь бы получить власть и стать царицей.
Мне все же понравилось, как автор изложила свой взгляд на жизнь Великой царицы, даже стало грустно на душе в конце книги. Отчего умерла Неф - загадка. Хотя то, что могила Эхнатона была тайной - вполне логично. Он пошёл против всеми любимых богов, создал сам себе мирок, забыл, что не для всех это будет такой же как для него.
Нефертити показана как глубоко любившего своего мужа, и была предана им. Столько времени отдавать всю себя, чтобы в конце концов быть изгоем, кто ж так захочет! Со временем она все же разлюбила его, наконец увидела все недостатки, собрала всю волю в кулак и взяла власть в свои руки. Она большая молодчина.
Оценка : 4.

...

eternal:


Мэри Рено «Божественное пламя»
Дубль

Цитата:
- Правитель, - читал Александр, - должен быть не только лучше тех, кем он правит. Он должен очаровывать их...

Этой цитатой можно полностью охарактеризовать образ Александра Македонского, который создала Рено на страницах своей книги. В детские годы - красивый, умный, любознательный, во многом талантливый ребенок. Очень целеустремленный и волевой, чей дух не сломить суровым обращением или спартанским воспитанием. Значительное влияние на Александра оказала мать Олимпиада, особа истеричная, которая своими действиями приносила больше вреда, чем пользы. Ее неистовая ненависть к мужу Филиппу со временем переросла в подобие одержимости на грани помешательства. И если на первых страницах к Олимпиаде еще испытываешь сочувствие, ибо Филипп не просто отвратителен, а чудовищно омерзителен, то по мере развития истории, понимаешь, что в действиях Филиппа было больше логики — он сумел вырастить достойного наследника.
Есть некая предопределенность в том, что Александр в 12 лет убил человека, т. е. «стал мужчиной» по обычаям того времени. Возможно, по этой причине война и сражения его интересовали больше физических удовольствий, а женщины и вовсе — в последнюю очередь.
Мягко говоря, не люблю книги, в которых описана «нежная мужская дружба», но автору удалось убедительно изобразить закономерное развитие отношений между Александром и Гефестионом. Без надрыва и лишних подробностей, только душевное родство и взаимная преданность во всем.
Книга понравилась, минус за начало: слишком "по Фрейду", с претензией на шок и дальнейшими психологическими проблемами у маленького царевича, которому предстоит стать великим завоевателем.
Оценка 5-

...

Настёна СПб:


eternal писал(а):
Мэри Рено «Божественное пламя»
Лана, спасибо за отзыв Serdce . Очень рада, что тебе понравился этот роман.

eternal писал(а):
в действиях Филиппа было больше логики — он сумел вырастить достойного наследника.

А еще сделал Македонию сильной, благодаря чему Александр смог отправиться завоевывать мир, оставив за спиной надежный тыл.

eternal писал(а):
не люблю книги, в которых описана «нежная мужская дружба»

Как вторую часть, насквозь пропитанную любовью "персидского мальчика" к великому царю, читать станешь Wink ? "Багоас - единственный персонаж, прямо описываемый в источниках как eromenos [возлюбленный] Александра." Хотя описано без пошлости и подробностей. И я в целом от романа осталась в невероятном восторге.

...

Настёна СПб:


ИВАН НАЖИВИН "КРЕМЛЬ"

Роман посвящен эпохе Ивана III, становлению Руси, символом которой стал возводимый хитрыми итальянскими мастерами московский Кремль. Время правления этого государя известно не только "собиранием земли Русской" вокруг Москвы, покорением вольнолюбивого Новгорода, "стоянием" на реке Угре, византийской преемственностью, но и тем, что книжные "умники" ожидали конца света. Разброд и шатания происходили в умах. В поисках истины многие отшатнулись от веры православной, к которой много грязи земной пристало, искали нового, чистого, сомневались и придумывали что-то свое. Мне понравился романный Нил Сорский (в Кирилло-Белозерском монастыре говорят, что он не был таким умильным), понимающий, что для спасения души важно не количество молитв или строгое исполнение постов, а искренность и разумение; не внешнее, а внутреннее содержание.
Цитата:
"...надвигалась на Русь страшная ночь с 24 на 25 марта, ночь светопреставления. Люди, книгам хитрые, замирали сердцем. Но... не могли удержать старого разбега жизни: варили обед, покупали, продавали, строили, женились. Великий государь продолжал крепить молодую Русь. Теперь, не смотря на то, что кончина мира на носу, он готовил поход на Литву."

Ведь правда, если конец всему, то гори оно синим пламенем, а сам загодя в гроб ложись. Но народ русский продолжал жить так, как жил. А "вольнодумцы" еще вопросом задавались: с какого перепуга церковники, накануне светопреставления, оттяпали себе тучу добра и земель, на тот свет решили унести?
Самодержавие крепчало. Старое боярство (Ряполовского, Холмского, Патрикеева) понять можно. Они признают, что "одна голова над землей крепче", но привыкшие повелевать, и в "холопах" быть не хотят. А у перенявшего византийские обычаи Ивана III теперь прислужники все из знати, ибо пусть знают, кто в доме хозяин. Да хороша ли была Византия со своими императорами, если от нее ничего не осталось? Но прав оказался мятежный сердцем Василий Патрикеев: высокородные умеют свары устраивать, а не договариваться; и вскоре какой-нибудь боярин счастлив будет, если его сыночка московский князь возьмет себе рындой правой руки. Ох, и дуреха же его Стеша, любовь невозможная. Сменила теремные стены на монастырские, а успокоения, как надеялась, не нашла. Слишком поздно она поняла, что не грех это - любить, а Василий - что это в нем мучения и тяга к запретному. Словно в
насмешку князя Василия, не терпевшего монахов, насильно постригли. И именно неистовый старец Вассиан пытался на Соборе громить забравших силу "иосифлян":
Цитата:
"Господь не велел осуждать брата, и одному Богу надлежит судити согрешения человеческие. Не судите и не осуждены будете, сказал Господь... Зачем же, господин Иосиф, не испытаешь своей святости: свяжи архимандрита Юрьевского Кассиана своею мантиею, чтобы он сгорел, а ты бы его в пламени держал, а мы тебя из пламени извлечем, как единого от трех отроков!"

Но не милосердие победило, а корысть и властолюбие. А хуже всего было, что Вассиан понимал, что сам бы с удовольствием пожег всех "иосифлян" на медленном огне.
Единственное, что не понравилось, что автор изобразил Елену Волошанку повинной в смерти Ивана Молодого. Неужто она всерьез рассчитывала, что все ее любовные планы и желания стать "владычицей морской" претворятся в жизнь?
Оценка - 5.

...

Настёна СПб:


СОФЬЯ ХАЗАНОВА "ПИСКАРЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ. Происхождение, источники, авторство"

Научная работа Хазановой посвящена изучению русского литературного памятника - Пискаревского летописца. Софья Игоревна доказывает, что летописец создан, предположительно, в 1611-1613 г. и возник в приказной среде, его автором, скорее всего, был московский дьяк Нечай Перфильев. Чаще всего к Пискаревскому летописцу обращаются исследователи опричнины и Смуты, т.к. он содержит подробные и уникальные сведения, отсутствующие в других источниках. Частично летописец основан на Воскресенской, Никоновской, Типографской летописях и не дошедшей до наших дней летописи, включавшей сведения об опричной эпохе (о которой писали скупо или попросту умалчивали), разрядах, окружных грамотах царя Шуйского, для некоторых статей за основу взяты устные рассказы и наблюдения составителя. Интересны подробные известия о строительстве городов и книгопечатании в годы правления Фёдора Ивановича и Бориса Годунова. Хазанова обращает внимание, что в этом летописце благостно описываются Адашев с Сильвестром, хотя легенду о временщиках создал князь Курбский, которому было выгодно изобразить себя и своих приятелей положительно влияющими на Ивана Грозного. Любопытно, что при Романовых Избранную раду в некоторых документах заменили царицей Анастасией.
Оценка - 5.

...

eternal:


Мэри Рено «Персидский мальчик»
дубль

Атмосферно и увлекательно. Читаешь и видишь неприступные крепости и роскошные дворцы, опасные реки и безжизненные пустыни, где побывал Александр Македонский и его армия. Книга очень понравилась, но все же ее главным недостатком является выбор формата повествования: от лица Багоаса, персидского мальчика. Получилась предвзятая история, полная восторга и восхищения, с точки зрения влюбленного в Александра юноши.
История Багоаса начинается с трагедии. Отца жестоко убили, мать покончила с собой у него на глазах, сам он попал в рабство, стал бесправной игрушкой в руках хозяина. Сложно было читать о том, что пришлось пережить Багоасу, еще сложнее представить цель такого жуткого существования. Странно, но Багоас не задумывался о мести человеку, который был повинен в гибели его близких (лишь в конце книги этого человека накажет Александр), не пытался покончить с собой. Когда Багоас попал к Дарию, он быстро усвоил интриги и гаремные правила: не надоедать повелителю, развлекать и неустанно поддерживать интерес к своей персоне. До встречи Багоаса и Александра читателю предстоит выдержать 20% текста, посвященных этим «гаремным тонкостям», а все победы македонской армии черпать из дворцовых сплетен. Дальше сюжет станет более насыщенным событиями: войной, победами, страстями и ревностью, предательствами и покушениями.
Один из противоречивых моментов в книге: хотя Багоас не предавал Дария, практически был с ним до последнего, но как только появилась возможность - отправился к Александру в самом презентабельном виде. Но окончательно я разочаровалась в персидском мальчике, даже не когда он строил планы по быстрому соблазнению Александра, а когда эта маленькая зараза стала обдумывать способ убийства Гефестиона. Признаюсь, пара Гефестион+Александр мне нравилась больше)

Оценка 5-

...

Настёна СПб:


eternal писал(а):
Багоас не предавал Дария, практически был с ним до последнего, но как только появилась возможность - отправился к Александру в самом презентабельном виде.

Так Багоас честно признавал, что может быть только "мальчиком для утех", что больше ничего не умеет. Один покровитель сбежал, и чтобы не подохнуть в грязной канаве, ему нужен был другой .

eternal писал(а):
Признаюсь, пара Гефестион+Александр мне нравилась больше

Гефестион же друг, товарищ, брат, соратник, советник, опора и поддержка, а другой - просто "какой-то персидский плясун", по уши влюбленный юноша с собственническими замашками.
Спасибо за отзыв, Лана Flowers .

...

Consuelo:


Стендаль «Ванина Ванини» (из цикла «Итальянские хроники»)

Новелла французского писателя Стендаля названа по имени главной героини – итальянской княжны Ванины Ванини, которая совершила проступок во имя любви, впрочем, несколько эгоистической. Действие романа разворачивается в Италии 1820-х годов, во времена активного засилья австрийской власти. Безусловно, в такой ситуации постоянно проявлялись очаги борьбы за независимость родины. Отец Ванины, князь Аздрубалле Ванини, предоставляет убежище беглому карбонарию Пьетро Миссирилли, участнику национально-освободительного движения, в которого влюбляется молодая княжна. Однако, несмотря на взаимные чувства к девушке, Пьетро не может отбросить свои убеждения и любовь к родине. Между тем, если совсем ещё молодой Пьетро разрывается между любимой девушкой и любимой родиной, то гордая аристократка сразу же выбирает любовь, причём делиться Пьетра Ванина не собирается ни с кем, даже с общей для них родиной. И дабы удержать Пьетро, Ванина идёт на поистине ужасный поступок, который, впрочем, в дальнейшем пытается искупить, но последствия исправить уже не удастся. Именно этот поступок Ванины окончательно позволил Пьетро определиться.

Финал новеллы определяющий, всё в итоге пошло своим чередом, а чувства Ванины к Пьетро более похожи на эгоизм пресыщенной аристократки, привязать к себе молодого человека, вроде как игрушку. В этой романтической линии, кстати говоря, отражена и политическая ситуация в стране, когда низы боролись за свободу родины, а верхи – за свои карманы и наследственные регалии.

Оценка – 5.

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню