Allegra:
Перну Режин
Алиенора Аквитанская
Труд известного французского историка Режин Перну посвящен личности Алиеноры Аквитанской (ок. 1121-1204 гг.), герцогини Аквитанской, французской и английской королевы, сыгравшей судьбоносную роль в средневековой истории Франции и Англии. Алиенора была воплощением своей переломной эпохи, известной бурными войнами, подъемом городов, развитием экономики, становлением национальных государств. Вся ее жизнь напоминает авантюрный роман - она в разное время была супругой двух соперников, королей Франции и Англии, приняла участие во втором крестовом походе, возглавляла мятежи французской и английской знати, прославилась своей способностью к государственному управлению. Она правила огромным конгломератом земель, включавшим в себя Англию и добрую половину Франции, и стояла у истоков знаменитого англо-французского конфликта, известного под именем Столетней войны.
С биографией Алиеноры Аквитанской я хорошо знакома по трилогии Элизабет Чедвик. Но всегда интересно узнать версию другого автора, к тому же книга Режин Перну скорее документальная, чем художественная.
Жизнь Алиеноры удивляет. Эта женщина в глухом средневековье сумела стать вровень с мужчинами. Да, у неё как у королевы возможностей для этого было несоизмеримо больше, чем, допустим, у горожанки. Но сколько королев так и остались безымянными приложениями к мужьям? Алиенора действительно была уникальной: управляла огромной империей Плантагенетов (Англией и половиной Франции), родила 11 детей, прожила 83 года, и в 80 лет ещё путешествовала через всю Европу.
Но всё же автор идеализирует свою героиню, Алиенора также была амбициозной и упрямой, не умела уступать, и очевидно, этим и вызван был разрыв с мужем, английским королём Генрихом II, а не только появлением у него любовницы. Что за невидаль, фаворитки королей – обычное дело. И совсем другое – упрямство, самодурство и властолюбие Генриха, и такое же упрямство Алиеноры в ответ, тут нашла коса на камень.
Старший сын также показан идеальным, а в изложении Чедвик он был заносчивым транжирой, чем и вызвал гнев отца-короля.
А вот в характеристике Вильгельма Маршала оба автора сходятся, ну да этот человек такой же исторический гигант, как и сама Алиенора.
Личность Томаса Бекета для меня загадка – вернее, та перемена, которая произошла в его поведении после назначения архиепископом.
Автором проделан колоссальный труд, книга будет интересна и для знакомства с биографией Алиеноры Аквитанской, и для сравнения с прочими источниками. (
5)
...
Consuelo:
» Виттория Аккорамбони
Стендаль «Виттория Аккорамбони» (из цикла «Итальянские хроники»)
Новелла Стендаля «Виттория Аккорамбони» из цикла «Итальянские хроники» основана, как сразу заявляет автор, на оригинальном материале, описывавшем печальную и неоднозначную судьбу итальянской аристократки второй половины XVI века. Итак, Виттория Аккорамбони, из семьи с довольно высоким рангом, но не настолько высоким, чтобы вступать в браки с представителями наиболее знатных домов, вращающихся в «высших сферах». Однако красивой девушке всё же удалось выйти замуж за Франческо Перетти, племянника кардинала Монтальто, будущего Папу Римского Сикста V. Внешне брак казался вполне удачным: муж любил Витторию, его семья её хорошо принимала и вообще, юная красавица купалась в роскоши и изощрялась в расточительстве. Однако алчности, жадности и тщеславия это брак искоренить не мог, ибо началось брожение среди ближайших родственников Виттории и среди многочисленных поклонников её красоты. В ряду последних оказался и Паоло Джордано Орсини, представитель знатнейшего семейства Орсини, герцог Браччиано. Вскоре произошло окутанное тайной преступление, а именно убийство Франческо Перетти, в организации которого сразу же заподозрили герцога Орсини, особенно учитывая то, что далее он женился на Виттории, хотя и дал обещание Папе Григорию XIII не делать этого. Здесь нельзя не вспомнить важный штрих из биографии Орсини. До описываемых событий он уже был женат на Изабелле Медичи, дочери Козимо I, великого герцога Тосканы, и Элеоноры Толедской из дома герцогов Альба, которая скоропостижно скончалась от лихорадки…или от рук собственного мужа. По одной из версии, Паоло и Изабелла счастливо жили в браке, никаких ссор между ними не было, Изабелла умерла из-за болезни, а враги состряпали версию об Отелло. По другой версии, Орсини, заподозрив супругу в изменах, с разрешения её братьев, убил Изабеллу (если это действительно так, то это не единственный подобный случай в семействе Изабеллы). Как было на самом деле покрыто тайной, что, впрочем, традиционно для средневековой Италии, однако шлейф подозрений всегда витал вокруг личности герцога. И, кстати говоря, как справедливо отмечается в новелле, сам по себе брак герцога Орсини с дамой гораздо более низкого ранга, особенно после супружества с потомком Лоренцо Великолепного, не только был мезальянсом, но сулил возможные опасности для второй супруги, потому как без постоянного присутствия и защиты мужа, она оказывалась беззащитной перед его многочисленными родственниками, очевидно недовольными тем, что фамильные богатства уходит в руки недостойной личности, по их мнению. К сожалению для Виттории, в итоге был разыгран второй сценарий, наиболее трагичный. И кровь лилась рекою. «Чудесные» нравы, ничего не скажешь, когда жизнь человека мало что стоила, а убийство было едва ли не обыкновенным делом.
Примечательна позиция кардинала Монтальто, когда убили его любимого племянника, нанесли этим чуть ли не демонстративное оскорбление. Он повёл себя хитро, затаившись, в итоге вышел победителем. Таковы правила игры за папский престол. Между тем, возвращаясь к главной героине, мы не видим её позиции, её чувств или переживаний. Со стороны, конечно, может возникнуть подозрение, что она не сильно скорбела по первому супругу, а за второго вышла только из корыстных соображений, ведь герцог Орсини был гораздо старше, не слишком привлекательной наружности, да и вообще болел волчанкой. Зато он был богат, занимал высокое положение в обществе и обладал властью. Печалилась ли Виттория об участи второго супруга, или же все её мысли сконцентрировались вокруг борьбы за его наследство? Вопрос открытый, но, однако, личность Виттории Аккорамбони вызывает довольно много нареканий.
Новелла, безусловно, интересная, страшно трагичная, кровавая и проч., что хорошо отражает определённую грань жития в средневековой Италии. Кроме того, основа – реальные события. Стендаль в предисловии, рассказывая о том, как к нему попала эта и другие истории из хроник Италии до XVII века, предупреждает, что только переписал материал современников Виттории, сделав его удобоваримым для читателей другой совершенно эпохи. И в этом, на мой взгляд, заключается основная проблема, ибо новелла написана именно как хроника, а хотелось бы большего участия в действующих лицах, придания им живости, в первую очередь это касается личности главной героини. А так, конечно, материал очень богатый для художественной мысли (чем воспользовались другие авторы, с произведениями которых в дальнейшем планирую познакомиться).
Оценка –
4.
-----
Спасибо,
Тина!)
Тина Вален писал(а):Отличный отзыв! Мне тоже личность Наполеона интересна.
Главное, что и сам Наполеон, и его современники, и его эпоха - просто кладезь для исследования.
...
Настёна СПб:
ЛЮДМИЛА МОРОЗОВА "ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ (XV-XVI в.)"
Книга посвящена женщинам, входящим в окружение государей Ивана III и Василия III. На обложке изображена Елена Глинская, но очерка о ней нет: мать Ивана Грозного принадлежит уже следующей эпохе.
Мария Борисовна Тверянка. Первая жена Ивана III запомнилась тем, что ее, тихую и скромную, отравили недовольные "понаехавшими" тверскими князьями. И через Марию ее единственный сын смог претендовать на Тверское княжество.
Софья Фоминична Палеолог. Ее, сироту-изгнанницу-бесприданницу-униатку, сосватали за Ивана III в надежде на союз против турок. Софья принесла на Русь былые величие и славу Византии. Но не прижилась, плохо разбиралась в русских обычаях, ее не любили, считали "коварной грекиней", не могли простить малодушного бегства из Москвы, когда прямой опасности от татар не было. А муж, стараясь скрыть влияние Софьи, держал чуть ли не в черном теле: у нее не было ни своих земель, ни драгоценностей. Но благодаря ей сформировался двор, были приглашены иностранные архитекторы и мастера, о Москве лучше узнали в Европе.
Елена Стефановна Волошанка. Дочь молдавского господаря выдали замуж за сына великого князя, Ивана Молодого. У нее сразу не сложились отношения с Софьей Фоминичной, она родила только одного сына, а овдовев оказалась заложницей политических интересов Ивана III. У Ивана Васильевича были мало выражены родственные чувства: по мере необходимости он двигал "фигуры", как пешки на шахматном столе. И Стефан Молдавский подливал масла в огонь, своими действиями против Ивана III усугубляя положение дочери. Как итог - Елена с сыном Дмитрием, на некоторое время объявленного великим князем, попали в опалу и умерли в заточении.
Елена Ивановна. Старшая дочь Ивана III стала женой короля Александра Литовского и Польского. Ее жизнь на чужбине сложилась несчастливо. В первую очередь оттого, что отец под страхом проклятия запрещал Елене переходить в католичество, а супруг и новое окружение уговаривали ее сменить веру. Иван III рассчитывал, что дочь станет "центром притяжения" православия и сможет поспособствовать переходу православного дворянства на русскую службу, а сам бы он мог претендовать на литовские земли. Но отношения между Россией и Литвой только ухудшались, война стала неизбежной, Елена страдала.
Цитата:"Государь мой король, его мать, братья-короли, зятья и сестры, и паны радные, и вся земля - все надеялись, что со мною из Москвы в Литву пришло все доброе: вечный мир, любовь кровная, дружба, помощь на поганство; а теперь видят все, сто со мною одно лихо к ним вышло: война, рать, взятие городов и волостей, разлитие крови христианской, жены вдовами, дети сиротами, полон, крик, плач, вопль! Таково жалование и любовь твоя ко мне! По всему свету поганство радуется, а христианские государи не могут надивиться и тяжко жалуются: от века, говорят, не слыхано, чтоб отец своим детям беды причинял. Если, государь батюшка, Бог тебе не положил на сердце меня, дочь свою жаловать, то зачем меня из земли своей выпустил и за такого брата своего выдавал? Тогда и люди бы из-за меня не гибли, и кровь христианская не лилась. Лучше бы мне под ногами твоими в твоей земле умереть, нежели такую славу о себе слышать. Все одно только и говорят: для того он отдал дочь в Литву, чтобы тем удобнее землю и людей высмотреть."
Но на сурового папу этот крик души не подействовал. После смерти Александра его вдову, по одной из версий, отравили - чтобы не мешала.
Анна Васильевна. Сестра Ивана III стала супругой великого князя Василия Рязанского. Часто гостила у своего брата, проводила промосковскую политику и способствовала присоединению Рязани к Москве.
Соломония Юрьевна Сабурова. Первая жена Василия III осталась в истории только благодаря своему разводу. Иван III выбрал Соломонию в супруги наследнику из-за ее многочисленной мужской родни, давно служившей Московским князьям. Ее дядья и братья должны были бы стать опорой трона, но талантами они не блистали. Через 20 лет бесплодного брака Василий III насильно отправил жену в монастырь. По слухам, там Соломония родила сына, но это не подтверждено.
Оценка - 5-.
* * * * *
Allegra писал(а):всё же автор идеализирует свою героиню, Алиенора также была амбициозной и упрямой, не умела уступать, и очевидно, этим и вызван был разрыв с мужем, английским королём Генрихом II
Документальных произведений о Алиеноре я не читала (парочка статей - не в счет), только художественные. Но судя по всему у королевы характер был далеко не сахар, я тоже думаю, что она сама могла задать жару.
...
Allegra:
Настёна СПб писал(а):ЛЮДМИЛА МОРОЗОВА "ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ (XV-XVI в.)"
Такое впечатление, что ни одна женщина средневековой Московии не была счастлива в династическом браке.
Настёна СПб писал(а):Документальных произведений о Алиеноре я не читала (парочка статей - не в счет), только художественные. Но судя по всему у королевы характер был далеко не сахар, я тоже думаю, что она сама могла задать жару.
Зато авторы художественных произведений изучали подлинные документы.
Дама была - кремень, даже именовала себя "Алиенора, Божьим гневом королева Англии".
...
Consuelo:
Стендаль «Семья Ченчи» (из цикла «Итальянские хроники»)
С трагической историей римской семьи Ченчи я, конечно, уже давно знакома, и много лет назад даже читала данную новеллу Стендаля, которая входит в цикл «Итальянские хроники». Но поскольку решила перечитать хроники и познакомиться с теми новеллами, которые ранее не читала, захватила и историю семьи Ченчи. Новелла основана на реальных событиях, произошедших в конце XVI века в Риме и Неаполе. Стендаль заявляет, что обнаружил дневниковые записи современника семьи Ченчи и переписал их в более подобающем виде для чтения столь ужасных событий господами и дамами морализаторского XIX века. Однако, что любопытно, предваряет описание событий непосредственной трагедии размышление автора о личности Дон Жуана, точнее разного облика этого типажа в представлении авторов, эпох и нравственных кодов. Франческо Ченчи представлял собой самый омерзительный тип подобного Дон Жуана: человек без чести и совести, без принципов и морали, без тормозов и жалости, чувствовавший полную вседозволенность, которая обусловлена не только особенностями психотипа, но и большим финансовым благополучием. Ещё одна интересная деталь, которая обнаруживается в мыслях автора рукописи, которой воспользовался Стендаль, заключается в прямой зависимости нравов общества от того, кто сидит на папском престоле. Если Папа мягок, легко подчиняется чужому влиянию, то в обществе – разврат и вседозволенность, убийства редко расследуются, а вот если тиара на голове жёсткого и сильного человека, то в обществе царит относительный порядок, а преступления караются со всей силой правосудия. Франческо Ченчи удавалось выходить сухим из любой зловонной ямы, в которую он с удовольствием погружался. Более того, он неоднократно попадал в застенки на короткое время, из-за крайне степени грязи, сопутствовавшей его любовным похождениям. Иными словами, Ченчи выделялся невероятным распутством, даже по меркам не слишком высокой морали своего времени и своего круга.
К несчастью, у такого человека было две жены: первая - Эрцилия Санта Кроче, родив семерых детей, умерла; вторая – красавица Лукреция Петрони, детей уже пожилому Ченчи не родила, но оказалась заложницей мужа. Франческо Ченчи не просто не любил своих детей, но ненавидел настолько, что жаждал всех их похоронить. Сыновья умирали один за другим, другим отец никак не помогал, а дочерей бил нещадно. Старшая дочь, Антония, умудрилась отправить записку Папе Римскому, чтобы он либо отправил её в монастырь, либо замуж. Папа нашёл ей супруга, так Антония вырвалась из отчего дома. Младшей девочке, Беатриче, не повезло совсем. После неудачи со старшей дочерью, Франческо Ченчи принял меры для недопущения бегства Беатриче, которая тоже пыталась связаться с Папой Римским, но безуспешно. Отец же дошёл до того, что не просто бил и издевался над дочерью, но и, прельстившись её красотой, склонял к сожительству. В этом же мерзком деянии он заставлял участвовать и жену Лукрецию. Безусловно, обе несчастные не могли долго такое выносить, поэтому и случился заговор, в результате которого Франческо Ченчи был убит, но его жене, дочери и старшему сыну Джакомо предстояло, испытав пытки, взойти на эшафот. Беатриче была юна, а её красота и мужество вызвали жалость и сочувствие большей части современников. Тем не менее, жизнь девушки не удалось спасти.
Трагическая судьба Беатриче Ченчи привлекла внимание многих писателей, музыкантов, художников и режиссёров. Между тем, существует и другая версия событий, которая выставляет Франческо Ченчи – жертвой, а его дочь – злодейкой. Эта история обросла многими слухами, так что не всегда можно отделить «зёрна от плевел», но, к большому несчастью, в наше время, всё ещё случаются подобные ужасные эпизоды, а перед обществом, правосудием и каждым отдельным человеком поднимается вопрос: считать ли того, кто оказался в ситуации Бетриче, жертвой или преступником?
Оценка –
5.
...
Consuelo:
» Герцогиня ди Паллиано
Стендаль «Герцогиня ди Паллиано» (из цикла «Итальянские хроники»)
Каждую новеллу из цикла «Итальянские хроники» предваряют несколько страниц размышлений Стендаля на ту или иную тему, касающуюся нравов Италии различных эпох и их сравнением с французской действительностью. Новеллу «Герцогиня ди Паллиано» предваряют мысли автора о характере страсти, которой столь прославились средневековые итальянцы, сравнительно с учтивостью французов и миной «я всё прожил, мне скучно», сопутствующей нраву англичан. События новеллы разворачиваются в середине-второй половине XVI века, во времена прихода к власти в Риме Папы Римского под именем Павла IV, в миру именуемого Джованни Караффа, уроженца Неаполя. Павел IV пришёл к власти в очень преклонном для своего времени возраста, а именно за месяц до своего 79-го дня рождения. Тем не менее, он оказался довольно активным, хоть и крайне жёстким правителем, что обуславливалось ещё и его родом деятельности, - инквизицией. По традиции к власти вместе новым понтификом приходит и его многочисленная, как правило, семья. И в данном случае Павел IV возвысил трёх племянников, которые должны были помогать ему реализовывать светскую власть, тогда как сам Папа руководил делами религиозного толка и продолжал инквизиторствовать. Однако вскоре скандальные выходки племянников побудили их дядю отправить всех троих, вместе с семьями, в почётное изгнание.
Главная героиня новеллы – супруга старшего из племянников Павла IV, герцога ди Паллиано, дама высокородная, настоящая испанская грандесса. Скучные, однообразные дни глухого края, в котором оказалась герцогиня, её наперсницей служила Диана Бранкаччо, дама крайних страстей, которая, на погибель герцогине, влюбилась, но была брошена предметом воздыханий. И по какой-то странной прихоти невоздержанной натуры, Диана заподозрила герцогиню в наущении её сбежавшего кавалера. Одновременно в гордую герцогиню был влюблён молодой служащий, а Диана помогала «пасть редутам» герцогини. В конце концов, герцогиня позволила ухажёру больше, чем полагается, чем и воспользовалась Диана, побежав докладывать герцогу, таким образом, мстя герцогини за то, в чём она виновна не была. Герцог сначала не верил, ведь прожил с супругой уже много лет, но потом, всё же склонялся жену простить и всё забыть, ибо он к ней нежно относился, даже несмотря на то, что сам постоянно изменял. И зная за собой такие неоднократные нарушения супружеской верности, герцог посчитал, что и сам виновен в падении супруги, а потому готов был не обращать внимания на этот инцидент. Но слухи быстро донеслись до родни герцога, крайне кровожадной, которые начали на него давить необходимостью «смыть» позор с чести семьи кровью герцогини и сопричастных. В конце концов, герцог сдаётся, и при участии родни герцогини, её умерщвляют. Диана тоже не избегла тяжкой участи, кстати говоря, ведь под влиянием своей безумной страсти она фактически способствовала гибели нескольких людей.
Да уж, нравы были непреклонны: женщине не прощалось ничего, мужчинам же даже поощрялось «шалить» на стороне. Кроме того, нельзя не отметить исторического фона, на котором ведутся тяжёлые политические баталии между Святым Престолом и иными очагами власти раздробленной Италии, а также французской и испанской коронами.
Оценка –
5.
...
Consuelo:
» Аббатиса из Кастро
Стендаль «Аббатиса из Кастро» (из цикла «Итальянские хроники»)
Трагедия – неотъемлемая черта новелл из цикла Стендаля «Итальянские хроники», чему подтверждением стала и печальная история героев «Аббатисы из Кастро» - красавицы Елены де Кампиреали, дочери знатного семейства, и Джулио Бранчифорте, бедного сына разбойника. Новелла начинается с размышлений о статусе разбойников в культуре итальянского Средневековья, отношения к ним со стороны властей, аристократов, духовенства, среднего класса, крестьян и бедноты. Так, зачастую образ разбойника в представлении итальянцев XVI века сливался с тем, что вкладывается в характер «Робина Гуда». Не всякий, преступивший закон, оказывался отъявленным преступником, некоторых толкнули на путь беззакония несправедливости и угнетение со стороны более сильных, жестоких или хитрых.
Именно о таком человеке и повествует новелла, основанная на двух средневековых источниках – римском и флорентийском. Джулио Бранчифорте – сын капитана и разбойника, жил один в маленьком домике, пока не встретил Елену, дочь синьора де Кампиреали. Однако чувства молодого бедняка не могли найти участие в сердцах отца и брата Елены. Разумеется, с такими выходными данными результатом может стать лишь тяжелейшая драма. Елена и Джулио искренне любят друг друга, но социальные препятствия, пролитая кровь (и в одной характерной сцене сразу же вспомнились строчки из шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта»:
«Беги скорей, Ромео! Убит Тибальт, идут там горожане!»), ложь во имя любви, на которую идёт мать девушки, а также противостояние двух влиятельных семейств – Колонна и Орсини – всё-таки исковеркали судьбы молодых людей. Елена принимает сан аббатисы монастыря, но душою она вне пределов стен святой обители, а посему попадает в ловушку отчаяния, скуки и тщеславия. Джулио же, покинув родину, заочно приговорённый, вынужден стяжать себе славу на чужбине и под чужим именем. И вот когда призрачная надежда на хоть какое-то вознаграждение за пережитые несчастья и горькую разлуку, смутно замаячила перед героями, та самая ловушка, в которую попала Елена, и благородство её души, не смогли позволить ей надеяться повернуть время вспять и быть вновь достойной Джулио.
Безусловно, трагичная история, в которой одна ошибка по цепочке рождает другую. Многих несчастий можно было избежать, если бы родители девушки изначально избрали бы наиболее верный к ней подход. Давление и попытки разлучить с Джулио привели к сопротивлению девушки. Но если позиция отца и брата героини понятна, то вот к поведению матери есть вопросы. Стоило ли в самом начале потакать чувствам девушки, вместо того, чтобы поговорить с ней, как мать с дочерью, разъяснить, что разбойник – это далеко не всегда благородный мститель? Да и в любом случае, прикрывать общение с молодым человеком девушки, переполненной розовыми мечтами, не слишком верное решение, как мне думается. Стоило бы вовремя провести воспитательную работу, чтобы в итоге не случилось столь страшной трагедии, и уж точно не пытаться что-то исправить, когда уже слишком поздно.
Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
ВЛАДИМИР ВОЛКОВ "ВОЙСКО ГРОЗНОГО ЦАРЯ"
Сквозь метели и бураны В снегопадах декабря
Шли войска царя Ивана Завоевывать моря.
Шли в морозы, в непогоды От зари и до зари
И князья, и воеводы, и стрельцы, и пушкари...
("Наша древняя столица", Н.Кончаловская)
Монография рассказывает о войнах (с татарами, шведами, литовцами, поляками, походах Ермака), вооружении (от бердыша и тегиляя до зерцала и пушек), как была организована охрана и оборона царства, о составе полков Ивана Грозного, приводятся биографии некоторых воевод (С.Микулинского, А.Басманова, Д.Хворостинина, И.Шуйского и др.). Во II-м томе приводятся Разрядные списки за 1533-84 гг. (правда, в сокращенной редакции, но все равно классно

).
Почему на Западе нас постигла крупная неудача? Автор считает серьезной ошибкой ведение войны на несколько фронтов, экономически истощившей страну. Надо было нанести решающий удар по Крыму, а не ввязываться в Ливонскую войну, ведь пришлось перебрасывать полки с одной границы на другую. Татары приходили вообще каждый год, и на "Берегу" всегда было необходимо держать определенную военную силу. Еще, конечно, свою роль сыграло то, что многие талантливые воеводы выбывали не по "естественным причинам", а были казнены. Например, из 9-ти военачальников, о чьих биографиях рассказывается в книге, в опалу попали 6 человек. А
"знающих и умелых полководцев много не бывает. Особенно в то время, когда враг раз за разом продолжает штурмовать рубежи страны."
Интересны названия наших пушек: "Павлин", "Соловей", "Инрог" (единорог), "Царь Ахиллес", "Две девки", "Змей Яревский", "Аспид" и др.
Увы, встречаются досадные опечатки.
Оценка - 5.
...
Consuelo:
» Сан-Франческо-а-Рипа
Стендаль «Сан-Франческо-а-Рипа» (из цикла «Итальянские хроники»)
Опасайтесь мести разгневанной женщины, в особенности столь страстной, как итальянка! Так можно было бы охарактеризовать основную сюжетную линию новеллы Стендаля «Сан-Франческо-а-Рипа». События разворачиваются в Риме первой половины XVIII-го века. Молодой французский дворянин, шевалье де Сенесе, племянник французского посла, довольно близко сошёлся с прелестной княгиней Кампобассо, племянницей Папы Римского Бенедикта XIII. Однако если сеньора, глубоко чувствующая, гордая и мечущаяся между страстью плотской и набожностью, то её кавалер – легкомысленный молодой человек, для которого отношения с красавицей римлянкой – лишь пикантное и приятное приключение на чужбине. И поскольку связь эта не так уж сильно затронула чувства шевалье, то он, устав от требовательности княгини Кампобассо, начинает проявлять знаки внимания к другой папской племяннице, сопернице княгини и её кузине, графине Орсини. Графиня несколько уступает красотой своей сопернице, но зато обладает более лёгким нравом, женским очарованием и гибкостью. Связи свои графиня не воспринимает столь серьёзно, поэтому и не возникает у сей сеньоры никаких мук страсти или совести. Между тем, подле княгини нашёлся священник, который руководимый желанием через неё, близкой родственницы действующего Папы Римского, пробраться повыше по карьерной лестнице, нашёптывает гордой римлянке слова мести. И вот, воочию убедившись в неверности шевалье, княгиня подготавливает ему ужасную месть, волны которой прервали жизни ещё и нескольких невинных людей.
Новелла коротенькая, однако, развязка наступает лишь на последней странице. Развязка сильная, не спорю, но довольно долго мы до неё добирались.
Оценка –
4.
...
Consuelo:
» Чрезмерная благосклонность губительна
Стендаль «Чрезмерная благосклонность губительна» (из цикла «Итальянские хроники»)
События новеллы Стендаля с говорящим названием «Чрезмерная благосклонность губительна» развиваются в 1589 году, в одном из женских монастырей Тосканы. С приходом к власти герцога-кардинала Фердинанда I Медичи, аббатисой в данный монастырь назначается его бывшая возлюбленная, сеньора Виргилия. И если сам герцог обладал сильным характером и решительно проводил политику укрепления дома Медичи и герцогства Тосканского, то аббатиса Виргилия, наоборот, отличалась не слишком жёстким характером и попросту не имела нужного авторитета среди монахинь. Набожная аббатиса, прервавшая всякие связи с герцогом, стремилась привести монастырь в соответствие с уставом св. Бенедикта, запрещавшего монахиням сообщаться напрямую с внешним миром, покидать монастырские стены или принимать свободно посетителей. Между тем, сильная рука была необходима любой даме, занявшей руководящую позицию в данном женском монастыре, ибо он отличался тем, что монахини в нём происходили из самых знатных и богатых семейства, по сути же, это были юные аристократки, насильно постриженные в монахини, дабы их наследство оставалось в руках братьев-наследников, а семьи могли претендовать на некий престиж, которое обеспечивалось наличием дочери, принявшей обет. Разумеется, ни о каком велении души и речи не было, а посему девушки старались жить светски, со всеми вытекающими, даже в стенах монастыря. Так, у каждой были свои камеристки и горничные, а также ухажёры, постоянно сменяющиеся. На попытки аббатисы прервать хотя бы полуночные встречи монахинь с кавалерами, «святые» сёстры изыскивали новые ухищрения.
Одна из героинь новеллы – Феличе, девушка из богатого и сильного рода, против воли постриженная в монахини, требует увеличить ей штат прислуги. Эта причина побуждает герцога отправить своего друга, графа Буондельмонте, славившегося своей холодностью, нежеланием вообще участвовать в общественной жизни, а также иметь дело с женщинами, которых он считал совершенно пустыми и глупыми, проинспектировать монастырь и помочь, по мере необходимости, аббатисе. Первая же встреча с графом отбивает у Феличе желание тратить время на имевшегося у неё на тот момент кавалера, молодого и тщеславного. Тем не менее, стремление чаще видеть графа рождает в неуёмной голове Феличе коварный план, результатом которого стали бы беспорядки, вынудившие графа приезжать в монастырь. Однако жестокий план обернулся трагедией.
Тем не менее, новелла резко обрывается, в ней, по сути, нет финала, и чем всё закончилось, - остаётся только гадать. Основная линия очевидна: насилие над девушками, выраженное в пострижении в монахини, и, как следствие, расшатанность нравов внутри монастырей, когда в них содержатся не те, кто отрешился от мира по своей воле. Сложно оценивать новеллу, раз она не закончена, но пусть будет «
4».
...
Настёна СПб:
НАТАЛЬЯ ОВЧИННИКОВА "ТУРЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ" (путеводитель)
Продолжаю читать путеводители по древнерусским городам. В этой книжке всего 160 стр., и получилось несколько галопом по Европам, но основная информация дана. Мне только не понравилось, что карты городов напечатаны через раз.
Итак, во
Владимире и
Суздале я была. От первого главное впечатление - мощи князя Георгия Всеволодовича

, от второго - медовуха

. Если серьезно, то Владимир - это Золотые ворота, Успенский собор и Подкова на счастье, а Суздаль - Спасо-Евфимьев монастырь, где похоронен Дмитрий Пожарский, и Покровский монастырь, куда ссылали знатных женщин. А остальные города меня еще ждут.
Основные ассоциации с
Тулой - пряники, оружие, самовар, Ясная Поляна и Куликово поле. В
Калуге царят Циолковский и космонавты. Расположенный на границе
Смоленск имеет мрачную легенду: кремлевская башня Веселуха получила название оттого, что в стену была замурована самая красивая девушка, которая не плакала, а смеялась. Неожиданно для меня оказалось, что в
Вязьме есть Музей Сергея Есенина. История
Твери связана с князем Михаилом Ярославичем, Афанасием Никитиным, сестрой Александра I Екатериной и Салтыковым-Щедриным.
Ярославль у меня ассоциируется с первым театром и "Словом и полку Игореве". Символом
Мурома нынче являются святые Пётр и Феврония, считающиеся покровителями семьи и брака. По этому поводу недавно попалась такая фраза:
"Нам ставят в пример бездетный брак, начавшийся с обмана и шантажа и закончившийся разводом." Нижний Новгород - "стены красные Кремля", знаменитая ярмарка, Минин и Пожарский, "Болдинская осень" Пушкина. Как любитель фотографироваться с каждым столбом, мимо Веселой козы я бы точно не прошла

.
"А в Рязани грибы с глазами - их едят, а они глядят." Для меня - Есенин и нашествие Батыя. Долгое время Рязанская земля являлась границей с татарами, потому имеет долгую военную историю, и в городе есть такие музеи как Музей стрельца и Музей ВДВ.
Оценка - 5-.
...
Consuelo:
» Suora Scolastica
Стендаль «Suora Scolastica» (из цикла «Итальянские хроники»)
Последняя новелла в «Итальянских хрониках», «Suora Scolastica» (итал. «Сестра Схоластика»), повествует о драматических событиях, случившихся в кругах высшей аристократии, в первой половине XVIII века, во времена правления в Неаполе Карла III Бурбона, будущего короля Испании. Главная героиня – молодая княжна Розалинда де Биссиньяно, снискавшая симпатию молодого короля и его королевы, а также взаимную любовь Дженнарино де Лас-Флореса, отпрыска старинного испанского рода. На беду в юношу влюблена и мачеха Розалинды, правда, эта линия не приведёт никуда, поскольку новелла резко обрывается на самом кульминационном моменте, дабы потом перейти сразу в финал, оставив лишь догадки о том, что же произошло на этих исчезнувших страницах. Возвращаясь к тому, что от сюжета осталось: итак, Дженнарино влюблён в Розалинду, ради неё пытается избавиться от испанской чопорности, свойственной его семье, и обрести французскую лёгкость, модную при дворе. Вместе с тем, Дженнарино лишь третий сын, а, следовательно, наследства как такового у него нет, поэтому получить согласие на брак с Розалиндой у её отца молодому человеку вряд ли удастся. А Розалинду тем временем отец отправил в привилегированный монастырь, поскольку у девушки есть братья, и поэтому у неё тоже слишком мало шансов получить достойное наследство. Узнав об участи девушки, Дженнарино изыскивает способ видеться с ней, а впоследствии они попытаются сбежать. Но до этого в отношении Розалинды проведут следствие, дабы выяснить личность её жениха, нарушившего покой обители. Конечно же, без доноса распутных монахинь, безуспешно пытавшихся соблазнить Дженнарино, не обошлось. Дженнарино вскоре уличают, но Розалинда ни за что не открывает правду, в связи с чем оказывается в темнице, под угрозой быть отравленной. Мягко говоря, странные порядки в «святой обители». С героями мы расстаёмся в момент их побега под пулями преследователей.
И вот здесь стройное повествование обрывается, а мы уже оказываемся в финальной части истории, где расследование ведёт наместник архиепископа, а какие-то монахини уже корчатся в предсмертных муках, приняв яд, в отличие от Розалинды, отказавшейся употребить отраву. Героиню спасают, а читатель остаётся в недоумении. Что произошло после побега героев? Видимо, неудача постигла влюблённых, раз уж Розалинда оказалась вновь в руках жестокого правосудия. Но где же Дженнарино? Где обещанная месть мачехи девушки, сыгравшей на ревности Дженнарино? Какова роль каноника Чибо, о котором упомянуто в начале новеллы, как о человеке, сыгравшего заметную роль в участи сестры Схоластики (такое имя дали Розалинде в монастыре)?
Да, досадно, конечно, что новелла столь разорванная. Что касается всего остального, а именно антуража и исторического фона. В мастерстве изложения материала, которым обладал Стендаль, безусловно, сомневаться не приходится. Прежде чем начать непосредственное сюжетное повествование, автор разъясняет непростые политические интриги вокруг Неаполя, как самостоятельного государства, зависимого то от Испании, то от Австрии. Даётся характеристика молодого Карла III, его отца Филиппа V, внука Людовика XIV, и его матери, волевой Изабеллы Фарнезе. Не обойдён вниманием и расклад на политической арене, влияние на королевство Неаполя и Обеих Сицилий Испании, Франции и Австрии.
Оценка –
4.
...
Consuelo:
Вадим Георгиевич Устинов «Войны Роз. Йорки против Ланкастеров»
Войны Роз (Алой розы Ланкастеров и Белой розы Йорков) – значимый период в английской истории, наполненный множеством подэтапов и острых событий, причём речь идёт не только об очевидных – вооружённых столкновениях, но и о раскладе сил и изменениях в них противостоящих кланов внутри страны, а также взаимодействия с внешними акторами (в первую очередь, с извечным противником и соперником – Францией). Исследование Вадима Георгиевича Устинова хорошо, прежде всего, обстоятельным, всесторонним и дотошным подходам автора к выбранной теме. Таким образом, непосредственному изучению каждого отрезка Войн Роз (да, невозможно поспорить – название эта цепь вооружённых конфликтов получила весьма поэтическое) предшествует рассмотрение в хронологическом порядке событий, приведших к столкновению, причины Войн, законные права каждого из более и менее участников на английскую корону, степень вовлечённости различных слоёв общества, детальное изучение битв, и, безусловно, раскрыта суть конфликта между двумя знатнейшими кланами. Особенно стоит отметить довольно очевидное стремление автора взглянуть на события XV-го века как можно более не предвзятым взглядом. Что касается личности Ричарда III, последнего Йорка и Плантагенета на английском престоле, то Вадим Устинов его не пытается обелить, но наоборот, выявляет особенности характера и мотивация действий, без отрыва от времени, нравов, обстоятельств воспитания и становления короля, одного из наиболее оболганных в истории. Такой же взвешенный подход избран автором ко всем остальным участникам тех далёких событий. При этом автор не делает громких заявлений, а любую свою позицию обосновывает детальным анализом имеющегося материала. Итого: достойнейшее исследование, рекомендуется к прочтению интересующимся темой.
Оценка –
5.
...
Затушат:
Монархи Европы: Судьбы династий
Редактор-составитель Попов Н. В.
В начале XX века почти вся Европа была монархической, в настоящее же время насчитывается всего десять династий. Почему в одних странах монархии сохранились, а в других нет? Каковы судьбы Габсбургов, Гогенцоллернов, Бонапартов, Романовых, Орлеанов, Савойской династии и др.? Что собой представляет английский, бельгийский, датский, испанский, шведский двор? Кто занимает престол в княжестве Лихтенштейн и в княжестве Монако? Коллектив историков, в основном сотрудники Института всеобщей истории Российской академии наук, и журналистов в своих очерках рассказывают о древних династиях, корни которых уходят в X - XI вв, о той роли, которую играли и продолжают играть монархи в политической жизни Европы, об интригах, династических браках и связях, даются личностные характеристики монархов.
Книга иллюстрирована, прилагаются генеалогические таблицы.
О, это моя любимая настольная книга! Написанная хорошим литературным языком, живо, со множеством фактов, с интересными отступлениями на описание ярких личностей! А в каждой династии такие были

И не только положительные, но и "паршивые овцы". А так как это в первую очередь документальное, а не литературное произведение, то нет там свободной трактовки авторами тех или иных исторических событий..... факты и только факты! Очень интересно! Первый раз читала не отрываясь.
Оценка
5+ ...
Затушат:
Чижова Ирина
Десять императриц
Документальное произведение
Всего десять женщин на протяжении XVIII - XIX веков носили звание самодержицы российской. Их судьба с исторической неизбежностью отразилась на судьбе России - страны, у которой, по выражению философа Бердяева, женская душа - вечно ищущая и не находящая нигде покоя. В очерках, посвящённых десяти императрицам, мы узнаем о судьбах, взлетах и падениях, о любви и изменах, о ликовании и слезах.
Сразу о минусе этой книги. Уж очень смело и вольно автор приписывает мысли, эмоции и впечатления героям этих историй. Я называю это "отсебятиной" и не люблю в книгах, которые заявлены, как документальные! ( Для примера: Николай I уединился с Варенькой Нелидовой в Гатчине, потому что в своём любимом Петергофе один вид моря напоминает ему о поражении в Крымской войне!) Ну да, я сама то не всегда могу понять почему мой ребёнок, которого я знаю, как облупленного, с печалью смотрит в окно! А здесь целый император, с которым автор знаком только по чужим воспоминаниям. Но автор знает: в затворники, в Гатчину ( с любовницей!) потому что море печалит

. И такого достаточно много во всех очерках. На мой взгляд, исторические личности требуют к себе более бережного отношения в плане описания их мнения на то или иное событие.
Из плюсов. Они, как ни странно, вытекают из минусов

.
Книга получилась живой, совсем не сухой. Автор щедро разбавил факты своим отношением, своими домыслами и своим взглядом на героев. Много иллюстраций, портретов, что сразу делает любую историю ближе и интереснее.
И второй плюс. Кроме очерков про столь известных императриц, как Елизавета Петровна и Екатерина II, очень интересно читать про супруг наших последующих императоров. Я для себя открыла много новых и неизвестных мне фактов про этих интересных женщин. Как то они всегда были в тени наших Романовых, про них мало писали, а зря!
В общеобразовательных целях эта книга будет интересна многим.
А вот людей, которые достаточно хорошо знают эту эпоху, возможно будут раздражать некоторые моменты.
Оценка
4 ...