Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Consuelo:


Настёна СПб писал(а):
Детей супруги от другого принимал, только горько шутил: "В деле не участвовал, а Георгия получил..."

Да, уметь иронизировать над своим же положением - дивная черта характера))
Настёна СПб писал(а):
Марию и Макса и венчали два раза - по православному и католическому обряду. И похоронили герцога в Мальтийской капелле.

И как автор такой известный факт упустила? Странно. Sad

...

Настёна СПб:


Копирую из темы автора.

ЕЛИЗАВЕТА ДВОРЕЦКАЯ "КНЯГИНЯ ОЛЬГА. СОКОЛ НАД ЛЕСАМИ" 

Сокол - это наш юный князь Святослав, который спешит вырваться из-под материнской опеки, показать, что он уже взрослый и самостоятельный. На деле он - обычный самоуверенный, взбалмошный подросток, которого телохранителям во время боя даже пришлось связать. Вот правда, каково опытным мужикам подчинятся гонористому мальчишке? Понравился Асмунд - рассудительный, твердый, умеющий хоть как-то повлиять на племянника. Но только мысль, что он, Святослав, мог бы в прямом смысле лишиться головы, немного охладила не всегда уместный княжеский пыл... Русы, в первую очередь Ольга и Мистина, не мытьем так катаньем продолжают подчинять Киеву окрестные земли. Уговорами, угрозами, войной. А оставшаяся в живых древлянская дружина (Коловей - классный мужик), кажется, придумала хитрый план, как отомстить за своих людей и родную землю. Но не сразу будет ясно, кто кого переиграл на самом деле... У Дворецкой нет правых и виноватых: я сочувствовала и возмужавшему Бересту, и жениху Даляте, и решительному Велибору, и погибшим юными Божатке и княжичу Будиму. И, конечно, я очень довольна, что Яра, княжна-невеста, ради которой (и полцарства в придачу) устроили состязания, досталась не Святославу.
Оценка - 5.

...

eternal:


Лассе Хольм «Месть сыновей викинга»


Книга начинается с казни парня по имени Вульф, которого обвинили в колдовстве. Неожиданно на деревню нападают викинги. Из всех жителей они оставляют в живых только Вульфа и молодую девушку Беллу. Причины, по которым Вульфа не повесили и нарекли Рольфом, какие-то вымышленные, сомнительные. Ни проводник, ни переводчик викингам был особо не нужен. Где-то к середине книге выясняется, что Рольфу всего лишь 15 лет, но ведет он себя как человек, у которого за плечами богатый жизненный опыт, способности детектива и все вокруг него ходят всё-всё ему рассказывают, пересказывают и развлекают.
Большая часть книги посвящена расследованию смерти Рагнара Лодброка. Центральное место в этой истории занимает фигура Ивара Бескостного, одного из сыновей Рагнара, его врожденной хитрости и победам над саксами. Также автор уделил внимание другим сыновьям Лодброка: Бьёрну, Сигурду, Хальфдану и Уббе. Если честно, то все пять получились какими-то отвратительными персонажами. Ивар показался скользким типом, Бьёрн — жестоким, Сигурд — тугодумом, Уббе — убийцей, Хальфдан — маньяком. Автор часто вставляет в повествование истории о Рагнаре, больше похожие на детские сказки, чем на легенды. Иногда проскальзывают современные или «умные» слова и выражения: «замедленная съемка», «альтернатива», «дискуссия» и пр. Погружения в атмосферу прошлого нет. И скучно. Очень-очень скучно.

Оценка 4 -

...

Настёна СПб:


МОРИС ДРЮОН "АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, ИЛИ РОМАН О БОГЕ" 

Произведение больше напоминает учебник, чем художественный роман. Сухое перечисление событий, изредка разбавленное диалогами, ноль эмоций. Когда я читаю художественную книгу, я хочу чувствовать героев, сопереживать им, пройти с ними путь от начала и до конца, ассоциировать себя с кем-то из них. Здесь этого не произошло. Мне неприятен товарищ, от лица которого ведется повествование:
Цитата:
"Я - Аристандр из Тельмесса. Я лучший из лучших, мудрейший из мудрых, образованнейший из образованных... Боги избрали меня... Не было равных мне прорицателей, слава моя затмила известность моих предков."

А я бы назвала его лживым, хвастливым приспособленцем и интриганом, приписывающим себе заслуги македонских царей. Выбор рассказчика мне показался не удачным: например, откуда Аристандр мог знать чувства Александра при первой близости с женщиной? Не понравились пляска вокруг "божественного" рождения Александра, рассуждения "что ему, рожденному богом, до дел Македонии?" Каков в романе сам Александр? Создалось впечатление, что единственной чертой характера царя является подверженность приступам гнева, когда что-то происходит не по его "божественной" воле, а во всем остальном действия Македонского предопределены свыше. И вообще, Александру сопутствовали удача и везение, пока он следовал советам прорицателя, а как вышел из-под контроля божественных сил - царя настигла расплата.
Оценка - 4-.

...

Шармелька:


Геродот
Книга третья. Талия


Камбис, сын Кира завоевал Египет. Завоевал с помощью египетского перебежчика, человека очень умного, тот убедил персов заключить мир с арабами, и пройти через пустыню к Египту. Воду войско везло с собой, использую все найденные емкости. Геродот приводит еще один вариант: якобы был вырыт в пустыне подземный водопровод, в него отведена вода реки, ее хватило войску на переход. Вариант, в который Геродот не верил, но ... вроде бы в пустынях Ирана есть очень древние подземные водопроводы. Так что кто его знает, может это невероятное предположение и было правдой. Камбис пришел, очень ловко разбил египетское войско, но мудрого советчика потерял. Следующие три его попытки повоевать провались: наемный флот отказался воевать с карфагенянами, потому что финикийцы считали их родственниками, войско, отправленное через пустыню в Эфиопию, чуть не погибло от жажды и голода. Когда воины съели каждого десятого, тогда Камбис повернул назад, опасаясь, что его войско съест само себя. Третье войско тоже шло через пустыню, попало в песчаную бурю и исчезло. Камбис вернулся в Египет и впал в безумство. Он и изначально был правителем странным: женился на родных сестрах, теперь же стал совсем чудить: родного братца велел убить, беременную от него жену-сестру убил сам, на священного египетского быка напал, казнил кучу жрецов, придворных, слуг, а кончил тем, что оцарапался собственным мечом и схлопотал гангрену. Его безумие египтяне объясняли наказанием за святотатство, Геродот эпилепсией, я думаю, что ему снесло голову от абсолютной власти. После его смерти к власти в Персии пришли маги-медийцы, но правили недолго. Вернулось войско, знать персов устроила переворот - к власти пришел Дарий.
Прославился Дарий жадностью, именно он обложил многочисленные провинции своего царства податями. У Геродота подробно расписано, какой народ и сколько платил персам, есть еще и краткое описание подвластных стран. Вот это описание очень не похоже на правду, страшно напоминает приключения Синдбада-морехода, но...вот, например, снова встречается ссылка на летучих змей - Геродот описывает их трагическую личную жизнь: при спаривании самка откусывает голову самцу, а дети разрывают при рождении брюхо самки. Скорее напоминает не змей, а насекомых. Быть может страшное бедствие Египта, не "летучие змеи", а "летучее зло" - саранча? Просто Геродот не понял переводчика? Но это только мои предположения.
Первое время царствования Дарий занимался разгребанием внутренних дел и подавлением мятежей. Описание осады взбунтовавшегося Вавилона поражает своей крайней жестокостью и осажденных, и осаждающих.
Ну и еще одна маленькая радость от прочтения: оказывается, именно история Геродота источник о царе-счастливчике, бросающем свой перстень в море. А сколько я читала пересказов этого сюжета! Вообще, это маленькое чудо, находить в этой книге знакомые сказки, истории и мифы
Оценка 5

...

Peony Rose:


Шармелька писал(а):
именно история Геродота источник о царе-счастливчике, бросающем свой перстень в море. А сколько я читала пересказов этого сюжета! Вообще, это маленькое чудо, находить в этой книге знакомые сказки, истории и мифы

Скорее, история Геродота - пересказ древнего предания о перстне, как и многих других Smile Он в основном опирался на устные источники.

Нашла неплохую статью в тему.

...

Шармелька:


Элли, спасибо, очень интересная статья)))
Единственный минус, прочитав её перед чтением Истории, я бы решила, что Геродот это скучно. А это не так. Пожалуй, если пропускать географию и названия народов, которые, увы, я запомнить не в силах, то оторваться невозможно.

...

Настёна СПб:


ВАЛЕНТИН ПРОНИН "ЖАЖДУЩИЕ ПРЕСТОЛА" 

Смута - время не только героев, но во многом таких, как Шуйский. Дорвавшихся до шапки Мономаха, а потом не знающих, что с ней делать. Герои гибнут, а смутьяны и честолюбцы продолжают сеять раздор и грызться за власть.
Цитата:
"Ну не дал ему Бог сдержанного и отважного нрава, не имел он предвидения полководческого - хоть ты умри. Однако знатность происхождения заставляла его быть полководцем."

Так можно сказать не только о не замаравшемся собственноручно цареубийце Василии Голицыне, но и о Фёдоре Мстиславском с Дмитрием Шуйскими. А простой народ верил в "доброго царя Дмитрия Ивановича", сгубленного коварными боярами. Тогда Мише Скопину пришлось выбирать, кому служить: умному, харизматичному Лжедмитрию или хитрому старикашке-дядюшке. Выбрал на свою голову, и - честный, верный, способный - оказался не нужен, отравили завидущие родственнички. Безмозглая дура Марина кочевряжилась с первым мужем, а ко второму побежала, хоть и кричала, что она не подстилка, стоило немного поднажать, а потом и к Заруцкому, и к гусарам. Правда, в этом романе Лжедмитрий II выглядит вполне прилично и даже пытается слабовато отбрыкиваться от севших ему на шею поляков Laughing . Не вполне поняла про Филарета: вот на него напали приспешники Самозванца, вот "тушинский патриарх" едет в Польшу просить Владислава занять русский трон, а вот он уже в Москве предлагает в цари своего сына.
Прочитала не без интереса, но и без восторгов.
Оценка - 4.

...

Consuelo:


Поль Декарг «Рембрандт»

«Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать…Рембрандт же проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке. Вот почему Рембрандта и называют так: волшебником. И это не простое ремесло...» (Ван Гог о Рембрандте)

Всегда увлекательно прикоснуться к мироощущению творческого человека, внутренний мир которого, зачастую, гораздо насыщеннее того, что происходит вокруг него и в его рутинном быте. Рембрандт (Рембрандт Харменс ван Рейн, 15 июля 1606 г. – 4 октября 1669 г., Лейден - Амстердам) – культовая фигура в мире живописи, фактически один из самых популярных и почитаемых художников, вдохновивший множество последователей и ценителей, прежде всего, своим удивительным искусством тонкого ощущения игры света и тени. В биографической работе Поля Декарга, посвящённой жизни и творчеству известнейшего нидерландского мастера кисти, большое внимание уделяется разбору основных полотен Рембрандта. При этом стоит отметить, что автор, конечно, даёт субъективную оценку, с которой, наверняка, могут поспорить другие искусствоведы, специализирующиеся на наследии Рембрандта. Так или иначе, всё равно взгляд Поля Декарга весьма любопытен и аргументирован, ибо опирается не только на личное восприятие, но и на фактическую основу. А, впрочем, искусство тем и хорошо, что даёт возможность вариативности восприятия.

Несмотря на то, что перед нами не художественное произведение, атмосферность времени, в котором жил и творил Рембрандт, весьма красочно воссоздана месье Декаргом. И это неудивительно, ведь XVII век в переломный в истории Нидерландов, ибо на него пришлись, как борьба за независимость и экономический расцвет, так и возросшее влияние художников голландской живописи. Исторические вехи развития родины тесно переплетены биографом с этапами развития творческой мысли Рембрандта, которая выливалась в сюжеты, к которым он обращался на своих картинах. Кроме того, увлечения Рембрандта, его личная и семейная жизнь, влияние живописи других художников, дружба и разлады с коллегами, финансовые эпизоды (в конце концов, Нидерланды сформировались и, в том числе, отвоевали независимость от Испанской короны, благодаря развитости биржи, предпринимательства и финансового сектора, прежде всего). Между тем, хотелось всё же больше узнать о гении в семейном кругу. Нет, частная жизнь обойдена вниманием не была, но её было гораздо меньше творческой жизни или истории страны этого периода. Хотя, при здравом размышлении, может, это и оправдано, ведь художник живёт в своём творческом наследии, в первую очередь, и в нём максимально раскрываются корневые грани его уникальной индивидуальности.

Удивителен тот факт, что работы Рембрандта при жизни, особенно в первой половине, пользовались успехом, а вот в дальнейшем, под конец земной жизни и далее, на двести лет, Рембрандт не пользовался успехом. И только в XIX веке на его полотна, наконец-то, начали обращать вновь внимание. Безусловно, здесь есть определённая доля в том, какие темы волнуют общество, какие сюжеты оно запрашивает, фигурально выражаясь, от художников. Попросту, мода приходит и уходит. Масштабные полотна Рембрандта, его поиск Бога и в целом, попытки проанализировать глубоко духовные изыскания, были переосмыслены только спустя двести лет после его смерти. А в наше время, конечно, гениальность и особенность творческого наследия Рембрандта мало у кого вызывает сомнение.

Оценка – 5.

...

Allegra:


Дубль из темы "Спасатели книг"
Цветков Сергей
Карл XII. Последний викинг



И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.

А.С.Пушкин. «Полтава»

Если попытаться вспомнить, в каких художественных произведениях появляется шведский король Карл XII, то на ум приходят только поэма Пушкина «Полтава» и роман А.Н.Толстого «Пётр I», причём у Толстого Карл выглядит достаточно гротескным персонажем. А что ещё можно о нём вспомнить? Пожалуй, ничего. А вопросов накопилось немало, ну хотя бы – куда подевались Карл и Мазепа после Полтавы?
Я решила восполнить этот пробел. Поскольку это первая прочитанная мной книга, подробно характеризующая Карла XII, то я не могу сказать, достаточно ли правдиво автор описал своего персонажа.
Книга начинается краткой исторической справкой о викингах вообще, потому что дальше автор много раз будет отмечать схожесть характера и мировоззрения Карла XII, жившего в конце 17 века, с викингами 8-11 веков. Личная храбрость, полное пренебрежение опасностью, безрассудство и жестокость, помноженные на абсолютную королевскую власть, погнали 18-летнего Карла колесить по Европе во главе шведского войска. И привели его к ранней гибели в 36-летнем возрасте. Своей стране одержимый жаждой войны король принёс лишь обнищание и горе, а все его походы обернулись бессмысленным кровопролитием. Шведская 50-тысячная армия почти вся сгинула в непрерывных сражениях, которые вёл Карл в Европе.
Книга вполне подходит для ознакомления с биографией Карла XII, и в целом с жизнью Европы и Турции 17 века. Наибольший интерес, конечно, вызывает та часть, которая посвящена противостоянию Карла и Петра I. (4)

...

Consuelo:


Валентин Пикуль «Париж на три часа»

Небольшой роман Валентина Пикуля «Париж на три часа» повествует о событиях октября 1812 года, когда в Париже была совершена попытка государственного переворота, возглавляемого генералом Клодом-Франсуа Мале, в то время как император Наполеон и Великая Армия воевали в России. Безусловно, стоит учитываться художественный окрас, поскольку автор выстроил свою версию развития тех событий, которая отличается от официально известных. Фигура Мале тоже несколько иная, нежели более распространённый его «портрет». Само повествование в некоторой степени переполнено фарсом, или же у меня просто сложилось такое впечатление. Некоторый пафос речей персонажей, точнее, реальных исторических личностей, отражает общую тенденцию этой эпохи, склонной к подражанию античным героям, а уж у убеждённых республиканцев античные идеалы вообще чуть ли не в культ возводились. Тем не менее, несмотря на любимейшую эпоху, хорошо мне известные события, мне роман не очень понравился из-за идеологических разногласий с автором, которые обнаружились уже при чтении романа «Пером и шпагой». Просто разные взгляды и оценки.

Оценка – 4.

...

Настёна СПб:


МАРИЗ КОНДЕ "Я, ТИТУБА, ВЕДЬМА ИЗ САЛЕМА"

Роман посвящен судьбе Титубы - чернокожей девушки, рабыни, колдуньи. А как еще назвать женщину, умеющую не просто врачевать, но и разговаривать с мертвыми? Если для уроженцев Барбадоса такое в порядке вещей, то христиане сожгут за это на костре. Героиню вместе с мужем продали мрачному фанатику-пуританину Сэмюэлю Паррису. Казалось бы, в семье священника должны рассуждать о Боге и сеять доброе и вечное. Но не те ли люди, которые, по идее, должны вести праведную жизнь, являются первыми грешниками? И я согласна с Титубой, недоумевающей, почему Паррисы бесконечно говорили о дьяволе и повсюду видели одни грехи... История салемских ведьм мне кажется жуткой и непонятной. Глупых, "одержимых" девиц следовало не слушать, а лупить как сидоровых коз. Но пуританское общество деревушки Салем, в каждом кусте видящее не Бога, а сатану, было готово к приходу последнего. В романе особой жути нет, происходящее мы видим глазами главной героини и как-то отстраненно. А постоянные стенания, что ее, "Титубу, рабыню с Барбадоса, которая, по всей вероятности, занималась вуду", забудут в веках, сочувствия не вызвали. А феминистка Хестер показалась вовсе лишней.
Оценка - 4 -.

...

Peony Rose:


Мариз Конде писала этот роман в 1986 году, и поскольку она темнокожая интеллигентная профессорша с либеральными взглядами - все это в романе отразилось от и до ))
Как по мне, вудуизм - плохо, там ничего невинного и естественного нет, стоит заглянуть в источники, волосы встанут дыбом.
Да и пуританский фанатизм - плохо, ибо отступление от христианства там процентов 80-90 почти.
Ну а стучать людям по лбам и говорить, что расизм, рабство, изнасилование и прочие вещи - это недопустимо, так, чтобы это не выглядело агиткой, могут разве что очень талантливые люди.
Короче, я пас ))) Настя, спасибо за отзыв!

...

Настёна СПб:


С. АСТАФЬЕВ "ЦАРЕВНА КСЕНИЯ"

В романе о Смуте мне для пребольшого счастья достаточно "веселого чернеца" Отрепьева, "черного воеводы" Басманова и "печальной царевны" Ксении . Я недавно размышляла, как бы повернулась история, если бы Басманов выбрал невесту, а не самозваного царя? Если бы Ксения влюбилась не в принца датского и не в Лжедмитрия, а в Петра? Как бы он - опасно-красивый, храбрый, верный - повел ее к Самозванцу? Терзался бы душевно или оказался редкостным гадом?.. Думала, книга попадет в настроение, но зря я губу раскатала Laughing. Произведение написано в романтическом стиле XIX в., местами пафосно и неправдоподобно, где-то поверхностно, некоторые исторические личности перемешаны, а характеры, на мой взгляд, не всегда верны.
Основные герои - друзья добряк-силач Сима Ушаков (иконописец, ага) и сорвиголова Гриша Валуев. Ушаков спас девицу Дарью от поползновений стрельца Охряпа, но тот не успокоился и задумал месть. И как бы все обернулось, если бы не добрая воля Самозванца? А вот Валуев беззаветно влюблен в Ксению, отчего ненавидит всех ее обидчиков. В первую очередь своего воеводу, ставшего предателем и приспешником убийцы Годуновых. Да, косвенно они повинны в гибели Марии Григорьевны и Фёдора, но все же тогда подсуетились желающие выслужиться. А Пётр не выслуживался, а служил. До конца. Лжедмитрия, которому шапка Мономаха оказалась велика, убил не народ. Здесь же вся компания в сборе, хорошо, старый медовар Болдовня ("комический дед", как говорят в театре) на огонек не подоспел. Мне показалось, что Ксения, после всех объяснений, могла бы выйти за Басманова. Не возненавидела царевна воеводу, но не в нужный момент гордость и обида взыграли.
Оценка - 4.

...

Настёна СПб:


АЛЕКСАНДРА СИЗОВА "КСЕНИЯ ГОДУНОВА"

Еще одна романтическая и немного наивная повесть о царевне Ксении, Лжедмитрии и Басманове. Мне не очень нравится, когда реально жившим людям придумывают любовные истории с вымышленными персонажами, потому несчастная любовь Басманова и дочери стрелецкого сотника Липы меня не затронула. Сцена побоев девушки и последующего мне показалась не убедительной. И чего воеводу так омолодить хотят? В 1605 г. Петру свет Фёдоровичу было лет 37... Если о том, как Басманов перешел на сторону Самозванца, очарованный сильной личностью, еще упоминается, то о том, что они погибли вместе - ни слова. В романе убийства происходят за кадром, а царевна в страшные моменты лежит без чувств... Ксения, не смотря на семейные трагедии, жила в ожидании любви. И с первого взгляда на человека, которого хотела возненавидеть, поняла, что в нем, новом царе, ее радость. Ворчали, что негоже царевне православной быть наложницей невесть кого, а Ксении хотелось счастья. Хоть недолгого, до приезда Марины, от которой Лжедмитрий не отказался, а после - в монастырь...
Оценка - 4.

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню