Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Шармелька:


Геродот
Книга четвертая. Мельпомена


Почти вся книга посвящена неудачному походу Дария против скифов. Неудачному и бестолковому, потому что войско Дария тащилось по выжженной степи за скифами, которые просто откочевывали от неприятеля подальше, и в бой вступили лишь тогда, когда противник был совсем измотан. Что хотел получить Дарий от скифов тоже непонятно, видимо это была просто попытка "забить гол престижа".
Много описаний обычаев скифов и сопредельных им народов. Правдивы они или нет неизвестно, но колчаны из человеческой кожи (которые Геродот описывает) в скифских курганах находят.
Последняя часть книги - описание Африки, народов, географии, животных, и всяческих диковин.
Тяжело как-то пошла эта книга. Всё же такие вещи интереснее читать с хорошими картами под рукой.
Оценка 5

...

Настёна СПб:


СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА. ЛЮБОВЬ ПЕРВОГО РОМАНОВА"

Роман посвящен дочери скромного дворянина Хлопова Марии - первой невесте первого Романова. По авторской версии, юные Михаил и Мария вместе росли, дружили, пережили кремлевский голод и поляков. Миша был добрым, мягким и слабохарактерным, а Марья - боевой, задорной, защищавшей кроткого приятеля от выходок братьев Салтыковых. Но избрание на царство Михаила Романова их разлучило. Михаил отправился править державой, а с Марией произошло не мало приключений: с Мариной Мнишек пообщалась, казнь ее сына увидела, в Польшу с дядей-посланником смоталась. Конечно, реальная Мария в это время жила где-нибудь в Коломне, но таким образом автор обрисовал политическую ситуацию... Миша не забыл первую любовь, и на смотринах невест проявил настойчивость и выбрал Марью. Сомневаюсь, что девушку сразу начали приобщать к обязанностям царицы, думаю, описания церемоний даны, чтобы ознакомить читателя с бытом и нравами. Жизнерадостная Маша сообразила, что быть государыней - скучно, муторно и "света белого не увидишь". А еще терпеть свекровь - злющую властолюбивую старицу Марфу, которая хотела бы видеть невесткой тихую серую мышь и держать сына под каблуком. После интриг и обмана, поехала семья Хлоповых подальше от Москвы. Но робкий Михаил еще поборется за свою невесту...
Оценка - 5-.

Если интересно - отзыв на оперу "Борис Годунов" Wink .

...

Настёна СПб:


СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ "ЛЮБОВЬ И РАЗЛУКА. ОПАЛЬНАЯ НЕВЕСТА"

Продолжение рассказа о Марии Хлоповой, уже бывшей невесте государя Михаила Фёдоровича. С родней по матери Желябужскими и с вырастившей ее бабушкой девушку сослали в Тобольск. О житье-бытье Марии в ссылке подробно не известно, и в романе много вымысла. Но интересно! Упоминается о Ермаке, об обычаях и верованиях сибирских народов, о загадочных землях Мангазее и Лукоморье, сулящих несметные богатства, о пути в Китай. Понравился авторский привет художнику Василию Сурикову, написавшему "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" Wink ... По возвращении из плена патриарха Филарета, семью Марьи перевезли в Нижний Новгород, т.к. царь замолвил за нее словечко перед отцом. И опять родня забегала, загордилась, попадала перед "государыней Анастасией Ивановной" на колени, поделила приказы и должности. Но "жениться по любви не может ни один, ни один король", и хоть Миша научился быть грозным государем, остался таким же бесхитростным. Афера со свадьбой не понравилась.
P.S. У братьев Салтыковых отцом был Михаил не Глебович, беглый в Польшу, а Михайлович, которого путивляне выдали Лжедмитрию.
Оценка - 4.

...

Настёна СПб:


Составитель Валентин Бочкарёв
"МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО XV - XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев"



Мне книга понравилась. Полезно взглянуть на себя со стороны Laughing . Приводятся выдержки из записок Амброджо Контарини, Джильса Флетчера, Жака Маржерета, Адама Олеария, Августина Мейерберга, Бернарда Таннера и других заезжих иноземцев.
Иностранцы сходятся, что страна наша богата и обширна, зимы суровые, к чему местные жители привычны, развиты ремесла, в военном деле храбры, но не организованны. Русский народ в большинстве талантливый, смекалистый, но ленивый, мало образованный и себя ставит превыше других. Правление же деспотическое: есть царь и есть холопы. Праздники отмечают так: сначала идут в храм, а потом пьют. Зажиточные пьют и едят много (Яков Ульфельд пишет, как два боярина объели посольство), а бедняки зачастую голодают. Не знала, что наши качели вызывали у иностранцев удивление. В принципе, никакого негатива с их стороны я не увидела (по крайней мере в приведенных отрывках). Да, некоторые обычаи трактовали не так, не понимали. Встречаются забавные моменты. Откуда вполне адекватный Барберини взял, что для развода супругам достаточно выйти на реку и потянуть за полотенце? Shocked Кто сказал Рейтенфельсу, что царевичи, кроме наследника престола, постригаются в монахи?
Оценка - 5.

...

Шармелька:


Геродот
История. Книга пятая. Терпсихора.


Геродот рассказывает об Элладе времен первых персидских войн.
Терпсихора муза танца, и глава эта безумный танец, война всех со всеми. Множество греческих народов, в каждом городе, на каждом острове, островке, клочке плодородной земли свой народ, со своими обычаями и своими почитаемыми богами. Они сражаются с ближайшими соседями, потом объединяются и сражаются с соседями дальними, народ восстает против тиранов, тираны уничтожают знатных и богатых людей в своих городах, и над всей этой бесконечной бойней кружат корабли финикийцев, а с востока идет армия Дария.
Есть момент, который я не очень поняла. Если у персов, да и у большинства других народов, главным (царем) становится либо удачливый военный вождь, либо мудрый судья, ну а потом он передает власть по наследству, то у греков истоки тирании другие. Все ценности: стратегические запасы, святыни и деньги греки хранили в акрополе - крепости внутри города. Кто захватывал банк, тот и становился тираном. Вышел тиран из города, жители захлопнули ворота - наступила свобода, пока другой хитрый поц не пробрался и не прикарманил общественные деньги. Даже иллюзии созидательной роли тирана нет. Или это я не так поняла? Или демократ Геродот так их описал? Но по мнению Геродота тираны были союзниками Дария, и считали персов опорой своей власти.
Оценка 5

...

Настёна СПб:


Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман
"СТРАДАЮЩЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: парадоксы христианской иконографии"


Цитата:
"Эта книга расскажет о том, как в христианской иконографии священное переплеталось с комичным, монструозным и непристойным. Многое из того, что сегодня кажется возмутительным святотатством, в Средневековье, в эпоху почти всеобщей религиозности, было вполне в порядке вещей."

Группу Вконтакте "Страдающее средневековье" знаю, иногда заглядываю, но фанатом не являюсь Laughing . Хотела сказать, что книга - хороший ответ нынешним истово верующим, которые видят ересь, богохульство и оскорбления в каждой закорючке. Но все же эта работа посвящена западной иконографии, поэтому православные - мимо. У нас и так не могло (и не может) быть изображения обнаженных младенцев, закатывающих глаза святых Себастьянов и пр., не говоря уже о священниках в виде улиток и пугающих святых голым задом обезьян на полях церковных книг. Но поля, например, европейских Часословов - это место для сатиры, где высмеивалось что можно и нельзя, эдакий карнавал. Для меня, плохо разбирающейся в христианской символике, книга оказалась полезной и познавательной. Доступным языком разъясняются моменты, за которые простой глаз бы не зацепился, а если зацепился - то не понял Laughing . Подумать не могла, что, по мнению некоторых богословов, страдающая возле распятого Сына Дева Мария испытывает родовые муки. Взахлеб прочитать не удалось, т.к. где-то на половине у меня в глазах заплясали епископы с ослиными ушами или в очках, рогатый пророк Моисей, трехголовая Троица, звероподобные евангелисты и натуралистические изображения органов, на которые в византийской традиции даже намека нет. И да, видения и откровения некоторых экзальтированных товарищей на современный взгляд действительно кажутся шизофреническими галлюцинациями.
Оценка - 5.

...

Настёна СПб:


ПОЗИ ГРЭМ-ЭВАНС "НЕВИННАЯ"

Первый роман трилогии.
Юная Энн жила вместе с приемной матерью в отдаленной деревушке, но в один прекрасный день ее устроили служанкой в дом богатого лондонского торговца тканями Мэтью Каттифера. Благословенный Дом оказался не таким уж благословенным: Маргарет - чудесная женщина, сам Мэтью - довольно своеобразный, а его сын Пирс - "урод" в семье. Но трагическая история Эвелин меня не затронула, и в неравный брак мало верится... У Энн оказался талант к врачеванию, о котором в нужный момент узнали при дворе короля Эдуарда IV. С молодым красавцем-королем девушка уже мимолетно встречалась и влюбилась с первого взгляда, да и любвеобильный Эдуард заприметил хорошенькую служанку. Но были в Энн некие достоинство, естественная невинность, искренность, которые выгодно отличали ее от других. Прислуживать Елизавете Вудвилл было делом непростым, королева обладала красотой и капризным, не самым добрым характером. Лишь узнав тайну своего рождения, Энн смогла выскользнуть из дворца, не успев вызвать ревность Елизаветы. Чья девушка незаконнорожденная дочь, я быстро догадалась (бешеную скачку на коне роженицы я слабо представляю), но последующих телодвижений я совершенно не поняла. Энн - обычный признанный бастард, а не принцесса, которая могла бы отнять у Эдуарда английский престол. Зачем бежать сначала на Север, потом прятаться в аббатстве, а когда все выяснилось - покидать Англию? Чего там Энн сама себе придумала? Жила бы спокойно на дарованных землях, радовалась и любила короля.
Мельком мы знакомимся с окружением Эдуарда IV. Жадной многочисленной семейкой Вудвилл, верным королевским другом Уильямом Гастингсом, соратником-соперником графом Уорвиком, братьями Эдуарда - дурным Джорджем и порывистым Ричардом.
Оценка - 4.

...

Consuelo:


Жак Бенуа-Мешен «Император Юлиан, или Опаленная мечта»

Есть ли смысл вставать на пути поднимающейся волны, которая очевидно тебя сметёт? Есть ли смысл, прямо перед грозной волной, вкладывать в разрушающуюся, некогда мощную дамбу, вываливающиеся из неё ветхие части? Есть ли смысл бросать вызов неминуемой логике развития исторических событий, цепляясь за традиции прошлого, и есть ли смысл бороться за претворение в жизнь наивной утопии, а не отворачивать лица от действительность, пусть и не всегда удовлетворительной? На каждом этапе развития цивилизации всегда находятся отдельные люди, чей образ мыслей и ощущение жизни выпадает из реалий современности. Порой они опережают время, в которое им довелось родиться, взор иных направлен в прошлое, а есть ещё и те, кто пытается примирить прошлое с настоящим. На изломе эпох или в серьёзные политические и общественные кризисы, когда неминуемо брожение умов, зачастую объявляются инакомыслящие. В середине IV века н.э. некогда могущественную и практически непобедимую Римскую империю шатало и разрывало на части. Мир стремительно менялся, древние устои уже не были гарантией незыблемости. Ещё в начале века принадлежащих к новой религии подвергали гонениям и жестокому уничтожению, но ранее небольшая община последователей учения Христа, пришедшего с восточных берегов Средиземного моря, вовсе не исчезала, но наоборот, стремительно расширялась. Очевидно было, что основные идеи христианства: любовь к ближнему, милосердие, человечность, сострадание, обещание вечной жизни после земной смерти, в которой искупятся все пережитые страдания и мучения, - всё это привлекало большие массы населения, в основном и так угнетаемого. В жизни, в которой есть только мучения, и нет и искорки надежды на что-то хорошее, то есть в жизни, которую вело большинство населения огромной империи, вера в то, что кто-то считает тебя не скотом, не рабом-вещью, а бесценным дитем божьим, наделённым бессмертной душой, вера в то, что все люди равны от рождения, а для Бога нет привилегированных, - разве это не стимул не отказываться от христианства, которое единственно давало эту надежду?

Прошло совсем мало времени после гонения христиан в эпоху правления императора Диоклетиана, как к власти пришёл Константин Великий, с именем которого связано возвышение христианства до уровня государственной религии. Константин преследовал цель связать государство с религией, которая помогла бы удерживать если не всё, то большую часть населения под одной властью, даваемой императору, по легенде, от самого Бога. Тем не менее, прошло слишком мало времени, чтобы новая религия прочно укрепилась на территории всей обширной страны. Кроме того, внутри христианства не была единства, ибо появлялись различные трактовки, еретические учения и прочие течения религиозной мысли. В стане язычников тоже от единства не осталось практически ничего: те же самые брожения умов и философской мысли. Иными словами, интересное, весьма переломная пора. И именно в это время родился определённо незаурядный человек, который, в общем-то, оказался не совсем в своей эпохе и не совсем на своём месте, а его утопические воззрения, склад характера и образ мысли не подходили трону, обязывающего своего владельца проявлять жёсткость и рациональность, прежде всего, а не пытаться повернуть вспять колесо времени.

После смерти Константина Великого, по сути разделившего империю на несколько частей между своими сыновьями, началась междоусобная война. Зачем делиться властью, если можно её сохранить в одних руках, желательно своих? Между сыновьями императора начался кровопролитный конфликт, живым из которого вышел средний сын, Констанций II, оказавшийся наиболее хитрым, жестоким и удачливым. Но смерть ближайших конкурентов – братьев, не могла гарантировать прочность позиции на верхушке власти, и, разумеется, начались репрессии в отношении прочих родственников, принадлежащих к династии Флавиев. Человек, биография которого заинтересовала Жака-Бенуа Мешена, и не только его, Флавий Клавдий Юлиан, был племянником Константина Великого, сыном его младшего брата Флавия Юлия Констанция, таким образом, доводился двоюродным братом Констанцию II. В 337 году, Юлиану было всего шесть лет, а он уже остался круглым сиротой, и чуть сам не погиб. Мальчика удалось как-то спрятать, а его старший брат Галл тяжело болел, поэтому убийцы посчитали, что он и сам умрёт, нечего помогать. Однако оба брата выжили, и вскоре остались последними прямыми родственниками Констанция II, бездетного, а посему Галл и Юлиан добавили к своему статусу родни ещё и положение наследников империи. Но быть наследником – это не только привилегия, а угроза насильственной смерти. Поскольку Юлиан был младшим братом, то возможность когда-нибудь добраться до трона в его случае была несколько призрачной. Но в истории не раз случались повороты, порой неожиданные, причём для самих участников.

Мальчиков-сирот их царственный родственник решил держать подальше от двора, но практически на положении почётных пленников. Любой день мог стать последним и для Галла, и для Юлиана. Но невозможность произвести наследника или найти его среди приближённых, поскольку не было ни к кому доверия, заставила Констанция вспомнить о двух юных кузенах, и вскоре Галл стал цезарем, или соправителем императора, в общем, вторым лицом в государстве. Но быстро потерял расположение кузена, из-за своего резкого, необузданного и жестокого характера. К тому же Галл потерял супругу, сестру Констанция, и таким образом у его кузена полностью развязались руки. Погиб Галл, сражённый острым мечом, прямо на подходах к императорскому дворцу для переговоров с кузеном. И теперь над головой подросшего Юлиана сгустились тучи.

Юлиан во всём отличался от старшего брата: его не интересовали физические упражнения, фехтование, скачки, вместо этого всё своё время он посвящал библиотекам, манускриптам, диспутам с учёными мужами, риторике, написанию философских и научных трудов. Иными словами, Юлиан был интеллектуалом, но не воякой и вообще не стремился к власти. Характер определяется не только природными качествами, но и выработанными под внешними обстоятельствами. Юлиан с детства видел много крови, и не забывал об этом, он знал, что Констанций убил его семью, и не мог этого забыть. Но, находясь во власти кузена, он прятал свои истинные мысли, старался быть незаметным. К нему приставили наставников, которые больше походили не на учителей, а на надсмотрщиков. И, в общем-то, так оно и было. Поэтому мальчик склонялся к дружбе с другими людьми, а так уж получилось, что были они язычниками, в отличие от наставников-христиан. Более того, царственный кузен допрашивал Юлиана на предмет развития его образа мыслей, а не о том, как он выучил тот или иной урок. Это тоже сыграло свою роль в становлении будущего императора, который вошёл в истории как отступник и богоборец. Кроме того, по своей природе Юлиан склонялся к наукам, к философии, к мысли, к эллинизму – в общем, восхищался полёту и глубине мысли древних греков. К тому же, всё это приправлялось изрядной склонностью к чрезмерной экзальтации, даже к галлюцинациям и обморокам. Но Юлиан пользовался симпатией местного населения, куда бы его не перевозили по приказу Констанция. Это, конечно, было не очень приятно императору, но с другой стороны, ничего особо опасного в лице этого тихого, спокойного интеллектуала, занятого философией и наукой, пока что разглядеть император не мог, хоть и был крайне подозрительным (а как иначе, если вокруг одни враги, заговоры, бунты, войны и постоянные попытки узурпаторов захватить престол).

И вот однажды, Констанций призвал своего младшего кузена занять второе место в государстве, да ещё и вдобавок отдал ему в жёны ещё одну свою сестру, но бдительности не потерял. Интеллигент оказался на западных окраинах империи, в Галлии, стане военных, которые его даже не знали, и на удивление быстро открыл в себе таланты полководца. И вскоре началась конфронтация между Юлианом и Констанцием II. Вцепились бы они друг в друга кровавой хваткой, если бы не внезапная смерть Констанция. Юлиан взошёл на престол в конце 361 года, но правление его продлилось всего двадцать месяцев. Первый же эдикт нового императора провозглашал равенство всех религий, возвращение язычества, фактическое низложение христианства. Юлиан поклонялся Гелиосу, солнечному божеству, и не принимал основ христианского учения. Скорее можно говорить о том, что язычество древнегреческого толка для Юлиана было не столько религией, сколько образом мыслей, философией. Неприятие христианства же складывалось не только из-за самого характера учения, но из-за попыток духовенства прибрать к рукам власть, а также – и это очень по-человечески – из-за не очень благоприятного жизненного опыта, когда Юлиан больше видел людей, называвших себя христианами, но на самом деле вообще никак не следовавших заповедям Христа. Всё свою жизнь Юлиану приходилось притворяться христианином, или бы его убили, возможно. Не очень хорошие ассоциации, прямо скажем. И такая болезненная личная история была только с христианством. К примеру, к иудаизму Юлиан относился довольно хорошо, даже планировал отстроить разрушенный Иерусалимский храм.

И всё бы ничего, но начались откровенные притеснения христиан: учителям-христианам запрещалось преподавать эллинскую философию, поскольку они не были другой религии (и по замыслу Юлиана, из-за этого не могли понять того, чему пытаются учить), и такая реформа доходила до крайности, когда в школы не брали детей-христиан (потому что они, якобы из-за своей религиозной принадлежности не могли постичь философии, собственно главного предмета). В дальнейшем начались закрытия христианских храмов и передача их язычникам, запреты христианам занимать высокие должности и служить в армии (ну, мол, называете себя мирной религий, отвергающей войну, как таковую, ну так и куда вам воевать?). Кроме того, Юлиан пытался строить институт язычества по типу церковной иерархии, что тоже провалилось. Всё это привело к столкновениям между христианами и язычниками. И в это же время Юлиан отправился воевать в Азию, с парфянами, и без того веками угрожавшими Риму. Юлиан, конечно, видел себя новым Александром Македонским, которому покровительствовал Гелиос, однако, не учёл того, что солнечные лучи не только греют, но и обжигают. Там, в азиатской пустыне опалилась мечта императора-философа, а на обратном пути тридцати двухлетний император Юлиан погиб, сражённый то ли рукой своего же солдата-христианина, то ли случайным копьём, то ли сам искал смерти. До конца ничего не выяснено. Император Юлиан, столь блестяще изучивший эллинскую мысль и эллинскую мифологию, разумеется, знал о некоем юноше Икаре, слишком увлёкшегося полётом и подлетевшего близко к Солнцу, которое опалило его крылья и бросило в омут смерти.

Несмотря на то, что Жак-Бенуа Мешен писал биографию императора Юлиана, он всё-таки добавил художественных красок, и благодаря этому текст читался красочно и живо. Видно, что автор испытывает симпатию к императору (а иначе сложно писать биографии), но пытается проанализировать, каков был характер Юлиана, каковы были мотивы его действий, почему он не смог перешагнуть свой жизненный опыт и почувствовать силу в христианстве, и что такого было именно в этой религии, которая сумела стать самой распространённый и влиятельной на долгие годы вперёд. Сам же Юлиан, последний языческий император Рима, интеллектуал с взглядами идеалиста, пытавшийся вернуть прошлое, оказался весьма интересной личностью. Он оставил множество письменных трудов, размышлений, писем, сочинений, сатирических ответов на пасквили, в которых видна незаурядная личность. Несмотря на краткий период правления, он сумел войти в историю, заинтересовать всех современников, как сторонников, так и противников (и они у него были не только среди христиан, но и язычников, которые тоже не были однородной массой). И даже попытки стереть его из памяти потомков не увенчались успехом. История не знает сослагательного наклонения, но любопытно, как бы развивались события, если бы не смертельный удар в битве при Самарре, в которой войска Юлиана всё же сумели, в очень не выгодной для себя позиции, отобрать викторию у персов? А с другой стороны, колесо времени повернуть назад просто невозможно, тем более этого не сделать наивной утопии о мире, в котором царят гармония, взаимопонимание и высокие философские диспуты. Ведь рьяная экзальтация неоплатоника Юлиана и его приверженность к высоким идеалам, не нашли поддержки даже у язычников, не принимавших ни темперамент, ни ярко выраженную интеллектуальность императора.

Оценка – 5.

...

Настёна СПб:


ПОЗИ ГРЭМ-ЭВАНС "ОТВЕРЖЕННАЯ"

Второй роман трилогии.
Энн де Боун вместе с "племянником" проживает в доме семьи Каттиферов в Брюгге и занимается торговлей. В мгновение ока выросшая в лесу девочка-служанка превратилась в элегантную, умную, независимую даму, принимаемую при дворе герцога Бургундии и вызывающую восхищение и зависть. А некто даже покушается на ее жизнь. Эдуард IV по-прежнему владеет сердцем подопечной сэра Мэтью (и для бабника-короля Энн стала не увлечением, а настоящей любовью), но девушка периодически вспоминает, что он сверг ее отца. Правда, это знание в предыдущей книге не помешало им sex прямо на королевском надгробии Mr. Green . На свадьбу герцога Карла и Маргариты Йоркской прибыла английская королевская чета. Новая встреча, страстная любовь - и Энн и Эдуарда закружил водоворот чувств. Отношения же между Эдуардом с постоянно беременной супругой ухудшаются, и королева показывает свое истинное лицо злобной, хитрой мегеры... Конечно, Энн ловко сбежала от похитителей: она вся такая сообразительная, а пираты - идиоты pirat . О девушке, таинственно появившейся в монастыре, стало известно Ричарду Глостеру. От юного герцога еще никто не уходил, но на этот раз что-то пошло не так и Энн случайно оказалась в руках графа Уорвика. Прекрасная приманка для Эдуарда IV! От встречи братьев Йорков с Уорвиком я ожидала иного исхода, но граф оказался таким же идиотом, как пираты Laughing ... Я все же не понимаю, почему Эдуард говорит, что у незаконнорожденной Энн более знатное происхождение, чем у него, и она или их сын-бастард может занять английский трон?
P.S. Неужели правильно перевести имена - это непосильный труд? Почему герцог Бургундский стал Чарльзом, а Елизавета - Видевильской (в I-й части она была Уайдевилл)?
Оценка - 4.

...

Настёна СПб:


Ольга Елисеева, Дмитрий Олейников, Дмитрий Володихин
"ИСТОРИЯ РОССИИ В МЕЛКИЙ ГОРОШЕК"


Недавно прочитала, что я живу в Царьграде. У меня в голове без этого мусора много, поэтому я не запомнила, кто из писак это ляпнул. В Царьграде, говорите? А похоже - в дурдоме. На улице XXI век, а по ощущениям XV... И что-то я разошлась Laughing .
Ольга Елисеева против Эдварда Радзинского.
Первая часть мне не понравилась. Радзинский, на мой взгляд, не лже-историк, а беллетрист, поэтому рассматривать каждую закорючку художественного романа под микроскопом профессионального взгляда не считаю верным. Под разнос попала "Княжна Тараканова" (что ж не "Николай II", где придраться можно только к некоторым выводам?). Ольга Игоревна специалист по екатерининскому времени, но, как мне показалось, идеализирует Екатерину II и ее окружение. Все-все честные-честные и благородные-благородные, не способные на некрасивый поступок. Радзинский написал, что Алексей Орлов участвовал в народной забаве - кулачных боях. Никогда! Никогда Алексей Григорьевич не опускался до такого! Он предпочитал поединки один на один. Простите, это действительно столь важно в художественном произведении? И если уж Елисеева трясется над каждой запятой, то как она смогла написать, что перед Смутой и явлением Лжедмитрия было восстание Болотникова?
Дмитрий Олейников против Мурада Аджи.
Кипчаки... Я в теме ноль без палочки, но после разбора труда Аджи мне захотелось пойти и напиться. Все мы произошли... нет, не от украинцев, а от кипчаков Crazy . Христианство в Европу принес Аттила, без него-то креста не могли нарисовать. О битве на реке Калке лучше читать у англичанина Дж.Флетчера. А лет 300 в истории России вообще лишние: Петр I был современником Сталина, ага, поход Ермака в Сибирь на танках Гудериана. Лживые русские историки врали и продолжают врать без зазрения совести, а вот он, Мурад Аджи, сейчас расскажет всю скрываемую правду! Излюбленное: чтобы возвысить одних, принизим других. Русских. То, как Олейников поиграл с именем этого писателя (по его же типа лингвистической формуле), поначалу мне показалось неприличным. Но после последующих перлов... Око за око...
Дмитрий Володихин против Анатолия Фоменко.
Цитата:
"Затруднительно спорить с пациентом из палаты номер шесть, который уверен в том, что родила его жена Ивана Грозного (а то и царь Иван без помощи супруги) и сам он - убиенный царевич Дмитрий, ненадолго воскресший на пороге XX в., чтобы затем вновь опуститься в царство тьмы. Он бесспорно прав - со своей точки зрения."
Передаю привет из Царьграда на Неве в Новгород на Волхове. Новгородцы, вы в курсе, что вас не было, а вся великая история города на самом деле относится к Ярославлю на Волге? Ежкина ж мать, какие последователям Фоменко нужны доказательства, что нынешний и летописный Новгород Великий - один и тот же город? А никакие не нужны Mr. Green , ведь вся история сфальсифицирована придворными историками династии Романовых. Организовали секретный отдел в Академии наук и изготовляли бумагу времен Ивана III и берестяные грамоты, да еще и почерк подделывали... Что Русь и Орда, ханы и великие князья, "батька" и Батый одно и тоже, думаю, известно всем? Доказательства? Схожий рисунок на ордынских монетах и кремлевских соборах. На наших деньгах начала XX в. была изображена свастика. Значит ли это, что Гитлер и Керенский/ Буденный/ Врангель один человек?
Я считаю, что в художественных исторических романах некоторые вольности допустимы. Автор может придерживаться какой-либо версии событий, ведь зачастую не известно на 100%, что и как происходило. Но без перегибов в виде зеленых человечков, спасших семью Николая II, или полета княгини Ольги на Луну (утрирую Wink ). Если же автор претендует на научность, да еще выдает себя за истину в последней инстанции, уж будьте добры делать выводы на основе источников, а не своей фантазии. Хотя... Для этих писателей все ныне признанные источники - ложь и фальсификация. В книжный заходить страшно - на полках один Фоменко с компанией.
Оценка - 4+.

Consuelo писал(а):
Жак Бенуа-Мешен «Император Юлиан, или Опаленная мечта»
Кристина - Flowers . Смотрела что-нибудь художественное о Юлиане Отступнике, но не высмотрела.

...

Шармелька:


Геродот
Книга шестая. Эрато


Интересно, как меняется речь Геродота от книги к книге. Ах, какие сложные, возвышенные, необыкновенные чувства испытывают древние цари, герои и красавицы, и как совсем иначе описывает Геродот своих современников (ну почти современников). Жадность, даже, наверное, более масштабная алчность, лень и трусость - вот что движет ими.
Множество народов, живущих, кипящих в этом котле вечной войны, собираются в три центра: персы, афиняне и спартанцы. Если римлянин Плутарх с восхищением описывал спартанское общество и законы Ликурга, то афинянин Геродот совсем другого мнения о спартанских нравах. Два царя по Геродоту, это не мудрый завет Ликурга, а просто два брата-близнеца, имевшие одинаковое право на трон. Один воспитывался в общественном доме как "старший царь", другой остался у матери и стал "младшим". Братья выросли, завидуя и ненавидя друг друга и ненависть эту они передали своим потомкам. Чтоб устранить соправителя в ход шли обман, интриги и подкуп оракулов.
Об оракулах: Геродот к предсказаниям оракулов относится с почтением, но в то же время рассказывает о подкупе пифий и жрецов, как об деле обыденном.
В этой книге описывается Марафонское сражение. Первое использование знаменитых греческих фаланг, атака бегом и сильные фланги при рыхлом центре - и результат: афиняне потеряли 192 человека против 6400 погибших варваров. Не знаю, был ли знаменитый забег марафонца после этого сражения, но у Геродота к Афинам бежало всё войско - после битвы персы бросились к кораблям, чтобы по морю приплыть к беззащитному городу, и воинам нужно было успеть быстрее.
Вся книга о войне. О завоеваниях персов, об отчаянном сопротивлении эллинов, и о непрекращающейся внутриусобице.

Оценка 5

...

Настёна СПб:


ПОЗИ ГРЭМ-ЭВАНС "НЕКОРОНОВАННАЯ КОРОЛЕВА"

Заключительный роман трилогии.
В 1470 г. Эдуард IV, теряя трон в борьбе с Уорвиком, бежит из Англии в Бургундию, но герцог Карл не спешит ему помогать, выбирая между Лондоном и Парижем. За организацию их встречи взялась сестра и жена Маргарита Йоркская; по авторской версии принесшая в приданое Фландрию Shocked , о чем Карл не должен забывать. Хлопоты по передаче послания Эдуарду возложили на королевскую возлюбленную Энн де Боун. Тем временем укрывшаяся в аббатстве Елизавета Вудвилл родила супругу долгожданного сына - законного наследника. Не зря Елизавету с матушкой молва называла ведьмами, но я посочувствовала захворавшему Людовику Французскому, а не свергнутой королеве. В романе он получается всем враг-враг, но личность интересная. Если Вудвиллы шаманят по-тихому, то Энн громогласно обвинил в колдовстве монах Агонистес, бывший английский доктор-сводник Мосс, хорошо известный по I-й части. Капризов в темнице я не поняла, может, Эдуарду следовало оставить ее в тюрьме Mr. Green ?.. Пока Йорки возвращали себе трон, Энн успешно занималась сельским хозяйством в отдельно взятой английской деревне, без желания находиться при дворе. В этом Энн права - наверняка Елизавета Вудвилл бы не успокоилась и извела ее с сыном. В финале все получили то, что хотели: Энн - спокойную жизнь (с любящим ее капитаном Лифом Молнаром); Эдуард - корону; Елизавета - власть. Но как долго болит разбитое сердце?..
Оценка - 4.

...

Настёна СПб:


Императрица МАРИЯ ФЁДОРОВНА
"Замуж за императора: ДНЕВНИКИ ЖЕНЫ АЛЕКСАНДРА III"


В свое время не купила хорошее издание дневников Марии Фёдоровны, приходится довольствоваться этим... огрызком. Вопрос не к содержанию дневников, а к составителям книги. В аннотации сказано, что императрица потеряла старшего сына и пережила гибель младших - Николая II и Михаила Shocked . Мне, неплохо разбирающейся кто есть кто в семье Романовых, порой приходилось догадываться, о ком идет речь в тексте. А в примечаниях разъясняют про феминизм и страхолюдные памятники Александру III Laughing ; опечатки тоже радости не добавили. И название: дневники охватывают 1914-1918 гг. - кто за кого императора замуж выходил?
Дневниковый стиль Марии Фёдоровны не самый эмоциональный, отношение к происходящим бурным событиям выражено суховато, хотя чувства и негодования периодически проявляются. Например, ее мысли о Александре Фёдоровне вполне определенны. Понятно, с кем из членов семьи императрица общалась больше, кого не очень любила, чем занималась, кого принимала. Деятельная, слегка язвительная, Мария Фёдоровна умела держаться с достоинством при любых обстоятельствах. Не ко всем она была справедлива, не всегда права, но являлась примером для родни в революционном хаосе.
Не ясна запись от 8 июля 1915 г., где Мария Фёдоровна пишет, что Татиана поехала хоронить мужа, а К.Р. получше себя чувствует. Но к этому времени К.Р. успел умереть! Сравнила с дневником Николая II и получилось, что запись относится к 25 мая. Кто ошибся? И много ли еще таких ошибок?
Оценка - 4.

Шармелька писал(а):
Геродот
Мели, спасибо за интересные отзывы на книги Геродота Poceluy .

...

Настёна СПб:


СЕРГЕЙ ШОКАРЕВ "ТАЙНЫ РОССИЙСКОЙ АРИСТОКРАТИИ"

Недавно открыла для себя историка Сергея Шокарева, и книгу прочитала с интересом. В принципе, никаких тайн автор не раскрывает, а рассказывает о родословии знаменитых фамилий. Как формировалось дворянство, как княжеские и боярские роды (например, Голицыны, Шереметевы) на протяжении веков служили России, как переходили на русскую службу представители инородной знати (Черкасские, Сулешовы и др.). Говорит о предках Пушкина, Лермонтова, Чаадаева. Почему-то до недавнего времени от моего внимания ускользало, что Симеон Бекбулатович приходился Ивану Грозному племянником по второй жене. Узнала (я могла об этом и раньше читать, но забыть Laughing ), что у Петра I был незаконнорожденный брат по отцу - Иван Алексеевич Мусин-Пушкин; первый известный бастард наших царей. Последним Рюриковичам (да, со здоровьем у них был полный швах) тоже уделено внимание, в особенности яркому, но неоднозначному характеру Ивана IV. Родила ли Соломония Сабурова ребенка? Кому была выгодна смерть царицы Анастасии? Куда исчезла библиотека Ивана Грозного? Конкретного ответа нет, а версий множество. По поводу Соломонии приводится версия, что она от потрясения могла сойти с ума и нафантазировать себе сына.
Оценка - 5-.

...

Consuelo:


Готхольд Эфраим Лессинг «Эмилия Галотти»

Готхольд Эфраим Лессинг, вместе с Иоганном Вольфгангом Гёте и Фридрихом Шиллером, оказал значительное влияние на становление немецкой классической литературы. Его трагедия «Эмилия Галотти» в своё время так же впечатлила и вдохновила не только немецкоязычных литераторов (к примеру, в романе Гёте «Страдания юного Вертера», упоминается, что главный герой читал «Эмилию Галотти»), но и остальных, разбросанных по всей Европе, чему в немалой степени способствовали истоки сюжета, который строится на древнеримской легенде о прелестной девушке Виргинии, пришедшейся по нраву сенатору Аппию Клавдию, но бывшую убитой отцом, дабы избежать позора от возможной связи с этим знатным патрицием. Пьеса в пяти актах вышла в свет в 1772 году, в том же году была поставлена на сцене. Как и положено классическому произведению подобного рода, в этой истории в наличии трагедия, безусловно, высокая мораль и чёткое разделение на добро и зло, на хороших и плохих героев. Однако события «Эмилии Галотти» разворачиваются не в Древнем Риме, а в век XVII-ый, на территории Гвасталлы, что на севере современной Италии. В краях этих правит принц Гонзага, который должен в скором времени жениться на принцессе, однако на начало действия он раздумывает, как бы ему избавиться от постылой любовницы, графини Орсины, и завоевать расположение другой красавицы, юной и благочестивой Эмилии Галотти. Однако Эмилия вот-вот должна выйти замуж за графа Аппиани, между ними царит любовь и дружба, а никакое внимание принца им обоим не нужно. При этом, что отец девушки, что жених, являются врагами суверена. Принц же готов практически на всё, дабы отобрать девушку у жениха, и в исполнении этого желания ему на помощь приходит безжалостный камергер, маркиз Маринелли. В итоге, всё заканчивается крайне печально и, в то же время, неоднозначно. Нам представлены два женских типажа: первый в образе графини Орсины, женщины сильных страстей и житейского ума, второй – Эмилии, воздушной, ангельски чистой девы, которая готова принять смерть, а не позор бесчестья. Но не это качество привело меня к небольшому замешательству, а то, что не сам позор страшен девушке, а соблазн поддаться падению. Добродетель всё-таки должна бояться не быт соблазнённой, особенно в сложившихся условиях, а быть подвергнутой насилию или клевете.

Тем не менее, несмотря на то, что на первый взгляд, кажется, любовная трагедия выносится на первое место, всё же политико-социальный аспект в романе не только не менее важен, но и вообще основополагающий. Так, показана абсолютная власть на примере принца, которому закон, очевидно, не писан. Ибо он может творить почти что хочет, попутно разрушая чужие невинные жизни. Показательный момент в самом начале пьесы, когда принцу приносят подписать смертный приговор, и он соглашается, даже не задумываясь, не прочитав документ, а так, походя. Поскольку пьеса написана в век Просвещения, в ней чувствуется поднимающаяся буржуазная мораль, обличение пороков и нравов высшего света, а также противопоставление безграничной власти имущих и тех, кто ниже рангом, но не духом или благородством. В целом, конечно, «Эмилия Галотти», безусловно, продукт своего времени, и учитывая это при оценке, поставлю «5».

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню