На сегодняшний день многое известно о повседневной жизни и сексуальных предпочтениях жителей древних цивилизаций. Пожалуй, больше всего подобных свидетельств оставила после себя Древняя Греция. Греки были сексуально раскрепощенными людьми даже по нынешним меркам, их отличала широта взглядов на интимные стороны жизни. Данная статья дает общее представление о секс-укладе древнегреческого общества. Следует отметить, что когда мы говорим о сексе в Древней Греции, мы выражаем мужскую точку зрения, в первую очередь. И это не случайно…
Мужчины в Древней Греции
В Древней Греции воплощением плодовитости являлся мужчина, а не женщина. Это проявлялось в религии и, в частности, в повсеместном фаллическом культе. Согласно древнегреческой мифологии, половой член Зевса - это начало всех начал, так как именно Зевс считался «дарователем жизни» и прародителем всего живого. В Греции пенис был основным символом плодородия. Греки даже специально изготавливали из кожи фаллоимитаторы и продавали их. Они верили, что женщины завидуют мужчинам, поскольку у тех есть половой член.
У древнегреческого мужчины было все. Он владел собственностью, повелевал женщинами и рабами. В браке у гречанки не было никаких прав. Ее отец предлагал приданое или давал выкуп любому мужчине, согласившемуся взять его дочь замуж. Делалось это для того, чтобы поскорее от нее избавиться. Мальчиков отцы отправляли учиться в частные школы, которые они специально оплачивали. Девочки же оставались необразованными.
Самые ранние фаллосы, найденные в Греции
Фаллосы — изображения мужских половых органов — были обнаружены в Греции несколько десятилетий тому назад и датируются началом каменного века. О гермах, фигурах с головой старика и эрегированным членом, много писал древнегреческий философ Плутарх. Гермы имели чисто религиозное назначение: считалось, что они обладают способностью отвращать злые чары. В Афинах в 415 году до н.э. было найдено несколько повреждённых священных герм. Это было истолковано как дурное предзнаменование в преддверии планировавшегося рейда в Сицилию.
Греческие жены
Жизнь афинской замужней женщины была довольно однообразной. Афинянин не запирал жену, но весь уклад афинской жизни ежеминутно указывал женщине, что её место дома. Выходить она могла с разрешения мужа, в сопровождении рабыни или пожилой родственницы. Конечно, это выполнялось не всегда. Женщины ходили гулять, и в гости друг к другу. Они также могли принимать участие в некоторых городских мероприятиях, но им строго настрого запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. Несмотря на затворничество, афинские женщины были полными хозяйками внутри своего дома. Единственная обязанность жены и ее долг в жизни - родить и вырастить законнорожденных детей и вести хозяйство по дому. В богатых семьях всю домашнюю работу делали рабы, за которыми следила хозяйка дома.
Рождение девочек в Древней Греции не поощрялось. Не так уж редки были случаи детоубийства, в особенности новорожденных женского пола. В других же случаях, маленьких девочек продавали владельцам публичных домов или просто заставляли заниматься проституцией. Греческие жены покорно принимали измену своих мужей со жрицами любви вне дома и рабынями в своем же собственном доме.
Проституция
В Древней Греции проституция была частью повседневной жизни. В более развитых городах и, особенно, во многих портах ею занималась значительная часть населения. Более того, большее количество денежных средств вращалось именно в этой сфере. Проституция тогда была законной деятельностью. Наличие борделей в городах не осуждалось, наоборот, они существовали вполне открыто и пользовались большим успехом. Проституция была как женской, так и мужской. Проститутками могли быть разновозрастные женщины и только молодые(!) юноши. Их клиентами, в основном, были мужчины.
Женская проституция
В Древней Греции было четыре типа жриц любви: «порнай», «блуждающая» (свободная) развратница, гетера и храмовая проститутка.
«Порнай» - проститутка самого низшего уровня. Именно от этого греческого слова происходит английское слово «порнография». Такие девицы были собственностью сутенеров, которые получали часть их доходов. Сутенерством мог заниматься любой гражданин, так как данный вид деятельности являлся таким же источником дохода, как и любой другой. Девушки работали в публичных домах в кварталах красных фонарей. Их основными клиентами были матросы и малоимущие мужчины.
Впервые официально учрежденный публичный дом
Солон, древнегреческий законодатель, ввёл первый официально одобренный властями публичный дом в Афинах в 550 году до н. э. Соседние города вскоре последовали примеру Афин. Публичные дома управлялись рабынями, их обитателями также были рабыни — самый низший класс древнегреческих проституток. На деньги, собранные в качестве налогов с публичных домов (Dicteria), Солон построил храм богини Афродиты. Сохранился документ, в коем граждане Афин славят мудрость Солона. Открыв публичный дом, он дал выход импульсам похоти без угрозы для общественного порядка.
Свободные проститутки были уровнем выше, чем «порнай». Эти «блуждающие» развратницы приставали к греческим мужчинам прямо на улицах. Помимо явной демонстрации своих прелестей потенциальным клиентам, их сандалии отпечатывали на земле «Следуй за мной». Чтобы привлечь мужчин, уличные распутницы также наносили яркий и порой вызывающий макияж. На вершине иерархии находились гетеры. Это греческое слово означает – «спутница радости». Гетеры играли важную роль в греческом обществе. Они отличались не только изысканной красотой, но и были весьма образованными: разбирались в музыке, литературе, философии, политике и многих других областях. Это были единственные представительницы женщин в сфере культуры. В те времена самостоятельность, образование и возможность развивать свои способности были доступны лишь такой женщине, у которой хватало мужества жить свободно и отказаться от священного ритуала брака. Она противостояла давлению общества и обеспечивала себе средства к существованию, лишь торгуя собственным телом. Женщина, стремившаяся к законному браку и желавшая жить обеспеченно, вынуждена была оставаться бесправной и необразованной. Над ней греческие писатели и философы подсмеивались, а гетерами они, наоборот, восхищались.
Наконец, существовала, так называемая, сакральная или храмовая проституция. Считалось, что храмовые блудницы могут цивилизовать человечество посредством любви. Такое общение с «посвященной» служительницей означало жертвенную отдачу божеству. Праздник любви в большом храме Афродиты, богини любви и изобилия, отмечался как праздник «воскресения». Любовь должна была способствовать «воскресению» жизненных сил как в этой, так и в потусторонней жизни. Интересно, что среди храмовых проституток можно было встретить не только женщин, но и хорошеньких мальчиков.
Мужская проституция
У греков была также распространена и мужская проституция. Некоторые ее представители ублажали женщин, но значительное большинство все же удовлетворяло сексуальные потребности мужчин.
Отличие мужской проституции от женской состояло в допустимом возрасте проститутки. Если женской проституцией занимались женщины всех возрастов, то к мужской допускались лишь молодые юноши. Самыми аппетитными считались юнцы, достигшие половой зрелости, но еще не имевшие растительность на лице. Секс именно с такими мальчиками считался показателем хорошего тона в Греции.
Общее между мужской проституцией и женской заключалось в том, что они обе были приемлемы в обществе. Публичные дома с мальчиками-проститутками существовали открыто. Они официально облагались налогами, также как и бордели, предлагающие женщин и девочек. Самым знаменитым мальчиком-проституткой можно считать Федона из Элиды. Во время спартано-элидской войны он был продан в рабство в публичный дом, из которого его позже выкупил Сократ. Молодой юноша стал его последователем и был единственным свидетелем последних часов жизни учителя (диалог Платона «Федон»).
Сексуальное разнообразие в Древней Греции
Очередное исследование снова показало, что наши предки все-таки отличались от современных людей широтой своих взглядов. Для них секс был естественным, и каких-либо комплексов или табу в этой области у них не существовало.
Минет был очень популярным видом секса в Древней Греции. Но есть, однако, предположение, что многие гетеры не любили работать ртом. Считалось нормой даже бить проституток, если они отказывались предоставлять оральные ласки. Поэтому принуждение к оральному сексу, а также жесткий анальный секс, были обычным делом в те времена.
Мастурбация также воспринималась вполне нормально, как одно из сексуальных явлений. Она рассматривалась как безобидная «отдушина», предотвращающая различные сексуальные расстройства. На это указывают многочисленные произведения искусства и письменные источники, свидетельствующие о существовании мужского и женского онанизма. Мастурбация являлась частью повседневной жизни греков и не считалась ни пороком, ни добродетелью. Греки шутливо описывали ее такими выражениями, как «обслуживать себя рукой, как Ганимед», «петь свадебную песнь рукой», «жениться без жены» и «сражаться рукой с Афродитой». Со временем отношение к онанизму изменилось. При рассвете римской империи, римляне разделили понятия «порок» и «добродетель» и стали воспринимать мастурбацию как что-то пошлое и непорядочное.
Изнасилование было обычной практикой в Древней Греции. Мужчины рассматривали его как проявление собственного доминирования. Самым известным насильником в древнегреческой мифологии по праву можно считать бога Зевса. Так, в обличии лебедя он возлюбил юную Леду. В виде золотого дождя громовержец полюбил красавицу Данаю, от которого она родила Персея. Плененный красотой Алкмены он явился к ней в образе ее мужа и завладел ею. У обычных смертных греков все было гораздо прозаичнее. Мужчины прятались возле колодцев и, когда женщины подходили туда набрать воды, они «любили» их прямо на месте. Также было распространено насиловать проституток, своих рабынь и собственных жен.
Порка в Древней Греции обычно сочеталась с религиозными мотивами. Греки верили, что, добровольно унижая себя самобичеванием или даже частичным членовредительством, они совершали нечто угодное богам. К тому же, современная сексология доказала, что подобные жестокости в конечном счете имеют своим истоком стремление к сексуальному возбуждению. Возможно, именно этим объясняется такой широко известный обычай, как порка спартанских мальчиков на алтаре Артемиды Ортии. Его аналогами являются бичевание девушек на празднике Диониса и на празднике Афродиты. Интересно, что садистские или мазохистские сцены ни разу не упоминаются в древнегреческой литературе, в отличие от древнеримских источников.
Однополая любовь
Мужская гомосексуальность
Прежде чем говорить о мужской гомосексуальности, нужно определиться с терминологией. Сам термин «гомосексуальность» в его нынешнем понимании и использовании не применим к греческой античности по двум причинам. Во-первых, большинство греков были бисексуалами. Во-вторых, страсть и эротическая любовь между двумя взрослыми мужчинами считалась чем-то необычным и выставлялась на посмешище. В последние десятилетия большинство развитых стран стало терпимее относиться именно к этой модели взаимоотношения мужчин. Однако мужская любовь в Древней Греции рассматривалась собственно как любовь между мужчиной и юношей. В те времена считалось нормальным, что мужчина может быть привлекателен как для красивых женщин, так и для хорошеньких мальчиков.
На самом деле, существует большое количество произведений искусства с изображениями взрослого мужчины, эрастеса (erastes), соблазняющего молодого юношу, эроменоса (eromenos). Очевидно, что возраст двух любовников разный: эрастес более взрослый и выполняет активную роль, когда как объект его страсти, эроменос, совсем юный и более пассивный. Более того, считалось очень постыдным, когда зрелый мужчина выступал в пассивной роли. Но самым позорным считался акт совокупления двух взрослых партнеров. По мнению ученых, изучающих сексуальное поведение в древнем мире, более старший любовник играет некую роль отца: он помогает возлюбленному развиваться, чтобы войти во взрослую жизнь настоящим мужчиной.
Сила такой любви давала отличные результаты не только при обучении молодых греков, но и на войне. Возлюбленные отважно сражались на поле боя, бестрепетно защищая друг друга. О бесстрашии мужских пар было известно во всей Древней Греции. Именно из них состоял знаменитый священный отряд из города Фивы, прославившийся своей доблестью. Подобные пары также назывались тираноубийцами, так как зачастую они были первыми, кто восставал против деспотов. Самыми известными тираноубийцами можно считать Гармодия и его возлюбленного Аристогитона.