Consuelo:
Бернард Корнуэлл «Враг Божий» (2/3 «Сага о короле Артуре»)
Второй роман в трилогии о легендарном короле Артуре прямо продолжает предыдущую, открывающую часть саги, то есть героев мы встречаем сразу же после кровопролитной битвы при Лугг-Вейле. Артур одержал победу и теперь всеми силами пытается достичь своей главной мечты – объединить Британию. При этом лично Артур не король, даже не стремится, соблюдая свою клятву перед несовершеннолетним Мордредом, законным наследником короля Утреда, правителя Думнонии. И пока установлен мир, более-менее спокойное время, намечаются не менее важные дела, нежели отстаивание своих интересов в битвах, а точнее, династические союзы. И бывшая невеста Артура, принцесса Кайнвин, должна по воле экс-наречённого сочетаться браком с принцем Ланселотом, невероятным красавцем с невероятным тщеславием. Дерфель, наш рассказчик, влюблённый в белокурую принцессу, но знающий, что у него нет никаких надежд на союз с ней, всё же решается последовать совету Мерлина, предложившего провести некое магическое действие. И это выливается в большое счастье для Дерфеля, однако, после сложного и крайне опасного похода за волшебным котлом.
На этой сюжетной ветке роман не ограничивается, ибо в нём будут и битвы, и религиозные распри, и любовь и измены, и несчастья, и клятвы, и большие трагедии, и даже рыцари Круглого стола. Понравилась Кайнвин, очень жаль, что сердце Артура влекло не к ней, очевидно ставшей бы ему достойной женой и подругой, а к более коварной и своевольной Гвиневре. Несмотря на позицию Нимуэ, убеждавшей Дерфеля в том, что Гвиневру недооценивают, я не смогла проникнуться к ней хоть толикой симпатии. Да, она определённо родилась не в то время, ибо её желание властвовать никак не коррелируется с эпохой, в которой у женщин все права были ограничены. Но ведь она могла умерить темперамент и поступить хитрее, мудростью заставить влюблённого Артура прислушиваться к её советам и, в итоге, стать орудием в её умелых руках. Но нет, эгоизм и тщеславие её сгубили, да и привлекли к ней Ланселота, человека со схожим характером.
Очень жаль несчастных Тристана и Изольду. Артур, конечно, мужчина достойный, верит в клятвы и следует долгу и чести. Однако не он ли не так давно нарушил свою же клятву, да ещё и оскорбил ту же Кайнвин, из-за страсти к Гвиневре, что в итоге привело к военному столкновению? Что за двуличность? Можно было поискать возможность спасти влюблённых. С другой стороны, здорово, что образ Артура получается довольно живым, с человеческими слабостями и пороками. И это, в целом, преимущество трилогии – в ней герои неоднозначные. Например, тот же Мерлин не похож на более растиражированный образ. Симпатичны не только Дерфель и Кайнвин, но и Галахад, рыцарь-христианин, единокровный брат Ланселота. В дополнение, история с происхождением Дерфеля нашла своё продолжение.
Роман увлекательный, в нём переплетены исторические факты и художественные образы, о чём смело сообщает автор. При этом роман довольно жёсткий, кровавый, со сценами крайнего реализма. Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
Хотела написать покороче, но получилось как всегда

.
ЖАН МАРЕ "ЖИЗНЬ АКТЕРА" (воспоминания)
"В его сердце светит солнце, в его душе горит огонь." (Жан Кокто)
Жан Маре родился 11 декабря 1913 г. Мать хотела девочку и не скрывала разочарования. Потом Розали (так именовал ее младший сын) стала почти такой же сумасшедшей мамашей, как героиня пьесы "Ужасные родители". Жан маму очень любил, но с ней было трудно - Розали болела клептоманией и не выносила атмосферу счастья. Годы спустя он поймет, что никаких чувств к матери не испытывает. Отца Маре не помнил и встретился с Альфредом только перед его смертью.
Жан мечтал стать актером с 4-х лет. Учился плохо, отчаянно хулиганил, воровал, врал, фантазировал, рядился в платья, разыгрывал сценки.
"Хорошенькому, как девочка", юноше нравилось нравиться, и на него обращали внимание... мужчины. В Парижскую консерваторию Маре проваливался не раз:
"Вам необходимо лечиться, вы истерик." Жан поступил в театральную студию и знакомился с кинорежиссерами. На заметные роли его не брали - или делали непристойные предложения.
В 1937 г. произошла судьбоносная встреча с главным человеком в жизни, великим Жаном Кокто. Слащаво-красивый малообразованный карьерист Жан
"попал в его руки гения и заново родился. Родился в лучезарном мире, полном добра и любви". Кокто увидел и вытащил из
"золотого мальчика" драматический и художественный дар. Он писал своему
"ангелу Жанно" пьесы, сценарии, ставил спектакли, снимал фильмы, образовывал, посвящал стихи:
"не устану повторять: спасибо, спасибо тебе за твой творческий гений, спасибо за нашу любовь." У актера случались увлечения, но ближе Жана не было никого, и Маре попросит у него прощения за причиненную боль. Поэт скажет, что никогда не видел от Жанно плохого. В 1963 г. Кокто умер, и Маре написал, что впредь он только будет делать вид, что живет. Розали бросит сыну, что он бы предпочел, чтобы умерла она, а не Кокто, и актер честно ответит:
"Да."
Жан боялся стать актером одного режиссера и то по блату. Ставил сам, его вызывающая (почему-то спектакль представляется мне в стиле Романа Виктюка)
"Андромаха" понравилась всем, кроме критиков." В "Цезаре и Клеопатре" он изменял себя до неузнаваемости, и лучшей похвалой был шепот из зала, что
"это не Маре играет." Ему сопутствовали удача и скандал, но актером Жан был дисциплинированным и никогда не строил из себя звезду. Недавно я посмотрела с Маре почти 20 фильмов подряд - он не надоедает, он везде разный. Смешной, трогательный, ироничный, дерзкий, мужественный, благородный - актеру подвластна и трагедия, и комедия. Вероятно, Маре на сцене - фейерверк! "Орфей" - вершина мастерства! В фильмах "плаща и шпаги" всегда сам исполнял все трюки.
Назойливые поклонницы актера раздражали, одной, требовавшей
"сделать ей мальчика", он предложил принести пробирку. Злили бесцеремонные репортеры, снимающие, как он помогает гулять больному Кокто. В молодости с журналистами Маре дрался.
Жан умел дружить, любить, заботиться. Мечтал о детях, но судьба не дала, а с приемным сыном Сержем отношения испортятся. Но благодаря Сержу Маре запел - чтобы показать юноше, что трудом и упорством можно многого добиться. Актер был трогательно привязан к подобранной в войну дворняге Мулуку. Снимались в "Вечном возвращении", шерсть собаки вдохновила на маску Чудовища в "Красавице и Чудовище". Когда пес заболел, Маре брал с собой шприц с лекарством, не боясь сойти за наркомана, но не решился возить Мулука в детской коляске.
За участие во Второй мировой актера наградили Военным крестом, который он никогда не носил, чтобы не оскорблять настоящих героев.
"Я не бежал от подвига, но подвиг бежал от меня."
Маре не считал, что сделал особенное, пройдя путь от красивого мальчика-статиста до целой актерской вселенной. И если бы он, как в юности, мог загадать желание, то попросил бы у Бога не известности, а большого актерского таланта. Маре пишет незамысловато, но откровенно, книга наполнена любовью - к Кокто, Мулуку, театру, жизни. Жан Маре предстает светлым, добрым, искренним, любящим человеком, умеющим посмеяться над собой.
Оценка - 5.
...
Consuelo:
Михаил Филин «Мария Волконская: «Утаённая любовь» Пушкина»
«…Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем;
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей!..»
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Глава I, XXXIII)
Юная, пятнадцатилетняя Маша Раевская, дочь прославленного генерала, приподняв лёгкое платье, со смехом убегала от с тихим шорохом накатывающих волн тёплого южного моря. Временами она посматривала в сторону молодого человека с курчавыми волосами и задумчивым взглядом, в котором блестели огоньки искреннего веселья. Много позже, в тиши ночи и на пороге своей взрослой жизни, она будет писать исповедальные строки тому, кто томил её маленькое сердечко. Но рука её вскоре будет отдана другому, и ждут её вовсе не светские балы и гулянья под столичными звёздами, но суровые пустыни далёкого края. А тот, кому она адресовала когда-то строки влюблённой души, обессмертит её образ в гениальном творении, и строчки её письма переложит в самые известный образец женского письма в русской литературе.
Мария Раевская, дочь генерала и героя 1812 года, Николая Николаевича Раевского и его супруги, внучки Михаила Васильевича Ломоносова, Софьи Алексеевны Константиновой, родилась 25 декабря 1805 года, а в начале 1825 года Мария Николаевна венчалась с другим известным полководцем, князем Сергеем Григорьевичем Волконским. Казалось бы, будущее молодой княжне предлагало вполне очевидное бытие. Первый год супружества ознаменовался частыми расставаниями, а закончился восстанием декабристов, радикально изменившим судьбы многих и многих, главным образом, семей декабристов. Мария Николаевна, только-только ставшая матерью, всё же решилась отправиться в далёкую Сибирь, дабы поддержать мужа, оставив родным маленького сына, которому, впрочем, не довелось более встретить родителей. Несмотря на столь благородный поступок, в целом, вполне понятный, отношения между Марией Николаевной и Сергеем Григорьевичем вовсе не оказались стабильно крепкими. По сути, они плохо знали друг друга до брака, не успели узнать друга друга и в единственный год мирной жизни, поэтому вскоре налёт супружеской верности, высшего благородства и христианского понятия брачного союза, сошёл на нет, проявив все неровности и отличия в характерах супругов.
Михаил Филин в своём историко-литературном исследовании рассматривает не только известные факты из биографии своей героини, но и выдвигает любопытную гипотезу о прототипе пушкинской Татьяны Ларины. В Татьяне автор разглядел и подкрепил аргументами именно Марию Раевскую-Волконскую, и кроме того, проследил возможную романтическую связь между поэтом и женой декабриста. Безусловно, перед нами именно предположение, с которым можно согласиться или не согласиться. Доводы, приведённые автором в книге, тоже вполне могут оспариваться, но, тем не менее, они довольно любопытны: в Евгении Онегине спрятан сам Пушкин, в Татьяне Лариной – Мария Раевская-Волконская, в её муже, «важном генерале», некоем князе N. – Сергей Волконский. Что касается исторической части, то биография Марии Волконской рассмотрена довольно подробно, с личными впечатлениями автора. Интересны факты о жизни декабристов в Сибири, на каторге. В целом, весьма интересно и очевидно познавательно.
Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
Consuelo писал(а):Михаил Филин «Мария Волконская: «Утаённая любовь» Пушкина»
Кристина -

.
Consuelo писал(а):проследил возможную романтическую связь между поэтом и женой декабриста.
А ты как думаешь,
Кристина, был роман между Александром Сергеевичем и Марией Николаевной?
...
Freitag:
Настёна СПб писал(а):А ты как думаешь, Кристина, был роман между Александром Сергеевичем и Марией Николаевной?
Присоединяюсь к этому вопросу.
А еще очень захотелось "Онегина" перечитать.
...
Настёна СПб:
КЭТИ МАРИ БЬЮКЕНЕН "ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ КОРДЕБАЛЕТА"
Роман посвящен судьбам трех сестер ван Гётем - Антуанетте, Мари и Шарлотте - учащихся в балетной школе при Гранд Опера. Вернее, Антуанетту уже выгнали за профнепригодность, а трудолюбивая Мари и талантливая Шарлотта еще стараются пробиться во вторую линию кордебалета. Бедных девочек-учениц, которые еле наскребают деньги на новую пачку, называют крысками. Они никогда не станут этуалями, "звездами", их удел танцевать за гроши на третьем плане сцены.
Антуанетта - глава семьи вместо прикладывающейся к абсенту матери-прачки - нашла временную работу в массовке театра, ставящего "Западню" Эмиля Золя. Реализм на сцене - реализм в жизни: родился в канаве - сдохнешь в канаве. Антуанетта влюбилась в грубоватого парня Эмиля Абди и покатилась по наклонной. Любовь застит глаза - абсолютное неверие, что Эмиль сволочь и негодяй. Какой идиот станет признаваться в убийстве, только чтобы разжалобить публику? У маман потрясающая реакция на то, что дочь - проститутка и воровка: "Отсидишь и найдешь другой бордель."
Мари стала натурщицей у Эдгара Дега, изображающего ежедневный труд балерин. Его танцовщицы не сильфиды, а уставшие, полуголодные девушки. "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" - некрасивая, смелая девочка - и есть Мари ван Гётем. Даже кордебалету сложно без покровителей, и Мари, скрывая отвращение, принимает "ухаживания" месье Лефевра.
Умненькая Мари хотела спасти сестру от зависимости от Эмиля и соврала, чем отправила обычного вруна (и это не Абди) на гильотину. Бутылка - последнее дело, но абсент помогает забыться...
Роман основан на реальных событиях, но точно известных фактов мало. И я рада, что автор не позволила своим героиням, руками Антуанетты, окончательно захлебнуться в болоте отчаяния и нищеты.
Оценка - 5.
...
Consuelo:
Freitag писал(а):Настёна СПб писал(а):
А ты как думаешь, Кристина, был роман между Александром Сергеевичем и Марией Николаевной?
Присоединяюсь к этому вопросу.
Честно говоря, сомневаюсь. Филин приводит вроде как доказательства романа между Волконской и Пушкиным, но, на мой взгляд, с ними может поспорить пушкиновед с другой позицией. Симпатия, конечно, могла быть, но вот целый роман - это под большим вопросом. Мне гораздо интереснее были доводы автора исследования в пользу того, что прототипом Татьяны Лариной была именно Мария Николаевна. Что-то я всё-таки склоняюсь к собирательному образу.
Freitag писал(а):А еще очень захотелось "Онегина" перечитать.
Одна из моих настольных книг)) С удовольствием перечитала после прочтения работы Филина.
Настёна СПб писал(а):ЖАН МАРЕ "ЖИЗНЬ АКТЕРА" (воспоминания)
Настя, спасибо за прекрасный отзыв!
Жан Маре, безусловно, яркий и талантливый человек, а судьба - не самая простая.
...
Настёна СПб:
Копирую из темы автора.
ЕЛИЗАВЕТА ДВОРЕЦКАЯ "КНЯГИНЯ ОЛЬГА. ДВЕ ЗАРИ"
Роман начинается конфликтом - в одном городце на землях князя Етона отказались платить дань Святославу. Тогда молодой воевода Унерад взял заложников из местной знати, среди которых оказалась Обещана. Поначалу Унерад казался юной вдове кровным врагом, но в Киеве дело обернулось свадьбой. Глядя на такой зигзаг судьбы, Малуша, младшая ключница княгини Ольги, задумывает изменить свою жизнь. Если волей Ольги она из князей упала в грязь, то теперь хочет вернуть высокое положение.
Девушка с одной стороны - наследница пяти княжеских родов, с другой - прислуга, рабыня. Надежду на светлое будущее Малуша увидела в Святославе, у которого, правда, уже две родовитые жены, а на ключницу он смотрит, как на мебель. И девушка согласилась выйти за хорошего парня Торлейва, племянника Ольги, чтобы стать хотя бы знатной боярыней. Княгиня скрепя сердце дала согласие, но Святослав, почуяв опасность своей власти, начал ерепениться. Мотивы Малуши я понимаю, но ее упрямое желание пробить стену лбом, неожиданно взыгравшая гордыня, поиск жениха повыгоднее мне не понравились. Святослав же в своем репертуаре - увидел, взял, бросил. И насмешка Торлейва показалась очень уместной.
Между тем епископ Адальберт и "бородатый греческий схизматик" сошлись в богословском споре. Несмотря на хитрости, на которые пошел не горящий в огне Адальберт, бог (или здравый смысл киевлян) оказался на стороне греков. Заодно избавились от фанатичной дуры Горяны, чему я порадовалась. А вот что Володислав погиб, как разбойник, обидно.
Оценка - 5.
...
Настёна СПб:
ДАНИИЛ АЛЬШИЦ "ОТ ЛЕГЕНД К ФАКТАМ. Разыскания и исследования новых источников по истории допетровской Руси"
Сборник трудов заслуженного деятеля науки РФ, доктора исторических наук, профессора, источниковеда Даниила Натановича Альшица (1919 - 2012 гг.) дался мне с трудом. Ученый пишет на интересные темы - о "Слове о полку Игореве", Ледовом побоище, Куликовской битве, эпохе Ивана Грозного, но язык изложения совершенно мне не подошел.
Я узнала, что когда-то считали Ледовое побоище случайной битвой. Князь Александр пошел на Дерпт, едва не попал в засаду и неожиданно для себя разбил преследовавших его немцев. Но в 1960-х гг. Альшиц пишет, что
"летописный рассказ показывает Александра с самого начала похода блестящим полководцем."
Много страниц уделено припискам к Лицевому своду, сделанным, как считал Даниил Натанович, рукой Ивана Грозного. Чаще всего это добавления и уточнения к официальным рассказам, но несколько раз он изменял "комментарии" в связи с текущей политической обстановкой. Например, рассказ о боярском мятеже 1553 г. во время царской болезни дан в трех различных вариантах.
Именно Альшиц обнаружил Список опричников Ивана Грозного 1573 г. Ученый так озаглавил перечень служилых людей и сделал вывод, что опричнина не загнулась к осени 1572 г., а продолжала здравствовать под названием Государева двора. Но другими специалистами показано, что это не одно и тоже.
Альшиц разбирает сочинения Пересветова, предполагая, что действительный автор Большой челобитной сам государь. Приводит ранее неизвестные царские послания, составленные в знакомых выражениях:
"А ты, князь Михайло, почему к нам о поветрии не пишешь?! А послан ты на Кострому беречь для поветрия... И ты для которого нашего дела послан, а то забываешь, больше бражничаешь, и ты то воруешь!"
Несомненно, Даниил Натанович внес огромный вклад в науку, но некоторые его выводы оспариваются другими историками.
Оценка - 4.
...
Consuelo:
Бернард Корнуэлл «Экскалибур» (3/3 «Сага о короле Артуре»)
В завершающей части трилогии Бернарда Корнуэлла, повествующей о судьбе легендарного короля Артура, мира не наступит. Бритты и саксы вступят в открытый бой, а кровь будет литься рекою. Полыхают костры, но то не всегда костры праздника, а войны и безумства фанатичной веры. И нет здесь счастливого финала. Дерфель, главный герой, от лица которого и ведётся рассказ, повзрослел и заматерел, так же как и его друг и правитель, Артур. Несмотря на спорность некоторых решений и поведения Артура, он всё же вышел у автора живым и человечным, ошибающимся, пытающимся следовать своей клятве, не забывать о чести и стремиться только к миру и спокойной жизни:
«Я отказываюсь править в Британии, где детей убивают того ради, чтобы спасти жизнь взрослым. Я хочу, чтобы меня запомнили как человека справедливого, - промолвил Артур, - на руках моих и без того довольно крови». Однако самое слабое место Артура – его сердце, которым владеет Гвиневра, властная и честолюбивая, которой не повезло родиться женщиной в раннее Средневековье.
«Артур, бич саксов, владыка Британии, человек, которого любовь ранила сильнее, нежели меч и копьё». Гвиневра, конечно, наломала дров, и, будучи дамой умной, не сумела проявить гибкости ума и мудрости. Но, тем не менее, сложно не признать силы её воли и умения держать себя достойно, даже упав в грязь лицом.
Кровь льётся отовсюду: бритты против саксов, бритты против бриттов, язычники против христиан, а
«мужчины, когда им больно, ведут себя безрассудно». Пророчество в отношении отца Дерфеля сбывается. Нимуэ, ведьма и соратница Мерлина, подруга Дерфеля, совсем сошла с ума, и дабы прервать ниточку, связующую с ней Дерфеля, пришлось пойти на радикальные меры. Однако, не могу не заметить, что большинство персонажей трилогии отнюдь не полностью положительные или тотально отрицательные. Ошибки совершают все. При этом поведение многих отрицательных героев тоже поддаётся объяснению, т.е. они плохие не потому что такими родились, а потому что в их судьбах происходили определённые отрицательно повлиявшие события. Но это, безусловно, не оправдание, а похвала автору, которые не мажет одним цветом своих героев, делая их более достоверными и понятными.
Роман, как и предыдущие две части, наполнен событиями, мыслями, действиями, иными словами нигде не провисает. Атмосфера гнетущего напряжения, давления рока и кровожадной грани человеческой природы, требующей истребления себе подобных. Старые боги уходят, как бы Нимуэ ни противилась, а последователи новой веры, христианства, не способны так легко отказаться от обычаев предков, и втягивает чисто языческое мировоззрение в христианское учение. Герои разнообразные, каждый добавляет красок в общее полотно. Между тем, автор предлагает своё видение легендарных персонажей, которое часто отличается от признанного стандарта.
Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
ИВАН ШМЕЛЁВ "БОГОМОЛЬЕ"
Я подумала, что хорошо спустя год после моего посещения Троице-Сергиевой Лавры (экскурсантом) прочитать эту повесть. Но последнее время я уставшая и злая, а Шмелёва надо читать явно в другом настроении.
Маленький Ваня, Горкин, Антипушка, Федя и Домна Панферовна с внучкой Анютой отправились на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Запрягли старушку Кривую в тележку и потопали. Выйдя из Москвы, они слились с толпой паломников и нищих, также следующих святой дорогой. Мальчик в предвкушении - он увидит и Троицу, и Преподобного, и чудеса Господни. Лавра предстала перед Ваней розоватой колокольней, звездами на синих куполах Успенского, перезвоном, ароматом шиповника. И не такой умильной сценой, а дракой и руганью убогих. Да и в Посаде им не сразу указали дом игрушечника Аксёнова, пришлось покружить. Федю в послушники не благословили, сказав, что хорошие люди в миру нужнее. Домна Панферовна точно не из благочестия отхватила побольше хлеба (троицкий хлеб и сейчас невозможно вкусный). Зато душа у героев порадовалась и отдохнула.
Но я никогда не пойму, зачем обезноженного парня тащить к Преподобному два месяца по жаре, если есть возможность поехать на "чугунке"? Сколько среди богомольцев таких, как выпущенный из сумасшедшего дома мужик, обвешанный замками? Для чего грызть гроб? Я почти как та неверующая барыня, пришедшая к батюшке Варнаве, только не нахальная.
Оценка - 4.
...
Consuelo:
Настёна СПб писал(а):ИВАН ШМЕЛЁВ "БОГОМОЛЬЕ"
Настя, спасибо за отзыв!)
Я на книги Шмелёва одним глазом посматриваю, но пока не имею настроения к ним приобщиться))
Настёна СПб писал(а):Но я никогда не пойму, зачем обезноженного парня тащить к Преподобному два месяца по жаре, если есть возможность поехать на "чугунке"? Сколько среди богомольцев таких, как выпущенный из сумасшедшего дома мужик, обвешанный замками? Для чего грызть гроб? Я почти как та неверующая барыня, пришедшая к батюшке Варнаве, только не нахальная.
Я тоже далека от обрядовой стороны религии.
Напомнило роман "Лурд" Эмиля Золя.
Я в Лавре давно была, ездили на экскурсию в школьные годы. Всё думала в прошлом году съездить, но в итоге поехали в Новый Иерусалим. А теперь, да, не знаю, когда туда доберусь, наверное, не в этом году.
...
Consuelo:
Настёна СПб писал(а):Когда я читаю, что героиня повести отгрызла-таки щепку от гроба, у меня глаза на лоб лезут.

Ой, ну это, конечно, даже не религиозное стремление, а мракобесие и язычество, которое к религии, к христианству в данном случае, естественно, не имеет никакого отношения.
...
Шармелька:
Настёна СПб писал(а):ИВАН ШМЕЛЁВ "БОГОМОЛЬЕ"
Настёна СПб писал(а): Но я никогда не пойму, зачем обезноженного парня тащить к Преподобному два месяца по жаре, если есть возможность поехать на "чугунке"? Сколько среди богомольцев таких, как выпущенный из сумасшедшего дома мужик, обвешанный замками? Для чего грызть гроб? Я почти как та неверующая барыня, пришедшая к батюшке Варнаве, только не нахальная.
И для меня это было странно. Но, зато честная книга. Все как есть, и церкви и нищие, и блаженные и сумасшедшие.
А у меня Лавра совсем рядом, когда колокола звонят, слышно. Несколько дней назад проезжала мимо и ...сказать что удивилась не правильно, я этого ожидала, но так непривычно пусто. Нет поломников, нет огромных автобусов с китайскими туристами. Такое странное чувство, что Лавра от дороги отвернулась.
...
Настёна СПб:
ИВАН ШМЕЛЁВ "СТАРЫЙ ВАЛААМ"
Цитата:"Мне чуждо многое в них - нельзя же смотреть на жизнь так, как смотрит тот схимонах в скиту, для которого вся жизнь только подползание к могиле, где бренное тело будет червями пожрано, это не жизнь, а ужас! - аскетизм их порой ужасен, но духовная сила их мне очень симпатична. Часто они - как дети, но... сказано: Сокрыл от мудрых - и открыл младенцам!"
Эта биографическая повесть посвящена свадебному путешествию Ивана Сергеевича с женой в обитель на остров Валаам. Вспомнилась моя сорвавшаяся поездка на остров Коневец (тоже на непредсказуемой Ладоге, но ближе): "Наш паром сломался, а на монастырском катере мы вас не повезем. Вы потонете, а нам отвечай."
Молодой студент Шмелёв с супругой и другими "туристами" и паломниками удачно преодолел Ладогу и оказался в миру, где время будто замерло. Несмотря на пароходик и водопровод, на Валааме словно древность-древность. Студент Шмелёв мало напоминает мальчика Ваню из "Лета Господня" или "Богомолья" - он "ученый", Чернышевского с Бебелем читал, от веры "отшатнулся". Многое в жизни монахов ему не понятно. Но знакомство с подвижниками и природные красоты принесли умиротворение и покой. Монахи разные: кто-то строгий, кто-то добрый, а у кого-то да и проскользнет, что
"вы там в грехе погрязли, а у нас святость".
Оценка - 4.
Шармелька писал(а):честная книга. Все как есть, и церкви и нищие, и блаженные и сумасшедшие
У Прыжова в "Нищих" и "Юродивых" тоже правда жизни, только без милоты, исключительно суровый реализм

.
...