Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Consuelo:


Клод Кребийон-сын «Заблуждения сердца и ума»

«Ошибаются те, кто думает, будто можно сохранить, вращаясь в свете, ту душевную чистоту, с какой мы в него вступаем, и оставаться доброжелательным и правдивым, не рискуя погубить свою репутацию и утратить состояние. Сердце и ум неизбежно должны пострадать в обществе, где господствуют мода и притворство. Оценка добродетели, таланта и других достоинств там совершенно произвольна, и человек может достичь успеха, только постоянно насилуя себя. Вот принципы, которыми вы должны руководствоваться; но мало знать, что для успеха в свете надо всё время дурачиться и носить маску: необходимо тщательно изучить характер общества, к которому вы принадлежите по своему рангу, и найти для себя те дурачества, которые больше всего вам подходят, и именно те из них, которые в данное время в моде; а эта наука требует куда больше ума и проницательности, чем вы думаете…»

Клод-Проспер Жолио де Кребийон, сын французского драматурга Проспера Жолио де Кребийона, члена Французской Академии и врага Вольтера, в 1736 году написал роман-воспоминание некоего молодого аристократа, господина де Мелькура, обладающего титулом, юностью и финансовой обеспеченностью. Юноша решает войти в высший свет, и вскорости понимает, что наиболее кратчайший путь пролегает через будуар известной и влиятельной светской кокетки. Де Мелькур пылает страстными чувствами к сорокалетней подруге своей матери, а после встретит молоденькую дальнюю родственницу, в которую тоже влюбится, чуть не позабыв прежние чувства к мадам де Люрсе. Однако в светском обществе, с которым юноша ещё совсем не знаком и плохо понимает его правила, разворачивается своя игра, в которую вступает неопытный де Мелькур, водимый опытной рукой мадам де Люрсе. В процессе любовных игр на де Мелькура заглядываются и другие опытные дамы, для которых наличие молоденького кавалера является как бы гарантией того, что женские чары взрослых прелестниц всё ещё не растеряли силы воздействия. А уж премудрости светских нравов де Мелькуру поведает господин де Версак, всем известный фат и вертопрах, с сомнительной моралью и весомым положением в среде богатых и титулованных.

Роман написан от лица главного героя, молодого де Мелькура. Сюжет не изобилует действиями, но зато в нём такое тонкое и точное препарирование нравов высшего французского общества XVIII века, с этими искалеченными и перевёрнутыми моралью и нравственностью, с бесконечными играми изящными фразами, подколами и провокациями, искусством соблазнения, которое должны освоить все, кто не хочет оказаться на обочине общественной жизни. И в этот мир фальшивого блеска де Мелькура вводит многоопытный де Версак, образ которого вдохновил Шодерло де Лакло, и в его романе «Опасные связи» есть не только персонаж по фамилии Врессак, но его образ во многом воплотился и в схожем по типажу виконте де Вальмоне. Иными словами, что Версак, что Вальмон, суть лишь типичные представители аристократов своего времени, с абсолютно извращённою моралью. При этом де Версак прекрасно понимает заведённые правила игры и их принимает, дабы остаться на плаву в таком обществе, и для этого ломает собственную природу. И именно эту правду жизни он и доносит до юного де Мелькура, буквально падающего в этот водоворот светской жизни, и будущее его предопределено.

Роман написан тонко, с большим пониманием ситуации и, очевидно, человеком с острым взглядом и проницательным умом. «Заблуждения ума и сердца» - это классика либертинской литературы и классический образец романа XVIII столетия. Здесь нет череды активных действий, но есть тонкая психология, изысканная речь, со всеми изящными оборотами, а также простор поразмышлять на темы, оставшиеся вневременными.

Оценка – 5.

...

Consuelo:


Виктор Семёнович Листов «Голос музы тёмной…»

«…поэзия, искусство суть выходы человечества из суровых объятий точного знания, из непререкаемости математических соотношений реальной жизни. Стихотворение Пушкина, объяснённое методами точных наук, становится подобным набоковской бабочке, взятой в руку. Пыльца опадает, проглядывает серенький некрасивый остов, живое умирает…»

Трудов и исследований о жизни и поэзии Александра Сергеевича Пушкина великое множество, однако личность поэта настолько уникальная в русской литературе, настолько сильным и долговечным влиянием она обладает, что не иссякнет к ней внимание и в последующих поколениях. Виктор Семёнович Листов закончил Московский государственный историко-архивный институт (ныне – Историко-архивный институт РГГУ), по профессии – историк, а не филолог. И это обстоятельство биографии автора исследования надо непременно принять во внимание, ибо он намерен в своём труде дать варианты прочтения пушкинской поэзии в привязке к реалиям биографии поэта, его личным переживаниям, и, что не менее важно, к социально-историческим событиям, которые Александр Сергеевич, либо изучал, либо коим был современником. Любопытна информация о том, каким образом и в каком виде на поэта влияли события, предшествовавшие его рождению, в том смысле, что эти знания порой доходили до Пушкина уже в искажённом до него виде. В книге есть и такая интересная информация, как, например, каким образом прослеживается связь между Пушкиным и «Интернационалом». Автор даёт и свою интерпретацию последних месяцев жизни поэта и того, что подтолкнуло его к роковой дуэли. Кроме поднятия пластов истории, исследователь обращается и к отображению архитектуры в сочинениях Пушкина. Иными словами, читать было крайне интересно и, как мне думается, полезно. При этом, да, перед нами авторское видение, с которым можно согласиться или нет, но для общего развития будет, опять же, полезно.

Оценка – 5.

...

Настёна СПб:


ЕЛИЗАВЕТА АМИНОДОВА "ТАЙНЫЙ НАСЛЕДНИК ИВАНА ГРОЗНОГО"

Роман начинается страшилкой, как Иван Грозный пытался отравить свою надоевшую беременную любовницу Наталью Коростову, но ей помогла боярышня Мария Нагая. Вскоре Марии выпала нелегкая доля стать 8-й государевой женой и родить царевича Дмитрия. Вдовая царица превратилась из милой боярышни в озлобленную бабу, забывшую, как поначалу рыдала, что Грозный собирался ее бросить, и тоскующую по высокому положению. Уверенные, что хитрый татарин Годунов изведет Митеньку, семейство Нагих решается на подмену детей.
Настоящий Дмитрий тихо-мирно жил с воспитателем, учащим его не просто наукам (не понятно, откуда у сына боярского мешок знаний), но и доброй жизни. Любят современные романисты делать из Дмитрия какого-то простофилю, который не может распознать лесть, двурушничество и прочие нехорошие людские качества. Лишь когда в Польше объявился засланный Отрепьев, Дмитрий решился показать свое истинное лицо. Ход с дружбой царевича и "серого кардинала" Отрепьева, более приспособленного к реальной жизни, мне понравился. Отрепьев считает, что цель оправдывает средства, и "рыцарь из древних легенд" Дмитрий через не могу раздает щедрые обещания, но думает только о прекрасных очах Марины.
В принципе, идея романа мне понравилась, но в книге море ошибок. Коростова, по легенде, являлась племянницей казненного архиепископа Леонида; Нагие при Иване IV были в шоколаде, а не в опале. Автор не знает, что у царя Шуйского отчество не Петрович, а Чудов монастырь находился в Кремле? Почему Новгород-Северский - Литовское княжество? Какое еще княжество Московское? Читать продолжение пока настроения нет, а ведь там должно начаться самое интересное.
Оценка - 4-. По-хорошему "3", но Отрепьев - wo .

...

Настёна СПб:


ЕВГЕНИЙ БЕЛЯНКИН "СУДЬБА И ЛЮБОВЬ КОКО ШАНЕЛЬ"

В одном отзыве я прочитала: "В романе о Шанель мало Шанель, но много Лифаря", - и решила, что с Лифарем будет интересно. Я ошиблась. Нет, Серж чудо как хорош, но в остальном роман поверхностный, хоть и легко читаемый.
Сначала параллельно рассказывается о жизни Габриэль Шанель и великого князя Дмитрия Павловича - до их встречи. Создалось впечатление, что о Дмитрии автор знает только то, что он принимал участие в убийстве Распутина, о котором переписано из воспоминаний Феликса и Пуришкевича. А называть Марию Павловну, родную сестру великого князя, его тетушкой - не лезет ни в какие ворота!
Роман Коко и Дмитрия относится где-то к 1922 г., но в книге Шанель уже знакома с Лифарем, приехавшим в Париж через год. Серж влюбляется в нее, а Габриэль начинает его продвигать. Очень не понравилось, что все то, что Сергей Павлович сделал для Сержа автор приписал Шанель. Да, Коко дружила с балетной компанией Дягилева, сотрудничала, спонсировала. Но говорить, что она "творец" Сержа? Белянкин целые сцены "позаимствовал" из книги Лифаря "Дягилев. С Дягилевым". Но т.к. в романе о "фаворитизме" нет ни слова, то смысл несколько улетучивается.
Еще присутствует Стравинский, тенью слоняющийся по вилле Шанель. Безнадежно влюбленный, но ревнующий композитор... В общем, есть женщина и влюбленные в нее мужчины. На этом все.
P.S. Дата "рождения" "Шанель номер 5" - 5 мая 1921 г. Wink .
Оценка - 3.


Ой-ой, я назвала этот роман великолепным? За 5 лет знаний прибавилось, и сейчас выше "трояка" не поставила бы Laughing .

...

Elen-Mert:


“Человек меняется не на войне, человек меняется после войны. Меняется он, когда смотрит теми же глазами, которыми видел то, что было там, на то, что есть здесь».

Светлана Алексиевич «Цинковые мальчики»

Не знала, где здесь на форуме можно поделиться впечатлениями от этой книги и пришла сюда. Все-таки описанные события это достаточно значительный пласт нашей истории - почти десятилетняя война в Афганистане.

Немного фактов:
Книга «Цинковые мальчики» входит в цикл книг, написанных в жанре художественно-документальной прозы и посвящённых различным событиям и жизни людей в разные периоды существования СССР.

Светлана Алексиевич - первый белорусский и шестой русскоязычный лауреат Нобелевской премии по литературе (в 2015 году).

Почему начала читать? Хотела узнать больше и лучше понять суть этого конфликта. Мой отец, будучи солдатом срочником, участвовал в боевых действиях, поэтому в моей семье тема этой войны так или иначе всегда поднималась.

Теперь по существу.

Книга начинается с монолога от лица женщины, глубоко страдающей от того, что ее сын вернулся из Афганистана другим человеком, непонятным, незнакомым. Она рассказала, что сын совершил странное убийство и отбывает наказание. При этом она завидует тем матерям, чьи сыновья погибли…
Жутко было читать такое признание. Отсюда сразу нарисовались первое впечатление о книге, будто она посвящена женскому взгляду на войну. Но нет, это совсем не не так.
В своём произведении С. Алексиевич собрала реальные, искренние, пронзительные и очень разные истории людей: солдатов-срочников, офицеров, жён, матерей… Много воспоминаний тех, кто вернулся с войны искалеченным. Каждый рассказ несёт в себе надлом. Каждая смерть так или иначе калечила жизни родных. Каждое возвращение, даже целым и невредимым, было связано с внутренними изменениями в человеке, необратимыми и часто губительными.
Во всей этой пучине отчаяния меня поразили откровения офицера, полностью потерявшего зрение. Этот сильный человек сказал, что может видеть гораздо больше чем зрячий и что для счастливой жизни ему не обязательно нужно видеть.

Много сказано о разочарованиях, испытанных теми, кому довелось там побывать. Много о военном быте, внутриармейских взаимоотношениях, положении женщин на той войне. Особое место уделено горю матерей.
Я видела, в сети автора ругали за то, что собрала в книге один сплошной негатив. Так и хочется воскликнуть: «Люди! Она же о войне писала. Где тут позитив то искать?». Кроме того, ее целью было рассказать правду. И этой цели она более чем достигла. И лично я поверила каждому слову, так как все описанное так или иначе вписывается в ту картину, которую я смогла составить по отцовским рассказам. И я легко могу представить, как воспоминания отца вписались бы в книгу С. Алексиевич. И это при том, что его тяжелые воспоминания всегда приправлялись смешными случаями из армейской жизни и лирическими описаниями природы.

Вторая часть книги посвящена судебным разбирательствам, с которыми столкнулась автор после публикации «Цинковых мальчиков». И эта часть не менее интересна и не менее информативна. Она также на многое раскрывает глаза.

Книга меня сильно впечатлила и расширила понимание тех событий. Я не стану рекомендовать ее всем и каждому, но тем, кому интересна тема - однозначно посоветую.

Оценка 5

Я намерена прочесть весь цикл книг Светланы Алексиевич.

...

Elen-Mert:


Настёна СПб писал(а):
Лена, спасибо за отзыв Flowers . Давно смотрю на этого автора, но руки еще не дошли.

Я тоже долго присматривалась. А теперь могу сказать, что сразу прониклась к автору большим уважением. Забыла сказать про прекрасный язык и читаемость на одном дыхании.

...

Настёна СПб:


Составители АНН ФИЛИП и КЛОД РУА "ЖЕРАР ФИЛИП"

"Жерар Филип оставляет после себя лишь образ весны..." (Луи Арагон)

Не могу отнести себя к большим поклонникам Жерара Филипа (4.12.1922 - 25.11.1959 гг.), но я очень рада, что в мои руки попала эта книга. В сборник, посвященный творчеству французского актера, включены воспоминания его коллег и друзей. Этап за этапом прослеживается путь Филипа в театре и кино, от "Содома и Гоморры" до "Капризов Марианны", от князя Мышкина до "Опасных связей". Мне было интересно читать именно о спектаклях, ролях, работе актеров - качественно, по полочкам, словно я перенеслась на 65 лет назад и побывала в Народном национальном театре Жана Вилара. "Жерар Филип играл лишь те роли, в которых воплощается мечта людей. Он создавал образы, воплощавшие мечту всех", - писал Клод Шублие.
Жерар производил впечатление человека искреннего и открытого. Он таким и был - с близкими людьми. На самом деле актер был довольно скрытным, защищаясь непрерывной внешней веселостью. Скромный, оберегающий жену и детей от назойливости журналистов и поклонников, Филип мог быть и достаточно неприятным. "Подлинного Жерара я никогда не знала. Он проходил по жизни неуловимый, невидимый. Глубоко романтичный, влюбленный в легенды, он жил словно в изгнании - между небом и землей. Он был одновременно слабым и необычно сильным", - вспоминала актриса Мария Казарес.
Оценка - 5.
О Жераре Филипе в спектакле "Ричард II" - здесь Wink .

...

Peony Rose:


Настёна СПб писал(а):
Не могу отнести себя к большим поклонникам Жерара Филипа

А я его обожала, и сейчас люблю )) Великолепнейший актер и очень глубокий человек, безумно жаль, что ушел так рано, мне кажется, он только начал раскрываться полностью в ролях.
Помню его Фанфана, Жюльена, Фабрицио, Фауста, Армана...
Светлая память.

...

Consuelo:


Мария Залесская «Вагнер»

Чуть более года назад я прочитала биографию Ференца Листа в замечательном изложении Марии Залесской. В той книге автор, конечно же, обращалась к личности Рихарда Вагнера, который был не только ровесником и коллегой Листа, но и его зятем. Разбору их сложных отношений автор уделила внимание в обеих биографических работах. Но, кроме того, в фокусе оказались и личные отношения Вагнера с другими коллегами, соратниками, правителями, родственниками, друзьями, женщинами, врагами и гонителями. Сам по себе Рихард Вагнер был очень сложным человеком, с довольно тяжёлым характером, с некоторой манией величия, безусловным чувствованием своего превосходства как композитора-новатора, зачастую говорившего и писавшего резкие и осуждаемые и поныне идеи. Рихард Вагнер, безусловно, революционер и новатор, и его не зря сравнивают с Людвигом ван Бетховеном, в музыке которого отчётливо слышны мотивы бурных страстей и неистовости. Оба композитора сильнейшим образом повлияли на развитие классической музыки.

«Я убеждён, что есть универсальные потоки Божественной мысли, вибрирующей эфир всюду и что любой, кто может чувствовать эти колебания, вдохновлён…»

Рихард Вагнер значительно переосмыслил жанр оперы, по сути, реформировал данное направление искусства. Облик современной оперы базируется на нововведениях Вагнера, среди которых: привнесение речитативного исполнения, использование лейтмотивов, единение музыки и драмы, серьёзное погружение в мифологию и сонм эпосов, изменение роли оркестра, синхронизация оперы, замена традиционных форм «дуэты» и «ария» на «диалоги» и «рассказы», соответственно. Вагнер стремился к универсализации искусства. Вся жизнь композитора отличалась бурной деятельностью. Вагнер желал жить творчеством, однако, не умел жить по средствам, а посему постоянно находился в долгах и попытках заработать. Вагнер считал, что творческие люди должны жить только искусством, а остальные, занимаясь каждый своим дело, должны обеспечивать творцам безбедное и спокойное существование, иначе искусством заниматься сложно. Кроме непосредственной композиторской деятельности, Вагнер ещё и дирижировал и занимался теорией музыки, писал публицистические статьи.

Страницы личной жизни: Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года, в Лейпциге (Саксония), в семье чиновника полицейского ведомства, Карла Фридриха Вагнера, и его супруги Йоханны Розины. Девятый ребёнок в семье довольно скоро, не достигнув годовалого возраста, осиротел, лишился отца. Мать вышла замуж во второй раз за актёра Людвига Гейера, который стал настоящим отцом маленькому Рихарду. Более того, первое время жизни Рихард носил фамилию отчима, которого почитал всю жизнь. Надо отметить, что музыка и театр не были чужды семье Вагнер-Гейер, к примеру, сестра Рихарда Вагнера, Розалия, была актрисой и поддерживала стремление младшего брата пойти по пути музыканта. Первый успех к молодому композитору пришёл после постановки Дрезденского оперы «Риенци, последний из трибунов» на сцене Дрезденской придворной оперы, 20 октября 1842 года. Однако же дальнейшие карьерные шаги не всегда были устланы розами. Оперы Вагнера, непривычные для своего времени, казались некоторой части публики довольно шумными, долгими и тяжёлыми для восприятия. К примеру, Ивлин Во считал немецкую оперу, а, значит, и вагнеровскую оперу, «слишком долгой и слишком громкой». В общем-то, такое мнение бытует и в наше время среди тех, кто не приемлет наследия Вагнера именно с эстетической, скажем так, точки зрения.

Вагнера всегда упрекали в разнузданности в отношении морали. Его первой супругой стала актриса Вильгельмина Планнер, и откровенно говоря, брак не задался, но продолжался долгое время до смерти Минны, сопровождаясь супружескими изменами с обеих сторон, расставаниями и разлуками, временами затишья и чередой скандалов. В жизни Вагнера были и другие женщины, но самой большой любовью стала Козима Лист, дочь Ференца Листа. При этом Козима уже состояла в браке с пианистом и учеником своего отца, Гансом фон Бюловым. И, конечно, эта любовная связь нельзя назвать романтической и красивой, поскольку речь идёт об измене и предательстве дружбы. Ганс фон Бюлов был другом и почитателем Вагнера, и ему удалось простить супругу и композитору, поставив их счастье и гений Вагнера превыше всего. Так же поступил и Ференц Лист, долгое время не признававший второго брака своей дочери и того, как именно он был совершён. Однако в конце концов отходчивый Лист простил и Козиме, и Вагнеру. И здесь стоит отметить, что в отличие от того же Ференца Листа, по-человечески очень приятного, Вагнер не мог похвастаться умением быть благодарным, чувствовать чужую беду и уметь ей сопереживать. Вагнер отличался эгоизмом и вниманием только к своим проблемам, и это невозможно отрицать.

Вообще же, стоит отметить, что в жизни Вагнера выделяются два главных друга и покровителя: Ференц Лист и баварский король Людвиг II. С именем последнего образ Вагнера неразрывно связан. «Сказочный король», покорённый гением композитора, оказывал ему огромную поддержку, что повлекло к трагическому развитию событий для Людвига. Ибо ближайшее окружение баварского монарха было радикально против влиянию Вагнера и, что более важно, выступало против финансовых трат, которые осуществлял король для поддержания композитора. К примеру, Людвиг финансировал строительство Дворца фестивалей в Байрёйте, где в наше проводятся знаменитый Вагнеровский фестиваль. Кстати говоря, Вагнер умер от сердечного приступа, 13 февраля 1883 года, в Венеции, а после был отправлен на родину, в Германию, и похоронен в Байрёйте.

Рихард Вагнер – фигура очень неоднозначная, в какой-то мере зловещая. А, почему, собственно? Прежде всего всплывают две мысли, связанные между собой: первая заключается в том, что Вагнер был откровенным антисемитом, а вторая - в том, что воззрения Вагнера оказали влияние на формирование идеи немецкого национализма, да и более того, Адольф Гитлер называл Вагнера своим любимым композитором. Последнее, конечно, легко парировать: ну не виноват Вагнер, умерший за шесть лет до рождения фюрера, в его симпатии к своей музыке. И это вообще, на мой взгляд, в корне некорректный подход. А вот что касается антисемитизма, то вот тут замазать ничем нельзя. Только прибавить, что подобные воззрения не были чем-то удивительным в историческом периоде и в среде, в которой вырос и жил Вагнер. При этом, зачастую Вагнер в отношении к евреем основывался на личных обидах к тому или иному человеку. И, кстати говоря, Вагнер чуть ли не более евреев ненавидел французов, называя их чуть ли не никчёмной нацией, пустой и поверхностной. И на такое отношение подвигли Вагнера неудачи в Париже! В связи с этим возникает извечная дилемма гения и злодейства. Хотя назвать Вагнера злодеем не особо получается. Просто вот таким он был человеком, слишком следовал сиюминутным впечатлениям.

В целом, мои ожидания от работы Марии Залесской полностью оправдались. Книга замечательно написано, хорошим языком, не простым перечислением фактов, но глубоким анализом. Автор не пытается обелить или очернить Вагнера, но ставит своей целью понять, кем он был, и ответить на главный вопрос: кто Вы, Рихард Вагнер?

Оценка – 5.

...

Тина Вален:


"Королева в тени" Анна О'Брайен
Роман о Прекрасной Деве из Кента, Джоанне Плантагенет, матери короля Ричарла Второго. Но прежде чем стать матерью короля, Джоанна прожила весьма насыщенную жизнь. Первый раз она вышла замуж за простого рыцаря. Этот брак никак не мог получить одобрения венценосных родственников. Будучи замужем, девушка оказалась женой Уильяма Монтегю, что привело к большому скандалу и многолетней судебной тяжбе.
Я не могу сказать, что мне понравилась Джоанна. Несмотря на королевскую кровь и воспитание, она довольно легкомысленна. Чего стоит ее первое замужество! Я даже не поняла, зачем она пошла на этот шаг, ведь даже любовью к Томасу она не пылала. Такое впечатление, что она просто любила удивлять, эпатировать королевский двор. И еще она любила роскошь и власть. Именно это стало причиной ее третьего брака с принцем Уэльским. Меня утомило бесконечное описание ее нарядов, роскоши и самолюбования. Автор хочет показать ее умной женщиной, которая могла бы править и сама, но я этого не увидела. И юный Ричард во многом похож на нее - капризный и избалованный. Великого короля из него не получилось, хоть Джоанна и обещала это своему умирающему мужу.
4 балла.

...

Consuelo:


Пьер Сиприо «Бальзак без маски»

Оноре де Бальзак – один из самых любимых мною писателей, посему обстоятельства его биографии и творческого пути представляют для меня известный интерес. Однако я не могу сказать, что нашла ответы на все интересующие меня вопросы в работе Пьера Сиприо о Бальзаке. Что есть в книге из личных страниц жизни Оноре де Бальзака: происхождение писателя, некоторые факты о его семье, о взаимоотношениях с родными (к примеру, нелюбовь матери, тесная дружба с младшей сестрой и отношения с внебрачным сыном матери), особенности характера писателя, его устремления, взлёты и падения, отношения с женщинами. Отец писателя, Бернар-Франсуа Бальса, крестьянин, всю жизнь положивший на достижение материального благополучия и стабильного положения в обществе. Мать писателя, Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье, дочь парижского суконщика, была на тридцать два года моложе супруга. Оноре, старший ребёнок семьи, родился 20 мая 1799 г. (умер Бальзак 18 августа 1850 г.), в Туре. Далее семья Бальзак, ранее Бальса (впоследствии писатель, всегда пытавшийся претендовать на аристократическое происхождение, добавил к своей и без того изменённой фамилии частицу «де»), пополнилась ещё двумя девочками, а после мадам Бальзак, нашедшая сердечного друга на стороне, стала матерью ещё одного сына, которого любила гораздо больше своего старшего ребёнка. Отец желал Оноре карьеру юриста, сын поначалу пошёл по определённой родителем стезе, но быстро понял, что нет, не его это путь. Литература заняла все его мысли. А ещё любовь. Бальзак всегда любовался прекрасной половиной человечества. Однако женился писатель только раз, под конец жизни, на слегка экзальтированной польской аристократке, Эвелине Ганской, которая когда-то начала переписку с известным писателем. Впрочем, просто так, взять и жениться на любимой даме, у писателя не получилось. Браку предшествовали долгие годы различных проволочек, включавших брак Эвелины, а после и политические проблемы. Однако не долго, судя по всему, горевала вдова после смерти Бальзака, а вышла ещё раз замуж через полгода.

«Если не верить в себя самого, нельзя быть гением…»


Из писательской биографии: какие авторы и какие книги влияли на формирование художественного вкуса Бальзака, источники сюжетов романов самого Бальзака, прототипы его литературных героев, многократные попытки начать собственное дело, удачи и неурядицы, методы работы Бальзака. Как известно, Бальзак работал много, изнурительно, по ночам преимущественно. В таком режиме организм, к сожалению, не мог не износиться. К тому же, Бальзак хотел жить не по средствам, а это – увы – чаще всего не получалось. Но, как оказалось, сложно быть одновременно великим писателем и очень богатым человеком с аристократическим образом жизни. Тем не менее, Бальзак был уверен в своём таланте, но и умел поддержать других талантливых писателей, особенно тех, кому везло меньше.

Остальное: в какое историческое время жил и трудился Бальзак, какие социальные, экономические и политические перипетии – всё это также вошло в работу Пьера Сиприо, и, безусловно, важно для понимания его творческого взгляда, в том числе. А Бальзак, конечно же, был безумно талантливым художником, умевшим не только искусно передавать свои мысли и впечатления, но и обладавшего даром схватывать глубину и мельчайшие изгибы препарированных характеров, а также с удивительной точностью «проникать» в видимые и скрытые социально-бытовые движения.

Книге я поставила «5» но с «-», поскольку автор часто увлекался отступлениями, за которыми немного терялся главный объект исследования. Да, кстати, переводчик книги, Елена Сергеева, получила антипремию «Абзац» за плохой перевод. Тоже надо учитывать.

...

Consuelo:


Полин Шмитт Пантель (ред.) «История женщин на Западе. От древних богинь до христианских святых» (Том 1 / 5. Под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро)

Первый из пяти объёмных томов, посвящённых изучению истории женщины и женщины в истории, исследует существо и статус представительниц прекрасной половины в греко-римской культуре, в античную эпоху. Авторы исследования сразу объясняют, почему фокус их внимания нацелен только на Западную Европу, а также в чём заключаются отличия в европейском и американском подходах к исследованию гендера. Надо сразу отметить, что, по сути, перед нами сборник научных статей различных авторов, объединённых под одной обложкой. Честно признаётся, что авторы зачастую придерживаются различных мнений по целому ряду аналогичных вопросов. Среди поднятых тем: природа и статус богинь греко-римской мифологии, лингвистические особенности, идеи Платона, Аристотеля, Аристофана и Плутарха в отношении пола, статус женщины и мужчины в римском праве, женщина и религия, женщина в искусстве, женщина и труд, женщина в браке, значимость материнства, женщина в раннем христианстве, полемика вокруг идеи матриархата.

Вопросы, поднятые в исследовании, безусловно, интересны и требуют внимания. Как правильно отметили авторы, их цель заключается в том, чтобы услышать и транслировать голос женщины, затерявшийся в толщах прошедших веков. Однако основным минусом данной работы, на мой взгляд, является её академичность. Некоторые статьи написаны довольно доступным языком для широкой публики. Остальные статьи, наоборот, изложены сухим, научным языком, при этом требуя у читателя специальных знаний в рамках тематики. В некоторых статьях присутствует и абстрактность, которая тоже сложно воспринимается. В целом, конечно, интересно и познавательно, но имеющиеся минусы не позволяют поставить высший балл, так что «4».

...

Consuelo:


Всем привет!)

Пришло время открывать ежегодные «революционные чтения»))

Елена Морозова «Мария-Антуанетта»

«…Но за что нация могла благодарить королеву? За постоянное стремление помочь австрийским родственникам? За дефицит бюджета, созданию коего она столь активно способствовала, что получила прозвище «Мадам Дефицит»? Народу, взявшему Бастилию, не за что было ни любить, ни благодарить королеву. Её благодарили, говоря языком официальным, «отдельные представители народа»: вдовец-крестьянин с четырьмя детьми на руках, которому она отдала свой кошелёк; состарившиеся версальские лакеи, которым она назначила пенсии; бедняки, которым она никогда не отказывала в милостыне…
Мария-Антуанетта была милосердной королевой, но её милосердие проявлялось в частной жизни, о нём знали близкие к ней люди, для нации же, видевшей в ней второе лицо в государстве, она была «австриячкой», разорявшей Францию страстью к нарядам и любовью к жадным фавориткам. И люди были по-своему правы. Расточительство Марии-Антуанетты было у всех на виду; прежде столь активно проматывали казну только королевские любовницы, но к ним фортуна приходила случайно, поэтому от них, собственно, ничего иного и не ждали. А от юной королевы и её столь же юного супруга ждали обновления, всегда сопутствующего молодости. Но и королева, и король двигались по накатанной колее консервативного абсолютизма, завещанного Людовиком XIV…
Мария-Антуанетта и король свято верили в незыблемость принципа абсолютной власти монарха. Но нация уже давно считала иначе; кто-то почитал за образец парламентскую монархию в Англии, кто-то – Соединённые Штаты Америки, где государство строилось и вовсе без королей. Но из заморских веяний Мария-Антуанетта заимствовала лишь моду на рединготы и «детские» платья, а Людовик – знание английского языка. И уставший от бремени монархической власти народ решил заняться «ремеслом короля», иначе говоря, отобрать у него власть…»


В приведённом фрагменте из книги Елены Морозовой, посвящённой биографии Марии-Антуанетты, эрцгерцогини Австрийской и королевы Франции, заложено весьма точное объяснение трагедии страны, погрузившейся в пучину крови и хаоса, и королевской семьи, буквально потерявшей головы, не найдя в себе возможности сориентироваться в быстро менявшемся мире. Мария Антония Йозефа Иоганна, родилась второго ноября 1755 г., младшей дочерью и пятнадцатым из шестнадцати детей в семье Марии Терезии, императрицы Австрии и королевы Венгрии, из династии Габсбург, и Франца I Стефана, герцога Лотарингского. В день рождения принцессы случилось сильное землетрясение в Португалии, отчего её крёстные – королевская португальская чета – не смогли присутствовать на крестинах. Само землетрясение отнесли к дурному знаку, и, к сожалению, плохие предзнаменования ещё не раз роковым образом вспыхивали в дальнейшей жизни Марии-Антуанетты.

Живая, очаровательная, легкомысленная и избалованная принцесса была сосватана в невесты наследнику самого сильного европейского государства. Матушка принцессы, властная Мария Терезия, не собиралась разрывать «пуповину» с дочкой, а посему Мария-Антуанетта должна была стать залогом альянса между Австрией и Францией, для чего по идее австрийских родственников, будущая королева должна была блюсти исключительно интересы своей родной страны и сделать всё, дабы упрочить своё положение в Версале и, главное, уверенно управлять своим молодым супругом. Надо отметить, что возможность сочетать австрийскую эрцгерцогиню с наследником французской короны долгое время «висела на волоске», поскольку родители будущего Людовика XVI, дофин Луи Фердинанд и Мария Жозефа Саксонская, выступали категорически против любого матримониального союза с австрийскими Габсбургами.

Однако пришло время, все проволочки были разрешены, принцесса Мария-Антуанетта вышла замуж за дофина Людовика, и принялась очаровывать его деда, короля Людовика XV и своих новых подданных. Юная принцесса тут же столкнулась с массой проблем, в первую очередь, с жёсткостью придворного этикета и невозможностью по-настоящему стать женой (как известно, семь лет, из-за небольшого физиологического изъяна Людовика XVI, брак консумирован не был, что делало положение Марии-Антуанетты довольно шатким). Королева обладала лёгким, поверхностным характером, не любила читать, не умела вести интеллектуальных бесед, обожала балы и маскарады, бриллианты, диковинные причёски и дорогостоящие платья. Своих протеже она щедро одаривала, но одариваемые не были людьми достойными, а дары осуществлялись за счёт казны. К тому же, королева собирала вокруг себя избранных, оскорбляя, частенько высмеивая других членов двора, а они внесли свою лепту в создание отрицательного портрета Марии-Антуанетты. В придворных интригах королева была крайне слаба, а послушаться матери, брата или советника она тоже не спешила.

Людовик XVI был слабохарактерным человеком, предпочитал столярное дело государственному управлению, его супруга обожала развлечения и наряды. Увещевания матери, советы графа Мерси д’Аржанто, посланника австрийской монархии при французском королевском дворе, не дали, в общем-то, никаких особо положительных результатов. Мария-Антуанетта меняться не собиралась, но как только она начала делать попытки вмешиваться в политику – стало совсем плохо. Французская королева не знала и не хотела знать своих подданных, живущих за пределами королевских дворцов, свою новую родину она называла «эта страна», настоящим домом считала Австрию. Своим поведением, жутким расточительством на себя и своих фаворитов, ночными вылазками на парижские балы, довольно скоро Мария-Антуанетта некогда тепло встреченная французами, вызывала в них только ненависть. К этому добавились такие существенные факторы, как: неповоротливость государственной машины, не способной уловить «ветер перемен»; устаревание абсолютного характера королевской власти; бесправие и бедность основного и налогооблагаемого населения страны; бесправие укрепляющейся буржуазии, обладающей живыми деньгами, но не имеющей статуса; очевидный разгул аристократической элиты; неудачные управленческие решения; отсутствие действенных реформ; слабость короля; влияние других государств.

Иными словами, революция в таких условиях была предопределена. Ни Людовик XVI, ни Мария-Антуанетта не годились на роли правителей. Ему бы быть добропорядочным буржуа со столярной мастерской, а ей бы порхать графиней в домашнем кругу в каком-нибудь небольшом и богатом немецком княжестве. Так бы они принеси людям гораздо меньше зла. Изменить ситуацию, ну или хотя бы вовремя понять, что происходит, они не сумели. Нож гильотины, условно выражаясь, отбросил тень на монаршие головы после неудачного побега и обнародования достоверной информации о попытках ввести во Францию иностранные военные силы, дабы восстановить монархию. Сама Мария-Антуанетта как раз и участвовала в этом призыве иностранных штыков, к примеру, через своего предполагаемого любовника, Акселя фон Ферзена, и австрийских родственников. Стать француженкой или хотя бы королевой для Франции, пекущейся об этой стране, Мария-Антуанетта так и не смогла. Смерть свою, как известно, бывшие короли приняли с достоинством.

Елена Морозова жалеет монаршую чету, чётко признавая их слабости. Наверное, по-человечески Людовика и Марию-Антуанетту действительно жаль, как жаль многих и многих погибавших от нищеты, голода, произвола, в то время как королева до упаду танцевала на балу и швыряла казённые деньги на увеселения своих миньонов, а король с утра до вечера проводил на охоте, убивая несчастных птиц и животных, вместо того, чтобы заняться своим прямым делом – управлением государства. Сделали ли они правильные выводы, приближаясь к эшафоту, или всё так же считали себя невинно убиваемыми? Сомнения меня не покидают…

Оценка – 5.

...

Consuelo:


Настёна СПб писал(а):
Кристина, спасибо за прекрасный отзыв .

Poceluy Спасибо!)
Настёна СПб писал(а):
Эх... Что-то я сомневаюсь...

Да, судя по всему, весь масштаб трагедии и своего в ней участия, ни король, ни королева не поняли. Здесь нужна эмоциональная и интеллектуальная гибкость, а она, видимо, не всем дана. Увы((

...

Настёна СПб:


ХЬЮГО ВИККЕРС "ГРЕТА ГАРБО И ЕЕ ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ"

Сумбурно написанная книга, за которую лучше браться с неким багажом знаний о Голливуде. Я немного в курсе дела, но автор так сыплет именами, что я периодически впадала в ступор: кто эти люди? Laughing
Для меня в центре повествования оказалась вовсе не кинозвезда Грета Гарбо и тем более не литературная дама Мерседес де Акоста (до 7-ми лет она считала себя мальчиком, ага), а фотограф Сесил Битон. Именно его письма и дневник было читать интереснее всего. Правда, не отпускала мысль, что Битон писал с оглядкой, что его записи рано или поздно станут достоянием общественности.
Сесила с Гретой на протяжении многих лет связывал роман на расстоянии - вялотекущий, странный и загадочный, как сама Гарбо. Один приятель Битона отозвался об актрисе: "Ее можно понять, лишь если предположить, что она некая мифологическая фигура. И тогда до вас постепенно начинает доходить, что она совершенно необразованная, интересуется теософией, диетами и прочей дребеденью, а разговаривать с ней настолько нудно, что выть хочется." Сесил ужасался, как бездарно Гарбо проводит время, не понимал ее вечных обид, болезненной скрытности, повседневного дурного вкуса, но носился с Гретой, как с писаной торбой. Она же чаще всего была погружена в себя, а поддерживать отношения односторонне невозможно.
Увидев, как Гарбо вычеркнула из своей жизни боготворившую ее Мерседес, фотограф решился опубликовать дневник полностью, с посвященными Грете страницами. Битон не нуждался в рекламе за ее счет - он признан, известен и возведен в рыцарское достоинство - это было как в омут с головой. На похороны Сесила Гарбо не пришлет ни цветочка... Из всех героев книги именно Битон вызвал у меня наибольшую симпатию.
Оценка - 4.

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню