Consuelo:
Рене де Кастр «Мирабо: Несвершившаяся судьба»

В сентябре 1794 г. парижане могли наблюдать весьма необычную картину: из сонма почётных деятелей Революции, похороненных в Пантеоне, исключали одного из наиболее видных и обласканных политиков. Исключали в прямом смысле: останки графа Мирабо, с большой помпой размещённые в Пантеоне в апреле 1791 г., просто вынесли и заменили их не так давно убитым Маратом. Что же такое произошло с Мирабо после смерти? Или что же такое он натворил при жизни, что даже почтение к смерти не сумело его уберечь?..
«Можно сказать, что во всех исторических эпохах существуют люди, которых можно рассматривать как представителей одновременно доброго и дурного начала. Таковыми были Цицерон и Катилина в Риме; таковыми стали г-н Неккер и Мирабо во Франции. Мирабо, который всё знал и всё предвидел, использовал своё всесокрушающее красноречие, лишь для того, чтобы пробиться в первые ряды, откуда его изгнала его безнравственность…» (Жермена де Сталь)
Личность графа де Мирабо, одного из ярчайших ораторов и политиков первой стадии Великой Французской революции, окутана, мягком скажем, ореолом двусмысленности. Аристократ, обладавший энергией и умением виртуозно обращаться со словом, примкнувший к третьему сословию, буржуазии и революционерам, один из разработчиков Декларации прав человека и гражданина – одна сторона двуликого Януса. Коллаборационист, предатель, продажный волокита, алчный искатель женских юбок – а вот и вторая сторона. Оноре Габриэль Рикетти, граф де Мирабо, происходил из неоднозначного провансальского семейства: корни его туманны, дворянский титул в далёком Средневековье был получен не без подлога и мошенничества, а буйный нрав, скандальность и безумства плотным шлейфом следовали чуть ли не за каждым поколением Мирабо. Габриэль Оноре, сын маркиза Виктора Рикетти де Мирабо, экономиста, публициста и философа, и Мари-Женевьев де Вассан, родился 9 марта 1749 г. Отец и мать вели скандальный образ жизни: отец изменял, мать оказалась нимфоманкой, они разошлись, долгое время делили имущество. В детстве Габриэль переболел оспой, мать неудачно его лечила, в итоге – лицо, изборождённое следами перенесённой болезни. Отец сына ненавидел, да так, что несколько раз отправлял в тюрьму, по доносу, естественно. Никакое предприятие сына не находило поддержки отца, а что гораздо ужаснее – встречало упорное сопротивление и палки в колёса: «…сквозь проблеск надежды Оноре Габриэль всегда различал силуэт какой-нибудь крепости, где отец приготовил ему темницу…». Мать отличалась неуравновешенным нравом, однажды, в пылу спора с сыном – спор крутился вокруг денег, конечно – она в него выстрелила, и чуть не убила. Каков шанс нормальному человеку вырасти в подобной семье?
Мирабо женился, разумеется, ради денег. В итоге, всё закончилось длительным и крайне скандальным разводом, обоюдными адюльтерами и встряхиванием нижнего белья на потеху публике. Мирабо не был хорош собой – это мягко говоря, однако, природную харизму неприглядная внешность скрыть не могла, а посему любовниц у Мирабо было огромное количество. Он даже умудрялся обзаводиться подругами и во время отсидок в тюрьме. Амурных скандалов в судьбе Мирабо было предостаточно, даже нашлось место и для инцеста – кровосмесительной связи с собственной сестрой, по крайней мере, слухи ходили упорные.
Бурная жизнь на грани привела Мирабо в революционный Париж на исходе 1780-х. С присущей ему энергией он бросился в водоворот политической жизни, уже имея за плечами политические статьи, в которых изобличались пороки действующего режима. Несмотря на статус, Мирабо поддержал буржуазию, или третье сословие, не имевшее привилегий. Он пламенно выступал на трибунах, работал над новым законодательством, пользовался большим авторитетом и популярностью. Однако, конечно же, противников, видящих другой путь развития страны, у Мирабо оказалось вдоволь. Кроме того, Мирабо, на самом деле, ратовал за конституционную монархию, а вовсе не за республику. Он начал вести тайные переговоры с королевским двором. Примечательно, что поначалу связь между королевской четой и Мирабо не настраивалась только по причине неприязни Марии-Антуанетты, прекрасно осведомлённой о беспутстве Мирабо. Но, в конце концов, отношения, худо-бедно наладились. Мирабо давал дельные советы, которым, впрочем, монархи не последовали. Сам граф получал плату за свои услуги и метил на министерский пост, в случае, если удастся удержать короля на троне, а так же покрывал долги. Ничего не зная об этих тайных сношениях, коллеги Мирабо, например, Робеспьер (забавно противопоставление Робеспьера, называвшегося «Неподкупным», и Мирабо, бывшего «Продажным») начали подозревать графа в предательстве. Правда открылась только после смерти Мирабо, которого уже успели похоронить в Пантеоне с большими почестями. Удалось бы графу усидеть на двух стульях, не срази его перикардит в начале апреля 1791 г.? Удалось бы вытащить монархию и повернуть развитие истории Франции? Сомневаюсь. Доказательства измены Мирабо были обнаружены в августе 1792 г., среди секретных документов Людовика XVI. Останки Мирабо были вынесены из Пантеона…
«…Мирабо, так любивший сравнивать себя с древними героями, реальными или вымышленными, ни разу не сопоставил свою судьбу с участью Тантала; однако во многом схожи: кровавая внутрисемейная борьба, обманутые надежды.
Каждый раз, когда цель была уже на расстоянии вытянутой руки, жестокий рок вновь отдалял её. Родившись в аристократической семье, Оноре Габриэль мог рассчитывать на владение полком или вотчиной по достижении совершеннолетия, однако прозябал в низком чине и должен был расстаться с планами сделать военную карьеру. Оставалась возможность поправить дела удачным браком: скомпрометировав самую богатую наследницу в Эксе, Мирабо думал, что обретёт состояние, но получил одни долги. Увозя Софи де Монье в Голландию, он мечтал о свободе, а попал в тюрьму. Судьба преследовала его с завидным постоянством: правительство дало право избираться аристократам, не обладающим вотчинами; Мирабо торжествовал, но злобные ретрограды из его сословия лишили его надежды. Наметилась новая возможность: народ Прованса предложил ему мандат депутата; но едва Мирабо воодушевился, как и эта надежда его покинула. Спешно катя в Париж, он в очередной раз задумался о том, не несётся ли он в тюрьму и не похоронит ли новый тайный приказ его предвыборные надежды.
Как это часто бывало, Мирабо упорно ковал собственное несчастье; стараясь выпутаться из старых денежных затруднений, он впутывался в новые. На сей раз он вышел за всякие рамки, и его последняя попытка имела тяжёлые последствия для истории Франции…»
Личность графа Мирабо, в своё время прозванного «Отцом народа», остаётся дискуссионной. Работа Рене де Кастра очень хороша, поскольку написана легко, с большим пониманием темы, не без чувства юмора, довольно живо. Любопытно, что предки автора, тоже аристократы, пересекались с представителями семейства Мирабо, что тоже добавляет «изюму».
Оценка –
5.
...
Consuelo:
Дубль из темы автора
Александр Дюма «Анж Питу»
«Когда человек смешивается с толпой, он утрачивает свободу воли. Это известно всякому: попав в толпу, мы начинаем желать того же, чего желает она, делать то, что делает она…»
«Анж Питу» - третий роман из четырёх романов в серии исторических романов под общим названием «Записки врача». Роман вышел в печать в середине XIX века, а события его разворачиваются в первые месяцы Великой Французской революции 1789 г., начиная с июля и до октября. Главный герой – семнадцатилетний крестьянский парень Анж Питу, сирота, некоторое время проживавший у тётушки, отчисленный из духовной семинарии за плохую успеваемость в области латыни. Правда, это не мешает Анжу постоянно сыпать фразами из мёртвого языка. Анж, выгнанный из дома тётей, определяется на работу к фермеру Бийо, и здесь знакомится с трудом доктора Жильбера на злобу дня. По мере развития событий Анж и Бийо оказываются в Париже, где участвуют в падении Бастилии и, вообще, зачастую обнаруживают себя на переднем плане рокового поворота для страны, народа и монархии. И пока народ штурмует бастионы, пока начинает литься кровь, в королевских покоях царит непонимание масштаба происходящего. Людовик XVI не знает, как правильно ему поступить: упорствовать в монаршем абсолюте, или же уступить требованиям, выдвигаемым народом; Мария-Антуанетта страдает как женщина, страдает, как королева, привыкшая повелевать беспрекословной толпой. А в целом, любопытно продемонстрирована роль, которую любой условно «маленький» человек может сыграть в определённых исторических декорациях.
Самое сложное чувство вызывает доктор Жильбер, которого все превозносят и уважают. Но я вспоминаю события предыдущих романов, и никакой симпатии к этому герою, естественно, обнаружить не могу. Перед нами, по сути, волк в овечьей шкуре, но это сложно понять, не зная предыстории, не понимая, почему его так не любят молодая графиня де Шарни и даже королева. Кроме ярко описанных революционных сцен, наличествуют и линии, задевающие амурные струны: граф и графиня де Шарни делают робкие шаги навстречу друг другу, Анж Питу безответно влюблён в Катрин Бийо, сердце которой, однако, не просто другому мужчине, но классовому противнику – дворянину. Роман резко обрывается, поэтому стоит читать продолжение, роман «Графиня де Шарни».
Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
БОРИС СУДАРУШКИН "СЕКРЕТ ОПРИЧНИКА"
Герой повести, журналист, следуя домой поздней электричкой Москва-Ярославль, становится свидетелем разговора о событиях, произошедших в Александровой слободе в 1581 г. Один чернобородый пассажир уверен, что царевич Иван был участником заговора против своего отца Ивана Грозного. Краевед Пташников с энтузиазмом поддержал эту версию, а историк-преподаватель Окладин отнесся скептически. Попутчикам пришлось заночевать в Александрове, а страдающему бессонницей журналисту довелось пройти по пятам за неким мужчиной, явно не с туристической целью проникшим в кремль.
Компания любителей истории и профессионалов оказалась причастна к поискам клада - сундука с драгоценностями, которые немец-опричник Ганс Бэр вез из Новгорода и немного не довез до царя. Кстати, вопрос: почему Ватикан заслал к нам немца, он же не католик?
Умилила наглая убежденность Отто Бэра в наследственных правах на ценности. Как же он упустил из вида многие события XX в.? У него вся мародерская семейка хороша - отец во время Великой Отечественной не только Янтарной комнатой занимался, но просто тащил все. Мне не очень понравилось, что все в кучу - Новгородский поход, смерть царевича Ивана, библиотека Грозного, "а был ли мальчик" Соломонии Сабуровой, Янтарная комната. Зато я вместе с героями, ищущими царские врата с нужной иконой Иоанна Богослова, побывала в Ярославле и Ростове, Суздале и Слободе (сразу вспомнила, как мне хотелось лечь там на каменные плиты и лежать... впитывать).
А клад... Кто кого перехитрил в 1570 г. осталось загадкой. Но точно жучара Ганс обманул своего потомка, ввязавшегося в преступную историю. А вот "другие" немцы, Винтер и Штайн, сделали много полезного для русской культуры.
Вот не ожидала от себя, что отвыкла от слова "милиция"

. И да, 1755 г. - это не Екатерина II.
Оценка - 5-.
...
Bobcat:
Настёна СПб, в Германии были и католические княжества. Например, Бавария - католическое, Пруссия - протестантское. Или его вероисповедание оговаривалось в книге?
...
Настёна СПб:
Bobcat писал(а):Или его вероисповедание оговаривалось в книге?
Оговаривалось, но упоминание Конрада Буссова, как родственника данного героя, заставило меня засомневаться

. Хотя там такой персонаж, что ему веру сменить - как переодеться.
...
Настёна СПб:
БОРИС СУДАРУШКИН "ПРЕСТУПЛЕНИЕ В СЛОБОДЕ"
Герой-журналист (на поверку оказавшийся все-таки писателем), захваченный гибелью царевича Ивана в 1581 г., хочет написать исторический детектив о событиях в Александрове. Неожиданно его просит о помощи приятель Марк Лапин - милиция занимается делом о загадочном сибирском золоте. В придачу совершено нападение на археолога Малова, который по-тихому бродил по тайге. Друзья археолога явно о что-то умалчивают, а семья Теминых не очень любит говорить о том, что прииск назван в честь их предка, и вообще ведет себя странно.
Все дороги привели в Александров. Нити сошлись на скромном музейном стороже Шошине, который после освобождения Кёнигсберга был свидетелем по Янтарной комнате, плюс он как две капли воды похож на погибшего в войну Игната Темина. Но кто убил самого Шошина?.. Золото, из-за которого 80 лет совершались убийства, счастья никому не принесло. Если только библиотекарю Елене Матвеевне, презирающей детективный жанр и не уважающей Уголовный кодекс.
А преступление в Слободе, произошедшее 400 лет назад, осталось нераскрытым - много версий, мало улик, мотивы не установить.
Оценка - 5-.
...
Consuelo:
Дубль из темы автора
Александр Дюма «Белые и синие»
Роман Александра Дюма «Белые и синие» повествует о времени Великой Французской революции, а именно с 1793 по 1799 гг., с режима Террора и до экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет. Роман открывает трилогию, посвящённую событиям Французской революции. Название романа определяется идеологическими противниками, ибо «белыми» звались сторонники монархии, иными словами, роялисты, а «синими» величали революционеров и республиканцев. Сюжет романа стартует в Страсбурге, приграничном городе, который не только должен отражать нападения австрийцев и пруссаков, но и вычислять и уничтожать внутренних врагов молодой Республики. Время было, безусловно, кровавое, и люди в прямом смысле теряли головы просто по подозрению в несоответствии стандартам патриотов, по доносу, зачастую необоснованному, или же просто в связи с дворянским происхождением. И, к несчастью, дела разбирались далеко не всегда, и на эшафоте оказывались люди совершенно ни в чём не виновные. Возвращаясь в Страсбург, мы видим события глазами юноши Шарля, который был отправлен отцом к мэтру Шнайдеру, дабы изучать премудрости греческого языка. Примечательно, что образ Шарля вдохновлён писателем Шарлем Нодье, старшим другом Александра Дюма, из воспоминаний которого он позаимствовал многие фактические моменты. Вместе с Шарлем мы окунаемся в сложную атмосферу французского города во время революционных движений, знакомимся с юным Евгением де Богарне, сыном Жозефины де Богарне и казнённого генерала Александра де Богарне, и будущим пасынком Наполеона Бонапарта, а также с революционером Луи Антуаном де Сент-Жюстом и генералом Пишегрю. Примечательно, что Шарль не становится главным героем всего романа, по сути центрального героя в привычном смысле здесь нет.
Вторая часть романа концентрируется на событиях 13 вандемьера (5 октября) 1795 г., когда восстание роялистов в Париже было подавлено силами Национального конвента. Несмотря на то, что операцию возглавлял будущий член Директории, Поль Баррас, фактическим подавлением мятежа занимался Наполеон Бонапарт. В ноябре того же года Национальный конвент, законодательный и исполнительный орган времён первого этапа Французской революции, прекратил существование, но взамен учредил Директорию, управляющий орган, по сути правительство Первой Французской Республики, в состав которого входили пять директоров.
Сюжет третьей части романа разворачивается вокруг 18-го фрюктидора (4 сентября) 1797 г., во время очередного переворота и подавления настроенных про-монархически политических и военных деятелей. В результате такие видные деятели, как генерал Пишегрю, были вынуждены покинуть родину. Сильное описание чувств тех, кто оказался вынужден оставить любимую родину, не по своей воле.
Заключительная четвёртая часть романа фокусируется на Египетском и Сирийском походах Наполеона и его армии. Кстати говоря, предшествующая Итальянская кампания Наполеона не рассматривается в данном романе. Не обделено вниманием и знакомство Наполеона с семейством Богарне, гадание мадам Ленорман и заключение брака.
И вокруг всех этих событий разворачиваются человеческие истории, описываются исторические события, присутствуют и юмор, и лёгкость. В целом, роман в духе Александра Дюма, книга объёмная, сухие факты перемешаны с художественным вкраплением. В наличии и красота художественного слога, одновременно с романтичностью и сложностью времени.
Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
АЛЕКСАНДР ФИЛЮШКИН "АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ КУРБСКИЙ"
Разгребаю свои книги-кирпичи. Вторую часть, посвященную разбору известной переписки Курбского и Грозного, я читала, теперь доползла до первой - княжеской биографии.
Андрей Михайлович родился в октябре/ ноябре 1528 г. И, как каждый дворянин - служил, служил, служил. Особыми талантами не выделялся, но был лично храбрым и с завышенным самомнением. Курбскому казалось, что государь его недооценивает и слабо награждает за верность и воинские подвиги. Но его назначение в Юрьев не стоит расценивать как опалу, наоборот, князь Андрей оказался буквально наместником Ливонского края. Это было проявлением царского доверия.
Курбский интересовался личностью своего предка - святого князя Фёдора Ярославского. Плохой пример - князь только так бегал в Орду и наводил татар. Но в житии говорилось о другом - что даже в изгнании, благодаря сохранению чистоты веры, можно остаться человеком, а за перенесенные страдания воздастся от Бога.
Князь Андрей чувствовал себя в Юрьеве неуютно, какое-то
"малое гневное слово" от Ивана IV услышал и вел переговоры с представителями короля Сигизмунда II Августа. 30 апреля 1564 г., оставив семью и прихватив казну, Андрей Михайлович ушел в Литву, но точные причины измены не известны. Курбскому дали земли (он именовал себя князем Ковельским и Ярославским), периодически советовались по "московским вопросам", он рьяно отстаивал православие. И сражался против России - еще до того, как князю открылись глаза, что Иван Грозный - губящий святую Русь предтеча Антихриста.
Судя по всему, характер у князя Андрея был склочный, подстать полякам. С соседями отношения складывались из драк, грабежей, воровства, набегов и бесконечных судебных тяжб. Женитьба на богатой и знатной Марии Гольшанской закончилась скандальным разводом, скорее всего, из-за дележа имущества, хотя в чем только супруги друг друга не обвиняли. Следующая женитьба, на Александре Семашко, оказалась более удачной, в браке родились дочь и сын. Но Курбский не учел, что предателей нигде не любят,
"посмертное (ум. 3/23 мая 1583 г.)
пренебрежение и забвение - вот итоговая цена, которую Речь Посполитая заплатила московскому эмигранту за его измену."
Князь Андрей добился того, что вошел в историю.
"Посмертная судьба Курбского-писателя и Курбского-символа ("государственный изменник и аморальный тип" или "эмигрант-вольнодумец, жертва режима") была явно масштабнее и счастливее Курбского-воеводы и Курбского-эмигранта."
Оценка - 5.
Consuelo писал(а):Александр Дюма «Белые и синие»
Кристина, традиционное мерси

. Первый раз слышу о таком романе.
...
Настёна СПб:
ВИКТОР ГЮГО "РЮИ БЛАЗ"
Действие пьесы происходит в Испании в самом конце XVII в. На троне - Карл II, не занимающийся государственными делами, алчные министры творят, что хотят себе во благо, народ страдает. Королева Мария живет в одиночестве, зажатая в тисках строжайшего этикета, где чихнуть нельзя. Дон Саллюстий де Базан, отказавшись жениться на соблазненной фрейлине, попадает в опалу и решает отомстить. Но его лихой братец дон Сезар, на которого де Базан рассчитывал из-за образа жизни родственника, отказывается принимать участие в бесчестном деле по совращению королевы Марии. И Саллюстий обращает внимание, что его слуга Рюи Блаз как две капли воды похож на Сезара. В придачу молодой человек влюблен в несчастную королеву. Интрига закручивается сильнее.
Под именем дона Сезара Рюи Блаз оказывается при дворе. Его искренняя любовь не может не тронуть Марию. В мрачной, чахлой, удушающей обстановке дворца нежное чувство как глоток свежего воздуха, свет в окошке, как букетик фиалок. Полгода способный, патриотично настроенный герой, выходец из народа, правит Испанией, заботится о благе страны и произносит пламенные речи. Но Саллюстий доводит свой злодейский план до конца, и трагичный финал неизбежен.
Пьеса до сих пор с успехом идет на французских подмостках, так что с драматургией все в порядке. Есть кому посочувствовать, социальное неравенство, произвол власть имущих, красивая и печальная любовная линия. Но на мой взгляд Рюи Блаз - блеклый и невыразительный, другие персонажи более колоритны, те же братья де Базан (что сволота Саллюстий, что бравый парень Сезар). И
"противная рыжая немка" королева сильно романтизирована, а ведь вокруг нее строится весь сюжет. Такие вольности мне очень не нравятся в исторических произведениях.
Оценка - 4. Столько же (по тем же причинам) я поставила и чудесной красоты и тонкости
фильму 1947 г. с прекрасными актерами Жаном Маре и Даниэль Даррьё в главных ролях.
...
Consuelo:
Дубль из темы автора
Александр Дюма «Волонтёр девяносто второго года»
Главная проблема романа «Волонтёр девяносто второго года» состоит в том, что он не завершён, к сожалению. В предисловии автор утверждает, что якобы повстречал полковника наполеоновской армии (дело происходит в 1850-х), Рене Бессона, который поведал ему о событиях своей жизни, совпавших с судьбоносными изменениями в истории Франции. Временной охват романа с 1788 по 1793 гг., то есть приходится на первый этап Великой Французской революции. Рене Бессон, молодой человек, сирота, не дворянин, вырос в Аргоннском лесу, где часто охотились дворяне. Рене решает пойти не по профессии дяди, напрямую связанной с лесным массивом, а выучиться столярному ремеслу. В это же время Рене начинает постигать витающие в воздухе идеи Жан-Жака Руссо, влюбляется в местную девушку, дочь своего учителя. Однако прекрасная Софи не может ответить взаимностью Рене, ибо питает нежные чувства к дворянину. И надо заметить, что любовный треугольник, состоящий из главного героя (простолюдин из сельской местности), влюблённого в героиню, равную себе по происхождению (то есть являющуюся дочерью наставника героя и не имеющую голубую кровь), но отдающую предпочтение молодому дворянину, встречается и в романе Дюма «Анж Питу».
Возвращаясь к событиям «Волонтёра», Рене становится свидетелем таких значимых событий, как попытка побега королевской семьи в июне 1791 г., собрания в клубах якобинцев и кордельеров, а также побоище на Марсовом поле 17 июля 1791 г. Глазами Рене мы видим и видных деятелей революционной поры: Оноре Габриэля Мирабо, Жоржа Дантона, Камиля Демулена, Жан-Поля Марата, Максимилиана Робеспера, Луи Антуана де Сент-Жюста, Теруань де Мерикур и прочих.
Безусловно, жаль, что роман так и не остался не завершённым, потому как и эпоха весьма и весьма интересная, и события, как личные, так и исторические, позволяют разойтись во всю ширь, особенно при таланте закручивать приключенческий сюжет и красочно всё описывать, коим обладал Александр Дюма. Но, в любовном случае, поставлю «
5».
...
Настёна СПб:
ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК Марлен Дитрих "СКАЖИ МНЕ, ЧТО ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ..." (роман в письмах)
"Люби меня, и руки мои расцветут, люби меня, и лоб мой будет пылать, милая, люби меня, ах, люби меня, просто люби меня, даже если в итоге всего-то и случится, что ты сделаешь меня счастливым человеком..." (Из письма Эриха Марии Ремарка Марлен Дитрих, 25.01.1939 г.)
Роман известного писателя Эриха Марии Ремарка и не менее известной актрисы Марлен Дитрих начался в сентябре 1937 г. Вместе они провели немного времени, роман проходил на расстоянии и в письмах. Любовные отношения завершились к осени 1940 г., но не общение.
Фокус в том, что письма адресованы не настоящей Марлен Дитрих, а нереальной, вымышленной, придуманному образу. Писатель и сам для общения с актрисой выдумал несколько персонажей, например, разговаривал с ней от имени мальчика Альфреда. Ремарк осознавал самообман, в его дневнике (как отмечают примечания) записи отражают реальные отношения, а главная героиня "Триумфальной арки" сильно напоминает Марлен.
Но его письма - сплошное признание в любви, как заклинание, как заговор. Как крик. В пустоту. Несколько лет Ремарк пишет этот, по сути, монолог. Это так воспринимается не оттого, что послания Дитрих к Ремарку не сохранились (их уничтожила Полетт Годдар, его последняя жена), но и потому, что письма Ремарка весьма своеобразны.
В этом месяце я прочитала некоторые письма Сесила Битона к Грете Гарбо (ибо актриса изволила отвечать раз в год) и Жана Кокто к Жану Маре (ибо, думаю, целиком их переписку у нас не издадут

). У них, в моем понимании, настоящие письма - кроме
"удара нежных чувств" есть рассказы, описания событий, ответы, вопросы и т.д. Ремарк же говорит отвлеченно, как книгу пишет, словно от третьего лица. Отрывок из письма 31.10.1942 г.:
Цитата:"Преломляющая свет, отражающая свет, пожирающая свет, - волшебная призма, где он либо тускнеет, либо светлеет и распространяется, - белый луч Равика направлен в сторону радуги и северного сияния, а слабым язычком газовых горелок не осветить даже серого любовного быта мелких буржуа; ты, приносящая дары, послала нам на прощанье отблески пестрых бабочек, и воспоминания вспорхнули, как птицы..."
Лишь изредка он упоминает о своих делах, прогулках с собаками, работе и семье Марлен, но это капля в море. Главное не жизнь, не быт, а его всепоглощающее чувство к прекраснейшей женщине на земле, Пуме, Диане, Черной Мадонне, которую Ремарк сам придумал.
Оценка - 5-.
...
geyspoly:
дубль
Первая женщина на русском троне (Гарда Ирена)
Как известно, историю пишут победители. Мои знания эпохи правления Петра I основываются на одноимённом романе Алексея Толстого. Немого однобоко, но что есть, то есть. Толстой изобразил Петра великим реформатором, а царевну Софью ретроградкой, поборницей дремучей Московии. Поэтому с большим интересом прочла книгу Ирены Гарды " Первая женщина на русском троне". Мнение этого автора диаметрально противоположно мнению Толстого. Софья была мудрой правительницей, стремящийся проводить умеренные «западнические» реформы, без кровопролития и чрезмерных потерь. Петр же в начале представлен малограмотным дебоширом и пьяницей, а затем деспотом и тираном, напоминающем римского императора Калигулу. Софья в данной книге вызывает симпатию. Она умна, образована, искренне переживает о судьбе российского царства. Мечтая о любви она сделала ставку не на того мужчину. Василий Голицын, по возрасту годившийся ей в отцы, прожектер и мечтатель. Если бы рядом с царевной отказался мудрый политик или великий воин, её судьба могла сложиться по-другому. Если бы она не оказалась слишком мягкой и согласилась бы на более радикальные меры, такие как убийство Петра тогда, возможно, судьба всей России была бы иной. Интересно, прав ли автор и Нарышкины действительно переписали историю? К сожалению, правду мы никогда не узнаем.
Оценка: 4 ...
Настёна СПб:
geyspoly писал(а):Если бы она не оказалась слишком мягкой и согласилась бы на более радикальные меры, такие как убийство Петра
Поли, а за что, собственно, Софья должна была убить Петра? Просто за то, что мешался под ногами?
...
geyspoly:
Настёна СПб писал(а):Поли, а за что, собственно, Софья должна была убить Петра? Просто за то, что мешался под ногами?
Петр рвался к власти. А власть Петра означала конец всевластия Софьи и монастырскую келью, а также казнь ее соратников.
...
Настёна СПб:
geyspoly писал(а):Петр рвался к власти
Петр был царем и имел право на власть. А Софья - регентша, которая упустила из вида, что младший брат вырос. Если бы царевна сама оставила трон братьям, то и в монастырь было не обязательно уходить, и кровищи могло не быть. Конечно, Софья не являлась махровой ретроградкой, как ее часто показывают, но что при ней страна жила бы припеваючи, очень спорно. Нынче многие авторы бросаются в крайности "хороший-плохой", вот и до Петра с Софьей докатилось

.
Дописано. Если я ничего не попутала, Софья собиралась братца убить, но Петр успел в Троице-Сергиев сбежать.
...