Диана Казанцева:
Ульяша, привет! Молодых поздравляю! Красивая, очаровательная пара! Совет им да любовь!
uljascha писал(а):мне в данном случае это важно, потому что из таких мыслей у таких мальчиков выросло поколение революционеров и тех, кто принял революцию
во как! Митя, значит, революционером станет?
Ульяша, спасибо за такие проникновенные видео, просто за душу берут
...
llana:
Всем привет!
Ульяша, поздравляю тебя с новобрачными!
Красивая пара. Совет им да любовь! Счастливой семейной жизни!
Спасибо тебе за продолжение!
Вот так, осознание своих чувств сколько перемен повлекло в жизни Мити! Теперь мается в ожидании и неизвестности.
Да еще и один. Ни друзей рядом - все в лагерях, ни родных - разъехалаись, ни Лики - увезли, и не написать...
Я вот, просматривая ролики да читая обсуждение, снова задумалась, как так все же могло случиться, что потом революционные настроения верх взяли.
Может, действительно, начиналось с таких богоборческих мыслей, с осознания несправедливости происходящих событий?!
А Лика тоже мается в неизвестности, но ей все же легче - есть хоть с кем поговорить.
Верочка мне здесь понравилась - и в том, что Лике пыталась помочь, и в том как отшила жениха неожиданного.
А появление Павла Дмитриевича у меня ассоциировалось со свежим ветром, что неожиданно ворвался в комнату.
...
uljascha:
» Берег Русский...
Девочки, спасибо за поздравление моим молодым, и что приняли мои песни.
Я уже какой день хожу слушаю. Понятно, что нам еще рано об этом думать, и вот этого
Диана Казанцева писал(а):во как! Митя, значит, революционером станет?
не будет, не приведи, Господь, там будет свое. Но эти мысли - очень вредны для него.
Margot Valois писал(а):благодарю за интересные комментарии и сильную музыкальную подборку
вам всем спасибо, что у нас тут есть разговор, мне это важно))
llana писал(а):Вот так, осознание своих чувств сколько перемен повлекло в жизни Мити! Теперь мается в ожидании и неизвестности.
Да еще и один. Ни друзей рядом - все в лагерях, ни родных - разъехались, ни Лики - увезли, и не написать...
Это да, ему сейчас тяжело, но так характер выковывается. Когда испытания приходят, становишься тверже. Он все переживет, сильный мальчик... Отец научил, его пример, и дед, его дневники.
llana писал(а):Я вот, просматривая ролики да читая обсуждение, снова задумалась, как так все же могло случиться, что потом революционные настроения верх взяли.
Может, действительно, начиналось с таких богоборческих мыслей, с осознания несправедливости происходящих событий?!
Именно так. Неверие порождает богоборчество, а дальше вольнодумие и человек - венец творения, я все могу, кто я- тварь дрожащая или право имею... И вот это правоимеющими себя возомнившие порушили Россию...
llana писал(а):А Лика тоже мается в неизвестности, но ей все же легче - есть хоть с кем поговорить.
Верочка мне здесь понравилась - и в том, что Лике пыталась помочь, и в том как отшила жениха неожиданного.
Лике и легче, и сложнее - она же слова не давала, но тем не менее, тоже его держит. Жених у нас это гоголевский персонаж немного, как он возник - сама не поняла, но он нам нужен))
llana писал(а):А появление Павла Дмитриевича у меня ассоциировалось со свежим ветром, что неожиданно ворвался в комнату.
он так он такой и есть. При чинах, при характере, и он может старому князю перечить, это важно...
И еще одна песня весь день в голове вертится
только у меня в плеере вариант - дворянских поколений уезжают сыновья, видео с таким вариантом не нашла
...
Настёна СПб:
» О, как безмолвны небеса
Всем привет

!
Ульяша, добралась я до твоей темы.
uljascha писал(а):У меня все более-менее, выжили, свадьбу справили, молодые живут отдельно, все ок))
Молодым счастья и любви. Красивая пара.

.
Огромнейшее спасибо за невероятное музыкальное сопровождение. У меня сердце сжимается от белогвардейских песен

. А у нас мемориальную доску Колчаку испоганили. Мол, в городе трех революций белой контре, всю Сибирь кровью залившей, делать нечего. Словно другая сторона была пушистой...
Я вот тоже одно произведение на стихи Володи Палея у себя в блоге выложила:
...
uljascha:
» Некоторые пояснения-2
На второй день после Успения – 17 августа. (Успение 15 по ст. ст.)
Богородице, Дево, Радуйся – молитва, называемая.
Эту молитву иногда называют «Ангельское приветствие». Составлена эта молитва из слов Архангела Гавриила, которыми он приветствовал Пресвятую Деву Марию, говоря Ей о рождении от Неё Спасителя.
Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
и лишь по осени – после Покрова, а то и после Филиппова дня выедут в столицу –
Влахернская церковь всегда была одной из главных святынь Константинополя: здесь хранились риза: (по-гречески – «омофор», то есть покров) и пояс Богоматери, привезенные паломниками из Иерусалима. В IX веке от Р.Х. наши предки – русы, тогда еще язычники, осадили Константинополь. Во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, и, в знак того, что дает им свою защиту, покрыла их своей ризой. После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи.
Есть и другие версии, но самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник поражения руссов, стал одним из главных праздников русской церкви. Все дело в том, что, проиграв сражение, русы выиграли нечто большее. Увиденное в Константинополе чудо потрясло их, и вскоре нападавшие попросили крестить их – так Православие впервые пришло на Русь. А чудо явления Пресвятой Богородицы стало пониматься с тех пор как знак покровительства Богородицы всем молящимся и прибегающим к Ее заступничеству.
На Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова на Нерли.
Праздник Покрова Богоматери и икона Покрова – трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской – пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых.
Есть целый город во Владимирской области – Покров.
В Москве есть Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова русские овладели городом.
Празднование иконы Покрова Пресвятой Богородицы совершается 14 октября по новому стилю.
Долгое время праздник Покрова праздновался только в России, а в Греции, где он возник, о нем забыли. Но в нынешнем веке вернулся он и в Греческую Церковь. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, ему составлена особая служба.
Особо почитается Божия Матерь и праздник Покрова на Святой горе Афон в Греции.
Рождественский пост, его установление, как и других многодневных постов, относится ко временам 4–5 веков, когда о нем упоминают в своих творениях святые Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин. Первоначально пост длился семь дней. А в 1166 году на соборе, который проходил при константинопольском патриархе Луке, всем христианам было предопределено хранить пост сорок дней перед Рождеством.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.
после Преображения
Преображение Господне – один из 12 (двунадесяти) главных праздников Православной Церкви. 6 августа ст.ст. Праздник именуют еще Яблочным Спасом, потому что в этот день освящают плоды нового урожая, на Руси – яблоки.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!
Борис Пастернак
Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного.
В этот день вспоминается евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным – во всей Божественной, вечной славе.
Недавно, вроде заговлялись, а уже и Петр-Павел скоро – имеется ввиду заговенье на Петров пост, то есть в 1902 году 9 июня, и сам праздник апостолов Петра и Павла (окончание этого поста) 29 июня ст. ст.
титулярный советник –
В 1722 году Петр Первый утвердил закон о государственной службе в Российской империи. Этот закон назывался «Табель о рангах». Задумывался он хорошо: царь хотел дать возможность социального лифта талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» – так это сформулировано в «Табели о рангах». Все чины «Табели» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Это давало преимущества военным чинам в главном – переходе в дворянское сословие.
Помните романс Даргомыжского на слова Вейнберга «Он был титулярный советник, она – генеральская дочь»? Да, генеральские дочки смотрели на титулярных советников свысока. И, между прочим, напрасно. Чин титулярного советника давал уже личное дворянство. Среди титулярных советников встречались известные люди: хоть Чернышевского Николая Гавриловича возьмите. Их благородие, как известно, объяснил всей читающей публике, что делать. Их благородиями, кстати, именовали все чины с XIV и по IX класс включительно.
Дело в том, что следующий по классу чин коллежского асессора давал право напотомственное дворянство, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно; дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо – штулярами или титуляшками. С 1809 года чин автоматически присваивался лицам, имевшим высшее образование, но не окончившим университета и не имеющим ученой степени, или же не сдавшим (не выдержавшим) необходимый квалификационный экзамен для присвоения классного чина VIII класса.
Относительно
Куприна
Он в 1887 году был зачислен в Александровское военное училище. В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). В 1893—1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».
Ну и песня в тему
...
uljascha:
» "Зима. Аристово" Графика от Анечки (Sad Memory)
Вот такой замечательный подарок мне и всем нам от Ани
За что ей огромное спасибо
Это, конечно, не сейчас, но году так в 10-м Митя и Лика будут в Аристово зимой... ну или чуть раньше-позже, но еще до революции и, скорее всего, до Первой мировой. Это будет счастливая и мирная зима...
Анечка еще и баннеры сделала для рекламы
...
uljascha:
Настёна СПб писал(а):Всем привет

!
Ульяша, добралась я до твоей темы.
Привет, рада тебе безусловно)))
Настёна СПб писал(а):Молодым счастья и любви. Красивая пара.

.
Спасибо. Молодые живут отдельно, иногда звонят или вотсап пишут))
Настёна СПб писал(а):Огромнейшее спасибо за невероятное музыкальное сопровождение. У меня сердце сжимается от белогвардейских песен

. А у нас мемориальную доску Колчаку испоганили. Мол, в городе трех революций белой контре, всю Сибирь кровью залившей, делать нечего. Словно другая сторона была пушистой...
Ох, не была, но, понимаешь ли, 70 лет нам доказывали, что красные - хорошо, белые - гады, а там не было черного-белого, было очень много полутонов, и мы только постепенно начинаем узнавать правду о том времени. хотя всю правду вряд ли кто скажет, возможно, так и останется - у красных своя правда, у белых своя, а плохие и хорошие, грубо говоря, были с каждой стороны баррикад... Просто и тех и тех нельзя обелять или очернять, стараться быть объективным, правду бы узнать... только вот как?
Настёна СПб писал(а): Я вот тоже одно произведение на стихи Володи Палея у себя в блоге выложила:
жалко мальчика, талантлив был и кроток, вот за что? и это белые и пушистые красные...
убивать на войне,убивать пр сопротивлении - допустим, но вот так - взять и убить? жестоко, бесчеловечно...
а Фрунзе и те, кто ему сдались? "Солнечный удар" недавно посмотрела, и всколыхнулось
"Нельзя огулом хаять народ!"
А "белых", конечно, можно.
Народу, революции все прощается,-- "все это только эксцессы".
А у белых, у которых все отнято, поругано, изнасиловано, убито,-- родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры,-- "эксцессов", конечно, быть не должно...
Боже мой, что это вообще было! Какое страшное противоестественное дело делалось над целыми поколениями мальчиков и девочек, долбивших Иванюкова и Маркса, возившихся с тайными типографиями, со сборами на "красный крест" и с "литературой", бесстыдно притворявшихся, что они умирают от любви к Пахомам и к Сидорам, и поминутно разжигавших в себе ненависть к помещику, к фабриканту, к обывателю, ко всем этим "кровопийцам, паукам, угнетателям, деспотам, сатрапам, мещанам, обскурантам, рыцарям тьмы и насилия"!
Margot Valois писал(а):Дорогие Леди, сердечно приветствую!
Ульяша, благодарю за исторический экскурс и пояснения
Музыкальная благодарность
Спасибо за добрые слова и музыку
...
Настёна СПб:
uljascha писал(а):понимаешь ли, 70 лет нам доказывали, что красные - хорошо, белые - гады, а там не было черного-белого, и, возможно, так и останется - у красных своя правда, у белых своя, а плохие и хорошие, грубо говоря, были с каждой стороны баррикад...
Вот потому, что прошло уже достаточно времени и власть снова поменялась, мне кажется, можно взглянуть (или хотя бы попытаться взглянуть) на те события более... нет, не беспристрастно (беспристрастно не получится никак, слишком много крови, как при любой революции), но - объективно, быть может... И понять, что не было четкого разделения на хороших и плохих.
uljascha писал(а):убивать на войне,убивать при сопротивлении - допустим, но вот так - взять и убить? жестоко, бесчеловечно...
Да, вот так просто - взять и убить. Даже пулю пожалели... За происхождение. Чтобы не мешали. Нет человека - нет проблемы

...
Шаг последний, лягу здесь сраженный,
И проснется алая заря.
Заклеймят пускай меня позором,
Но я пролил кровь в тебя, Страна.
(Александр Варакин)
...
uljascha:
Настёна СПб писал(а):Вот потому, что прошло уже достаточно времени и власть снова поменялась, мне кажется, можно взглянуть (или хотя бы попытаться взглянуть) на те события более... нет, не беспристрастно (беспристрастно не получится никак, слишком много крови, как при любой революции), но - объективно, быть может... И понять, что не было четкого разделения на хороших и плохих.
Да, я тоже надеюсь, что получится хотя бы объективно, потому и копаю исторические архивы, дневники и разное прочее мемуарное, а не художественное, потому что художественно в любом случае - хоть немного, но вымысел. Вот искала вчера про баржи смерти - было или не было, и что было на самом деле. В документах речь идет только о плавучих тюрьмах - и у Деникина об этом написано, и у Троцкого. И было это с обеих сторон, и убивали пленных/заложников и те, и другие. Что говорить - ужасно. Я не зря "Дни окаянные" вчера перечитала. Не стала выкладывать кусок, но там четко было написано - белые пришли, красных стреляли, красные - белых. Хотя, вот, если абстрагироваться от там классовой принадлежности и прочего - красные над белыми зверствовали сильнее. То ли мстили за то, что "угнетали", то ли еще что. Но вот, например, в Москве есть храм Божией Матери "Скоропослушницы" - когда его реквизировали после Октября, в алтаре был сделан туалет. И, уверяю вас, те люди, кто это делал, прекрасно знали - что и где они делают. И это страшно. Еще Пушкин говорил "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" и вот в этой бессмысленности и беспощадности все и кроется
И вот это
Настёна СПб писал(а):Да, вот так просто - взять и убить. Даже пулю пожалели... За происхождение. Чтобы не мешали. Нет человека - нет проблемы

...
От того и идет. Именно бессмысленно и беспощадно их и убили там всех. За что? - за имя... Вчера много читала, что к 14-му году армия не была цветом дворянства, что даже генералы были к тому времени "из кухаркиных детей", но даже если так, все равно они были образованы, обучены, воспитаны и - что самое главное - верны присяге.
Конечно, с высоты прошедших лет сложно понять, что и почему, и как оно там было, влезть в души как бы тех, кто погиб и тех, кто убивал, но в самом деле много мемуаров, дневников, писем, которые сейчас можно найти и прочесть, и которые помогают представить, как все было на самом деле, а не в советском учебнике истории.
...
Настёна СПб:
uljascha писал(а):например, в Москве есть храм Божией Матери "Скоропослушницы" - когда его реквизировали после Октября, в алтаре был сделан туалет. И, уверяю вас, те люди, кто это делал, прекрасно знали - что и где они делают.
Князь Олег Константинович погиб в начале Первой мировой и был похоронен в имении Осташево... В 1918 те самые крестьяне, которым Константиновичи построили школу, библиотеку и амбулаторию, которые плакали на его похоронах, раскопали могилу, чтобы украсть шашку с позолоченной рукоятью (это по слухам - с позолоченной). Тело Олега три дня пролежало на дороге, потом его куда-то выкинули... И не надо верить в сказку, что его перезахоронили, чтобы спасти от вандалов... Да, в часовне над его могилой сделали туалет...
...
uljascha:
Настёна СПб писал(а):Князь Олег Константинович погиб в начале Первой мировой и был похоронен в имении Осташево... В 1918 те самые крестьяне, которым Константиновичи построили школу, библиотеку и амбулаторию, которые плакали на его похоронах, раскопали могилу, чтобы украсть шашку с позолоченной рукоятью (это по слухам - с позолоченной). Тело Олега три дня пролежало на дороге, потом его куда-то выкинули... И не надо верить в сказку, что его перезахоронили, чтобы спасти от вандалов... Да, в часовне над его могилой сделали туалет...
Ну вот это как раз к вопросу о бессмысленности и беспощадности русского бунта... когда чернь берется за топор, она крушит на своем пути все, и при этом под чернью я имею ввиду не рабочих или крестьян, а именно черноту души что ли. Среди всех слоев населения и всех сословий и вероисповеданий были такие люди - с черной душой, и многие из них - те, кто поумнее - делали свое черное дело чужими руками. А потом мы в учебниках истории учили, какие они смелые вожди революции. И это касается всех революций. Французы тоже затопили свою страну в крови, да все, кто поднимал бунт (именно против законной власти, про захватчиков речь не идет), но кто поднимал руку на законную власть, нес смерть и кровь, жестокость, причем, неоправданную.
При этом мне непонятно, как многие умные и хорошие и чистые шли за этими революционерами. Скорее всего, это обусловлено именно отходом от Бога. Причем моральный кодекс коммуниста очень похож на заповеди.
Многие верили, что конституционная монархия и вообще конституция, Учредительное собрание принесут добро, и может быть, оно бы и было так, если бы не было бессмысленной жестокости, трудно сказать.
Это я просто рассуждаю к тому, что кто-то из моих героев не примет революцию и уедет или погибнет, кто-то - примет и даже поначалу радостно, впрочем, так оно и было на самом деле. Хочется понять первопричину...
...
uljascha:
» Деление на части с названиями и эпиграфами
Я тут еще раз покрутила свои части, и вот что получилось
Часть первая.
В шумном платье муаровом... 1890–1903
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево…
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена –
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
Игорь Северянин
Часть вторая.
Мы докатились до предела... 1904–1922 (Русско-Японская, Первая Мировая. Две революции, начало эмиграции)
Мы докатились до предела
Голгофы тень побеждена:
Безумье миром овладело –
О, как смеется сатана!
Владимир Палей
Часть третья 1922–1945
Марширует целая эпоха...
Марширует целая эпоха,
Не скорбя, рыдая и трубя.
Падая на половине вдоха,
Отвечая каждый за себя…
Владимир Спектор
Часть четвертая 1946–1964
Коньяк в графине – цвета янтаря...
Коньяк в графине – цвета янтаря,
Что, в общем, для Литвы симптоматично.
Коньяк вас превращает в бунтаря.
Что не практично. Да, но романтично.
Иосиф Бродский
Часть пятая 1964–1980
Только плакать и петь, только жить...
Слышишь ли, слышишь ли ты в роще детское пение,
Блестящие нити дождя переплетаются, звенящие голоса,
Возле узких вершин в новых сумерках на мгновение
Видишь сызнова, видишь сызнова угасающие небеса?
Где-то льется вода, вдоль осенних оград, вдоль деревьев неясных,
В новых сумерках пенье, только плакать и петь, только листья сложить.
Что-то выше нас. Что-то выше нас проплывает и гаснет,
Только плакать и петь, только плакать и петь, только жить.
Иосиф Бродский
К третьей были еще такие стихи
3. Деревянные домики,
Накомодные слоники,
Как считали хозяйки тут,
Счастье в дом принесут.
И косынки, и кепочки,
Повзрослевшие девочки,
Уцелевшие мальчики –
Свет не гаснет в очах,
Чьи-то тонкие пальчики,
Чьи-то тонкие пальчики,
Словно лычки, лежат на плечах...
Владимир Шлёнский
И вот два куска из Рождественского, которые очень нравятся, второй, возможно общим эпиграфом или, наоборот, послесловием. а первый - не знаю, просто нравится, но возможно, вообще не для этой вещи...
Живу, как хочу, –
светло и легко.
Живу, как лечу, –
высоко-высоко.
Пусть небу
смешно,
но отныне
ни дня
не будет оно
краснеть за меня...
Роберт Рождественский
Мы совпали,
еще не зная
ничего
о зле и добре.
И навечно
совпало с нами
это время в календаре.
Роберт Рождественский
...
uljascha:
Девочки, дорогие. спасибо большое за лайки, но очень хотелось бы разговора - для меня это деление на части достаточно важно, стихи старалась выбирать тех поэтов, кто жил и творил именно в описываемое время, но, может быть, кто подскажет еще что-то - более подходящее, или посоветует, может, я не совсем то нашла. Хотелось, чтобы название и эпиграф выражали сущность времени что ли.
Прошу помощи зала, очень нужно.
...
Настёна СПб:
uljascha писал(а):но очень хотелось бы разговора
Я пока коротенько.
uljascha писал(а):Часть вторая. Мы докатились до предела... 1904-1922
Мы докатились до предела
Голгофы тень побеждена:
Безумье миром овладело –
О, как смеется сатана!
Владимир Палей
Здесь я всеми руками "за"

. Строфу "Мы докатились до передела..." я вообще считаю великой. Сама ее очень люблю и цитирую к месту и не к месту... О Гражданской и эмиграции есть хорошие стихи у Туроверова, Савина, Станюковича, Ещина.
А вот эти стихи мне нравятся больше первого варианта:
uljascha писал(а):К третьей были еще такие стихи
3. Деревянные домики,
Накомодные слоники,
Как считали хозяйки тут,
Счастье в дом принесут.
И косынки, и кепочки,
Повзрослевшие девочки,
Уцелевшие мальчики –
Свет не гаснет в очах,
Чьи-то тонкие пальчики,
Чьи-то тонкие пальчики,
Словно лычки, лежат на плечах...
Владимир Шлёнский
...
uljascha:
Настюш, спасибо за такой быстрый отклик
Настёна СПб писал(а):[i]Мы докатились до предела... Здесь я всеми руками "за"

. Строфу "Мы докатились до передела..." я вообще считаю великой. Сама ее очень люблю и цитирую к месту и не к месту... О Гражданской и эмиграции есть хорошие стихи у Туроверова, Савина, Станюковича, Ещина.
Мне тоже показалась эта строка точной - в нее укладывается хорошо весь период с Японской через Первую Мировую, Гражданскую к образованию СССР здесь и каким-то моментам эмиграции. Мне не нужно про гражданскую и эмиграцию, Туроверова читала и Станюковича, мне нужно именно строку и четверостишие на весь временной период этой части.
Настёна СПб писал(а):А вот эти стихи мне нравятся больше первого варианта:
Деревянные домики,
Накомодные слоники...
вот оно мне первое пришло в голову на это время - хоть там и про послевоенное восстановление, а у меня - до войны и война, но как бы тем не менее, в стихах, вернее, песне "Танго для всех" откуда "накомодные слоники" много подходящего к этому времени (эти слоники как часть советского быта, что ли, того времени), но нет названия части - не могу вычленить строку и все-таки на все время не совсем подходит. Может, что-то еще поискать. Там надо какое-то советское, потому что до после войны все-таки в СССР в советское (как в народ, так и в жизнь, и в Сталина) верили если не все, то большинство. Несмотря на репрессии и прочее. Спектор мне тоже не совсем то, но "марширует целая эпоха" это характерно для Советского строя, особенно того времени. Маршировали спортсмены и всякие там ДОСААФ и Осовиахим, "Ворошиловские стрелки" и так далее. Вот что бы тут такое взять?
Мы совпали,
еще не зная
ничего
о зле и добре.
И навечно
совпало с нами
это время в календаре.
Роберт Рождественский
Вот это - как эпилог что ли может пойти)
...