В монастыре утром совершается полуночница, часы и литургия. Обычно часов с 6 утра и до десяти – одиннадцати. Кое-где полуночница только для монахинь, в своем храме, куда мирян не пускают, тогда она может быть и в пять. Потом отдых. И в восемь – часы и литургия.
Утреня и вечерня, а под праздник – Всенощная (всенощное бдение) совершаются вечером, часов с пяти чаще всего и до восьми-девяти вечера. Под большие праздники – Рождество и Пасху служат ночью, у нас по сюжету может быть разве что Троица, но там ночью не служат.
Утром после службы совершается Чин о Панагии и бывает общая трапеза для монахинь, туда приглашают и паломников, но их кормят отдельно. Это все монахи, послушники и тд. данного монастыря идут вслед за настоятельницей, а она несет в руках большую просфору на блюде, накрытую таким специальным покровцом. В Печорах очень торжественно это происходит. Не пойти на трапезу могут только те, кто убирает в храме, они кушают потом.
Послушницы никак не могут стоять около крыльца и разговаривать, они могут быть в храме или около после службы только если убираются.
За свечами смотрят бабушки-свечницы, а если это монастарь, то обычно есть сестра, которая смотрит за свечами во время службы. Одна. Она тихо подходит в нужное время к каждому подсвечнику и гасит догоревшие, ставит новые свечи. В монастыре по храму во время службы вообще особо ходить не разрешается.
В монастыре есть несколько категорий насельниц – трудницы, послушницы, инокини и монахини. Трудницы – кто приехал потрудиться на долгое время, чтобы потом принять постриг (когда-то там), они ходят в своей одежде – длинной и темных тонов, на голове – просто платок. Послушницы уже в хитоне (длинное цветное платье) или подряснике (черное), на голове – платок с ушками (на лоб), в некоторых монастырях (в частности, в Пюхтице, в Питере у Иоанна Кронштадтского) тех, кого одевают в подрясник. Одеваю в связку – такой длинный конус на голове. Инокини это первый постриг, там уже подрясник и апостольник (типа шлема с широким низом, сзади завязочки), потом монахиня. Послушниц одевает настоятельница, инокинь тоже может она постричь, тогда не меняя имени. Монахинь – только архиерей, и имя меняется. В Калуге в женском монастыре в приюте часто старшеклассниц одевали к празднику, а потом раздевали за провинность (то есть надевали и снимали подрясник).
Есть еще паломники, которые приезжают на несколько дней просто пожить в монастыре. Их обычно просят как раз убрать храм, помочь на кухне, иногда отправляют на более тяжелые работы – сложить дрова или на скотный двор, но это редко. Мужчины-паломники живут за оградой. Паломницы и трудницы обычно живут в комнатах на несколько человек. Послушницы – чаще всего – келейницами и более старших монахинь, во всяком случае по одиночке и с такими же послушницами их не селят. Если к послушнице благоволит настоятельница, она может жить в игуменских покоях, но чаще всего она родственница этой настоятельницы или там дочь друзей как-то так.
Чтобы выйти из обители – по любой надобности, надо спрашивать разрешения, даже трудницам. Настоятельница из обители обычно просто так не выходит, разве что как в Пюхтице, за стенами есть чудотворный источник и купальня. Но там опять же монахи и мирские купаются отдельно.
Между собой монахини обращаются друг к другу – мать (имя), трудница или послушница к более старшей – мать (имя) или матушка (имя), старшие к послушницам и трудницам – просто по имени. Сказать про кого-то – на послушание на кухню идет сестра Клавдия, к примеру – можно, но обращаться так – нет. Вот миряне, те часто называют монахинь сестрами, особенно молоденьких, но обращение сестра – это из католичества, как и святой отец к священнику и дочь моя, сын мой от священника кому-то. В Православии – батюшка, отец (имя), отец настоятель можно, мать настоятельница тоже, а от священника – просто по имени.
Монахини в постриге чаще всего носят мужские имена – Сергия, Михаила, Павла, Георгия, инокини – или свои собственные или другие женские, если Владыка облачал, меняет имя.
это не Пюхтицы – но тут тоже видно – трудница просто в платке, послушница в платке с ушками, инокиня в скуфейке (мягкий головной убор), монахиня в клобуке
вот тут связочка и платок с ушками
Да, еще у настоятельницы на груди крест, она с ним ходит все время (кроме как в туалет) и когда благословляет – дает целовать, может и мирян благословлять.
мужчинам в женском монастыре можно находиться, пока он открыт – то есть с первой службы утром и до конца вечерней службы, но им, как и всем мирянам, можно ходить только в определенные места, просто так разгуливать по обители нельзя. С монахинями лучше не заговаривать – могут не ответить.