Да, поддерживаю Ташу! Книги нельзя 1) читать после фильма, 2)никогда не отождествлять с фильмом, потому что это совсем разные вещи. Как можно решить, что Северное сияние стал хуже после фильма? В фильме половины нет событий романа и совсем нет дневников, которые - шедевр. Девочки, я поняла, что не все из вас заглядывают в Клуб Синий чулочек и читают отзывы о книгах, поэтому повторю здесь текст моего поста о Норе Робертс и ее романе.
Цитата: Нора Робертс. Северное сияние. Ровно в полдень.
Удивительно, что одними из самых любимых романов у Робертс стали за последнее время два на первый взгляд совершенно неприметных романа. Неприметных в том плане, что нет в них напряженного расследования, нет изощренной игры ума, как у Конан Дойла, Агаты Кристи или даже Рекса Стаута, в результате которой обычно сыщик всегда побеждает преступника, который естественно не дотягивает талантами до его уровня или не знаком с дедуктивным методом. У Норы Робертс хватило ума создать свой жанр, который можно назвать психологическим анализом среды, породившей преступление. Потому что преступление никогда не совершается в пустоте, оно всегда зарождается в обществе, развивается и происходит в нем, а потом тщательно скрывается, маскируется и яростно пытается остаться тайным. А бывает и наоборот… Поэтому все романы Робертс с криминальным сюжетом совершенно разные. И причины преступления бывают разными, от алчности до желания отомстить. Герои тоже совсем разные, это мужчины и женщины, столкнувшиеся с преступлением как по роду службы, так и в личном плане. Но важно, что раскрытие преступления не просто умиротворяет связанных с ним людей, оно позволяет решить многие вопросы личного характера и получить чувство удовлетворения из-за торжества справедливости. Криминальный сюжет тесно переплетен с социальной темой, полон описаний обычной каждодневной жизни, которая не просто фон для преступления и его раскрытия, а важная составляющая сюжета романа. Одно без другого не создало бы такой увлекательной фабулы, которая привлекает и любителей криминальной литературы, и полицейских историй, и просто любовных романов. Робертс не тянет с этим, с первых страниц устраивая встречу героев и обещая счастливый конец романа, и как правило, не разочаровывая читателя.
Первый роман, «Северное сияние» очаровал меня и тем, что прекрасно описал жизнь в Заполярье, где я сама провела детство, и видимо это осталось в крови – страсть в полярному сиянию, снежным просторам, морозам, лыжам, которые не роскошь, а …, ну, вы знаете. Хотя на Аляске своя специфика. Там кроме лыж и собачьих упряжек – местной экзотики – передвигаются на внедорожниках с мощными зимними шинами и маленьких самолетах, которые обувают шасси зимой в лыжи, а в короткое лето - имеют поплавки и садятся на воду озера или залива. В такой поселок, Лунаси, – одна улица с гостиницей и баром, с банком и магазином, с местной газетой под названием «Лунатик» и количеством жителей намного меньше тысячи человек, - приехал новый шериф. И первой заботой его становится разнимать напившихся спорщиков-братьев, разбираться с кражей рыболовных снастей и тому подобными мелочами. Жители городка считают его чужаком, новичком, не доверяют поначалу. А он постепенно привыкает к морозам, к маленькому замкнутому обществу, в котором все все знают друг о друге и уже не обсуждают нового дружка хозяйки гостиницы, потому что она их меняет каждый день, но ассортимент-то все тот же… Шериф знакомится с ее дочкой, которая в полную противоположность матери держится с мужчинами настороженно и сдержанно. Ухудшение погоды происходит не вдруг, как у нас, а закономерно в это время года. Двое молодых людей отправились на гору и их надо разыскать и вернуть до бурана. Шериф-южанин удивлен: «Это тоже я должен делать?» «А кто же еще?» - резонно интересуется колоритная грубоватая дама-мэр. И шериф отправляется на самолете в облет горы, чтобы найти парней и заодно тело пропавшего много лет назад местного рубахи-парня, уехавшего за удачей, оставив женщину и маленькую дочурку. Женщина из-за него перестала верить мужчинам и меняла их, не дожидаясь, когда ее бросят. Дочурка выросла и тоже перестала верить мужчинам, не подпуская их близко к сердцу, чтобы не быть брошенной. То, что он не бросил свою женщину и любимую дочку, становится видно из дневника, который был в вещах убитого ударом ледоруба мужчины. Шериф по старой привычке начинает расследование, быстро собирая свидетельства и слухи. Но методы работы здесь совсем другие, чем в большом городе, здесь, где все всё знают друг о друге, уверенным можно быть только в одном: никто после этого исчезновения не уехал из поселка. Значит и убийца тоже остался жить как ни в чем ни бывало. Новый труп – владельца газеты – подтверждает это всем, кто надеялся, что случившееся не имеет отношения к их городку. Все обставлено как самоубийство из-за чувства вины за давнишнее убийство. Вроде все раскрыто и можно спокойно жить дальше, но шериф привык не верить очевидному, которое слишком удобно объясняет случившееся. Он продолжает собирать факты.
Что отличает детективы от других романов? В них все сосредоточено на расследовании преступления. Агата Кристи первой внесла изменения в жанр, соединив детектив с картиной обычной жизни, той, в которой и происходит преступление. Именно в таких картинках она прячет свои ключи к разгадке. Поэтому ее романы более «живые» даже по сравнению с Конан Дойлом, хотя и он обычно несколькими красочными штрихами придавал истории жизненность. Робертс создает не просто картинку, в которой происходит преступление. Для нее важнее психологический анализ окружающих, выявление причинно-следственных связей, влияние преступления на окружающих. Она обозначала несколькими словами каждого героя и делала его ярким и живым, даже убитого больше 15 лет назад Патрика Гэллоуэй. В беспутном и безответственном разгильдяе, взрослом ребенке, сохранившем подростковую бесшабашность, записи в дневнике, найденном в вещах убитого, раскрывают философа и поэта, созерцающего величие и красоту северных гор:
«И вот я здесь, в ничейном, свободном краю. Священная земля не может быть ничьей собственностью.
Если бы можно было жить высоко в горах, я бы раскинул палатку и остался тут навсегда. Но эта священная земля убьет быстрей и верней, чем мегера жена, от нее пощады не жди.»
«Если набраться смелости и на минутку выйти из укрытия, перед тобой предстанет северное сияние, такое яркое, такое электрическое, что кажется, схвати его — и можно будет от него подзарядиться. И тогда понимаешь, что хочешь жить только здесь.»
«Я стоял над облаками. Для меня это — главный миг любого восхождения. Когда стоишь на вершине, из тебя уходит вся усталость, боль и даже физические страдания, причиняемые морозом. Ты рождаешься заново. И в этом невинном состоянии для тебя не существует страха смерти или жизни. Ты не испытываешь ни гнева, ни грусти, у тебя нет ни прошлого, ни будущего. Есть только этот миг.»
В какой-то момент становится понятным, что главный герой романа - это Север и горы, окружающие поселок: снег и ледники, синее небо и холодное полярное солнце, тьма полярной ночи и северное сияние.
Люди с разладом и ссорами, любовью и преступлениями – вторично, но поскольку они выбрали это место и приспособились к нему, они живут, создавая себе среду обитания. В это понятие входит не только природа, но и моральный климат.
Я начала писать о романе под впечатлением фильма «Северное сияние», но взявшись за книгу и перечитывая словно впервые, все подряд, я заново оценила, насколько переплетаются несколько самостоятельных линий сюжета. Фильм очень хорош, но естественно не может охватить всех моментов романа, жертвуя психологическими тонкостями в угоду сюжетным эффектным сценам. Читать надо прежде всего роман, чтобы войти в эту атмосферу поселка, живущего от бурана до бурана долгую полярную ночь в домах, оснащенных прелестями технологий третьего тысячелетия, но погребенных под снегом, с прерывающейся телефонной связью и электроснабжением, не выдерживающими борьбы со стихией.
Главные герои все имеют свои проблемы и комплексы, и самыми серьезными они были у шефа полиции Нейта Бэрка. В Балтиморе он попал в перестрелку с наркодилерами и получил тяжелые ранения, а его напарник был убит. Нейт залечил раны, но впал в жестокую депрессию, выйти из которой надеялся, загрузив себя не слишком ответственной, рутинной работой блюстителя порядка маленького заполярного городка. Убийство возвращает его к профессиональным привычкам детектива и он бросается в работу. Скажу сразу – убийца ожидаемо будет жителем городка, но вот кем окажется – ну уж никак на ожидалось. Я подогрела любопытство и специально не скажу, чем закончится расследование, чтобы все, кто заинтересовался, прочли с интересом. Кого не раздражают скрупулезно описаные подробности жизни в детективах вместо динамичного и кровавого описания серийных убийства - читайте роман. А те, кого интересуют больше любовные отношения мужчины и женщины – получат такую парочку в лице Нейта Бэрка и Мэг Гэллоуин. Чью отношения будут не самыми простыми, но превратятся в глубокое чувство, что станет новым для них, просто подарком судьбы. Мэг вообще интересный персонаж: независимая, энергичная женщина – полярный летчик, привыкшая одиноко жить в своем построенном и обставленном по вкусу доме за городом, полностью автономном, выдерживающем долгую непогоду, снегопады и морозы за 30 градусов. Она умеет отремонтировать снегоход и печет хлеб, любит оперу и иногда вместо термобелья и теплой парки надевает изящное шелковое платье. Она любит своих собак породы хаска, ездовых собак Аляски. Ее жизнь удивительно удобна, гармонична, и с появлением любимого мужчины приобретает законченность идеала. Но далось это не так просто, потому что Мэг и есть та самая дочь Пэта Гэллоуэя, про кого 15 лет в поселке думали, что он бросил жену и дочь и подался в другие привлекшие его места. Стоит прочесть эту книгу и любителям не очень остросюжетных, но увлекательных детективов и полицейских историй, и поклонникам любовных романов, и конечно тем, кто просто любит Север, Заполярье, любителям Джека Лондона, с которым «Северное сияние» перекликается, описывая те же места через сто лет и таких же колоритных людей.
О второй книге я напишу завтра, после бала, и тоже выложу рецензию и для вас. Я считаю, что Северное сияние выдающийся роман на фоне остальных романов Робертс, потому что вот этот прием - включение дневников как документальных - шедевр мастерства. Они действительно воспринимаются как реальные, и герой становится по-настоящему живым и осязаемым. Его гибель - утрата очень талантливого человека, готового уже стать настоящим писателем. Всего этого нет в фильме, это простенькая любовная история с элементами боевика, Голливуд. одним словом. Фильм не может повлиять на мнение о романе.