Виктория В:
Настёна СПб писал(а):Сдалась я на Малюте, бывшим местоблюстителем Лобного места (это кто? ) и жаждущим стать князем (это как? ). Дочитывала как пародию. Если бы не было привязки к конкретным историческим событиям, роман мог получиться довольно любопытным.
Оценку не ставлю, т.к. не понимаю, как оценивать сюрреализм
Настя, а Басмановы у Гиголашвили упоминаются?
...
Настёна СПб:
Виктория В писал(а):Настя, а Басмановы у Гиголашвили упоминаются?
Вика, мельком. Вспоминают, как Фёдор кричал с плахи Грозному, что рядом с царем сгоришь, а далеко - замёрзнешь. Что он по царскому приказу митрополита из собора выгонял. Но роман не исторический, если бы была возможность полистать (убила бы, кто придумал книги в пленочку обертывать

), я бы не стала его читать.
Кроля Рыжая писал(а):много лет он был моим кумиром!
Мне коллега недавно сказала, что Маре очень нравился её маме, но... разонравился. Я прямо оскорбилась от души

.
...
Настёна СПб:
Честно принялась за Хемингуэя, но незаметно вернулась к своим баранам

. Видимо, надо дочитать оставшиеся полторы книги, а потом переключаться на другое.
ЖАН КОКТО "ПОРТРЕТЫ - ВОСПОМИНАНИЯ"
Что мне точно нравится в Жане Кокто (кроме того, что он был кошатником

) - то, что он ни о ком публично не сказал ни одного дурного слова. Его самого часто оскорбляли, наш Эйзенштейн на премьере "Человеческого голоса" вместе с сюрреалистами кричал обидные вещи, а поэт был всегда корректен. Кокто прожил 74 года - от Эйфелевой башни, через дягилевский "Русский балет", до "Новой волны" французского кино. Он знал многих выдающихся людей своего времени - Гийома Аполлинера, Марселя Пруста, Амедео Модильяни, Поля Элюара, Мориса Равеля, Вацлава Нижинского, Игоря Стравинского, Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Эдит Пиаф и других. Для каждого у поэта нашлись хорошие строки.
"Этот отклик будет коротким, похожим на изящные росчерк пера, на моментальную зарисовку, но оценки и выводы здесь обнаруживают больше ума и вкуса, чем иные брюзгливо-мелочные разборы" (В.Кадышев).
Но как впечатлительный Кокто дружил с Пикассо, мирясь с тяжёлым характером художника и неизменно превознося все его картины, для меня загадка

.
Оценка - 5.
...
Настёна СПб:
ЯНИНА ГУРОВА "ЖАН КОКТО: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР ПОЭТА"
Почему-то я решила, что в данном исследовании рассказывается о Кокто как драматурге, либреттисте и театральном режиссере-декораторе. Книга пообещала театр, затем конкретно балет, но по итогу и балета оказалось маловато

. Но книжка интересная - краткий экскурс по биографии и творчеству поэта и по его эпохе.
Восприимчивый, болезненный мальчик из интиллегентной семьи, стесняющийся своей нескладной внешности, он рано понял, что действительно талантлив. Поэзия, рисунок, костюм, музыка... Кокто формировался в сумасшедшую эпоху богемного Монпарнаса и "неистовых модернистов", но он никого не "сбрасывал с парохода современности", а созидал свое. Кокто нравилось смешение стилей, он хотел вывести на сцену циркачей, а на арену актеров (понятно, зачем Маре без страховки стоял на голове под куполом). Что сделал в "Параде":
"Я слышал крик штыковой атаки во Фландрии, но это было ничто по сравнению с тем, что произошло той ночью в театре Шатле". Но через авангардных "Быка на крыше" и "Новобрачных на Эйфелевой башне" Кокто пришел к поэтичному "Юноше и Смерти". Нет, его ранние сюрреалистические работы мне бы не понравились

. Интересно, что Кокто стремился к "площадному театру", быть ближе к людям, а публика считала его режиссером, который стремится шокировать. Наверное, на драматической сцене слияние поэта и народа удалось лучше.
Он был очарован двумя образами - Орфея и феникса. Чтобы возродиться, надо умереть. Смерти поэт не боялся - как можно бояться того, что с тобой с самого рождения? Но она его сильно ранила, Кокто хоронил друзей. Погибнет Ролан Гаррос, умрет Раймон Радиге, попадет в гестапо Жан Деборд, пуля настигнет Марселя Килла, наркотики сведут в могилу Ола Брауна... Он станет не пессимистом, а философом. Свою уязвимость Кокто прятал за образом "легкомысленного принца", "единственного наследника Оскара Уайльда", а в 1960 г. он удостоится титула "Принц Поэтов" (как Верлен и Малларме).
Книжка цензурная, с одной стороны это неплохо. Но тогда зачем упоминать о романе поэта и Наташи Палей? Со всей драмой, но не отметить, что Натали всю жизнь утверждала, что у них были исключительно платонические отношения.
Говорили, что рукопожатие поэта сулит удачу и славу. Жан Маре создаст скульптуру "Человек, проходящий сквозь стену", посвященную Марселю Эме. Но его руки будут выразительными руками Кокто.
Оценка - 5. Но расстроили опечатки.
P.S. Сборник В.Виноградова "Жан Кокто. Когда птицы поют пальцами..." посвящен именно киноработам поэта, приводятся отзывы, отрывки из статей критиков и самого Кокто (где ему нередко приходится объяснять, что он имел ввиду). О, "Кровь поэта" действительно надо объяснять неискушенному зрителю вроде меня.
...
Настёна СПб:
ПОЛ РАССЕЛЛ "НЕДОПОДЛИННАЯ ЖИЗНЬ СЕРГЕЯ НАБОКОВА"
Говорят, хороший парень – не профессия. Владимир Набоков был писателем, а его младший брат Сергей? Да и был ли он хорошим парнем?
Скромный юноша, мечтающий о любви, не задумывался, что его увлечения сверстниками неправильны. Однажды отец грустно предупредил, что сыну будет трудно жить, как его дяде Руке и дяде Константину. Реакция бабушки-оригиналки потрясающая: внук может не беспокоиться, что случайно кого-нибудь обрюхатит.
В предреволюционном Петрограде, городе сумасшедших соблазнов, Сергей посещал специфические Знаменские бани, фланировал по Невскому мимо Пассажа, но оставался довольно целомудренным и безнадежно влюблённым. Чувства к эгоистичному Олегу и морфинисту Давиду послужили уроком.
Владимир становился лучшим писателем поколения, женился на интересной женщине Вере Слоним, а на брата смотрел, как на подопытную бабочку. Такие принц и нищий. Сергей не стремился к серьёзным отношениям, его связи были чем-то вроде рукопожатия, выпивки на брудершафт. Во Франции он вращался среди дягилевцев и богемы. Я понимаю, почему закурил опиум Кокто (у меня явно месяц Жана Кокто; жаль, что автор оставил поэта в плачевном состоянии прямо на пороге судьбоносных перемен). Но Сергей? Что его мучило, одиночество? Что искал, любви? Что хотел забыть? Прав был его очередной любовник: эмигрантов ещё терзает тоска по Родине? Пусть Сергей выглядит англичанином, но
"Россия, звёзды, ночь расстрела и весь в черёмухе овраг" навсегда в сердце.
Сергей мог порхать в поисках любви и себя всю жизнь и тихо умереть в одиночестве или загнуться от наркоты, но встреча с Германом Тиме всё изменила. Мучительное прочищение организма, прощание с прошлым в лице Олега, спокойствие Тирольских Альп. И рука помощи и дружбы брату. Хм, а Владимир-то был на такое способен или только после вздыхать?
Наверное, если бы не тихая стойкость и гибель в немецком лагере, Сергея помнили только поклонники Владимира Набокова. Зачем Сергей приехал в Берлин? СССР– не его Россия, как и Рейх – не Германия. Он уже отсидел по статье, Тиме отправили в страшнейший Африканский дивизион, а Набоков осмеливался говорить, что думал. И знал, что за ним придут. А дальше, традиционно, тишина...
Оценка - 5 -. Это художественный роман, если что

.
...
Consuelo:
Кристиана Клапиш-Зубер (ред.) «История женщин на Западе. Молчание Средних веков» (Том 2/5. Под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро)
Во втором томе исследования, посвящённого истории женщин в Западной Европе, рассматривается период с VI по XVI вв. Среди поднятых тем: природа женщины с точки зрения средневековых мужчин и самих женщин; статус женщин из различных сословий и в разные временные отрезки; детство и девичество, брак, вдовство и одиночество; образ Девы Марии и Марии Магдалины; отношение к адюльтеру и блуду; имущественные права; женщины в искусстве; женщины и литература; женщины в ремесле; женщины в городе и деревне, в крестьянском доме и при королевском дворе; образование для женщины; жизнь в монастыре; женщина и религия; права и бесправие женщин и т.д. Теоретический материал подкреплён примерами судеб отдельных представительниц прекрасного пола. Сквозной фигурой в тексте проходит Кристина Пизанская, пожалуй, наиболее или одна из наиболее известных образованных средневековых женщин, имевшая возможность зарабатывать своим литературным талантом и вполне открыто.
В целом, весьма любопытное исследование, написанное хорошим языком для широкого круга читателей. Оценка -
5.
...
Consuelo:
Клэр Томалин «Жизнь Джейн Остин»
Джейн Остин прожила короткую жизнь, всего сорок один год, оставила после себя только шесть завершённых романов, не успела приобрести широкое литературное признание при жизни, долгое время оставалась известной лишь узкому кругу ценителей. Она никогда не жила в богатстве, но зато была окружена многочисленными родственниками, что часто гораздо важнее финансовой успешности. Однако невозможность уединиться на длительное время не идёт на пользу писателю. Джейн писала украдкой, старалась не демонстрировать явно свои литературные устремления. При этом нельзя сказать, что у неё не было поддержки внутри семьи, тем более, что среди Остинов поощрялись различные способности, в том числе литературные. У Джейн была возможность поменять статус с «мисс» на «миссис», однако она решила, в конце концов, не соединять себя узами брака без любви, но потому что «так надо». Её любовь к Тому Лефрою, молодому ирландскому студенту-юристу, не привела к свадьбе, ибо вопросы более приземлённого характера, бытовые и финансовые, явились непреодолимым препятствием.
Клэр Томалин с большой симпатией относится к главной героине своего исследования. Она довольно скрупулёзно подходит к подбору материала, широкими мазками рисуя не только частную жизнь Джейн Остин (довольно не богатую на яркие события), но и судьбы её близких. Такой подход позволил восстановить атмосферу эпохи и окружения писательницы. Автор постоянно ссылается на письма и дневниковые записи близких и современников мисс Остин, то есть оставляет за скобками попытку что-то придумать и приписать биографии Джейн. В этом я вижу исключительно добросовестное и уважительное отношение к любимой многими писательницей, обладавшей острым взглядом, не менее острым языком, позволявшей ей подметить тонкости и нюансы, казалось бы, обычной рутинной жизни.
Безусловно, невозможно было бы не обратиться непосредственно к творчеству Джейн Остин, разобрать её произведения и показать, в каких условиях и с каким настроением они создавались. Мисс Остин, увы, не получила при жизни заслуженных лавров, и только спустя годы её талант был признан, начал изучаться, а романы стали настоящей, любимой многими классикой.
Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
ВИКТОР СМИРНОВ «ТРЕТИЙ АНГЕЛ»
«Третий ангел вылил свою чашу в реки и источники вод, и сделалась кровь.» (Откровение Иоанна Богослова)
Центральный герой романа – Малюта Скуратов, человек-топор, беспрекословно исполняющий государеву волю. Не соратник, не единомышленник, а слуга. Оказавшийся у кормушки власти, вошедший во вкус и увязший по самое не балуй. Не обладая особыми талантами и родовитостью, повязал царя, себя и таких, как сам, например, Грязного, кровью. Кто они руководителям опричнины, тем же на всё имеющим собственное мнение Басмановым – холуй и псарь, плюнуть и растереть. А без них – власть.
Плохо, когда все равны, но кто-то ровнее, а царь себя вовсе над законом поставил. Поверил ли Иоанн скуратовским наветам на Новгород? Накрутил себя так, что поверил.
«Московские князья род загребущий и завистливый, простить не могут, что мы под татарином не были», - сказал дед Неклюд и в чём-то прав. Новгород: был город – нет города, а кто остался - долго с колен не поднимется.
Марфу жалко, загубили девку дворцовые интриги. Я тоже думаю, что она была роднёй Малюты, но точно не из купеческой семьи. Гордец Грозный мог сказать, что с гостиным двором в родстве не состоял. Но логика царских мыслей понятна: не удалось сосватать заморскую принцессу, полюбовно соединюсь с народом. Не вышло… Возгордившийся Скуратов как-то хитёр в одну сторону. Шуйского припугнуть, что князь сватов заслал, или замучить кого – запросто. А что на бывших сообщников опасно свысока поглядывать – подзабыл. Иначе получишь удар в спину.
Считаю, что победу при Молодях поровну разделили Хворостинин и Воротынский. А автор больше Михаила Ивановича упоминает и царскую благодарность: из победителей в опальные.
Оценка – 5 -.
...
Consuelo:
Николай Молчанов «Генерал де Голль»
«С юношеских лет я был убежден, что Франции суждено пройти через великие испытания, что смысл жизни в том, чтобы однажды сослужить ей какую-то очень важную службу, и что мне представится возможность сделать это…»
Сегодня 22 ноября 2020 г., 130 лет со дня рождения Шарля де Голля, французского генерала и президента, в годы Второй мировой войны возглавившего правительство в изгнании, не согласившись со сдачей Франции немецким оккупационным войскам. Де Голль ещё при жизни стал символом французского Сопротивления, и в своём знаменитом воззвании к французам из Лондона, 18 июня 1940 года, он призвал соотечественников не сдаваться, а продолжать борьбу за независимость родины. Впоследствии генералу де Голлю представится ещё одна возможность вытащить страну из затяжного кризиса. Став легендой при жизни, Шарль де Голль, в конце 1960х., потерпев политическое поражение, был вынужден уйти досрочно с поста президента Пятой республики, которую он и основал в 1958 году. Будучи человеком выдающихся личных качеств, упорства, трудолюбия, несгибаемостью, честностью и прямотой, он мог проявлять не самые положительные черты, так как, честолюбие, упрямство, нежелание принять ситуацию, развивающуюся не в логике его понимания. Однако, несмотря на политические неудачи последних лет жизни, сложность и противоречивость характера и спорность отдельных его решений и политики в целом, Шарль де Голль был и остаётся знаковой фигурой в истории Франции и в истории XX века, а его имя навечно связано с непримиримой борьбой против нацистского режима и титаническими усилиями по возрождению пошатнувшегося величия его родины и того места, которое веками занимала Франция для Европы и мира в целом.
Де Голля довольно легко представить себе в качестве королевского министра, его и при жизни различные люди частенько называли «Коннетаблем», как бы отсылая к временам несомненной мощи Франции. Генерал происходил из семьи аристократических и буржуазных кровей, но себя к чистым буржуа не относил. Воспитанный в духе почитания истории прошлого своей родины, её предназначения для Европы и мира, де Голль всё жизнь оставался несомненным патриотом. Франция в его понимании, Франция великая, всегда возвышалась над всякими политическими дрязгами. Себя лично де Голль ощущал с малых лет предопределённым для некой великой цели во благо любимой родины. История показала, что это самоощущение и вера в себя помогли не только де Голлю прожить самые тяжёлые вехи своей личной судьбы, но и не дать Франции, стоявшей на краю разгрома, окончательно потерять завоёванные веками позиции.
«Франция проиграла сражение, но Франция не проиграла войну…»
Трагедию Франции 1940 года автор закономерно прослеживает в тяжёлом поражении Франции в войне с Пруссией, будущим центром объединённой Германии, в 1870-1871 гг., в победе в Первой мировой войне, в которой участвовал и молодой тогда де Голль (был ранен и в плен попал), крайне неудачной политикой в отношении побеждённой Германии, а также негибкостью устаревшей французской военной и политической верхушек, не понявших изменившейся реальности. Шарль де Голль, профессиональный военный, осознавал, насколько устарела военная доктрина, бытовавшая во французской армии, видел и сотрясавшие её внутренние конфликты. Накануне Второй мировой войны он указывал на все просчёты командования, определял важность танков и авиации в грядущей войне, которую сразу же определял мировой. Кроме того, де Голль понимал, что нынешние французские военные элиты готовы обороняться, а не воевать в полную силу. Он был против капитуляции, предлагал планы по ведению дальнейшей войны с Германией, но не получив поддержки и отказавшись признать предательскую, по его мнению, сдачу Франции, де Голль вместе с несколькими соратниками выехал в Лондон, где его ждала поддержка официальная, но совсем не реальная.
«Поверьте мне, ибо я знаю, о чем говорю: для Франции ничто не потеряно…Что бы ни произошло, пламя французского Сопротивления не должно погаснуть и не погаснет…» (из воззвания Ш. де Голля, 18 июня 1940 г.)
18 июня 1940 года, Лондон, студия ВВС. Генерал де Голль произносит речь, обращённую к французам, готовым сражаться за независимость:
«Но разве сказано последнее слово? Разве нет больше надежды? Разве нанесено окончательное поражение? Нет!» Первая из последующих речей, обращённых к нации, которые разделили на «до» и «после» жизнь де Голля и судьбу Франции. Отныне на британских берегах создаётся официальное правительство Франции в изгнании, а в устах генерала де Голля впервые звучит слово «Сопротивление». Движение Сопротивления формировалось и в отдельности от генерала, силами смелых людей, не готовых сдать свою родину врагу. Но символом Сопротивления стал именно генерал де Голль. Впоследствии также планомерно генерал будет отстаивать интересы Франции, и благодаря его усилиям Франция оказалась среди стран-победительниц.
Роль, которую генерал сыграл во Второй мировой, придала ему огромный авторитет и внутри Франции и за рубежом, и это же дало ему возможность вновь встать у руля власти, но уже в 1958 году, когда разыгрывалась алжирская драма. Исход тех сложных событий подвергается дискуссии и в наши дни. Тем не менее, что любопытно, французское гражданское общество настолько живое и подкованное в политике и праве, что былые заслуги значат мало, если настоящие дела не коррелируются с реалиями изменившего времени. Да, де Голль был уже пожилым человеком (в 1958 году ему исполнилось 68 лет), а это значит, что гибкость его реакции на окружающую действительность заметно притупилась. В таком возрасте, будем честны, тяжело уже поменять взгляды. Да и время уже было совершенно иным. Именно отсюда, на мой взгляд, и кроются неудачи президента де Голля, который всегда проводил политику несколько консервативную, полностью ориентированную на интересы Франции в своём представлении, что даже вело к трениям в отношениях с союзниками. Политика, мягко говоря, не самое чистое дело, и каковы бы ни были твои изначальные задатки, она, политика, внесёт свои коррективы. В 1968 году страна оказалась на пороге масштабного кризиса. Де Голль сначала не оценил размаха тех же студенческих протестов. По своему обычаю он решил узнать мнение сограждан и распорядился провести очередной референдум, по сути, о доверии к своему курсу. Не получив достаточной поддержки, 28 апреля 1969 года, де Голль ушёл в отставку, а 9 ноября того же года скоропостижно скончался. Затухшая было популярность Шарля де Голля, вновь возросла после его кончины. В наше время французы, отмечая заслуги генерала де Голля, называют его своим лучшим президентом, а масштаб его личности приравнивают к Наполеону Бонапарту.
Примечательность биографической работы советского историка Николая Молчанова заключается, во-первых, в том, что автор был знаком с объектом своего исследования, во-вторых, это – первая биография де Голля на русском языке, а, в-третьих, исследование было написано в 1979 году, то есть спустя десять лет после смерти генерала. Исследование структурно разбито на главы примерно в духе метода, использованного самим де Голлем в его «Военных мемуарах», то есть каждая часть озаглавлена каким-то одним, но веским словом. Большое внимание автором уделено источникам, таким как мемуары де Голля, его письма, воспоминания современников и коллег. Однако художественная краска тоже присутствует, что делает текст более удобным для широкого круга читателей. Личная жизнь Шарля де Голля упоминается, поскольку не упомянуть было бы нельзя, но погружение в эту тему отсутствует (а там трагедия с любимой дочерью, страдавшей синдромом Дауна). Самое моё большое замечание к исследованию относится к идеологическому взгляду самого Н. Молчанова, ибо его коммунистическое мировоззрение постоянно выскакивало в анализе позиции де Голля, которому постоянно ставилось в вину отсутствие оного, то есть приверженности к левым идеям. Но, стоит отметить, что де Голль видел СССР частью Европы и постоянно пытался наладить нормальные отношения с Москвой. Этот де голлевский вектор в политике дал повод автору знатно так пройтись по США, Великобритании и НАТО, естественно. Кроме того, классовая принадлежность де Голля тоже, по мнению автора, играла отрицательную роль в его политике с более широкими народными массами. В остальном же, хорошее исследование, с подробным анализом личности Шарля де Голля, его значимости в истории, а также с широкой картиной политических, военных, правовых, экономических и культурных реалий современного де Голлю времени.
Оценка –
5 – (минус за идейность биографа).
...
Consuelo:
Кристофер Бакли «Охотник за судьями»
Действие романа разворачивается в XVII веке, в двух локациях – в Англии и в североамериканских колониях (преимущественно). Сэмюэль Пипс, чиновник морского ведомства и автор знаменитого дневника, отправляет своего недалёкого шурина Бальтазара де Сен-Мишеля на берега Нового Света, с миссией отыскать и арестовать последних уцелевших судей, вынесших смертный приговор Карлу I. А пока Балти с трудом и не с первого раза понимает, в какой попа переплёт, его родственник в Старом Свете сталкивается с необходимостью противостоять планам по объявлению войны Нидерландам.
Идея, заложенная в романе, действительно весьма привлекательная: здесь и историческая справка, и политическая сатира, и вообще перманентный юмор, забавные ситуации, в которые попадает Балти, зарождающиеся в Америке идеи об отделении от митрополии, религиозные и моральные противостояния, а где-то на фоне столкновения переселенцев с коренным индейским населением. Однако не могу сказать, что раскрытие такой обширной тематики вполне удалось, на мой взгляд. Балти всё же довольно глупый и наивный, да ещё и притесняемый со всех сторон. С накалом юмора перебор. В целом, несмотря на реальные исторические личности и события, роман воспринимается больше как приключенческий и развлекательный, а не чисто исторический. Вставки, стилизованные под дневниковые записи Сэмюэля Пипса хороши, но выглядят чем-то несколько излишним. В целом, хотелось бы больше глубины, наверное, тема-то действительно интересная.
Оценка –
4 -.
...
Настёна СПб:
ПЁТР ПОЛЕВОЙ «ИЗБРАННИК БОЖИЙ»
Действие романа разворачивается в 1601-13 гг., главный герой – будущий первый царь из династии Романовых, Михаил Фёдорович. Ещё просто Миша.
В раннем детстве он пережил ссылку и разлуку с родителями, насильно постриженными в монастырь. Потом нежданная радость в лице самозванца – с Романовых снята опала, и Филарет становится митрополитом Ростовским. Филарет ворчит, но должность принимает. После чего Марфа Ивановна преспокойно живёт в своём доме с детьми, а не где-нибудь в монастыре. Тушинцы делают Филарета патриархом, он снова тихо ворчит и вздыхает, но решает, что это его крестный путь. Все такие благостные, готовые и жаждущие пострадать, аж тошно. Только Миша по молодости (кстати, в романе он моложе года на 2) хотел было с поляками сражаться, но юноше быстро объяснили, что лучше терпеть и не рыпаться. И свыше воздастся.
Оценка – 4.
...
Consuelo:
Джорджия Хантер «День, когда мы были счастливы»
Есть темы, которые страшно поднимать, но ещё более страшно забыть. В романе Джорджии Хантер речь идёт о Холокосте, с которым столкнулись миллионы евреев во время Второй мировой войны, в том числе, семья автора. Не только тематика, но и личное переживание, которым пронизана эта книга, делает её особенно тяжёлой и до слёз трогающей. Действие начинается весной 1939 г., в польском городе Радом, в котором долгие годы жили поколения семьи Курц. На момент начала войны только один из сыновей, музыкант Адди, кстати, дедушка автора, не находился в отчем доме, а был во Франции, и впоследствии до конца войны он не имел возможности воссоединиться со своими близкими. Остальные члены семьи тоже были разлучены, кто-то еле выжил в сибирских лагерях, кто-то в гетто, жизни всех висели буквально на волоске. Несмотря на то, что членам семьи Курц удалось выжить, в моральном плане они, конечно, были изрядно изранены, особенно это заметно по малышке Фелиции, которая вместо того, чтобы играть в куклы вместе со сверстниками, видела убийства вокруг.
Эмоционально очень тяжёлая книга, насыщенная переживаниями, страхом, кровью, ненавистью и надеждой, за которую из последних сил цеплялись герои. В финале каждой главы автор даёт релевантную историческую справку, что я считаю весьма удачным решением. Тронула меня эта история, честно говоря, о многом заставила задуматься.
Оценка –
5.
...
Consuelo:
Натали Земон Дэвис и Арлетта Фарж (ред.) «История женщин на Западе. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения» (Том 3/5. Под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро)
Третий том масштабного исследования группы историков посвящён изучению положения женщины в Западной Европе, в XVI-XVIII вв. Замечу, что основное внимание уделено Франции и Англии, сразу за ней – Италия. Среди рассмотренных тем: дискурс вокруг природы женщины (а человек ли она?); статус женщины из разных социальных слоёв; женское воспитания, образование и возможности профессиональной карьеры; влияние религии на женщин; женщина в доме и семье; женщины в искусстве, в литературе, в театре, в живописи; проститутки, куртизанки, ведьмы, бунтарки и преступницы, и т.д. Исследование довольно подробное, включает вполне конкретные примеры взглядов на «женский» вопрос со стороны видных представителей философии и литературы мужского пола, но также и редких женщин, выдвинувшихся на первый план. Особенно любопытна информация о мужчинах, которые в эпоху раннего Нового времени всё-таки видели в женщине равного себе партнёра.
Интересный том, как и всё исследование в целом. Оценка –
5.
...
Consuelo:
Сергей Евгеньевич Трубецкой «Минувшее»
Над своими воспоминаниями, названными поэтично «Минувшее», князь Сергей Евгеньевич Трубецкой работал, находясь уже несколько лет в ссылке, во Франции, в 1930-1940х. гг. Воспоминания написаны приятным живым языком, сразу же обнаруживая образованность автора, честность, горечь и определённую долю самокритики. «Минувшее» можно условно поделить на три раздела: детство и юность автора, наполненные светлой ностальгии; Первая мировая война и крах империи; гражданская война и новое Советское государство, в котором, бывшему князю, конечно, места не было. Трубецкой несколько раз находился между жизнью и смертью, некоторое время сидел в тюрьме не только как «бывший», но и из-за участия в подпольной контрреволюционной деятельности. В начале осени 1922 года был выслан из страны вместе с матерью и сестрой, на известном «философском пароходе» и, тем самым, спасся от неминуемого расстрела. В дальнейшем он не имел никакой возможности вернуться на родину, умер во французском Кламаре, в 1949 году.
Мемуары содержат множество мелких деталей быта и умонастроений современников автора, появляются различные известные личности, каждому из которых автор даёт свою субъективную оценку. Разумеется, князь Трубецкой никогда не был сторонником ни революции, ни коммунистов, но понимал необходимость назревших в стране перемен. К сожалению, в мемуары завершаются на прибытии эмигрантов в немецкий Штеттин, а было бы интересно почитать о жизни в эмиграции Трубецких и других эмигрантов.
Оценка –
5.
...