Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Настёна СПб:


ШЕНГ СХЕЙЕН  «СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ. "РУССКИЕ СЕЗОНЫ" НАВСЕГДА»

В 23 года будущий великий импресарио написал своей мачехе: «…я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармёр, в-третьих – большой нахал, в-четвёртых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, если хочешь, я кажется нашёл моё настоящее значение – меценатство. Все данные кроме денег – но это придёт.»

В 24 года самоуверенный пермский провинциал из обанкротившейся семьи самостоятельно организовал свою первую выставку. К прославившему его балету (балетоманом в их компании считался Вальтер Нувель) Сергей Павлович придёт не сразу – через интерес к живописи, художественный журнал «Мир искусства», театральную государственную службу с увольнением, оперу. У Дягилева потрясающие организаторские способности, он собрал вокруг себя выдающихся личностей – известные имена можно перечислять до бесконечности.
Его нахрапистость, апломб, язвительность и личная жизнь раздражали консерваторов и новаторов. С бесконечными трудностями Сергей Павлович, казалось, справлялся играючи и ничто не могло выбить его из колеи. На самом деле, эмоциональный Дягилев остро переживал неудачи, но умел брать себя в руки и заражать энтузиазмом окружающих. При всех замашках диктатора, Дягилев старался создать в коллективе дружескую, семейную атмосферу. Смешение личного и рабочего не раз аукалось – выяснения отношений происходили бурно, что сказывалось на творчестве. Серёжа (Дягилев) и Лёвушка (Бакст) орали друг на друга, Шура (Бенуа) обижался и все разом, кроме импресарио, терпеть не могли Сержа (Лифаря). Но если кто-либо, по мнению Дягилева, шёл не в ногу со временем или расходился с ним во взглядах на творчество, Сергей Павлович переступал через любого.
Триумфальный русский балет Дягилева в Париже впервые прогремел в 1909 г. Автор пишет, что ничего особо новаторского мы не показали. Но то, что показали – сделали на высочайшем уровне и продолжали совершенствоваться и экспериментировать. Тем обиднее были нападки и непринятие в России. Вскоре Сергей Павлович создал «Les Ballets Russes de Serge de Diaghilew», вошедшие в историю мирового искусства.
Последний раз Дягилев был на родине в 1914 г. после смерти отца, в революцию потерял связь с мачехой, братьями и племянниками. Он страшно переживал и тосковал, стараясь этого не показывать, но эмоции всё равно прорывались. В конце войны у труппы были трудности, они едва не голодали, но «Дягилев вновь воскрес из пепла».
Дягилев умер в 1929 г. Но личности всемирного масштаба не умирают - импресарио продолжает жить в любимом деле. Весь современный балет берёт начало в его учениках. Очень хорошая книга – интересная, информативная, объективная, я узнала новое.

Оценка - 5.

...

Consuelo:


Антонин Згорж «Один против судьбы»

Роман чешского автора Антонина Згоржа, посвящённый судьбе Людвига ван Бетховена, и названный ярко «Один против судьбы», надо признать, произвёл довольно неоднозначное впечатление. С одной стороны, безусловно, чувствуется огромная симпатия и уважение автора к великому композитору, но есть и другая сторона, а именно некоторая однобокость интерпретации характера, прежде всего, Бетховена, и безусловное оправдание даже отрицательных черт композитора. А характер у него был тяжёлый, резкий и довольно неуступчивый, и это всем известно. Но был он таковым «благодаря» не самой простой биографии: детство с отцом-пьяницей, побоями и унижениями лепившего из старшего сына второго Моцарта; довольно ранняя потеря матери; неудачная личная жизнь; разочарование в ближайших родственниках; социальная несправедливость (когда таланту рукоплескали, но заставляли кланяться перед теми, кому повезло родиться в семье с гербом); сложности в признании таланта (а Бетховен – это именно революция в музыке); и самое страшное, особенно для музыканта – ранняя глухота. Стоит особенно отметить красочный в своей ужасности факт смерти Моцарта, Моцарта, величайшего из композиторов, универсальному гению которого поклонялись все последующие музыканты, в том числе Бетховен, и его захоронение в общей могиле, при очень скромной церемонии. До сих пор точное место захоронения Моцарта неизвестно! Этот момент, как рассказывает автор, стал некоей красной меткой в сознании молодого Бетховена, для которого вот прямо здесь, у ворот кладбища, открылся истинное положение гения в современном ему мире. Но здесь стоит заметить, что прощание с самим Бетховеном, а это уже более тридцати лет после смерти Моцарта, прошло кардинально иначе.

Отвлеклась немножко на Моцарта, но его значимость сложно переоценить, а в книге Згоржа он показан, хоть и кратко (потому что совсем немного занимался с Бетховеном), но ярко, да и к тому же, обладал совершенно другим характером, что на контрасте с Бетховеном выглядело ярко. При этом и Моцарт, и Бетховен, любили и ценили свободу превыше всего, а вот её-то у них, по сути, практически не было. Возвращаясь к Людвигу ван Бетховену, вся его жизнь – это борьба: за возможность заниматься любимым делом, несмотря на критические мнения противников или прогрессирующий недуг; за возможность не изменять себе и себя; за материальное благополучие, за каждое своё произведение. Однако то самое «но»: данная биография написана в форме романа, то есть в ней много добавок и интерпретаций от биографа. Между тем, любопытно разобраны обстоятельства создания основных композиций гения, особенно эмоциональный фон. Иными словами, читать действительно легко и интересно, но, как ни странно, хотелось больше «сухости» изложения материала, чтобы самой «нарисовать» образ Бетховена.

Оценка – 4.

...

Настёна СПб:


АНДРЕЙ ЗАРИН «ДВОЕВЛАСТИЕ»

Действие романа начинается в 1619 г. У князя Теряева-Распояхина скоморохи украли сына Мишу, чтобы продать главарю «профессиональных нищих». Понятно, что просто так посреди белого дня у знатных людей детей не крадут, и некий злодей является заказчиком…
Мишу вызволили, и по прошествии некоторого времени он женится на сосватанной в детстве боярышне Ольге Тереховой-Багреевой. Они обвенчались по родительскому желанию, но им обоим это не в радость. Ольга влюблена в кабального Алексея, и у Михаила есть любимая – дворянская дочь Людмила. Молодой князь в более выгодном положении, он может содержать полюбовницу и, честно сказать, понять его можно. А Ольга хороша – почему это муж меня не любит? Я догадывалась, что решить эту задачу можно одним способом – убить пару героев.
Я бы пожертвовала Ольгой с Алексеем, но автор нач.XX в. решил иначе. Жальче всех Людмилу, как страшно с ней поступили. Михаил правильно разобрался с оговорщиком Ахлопьевым – собаке собачья смерть. И даже нашёл в себе силы простить отца.
В I-й части романа события разворачиваются на фоне возвращения из Польши Филарета, а во II-й – войны с поляками.
В принципе, задумка мне понравилась. Но, божечки мои, какие же все герои припадочные невротики! Буквально от комариного писка женщины падают в обморок, а мужчины грохаются на землю. Бесперестанно.
Оценка – 4 -.

...

Consuelo:


Милица В. Нечкина «Декабристы»

Советский историк, профессор Милица Васильевна Нечкина, один из самых известных и признанных исследователей истории декабристского восстания, в издании 1982 г. в довольно сжатой, краткой, но объёмной форме объясняет причины восстания прогрессивной части российского дворянства. В исследовании рассматривается сложившаяся в стране социально-экономическая и политическая обстановка, а также другие факторы, напрямую повлиявшие на формирование позиции тех, кто вошёл в историю как «декабристы». Изучаются все тайные союзы, связи между ними, участники, выработанные позиции. Рассмотрены два основных документа: «Русская Правда» Павла Пестеля и «Конституция» Никиты Муравьёва.
Особое место уделено определению роли декабристов, как первых революционеров. Приведены мысли В.И. Ленина о декабристах, и это, а также время написания данного труда, стоит учитывать. Любопытны объяснения причин, повлиявших на неудачу восстания, которые во многом определены, по мнению автора, дворянским происхождением, а, следовательно, определённым мировоззрением декабристов, как известно, не опиравшихся на силы народа.
В целом, конечно, весьма интересное исследование, краткое, но подробное. Оценка – 5 -.

...

Настёна СПб:


АННИ ЖИРАРДО «УЙТИ, ВЕРНУТЬСЯ. Сила страстей»

Взбалмошная, смелая, смешная, страстная, резкая, обаятельная, прямолинейная, без тормозов. Анни Жирардо, одна из двух талантливейших актрис послевоенной Франции (другой назвали Жанну Моро), начинала субреткой. Разглядел в девушке драму и глубину Жан Кокто и, скорее всего, от него, через Маре, о Жирардо узнает Лукино Висконти. И откроет актрису уже всему миру.
Образ её киношных героинь - самостоятельная, современная женщина, с сильной волей, но неудачница в личной жизни – чем-то перекликается с жизнью самой Жирардо. Громкие актёрские удачи перемешивались с ещё более громкими провалами. Анни везло с партнёрами – Жан Габен, Ален Делон, Филипп Нуаре, Луи де Фюнес, Ив Монтан. Конечно, с кем-то не сработались, с кем-то оказалось обниматься не так здорово, как казалось Laughing , но о большинстве Жирардо пишет благожелательно. Я мало знаю французский кинематограф и плохо помню фильмы с Жирардо, но сама Анни – актриса незабываемая.
В её романах я запуталась, Анни никогда не была обделена мужским вниманием. Но Жирардо скажет: «В моей жизни была одна-единственная любовь, один-единственный мужчина — Ренато Сальватори. Что же до остальных мужчин… Я встречала в жизни потрясающих актёров, режиссёров. Они меня научили лучше самовыражаться в искусстве. Но любовь бывает лишь раз в жизни». Ссоры, примирения, бесконечные перелёты Париж-Рим, интрижки на стороне. Они будут любить друг друга безумно, жить вместе не смогут, но так и не разведутся.
Самое интересное, что я узнала из воспоминаний – метод работы Клода Лелуша, основанный на чистой импровизации для актёров. Режиссёр не давал слов, артисты всё произносили от себя. Мог актёра настроить на одну сцену, а актрисе сказать совершенно другое – и снимал их реакцию. Сложно, но интересно.
Ещё я вместе с Жирардо узнала, что на острове Леван, известном нудистскими пляжами, во 2-й пол.XIX в. размещалась колония для сирот. Нищих и беспризорников собрали с парижских улиц и вывезли на остров, и большинство детей оттуда уже не вышли.

Оценка – 5 -.


...

Consuelo:


Бернар Фоконье «Бетховен»

Несколько неоднозначное впечатление произвела биография Людвига ван Бетховена от Бернара Фоконье. Не понравились мне следующие моменты: 1) общая манера подачи материала; 2) странные и не к месту вставки с замечаниями автора; 3) сильный уклон в сторону личной жизни Бетховена; 4) домыслы, ничем не доказанные; 5) резкие и даже грубые, а также насмешливые высказывания по отношению к ряду мелькающих на страницах данного труда исторических личностей, включая самого Бетховена, а это, на мой взгляд, выглядело весьма некрасиво. Основные музыкальные шедевры Бетховена кратко перечислены, без особого анализа. Видимо, биографа больше интересовали какие-то не самые приятные стороны жизни композитора. Разумеется, в хорошей биографии автор постарается охватить всё, что составляло жизнь и характер субъекта биографии, но будет искать баланс всех составляющих. А в данном же случае автор прошёлся по верхам, выдал странные сентенции, а вдобавок подкинул никому не нужные домыслы, ничем их не доказав. К примеру, автор подходит к вопросу, над которым до сих пор бьются исследователи жизни Бетховена, а именно, кем была та самая «бессмертная возлюбленная». Фоконье начинает приводить одну из версий, и когда нужно привести доказательства, вдруг останавливается, мол, да кому нужны доказательства (не цитирую, но он правда задаётся таким вопросом). Следующий опус: рассказывает автор об окружении и друзьях Бетховена, и неожиданно приходит к выводу, что композитор мог быть бисексуалом. Хорошо, выдвинули версию, так давайте хоть какие-то подтверждения. Но нет, может было, а может, и нет, просто автор закинул удочку, а мы, читатели, уже как хотим, так и думаем. Ну, это же не серьёзно. Автор, судя по всему, хотел написать облегчённую версию биографии Бетховена, которую было легко читать широкому кругу читателей. Но это плохой подход. Биография действительно краткая, сжатая, но и в малом формате можно по-разному выдать информацию. Оценка – 3 -.

...

Consuelo:


Женевьева Фрассе (ред.) «История женщин на Западе. Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны» (Том 4/5. Под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро)

В четвёртом томе исследования группы историков, посвящённого изучению вопроса статуса женщины сквозь века, внимание уделяется изменению положения женщины в переломные два века человеческой истории, а именно XVIII и XIX вв. Среди рассмотренных вопросов: положение женщины в различных социальных слоях; женщина и быт, работа, творчество; отношения между мужчинами и женщинами в широком смысле, а также в разных конкретных сферах жизни; права и бесправие женщины; семья, брак, материнство, контрацепция, аборты; вдовство и одиночество; понимание женственности в контексте изменения гендерной парадигмы; отдельные представительницы рода женского, или как-то выделявшиеся из привычного понимания роли и места женщина, а также первые феминистки; проблематика тела, сексуальности, фригидности; однополые отношения; грамотность и специфика образования для женщины, переход от домашнего и религиозного образования к светскому; что читали женщины и что им советовали читать, о чём писали редкие женщины-писательницы; закрепление прав и обязанностей женщины на законодательном уровне, а также многие иные не менее интересные темы. Как и прежде, фокус внимания концентрирован на Западной Европе, чуть меньше на США, но и немножко на России. Оценка – 5.

...

Consuelo:


Франсуаза Тебо (ред.) «История женщин на Западе. Становление культурной идентичности в XX столетии» (Том 5/5. Под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро)

Заключительная часть исследования группы учёных, посвящённая истории женщин в ряде стран Западной Европы и в Северной Америке (США и совсем немного в Канаде), охватывает противоречивый, сложный, переломный и кровавый XX век. Исследование рассказывает, среди прочего, о следующем: положении женщин перед Первой мировой войной, между двумя войнами и во Второй мировой войне; о понимании феминности в целом и в различных этапах рассматриваемого исторического периода; развитие феминизма и движения за права женщин; об изменениях в понимании традиционной роли женщины; о браке и материнстве, о работе и карьере женщины; о новой модели ведения домашнего хозяйства; о женщинах в искусстве, творчестве и культуре в целом (кино, живопись и литература); о гендерных политиках; расширение и закрепление прав женщин в законодательстве; права и обязанности женщины в отношении ребёнка, альтернативные способы рождения ребёнка и проч. Несмотря на заявленные географические пределы, в данном исследовании рассматривается и советская модель взаимоотношения между женщинами и мужчинами, а также понимании роли и прав женщины (сразу после революции). Повествование завершается на сломе нынешнего и предыдущего веков, и в целом, все пять томов действительно интересны, любопытны и крайне познавательны для широкого круга читателей. Оценка – 5.

...

Настёна СПб:


ВСЕВОЛОД СОЛОВЬЁВ «ЖЕНИХ ЦАРЕВНЫ»

 В 1644 г. в Москву в качестве предполагаемого жениха царевны Ирины Михайловны приехал сын датского короля Вольдемар. Закончилась эта история, по-моему, позорищем для нас. Уж слишком мы… самобытные.
Вольдемар обычный молодой человек, немножечко легкомысленный, немножечко авантюрный. Естественно, камнем преткновения оказалась смена религии, ибо «еретик» наотрез отказался принимать православие. А мы ушлые: пообещаем не принуждать, а потом… ну, а куда он денется? Особенно, если его под замок посадить. Прелестно!  Граф не понимает, почему не может увидеть Ирину, ведь его самого разглядывали, как товар на ярмарке. А шустрая прислужница царевны Маша решила, что увидев невесту, королевич не захочет с ней расставаться и сразу побежит креститься. Тем более, что Ирина заочно влюбилась в заморского принца. Вольдемар и побежал, но не в церковь, а прочь из Москвы, и влюбился – да не в Ирину, а в Машу. Веселой Маше он тоже пришелся по сердцу.
Освободила Вольдемара только смерть государя. Вообще, это надо было додуматься – сделать пленником гостя, королевского сына! Отказывается сменить веру – ну пускай домой едет с Богом. Несгибаемым упрямством и методом «против лома нет приёма» испоганили жизнь Ирине и едва не развязали войну с Данией.
Оценка – 5.

С Рождеством!

...

Виктория В:


Настёна СПб писал(а):
Отказывается сменить веру – ну пускай домой едет с Богом. Несгибаемым упрямством и методом «против лома нет приёма» испоганили жизнь Ирине и едва не развязали войну с Данией.


Настя, не думаю, чтобы Ирина тоже так считала. Для русских 17 века православная вера в Бога была превыше всего.

...

Peony Rose:


Настёна СПб писал(а):
это надо было додуматься – сделать пленником гостя, королевского сына

Любовь и гнев царя русского - страшное дело Laughing Перегнули палку, конечно. Но тут есть доля вины и самого Вальдемара, переговоры шли несколько лет, и его предупредили о смене веры заранее. Так что коль хотел остаться при своей, нужно было и отказаться сразу.
Мне кажется, его авантюризм и честолюбие здесь сыграли не последнюю роль. И своеволие, унаследованное от маменьки, которая, родив королю Кристиану IV кучу детишек, у него ж на глазах изменила и была выслана прочь.

...

Настёна СПб:


Виктория В писал(а):
не думаю, чтобы Ирина тоже так считала.

У Соловьёва царевне ничто человеческое не чуждо, она мечтала о любви, а не безвылазно в тереме с бабками сидеть. И она переживала, что жених такой упрямец. А уж что Ирина на самом деле думала... Может, только порадовалась Laughing .

Peony Rose писал(а):
его предупредили о смене веры заранее

Его действительно пообещали не принуждать. Но здесь, правда, датчанам следовало крепко подумать - а как такое возможно?

...

Настёна СПб:


ВСЕВОЛОД СОЛОВЬЁВ «КАСИМОВСКАЯ НЕВЕСТА»

Дочь скромного касимовского дворянина Рафа Всеволжского (Всеволодского) Фима оказалась выбранной для царских смотрин. Все теряют голову от её красоты, но автор пишет, что девушки и женщины на Руси скрывали лица фатой. Иначе позор. Покажите мне эту занавеску! Не первый раз читаю, но почему-то здесь эта фата оказалась для меня как красная тряпка для быка .
Матушка с нянькой радуются, а крутой нравом Раф Родионович в мыслях уже обличает перед государем Алексеем Михайловичем несправедливости воеводы Касимова (а на самом деле в этой должности состоял сам Всеволожский Laughing ). Фима же не хочет в царицы - ей сильно нравится друг её брата Митя Суханов. Смелый и горячий парень спас Всеволожских от злодейского злодея Осины. Но когда приглашённая к царевнам девушка увидела взгляд юного «гусляра», позабыла всё на свете. 
Все карты спутала Фима всесильному боярину Морозову! А как хорошо Борис Иванович придумал стать царским свояком. Хотелось сказать, что человек предполагает, а Бог располагает, нет - «жениться по любви не может ни один, ни один король». После злополучного обморока Фимы, когда все вопили, что у невесты падучая, Алексей Михайлович не нашёл в себе силы поддержать любимую девушку. Отвергнутый Митя отправился за ней в ссылку, но Фима осталась верна своей первой и единственной любви. Хотя откуда там прямо любовь-любовь взялась, я не понимаю.
А Андрею Всеволожскому открылись глаза на коварную Машу Барашеву, и он с радостью «прочь из Москвы». О его дальнейшей жизни было бы интересно почитать.

Оценка– 4.

...

Тина Вален:


"Император" Георг Эберс
Признаюсь честно, что из всех книг, предложенных мне во флэшмобе, эта вызывала самые большие опасения. Эпоху эту я особо не люблю, о Римской империи и императорах знаю очень мало. Но спасибо Настёне СПб, что посоветовала мне этот роман и вытащила меня из зоны комфорта.
В Александрию приезжает император Адриан со своим воспитанником Антиноем. Приезжает инкогнито и это становится причиной нескольких происшествий, изменивших судьбы героев книги. Их довольно много, но в основном речь идет о семье смотрителя дворца, его красавицах-дочерях Селене и Арсиное и скульпторе Поллуксе.
Роман интересный, стиль немного не привычный, но мне понравилось, что здесь есть любовь, но нет пошлости. Император показан вспыльчивым и высокомерным, он, как истинный властитель, одним словом может разрушить судьбу, а вторым снова возвеличить человека. Сначала мне нравилась Селена, которая тащила на себе всю семью, включая транжиру-отца, легкомысленную сестру, слепого брата и всех остальных. Но потом она меня огорчила. Попав к христианам и пережив любовное разочарование, Селена вообразила себя мученицей. Как по мне, большей глупости нет, чем отдать свою жизнь из-за того, что никто не оценит. Христос, в том числе. А вот Арсиноя сначала была ветреной и легкомысленной девушкой, которую интересовали только наряды и развлечения, а потом повзрослела и поняла, чего и кого она действительно хочет. Ее уж точно не представишь унылой христианкой. Вообще, как-то странно отказываться от радостей земной жизни ради призрачной надежды обрести счастье после смерти. Хорошо, что Поллукс и Арсиноя не стали ждать загробного мира и были счастливы в этом.
Оценю на 4 балла из-за некоторых моментов, но в целом роман мне понравился.

...

Peony Rose:


Тина Вален писал(а):
как-то странно отказываться от радостей земной жизни ради призрачной надежды обрести счастье после смерти

Книгу не читала, но хочу вставить пару слов ))
Истинное христианство не бывает унылым. Это не мои слова, а слова Христа, апостолов и святых отцов Laughing Уныние, наоборот, смертный грех и ведет человека к гибели.
А отказ от земных удовольствий ради воскресения и всеобщей радости - обычная практика христиан. Ничего призрачного они в твердом обещании Христа не видят )
Но конечно, девицы бывают разные и порой путают сладкое с мягким Laughing Бывает, что и жертвуют собой ради минутного каприза, а вовсе не из-за веры.

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню