Consuelo:
Жильбер Мартино «Повседневная жизнь на острове Святой Елены при Наполеоне»
Почтим приветом остров одинокой,
Где часто, в думу погружен,
На берегу о Франции далекой Воспоминал Наполеон!
Сын моря, средь морей твоя могила!
Вот мщение за муки стольких дней!
Порочная страна не заслужила,
Чтобы великий жизнь окончил в ней.
Изгнанник мрачный, жертва вероломства
И рока прихоти слепой,
Погиб, как жил — без предков и потомства
Хоть побежденный, но герой!
Родился он игрой судьбы случайной,
И пролетел, как буря, мимо нас;
Он миру чужд был. Все в нем было тайной,
День возвышенья — и паденья час!
(1831 г., Михаил Юрьевич Лермонтов «Св. Елена»)
Двести лет назад, 5 мая 1821 г., остановилось сердце Наполеона Бонапарта, последние годы своей жизни проведшего на отдалённом острове Св. Елены, до которого и в наши дни не так просто добраться. Работа Жильбера Мартино, довольно небольшого объёма, как раз и повествует о без малого шести годах жизни Наполеона на Святой Елене, начиная от плавания к берегам данного острова на британском судне «Нортумберленд» и до 17.49 минут, 5 мая 1821 г., когда великий узник завершил свои земные дни.
Жильбер Мартино был не просто военно-морским офицером, историком и специалистом в сфере эпохи Наполеона, но и почётным консулом на острове Св. Елены и хранителем Французского архива на острове Св. Елены в период с 1956 по 1987 гг. (эту должность впоследствии занял его приёмный сын), то есть не возникает никаких сомнений в его профессиональных знаниях, равно как и в доступе к важнейшим материалам по взятому периоду биографии полководца и императора. Надо отметить, что книга действительно наполнена подробными мелкими деталями о быте Наполеона и его свиты, отправившейся вместе с ним в изгнание, о губернаторе Хадсоне Лоу, мелочном тюремщике, над недалёкостью и прискорбной злобностью которого потешались не только противники, но даже и собственные соотечественники. В дополнение автор рассматривает и административное устройство острова времён Наполеона, слои его обитателей, военные силы, коммуникации с остальным миром, снабжение едой и водой, коварные климатические условия, амурные перипетии местных жителей и склоки между французами и англичанами.
Весьма подробно и лаконично прослеживаются стадии болезни Наполеона, ошибки в лечении, удаление мстительным Лоу ирландского врача Эдварда О’Мира, проявлявшего лояльность к своему знаменитому пациенту, назначение гораздо менее профессиональных докторов, корсиканца Антоммарки и британца Арнотта, которых автор называет шарлатанами. Здесь стоит отметить, что Мартино не сомневается в причине смерти Бонапарта в возрасте всего 51 года, и отсылает к отцу императора, Карло Буонапарте, скончавшегося в возрасте всего 38 лет от рака желудка, наследственного заболевания в этой семье, о чём Наполеон знал. Конечно, болезнь приблизилась и усилилась плохими климатическими условиями в Лонгвуд-хаус, сыром и продуваемом месте недалеко от болот, истощённостью организма и моральным упадком. Иными словами, Жильбер Мартино не падок на сенсации, а посему вообще ничего не говорит о возможном отравлении Наполеона, слухи о котором живы и по сей день.
В целом весьма любопытное и полезное исследование, которое довольно структурировано позволяет построить объёмное представление о последних годах жизни Наполеона Бонапарта, человека, как к нему ни относись, навечно впечатавшего своё имя на скрижалях истории. Оценка –
5.
...
Consuelo:
Настёна СПб писал(а):Я увидела, что вчера годовщина смерти Наполеона и сразу о тебе вспомнила.
Конечно, я не могла такую дату пропустить.
Имела возможность сегодня весь день "обитать" в двухсотлетнем прошлом.
Хотя и невесёлые страницы истории.
...
Настёна СПб:
ГЭРИ ДЖЕННИНГС «ХИЩНИК. РЫЦАРЬ “ЗМЕИНОГО“ КЛИНИКА» (Часть 2)
События происходят интересные, падение Западной Римской империи, становление Теодориха, и герой необычный, но как же я устала читать эту книгу!
Вот Торн под именем принцессы Амаламены становится заложником и наложницей неприятного типа Теодориха Страбона и, проявив хитрость и мстительность, организует «бунт гладиаторов». Цель оправдывает средства – для него главное, что он выжил и унизил соперника своего Теодориха.
Вот по заданию короля Торн отправился изучать историю готов. И повстречал Тора, себе подобного (не многовато?

), от которого совершенно потерял голову. Вернее от неё, т.к. Тор более женщина, точнее – эгоистичная, трусливая, мерзопакостная девка. И то, как ей отомстил герой, вполне заслуженно. Произошло это у женщин, похожих на амазонок, и с этими бабами связана самая тошнотворная сцена.
Вот Торна занесло на Янтарный берег и остров Готланд. Он умудрился взять в заложники юного сына короля, который был врагом Теодориха, да так, что парнишка ничего не понял. Удивительно, что в дороге с мальчиком, учитывая невероятную «удачливость» спутников героя, ничего не произошло. Фридо – один из самых симпатичных персонажей.
Для всего мира Теодорих начал правление в Италии с подлости. И как докажешь, что ты, король, не знал о договорённости своего посланника с бывшим правителем Рима?.. Теодорих показал себя мудрым и справедливым, но, уверенный, что нельзя принуждать верить в кого и что бы то ни было – оказался костью в горле христианских священников.
Когда Теодорих постарел, Торн решил спасти его от самого себя, чтобы в истории Теодорих остался великим, а не безумным. Я не удивилась, ведь Веледа всегда любила своего короля.
Оценка – 4 –.
...
Настёна СПб:
АНДРЕЙ ДОБРОВ «УКРАДЕННЫЙ ГОЛОС. Гиляровский и Шаляпин»
В этом историческом детективе расследование ведёт Владимир Гиляровский, знаменитый «король репортёров», бытописатель московского не высшего общества. Я видела романы, где сыщиками выступают Елизавета Тюдор и даже Владимир Ильич, а журналист с бурной молодостью – почему бы и нет? Даже Шаляпин удачно «попал» в историю, хотя не очень люблю, когда реальным людям приписывают… разное. Мне понравилась идея вживания в образ – для понимания роли Годунова пообщаться с детоубийцей. Для чего опытный репортёр повёл молодого, набирающего популярность певца на Хитровку, мол, там такой «публики» пруд пруди.
Хитровка описана колоритно: бродяги, воры, проститутки, грязь и вонь. Где, с одной стороны, своих не выдают, но с другой – каждый за себя. Сейчас хитрованец плачет над «Лучиной», а через мгновение пырнёт певца ножом за копейку. Где придушат младенца, чтобы не кричал. И вот в этом «чреве Москвы» нашли убитого мальчика с вырезанными голосовыми связками. Городовой связываться не хочет, но газета в лице Гиляровского уже прибыла на место преступления.
С Полковником всё понятно, для него обитатели Хитровки – не люди, а отбросы, материал. Понимаю злобу Шаляпина, крестьянского сына. Вот профессор меня удивил. Проводил опыты на мальчишках, а потом всё перекладывал на плечи своего однокашника, игнорируя, что тот законченный наркоман. Хоть бы раз приехал посмотреть на своих пациентов! Но не скажу, что расследование меня очень увлекло.
Для певца опасное приключение не прошло даром – всё в актёрскую копилку, это уже на подсознательном уровне. Интересной показалась параллель, проведённая автором – Борис Годунов и Николай II, для которых семья важнее всего.
Оценка – 4.
...
Настёна СПб:
АНДРЕЙ ДОБРОВ «ПОСЛЕДНИЙ КРИК МОДЫ. Гиляровский и Ламанова»
Однажды модельер Надежда Ламанова получила записку:
«Если вы не хотите, чтобы в газетах появились статьи о том, что вы шьёте платья для оргий извращенцев», – и фото: трое мужчин в платьях и масках и с ними погибший брат одной из её работниц, Юра Фигуркин. Шантаж и скандал: поставщик императорского двора обшивает мужеложцев! Убийства продолжились – мужчина с фото, сутенёр, фотограф.
Я знаю, куда в нач.XX в. для специфического свидания сходить в Питере, а с Гиляровским заглянула в «красногалстучные» места Москвы. Для «короля репортёров» это оказалось в новинку, т.к. его неблизкие утончённые знакомцы из богемы и публика с бульваров не пересекались (элита какая, а Михаил Кузьмин, например, не считал зазорным зайти к банщику).
Гиляровский решил, что с шантажом разобрался, извилистой тропой выйдя на дельца от моды, считающего себя непризнанным гением. Поведение Поля Лисицына навело меня на определённые мысли, странно, что Владимир Алексеевич этого не заметил. Дела об убийстве полицейское начальство завернуло – мало ли каких высоких лиц скомпрометируешь, великого князя там, а отстранённый следователь Архипов версию, что Бром-старший убил юного поэта Юру, сильно расшатал.
Аня Фигуркина со слезами утверждала, что её брат не из тех, о ком извозчик сказал:
«Пусть меньше платят, да не целуются», но записка от «сестёр», найденная у Юры, не вписывалась ни в какую версию. А убийца, одержимый желанием пролезть в высшее общество, в прямом смысле пошагал по головам. Плюс неуравновешенность, кокаин и садистские наклонности. Алексею Краузе, третьему с фото, я посочувствовала. Как ему жить со знанием, что любимого человека убили из-за него?
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
Копирую из темы автора.
ЕЛИЗАВЕТА ДВОРЕЦКАЯ «МАЛУША. ЗА КРАЕМ ОКОЛЬНОГО»
Княгиня Ольга привезла беременную Малушу к себе на родину в Плесков – подальше от Киева, Святослава и глупых мыслей о престолах. В Плескове – мать девушки, Ута, Улеб и ещё всяческая родня, но никто не знает, как лучше поступить: дитя у Малуши нагулянное, кровосмесительное и наследник со счёта сбиться скольких княжеств. С точки зрения Ольги отправить девушку к Князю-Медведю – идеальный выход, чтобы в положенный срок её ребёнок занял «медвежье» место.
Но героиня твёрдо помнит, что она Мальфрид – древлянская княжна, а её сын – сын Святослава. Когда госпожа Сванхейд, её бабка из Хольмгарда, прислала за ней Бера, у Малуши взыграли честолюбие и гордыня, а перед глазами вновь замаячила высокая судьба, от которой она не в силах отказаться. Бер легко пообещал защитить Малушу с сыном от «лесной» участи. 25 лет назад один такой наглый и удачливый уже вмешался в предназначенную судьбу, перевернув всё с ног на голову. Бер мне понравился, хороший парень, я жалела, что из-за родства они с героиней не смогут пожениться. Но Малуша, смотрю, с завидным упорством наступает на те же грабли. Хотя… чувствам же не прикажешь?
Буквально неделю назад я была на том самом месте, где Волхов вытекает из Ильменя – где Мальфрид становилась невестой водного божества. И нам про Волхов рассказывали более романтичную легенду

.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
АНАСТАСИЯ ПОСТРИГАЙ «ВЛЮБИТЬСЯ В ИСКУССТВО. От Рембрандта до Энди Уорхола»
Приятная книга, действительно написанная с любовью, даже немного прилизанная. «Отчаянные романтики» прерафаэлиты, творцы света импрессионисты, парадоксальные сюрреалисты… Автор о своих героях говорит доброжелательно, с одной стороны это радует, но с другой ведь понимаешь, что эти люди не были такими замечательными.
Иногда у Анастасии проскальзывает и ирония.
«Думаю, психотерапевт мог бы рассказать о картинах Дельво больше, чем искусствовед.» «Говорят, она [Гала] спасла его [Дали] от шизофрении. Хотя порой кажется, что такой диагноз был у них обоих.» «Энди во французской столице не понравилось. Потому что там другая культура – нет супа ”Campbell's”.»
Да, я консервативна, дальше эпохи модерн у меня всё, стопор. Я не умиляюсь «Капеллой Чёток» Анри Матисса. Кстати, не зря я в детстве не понимала, кто изображён на знаменитом «Танце», женщины или мужчины – фигуры на картине меняли пол. Я не назову себя чёрствой, но работы Фриды Кало меня не трогают, но их я хотя бы понимаю. В Уорхоле я вижу не гения, а человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте.
Для меня произведение искусства всё ещё является самовыражением художника. Когда Дюшан издевательски установил на постамент писсуар, он что-то сказал о себе? Меня раздражает, когда некто делает нечто и заявляет: «Как хотите, так и понимайте.» Я хочу знать, что имел в виду художник, а не я! А когда художник в придачу к картине пишет многостраничный талмуд, объясняя свои идеи – это вообще за гранью.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
ДАЛИЯ ТРУСКИНОВСКАЯ «ЗАКОЛДОВАННАЯ ДУШЕГРЕЯ» («Государевы конюхи № 1»)
Взяла этот исторический детектив не из-за детектива, а из-за истории. Действительно, я с головой окунулась в Москву времён Алексея Михайловича, прошлась по знакомым улицам в «антураже» XVII в.
Данилка Менжиков (сразу в голове щёлкает: уж не будущий ли отец Меншикова Александра?) с государевых Аргамачьих конюшен не сообразил прикрыть пьяного товарища, и теперь Родьку подозревают в убийстве тёщи. По шляхетской гордости (ну и что, что его с полоном из Орши пригнали и теперь он никто и звать никак) решил он сам дознаться, повинен ли конюх.
Московские нравы молодой и наивный парень плохо знает, но упрямства и сообразительности ему не занимать. Не зря в конце книги его приметил дьяк приказа Тайных дел: Данилке пообтесаться немножко и не ляпать первое, что в голову взбредёт – и будет толк.
Розыском занимается Земский приказ – бегает по стольным улицам красавец ярыжка Стенька Аксентьев. Дураков в приказе не держат, одна беда – грамоте он не обучен, приходится уйму примет и имён держать в голове и не мечтать о повышении. Стенька мне понравился – его не назовешь большим удальцом, но что-то в нём есть, службу свою хорошо знает и надеется одолеть проклятую грамоту.
Оба «детектива» обратили внимание на вещицу, украденную у покойной – нарядную душегрею. Разные дорожки привели Менжикова и Аксентьева к одному двору, хранящему мутные тайны. Сваха Тимофеевна с Устиньей сунули нос и поплатились. А лихая Настасья поквиталась с главным злодеем. Она не только три приказа и добродушного Данилку, но и меня обманула своей невесёлой любовной историей с коварным княжичем.
Хорошо у автора выписаны и второстепенные персонажи – и добрый дед Акишев, и простоватый сторож Пятка, и любвеобильная Анюта, и образованная Наталья… Читаю дальше.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
ДАЛИЯ ТРУСКИНОВСКАЯ «КРОВАВЫЙ ЖЕМЧУГ» («Государевы конюхи № 2»)
В этой книге конюхи во главе с Данилой ищут клад. И даже найдут, но, думаю, правильно им распорядились – много на жемчуге крови, чтобы он был кому-либо на радость.
Если мотивы разбойника Гвоздя, заманивающего кладоискателей в лес, понятны, то хотелось бы узнать, отчего Абрам Петрович решил, что сокровище заговорено на 12 голов? Наверное, желание найти клад – как азартная игра, больше уже ни о чём думать не можешь. Вон, даже отец Кондрат посреди ночи помчался с лопатой шаги отсчитывать

. К слову, этим делом была увлечена сестра Петра I, Екатерина, в народе про царевну говорили, что по её велению раскапывают могилы, «дабы мертвец поведал о кладе».
С интересом прочитала про облаву приказных на находящихся вне закона скоморохов. Что ж любимый мой Стенька такой незадачливый?.. Приятно повстречать Настасью среди «весёлых». Смущает она сердце Данилы, ох как смущает.
Оценка – 5.
...
Nadin-ka:
Роберт Штильмарк ПОВЕСТЬ О СТРАННИКЕ РОССИЙСКОМ дубль
На страницах этой книги автор пересказывает сюжет документальной повести «Нещастные приключения Василия Баранщикова, мещанина Нижнего Новгорода, в трех частях света — в Америке, Азии и Европе с 1780 по 1787 гг.».
В это дальнее путешествие купец Василий Банщиков отправился не по своей воле. Однажды он поехал на большую ярмарку в Ростов. Он занял много денег, но был уверен, что торговля будет удачной и он быстро рассчитается с долгами, да еще в прибыли останется. Так и вышло. Василий продал товар и довольный отправился в кабак. Очнулся он в сугробе, кошелька при нем не было. Как теперь домой ворочаться? Как любимой жене в глаза смотреть? Да и в долговую тюрьму его посадят. Василию посоветовали отправиться в Санкт-Петербург и наняться там на корабль. Что он и сделал.
Всего годочек думал он послужить на корабле матросом и домой к жене и детям вернуться. Однажды корабль, на котором служил Василий отплыл с грузом в Данию. А там в кабаке напоили его и очнулся он в трюме датского корабля закованным в цепи. Приглянулся датским работорговцам рослый, сильный рус. Снова хмельное сыграло с Василием злую шутку. Больше он никогда не пил.
Судно с грузом белых рабов прибыло на остров Святого Фомы, где Баранщиков стал солдатом датской колониальной армии. Василий наблюдает за жизнью местных жителей, описывает природу, разные местные диковинки и стоит планы побега. Его душа рвется домой. Василий просто поражен размахом работорговли. Индейцев нещадно истребляют,они совершенно непригодны для тяжелой работы. Зато африканские негры очень даже годятся. К концу XVII века на всех вест-индских островах индейцев не осталось, их место заняли черные рабы, которые стали источником процветания колоний. Василий сочувствует рабам и однажды помогает бежать. Его перевозят с острова на остров, он переходит от хозяина к хозяину, но однажды испанский комендант освободил его. Василий счастлив, он думал, что поплывет домой, но попал в еще худшее рабство. На сей раз его хозяевами стали турки. И это было самое тяжкое рабство. Только упрямство и желание попасть домой помогло ему выжить. Он сбежал и отправился домой пешком. Помогали греческие повстанцы. В Бесарабии уцелевшие после булавинского восстания некрасовцы уговаривали Василия остаться у них, ведь в России его не ждет ничего хорошего. И вот наконец дом и почти год долговой тюрьмы. Ростовский губернатор надоумил книжицу написать, до особо описать зверства в турецком плену. Назревала война с турками и книжка пришлась как раз ко времени. Пережитое Василием казалось невероятным, но доказательством послужили 12 клейм на правой руке, которыми хозяева утверждали свое право на владение телом Василия. Четыре издания выдержала эта удивительная книга и шла нарасхват. Все события книги подлинные, вымысел лишь для красоты слога.
Огромный пласт истории прошедший через судьбу одного человека. Это потрясающе! (5)
...
Настёна СПб:
Копирую из темы автора.
ЕЛИЗАВЕТА ДВОРЕЦКАЯ «МАЛУША. ПЛАМЯ СЕВЕРНЫХ ВОД»
Ждали-ждали и дождались – киевский князь Святослав впервые за 12 лет приехал в Хольмгард. Но не для того, чтобы выказать уважение родовому гнезду, а покарать и показать, кто хозяин на земле Русской Ну а чего хотел его родич Сигват, убивая его посадника, князем стать? Да, плохо знали в Гардах характер Святослава.
Мне очень понравилась Сванхейд, настоящая королева. Но неужели она не понимала, когда подталкивала Улеба к княжескому столу, что произойдет, когда об этом узнает Святослав? И Улебу бы, оказав помощь бабке, уезжать домой. Игмор, конечно, своему князю удружил так удружил, избавил от «проблемы». Не удивлюсь, если вскоре Святослав получит его голову от братьев Свенельдичей.
А Мальфрид – молодец, девка! Всё сыновей рожает – то от Перуна под защитой Князя-Медведя, то от подводного Волхова

. Вот и получили словене князя, сына Святослава. Что ж, Малушины мечты о власти сбылись, и она мне по-прежнему не симпатична.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
ДАЛИЯ ТРУСКИНОВСКАЯ «ДЕРЕВЯННАЯ ГРАМОТА» («Государевы конюхи № 3»)
Из-за деревянной книжки с непонятными буквами, найденной у замёрзшего насмерть мальчишки, напали на любовь мою Стеньку и подьячего Деревнина. Когда государевых служилых людей при исполнении бьют по морде – это дело серьёзное. Параллельно с приказными загадочную книжицу, пахнущую изменой или ересью, ищут и конюхи с Аргамачьих.
Нравится мне ярыга Аксентьев

– глаз горит, идей море, всегда готов бежать по следу, грамоте обучился. Одна беда – жена дура. Стенька-то хорош – подговорить Наталью за новую сковородку стать наживкой для злодея

. Да и дело приняло неожиданный поворот.
Колоритно описаны приготовления и гуляния на Масленицу – скоморохи и кулачные бойцы, ставки и азарт, вкусные блины и горячий сбитень. В центре сюжета вражда между двумя «атаманами» кулачных стенок – Трещалой и Одинцом. Настоящая мафия – друг у друга парней сманивают, козни строят. Мне казалось, что предположение, будто на деревяшке запись о наследстве старого Трещалы, бред сивой кобылы. Не князь он, не боярин, не купец, чтобы из-за его наследства эдакую кашу на всю Москву заварить. А там – мудрость народная, что испокон веку от отца к сыну передаётся, только её уже прочитать никто не может.
Данила показал себя человеком – кто ещё подумал об умершем парнишке? Когда конюхи хотели плюнуть на грамоту, его упрямство и принципиальность привели и к пропаже, и виновнику в смерти Маркушки.
Авдотья-то не промах, как следы запутала! Прав оказался Деревнин: девка за полюбовника чёрту душу продаст.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
ДЖОН КОТТРЕЛЛ «ЛОРЕНС ОЛИВЬЕ»
«Видите ли, я чувствую, что жив, только когда играю. Я имею ввиду ощущение полноты жизни, когда активно ищешь и создаёшь что-то новое с точки зрения сцены.» (Лоренс Оливье)
Интересно, что я никак не могу вспомнить лицо «величайшего актёра Великобритании». Генрих V, Ричард III, Тит Андроник, Гамлет, Ромео, Отелло, Хитклиф, де Уинтер, Дарси, адмирал Нельсон – я помню роли Оливье на сцене и в фильмах, но его лицо от меня ускользает… Как и характер. Каким вы были, сэр Лоренс?
Книга английского театроведа хороша и интересна. Написанная ещё в 1977 г. (в тот год Оливье исполнилось 70 лет), она немного затрагивает личную жизнь артиста и обстоятельно рассказывает о его пути в театре и кино. И если, честно сказать, кино не было его стихией (Оливье долго относился к этому виду искусства снисходительно), то подмостки – его мир. О каждом спектакле и фильме, о каждой роли написано подробно, со всеми огромными успехами и немалыми провалами.
Меня удивило, что в 1920-х и нач.30-х гг. в Англии выпуск спектаклей был каким-то конвейером. Раз, два, выучил слова и вперёд на сцену. Отличная школа, но что можно сказать о качестве таких постановок?
У Оливье на всю жизнь осталась привычка тараторить текст, ему с трудом давалась поэзия, актёр вечно балансировал на грани комедии, а его трактовки ролей порой шли вразрез с общим замыслом спектакля и оставляли «за бортом» других персонажей. Автор перечисляет и сильные стороны Оливье: смелость, зрелищность, голос, власть глаз, физическая форма, владение телом, личность, наблюдательность, техника, переживание
«У всех на языке только война, война, война…» – говорит Вивьен Ли в роли Скарлетт. Во время II-й мировой Оливье мечтал служить в авиации, но артисту сказали, что в театре и кино он нужнее.
Больше всего мне понравилось в Оливье то, что он не боялся экспериментировать. Неожиданные трактовки ролей, свой метод работы над ролью (артист обычно шел от «внешнего к внутреннему»), выбор не самых удачных пьес (критик Б.Левин:
«Если глава Национальной сцены считает нужным ставить такие пьесы, было бы лучше не строить театру новое здание, а привязать закладочный камень к шее директора и бросить его в морскую пучину.»), поразительная трудоспособность – это всё Ларри. Сэр Ларри, выбравший себе эпитафию
«Он смешной».
Оценка – 5.
...
Тина Вален:
"Королева секретов" Элисон Уэйр дубль
Я всегда считала Анну Клевскую самой умной и удачливой из жен короля Генриха. Именно она не только сохранила голову на плечах, но и обрела выгоду для себя, лишившись короны. Приехав в Англию, совершенно чужую для нее страну, не имея ни красивой внешности, ни талантов, способных покорить короля, Анна, тем не менее, стала ему другом. Ее любили в народе, уважали придворные да и сам Генрих не зря сделал ее "любимой сестрой". Да, брак у них не задался, но это не вина Анны. Мне она понравилась. Как обычно, автор не придерживается сухих фактов о жизни королевы, а вписывает в сюжет новые, ничем не подтвержденные события. Я не считаю, что это плохо, ведь правды мы никогда не узнаем. Было интересно читать об Анне, она старалась жить по совести, но с придворными интригами это не так легко. Естественно, она хотела любить, найти женское счастье, ведь она была молода и здорова. Но, решив остаться в Англии, она много обрела, но потеряла тоже не мало. Чисто теоретически, она могла выйти замуж, но я очень сомневаюсь, что король бы это принял. Ему Анна, как жена, была не нужна, но выбери она себе другого мужа, он бы вмиг обвинил ее в пренебрежении. Как было бы на самом деле, мы не знаем, но версия автора вполне правдоподобна, на мой взгляд. В целом, роман получился масштабным, нам показаны события и атмосфера тех времен. Король Генрих, его жены, придворные, дочери. Политика, заговоры, перемены. Все это и намного больше вышло из-под пера талантливой романистки. Ее книги всегда оставляют положительные впечатления.
5 баллов.
...
Klementinka:
"Пётр Первый. 1672-1725" (Сергей Цветков)
Всем привет!
Хочу поделиться впечатлениями по книге Сергея Цветкова
«Пётр Первый. 1672-1725». Пётр Алексеевич – самый известный представитель Дома Романовых, правящего Россией более трёхсот лет. Войдя в историю как Великий, Пётр внёс много нового в свою страну, он перетряхнул её, с ног на голову поставил, без устали издавал указ за указом, вводил одно новшество за другим. Во все сферы влез Пётр, везде свою руку оставил: новое летосчисление, бритьё бород, одежда западного образца, рекруты вместо стрельцов, коллегии взамен приказов, постройка флота, учреждение Сената и Синода, создание Табеля о рангах…
Изучать книгу Цветкова мне было интересно – и написана ярким и живым языком, и способ подачи материала, выбранный автором, очень радует. В неком роде,
«Пётр Первый. 1672-1725» – свободный пересказ всей жизни первого императора Всероссийского. С исторической составляющей всё на высоте – даты, события, факты указаны в правильной последовательности. С литературной точки зрения тоже всё на уровне – реплики и мысли, которые, возможно, крутились в голове у Петра Алексеевича, придают чтению своеобразную незабываемую изюминку. Наполненное всевозможными событиями детство Петра плавно сменяется возникающей ненавистью к старине, «семени Милославских», переживаниями насчёт предстоящей, такой нежеланной, женитьбы. Дунька, навязанная матерью, словно банный лист приклепалась – вцепилась и не отпускает! Величает супруга то котиком, то лапушкой, спит и видит, как бы покрепче его к себе привязать, сделать так, чтобы он сутками напролёт вокруг неё вертелся и крутился. Петру же любовь жены нафиг не нужна, он находится в ужасе от сложившегося положения:
«… тут недолго вконец обабиться, превратиться в зайку, птенчика, лапушку – этакого покладистого Петрунчика для домашних утех». В голос, до слёз прямо хохотала с таких вот реплик, время от времени встречающихся в сюжете, живо представляя двухметрового, нескладного, сконфузившегося Петра!..
Становление Личности произошло не сразу – первое время юному царю казалось, что потешные войнушки с Преображенским и Семёновским полками и настоящая война – одно и то же. Отрезвление было болезненное – проваленный Азовский поход. Но именно он и стал той самой точкой, с которой Пётр перестал быть парнишкой и превратился в настоящего мужчину. Пришло осознание неизбежного прорыва России к морю. «Великое Посольство» в Европу окончательно сформировало характер Петра, оставило на нём неизгладимый отпечаток, наделило ясностью, касающегося того, как же только отстала его страна от других передовых государств…
Очень симпатизирует показ автором сразу двух противоречащих друг другу сторон Петра – царской и обычной, человеческой, которой не чужды такие пороки как дикий страх, сильное волнение, бесконечные переживания и даже слёзы. Пытаясь вывести свою родину на новый уровень, Петру предстояло решить целую россыпь проблем: это и отчаянное сопротивление населения вводимым им законам, и отсутствие флота, и недостаточность военного инвентаря.
«...О Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе».
Очень интересно первое появление Марты Скавронской. Пленница русских солдат, прислужница Шереметева, отобранная затем Меншиковым. Какая же любопытная судьба ей досталась! Кем была Марта? Прачкой? Кухаркой? Поварихой? Уже и неважно совсем. Главное, что про таких, как она, обычно и говорят – оказалась в нужном месте в нужное время! Пётр нуждался именно в такой женщине, как Марта – сильной, выносливой, способной разделить с ним всю тяжесть бесконечных военных походов, умеющей успокаивать царя в моменты его припадков, готовая в любой момент выслушать и утешить. Вот кто бы мог подумать, что в таком человеке, как Пётр, есть место и для искренних любовных чувств?! Да, Пётр далеко не идеальный супруг – грубый, неуравновешенный, местами – деспотичный, изменяющий направо и налево. Но всё равно заметно, какую огромную роль играла Марта в его жизни – находит время для написания ей нежных писем, дарит незатейливые подарки, беспокоится о здоровье, водружает на голову корону российской империи. Марта – самая настоящая романовская Золушка
Много книжного времени уделено вечно актуальной теме «Отцы и дети». Царь Пётр и царевич Алексей. Две полнейших противоположности, два непростых характера. В отношении Алексея Пётр был сам во многом виноват – и внимания должного не уделял, и проникнуться внутренним миром сына не хотел. Или не мог. Заточив надоевшую жену в монастырь, отец невольно отстранил от себя и Алексея. Трещина, возникшая между ними, всё расширялась и расширялась, незримо продвигаясь к черте, за которой простиралась бездна…
Читая книгу, в который уже раз жадно пропускала через себя самую любимую историческую эпоху – первую четверть XVIII века, тайно радуясь, что автор не пытается навязать читателям своей точки зрения, не терроризирует «правильным» и «неправильным», сотканным по личным представлениям. Писатель просто, интересно и доступно ведёт рассказ о жизни Петра Алексеевича, мастерски избегая так называемой растянутости

. Выбрана та самая «золотая серединка», что и делает чтение произведений безумно увлекательными и интригующими. Ближе к финишной прямой стали проскальзывать искорки отличия в оценивании действий первого российского императора между мной и автором. Но так, в принципе, и должно быть. Сколько людей – столько и мнений. Всем сразу мил не будешь. Даже и стараться не стоит. Цветков закончил свою книгу так:
«…наверное, в этом и есть прощение, доступное человеку здесь, на земле». Возможно, в чём-то он и прав. Но, тем не менее, вывод, сделанный писателем, ни на грамм не изменил моего собственного, давно сложившегося мнения о гениальнейшем царе-реформаторе; царе, который вот уже много лет будоражит мою душу и толкает на покупку и прочтение всё новых и новых книг, посвящённых его великим деяниям.
Оценка:
5 ...