Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Тина Вален:


"Госпожа отеля "Ритц" Мелани Бенджамин
Роман написан о реальных людях, что всегда мне нравится. Да и время - Вторая Мировая война - тоже не перестает интересовать. Но, к сожалению, роман оказался весьма средненьким. В основном, из-за героев. Не знаю, какими были реальные Бланш и Клод Аузелло, но книжные мне не особо симпатичны. Прожив столько лет в браке, они толком и не знают друг друга, для них разговор начистоту невозможен, ибо они друг другу не доверяют. Но все же Клод понравился мне больше. Он проявлял мужество каждый день. И пусть об этом мало кто знал, а многие и вовсе его презирали, Клод старался сохранить "Ритц" и все, что с ним связано. Бланш более легкомысленная. Я удивлена, что она раньше ничего не начудила. Тюрьма почти сломала ее, но не могу не сказать, что она сама виновата. Себя подставила и Лили утащила за компанию. И это подкосило ее еще больше.
Также хочу отметить, что задумка автора сделать шикарный "Ритц" третьим главным героем полностью удалась. Отель, чьи стены видели сотни знаменитостей, где всегда было весело, где розовый цвет делал всех женщин молодыми и красивыми. Даже нацисты не смогли испортить его элегантное обличье.
4 балла за роман.

...

Настёна СПб:


ДАЛИЯ ТРУСКИНОВСКАЯ «ПЕРСИДСКИЙ ДЖИД» («Государевы конюхи № 4»)

В романе расследуются два дела – изготовление фальшивых монет и пропажа с последующим убийством младенца Илюшеньки. Преступление на дворе бояр Троекуровых увлекло меня сильнее, и Стенька люб мне больше, чем все конюхи с Аргамачьих. С задором и рвением к службе бегал ярыга Аксентьев подземными кремлевскими ходами, на потеху соседям провёл следственный эксперимент и докопался до истины.
Эх, боярин, поверил навету родных дочерей и своими руками ладно бы только свою жизнь загубил... Боярышень понимаю в их нежелании сидеть в старых девах или под клобуком. Но ничего в одной из сестёр не ёкнуло, когда придумала дикий способ выдать себя замуж за беглого соблазнителя княжича Обнорского?
А за чеканку фальшивых денег главный виновник наказания не понёс. Не до каждого у нас могут дотянуться руки хоть Земского, хоть Разбойного, хоть самого приказа Тайных дел. Бахтияра, хоть и лез он к Ульянке с непристойностями, жаль – погано, когда свои крысятничают.
Просится продолжение. Ведь гадину Обнорского так и не словили. И Настасья не вернулась. Зато Даниле неведомую невесту нашли. Да и за крестника Феденьку беспокойно, коли Федосьица запила.

Оценка – 5.

...

Consuelo:


Юрий Тынянов «Пушкин»

Незаконченный роман Юрия Тынянова, посвящённый художественному осмыслению детских и ранних юношеских лет Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, входит в наиболее известный перечень литературы о поэте. Роман-биография начинается с рассказа о родителях поэта, об их семьях, об их происхождении, которое, разумеется, повлияло на становление характера Александра Сергеевича. Атмосфера в семье, взаимоотношения между родителями тоже внесли существенную лепту в непростое явление, как взросление человека. И надо отметить, что недостаточная любовь матери, Надежды Осиповны, у которой, как известно, старший сын вовсе не ходил в любимцах, значительно отразилось на Александре Сергеевиче. С отцом, Сергеем Львовичем, отношения были лучше, но недостаточно тёплые и близкие. И уж точно степень близости с родителями значительно уступает теплоте отношений с нянюшкой Ариной Родионовной, открывшей своему воспитаннику мир народной мудрости, обширность фольклора, сказки и песни.

Детские годы плавно переходят в овеянные золотистым флёром лицейские годы. Перед нами проходят школьные друзья Пушкина, учителя и чиновничество. В книге присутствует и Александр I, его семья и придворные, с их вечными интригами. Фоном проходит надвигающаяся угроза 1812 года. Вообще надо отметить, что, несмотря на центральную позицию поэта, всё-таки в романе уделяется много времени окружению и времени. Но, здесь надо вспомнить, что роман не завершён, поэтому многое судьбоносное на жизненном пути Пушкина, от 1813 до трагического 1837 года, к сожалению, в книгу не вошло.

Оценка – 5.

...

Consuelo:


Всем привет!)

Пришла пора ежегодных «революционных чтений»))

Стефан Цвейг «Гений одной ночи»

«Allons enfants de la Patrie,
Le jour de gloire est arrivé!..»
(«Сыны Отечества, вставайте,
Великий, славный день настал!..»
«Марсельеза»)


Приведённые строки открывают бессмертный гимн, рождённый в разгаре революционного движения, свергнувшего под занавес XVIII века, эпохи Просвещения, старый режим, и открывшего сложный путь, щедро усыпанный надеждами и кровью, к новому миропорядку, возможно более справедливому. Свобода, равенство, братство. Новелла Стефана Цвейга концентрируется на создании «Марсельезы» и на её дальнейшей судьбе самого узнаваемого марша и гимна, символа не только революции как таковой, а борьбы за свободу и справедливость. По сути, «Марсельеза» давно перешагнула границы родной Франции, в которой она проделала путь от солдатской походной песни, символа революции, запрещённой песни до национального гимна. Действительно, удивительная судьба!

И не менее удивительно, что слава, вознёсшая песню до таких высот, не была справедлива к её творцу. Клоду Жозефу Руже де Лилю не было ещё и тридцати двух лет, когда он, скромный военный инженер, выходец из буржуазной среды, находящийся в рядах Рейнской армии, по просьбе мэра Страсбурга, согласился написать походную песню накануне начала боевых действий. «Боевая (Походная) песня Рейнской армии» — это первое название «Марсельезы», была написана в ночь с 25 на 26 апреля 1792 г., в Страсбурге: «бессмертная песня, рожденная единым порывом вдохновения, в совершенстве сочетающая слова и мелодию, закончена до рассвета». Но настоящую славу походной песне принесли войска, собранные в Марселе, которые «сделали ее гимном своего батальона. Она их боевое знамя, знамя их жизни и смерти, в своем неудержимом стремлении вперед они жаждут пронести ее над миром».

Если «Марсельеза» раз и навсегда стала символом революционного порыва, то её создатель довольно скоро отказался от революционных убеждений. Какая ирония! При Робеспьере Руже де Лиль оказался в застенках и чуть было не угодил под нож гильотины. Многие годы спустя, ушедший практически в небытие, после отказа получить помощь от того же Бонапарта и от перехода к монархическим воззрениям, Руже де Лилль скончался в возрасте семидесяти шести лет. В 1915 году прах его был почётно перенесён в дом Инвалидов и похоронен рядом с Наполеоном Бонапартом.

По версии Цвейга, Руже де Лиль был, по сути, дилетантом, которого настигло озарение, но только раз в жизни. Поэтому его дальнейшая судьба была столь злосчастна. «Злая насмешка судьбы: эта до небес звучащая, к звездам возносящая мелодия не вздымает на своих крыльях единственного человека - именно того, кто ее создал».

««К оружию, граждане!» - обращение к народу, к толпе, и единственный достойный ее аккомпанемент - звон оружия, звуки фанфар и поступь марширующих полков. Не для равнодушных, удобно расположившихся гостей создана эта песня, а для единомышленников, для товарищей по борьбе. И петь ее должен не одинокий голос, тенор или сопрано, а тысячи людских голосов, ибо это походный марш, гимн победы, похоронный марш, песнь отчизны, национальный гимн целого народа».

Оценка – 5.

...

Consuelo:


Кристофер Генри Доусон «Боги революции»

Исследование английского историка, культуролога и философа Кристофера Генри Доусона «Боги революции» разделено на три части: первая посвящена идеологическим предпосылкам Французской революции, вторая – движениям мысли в революционные времена, а третья часть концентрируется на влиянии Французской революции на философские и прочие взгляды, сформировавшиеся после XVIII века. Надо отметить, сами революционные события носят в данном исследовании лишь фоновое значение, а на первый план выходят именно идеи и мысли. Немаловажным в данной работе является и положении религии, по сути, становясь ядром исследования. Значительное внимание уделено либеральной мысли, её становлению и влиянию на революционеров (в интерпретации автора, разумеется). В целом весьма интересное исследование, которое стоит читать только после изучения материальной части, так сказать, то есть истории Французской революции.

Оценка – 5.

...

Consuelo:


Эрик Хобсбаум «Эхо «Марсельезы». Взгляд на Великую французскую революцию через двести лет»

«Эхо «Марсельезы». Взгляд на Великую французскую революцию» представляет собой расширенное эссе британского историка Эрика Хобсбаума, подготовленного на основе лекций автора, прочитанных им в Ратгерском университете (США) в апреле 1989 года. Исследование посвящено не рассмотрению событий Французской революции, а их влияния на умы различных мыслителей совершенно широкого круга, а также на значение их в последующие двести лет с 1789 года. Автор, стоит отметить, придерживается взглядов, согласно которым Французская революция не может считаться однозначно отрицательным явлением. Более того, Хобсбаум обозначает те положительные черты, а точнее прогрессивные и в дальнейшем оправданные идеи и стремления, родившиеся в довольно кровавом горниле революции. К примеру, виток технического прогресса, провозглашение прав человека, распространение республиканских взглядов, понимание искусственности деления людей на «привилегированных» и «непривилегированных», и др. Значительное место уделено развитию либеральной мысли и марксизма-ленинизма, а также прямому влиянию, которое Французская революция оказала на революцию 1917 года.

Возвращаясь к природе данного исследования, то оно концентрируется именно на мыслях и идеологии, связанной с Французской революцией. Рассматриваются труды крупных специалистов по поднятой теме, которые придерживались противоположных взглядов, а также научные направления, сформированные вокруг Французской революции.

Вполне любопытное исследование, с которым, конечно, нужно знакомиться после хорошего изучения событий Французской революции. Оценка – 5.

...

Consuelo:


Альбер Собуль «Первая Республика»

Внимание французского историка Альбера Собуля, одного из крупнейших исследователей Французской революции, в большей степени было направлено на роль и значение в революционном движении санкюлотов (иначе говоря, активных простолюдинов). Данная работа посвящена изучению этапов построения, развития, проблем и прекращения Первой республики. Хронология Первой республики, согласно позиции Альбера Собуля, составляет три фазы: 1) Народная республика (1793-1795 гг.); 2) Республика нотаблей (1795-1799 гг.) и 3) Республика Бонапарта (1799-1804 гг.). Автор рассматривает основные события Французской революции: обстоятельства свержения монархии; противопоставление социальных классов; образование партий; принятые декреты; масштабные реформы; либерализм, социализм и диктатура; войны и трудности построения новой армии; религия и культура, и др. Определённое внимание уделяется и положению низов общества, движение санкюлотов.

В целом довольно цельное, всестороннее исследование, притом в довольно ёмком формате. Оценка – 5.

...

Consuelo:


Продолжаю постигать Великую Французскую революцию.
И поздравляю с Днём взятия Бастилии!

Роже Шартье «Культурные истоки Французской революции»

Исследование французского историка Роже Шартье посвящено изучению интеллектуальных предпосылок и брожения умов в среде интеллигенции в XVIII веке, то есть в период упадка старого порядка и накануне Великой Французской революции. Автор обращает внимание на, в первую очередь, литераторов и юристов, которые заняли едва ли не центральное место в свершившихся революционных действиях. Следовательно, рассматривается положение представителей этих двух профессий во французском обществе XVIII века. И, конечно, красной стрелой пролетает мысль о предопределённости падения режима, в котором вековые сословные предрассудки не позволяют людям талантливым и профессиональным достичь заслуженных высот. Кроме того, автор уделяет много внимания и распространению печатной продукции, что тоже повлияло на проникновение в различные слои общества революционных взглядов, да просто понимания, что так дальше жить нельзя.

В своём исследовании Роже Шартье делает отсылки к трудам ряда учёных, в первую очередь, собратьев-историков: Даниэлю Морне, автору классического труда «Интеллектуальные истоки Французской революции. 1715-1787», Ипполиту Тэну («Старый порядок») и Алексису де Токвилю «Старый порядок и Революция»). Оценка – 5.

...

Настёна СПб:


Копирую из темы автора.

ЭЛИСОН УЭЙР «КОРОЛЕВА СЕКРЕТОВ. Роман об Анне Клевской»

Меня возмутила матушка Анны. Женщине неприлично знать языки, танцевать, музицировать и т.д. Детей прилично рожать? Почему же герцогиня не соизволила разъяснить своей дочери, каким образом дети появляются? Юная Анна, не зная, чего конкретно ей стоит опасаться, могла попасть в ситуацию, описанную в романе. Зато Отто прекрасно знал, что делал, и я была уверена, что ради брака с Анной.
Анна мне понравилась – она слегка вспыльчивая, но умная, добрая и гибкая. Понятны её сомнения перед свадьбой – из чопорного Клеве героиня приехала к блестящему английскому двору. Но Анна готова учиться, привязаться к Генриху, полюбить Англию. Не красавица, она боялась не понравиться королю, но Генрих сам давно не прекрасный принц. Анна сумела стать своему переменчивому нравом супругу, не ставшему ей мужем в постели, хорошим другом.
Несколько запутанное аннулирование своего брака Анна восприняла трезвомысляще, достойно и с выгодой. Героиня осталась живой, свободной и живущей в относительном комфорте, что не было ей гарантировано в качестве королевы или вернувшейся в Клеве принцессы. В Англии ей пришлось перенести несколько тревожных моментов, но в целом её жизнь оказалась спокойной. Естественно, что Анне хотелось любви. Жаль, что она так и не смогла выйти замуж за любимого мужчину, но хотя бы Иоганн некоторое время был у неё на глазах.
Дыма без огня не бывает, а об Анне говорили много: девственница, не девственница, рожала, не рожала, лютеранка, католичка. На мой взгляд, автор удачно соединила все версии в одном романе.

Оценка – 5.

...

Амарант:


Н. И. Павленко "Птенцы гнезда Петрова" (4+)



Сразу видно, что книгу писал профессор, доктор исторических наук. Стиль отменный, правда, цитаты из писем 18 века читать сложно и муторно. Их можно было хотя бы перевести на современный русский язык – они очень замедляли чтение и не всегда всё было в полной мере понятно.

Чтение было похоже на «Великолепный век» на русский манер и читала я так, будто смотрела сериал. Теперь и не знаю, приступать ли к книге о 20 веке (М. Зыгарь) или продолжить читать историка Павленко?

Посвящена книга, как видно из названия, соратникам Петра Великого, кроме самого знаменитого, А. Меньшикова.

Борис Петрович Шереметев. Самая скучная часть. Шла тяжело не только потому, что в основном повествует о внешней политике и войнах, а сама личность Шереметева, этого заискивающего жалобщика, не показалась интересной. Как он унижался, прибеднялся, аж противно! Как его царь терпел, не знаю, особенно его медлительность выводила из себя. Судьба его детей более примечательна, особенно дочери Натальи.

Пётр Андреевич Толстой. Незаурядный человек, читать о нём было гораздо увлекательнее, ибо он был талантлив, любознателен. Пребывание послом в Османской империи вытягивало из него силы, деньги, даже меня эти турки с их менталитетом стали подбешивать. То же могу сказать про Меньшикова – интригана и себялюбца. Хотя, если честно, все герои этой главы книги хороши.

Алексей Васильевич Макаров. Этот человек показался самым приятным в силу того, что к интригам не был склонен, не тщеславен и милосерден, а такие люди в кругах власти весьма редки. Также понравилось его отношение к крепостным. Но, увы, как и полагается нормальному человеку, попал под обстрел людей с более мелкой натурой.

В этой части вопреки всему заинтересовал Остерман. Оказалось, что не Бирон был истинным фаворитом Анны Иоанновны. Нет, надо почитать книгу о ней, благо, она есть у автора.

Савва Владиславич-Рагузинский. Неудивительно, что пользовался благжелательством Петра: умный, честный, неподкупный патриот.

...

Настёна СПб:


Амарант писал(а):
Оказалось, что не Бирон был истинным фаворитом Анны Иоанновны

Смотря какой смысл вкладывать в слово "фаворит" Wink . Бирон - любовник, а страной правит умнейший вице-канцлер Остерман. Каждому по способностям Laughing .

...

Амарант:


Просто сам Павленко пишет, что не бироновщиной следовало назвать период царствования АИ, а остермановщиной, ибо всё было в его руках. Я поняла это так. Smile И чувствую, что книгу об АИ буду читать, ненавидя героиню заранее. Laughing

...

Consuelo:


Альбер Матьез «Французская революция»

Исследование Альбера Матьеза, французского историка, одного из крупнейших специалистов в области Великой Французской революции, состоит из трёх томов: в первом повествуется о падении королевской власти, во втором – о противостоянии жирондистов и монтаньяров, а в третьем – о терроре и падении Максимилиана Робеспьера. Текст насыщенный, богатый на фактический материал, который изложен в доступном виде для чтения широкими кругами интересующихся темой, а не только для профессиональных историков или исследователей Французской революции.

Стоит отметить, что автор придерживается марксистских взглядов, поэтому у него прослеживается симпатии к Максимилиану Робеспьеру, хотя и осуждается чрезмерная жестокость устроенного им террора, а также к санкюлотам, чьи интересы учитывались в последнюю очередь. Матьез чётко противопоставляет социальные классы друг к другу, выявляя попытки аристократии удержать старые порядки, для чего все средства хороши, включая предательство родины. Буржуазия же, имевшая собственность и образование, но ущемлённая в правах и привилегиях, ставшая во главе революционного движения, не была готова к более радикальным действиям, по крайней мере, существенная её часть. И здесь речь идёт о так называемых жирондистах (политическая партия, именование которой произошло от департамента Жиронда), изначально сторонников революции, но чуждых низшим слоям, противостоявших более радикальным монтаньярам (от «la Montagne» - гора, политической партии, занимавшей изначально верхние ряды в зале Законодательного собрания), а в итоге вступивших в сговор с роялистами. Жирондисты были разогнаны, часть из них лишилась головы под ударом ножа гильотины. Впрочем, немного времени прошло, как та же участь постигла и их противников, монтаньяров.

Автор, подступая к какому-либо событию Французской революции, довольно подробно объясняет предпосылки, обстоятельства и последствия. Почему случилась Революция? Как пала монархия? Можно ли было избежать Революции? Что происходило с экономикой и законодательством? Как формировались и каких позиций придерживались различные политические партии этих времён? Что происходило на полях военных сражений? Почему случились эти, а не иные? Иными словами, разбор Французской революции крайне детален, при этом очень интересен. Да, понятное дело, Альбер Матьез придерживается левых взглядов, это тоже надо учитывать, но не могу сказать, что воззрения автора как-то существенно повлияли на качество сего исторического труда.

Оценка – 5.

...

Амарант:


Екатерина I (Павленко Николай)

Оценка: 4

Н-да, история знакомства с царем героини книги омерзительна. Мужики как всегда, ешкин кот. Сил моих нет уже. А Екатерина как телок какой-то – под кого положили, к тому спокойно пошла. Понимаю, что царю отказать моветон, но можно же поломаться как-то… Характер проявить, вспомнить о достоинстве. Иначе как можно царя привлечь надолго? Может, она и проявила, да следов этого не сохранилось?

Что ж, сглаживать углы в обращении с царем умела, но уже сейчас охота начать читать о Екатерине 2, а с первой всё ясно.

Кто-нибудь объяснит мне, почему в качестве подарка так котировались…лимоны? Ибо я, увы, не историк.

Да уж, «высокие» отношения были у царя с царицей, ничего не скажешь. Вот честно, читать о фаворитах Екатерины 2 интереснее, думаю, будет и не так противно.
Вообще вся книга в большей степени посвящена Меньшикову, экономике, политике, торговле (о, об этом трудненько было читать), героиня книги и не героиня вовсе, что вытекает из её заурядности. Глава о борьбе за трон и почести читалась очень быстро, Остерман по-прежнему вызывает интерес, хотя подается автором буквально как исчадие ада, аж хуже Алексашки.

Письма Петра к жене и её к мужу все читать не стала, только первые три листа, ибо про их отношения я уже писала, а вникать в нечитаемый сегодня язык не стала.

...

Consuelo:


Александр Дюма «Соратники Иегу»

«Соратники Иегу» – второй в цикле исторических романов Александра Дюма, разворачивающихся на фоне Великой Французской революции времён прихода к власти Наполеона Бонапарта (первый роман в серии – «Белые и синие», а третий и заключительный – незаконченный «Шевалье де Сент-Эрмин»). Действие сюжета разворачивается в 1799–1800 гг., в Париже и по большей части в провинции, в городе Бурк, что в департаменте Эн. Идея романа была почерпнута автором в реальных исторических событиях. В основе конфликта – противостояние роялистов, сформировавших разбойничьи банды, именуемые «Соратники Иегу» (название и идея взяты в истории Древнего Израиля), силы которых направлены на контрреволюцию и установление «белого террора». Героев в романе несколько, и никто из них не является отрицательным персонажем, хотя и расположены по разные стороны баррикад. Ролан де Монревель, адъютант генерала Бонапарта, ищущий смерти, но её пока не находящий, возвращается домой, к семье, по пути познакомившись с английским путешественником, который не только составит ему компанию, но и станет другом. Дома Ролана ожидают любящая мать, младший брат и сестра, поведение которой сразу же выдало неимоверное удивление, странное при встрече с обожаемым братом. У Амели есть секрет, но нам, читателям, он становится понятным сразу же: девушка тайно влюблена и встречается с неким Морганом, а на самом деле Шарлем де Сент-Эрмином, одним из главарей «Соратников Иегу», убеждённым роялистом. И это уже опасная ситуация.

Второй и, возможно, даже более значительной по яркости и объёму становится линия Наполеона Бонапарта. Очевидно, такая масштабная личность неминуемо привлекает наибольшее внимание. Наполеон только пришёл к власти, и ему нужно удержаться самому, но и найти средства для подавления контрреволюции, которая выражалась не в словесной оппозиции, а в боевых действиях. Одновременно будущий Людовик XVIII, эмигрировавший в Англию, через доверенных аристократов и роялистов направляет секретные письма Бонапарту, дабы склонить его к предательству республиканских идей и оказанию помощи в возвращении. Как поступил Наполеон – нам известно.

Не могу сказать, что это лучший из романов Александра Дюма, возможно, он не настолько захватывает, а его персонажи довольно шаблонные (нежная дева, мечущаяся между чувством и долгом; благородный шевалье, вставший на путь разбоя ради великой цели; не менее благородный офицер, с горячим сердцем и честью во главе угла, и т.д.). Наполеон Бонапарт, Жозефина и другие исторические личности выглядели более любопытными, в силу своей реальности, наверное. Оценка – 5.

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню