kabardinochka:
Алтея писал(а):Пчелка ты наша
Да не то слово...
Алтея писал(а):нос по ветру, хвост пистолетом. Все пройдет, пройдет и это.
Ок, но вы тож за мну кулачки держите... а то ведь полосаааа...
Алтея писал(а):Интересно истолковали его фразу в Каннах. Надо думать, что все криминологи - маньяки-убийцы, а психиатры-сумасшедшие и т.д. Тем более , что он объяснился
Не защищай его. Делать рекламу своим фильмам эпатажем вошло у Ларса в привычку, - никто не против, его дело, но и пределы надо знать. Трибуна ПКФ Канн это не заштатная газетенка, где можно ляпнуть что ты наци, а потом сказать что ты пошутил. Если иметь в виду, что кино-это искусство, а многие считают его таковым, то площадка Канн - лучшая в мире выставка достижений этого искусства, а значит каждый деятель, который там выступает, говорит не только за себя. Тем более когда ты говоришь о такой теме, как нацизм. И у организаторов не было другого выхода, как отмежеваться от него. Они там вообще-то не бигуди накручивают, а влияют на вкусы миллионов, моду в кино, формируют идеологию современного искусства.
Если восхищаться Гитлером позволено одному из десяти "самых самых" современного кино на "самой самой" трибуне, то что тогда позволено необразованному мальчику с битой в подворотне? Что позволено чиновнику миграционной службы? Что позволено полицейскому в комнате допросов? Им тоже позволено шутить?
Мне например никогда и в голову не придет сказать, что я наци. Ни в шутку, ни тем более всерьез. А Триеру приходит, ну так это диагноз. Надо меру знать в своем тщеславии. А если взападло отвечать на вопросы, не ходи на ПКФ - как Малик, например.
А теперь он конечно сожалеет о своих словах... думать надо было.
Алтея писал(а):Что-то я сомневаюсь, что его продажи от этого резко вырастут
Зря сомневаешься. Теперь в большинстве стран фильм пройдет не ограниченным, а полным прокатом. Таковы реалии нашего мира: напиши фак на кулаке, заяви что тебе нравится Гитлер - и прокатчики уже подписывают контракты, а толпы просто любопытствующих, ценителей кино, бритых пацанов и клозетных фашистов в белых воротничках уже стоят у касс кинотеатров.
Пример: талантливо сделанный, но бесчеловечный "Антихрист" в России был лидером проката среди фильмов, вышедших ограниченным числом копий. Но чему удивляться, в нашей стране с удовольствием смотрят на то, как режут женские клиторы.
На самом деле реакцию Канн лично я понимаю не просто как ответ на отдельно взятую выходку Мастера, а как проявление определенной, прозрачной и четкой позиции по очень важной проблеме свободы творчества и ответственности художника. Безусловно, никто не сомневается в таланте Триера, безусловно "то что ты пишешь не имеет последствий" - иначе невозможно творить. Но то, что ты потом говоришь... то, что ты транслируешь... то, что услышат из твоих уст миллионы людей в мире... это крайне важные вопросы современности. И Каннскому фестивалю, в отличии от Ларса, на свою репутацию не плевать. Его жизнь куда длиннее человеческой, ему надо думать о вечном.
...
kabardinochka:
ПКФ Ларса.
В самом начале режиссер заявляет: «Обычно вы смотрите кино, чтобы узнать, чем все закончится, — говорит Ларс фон Триер. — Но это же скучно, вы и так знаете финал! Например, Джеймс Бонд в финале всегда побеждает и выживает. Вы это и так знаете, но все равно смотрите, чтобы узнать, как же он выкрутится. Вот я и подумал, что было бы неплохо показать, чем все заканчивается. Чтобы вы сидели в зале и думали: а вдруг все изменится? Вдруг финал будет другим? Но ничего подобного, в финале все погибнут».
Дальше от Ларса достается актерам. «Шарлотта, я тебя знаю вдоль и поперек. Изучил со всех ракурсов», — это Ларс про Генсбур, которая получила приз Канн за лучшую женскую роль в «Антихристе». «Я нашел способ брать во все свои фильмы Удо Кира. Теперь я утверждаю его на роли гомосексуалистов. Удо, почему у тебя они так правдоподобно получаются?» «Мне повезло, что у Кирстен были проблемы психологического характера — не пришлось объяснять, как ей играть», — про особенности работы с новой актрисой. «Я снял фильм о состоянии души. А если в ближайшее время наступит конец света, то это будет отличная реклама! А вообще фиг знает, что я снял. Может, дерьмо какое».
Следом Данст всерьез попыталась рассказывать о том, как фон Триер понимает женскую психологию и снимает о женщинах, но тут встряла Генсбур и сказала: «В „Антихристе“ я играла Ларса, а в „Меланхолии“ его играешь ты».
Тут у Ларса спросили, доволен ли он фильмом? «Да, о да. Да. Я доволен. Что вы спросили?»
«А давайте я расскажу вам о своем новом фильме? Он будет порнографическим. После того как я заставил Кирстен раздеться в «Меланхолии», ей понравилось, и теперь она хочет большего. Она такая говорит мне: „Пусть будет много диалогов“. А я такой: «Да кому сдались твои диалоги? Будет много грязного и разнузданного секса!» А еще я хочу, чтобы фильм длился часа три-четыре. Тогда мне не придется так рано приходить на пресс-конференцию, и я высплюсь. Что теперь? Про „Человека-паука“? Я принципиально снимаю только актрис из этих фильмов! Но ты, Кирстен, снимешься у меня в порнушке!»
«Вот вы такой веселый, что не снимете комедию?» — поинтересовался американский журналист. «Так я и снимаю комедии! Вот только они у меня меланхоличные получаются», — ответил режиссер.
Датская журналистка попросила фон Триера рассказать о своих немецких корнях (режиссер рос в приемной семье и не сразу узнал о своем настоящем происхождении), а также прокомментировать его интерес к нацистской эстетике. В ответ на это режиссер сказал следующее:
«Долгое время я считал себя евреем, что меня вполне радовало. Потом я познакомился с Сюзанной Бир и больше не радовался. Нет, нет, это я шучу, простите. Но оказалось, что я не еврей, а даже если бы и был им, то считался бы евреем второго сорта, потому что... У них там есть своя иерархия. Нет, я очень хотел быть евреем, но потом выяснилось, что я нацист. Потому что семья была родом из Германии. Это было тоже в некоторой степени приятно. Что сказать? Я понимаю Гитлера... (Недовольный гул в зале) Думаю, он во многом был не прав, но я вижу, как он сидит в своем бункере в конце... (здесь Кирстен Данст пытается что-то сказать режиссеру на ухо) Что? Я объясню, что хочу сказать, обязательно. Я лишь говорю, что мне кажется, будто я его понимаю. Он не из тех, кого называют «хорошими парнями», но я многое понимаю и даже немного ему симпатизирую. То есть я против Второй мировой, и я не против евреев, даже не против Сюзанны Бир. Это тоже шутка. На самом деле я очень люблю евреев. Всех. Израиль, конечно, достает, но... Как бы мне закончить это предложение? (Смех в зале, модератор предлагает ответить на другой вопрос.) Нет, что касается искусства, мне очень... Шпеер, так ведь? Альберт Шпеер мне нравился. Может, был не самым лучшим человеком, но талант не отнять. Он мог... (Обреченно) Ну ладно, я нацист».
- «Можно ли считать «Меланхолию» первым фильмом, снятым Вами с размахом? И вообще не хотите ли Вы вступить на территорию голливудских блокбастеров?»
- «Блокбастер? Почему нет? Мы, нацисты, часто делаем все с размахом!»
Тролль Ларс? Тролль.
Дурак? Еще какой.
...
kabardinochka:
» 100 лучших кадров мирового кинематографа: номинанты конкурса
Голосуй, а то проиграешь!
Вот и пришло время основной части нашего конкурса - голосования, целью которого является выбор трех эпизодов, которые дополнят и завершат список "100 лучших кадров мирового кинематографа", составленный журналом Time Out. Напомню, что в упомянутом списке волею обстоятельств оказалось лишь 97 эпизодов: недостающие две сцены пришлись на картины, выпущенные в 1980-х годах, и одна сцена - из фильмов 2003 года. Именно их мы и должны выбрать.
С 3 апреля по 9 мая 2011 г. проводился прием заявок на участие в конкурсе, на основе которых и был составлен список киносцен-конкурсантов, представленный ниже. Свои эпизоды предложили
Алтея, Lexie Gray и Olivka, за что им большое спасибо. С целью соблюдения принципа беспристрастности, информация о том, кто из леди является автором каждой конкретной заявки будет открыта после завершения конкурса. А пока - голосуем!
Внимательно изучите предложенные кадры, выберите тройку лучших и пришлите их названия мне в
личном сообщении.
Будьте внимательны: из эпизодов № 1-12 вы можете проголосовать за любые две сцены, а из эпизодов № 13-22 только за одну. Голосование завершится
12 июня 2011 г., после чего будут объявлены результаты конкурса. В голосовании может принять участие
любой желающий.
В своем выборе следует опираться на
три основных критерия:
1. историческую значимость эпизода, его новаторство и художественную ценность
2. влияние, оказанное на популярную культуру и общество в целом
3. личный вкус и здравый смысл.
Поехали!
Номинанты конкурса
1. Виртуальная реальность
«Трон», 1982 г., реж. Стивен Лисбергер
Устоявшаяся точка зрения, что важное для кино открытие «виртуала» произошло в 90-х, в корне не верно. Виртуальную реальность, точнее трюк с перемещением сознания героя в недра ЭВМ придумали не в «Матрице», и даже не в хрестоматийном «Газонокосильщике», а в самом начале 80-х в фильме «Трон» Стивена Лисбергера — революционном произведении, впервые открывшем для зрителя чудо компьютерного Зазеркалья. Причем не просто как очередной спецэффект, а как инструмент для создания новой художественной среды. По сюжету картины, программа объединяется с пользователем, в исполнении Джеффа Бриджеса, которого «всосало» в машину через лазерный луч, чтобы он сразился с Главной программой управления.
«Трон» опередил свое время дважды. Во-первых, это первый в истории кинематографа фильм, основные персонажи которого были полностью нарисованы на компьютере: в фильме содержится около 30 минут чистой графики, где живые герои совмещены с нарисованными. «Дисней», спродюссировавший картину, несмотря на то, что фильм стал вехой в развитии CGI в кинематографе, открыл дорогу к созданию полностью смоделированных на компьютере фильмов, доходы от него превысили бюджет в два раза, и еще большую прибыль принесла видеоигра, упустил исторический шанс и не стал развивать цифровую анимацию, чтобы через двадцать лет признать свое поражение от «Пиксара». По словам Джона Лассетера, без «Трона» не было бы «Истории игрушек». Во-вторых, «Трон» появился на свет даже раньше, чем Уильям Гибсон открыл эпоху киберпанка своим «Нейромантом», без которого не было бы «Матрицы». Роман только сейчас собираются экранизировать, а в 2010 г. по «Трону» сняли сиквел с музыкой Daft Punk.
2. Любовная сцена между Сьюзан Сарандон и Катрин Денев
«Голод», 1983 г., реж. Тони Скотт
Для готов всего мира «Голод» — фильм мегакультовый, и на то есть вполне конкретные причины. Во-первых, картина открывается готическим гимном «Bela Lugosi's Dead» в исполнении родоначальников готик-рока «Bauhaus». В композиции поется про Бела Лугоши, культового актера венгерского происхождения, самой знаменитой ролью которого стал небезызвестный Дракула 1931 года (именно этот момент прочно связал готов с вампирами). В припеве песни есть слова «Undead, undead, undead» (благодаря этому припеву и появился "девиз" готов «Goth's Undead», напрямую, впрочем, перекликающийся с панковским «Punk's not dead», однако уже с уклоном не в сторону жизни, а в сторону нежити). Во-вторых, именно «Голод» подарил субкультуре один из основных ее символов — египетский анк, олицетворяющий вечную жизнь. Надрезы на шеях жертв современные вампиры делали маленьким ножичком в виде анка, сделанным, правда, из золота, а не любимого готами серебра. Ну, и в-третьих, гламурный бисексуальный вампиризм, показанный в «Голоде», и связанная с ним эстетика «элитарной избранности», стали альтернативой классическому представлению о вампирах, как дряхлых стариках со скрюченными пальцами и желтыми когтями, гибнущих от распятия и спящих в гробах. Именно после «Голода» в культуру вошли чувственные и одновременно холодные вампиры, их отстраненная созерцательность и стильная атмосферность, хотя само слово «вампир» на протяжении ста минут ленты ни разу не употребляется.
3. Танец Алекс
«Танец-вспышка», 1983 г., реж. Эдриан Лайн
Именно в 80-х был придуман расхожий визуальный ход, размноженный впоследствии режиссерами видеоклипов — танцующая молодая особь желательного женского пола, которую обдают из ведра водой. В реальности за такое хулиганство можно схлопотать по морде, да и кому удобно танцевать и петь мокрым — но под пафосную музыку, да еще и в контровом свете, разлетающиеся в рапиде брызги смотрятся очень эротично. Но речь, конечно, не о них, а о таком масштабном явлении, как «Танец-вспышка» — музыкальной драме 1983 года, очертившей новые границы жанра: клиповый сюжет-оксюморон (днем героиня работает сварщицей, а по ночам танцует от души), бессмертная сцена танца в купальнике и гетрах перед экзаменационной комиссией серьезных балетмейстеров, музыка диско-монстра Джорджо Мородера, разрушающий мозг радио-хит (диск с саундтреком к фильму стал платиновым) и т.д. «Flashdance» проломил дорогу мелодрамам про аэробику, которые как уникальный, вообще-то говоря, жанр скончались, к сожалению, очень быстро. На смену им пришли фильмы про бальные потанцульки типа «Только в танцевальном зале» База Лурманна, но толп грудастых девушек в трико, ритмично делающих «ножницы» под громкую роботизированную музыку, что в 90-х, что сейчас не хватает очень остро.
4. Опера в «большом котле»
«И корабль плывет», 1983 г., реж. Федерико Феллини
Распевая арии Верди, оперные певцы и певицы соревнуются перед мрачными кочегарами. Пролетарии и эстеты, аристократы и лицедеи, объединенные странной прихотью захоронить прах примадонны на пустынном греческом острове, гибнут, олицетворяя конец всей эпохи. Красиво и смешно, смешно до слез. Горьких.
5. Встреча Раисы Захаровны и Надежды
«Любовь и голуби», 1984 г., реж. Владимир Меньшов
Гениальная комедия, ставшая классикой советского кинематографа, любима всеми и давно растащена на цитаты, а ярчайший образец доброго и искреннего юмора - разговор Раисы Захаровны и Надежды - и вовсе знает наизусть каждый житель бывшей 1/6 планеты Земля. «А у нас текучка... ох, кака страшная у нас текучка», «Мы обе женщины, Надя!», «Кака любовь?! Така любовь! Вот о чем вы должны сначала подумать», «Воздуха не хватат, и в груди прям жгет, жгет», «Ах, ты, сучка ты, крашена!», «Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет», «Девушки! Уймите вашу мать!.. Людк, а Людк! Тьфу! Деревня!», - может и не были бы эти фразы такими сочными, а диалог бессмертным, не предоставь режиссер актрисам полной свободы действий на площадке и возможности импровизации.
6. Lacrymosa
«Амадей», 1984 г., реж. Милош Форман
В этом выдающемся фильме нет ни единой электрической лампочки, ни единого синтетического парика и ни одного слова правды. Но, пожалуй, это лучший фильм о природе гения и творчества. Вечный конфликт посредственности и таланта Форман преподносит с некоторым оттенком гротеска, даже некоторого безумия. И трагедия Сальери вовсе не в том, что Бог не дал ему таланта, наградив пустыми амбициями, а в том, что он не может постичь того духа творчества, который делает гениальным его извечного соперника. Придворный композитор так и не смог сломать прутья клетки, в которую сам загнал свою музыку, и поэтому не способен понять той свободы и легкости, с которой создает музыку истинный талант. В потрясающей сцене их единственного творческого сотрудничества, Амадей из последних сил диктует Сальери ноты, и тот, профессионал, записывает их под диктовку, но не успевает и не понимает, как этот умирающий человек способен одновременно слышать многоголосие оркестрованного произведения. Они так плодотворно поработали в эту последнюю в жизни Моцарта ночь! И закончили «Lacrimoso» - «Оплакивание», под музыку которого и пройдет сцена похорон. Момент, когда умирающий Моцарт просит прощения у Сальери, - один из самых сильных по накалу эпизодов в мировом кино. Оба – и жертвы, и палачи одновременно. И оба не могут иначе, потому что иначе означало бы перестать быть самими собой.
7. Ужин во дворце Махараджи
«Индиана Джонс и Храм Судьбы», 2003г., реж. Стивен Спилберг
«Дай мне свою бейсболку» «Зачем?» «Блевать больше не во что». Из все возможных пиршеств, встречающихся в кино, самым «шикарным», наверное, является ужин во дворце Махараджи с изобилием деликатесов: тут и змеиный «сюрприз», и гигантские жуки, и суп с плавающими глазами, и даже охлажденные обезьяньи мозги. Ну а после ужина невероятно смешная «любовная» сцена между Инди и Уилли. Это все тот же «Индиана Джонс», только еще больше и еще веселее.
8. А был ли Попутчик?
«Попутчик», 1985 г., реж. Роберт Хармон
Отказавшись от образа неубиваемого и гротескного образа маньяка-убийцы, этот культовый фильм 80-х ввел в кино новый стандарт, - непрерывный драйв, напряжение и страх в каждом кадре, от начала и до конца. Сорокадвухлетний Рутгер Хауэр создал броский образ, заставляющий по-настоящему бояться. Его Попутчик – не просто разбойник с большой дороги, психически неуравновешенный подонок или даже маньяк с навязчивыми идеями, пусть отличающийся незаурядным умом. Джон, на самом деле лишь присвоивший себе имя очередной жертвы, представляется подлинным исчадьем ада, самим воплощением зла. Сильное впечатление производили многие сцены, в частности эпизод разрывания Дженнифер Джейсон Ли двумя машинами, но прежде всего запомнился предлагаемой в фильме аллегорией о борьбе человека с неведомым злом, как квинтэссенцией неожиданно материализовавшихся его же подсознательных страхов, которая породило массу домыслов - не сам ли протагонист убийца? Значительно позже про что-то подобное сняли «Бойцовский клуб».
9. Другая реальность Сэма Лоури
«Бразилия», 1985 г. , реж. Терри Гиллиам
Сэм Лоури, работник некоторого министерства информации, предпочитал жить спокойно и смирно, пока не увидел во сне женщину своей мечты и в попытке найти ее местонахождение не узнал, что за работой его министерства скрываются такой ужас и бесчеловечность, какие ему и не снились. С героем, решившим плыть против течения, начинают происходить странные и необычные вещи: террористы-сантехники, работающие без лицензии; палачи в детских масках; неспособные ни на что начальники; люди, которые думают, что знают; знают, что думают, что знают; люди, которые не знают; люди, которые не думают. Граница между снами Сэма и явью становится все более размытой, созданный Лоури мир достаточно реалистичен, чтобы выглядеть правдоподобным, и достаточно сюрреалистичен, чтобы произвести неизгладимое впечатление. И только финал картины проясняет, где реальность, а где иллюзия. Как фантазия человека может стать его судьбой, горем и спасением? Может ли набор форм и бланков полностью заменить человеческий мозг? Имеет ли шанс человек с воображением, но без реальности? Совершенно точно, это фильм-аллегория, смешавшая Кафку и Оруэлла, которую должен посмотреть каждый.
10. Багги под облаками
«Восход «Черной Луны», 1986 г., реж. Харли Коклисс
80-е переплюнули 90-е и нулевые и на их, казалось бы, фирменной делянке — хайтековом экшне про рейсеров. Начать с того, что использовать в «продвинутом фильме» серийные авто считалось тогда за моветон: для съемок привлекались экспериментальные модели гоночных болидов, построенные в одном экземпляре в независимых конструкторских бюро. 80-е изобилуют такими безумными машинками — угловатыми неоновыми супер-тачками немыслимых конфигураций и на реактивной тяге, как в «Восходе «Черной Луны», футуристическом экшне по сценарию Джона Карпентера. Кроме харизматичного Томми Ли Джонса, еще не попавшего в голливудскую малину, и Линды «Сары Коннор» Хэмилтон, уже угодившей в «Терминатор», фильм вошел в историю финальной секвенцией, которую так и не сумели перекрыть никакие «Форсажи» и «Такси» — прыжком на автомобиле с одного небоскреба на другой. 80-е в их самой лучшей форме.
11. «Я знаю, кто я»
«Сердце ангела», 1987 г., реж: Алан Паркер
Различных габаритов вентиляторы, от мелких до огромных, со зловеще крутящимися на контровом свете лопастями — дежурная деталь интерьера триллеров, хорроров и видеоклипов. Придумал адский вентилятор Алан Паркер, сделав из этого невинного бытового устройства навязчивый сатанинский символ, который вращаясь в разные стороны отделяет зерна от плевел. И так всех испугал, что последующие лет пятнадцать каждый хоррор-гений, вздумавший потрясти аудиторию, считал своим долгом вставить в картину хотя бы один адский винт. В какой-то момент вентилятор достал уже настолько, что стал считаться за моветон, так что в «нулевых» ему повезло чуть меньше. Но сама картина с непревзойденными Микки Рурком и Робертом Де Ниро в главных ролях по-прежнему остается одним из самых страшных фильмов в истории кинематографа, входит во всевозможные рейтинги: от мистических до эротических, и смотрится свежо даже спустя 25 лет после создания.
А превратила увлекательный детектив в глубочайшую притчу финальная развязка в духе пушкинского «Дона Гуана», в которой заплаканный герой доносит до нас простую истину: мы сами творим свою жизнь и – самое главное – своими руками и через свои души приводим зло в мир. И хотя мы почему-то убеждены, что Нечистый не стоит за нашим плечом, и мы не имеем к нему никакого отношения, а он – к нашим делам и мыслям, но мы и сейчас, подобно герою фильма, предоставлены сами себе. Мы – частные детективы, рыщущие пропитания и часто не знающие толком, что нас ждёт за следующей дверью и кто заказывает музыку.
12. Финальный танец Френсис и Джонни
«Грязные танцы», 1987 г., реж. Эмиль Ардолино
Появление этого фильма с довольно банальным сюжетом было равносильно разорвавшейся бомбе, наполненной разноцветным конфетти – он словно принес с собой давно забытый праздник из золотых времен начала шестидесятых, когда невинные по нынешним меркам танцы называли «грязными». Когда в жизнь домашней милой Бэйби врывается чувственность, когда танец и музыка нарушают ее привычный мир, внося в него свежие краски и давая возможность почувствовать себя настоящей женщиной, Джонни Кастл учит ее не просто красиво двигаться и держать осанку. Он учит ее гораздо большему - плавно и уверенно идти по жизни, держа спинку и гордо подняв голову. Финальный танец под оскароносную «The time of my life» танцует уже не Бэйби, а Френсис, которая больше не боится подпускать к себе жизнь так же близко, как танцуют партнеры во время «грязного танца».
13. Амели созерцает японский сад камней
«Страх и трепет», 2003 г., реж. Ален Корно
Бельгийка Амели мечтает вернуться в страну своей мечты, где она родилась и провела часть детства. Мечта сбывается и Амели устраивается переводчицей в крупную японскую фирму «Юмимото». Однако, стать настоящей японкой оказалось не так-то просто. Менталитет японской корпорации оказался слишком суров и непонятен для европейской натуры главной героини. Амели остается только созерцать безупречный сад камней, понимая, что она никогда не станет его частью.
14. Апогей восточного фаст-фуда
«Олдбой», 2003г., реж. Пак Чхан-ук
«Принесите мне что-нибудь живое» — и вот уже извивающееся щупальце с присосками свисает изо рта корейского Монте Кристо, а весь остальной осьминог уже у него внутри. Живой. Мораль: ненасытное стремление дать своим обидчикам по морде — наш общий внутренний моллюск, который высасывает из людей все соки.
О Дэ-су останется одним из очень немногих героев фильмов нулевых, которых можно назвать таковыми в старомодном, романном смысле — как Жана Вальжана или Раскольникова. Но самое главное — уже знакомые с корейскими выходками, до этой сцены мы все равно смотрели азиатов как странноватых европейцев. После осьминога стало ясно, что они восхитительно другие. Но это, в конце концов, мелочи. Драка с молотком — это действительно здорово. Чтобы корейский режиссер в XXI веке для боевой сцены нашел вдоховение в композиции рисунков с греческих ваз...
15. Тест на любовь
«Реконструкция», 2003 г., реж. Кристофер Бо
В первом фильме трилогии датского режиссёра-экспериментатора, исследующего природу кино, Люди, снятые на цифровую камеру, превращаются в Персонажей, а те, в свою очередь, зримо обретают плоть и душу, живут своей жизнью, любят друг друга. И именно любовь оказывается этой оживляющей Персонажа силой. Кульминация фильма - реконструкция мифа об Орфее и Эвридике, лучшая его интерпретация в мировом кино.
16. Совместное принятие ванны Изабель, Тео и Мэтта
«Мечтатели», 2003г., реж. Бернардо Бертолуччи
Маленькая ванна, двое мужчин и женщина, что может быть эротичнее? Снятые очень немолодым Бертолуччи и формально ностальгические, «Мечтатели» сообщили кино важный вектор, напомнив, что молодость как таковая сама может быть и героем, и темой фильма. Ева Грин, Майкл Питт и Луи Гаррель в одной ванночке стали тем воплощением нахальной, в самой себе имеющей за все оправдание юности, отражение которой можно найти и в «Через вселенную», и в «Звездном пути».
17. Интервью рокера
«Реальная любовь», 2003 г., реж. Ричард Кертис
То, что лучший ромком нулевых появился в Англии, довольно логично — выходки, которые позволил себе режиссер Ричард Кертис, по ту сторону Атлантики уже не проходили. Как незабвенное «Дети, не покупайте наркотики! Становитесь рок-звездами, тогда вам будут приносить их бесплатно...» Билла Найи.
18. Собачиха встречает гостей
«Бумер», 2003 г., реж. Петр Буслов
Один из считанных российских фильмов нулевых, котрый стал действительно народным , шнуровское «парам — парам» до сих пор попадается в рингтоне мобильных. Ведунья Собачиха, недвижно лежащая на лавке, бандиты, притащившие раненного братуху — в пятиминутной сцене упаковались главные мотивы отечественного кино надолго вперед: город и деревня, столица и провинция, пассионарии со стволами, сказка — быль, да в ней намек. Буслов, возвращайтесь.
19. «За нами тысяча копий»
«Властелин Колец: Возвращение Короля», 2003 г., реж. Питер Джексон
New Line Cinema поставила на карту все, доверив малоизвестному новозеландцу Питеру Джексону снять фильм по сложному и очень литературному фэнтези-роману Толкиена. Результат: 17 "Оскаров" и кассовые сборы по всему миру в 3 млрд долларов. Грандиозный эпос восхищал, потрясал, раздражал, был великолепен, но три фильма не дали ни одной сцены, которая могла бы стать классикой. Впрочем, многие помнят, как холодело внутри на крике Арагорна «За нами тысяча копий». Эта сцена имела важное значение для, как ни странно, отечественного кино. Арагорна озвучивал Алексей Рязанцев, обладатель роскошного голоса и, по совместительству, гендиректор компании «Каро», прокатывавшей фильм. Так что, у тех, кто был в курсе, на словах «За нами тысяча копий», тоже внутри холодело — но от хохота.
20. Скарлетт Йо в трусах
«Трудности перевода», 2003 г., реж. София Коппола
Новый Билл Мюррей и Скарлетт Йоханссон, которыми нас одарили «Трудности перевода» , уже достаточное приобретение. Фильм, однако, предложил в нагрузку новую романтику — нечто воздушное, как пенка на капуччино из «Старбакса», лишенное плоти, чистое настроение. После начальной сцены, где Скарлетт мается в своем номере, юзерпики в социальных сетях на добрую половину состоят из автопортретов девушек, одетых в трусы и майку — оставаться девочкой для девушки сегодня так же важно, как заглядывать в Top Shop.
21. Памятник любви
«Влюбись в меня если осмелишься», 2003 г., реж. Ян Самюэль
«Слабо – не слабо», - главные герои все детство играли в эту игру, совершая самые безумные поступки, доказывая друг другу что «не слабо»: сорвать скатерть со свадебного стола, назвать неприличные слова на разные буквы на уроке, одеть поверх одежды лифчик и трусы и пойти в таком в виде на экзамен по математике. Но вроде самое простое - сказать друг другу «люблю» - им оказалось «слабо». То, что в детстве было лишь невинными шалостями, с возрастом приняло оттенок извращенности. Игра поломала их жизни, оттолкнула друг от друга. Те, кто еще недавно любил, стали врагами. Мораль проста: не бойтесь говорить о главном, быть самими собой. И никогда не играйте в такую игру, даже с самым лучшим другом, потому что однажды вас попросят увековечить свою любовь и заживо похоронить себя в бетонном блоке.
22. «Всех расстрелять, город сжечь»
«Догвилль», 2003г., реж. Ларс фон Триер
Оригинальные, пустые декорации — дома без стен, условно обозначенные кусты и деревья, надпись «the dog» на полу съемочного павильона. «Догвилль» эстетически шокирует с первого кадра до финального. Человеческое падение, низость и подлость достигают здесь почти библейского размаха — так что в американском городке легко узнаются черты Содома и Гоморры, которые просто-таки подлежат непременному карающему уничтожению. А завершается картина на эмоционально сокрушительной ноте, когда наибольшим потрясением оказывается даже не тот невероятный переворот, который происходит с героиней по имени Грейс (что означает — «грация», «милость», «прощение») и со всеми обитателями этого Богом забытого местечка, где обычный пёс, пусть и с чересчур громкой кличкой Моисей, может быть принят за Цербера у врат Ада. Своеобразным ударом под дых становится кадр на фоне титра «Конец», где вместо надписи всё-таки появляется настоящая собака. И последующая хроника под пронзительную «Молодые американцы» Дэвида Боуи, когда вдруг физически ощущаешь состояние гнетущего отчаяния, полной отверженности и беспросветной нищеты, которое переживали подлинно запечатлённые на плёнке люди. Тут и возникает своеобразная вольтова дуга между прологом и эпилогом, меж иллюзией и реальностью, высекая искру постижения мысли о превратностях эстетического отношения искусства к действительности. Всё есть фикция — кроме того, что подлинно!
...