
он мне чем-то Елицина напоминает
Джем и его остров
В 90-е годы прошлого столетия Комсомольск-на-Амуре слыл криминальной столицей Дальнего Востока. Правил бал там Евгений Петрович Васин по кличке Джем - вор в законе, криминальный хозяин необъятных территорий. Был он вершителем судеб, третейским судьей, чьи приговоры не подлежат обжалованию, чье слово ввергает в трепет и страх весь уголовный мир.
Вокруг Джема кучковались аж семь воров в законе. Волчок, Ева, Стрела, Сахно, Беляй, Кисель и прочие делегировались Джемом на разборки в Якутск и Южно-Сахалинск, в Хабаровск и Владивосток... Они контролировали все преступные группировки, назначали положенцев, авторитетов, кассиров "общака"...
Особой заботой Джема было воспитание молодого воровского поколения. Неподалеку от Комсомольска, на амурском острове, который по речным лоциям значится как Малайкин, Джем создал для тутошних пацанов и пацанок лагерь со спортивными площадками, банькой, двухэтажным коттеджем. Это место народная молва быстро переименовала в остров Джема. Там под самым носом у властей и с их молчаливого согласия почти легально проходили подготовку будущие боевики и надежные кадры воровского "общака" - качали мышцы и учились рукопашному бою. Когда однажды на остров нагрянули собровцы, они обнаружили там с полсотни подростков, на кухне вместо молока и компота - десятки ящиков водки, шампанского, коньяка. Главными "воспитателями" на острове Джема были хорошо известные милиции Виктор Давыденко, неоднократно судимый за незаконное хранение и сбыт наркотиков, и Павел Есин, отбывавший сроки за мужеложство, убийство, кражи, хулиганство, попытку побега из мест заключения... Еще один "педагог", Сергей Кривов, прежде сидел за наркотики и хулиганство. Понятно, чему они учили молодых...
"Ротацию" воровских кадров Джем наладил идеально. По его рекомендации были коронованы в воры в законе даже двое несудимых, совсем молодых, но свято чтущих воровские законы местных парней - Шохирев и Лепешкин. Позже один из них станет действующим лицом уже в теперешней нашей истории, а тогда оба впервые "засветились" в Самаре, куда Джем направил их представлять Дальневосточный регион на всероссийской воровской сходке. Там их задерживала и проводила "установочную" работу милиция.
В ту же пору дальневосточный криминалитет прилагал серьезные и небезуспешные усилия для того, чтобы интегрироваться во властные, общественные, правоохранительные и медийные структуры, везде иметь своих людей. Когда я написал в "Известиях" статью "Остров Джема" (N 128 от 11 июня 1997 года), на защиту воровского сообщества поднялась комсомольская-на-Амуре общественная организация "Сострадание", которую учредили весьма близкие к Джему люди с биографиями, не запятнанными тюремными отсидками. Возглавляли "Сострадание" супруги Ситовы - тренеры спортклуба "Дзёмги", где "качались" многие местные парни. Вошел в организацию и врач Юрий Соколов, которого в Комсомольске знали как личного лекаря Джема и его соратников. Однажды милиция задержала сподвижника Джема - вора в законе по кличке Стрела. Соколов принес в следственные органы справку, что у того цирроз печени, и он вот-вот, со дня на день, помрет. Стрела получил инвалидность. "Инвалид" после этого четыре года обучал своих подопечных рукопашному бою, пока в очередной раз не попал за решетку за грабеж. Как потом увидим, криминальные авторитеты и теперь сполна используют медиков для того, чтобы "отмазаться" от тюрьмы.
О его похоронах
Слет "братков"
Поезда в Комсомольск ходят раз в сутки. Самолеты вообще не летают. Тем, кому вдруг придет в голову ехать в затерянный в дальневосточной тайге город, приходится сначала лететь до Хабаровска (восемь часов от Москвы), а затем еще столько же трястись в старом, разбитом микроавтобусе.
Но все эти проблемы не коснулись "авторитетных" людей, прибывающих на похороны Бати. В Хабаровск они добирались не на обычных рейсовых, а на специально заказанных чартерных самолетах. За трое суток, прошедших после смерти Джема, в краевой центр прилетели спецборта, полные московских, новосибирских, уральских, тбилисских, среднеазиатских, сахалинских и даже якутских, как они себя называют, бродяг.
Только Реваз Цицишвили, не попавший на чартер, летел в Хабаровск из Москвы рейсовым самолетом. Когда лайнер уже начал заходить на посадку, ему внезапно стало плохо. Врачи "скорой", приехавшей прямо к трапу самолета, сделать уже ничего не смогли. Известный "вор в законе", четырежды судимый за хранение наркотиков, оружия и вымогательство, скончался от сердечного приступа. Его тело хотели тем же рейсом отправить в Москву, но потом решили вначале проводить в последний путь Джема, а потом все вместе лететь в Тбилиси – хоронить Цицку.
В аэропорту Хабаровска гостей встречали местные представители осиротевшей дальневосточной группировки "Общак". Отличить "братву" от других пассажиров было несложно. Это все коротко стриженные, широкоплечие мужчины в возрасте от 20 до 50. При этом видно, что принадлежат они не к бандитской среде, а к воровской касте. Почти у всех остались памятки от лагерной жизни: разбитые в драках костяшки пальцев, жуткие шрамы на бритых головах, золотые или железные зубы, татуировки на запястьях. "Братки" молча, без суеты приветствовались, заключая друг друга в объятия и похлопывая руками по спинам. Якуты и азиаты, выказывая уважение и соболезнование общаковским, здоровались с ними, пожимая руку по своему обычаю двумя руками. После короткой церемонии встречи в аэропорту каждую вновь прибывшую бригаду рассаживали по Land Cruiser и микроавтобусам Toyota в зависимости от ранга и количества и отправляли в Комсомольск.
В родном городе Бати прибывших также встречали члены "Общака", уже из местной организации. Центр по размещению гостей был открыт в холле гостиницы "Восход".
"Сразу после смерти Петровича (Васина.– Ъ) мы забронировали все городские гостиницы: 'Восход', 'Амур', 'Людмилу', 'Трио', 'Визит',– рассказывает комсомольский 'браток' Олег.– Заказали номера даже в соседнем поселке Солнечный. Подключили частный сектор. Уже расселили около двух тысяч, а люди все прибывают и прибывают".
"Вторые сутки на ногах,– вступает в разговор другой общаковский, Артур.– Ведь каждого гостя нужно не только поселить, но и помочь человеку в каких-то бытовых вопросах. Одного отвезти на автомойку (хабаровские, благовещенские, владивостокские воры приехали на своих автомобилях, преодолев сотни, а иногда и тысячи километров.– Ъ). Не ехать же в траурной церемонии на грязном джипе? Кому-то нужно, к примеру, погладить брюки или позвонить домой (сотовая связь в городе не работает.– Ъ). В общем, приходится крутиться. Ведь приезжаем мы, к примеру, к вам в Москву, и нас так же братаны встречают".
Помню когда он умер у нас в школе отменили все мероприятия, так как братки сказали если будет какое-нибудь празднество в этот день, кому-то будет нехорошо. А какая была охренительная процессия машин братков ехавших его хоронить.