Хорошо, что Маша приняла решение не менять религию. Переход из православия в ислам мягко говоря не приветствовался даже в РИ, не говоря уже о Московии. Наоборот пожалуйста. И если мусульманин-татарин не вызывал вопросов (ну вера у него такая), то принявшая ислам русская девушка фактически сжигала за собой все мосты.
Да, в Средневековье религиозная нетерпимость была особенно сильной.
СеньоРита писал(а):
Понятно, что зрелище рабов шокировало Машу. Справедливости ради стоит отметить огромную разницу между Касимовским и Крымским ханствами. Последнее реально самый страшный осколок Орды, живший за счет набегов под покровительством османов. Касимовское же царство в итоге мирно интегрировалось в Московию.
Согласна, больше всего наши люди страдали от набегов крымчаков. Ну, а в Касимове на Рязанщине татарам и русским нужно было мирно уживаться, тем более, что русский воевода был под боком.
СеньоРита писал(а):
Насчет положения женщин, это итог не ислама, а всего периода татаро-монгольского ига (среди самих татаро-монголов ислам распространялся тоже постепенно, вытесняя шаманизм и тенгрианство).
Я об этом и писала. Интересно, несмотря на то, что южнорусским землям приходилось тяжелее, набеги на них совершались чаще, в них сохранялся матриархат, в отличие от Севера, где правили бывшие заложники Золотой Орды. Даже шутят, что украинские казаки массово сбегали в Запорожскую Сечь отдохнуть на время от тирании своих жен. И есть такая забавная украинская песня, где муж во всем соглашается со своенравной женой.
Сіяв мужик просо жінка каже мак
Ой так чи не так , нехай буде з проса мак
Ой так чи не так, нехай буде мак.
Зловив мужик щуку
жінка каже рак
Ой так чи не так , нехай буде з щуки рак
Ой так чи не так, нехай буде рак.
Спіймав мужик сойку жінка каже шпак
Ой так чи не так , нехай буде з сойки шпак
Ой так чи не так, нехай буде шпак.
Пошив мужик штани жінка каже фрак
Ой так чи не так , нехай буде з штанів фрак
Ой так чи не так, нехай буде фрак.
Ой так чи не так , нехай буде з проса мак
Ой так чи не так , нехай буде з щуки рак
Ой так чи не так , нехай буде з сойки шпак
Ой так чи не так , нехай буде з штанів фрак Нехай буде так.
СеньоРита писал(а):
Многие до сих пор не представляют насколько оно изменило нашу историю и менталитет. Кстати считать нас "белыми азиатами" в Европе стали именно после правления ордынцев, про жителей Гардарики такого и подумать не могли. Между прочим в Европе мы такие не одни. Схожие проблемы у испанцев с португальцами и у народов Балкан.
Верно, и ужасы крепостного права с его жестокой бесчеловечностью тоже могут объясниться тем, что Русь пережила монголо-татарское иго.
В Южной Руси не было столь жесткой иерархии общества, под контролем государства. В конце концов и у донских казаков женщина была куда более свободной чем в Великороссии. Но у малороссов другая беда - соседство с пороховой бочкой Европы под названием Польша. А это самодурство шляхты, художества гетманов, казачьи восстания и т.д. В общем "веселая" жизнь от которой переселялись на Слобожанщину.
В Южной Руси не было столь жесткой иерархии общества, под контролем государства. В конце концов и у донских казаков женщина была куда более свободной чем в Великороссии. Но у малороссов другая беда - соседство с пороховой бочкой Европы под названием Польша. А это самодурство шляхты, художества гетманов, казачьи восстания и т.д. В общем "веселая" жизнь от которой переселялись на Слобожанщину.
Согласна, проблем из-за Польши было много. Но мне кажется, в вопросе притеснения женщин дело было не в устройстве государства, а в изменении нравов из-за тесного общения с монголами и татарами. Те же гетманы больше общались с поляками и литовцами, чем с степняками, оттуда и разница в обращении с женщинами. Читала, что в древней Руси свободного человека нельзя было бить, убить можно было за вину, а вот бить нельзя. В Московском царстве, напротив, телесные наказания в быту цвели пышным цветом, а многие русские женщины при этом были вовсе не смиренницами. Даже мужья страдали от них. Нашла в Дзене любопытную статью как муж у царя Алексея Михайловича защиты от жены искал.
Как муж защиты от жены у царя Алексея Михайловича искал
В декабре 1670 года сын боярский чина царицы Марии Ильиничны Милославской (то есть состоящий в придворном штате царицы) Никифор Скорятин написал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой непревзойденным стилем XVII столетия изложил непростую семейную жизнь с женой Пелагеей.
«Жалоба, государь, мне на поругательницу на жену свою Пелагею: в 176 г. (в 1667году – то есть за несколько лет до подачи челобитной царю)кусала она, жена моя, тело мое на плечах зубом, и щипками на руках тело мое щипала и бороду драла; и я, холоп твой, бил челом тебе, великому государю, в Приказе Мастерские палаты (приказ ведал изготовлением и хранением одежды, обуви и других предметов личного обихода царской семьи; Царицына мастерская палата занималась одеждой цариц, царевичей и царевен и управлением мастеровых, ее изготовлявших) и подал челобитную окольничему Василью Михайловичу Еропкину (в 1656 году был дворецким у царицы Марии Ильиничны; в 1662-1666 годах был первым в Мастерской палате царицы). И против моего челобитья меня, холопа твоего, дьяк Иван Взимков в Приказе Мастерской палаты поругательство жены моей и зубного яденья на теле моем досматривал, и в том ее поругательстве жене никакого указу не учинено. И в 178 г. (1669) она, жена моя Пелагея, хотя меня, холопа твоего, топором срубить, и я от ее топорового сеченья руками укрывался, и посекла у меня правую руку по запястью, и я от того ее топорового посечения с дворишка своего чуть жив ушел и бил челом в Приказ Мастерской палаты стольнику Федору Прокофьевичу Соковнину (в 1668-1671 годах Соковнин присутствовал в Мастеровой палате царицы Марии Ильиничны, а в 1669-м был также ее дворецким) и стольник Ф. П. Соковнин приказал посеченую мою рану записать; и от той посеченой моей руки я вовеки увечен. Да и впредь она, жена моя, хвалится на меня всяким дурным смертоубивством, и по твоему государеву указу посажена она, поругательница, жена моя, за приставы (сидит под замком в ожидании суда); и она, сидя за приставы, хвалится на меня и ныне всяким дурным смертным убивством. Милосердый государь! Пожалуй меня, вели в таком поругательстве и в похвальбе ее, жены моей, свой царской указ учинить и меня с нею развесть, чтоб мне от нее, жены своей, впредь напрасною смертью (скорой, безвременной, возможно, тяжелой смертью) не умереть».
На челобитной была сделана помета: «179 дек. 19 велеть противо челобитья на патриархов двор послать память и с памятью отослать Микифора Скорятина и с женою его с Полагеею». (Посланы с указом: учинить по правилом св. апостол и св. отец, чего доведетца)».
*Памятью назывался документ, который составлялся при ведении дел между не подчинявшимися друг другу ведомствами. В данном случае дьяк, занимавшийся делом по поданной царю челобитной, написал такую память в канцелярию Патриаршего двора, где должны были «учинить, чего доведетца», то есть принять некое решение на основании «Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец с толкованиями»*
Неизвестно, развели ли несчастного, пострадавшего от зубного яденья и топорового посеченья, Никифора Скорятина с неистовой женой. Увы, Иван Егорович Забелин, опубликовавший челобитную в своей книге «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», больше ничего об этой истории не написал.
Веселая супруга Никифору попалась. Впрочем сейчас уже мы не узнаем как оно было на самом деле и кто в этой семейке был истинным виновником. Но опять же даже в вышеизложенной челобитной есть самоуничижение - холоп твой. Даже не верный твой слуга, а холоп. Еще писали - "раб твой подлый"! А пошло это все от Орды.
Веселая супруга Никифору попалась. Впрочем сейчас уже мы не узнаем как оно было на самом деле и кто в этой семейке был истинным виновником
Рита, меня сам факт поразил, что в Московском царстве МУЖ искал защиту от жены!
СеньоРита писал(а):
Но опять же даже в этой челобитной есть самоуничижение - холоп твой. Даже не верный твой слуга, а холоп. Еще писали - "раб твой подлый"! А пошло это все от Орды.
Текст этой главы доступен только для читателей, имеющих хотя бы одно информативное сообщение в теме.
Оставьте сообщение в теме, например, поделитесь своими впечатлениями об уже прочитанном.
Ох, какая рискованная девица. А если бы он не послушал ее? Мужчина, распаленный страстью соображает плохо
И извини, но калинка-малинка кажется мне из другой оперы))
***
Ну вот и Гугл со мной согласен
На самом деле «Калинка-малинка» – вовсе не народная песня. Она была написана в 1860 году саратовским композитором и музыковедом Иваном Петровичем Ларионовым для любительского спектакля «Бобыль». Он же является автором текста и первым исполнителем песни.
Ох, какая рискованная девица. А если бы он не послушал ее? Мужчина, распаленный страстью соображает плохо
Будь Маша тихоней, ничего бы в Касимове не добилась. Ситуации складывались такие, что ей постоянно нужно рисковать.
uljascha писал(а):
И извини, но калинка-малинка кажется мне из другой оперы))
***
Ну вот и Гугл со мной согласен
На самом деле «Калинка-малинка» – вовсе не народная песня. Она была написана в 1860 году саратовским композитором и музыковедом Иваном Петровичем Ларионовым для любительского спектакля «Бобыль». Он же является автором текста и первым исполнителем песни.
Да, "Калинка-малинка" и "Ой, вставала я ранешенько" близки по припеву. Иван Ларионов стал автором вот этой "Калинки-малинки":
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах, под сосною, под зелёною,
Спать положите вы меня!
Ай-люли, люли, ай-люли, люли,
Спать положите вы меня.
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах, сосёнушка ты зелёная,
Не шуми же надо мной!
Ай-люли, люли, ай-люли, люли,
Не шуми же надо мной!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах, красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай-люли, люли, ай-люли, люли,
Полюби же ты меня!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
А песня "Ой, вставала я ранешенько" везде значится как русская народная. Но даже если вдруг отыщется неизвестный автор 19 века, я все равно оставлю ее, она идеально подходит для моей Маши Плещеевой. Будем считать, что Маша исполняла похожую песню.
У меня в контентной рекламе теперь опера "Царская невеста")))
А насчет романсов и песен я сама использовала Дениса Давыдова то, что было положено на музыку намного позже его смерти, и Капризная, упрямая появилась позже, чем я ее вставила в роман. Просто эта песня известная, и мы ее в музыкалке с детьми проходили, поэтому я вспомнила. Маше она точно подходит.
У меня в контентной рекламе теперь опера "Царская невеста")))
А насчет романсов и песен я сама использовала Дениса Давыдова то, что было положено на музыку намного позже его смерти, и Капризная, упрямая появилась позже, чем я ее вставила в роман. Просто эта песня известная, и мы ее в музыкалке с детьми проходили, поэтому я вспомнила. Маше она точно подходит.
Ульяша, спасибо за информацию.
"Капризная, упрямая" очень красивый романс. Да, Маша вполне может вызвать эти волнующие чувства.
Не-не, ты не поняла меня. "Ой, вставала я ранешенько" подходит Маше.
А капризная, упрямая я взяла для своего текста, и поскольку неясно, когда автор ее написал, то я предположила, что это случилось в нужное мне время, и герой был с автором знаком, вот и запомнил. А то, что у нас распространилась и стала популярной позже, это неважно
Викуля спасибо за продолжение . Прочитала сразу 2 главы. Кстати, девочки недавно слушала лекцию Дмитрия Белоусова о Великой Тартарии, что думаете по данному поводу ? Официально ее, конечно , как бы не было, но вот мнения " неофициальных историков " существенно отличаются от того что нам преподают в школе ? Я , например , данную лекцию прослушала с превеликим удовольствием по дороге на работу.
Викуля спасибо за продолжение . Прочитала сразу 2 главы.
Ledi Ixss, приветствую и благодарю за внимание к роману! Если можно, называйте меня Викой. Согласна даже на Витусю, не знаю почему, но Викуля мне не нравится.
Ledi Ixss писал(а):
Кстати, девочки недавно слушала лекцию Дмитрия Белоусова о Великой Тартарии, что думаете по данному поводу ? Официально ее, конечно , как бы не было, но вот мнения " неофициальных историков " существенно отличаются от того что нам преподают в школе ? Я , например , данную лекцию прослушала с превеликим удовольствием по дороге на работу
Лично у меня Великая Тартария ассоциируется с Золотой Ордой. У европейцев представление о ней сформировалось после монголо-татарского нашествия. И в Википедии так же сказано:
"Возникновение термина «тартары» связано с формированием империи Чингизидов и монгольским вторжением в Европу в первой половине XIII века. У европейцев термин превратился в «тартары» из-за контаминации с Тартаром".