Consuelo:
Питер Хэммонд «Ричард III и битва при Босворте»
«…Он ответил: «Дай мне мою боевую секиру,
Возложи корону Англии на мою главу повыше,
Ибо клянусь тем, кто сотворил море и сушу,
Я умру сегодня королем Англии,
Я никогда не отступлю ни на шаг,
Пока дыхание есть в моей груди».
Как он сказал, так и случилось,
Раз он потерял свою жизнь, оставаясь королем…»
(«Баллада о Босвортском поле», написана предположительно до 1495 г.)
Книга Питера Хэммонда повествует о преимущественно технической стороне подготовки, развития, кульминации и итогов Босвортской битвы, произошедшей 22 августа 1485 г. Данная битва стала одной из последних в затянувшейся на десятилетия междоусобице, именуемой Война Алой и Белой Розы, разразившейся между Ланкастерами и Йорками, двумя ветвями рода Плантагенетов. Как известно, в битве при Босворте пал многократно оклеветанный король Ричард III из династии Йорков, а престол захватил Генрих Тюдор, ставший Генрихом VII. Стоит отметить, что автор не идёт на поводу тюдоровской пропаганды, не считает Ричарда III «исчадием ада», а отдаёт ему должное, как вполне умелому правителю, который точно мог принести Англии много пользы, так и храброму военному, который не боялся открытых столкновений.
В некотором роде изложение материала суховато. Основное внимание автором уделено военной составляющей, т.е. как стороны готовились к сражению, кто как был обмундирован, какое оружие использовалось и каким образом расположились и действовали королевская и тюдоровская армии. Безусловно, автор не обошёл вниманием и интриги вокруг Босворта, а также опорные точки противоречий между сторонами, равно как и права, которые у Ричарда и Генриха были относительно трона. Понятно, что у Генриха Тюдора права на английскую корону были весьма относительными.
Исследование (кстати, небольшое) основывается на более-менее достоверных источниках, как английских, итальянских, французских и испанских авторов (например, позиция Томаса Мора, как очевидно однобокая). Несомненно, любопытно было ознакомиться с приложенными документами эпохи. Книга была впервые опубликована в 2010 г., т.е. до 2012 г., когда начались раскопки предполагаемого места захоронения Ричарда III, приведшие в итоге к обнаружения останков короля. Кроме того, не знаю, авторские ли это опечатки, или проблемы редактуры, но обнаружила в тексте некоторые фактические ошибки. К примеру, супруга Эдуарда II, Изабелла де Валуа, знаменитая Французская волчица, названа почему-то Изабеллой Английской. Автор говорит, что Ричард III – единственный король Англии, погибший в сражении, а на самом деле не единственный, а последний. Вместе с тем, в тексте много имён, которые автор использует с разными титулами их обладателей, без какой-либо сноски, дающей краткую информацию по биографии упомянутого исторического лица. Таким образом, читать данное исследование лучше при наличии знаний по теме.
Оценка –
4.
...
Настёна СПб:
АЛЕКСЕЙ ФОМИН «СПАСТИ ИМПЕРИЮ!»
От жадности заказала книгу как подарок от «Лабиринта», не зная, что это продолжение другого романа. Не люблю ни альтернативщину, ни тем более попаданцев, а тут ещё и "новая хронология" во всей красе, но мне очень интересна Россия XVI в. Надеялась на хотя бы любопытную, связную историю в антураже, а в итоге полнейший сумбур и разочарование.
Всё в кучу: царица Мария, царевичи, регент Никита Романович с сыном Федькой, Басмановы (о, их трое), спецслужбы, Валентин… Чтобы написать увлекательную книгу, мало знать имена реальных исторических лиц и начитаться Фоменко. Догрызала по диагонали, извините.
Оценка – 2.
...
Настёна СПб:
НИКОЛАЙ НАДЕЖДИН «ЖАН МАРЕ. ПОЛЦАРСТВА ЗА… ЛЮБОВЬ»
Как я понимаю, эта небольшая книжка типа брошюры – вторая биография Жана Маре на русском языке (первая была написана советскими киноведами аж в 1969-м, а его собственные воспоминания сейчас не в счёт). Уж как был у нас популярен, известен и любим, а заслужил лишь несколько десятков страниц, м-да... И, увы, книжка не самого лучшего качества: некоторые даты указаны неверно (например, года смерти родителей), известные факты перевраны (извините, об отношениях с мужчинами до Кокто), о многих прекрасных ролях не сказано ни слова (он же у нас вечный Фантомас, которого актёр терпеть не мог). Язык изложения донельзя простой. Накину балл за фото, которые часто неправильно подписаны, а на одной изображён и вовсе неизвестный молодой человек. Плюс: автор к своему герою относится с симпатией и название красивое.
Оценка – 3.
...
Настёна СПб:
МИШЕЛЬ МАРЛИ «ПЕСНЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»
Роман рассказывает об отношениях известной певицы Эдит Пиаф и начинающего шансонье Ива Монтана. Они были вместе 2 года и разошлись, сожалея об этом, чтобы позже не расставаться с облегчением.
Монтан впервые выступил на разогреве у Эдит в июле 1944, когда Париж ещё был под немцем, а в романе – август. Пиаф подозревали в сотрудничестве с врагом (уже сидели Саша Гитри, Вивиан Романс, Арлетти). Она жила над облюбованном немцами борделем, осмеливалась петь на фоне французского флага и ездила выступать для французских военнопленных в Германию. Как я понимаю, версия с фотографиями ничем не подтверждается, а если так и было, характерно, что импульсивная, вспыльчивая Эдит знать об этом не знала. Советскую армию автор упоминает с симпатией и пишет, что самодовольные американцы быстро начали парижан раздражать.
И вот певица, олицетворяющая Францию, встречает парня, косящего под Фреда Астера и ковбоев. Но с красивым голосом и бешеной харизмой. Эдит, девчонке в прямом смысле с улицы, нравилось чувствовать себя Пигмалионом, тем более Ив оказался талантливым и умеющим слышать. У обоих простое происхождение, но у Ива – дружная семья, а у Эдит такой не было, она – католичка, он – социалист. Они любили друг друга, но их развёл не жёсткий характер певицы, не её склонность к выпивке, а слава и успех Монтана. Пиаф было больно, но она понимала, что равноценную величину рядом с собой не потерпит…
Оценка – 5.
...
Consuelo:
Конн Иггульден «Право крови» (№ 3 «Война Роз»)
Третий роман серии о Войне Роз погружает в события активных противостояний королевской династии Ланкастеров и Йорков, могущественных претендентов на корону. Королева Маргарита Анжуйская стягивает войска, её главный противник – герцог Ричард Йоркский, убит, а голова его в издевательской бумажной короне водружена на ворота города Йорк. Однако у герцога остались дети и союзники в лице Невиллов. Эдуард, старший сын герцога Йоркского, пусть и очень молод, но уже демонстрирует себя умелым воином и способным лидером. Рядом с Эдуардом его кузен, Ричард Невилл, граф Уорик, ещё более умелый воин и лидер, а также наставник будущего короля. Эдуард скоро будет провозглашён королём Эдуардом IV, а Уорик войдёт в историю под прозвищем «Делатель королей». Королева Маргарита бежала во Францию, укрывшись под защитой Людовика XI, её несчастный супруг между явью и бредом.
Йорки укрепляют свои позиции, а молодой король, ведомый своим темпераментом, женится на Элизабет Вудвилл, вдове сэра Грея, матери двух сыновей, и совершенно неподходящей паре для только к пришедшего к власти монарха. Уорик прекрасно понимает всю опрометчивость и ошибочность поступка Эдуарда, трон которого очень шаток, и очень быстро опасения его сбываются. Королева всеми силами пытается протолкнуть свою многочисленную родню ко всем королевским «кормушкам», к казне, к чинам, титулам, землям. Вудвиллы совершенно бессовестно пользуются своим положением, просто чтобы заграбастать побольше. В народе они не пользуются симпатией, аристократы тоже радости от такого соседства не испытывают. Кроме того, на пользу стране алчность Вудвиллов тоже не идёт. Но король идёт на поводу у своей жены, и начинает ссориться с наиболее доверенными приближёнными и советниками. Поссорился Эдуард и с Уориком. И это привело к дальнейшим трагическим событиям. Разумеется, повёл себя король неправильно, ибо ошибочно терять такого человека государственного размаха, да ещё и близкого, пережившего с ним бок о бок и горе, и радость. Уорик мог бы помочь закрепить династию Йорков на престоле, но…Но это была бы уже другая история.
Оценка –
5.
...
Амарант:
Н. Павленко " Пётр III" - 4 (дубль)
Вся книга - это полемика автора с Мыльниковым, описавшим императора почти со всех сторон положительно. Павленко же выдвигает аргументы не в пользу Пётра III. И у читателя не вызывает восторга герой книги: все его начинания как государственного деятеля рассыпались в прах. Если раньше для меня Пётр III был неоднозначной личностью, то теперь он в моих глазах предатель своего же трона. Да, он был убит не без ведома Екатерины, но уж лучше она, чем горячий поклонник Фридриха. Вот честно, читала письма к королю и закрадывалась мысль - а точно как короля обожал Пётр III Фридриха?
Хотя... Если углубляться в историю, то Пётр был несчастным с детства. Так что судьба его закономерна, увы.
...
Consuelo:
Настёна СПб писал(а):Гадостная сцена ... Читала и передёргивалась.
И недостойная королевы и Ланкастеров. Гораздо выигрышнее смотрелись бы, прояви они уважение к поверженному врагу. Я уж и не говорю об отношении к усопшему в христианском смысле.
...
Consuelo:
Стивен Сейлор «Рим. Роман о древнем городе» (№ 1 «Рим»)
«Легенда настолько же исторична, насколько легендарна история…»
(Александр Грандацци «Основание Рима: миф и история»)
Рим – древний и многоликий, безусловно, притягивает внимание. Рим вдохновляет, продолжает и будет вдохновлять, ибо его история, несмотря на огромный объём уже написанных исследований, всё же содержит массу оттенков и нюансов, которые стоило бы открыть и изучить. История Рима настолько велика, что не иссякнет работа исследователей. Американский историк Стивен Сейлор, специализирующийся в истории Рима, позволит читателю пройти дорогами становления Рима, захватить период зарождения поселения на семи холмах, объять значимые вехи его развития, не преминув коснуться обычаев, верований, традиций, нравов и культуры Вечного города. Начинается роман в 1000 году до н.э., а завершается в 1 году до н.э. Проводниками становятся две легендарные патрицианские семьи, Потиции и Пинарии, ставшие первыми римскими жрецами алтаря Геракла. Причём автор даёт нам версию о том, как именно зародился этот культ. Кроме противостояния, продлившегося в веках, два рода объединены и древним амулетом, который изначально был подарен дочери Потиция её возлюбленным. Амулет, он же фасцин, в котором по преданию аккумулировалась божественная сила, защищавшая род, за тысячу лет уже истёршийся, приобретший мифологический флёр, также следует за своими владельцами из века в век.
Первой большой остановкой становится 21 апреля 753 г. до н.э., когда братья Ромул и Рем основали Рим. Рим как полноценный город, т.е. обнесли один из холмов, Палатин, стеной. Довольно интересно рассказана история легендарных близнецов, причём без мифологического антуража. И это, кстати говоря, выгодно отличает данную книгу, ибо в ней, несмотря на художественную составляющую, нет никакого вкрапления необъяснимой мистики. Ромул и Рем, как известно, поссорились во время строительства городских стен, да так, что подрались, и Ромул убил Рема. Смерть самого Ромула, многолетнего первого царя Рима, о которой практически ничего неизвестно, преподносится автором в весьма даже правдоподобном ключе, с кровавой связкой с Капитолийским холмом.
Рим вырос из поселений торговцев соли и дорос до центра цивилизации глобального значения. За Ромулом, первым царём, шли ещё шестеро, а за ними падение царского режима, установление Республики, с её войнами и противостоянием патрициев и плебеев, децемвирами и Законами XII таблиц, Пуническими войнами, весталками и рабами, народными трибунами Гракхами, Суллой с его проскрипционными списками, Гаем Юлием Цезарем, диктатурой и предательством (занятно, что в качестве последних слове Цезаря Сейлор не использовал знаменитое «И ты, Брут?», а «И ты тоже…дитя моё?», как бы намекая о циркулировавших слухах об истинном отцовстве Юния Брута, чья мать Сервилия была любовницей Цезаря), обольстительной Клеопатрой и столкновением Марка Антония и Октавиана Августа. И так мы дошли до 1 года до н.э. Начинается новое тысячелетие, а с ним открываются новые главы истории Вечного города.
Стивена Сейлора я знаю по его весьма интересным детективным романам серии «Roma Sub Rosa», главным героем которой является вымышленный персонаж, римлянин Гордиан Сыщик, раскрывавший преступления в I в. до н.э. Сейлор даёт очень много исторических деталей и подробностей, которыми рисует объёмную картину жизни и нравов Древнего Рима, органично вплетая художественные элементы. «Рим. Роман о древнем городе», несмотря на объём, читается с большим интересом. Я не почувствовала «сухости» изложения, наоборот, мне такой вариант очень понравился. Мне хватило трагичности и драматичности судеб, как реальных, так и вымышленных. Повествование линейное, т.е. нет скачков во времени туда-сюда, как делают иные авторы, и это позволяет гармонично следовать из столетия в столетие, нигде не заплутав. Весьма и весьма достойный труд, который стоит прочитать всем интересующимся историей его главного героя – Рима.
Оценка –
5.
...
Тина Вален:
"Порочная королева. Роман о Екатерине Говард" Элисон Уэйр дубль
За что я люблю книги автора, так это за то, что в них не навязываются какие-либо мнения или отношения к героям. Автор старается максимально придерживаться исторических фактов и не судить персонажей.
Итак, этот роман о Китти Говард, пятой жене короля Генриха, его "розе без шипов". Она прожила очень короткую жизнь и жестоко поплатилась за свое легкомыслие и беспечность. Китти росла в доме бабки, которой не было никакого дела до нее. Она красива и влюбчива, чем и пользовались мужчины. Сначала Мэддокс, затем Дерем. Последний меня просто из себя выводил своей одержимостью. Интересно, он не понимал, что своим поведением и длинным языком подвергает опасности не только королеву, но и себя? Вины с королевы я не снимаю, но мне было ее жаль. Стареющему королю нужна была именно такая: юная и красивая девушка, думающая только о нарядах и развлечениях. Король не искал равную себе, он хотел просто почувствовать себя молодым. Увы, Кэтрин слишком любила удовольствия. И, если принять на веру ее образ у автора, то Кэтрин явно не отличалась умом и сдержанностью. Да, она понимала, что поступает не правильно, но некому было ее остановить. Не совсем понятна мне роль в этой истории Джейн Рочфорд. Зачем она так упорно сводила Кэтрин и Калпеппера? Но, в любом случае, она за это заплатила.
Мне хочется верить, что Генрих хотел помиловать Екатерину, ведь он был привязан к ней. Но обида и злость оказались сильнее и юная королева была казнена. Печальная история, я со слезами читала последние главы, где отчаяние и страх Кэтрин просто физически ощутимы.
5 баллов.
...
Настёна СПб:
РЕЖИН ДЕФОРЖ «ГОЛУБОЙ ВЕЛОСИПЕД» (”Голубой велосипед“ №1)
Знала, что эта часть слово в слово слизана с «Унесенных ветром», старалась абстрагироваться, но периодически злилась. Ну ладно…
Лиа Дельмас из тех героинь, которых я терпеть не могу. Раскрасавица 17-ти лет, вешающаяся на шею каждому встречному и от которой все без ума, но любящая одного единственного – Лорана д'Аржила. 1 сентября 1939 г. Лоран объявляет о своей помолвке с кузиной Камиллой, Лиа истерит, загадочный Франсуа Тавернье иронизирует… А Польшу уже бомбят.
Лоран, попросивший девушку позаботиться о беременной Камилле, хорош! С чего он решил, что Лиа на это способна, девчонка где-то показала себя сильной, ответственной? Нет, только строящей глазки, резкой в суждениях и принимающей глупые решения вчерашней школьницей. На сестёр Лиа набрасывается с кулаками, лезет мужикам в штаны (но люблю не могу чужого мужа), презирает Камиллу за доброе отношение и хлопает глазами – а чего такого?
Сцены бегства из Парижа описаны очень сильно. Авианалёты, обстрелы колонны беженцев, паника, неразбериха, мародёрство. Понятны чувства, охватившие героев после речи Петена, призвавшего остановить бои: слёзы стыда и трусливое облегчение. Не сразу и не ко всем пришло понимание, что Франция войну проиграла, а немцы – победители. Скоро всё будет…
Лиа, дико радующаяся окончанию войны, вдруг стала борцом за свободу. Резкая смена убеждений героини оказалась для меня не убедительной, такое чувство, что Лиа раздвоилась. Одна так и осталась пошлой девицей, а другой доверился дядя Адриан, активный участник Сопротивления. Эту Лию уважаешь и восхищаешься. А ещё она спит только с французами, в отличие от Франсуазы, посмевшей полюбить немца.
От Лорана я почему-то не ожидала такой прыти (в хорошем смысле) – и побег, и Англия, и подполье. Пока мой любимый персонаж Доминиканец – дядя Адриан, а самый интересный – Рафаэль Маль, сильно напоминающий писателя Мориса Сакса.
Тему стороной не обойти – богема во время оккупации. Дефорж поставила героиню в такие условия, что ей не надо работать и она не знает жизни реально под немцем. Актёры и писатели тоже люди, они кушать хотят (Лиа сама ещё та обжора), чтобы получить работу необходимо обратиться в немецкий цензурный комитет – вот и сотрудничество с врагом. Некоторые правда неплохо устроились, но не нужно всех скопом смешивать с грязью. Упомянутые же Мари Белл, Жан Жироду – участники Сопротивления, а благодаря Саша Гитри освободили, например, мужа Коллетт Мориса Гудеке.
Оценка – 4.
...
Настёна СПб:
ДМИТРИЙ ВОЛОДИХИН «ОПРИЧНИНА И “ПСЫ ГОСУДАРЕВЫ“»
По мнению Володихина опричнина – провалившаяся военно-административная реформа. Опричный состав был неоднороден, и каждая «группировка» хотела своего. А во главе царь, желавший видеть в этих служилых людях беспрекословно подчиняющихся его воле (в отличие от строптивых «княжат») исполнителей. Итак, кто же самые характерные представители опричнины?
Алексея Даниловича Басманова историк называет просто – великий. Вся военная карьера опричного отца-основателя шла без поражений. Но он – вечно второй, выше знатность не позволяла, а по способностям – первый. Опричнина – его кровное детище, Басманов и рухнет всем обширным кланом. Сына, похоже, продвигали всем царством, потому что, при всей моей любви, по самостоятельным делам Фёдор реально ноль без палки.
Титулованные аристократы, которым путь в опричное руководство до 1570 г. был заказан, Фёдор Трубецкой и Василий Тёмкин-Ростовский, лишь промелькнули. Но по-разному. Трубецкой как средней руки воевода, Тёмкин – как каратель. Для первого опричнина будет эпизодом в карьере, второй её не переживёт.
Опричнина позволила возвыситься князьям захудалым – Вяземским, Хворостининым, Телятевским, чуть выше ступенькой – Сицким. По роду они бы служили долго и не факт, что что-нибудь выслужили, но руководить их учили. Система рухнула, и тот, кто пережил, продолжили служить – тихо и спокойно.
Худородные служили по способностям, которые вообще были далеко не у всех. В 1573 г. Пайду штурмовали как раз они – Безнин, Алферьев, Грязной, Скуратов. Со стен крепости не вернулся только Скуратов. Эти «выдвиженцы» вне опричнины не понадобились, крах системы обернулся крахом личным.
Задумка реформы было неплоха, методы подкачали. И характерно, что в массовом народном сознании лицом опричнины является Скуратов. А опричнина палача Малюты и опричнина государственного мужа Басманова – две большие разницы.
Оценка – 5.
...
Consuelo:
Мэгги О’Фаррелл «Хамнет»
Уильям Шекспир – один из величайших драматургов всех времён и народов, это абсолютно бесспорно. О нём написано множество книг, и жизнь его, казалось бы, исследована вдоль и поперёк. Однако до сих пор в биографии Шекспира остаётся множество белых пятен, а в дискурсе всё ещё остаётся фундаментальный вопрос: а был ли Шекспир на самом деле? Мэгги О’Фаррелл посмотрела на судьбу драматурга с несколько необычной стороны, а именно взяв за отправную точку короткую, всего в одиннадцать лет, жизнь Хамнета, единственного сына Уильяма Шекспира и его супруги Агнес (Энн) Хэтауэй. Уже из-за имени мальчика возникают ассоциации с одним из главных героев, рождённых гением Шекспира, а именно с Гамлетом, принцем Датским. Эта возможная связь и влияние, которое мог оказать Хамнет на образ Гамлета, озвучивалась рядом исследователей.
Роман наполнен печалью, как из-за трагической потери ребёнка, которое отразилось на его родителях, так и из-за трудностей, с которыми постоянно сталкивались Шекспир и его супруга. Между Уильямом и его отцом сложились очень сложные отношения. Отец, перчаточник, не понимал творческого потенциала старшего сына, держал в напряжении и его, и всю семью, и не гнушался рукоприкладствовать. Несмотря на масштабность личность Шекспира, в романе на первый выходит его сын и жена, которая в романе обладает необычным даром, доставшимся ей от матери.
Роман цельный, эмоционально сложный, своеобразный, со своим стилем, о непростых событиях. Оценка –
5.
...
Consuelo:
Тан Тван Энг «Дар дождя»
«Долг – это идея, придуманная императорами и генералами, чтобы заставить нас выполнять приказы…»
Роман с поэтическим названием «Дар дождя» повествует о далеко не самых простых страницах истории человечества, которые врываются и делят жизнь Филиппа Хаттона, юноши с английской и китайской кровью, ровно на «до» и «после». События романа разворачиваются на малайском острове Пенанг, во время его оккупации японскими войсками в ходе Второй мировой войны. Филипп, рождённый от двух столь разных народов, не может обрести своё место ни в одном из них, и для каждого он остаётся не до конца своим. При этом даже для своих близких родственников он отчасти остаётся чужим. Такое давление безусловно не могло не сказаться на становлении характера и на мироощущении Филиппа. А вскоре важным человеком в жизни юноши становится и японец Хаято Эндо, дипломат и наставник в айкидо. Он становится не только учителем боевого искусства, но и открывает для Филиппа мир японской культуры, языка, мировосприятия и традиций.
В Малайзию пришла война вместе с японскими войсками. Британцы, чьей колонией была до некоторых пор была Малайя, спешно покидают остров. Семья Хаттон оказалась, как и все, перед тяжёлым выбором: бросить всё и бежать, или попытаться адаптироваться к новым условиям, сохранить своё семейное дело и по возможности пережить. И Филипп тоже оказывается перед тем же сложным выбором: либо остаться вместе с учителем и культурой, к которой он проникся, или же остаться верным своей родине. Это очень сложный выбор, не дай Бог оказаться на месте героя.
Романы о войне эмоционально сложны, поднимают массу вопросов о долге, о чести, о любви, о верности, о предательстве, о принципах и прочих не всегда однозначно трактуемых моральных установках. Любопытно, что в основе связки «долг-предательство» есть прямая ссылка на казус германского вождя Арминия, который, возможно, тоже оказался перед выбором: либо родина, либо другая культура (римская), в которой он вырос. Собственно, и второе имя Филиппа – Арминий. Люблю такие глубокие и символические отсылки. Роман цельный, сложный, требует времени для погружения в него.
Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
ВИКТОР ИУТИН «ПЕПЕЛ ДЕРЖАВЫ»
Роман является продолжением «Кровавого скипетра» и «Опричного царства» и полностью посвящён Ливонской войне.
Иван Грозный – постаревший, уставший, в нём словно погасла какая-то искра. Он понимает, что затянувшаяся война истощила Россию, но никак не может её закончить. Особенно, когда на польский трон избрали Батория, с наскока берущего наши крепости.
Царевич Иван вызвал двойственные чувства. Слабый, поддающийся влиянию, но – добрый… Годунов, идущий на кровь ради блага царства… Шуйский, отправившийся во Псков на верную смерть ради защиты России… Исходящий злостью Курбский… В книге много крови, смерти, предательства, трусости, храбрости. Победы, сменившиеся поражениями. Катастрофа под Венденом: бежавший, как заяц, Иван Голицын и погибший Василий Сицкий… Каждому своё…
Мне было приятно в одной сцене увидеть маленького Петю Басманова, так похожего на папу…
Роман не без недостатков, но мне нравится, как пишет автор и во многом (не во всём) наши взгляды совпадают.
Оценка – 5.
...
Allegra:
Роберт Лоу
Лев пробуждается
(дубль)
Конец XIII века. Английский монарх Эдуард Длинноногий только что потопил в крови Уэльс. Теперь он хочет сделать то же самое с непокорной землей скоттов. Роберт Брюс, шотландский лорд королевских кровей, страстно желает взойти на престол своей страны. Он готов использовать любые средства, чтобы сделать Шотландию могущественной и процветающей. И стоит перед выбором: сокрушить в союзе с Англией остальных претендентов на трон – или встать с ними бок о бок против войск Эдуарда…
Очень необычное произведение по части перевода. Чтобы создать средневековую атмосферу, переводчик заменяет староанглийские слова старославянскими. Поэтому вначале я сильно спотыкалась при чтении эдаких конструкций:
Цитата:– Из мелких баронов в короли шотландцев за единый день, – обобщенно добавил сэр Уильям Сьентклер, поглаживая свою белую, как руно, бороду. – Мняше о себе боле, нежели епископ имеет крестиков, – иже низведен до десятка выжлецов, егеря да поместья в Хитчине. Оный не воротится, коли разценяти, аки он рва и мета, уходивши.
Вначале у меня было ощущение, что я читаю «Поветь временных лет». Но затем я вчиталась, и старинные слова стали восприниматься как антураж некоего усреднённого средневековья. К тому же старинным штилем разговаривают в основном старики, да ещё выходцы с далёких окраин страны.
Сюжет интересен и сам по себе. Автор старается изобразить исторических персонажей живыми людьми, а не лубочными героями из отлакированных легенд. В своём стремлении к власти они совершают чудовищные по жестокости поступки. И автор совершенно прав, утверждая, что война за независимость Шотландии была таковой лишь отчасти. В большей степени это была схватка за шотландскую корону – Брюсы против коалиции Комины-Баллиоли.
В аннотации говорится о Брюсе. Но на самом деле главный герой книги – вымышленный персонаж Хэл Хердманстонский, мелкопоместный дворянин. Он не очень-то и хочет ввязываться в войну, потому что понимает – пока идут сражения, на полях гниёт несобранный урожай, а это грозит голодом зимой (так оно и будет). Но, случайно оказавшись в армии Уоллеса, он не бежит с поля боя, как это сделали высшие шотландские лорды, а становится рядом с Уоллесом, потому что иначе не позволяет честь.
Жаль, что переведена только первая книга из серии, потому что всё интересное впереди. Как сложится судьба реальных исторических персонажей, я знаю. Мне интересно, что уготовил автор для вымышленных – для мальчика Псарёнка и для самого Хэла.
Не буду снижать оценку за эксперимент переводчика с языком и поставлю
5.
...