В конце XVI столетия Версаль был просто маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV
В начале XVII века - это уже поселок с населением около 500 человек и на месте будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота. В 1624 году был выстроен, по поручению Людовика XIII, архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок. Король, видимо, любил одиночество, потому что замок построили очень маленьким, в нём было всего пять комнат, то есть, кроме короля, там и разместиться никто больше не мог, даже его супруга.
После смерти короля замок надолго опустел. Наследнику престола Людовику XIV исполнилось к тому времени всего лишь пять лет. Но как только юный Людовик повзрослел и почувствовал себя королём, он понял, что роскошный дворец ему необходим. И Людовик XIV поручает возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество.
Возглавил строительство Андре Ленотр, из семьи королевских садовников, который навеки вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства. Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему министр финансов Фуке. Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире. Баснословная стоимость проекта не могла остановить молодого тщеславного монарха.
Размах проекта поражает и сейчас. Планировочные мероприятия охватили площадь около 10 000 га (10 кв.км), дворец протянулся на 500 метров. Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи.
Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж.
Следующим архитектором, который продолжил строительство был – Мансар. Он еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое. В северном крыле он поместил церковь. Кроме того, Мансар надстроил еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886). . В северной части дворца размещались покои короля, в южной — королевы.

Интерьер дворца роскоши парка, по крайней мере, не уступает. Каждая комната достойна поэмы, но особым расположением короля пользовалась Зеркальная галерея (длина 73 метра, ширина - более 10). Там он отмечал свои дни рождения, проводил балы и принимал иностранных послов. Семнадцать огромных окон выходили в изумительный версальский парк – и зелень его деревьев, брызги фонтанов и синева неба отражались в высоких, устроенных в нишах, зеркалах, создавая иллюзию чего-то фантастического, наполненного солнцем и воздухом.
Дворец, кроме того, был наполнен серебряными столами, золотыми кадками с апельсиновыми деревьями и всевозможными драгоценными безделушками.

Но увы, во время войны всю эту роскошь пришлось переплавить в обычные деньги. Так и повелось – в пору процветания государства, дворец достраивался и богател, в пору безденежья разорялся самим королём.
Позже в Версале были выстроены ещё два дворца, Большой Трианон (1670-1687) и Малый Трианон (1762-1764).
Наследники Людовика XIV, каждый в меру своих возможностей, продолжали любить, перестраивать, разорять и снова обустраивать и украшать это чудо роскоши и беззаботности.
И каждый из обитателей Версальского дворца оставил свой след в его архитектуре и убранстве. Людовик XV, правнук Людовика XIV, наследовавший престол в 1715 году, только к концу царствования в 1770 году решил внести изменения в архитектуру дворца. Он приказал оборудовать отдельные апартаменты, чтобы оградить свою жизнь от придворного этикета. В свою очередь Людовик XV унаследовал от прадеда любовь к искусствам, о чем свидетельствует убранство его Внутренних покоев. Именно во Внутренних кабинетах, вдали от любопытного двора, тот, кого называли «Всеобщим любимцем», принял некоторые из наиболее важных государственных решений. При этом король не пренебрегал ни установленным его предшественником этикетом, ни жизнью семьи, о которой ему напоминали королева и особенно горячо любимые им дочери.
Людовик XVI, наследник Людовика XV, чье правление было трагически прервано революцией, наследовал от своих предков не только истинную страсть к охоте, но и глубокий интерес к наукам. А его супруга Мария Антуанетта оставила глубокий след в музыкальной жизни Версаля. В отличие от своих предков, Людовик XVI не имел амбиций короля — созидателя. Известный простотой вкусов он жил во дворце по необходимости. При его правлении было обновлено внутреннее убранство дворца, и, прежде всего Малые кабинеты королевы, которые располагались параллельно его Большим покоям.
Во время революции вся мебель и украшения дворца были расхищены. Наполеон, а затем Людовик XVIII провели в Версале восстановительные работы. После Июльской революции 1830 года дворец предполагалось снести. Этот вопрос был вынесен на голосование в Палате Депутатов. Перевес в один голос спас Версаль. Последний из династии, король Луи-Филипп правил Францией с 1830 по 1848 год. В 1830 году, после июльской революции, которая возвела его на трон, Палата представителей приняла закон, по которому Версаль и Трианон перешли во владения нового короля. Не теряя времени, Луи-Филипп распорядился создать в Версале Музей в честь славных побед Франции, который открылся 1 июня 1837 года. Это назначение замка сохранилось и в наши дни.