Masjanja:
» Традиции Самайна
Странные и удивительные традиции Самайна в Шотландии
Самайн традиционно отмечался в Шотландии надеванием масок, сделанных из выскобленных овечьих голов, ревущими кострами и играми, которые предсказывали будущего супруга.
Старые обычаи Хэллоуина в Шотландии — или кельтский праздник Самайн — были запечатлены Маргарет Фэй Шоу в замечательных снимках, сделанных на Южном Уисте в 1932 году.
Она отправилась на Внешние Гебриды, чтобы найти «исконные» гэльские традиции, и сначала поселилась в крошечной долине Лохбуи на острове Южный Уист, чтобы полностью погрузиться в жизнь земледельцев.
Она жила у двух сестёр, Пегги и Мэри Макрей, в их доме на ферме в Глендейле, и на утро после Хэллоуина — или
Oidhche nan Cleas («Ночи обмана») — сфотографировала одетых в маскарадные костюмы детей, которые прошедшей ночью показывали ей свои «страшные рожи» в окне.
Фиона Маккензи, архивариус в Канна-хаусе, где Шоу позже поселилась со своим мужем, фольклористом Джоном Лорном Кэмпбеллом, рассказывала: «Снятый ею документальный фильм и фотографии — это редкое свидетельство того, как отмечали Самайн на Гебридах, и особенно важно, что зафиксировано участие детей, одетых в овчину, с париками из сена и плетёными из верёвок шарфами.
Это было время до массового производства «фильмов ужасов», костюмов фей и монстров, а также «угощений с обманкой»… Эти дети сами делали свои костюмы.
Овечьи шкуры, выскобленный овечий череп и овечьи уши обычно использовались для того, чтобы скрыть личность того, кто прячется за маской. Ряженые ходили от дома к дому, носили тлеющие куски торфа и пели песни или рассказывали
fealla-dha (забавные истории) в обмен на угощение, которое обычно состояло из скона или баннока».
По словам фольклориста и антиквара XIX века Джона Грегорсона Кэмпбелла, автора книги «Гэльский потусторонний мир», приход зимы встречали с бо́льшим весельем и более шумными играми, чем любое другое время года.
Самайн знаменовал наступление «тёмной части года», празднующие верили, что в ночь с 31 октября на 1 ноября барьеры между физическим миром и миром духов падали, позволяя установить связь между людьми и обитателями Потустороннего мира.
Джеймс Джордж Фрейзер в своей основополагающей работе «Золотая ветвь» писал: «Но не только души усопших должны быть невидимыми в тот день, «когда осень сменяет зиму бледным годом». Ведьмы бросаются тогда по своим делам, скача галопом на полосатых кошках, которые на эту ночь обращаются в угольно-чёрных коней. Феи и эльфы свободно бродят среди людей».
На Южном Уисте и Эрискае была в ходу присказка:
«Самайн наступит, наступит,
Магия распустится, расцветёт,
Феи будут летать между нами,
Не вставайте у них на пути, дети».
Костры на Самайн разводили из папоротников и бочек из-под смолы, которые специально собирали для праздника. У каждого дома устраивали по одному кострищу, и соседи соперничали за то, кто сможет сложить самое большое. А вот вырезанная репа появилась в Средние века.
Преподобный Джеймс Робертсон, священник из Калландера, писал о кострах, зажигаемых в деревнях на закате: «Соседи собирались, и каждый, в соответствии со старшинством, укладывал помеченный камень около костра, пока не замыкался круг вокруг кострища, которое затем поджигалось, и вокруг него начинали водить хоровод.
На следующее утро место погасшего костра изучали, и если кто-нибудь из участников гулянья найдёт отпечаток своей ноги в пепле, а его камень будет сдвинут с места, то этот человек был обречён умереть до истечения двенадцати месяцев».
По мере того как ночь подходила к концу, пляски сменялись играми, целью которых было предсказать будущих мужей и жён.
Грегорсон Кэмпбелл предположил, что использованием определённых вещей игры уходят своими корнями глубоко в языческие времена.
ОБУВЬ
Через крышу дома бросали башмак. Куда указывал нос башмака, в ту сторону предстояло отправиться невесте. Считалось очень несчастливым, если обувь падала подошвой вверх.
ЯИЧНЫЕ БЕЛКИ
Яичный белок, выпускали в чашу с чистой водой, слегка взбалтывали, по количеству частей, на которые разделялся белок, узнавали, сколько детей будет у гадающего.
ОРЕХИ
Два ореха, на которые загадывали определённых людей (парня и девушку), клали в огонь рядом друг с другом. По тому, как они загорались одновременно, или вспыхивали поодиночке, или отскакивали друг от друга, предполагался будущий брак пары — или расставание.
МИСКА С МОЛОКОМ И МУКОЙ
В смесь из молока и муки бросали кольцо. Ложка передавалась играющим по кругу, надо было зачерпнуть ложку молочно-мучной жижи. Тот, кто найдёт кольцо, первым женится.
КУСОК МЯСА
Кусок мяса закапывали, и если на следующее утро в нём находили какое-нибудь живое существо, то это значило, что закопавший его женится (выйдет замуж). Если в куске мяса никого не находили, то такой человек на всю жизнь останется одиноким.
Эти игры считались скорее хорошим развлечением, чем серьёзным предсказанием, но все же ритуалы старого Самайна стоит помнить, когда мы участвуем или следим за современной интерпретацией древнего праздника.
Некоторые полагают, что многие старые обычаи Самайна были перенесены в Америку шотландскими и ирландскими иммигрантами, например, хождение ряженых по домам, которым за песню или шутку давали угощение.
А эти 12 фотографий показывают, как отмечали Хэллоуин в Эдинбурге в прошлом веке:
И напоследок небольшое видео.
Фрагмент огненного фестиваля, прошедшего в Эдинбурге в 2017 году на Королевской Миле.
...
Masjanja:
» Фильмы о шотландском искусстве. А.Нэсмит
"КОЛЛЕКЦИЯ ШОТЛАНДСКОГО ИСКУССТВА" ЦИКЛ ФИЛЬМОВ ШОТЛАНДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ
КАРТИНА АЛЕКСАНДРА НЭСМИТА «ЭДИНБУРГСКИЙ ЗАМОК И ОЗЕРО НОР-ЛОХ»

Куратор Шотландской национальной галереи рассказывает: "Эдинбургский замок сегодня выглядит в основном так же, как и в прошлом, только у подножия замковой скалы больше нет гнилого озера. Печально известное как место для свалки отходов и трупов и как место для утопления ведьм, озеро Нор-Лох теперь является домом для общественных садов на Принсес-стрит. Вышеупомянутая картина представляет собой связующее звено между старым и современным Эдинбургом и является одной из самых популярных в коллекции. Узнайте в предлагаемом фильме больше об этой картине и выдающемся художнике, создавшем её.
В новом цикле фильмов, посвящённых шотландскому искусству, мы рассматриваем картины лучших художников страны. Мы изучаем их, чтобы понять, что делает каждую работу особенной и неповторимой, и раскрываем истории, стоящие за их созданием.
Этот цикл является частью проекта Шотландской национальной галереи, который полностью изменит способ представления шотландского искусства. Будут созданы новые выставочные пространства, попасть куда можно непосредственно из прилегающих садов на Принсес-стрит. Обновлённые помещения наполнятся светом и станут новым домом для нашей непревзойдённой коллекции шотландского искусства, что непременно повысит её привлекательность для посетителей со всего мира".
Фильм о картине. ...
Allegra:
Цитата:Эдинбургский замок сегодня выглядит в основном так же, как и в прошлом, только у подножия замковой скалы больше нет гнилого озера. Печально известное как место для свалки отходов и трупов и как место для утопления ведьм, озеро Нор-Лох теперь является домом для общественных садов на Принсес-стрит.
Жуть какая!
И на картине такой контраст - замок, который аж в небеса упирается, а у подножия копошатся подозрительные людишки. Тот, что с тачкой, что-то скидывает в озеро. В лучшем случае - мусор, а в худшем...
А гуляющие по Принсес-Стрит, значит, прохаживаются по такому ужасному месту.
...
Masjanja:
Allegra писал(а):Жуть какая!
Allegra писал(а):И на картине такой контраст - замок, который аж в небеса упирается, а у подножия копошатся подозрительные людишки. Тот, что с тачкой, что-то скидывает в озеро. В лучшем случае - мусор, а в худшем...
Вот если не знать историю, то картина кажется вполне безобидной, а тут, оказывается, такое...
Allegra писал(а):А гуляющие по Принсес-Стрит, значит, прохаживаются по такому ужасному месту.
Да уж...
...
Masjanja:
» Фильмы о шотландском искусстве. Кельтское возрождение
"КОЛЛЕКЦИЯ ШОТЛАНДСКОГО ИСКУССТВА" ЦИКЛ ФИЛЬМОВ ШОТЛАНДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ
КЕЛЬТСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Кельтское возрождение - это охватившее различные сферы искусства движение, которое зародилось в Ирландии и быстро завоевало популярность в Великобритании и Европе в конце XIX и начале XX веков. Приверженцы Кельтского возрождения стремились выявить и исследовать проявления кельтской культуры раннего средневековья в искусстве и затем отразить их в собственных музыке, поэзии и литературе.
Одним из художников, сыгравших ведущую роль в Кельтском возрождении Шотландии, была Фиби Анна Трэкуэр. Она создала огромное количество произведений искусства, включая вышивки, иллюстрированные рукописи и фрески с отсылками к кельтской мифологии и визуальному своеобразию. Шотландский художник
Джон Дункан также оказал значительное влияние на развитие этого направления, воскрешая сюжеты из шотландского фольклора и используя их в качестве основы для своих самых известных картин.
Фильм о картине. ...