Настёна СПб:
03.02.23 15:57
ЛЮДМИЛА МОРОЗОВА, БОРИС МОРОЗОВ «ИВАН ГРОЗНЫЙ И ЕГО ЖЁНЫ»
Не знаю, почему взгляды одного из авторов этой книги кардинально поменялись за 17 лет, но «Жёны» намного адекватнее «Ивана Грозного», хотя написаны чересчур популярным языком. Например, ничего не известно о внешности и привычках большинства царских жён, но авторы рассказывают, что Анна Колтовская любила покушать, у Анны Васильчиковой голубые глаза, а у Марии Нагой противный характер. Т.е. это больше беллетристика, но авторы не скатились в пересказ пошлых анекдотов. И хорошо, что сразу отметили «Хронограф о браках царя Ивана Васильевича» как документ сомнительный.
Нельзя сказать, что женщины имели какое-то влияние на Иоанна. Анастасия тоже, но, вероятно, она была единственной, чьё мнение хоть как-то его интересовало; с Марией Темрюковной, в браке с которой царь очень быстро разочаровался, был династический союз. Другие прошли тенью. Традиционно новые царские родственники становились близки к трону, но удержались только родовитые бояре и знатные князья, остальных сдуло ветром перемен.
Не обошлось без чудовищных ляпов. В кон.1564 г. царь уехал в Александрову слободу потому, что умерли брат (Юрий скончался ещё в 1563) и шурин
« – постоянно находиться рядом с могилами дорогих ему людей было невыносимо.» А Владимир Старицкий повторно женился после смерти супруги – на самом же деле Евдокия Нагая ушла в монастырь и пережила очень многих. И прекрасное – А.Д. Басманов и А.И. Вяземский были царскими интимными фаворитами (и три человека перевернулись в гробу).
Оценка – 4 –.
...
Настёна СПб:
09.02.23 19:55
МАРК КУШНИРОВ «ЭЙЗЕНШТЕЙН»
22 (10) января 1898 г., 125 лет назад, родился «странный гений» – Сергей Михайлович Эйзенштейн.
Автор книги разделил жизнь Сергея Михайловича на 2 части – до загранкомандировки, когда его носили на руках, и после, когда было много трудностей. Да, наверное, лучше всего режиссёр чувствовал себя в 20-е – романтика революции, когда можно было самозабвенно экспериментировать, эпоха авангарда и экспрессионизма.
Ещё Кушниров выделил основные «ипостаси» Эйзенштейна.
Кинорежиссёр. Эйзенштейн технарь до мозга костей, инженер. Монтаж – кадр – типаж – крупный план. Он и в театре так работал. Думаю, именно это мешает мне принять его до конца. Я могу бесконечно смотреть на то, как снято, но мне кажется, что Сергей Михайлович чересчур увлекался этим самым «как».
Теоретик. Я боялась, что одна не понимаю некоторых писательских трудов Эйзенштейна
, если и продираюсь через предложения, то смысл улавливаю с трудом. Но Кушниров меня успокоил, отметив, что режиссёр нередко сбивается в косноязычие и бессвязность. При этом у него есть изумительно лёгкие, едва не поэтические (при всём равнодушии к поэзии) страницы.
График. В рисунках Эйзенштейн мог почувствовать себя абсолютно свободным, его не стесняли никакие рамки. Проблемы, комплексы, метания отражались в фильмах, но и бумага хорошо передаёт внутренний мир Сергея Михайловича.
Кушниров не ставил задачу объять в книге необъятное, остановившись на ключевых моментах жизни Эйзенштейна. Но именно каких-то подробностей мне и не хватило для большего интереса.
«Раскалённым метеором ворвался Эйзенштейн в мировое кинопространство и, сгорев, окончив свой уникальный полёт, продолжает не исчезать…»
Оценка – 4.
...
Klementinka:
20.02.23 20:12
"Царь Пётр I "Западный либерал". Иностранцы о царе-реформаторе" (библиотека Владимира Мединского)
Всем привет!
Делюсь впечатлениями по книге
"Царь Пётр I "Западный либерал". Иностранцы о царе-реформаторе".
Пётр Алексеевич - моя самая большая любовь
Первый император всероссийский, создатель русского флота, победитель в Северной войне, великий реформатор, преобразователь, основатель Санкт-Петербурга; человек, который буквально изменил ход времени, заставив свою страну пойти абсолютно новым для неё путём...
Итак, книга
"Царь Пётр I "Западный либерал". Иностранцы о царе-реформаторе" разбита на три части – «Путешествия по России», «Заграничные поездки», «Не встречались, но осуждаем» – и включает в себе рассказы иностранцев, которые или лично знали предводителя «московитов», или много слышали о нём. Со смеху покатывалась, читая об "неумении" Петра управлять царством, о его чересчур неукротимом сексуальном характере, делавшем своего хозяина самым настоящим «маньячным монстром». Узнала и о «новом» - к примеру, оказывается, у Петра имелась «самая любимая» сестрёнка по имени Марта; его вторая жена, Екатерина I, отлично умела править государством, она так ловко делала это, что даже всесильный Меншиков никак не мог выбраться из-под её тени. Позабавили опусы авторов, самолично державших свечку, стоя у постели Петра: «и... сказал тут царь, находясь наедине с Екатериной…» Ага, царь, значит, наедине находится, но всё равно слушателями его речей в прямом эфире является огромное количество человек
. Одновременно понравился и растрогал дневник камер-юнкер Фридриха Вильгельма Берхгольца - он вёл его на протяжении своего пребывания в России. Подмечая малейшую мелочь, парень смог описать быт Петровской России, поведать о его любимом «граде», показать отношения царя к подчинённым, к родственникам, к солдатам. Особенно умиляли рассказы Берхгольца о водке, которую предлагали и подносили всем подряд. Создалось впечатление, что Фридрих постоянно пребывал в страхе, как бы его не заловили и не налили сверх той меры, что он способен принять. Не отстают от него и Юль Юст с Эребо Расмусом, испытавшие на себе и все тяготы холодного Петербурга, и негостеприимной страны, и чрезвычайной выпивки, от которой они потом отходили по 8 дней кряду… Рассмешили воспоминания Вильгельмины Байретской, назвавшей Екатерину «наряженным мулом», а самого Петра – припадочным. Очень интересно описана сцена за столом, когда Пётр стал размахивать ножом, чем всех привёл в ужасный трепет
. Любопытны взгляды Вольтера, который лично не встречался с Петром, но написал о нём книгу. Делаются интересные выводы, правильно оцениваются деяния императора. Концовка вообще заставила чуть ли не слезинку пустить… «… что же меня поражает больше всего, так это то, что на московской земле мог родиться человек, подобный царю Петру…»
Сейчас можно только догадываться, каким путём развивалась бы Россия, не появись в 1672 году Пётр Алексеевич на свет. Скорее всего, она всё равно рано или поздно встала бы на рельсы перемен, но случилось бы всё постепенно, поэтапно, черепашьим шагом. Возможно, никаких сверхмасштабных изменений и не произошло бы, и страна плотно «засела в болотах». Но Пётр был! И построил флот. И создал регулярную армию. И заложил Санкт-Петербург. И сделал свою страну великой державой. Пётр был. Он есть. И он будет всегда. Ведь такие люди как Пётр Великий появляются раз в тысячу лет, приходят на землю с определённой миссией и навсегда входят в историю не только своего родного отечества, но и всего огромного мира…
...
Consuelo:
23.02.23 16:59
Гертруда Кирхейзен «Женщины вокруг Наполеона»
«Воспоминания, написанные женщинами, имеют иногда то преимущество перед мужскими, что женщины высказывают более определенные суждения о личностях и более вникают в сущность вещей, в то время как мужчина больше заняты делами современности и сменой событий…»
Труд немецкого историка Гертруды Кирхейзен, посвящённый исследованию женщин и их влиянию в судьбе Наполеона Бонапарта, впервые был опубликован в 1912 г. Кстати сказать, фамилия автора для интересующихся эпохой Наполеона, конечно знакома, ибо первым супругом Гертруды был другой известный историк, специализировавший на времени Бонапарта, Фридрих Кирхейзен. Поэтому любопытно знакомиться с работами обоих историков, ибо они рассматривали один и тот же предмет, но с разных углов.
Возвращаясь к «Женщинам вокруг Наполеона», отмечу, что исследование написано живым языком, и поэтому его приятно читать (хотя у меня экземпляр перевода с немецкого 1912 г., т.е. в дореволюционном написании, но это чтению не особо мешало). Книга разбита на главы, в первой из которых даётся представление Наполеона о любви и женщинах в разном возрасте: от юношеской робости и восторженности при мысли о романтических отношениях, до уже укоренившегося представления об этой стороне личной жизни как простой необходимости в быту всякого мужчины, без особого трепета (правда и здесь исключения находились).
Среди всех симпатий, от платонических до глубоких и страстных, автор особо выделяет четырёх женщин в судьбе императора французов: его первую настоящую любовь и невесту – Дезире Клари, самую главную женщину и самую большую любовь – Жозефину де Богарне, едва ли не самую нежную привязанность – польскую красавицу Марию Валевскую, и вторую супругу, слабую и ведомую Марию-Луизу, в коротком браке с которой Наполеон, однако, обрёл спокойную и вполне счастливую семейную жизнь. Неизменное сочувствие вызывает брошенная Дезире, которую Наполеон позабыл, встретив роковую для себя Жозефину. Сама Жозефина, несмотря на все слабости, вызывает симпатию добротой своего сердца и вообще предстаёт приятной женщиной. Однако именно отношения с Жозефиной, судя по всему, повлияли на изменения во взгляде Наполеона на чувственную сторону жизни. Ведь он был безумно в неё влюблён, до неё не имел большого опыта общения с женщинами, и её измена, причём настолько публичная, очевидно что-то в нём сломала. И всё его отношение с женщинами впоследствии окрашено разбитым Жозефиной сердцем. Даже то, что он изменял Жозефине и скрывал этого, буквально в лицо швырял ей свои измены, говорит о том, что он хотел сделать ей намеренно больно, мстил и не мог никогда пережить её первой измены. Но, тем не менее, хотя между ними сложились сложные отношения, они оставались близкими людьми, и никакая другая женщина не смогла занять место «несравненной Жозефины».
Рисуя портреты дам, в разное время оказывавшихся подле Наполеона, автор раскрывает и эпоху, в которой они жили, сложную, кровавую, но наполненную последним пиком почти античной возвышенности нравов вперемешку с вполне человеческими страстями. Книга не наполнена только возлюбленными императора, автор обращается к образам женщин, которые составляли цвет императорского двора, были супругами соратников Наполеона или становились его злейшими врагами (как умная мадам де Сталь, например, или прекрасная королева Луиза Прусская).
Оценка –
5.
...
Klementinka:
26.02.23 22:28
"2012 предсказания Майя: будет ли конец света? Самая большая загадка нашей цивилизации: факты и вымысел"(Бернд Ингмар Гутберлет)
Всем привет!
Делюсь впечатлениями по книге Бернд Ингмар Гутберлет
"2012 предсказания Майя: будет ли конец света? Самая большая загадка нашей цивилизации: факты и вымысел". Ага, прекрасно понимаю, насколько только "актуален" мой отзыв в наши дни
, но... книга была куплена давным-давно, пылилась на полке, а тут вдруг взяла - да и прочиталась
И очень понравилась! Несмотря на громкоговорящее название «Конец Света», последнему уделяется лишь несколько глав, да и то – поверхностно. Зато крайне интересно рассказывается об ускорившемся беге времени, о запутанном летоисчислении и, конечно же, о таинственной и загадочной цивилизации Майя, оставившей после себя на Земле глубокий след. Упоминается множество городов в Центральной Америке, где они обитали; говорится о Богах, в частности, о Кетцалькоатле – Пернатом Змее, описываются ритуалы, жертвоприношения...
На примере вымышленного представителя Майя – Бена – ярко показан нехитрый быт небогатого крестьянина, находится приблизительная дата его рождения, возможные привычки, хобби и развлечения в минуты отдыха. Отдельного внимания, однозначно, заслуживает подробнейший разбор сразу двух календарей – Хааба и Цолькина. Неоднократно о них читала в других книгах, поэтому в голове потихоньку наступает просветление ("зажёгся свет в конце туннеля
). Порадовала и очередная встреча с громоздкими вычислениями Майя; написанием цифр. Ранее, благодаря трудам Эрих фон Дэникена, уже предпринимала попытку "прочитать" несколько чисел так же, как это делали древние Майя, теперь вот представилась возможность закрепить полученные знания. Как по мне, вышло весьма неплохо
Кстати, о Дэникене. На протяжении всего чтения мысленно нахваливала создателя
"2012 предсказания Майя..." - настолько всё интересно, красочно и, главное, понятно изложено. К тому же, крайне импонировала выбранная автором линия поведения - нигде ничего не приукрашено и не навязано; никто с пеной у рта не доказывает, что только его версия является "единственно правильной и верной". Наоборот, высказывались различные предположения, догадки, мысли. И лишь в самом конце всё покатилось по наклонной: нарисовалось заявление, в котором Эрих фон Дэникена и его книгу "Воспоминания о будущем" чуть ли не обвинили в "неправильной" (а что, существует уже научно доказанная и 100% подтверждённая Правильная?) интерпретации календаря Майя. Просто "гениально", чего уж тут. Так же проскальзывают недовольные нотки из-за увлечения Дэникена теорией палеоконтакта и верой в то, что жизнь на Землю пришла из Космоса, возникла с помощью вмешательства внеземного разума. А почему бы и нет?.. Вполне себе неплохая версия (по крайней мере, не хуже других), имеющая полное право на существование. По правде говоря, досталось не только Дэникену, под раздачу попали и другие писатели, но поскольку я не читала ни одного из приведённых произведений, участвовать в дальнейшей дискуссии не имею возможности.
Хотела влепить книге 5 + (вот так по душе пришлась), но из-за концовки поставлю просто
5. Что тоже очень и очень неплохо
...
geyspoly:
27.02.23 19:57
Дубль
Светские манеры (Розен Рене)
Никогда бы не подумала что меня может заинтересовать подобного рода книга. Сюжет основан на реальных событиях - соперничестве Каролины Астор и Альвы Вандербильт, представительниц двух богатейших семейств Америки, за то чтоб стать во главе нью-йоркского высшего света. Каролина олицетворяла старую аристократию, никербокеров, а Альва, новые деньги, нуворишей. Я не большой знаток, но мне кажется, что автор довольно точно передала атмосферу светских гостиных Америки конца 19 века. Захватывающее противостояние! Особенно потому что обе дамы обладали неограниченными средствами и богатым воображением. Одна затея Альвы с оперным театром чего стоит. Ну не позволили ей арендовать ложу в Музыкальной академии, так она построила более роскошный театр, который теперь известен как Метрополитен опера. Каролина же, чтоб досадить обнаглевшему племяннику снесла собственный дом, а на его месте построила величественную гостиницу, получившую название Астория. Но все же деньги и влияние не избавили их от реальных проблем: измены мужей, дети, не всегда оправдывающие надежды родителей, предательство друзей, болезни и многое другое. И только ближе к финалу пришло осознание, что часть жизни была прожита впустую. Любителям истории должно понравиться.
Оценка: 5 ...
Настёна СПб:
01.03.23 19:07
КОНСТАНТИН СОМОВ «ПИСЬМА. ДНЕВНИКИ»
Я не ожидала, что Константин Андреевич окажется таким сварливым брюзгой и законченным пессимистом. В его характере отмечали сложные черты: постоянное недовольство собой, своей работой, своей жизнью и людьми.
«Шухаев – бледный тип Яковлева… Григорьев… сволочной, глупый, дешёвый порнограф… Петров-Водкин всё тот же скучный, тупой, претенциозный дурак.» Молодец, для каждого нашёл доброе слово!
Потому меня удивил поворот в настроении Сомова где-то в 55 лет. Как будто он понял, что жизнь не так плоха, как он считал. Он продолжает ворчать, но уже беззлобно, и видит вокруг больше радости. Иногда Сомов очень трогателен. Он пишет сестре из Парижа:
«Все дорожки в упавших листьях, пахнет восхитительно и бодряще. Но мне было грустно. Идёт (это я) старичок с палочкой и садится всё на скамейки, одетый в тёплое осеннее пальто…»
С сестрой Анной у художника были близкие, доверительные отношения, он переживал, что они в разлуке. Кто у него был? Сестра – в России, Мефодий умрёт в 1932 г., у Бенуа и Нувеля своя жизнь и заботы. Несмотря на неравнодушных окружающих, Сомов чувствовал себя одиноким:
«Скучаю, что у меня нет дома, семьи или друга, к кому я мог бы во всякое время и невзначай прийти и хотя бы молчать и просто сидеть не один…» Что, конечно, печально…
Оценка – 5 –.
...
Consuelo:
11.03.23 19:59
Зофья Коссак «Король-крестоносец»
Сюжет романа Зофьи Коссак «Король-крестоносец» строится вокруг личности Балдуина IV, легендарного франкского короля Иерусалимского королевства, умершего молодым и страдавшего проказой. На самом деле личность этого человека поражает, ведь при такой страшной болезни, перенося невероятную боль, по сути разлагаясь ещё живым, он всё-таки сохранял удивительную силу духа и поистине королевское величие. И это при том, что условия, в которых он жил, никак не способствовали хотя бы какому-то душевному покою. Двор короля состоял из разнородных рыцарей, потомков крестоносцев, духовников, которые не могли найти общего языка между собой, баронов, которые тоже постоянно выясняли отношения. Алчность, непомерное самомнение и прочие пороки захватили европейскую знать Иерусалима. Прямых наследников у Балдуина, понятное дело, нет. Поэтому корона перейдёт по линии сестёр несчастного монарха. Младшая, Изабелла, пока совсем ребёнок. Старшая, Сибилла, вздорная, своенравная эгоистка, ценящие только свои желания и на дело жизни отца и брата – сохранить королевство, ей, в общем-то, всё равно, только бы её интересы не нарушались. Сибиллу выдают замуж за рыцаря Гийома де Монферетта, с очень хорошей родословной, но он внезапно погибает, оставляя юную жену во вдовстве и ожидании ребёнка. Сибилла горевала, но недолго, кипучая молодая энергия берёт своё, и принцессе хочется жить и любить того, кого она сама выберет. И выбор её пал на только что прибывшего в Иерусалим юношу, Вита де Лузиньяна, красивого и безвольного, совершенно непригодного к королевской доле. И сам он, кстати сказать, это прекрасно понимает, но слабость характера не позволяет отказать Сибилле, вцепившейся в него мёртвой хваткой змеи (и образ змеи, женщины-змеи, колдуньи Мелюзины, мифической родоначальницы дома Лузиньян, здесь сыграл с простоватым юношей злую шутку). Это, вкупе со всеми прочими внутренними распрями, и становится началом падения королевства. Эгоизм, помноженный на глупость и непомерное самомнение.
Но, разумеется, не только внутренние противоречия съедали Иерусалимское королевство, но и постоянная угроза со стороны грозного противника, египетского султана Саладина, опасность со стороны которого в какой-то момент некоторая часть рыцарей перестала должным образом оценивать.
Иными словами, место и исторический период, взятые автором, очень яркие и действительно богаты на драматические события и образы личностей. Однако, к моему большому удивлению, автор почему-то решила удариться в какую-то вымышленную реальность и не только изменила ход исторических событий, но и добавила эпизод с языческими оргиями тамплиеров и полностью изменила линию Лузиньянов, а именно братьев Ги и Амори (в романе – Вит и Амальрик). Ги, который в романе почему-то Вит, представлен слабым волей юношей, попавшимся в западню обстоятельств, которым он не в силах противостоять. В действительности же Ги де Лузиньян был совершенно другим человеком. И обстоятельства его женитьбы на Сибилле, были несколько иными, хотя, справедливости ради, автор взяла за основу одну из версий и щедро разбавила её художественным вымыслом.
Самая лучшая часть романа – это образ Балдуина IV, который вызывает как сочувствие, так и восхищение. А в остальном хотелось бы большей исторической достоверности, потому что в этом случае реальность была поистине яркой. Оценю роман на «
4-».
...
Настёна СПб:
12.03.23 15:00
СЬЮЗАН ВРИЛАНД «КЛАРА И МИСТЕР ТИФФАНИ»
Потрясающе нудная книга! Надо очень постараться, чтобы о искусстве и людях искусства столь скучно написать.
Главная героиня – Клара Дрисколл – руководитель женского отдела фирмы «Тиффани», дизайнер знаменитых ламп. Эта безусловно талантливая женщина подаётся как самостоятельная, эмансипированная героиня, умная, страстная, с чувством юмора. Я же увидела занудную тётеньку, которая всегда права. Смешно, что я с Кларой во многом согласна, но она выражается таким пафосным, безапелляционным, менторским тоном, от которого сводит зубы.
Персонажей много до одурения, но характеры прописаны очень плохо. Джордж, Дадли и кто-то ещё – богемная тусовка пансиона, в котором живёт Клара, должна быть яркой, но все они для меня на одно лицо. Автор постаралась рассказать о судьбах некоторых «девушек Тиффани», но они всё равно сливаются в общую массу.
При этом в романе поднимаются серьёзные вопросы. Право женщин на труд и образование, жизнь эмигрантов, свобода выбора. Но подано топорно, поэтому проникнуться проблемами я не смогла.
Оценка – 4 –. Исключительно за тему ар-нуво, а так бы «3».
...
Настёна СПб:
01.04.23 18:33
Немного о русских именах и прозвищах
ИЗ «ОНОМАСТИКОНА» СТЕПАНА ВЕСЕЛОВСКОГО (подборка Никиты Белова)
Князья бывают разные
Иван Юрьевич Баранья Голова Пронский
Иван Иванович Бараш Звенигородский
Бархат Иванович Мещерский
Семен Федорович Белая Гузица Стародубский
Дмитрий Иванович Бритый Бычков Ростовский
Иван Иванович Гнус Долгорукий
Михаил Иванович Грешник Вадбальский
Иван Иванович Жировой Засекин
Семен Иванович Шаховской Угреватая Харя
А кто сказал, что служивым – легко?!
Матвей Евсеев сын Бобоедов
Иван Никитин сын Всячина Бутурлин
Андрей Исаев сын Виселица
Износок Губастого
Незнайко Клементьев сын Ершовский
Ягныш Баранов сын Овцын
Болван Михайлов сын Скрипицын
Ветка Иванов сын Отраслев
Домашний Васильев сын
Исаак Окулов сын Обещало
Совет Башковский
Давид Григорьев сын Проесть
Зиновий Шевелев сын Спасибогов
Андрей Иванов сын Сырогуз
Тряпка Яковлев сын Посохов
Протасий Мартинов сын Чернобесов
И этим тоже непросто
Иван Васильев сын Возгривая [т.е. Сопливая] Рожа
Федор Андреев сын Волкохищная Собака Нащокин
Немного magic
Всполох Матвеев сын Мерлин
Крестьянско-посадскую ономастику подвезли
Кондрат Балда
Семен Бездушный
Блуд Иванович Благово
Федор Бухалов
Гридя Гиблый
Иван Гнида
Федор Голая Шуба
Грибака Жуков
Дорогие Щи
Семен Затопляй
Олиска Звездочет
Петр Пошляк
Савва Лысая Свинья
Нестор Мямля
Мясная Голова
Василий Попытка
Василий Прожгибок
Иван Худопер
Вот и живи с такими
Крестьяне Зажигало, Убожье, Улыба и Дурново Сорвиголова
Поэтика народной ономастики
Пятой Битых Щей
Григорий Костяные Уши
Константин Кот-Мышелов
Кривая Шапка и Кривая Щека
Федор Вязовый Лоб
Карпик Песья Старость
Тарас Сельдевнос
Клим Лихое Лето
Артемий Турьих Глаз
Федор Умойся Грязью
Петр Шитая Рыба
Имя как руководство к (без)действию
Некормигость Селянинов
Неспрашивай Алексеев сын Измайлов
Положисоха
Так выглядит очевидность
Недьяк Андреев, подьячий из 1567-го
…А так – небогатая фантазия
Редька, Капуста и Горох Андреевы дети Семичевы
Окунь Иванов сын Линев
Духовные лица – такие духовные
Герасим Греховод (духовник кн. Евфросинии Дмитровской)
Вассиан Дракула (инок Иосифова Волоцкого монастыря)
Классовая борьба вошла в чат
Крестьяне Антип Король и Емельян Царь передают привет из 1495-го
Немного древнерусского коммунизма
Кузьма Бебель, Дмитрий Ленин и Товарищ Есипов
Извините, не удержался
Крестьяне Дешовка, Дмитрий Шавка и Иван Шваль
Да как так-то?..
Тимофей Александров сын Митрополит Колычев (2-я пол. XV-го)
...
Леди Липтон:
15.04.23 15:42
Стивен Кинг. 11/22/63
В книге Стивена Кинга рассказывается о путешественнике во времени Джейке, который через некую дыру во времени попал в 1958 год. Его цель дождаться возвращения Ли Харви Освальда в США из СССР, проследить за ним и выяснить может ли он быть тем человеком, который убил президента Кеннеди. Если Джейк найдет доказательства, то он убьет Освальда и изменит историю.
В одном из комментариев под документальной передачей про убийство Кеннеди англоязычный пользователь отметил:
"На Дили-Плаза всегда 22 ноября 1963 года".
Убийство Джона Кеннеди действительно незаживающая рана во времени и поворотная точка не только в американской истории, но и в мировой. Уже 60 лет не прекращаются споры, кто убил Кеннеди и что было бы, если он остался жив.
В книге Стивен Кинг представляет читателям свою версию событий, но между тем удаляется в ностальгию по 1960-м годам. Его герой Джейк живет в том времени, находит работу, друзей, любовь. И в целом именно этому посвящено огромное количество страниц.
С версией Стивена Кинга можно и нужно поспорить, но это не историческая книга, а художественная, поэтому, наверное, критиковать его несостоятельно... В целом все исторические события книги можно воспринимать как очередную побочную линию во времени - это могло быть, а могло и не быть.
Также порой появляются вопросы к логике действий Джейка в отношении Освальда и в целом своей миссии.
Но книга интересная и может увлечь, особенно если нет никакого личного мнения по поводу убийства президента Кеннеди. Помимо этого, книга про путешествие во времени оборачивается историей про любовь. Такое впечатление, что автору эта сюжетная линия была гораздо важнее, чем заглавная идея.
Особо стоит отметить, что главный герой постоянно помнит о том, что прошлое будет сопротивляться любым изменениям. Оно здесь не злодей, но оно выступает как нечто живое и противостоящее планам Джейка на изменение истории.
Книга очень хорошо переведена на русский язык.
- 3 -
...
Настёна СПб:
16.04.23 19:53
РУСЛАН СКРЫННИКОВ «НАЧАЛО ОПРИЧНИНЫ»
Цитата:«Опричнина была вызвана к жизни столкновением между могущественной феодальной аристократией и поднимающейся самодержавной монархией. Опричнина стала своеобразным государством над государством… Царь освободился, наконец, от традиционной опеки со стороны Боярской думы и князей церкви.»
Книги Руслана Григорьевича это всегда знак качества, из всех «столпов»-специалистов по эпохе Ивана Грозного Скрынников, по моему мнению, наиболее объективен. Историк хорошо раскрывает земельную политику опричнины, приведшей к краху княжеско-вотчинного землевладения (у меня в глазах рябило от обилия имён сосланных и переселённых княжат). Он подробно раскрывает выступление дворянства против опричнины на фоне Земского собора 1566 г., заговор Фёдорова-Челяднина, низложение митрополита Филиппа. Именно события лета 1566 г. подорвали царское доверие к старомосковской земской знати, и опричнина начала «бить» не только по высшей аристократии. И именно с «дела» конюшего опричнина встала на путь террора, по итогу поглотившему её создателей.
Оценка – 5 –.
...
Настёна СПб:
27.04.23 00:45
ЧИНЦИЯ ДЖОРДЖО «ПЯТЬ СЕСТЁР»
Автор в малый объём книги (что помешало написать больше?) впихнула историю нескольких поколений двух семей, а сёстрам из заголовка посвящено аж 28 страниц. Вся история собрана из отрывков биографий супруги политика, а в прошлом натурщицы Маддалены Сплендори и родоначальницы модного дома Fendi Адели Казагранде-Фенди.
Не знаю, насколько реальна история Маддалены. Я нашла только то, что у английского художника Джона Уильяма Говарда действительно был роман с итальянской натурщицей. Вот о Говарде, наверное, последнем неоклассицисте, пишущем красавиц в античном антураже, я бы почитала. Но только без предсмертного письма, из-за которого у Маддалены через 20 лет случился сердечный приступ. Я бы почитала, как семья Фенди сотрудничала с Висконти и Феллини, мода сама по себе мне не интересна, но я люблю творчество. Но творчества в книге, где одна героиня муза художника, а другая модельер, нет. Нет даже того, как Фенди добились успеха. Это довольно схематичный, но читаемый роман о двух дамах, где фоном идут дуче, феминизм и модные шмотки.
Оценка – 4 –.
...
Consuelo:
01.05.23 16:17
Теодор Парницкий «Аэций — последний римлянин»
На излёте былого величия Римскую империю штормило с роковой силой: внутренние распри, череда слабых правителей, волнами набегающие полчища варваров, — всё это привело к падению Рима в 476 г. Но до этого вспыхивали судьбы отдельных, последних героев, боровшихся за призрачное будущее отечества. Многозначительного прозвища «последний римлян» от византийского историка Прокопия Кесарийского удостоились двое – Аэций и Бонифаций, воины, лидеры и соперники. На страницах романа польского историка первой половины XX века, Теодора Парницкого, Аэцию и Бонифацию предстоит вновь встретиться на поле брани, представлять два разных характера и двух супругов одной женщины знатного происхождения. И если Бонифаций выведен классическим римлянином и христианином, со своими принципами и понятиями чести, слабостью перед любимой женщиной, то Аэций вовсе не герой. Долгие годы, проведённые в стане варваров, сближение с ними и через первую жену, достаточно повлияло на существо личности Аэция. Да, он всё также не помышляет себя вне славы Рима, но в нём проскальзывают чужеродные черты разнородных варваров. Аэций предстаёт личностью сильной, волевой, но совершенно не святой. Так, Аэций участвует в насилии над женщинами побеждённых народов, не проявляет супружеской верности, выказывает свирепость на поле брани и плетёт интриги против потенциальных и вполне реальных соперников.
Третьей силой в этом сложном клубке стала Галла Плацидия, дочь императора Феодосия Великого, сестра Гонория, императора Западной Римской империи, и Аркадия, императора Восточной Римской империи, женщина сложной судьбы и сильного характера, которая действительно заслуживает внимания не только историков, но и романистов. В начале V века она оказалась в почётном плену у Алариха, короля вестготов, была выдана за следующего короля Атаульфа. В романе Парницкого дочь римского императора искренне полюбила вождя варваров, но брак их оказался недолгим, ибо Атаульф был убит, а его вдова сначала подверглась унижению, а после была возвращена на родину. В следующем браке Галла Плацидия любви не нашла, но зато получила стабильность и уважение. Вторым мужем её стал Констанций, человек более низкого происхождения, но любящий и сильный. Их общий сын, Валентиниан, станет будущим императором. Но до этого, его матери, вновь ставшей вдовой, придётся повоевать за наследство сына. Галла Плацидия тоже совсем не святая, и набожность её вполне соседствует с кровожадностью.
Отдельной строкой идут отношения Пелагии, в первом браке супруги Бонифация, во втором – Аэция. В романе она получила нумидийское и римское происхождение, но вообще-то была вестготской принцессой. Пелагия истовая арианка, т.е. еретичка, и если любящий Бонифаций прощал ей упрямство и тяжёлый характер, то Аэций такое поведение не стерпел. Отношения между Аэцием и Пелагией – это страсть вперемешку с абьюзом.
В основе романа не битвы, а политико-моральный разлом эпохи. Аэций, безусловно, выдающийся полководец, но в романе это сторона его личности идёт как бы фоном, а на переднем плане честолюбивые устремления к вершинам власти, желание сохранить Рим и вернуть его величие. При этом римское нутро Аэция уже основательно смешано с варварским, в противовес Бонифацию, выведенного классическим римлянином, а, значит, обречённого погибнуть вместе с уходящим старым миром.
Роман в целом мне понравился, но не могу сказать, что в нём нет огрехов, поэтому «
4».
...
geyspoly:
08.05.23 18:26
Дубль.
Млечин Леонид- Самые большие неудачники в истории.
Историки не любят сослагательного наклонения. А почему, собственно? Разве все в мире предопределено? Если вглядываться в прошлое, то очевидны исторические развилки, когда открывались разные пути. Отказываясь представить себе, как могли бы развернуться события при иных условиях, мы отказываемся от самой мысли о том, что жизнь могла бы быть лучше. Необходимо мыслить в сослагательном наклонении, изучать альтернативы, чтобы, учитывая уроки прошлого, избегать ошибок в будущем.
Я не слишком люблю публицистику, сухое изложение исторических фактов, но данная книга несомненно вызывает интерес. Автор пытается ответить на вопрос: «Что было бы если...» Как повлияли бы на российскую историю генерал Корнилов, Керенский если бы не Октябрьская революция. Что произошло бы в Чили если бы не диктатура Пиночета? Как бы могла сложиться жизнь Мэрилин Монро если бы не братья Кеннеди? Мог ли Дональд Трамп выиграть выборы в 2020 году? Любопытно, но к сожалению данный труд всего лишь домыслы. На самом деле возможны тысячи случайностей, способных изменить ход истории.
Оценка 4. ...