Настёна СПб:
21.05.23 16:09
ЕЛИЗАВЕТА ДВОРЕЦКАЯ «Свенельд. ЗОВ ВАЛЬКИРИЙ»
Роман посвящён молодости «великого и ужасного» Свенельда. Да-да, «злодей всея Руси» когда-то тоже был молодым, у которого все подвиги, победы и хитрости ещё впереди. Будучи вторым сыном не последнего человека при конунге Олаве из Хольмгарда, Свенельда в любом случае не ждала судьба сгинуть в безвестности, но без своей удачи, отваги, веры он бы не вошёл в легенды и летописи.
Меня тронуло, как уважительно Свен обращался со своей женой Витиславой, высокородной, но очень молоденькой. С одной стороны, страшно в детском возрасте оказаться в дали от дома в чужой семье в непонятном качестве, но с другой – для девушки это неизбежно, так не лучше ли, в каком-то смысле, расти возле мужа?
Моим любимым героем стал юный Велерад, младший брат Свенельда. То понимание, с каким он состязался за лучшую девушку Мерямаа Илетай с её братом, меня покорило. Что не только за невесту он борется, а за будущее многих людей и земель. Илетай же сама выбрала свою судьбу – не чахнуть в мерянском углу, а не испугаться выйти навстречу новому, неизведанному.
Хельги Хитрый, он же Олег Вещий, появляется в конце книги, и от него веет силой и умом, что сразу понимаешь: не зря именно он занимает киевский стол.
Оценка – 5.
...
Тина Вален:
27.05.23 08:54
"Волшебник" Колм Тойбин дубль
Данный роман посвящен биографии Томаса Манна, немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. К своему стыду должна признаться, что, пыталась познакомиться с творчество автора несколько лет назад, я читала его самый известный роман - "Будденброки". Я не отрицаю наличия таланта у автора, но я его оценить не смогла. Даже несмотря на мою любовь к семейный сагам, мне было слишком скучно.
Поэтому объяснить, чем же меня заинтересовала биография автора, чье творчество мне "не зашло", я не могу. Но мне роман понравился. Да, написан он суховато, но это же больше биография, чем художественное произведение.
Роман состоит из глав, каждая из которых описывает определенный период и место жительства Томаса. Начиная с самого детства в Любеке и заканчивая последними годами жизни. Автор показывает, как Манн стал писателем, на что опирался в своем творчестве, как развивался. Его гомосексуальные наклонности, его женитьба, отношения с детьми и родными - всему этому уделено внимание. А еще войне и фашистской идеологии. Томас ее не поддерживал, но и в открытую не порицал. Хотя мог и его не раз об этом просили. Мне кажется, что если человек имеет определенное влияние на людей (а Томас его явно имел), то он не должен молчать. Оправдывать страхом за себя и свою семью, можно многое, но если другие пытаются бороться, почему ты этого не делаешь? Томас уехал из Германии. Сначала его домом стала Швейцария, потом Америка. Но он все время стремился вернуться. А вернувшись, понял, что его страны уже нет. И только под конец жизни, во время визита в разделенную Германию, Манн наконец-то перестал молчать. Хотя, должна сказать, было уже поздновато.
Данный роман заслуживает внимания. Он будет интересен даже тем, кто не знает или не любит творчество Томаса Манна. Он сам определенно интересная и неоднозначная личность.
4 балла.
...
Настёна СПб:
29.05.23 15:24
ЕЛИЗАВЕТА ДВОРЕЦКАЯ «Свенельд. ПУТЬ СЕРЕБРА»
Перехитрил Хельги киевский себя или судьбу? Может, его сыну Гриму в любом случае было не суждено вернуться из похода? А Амунду плеснецкому норны сплели долгую жизнь не смотря на то, был он вождём объединённого войска или нет. Мне нравится, что у автора все предводители понимают свой долг и ответственность, они проведут своих людей через недружественные и новые земли, а по необходимости сами выйдут на поединок.
Меня злила Ульвхильд со скорбью напоказ. Ведь не о муже она горевала, а о своей возможной будущей великой судьбе, возможности стать княгиней в Киеве. Какой дурой надо быть, чтобы бросаться обвинениями и демонстративно взывать к мести – войско только что вернулось, хоть с богатством, но с огромными потерями. А когда Годред предложил план, ещё и на попятную пошла. Ну и зачем Годо такая жена, только ради того, что дочь конунга?
А у Свенельда подросла жена. Она не капризная, как Ульвхильд, не дерзкая, как Брюнхильд – Витислава стала не только очаровательной девушкой, но и понимающей, как правильно поступать.
Оценка – 5 –.
...
Тина Вален:
01.06.23 18:04
"Запретная королева" Анна О'Брайен дубль
О Екатерине Валуа я читала роман у Джин Плейди. И он стал для меня одним из самых запоминающихся. На эту книгу я тоже возлагала большие надежды. Но, наверное, я давненько исторических романов не читала, поэтому мне было немного скучно.
О Екатерине известно не так уж много. Автор, как она сама говорит в послесловии, хотела развенчать образ "недалекой блондинки", но, на мой взгляд, ей это не слишком удалось. Екатерина - дочь полубезумного короля Карла и распутной королевы Изабеллы. Ее детство прошло в бедности, ее воспитанием никто не занимался. Потом - жизнь в монастыре, но и там речи не шло об образование. Неудивительно, что попав в Англию, Екатерина растерялась. Она была молодой и наивной, хотела, чтобы ее любили. А король хотел корону Франции. Меня немного удивило, как легко Катерина приняла то, что ее брата фактически лишили наследства, она даже не усомнилась в правильности такого решения. Но, как я уже говорила, она была наивна, малообразованна и политика ей не нравилась.
Говоря об этой королеве никак нельзя обойти вниманием ее брак с Оуэном Тюдором. Ведь именно потомки от этого брака стали еще одной королевской династией. Был ли этот брак по любви? Со стороны Екатерины - безусловно, хотя, положа руку на сердце, мне кажется, она готова была полюбить кого угодно, так ей хотелось внимания и заботы. И, как женщина, я могу ее понять. Любил ли ее Оуэн? Тоже думаю, что да. Хотя любил он больше королеву или просто женщину, сказать затрудняюсь.
Этот роман запомнится мне не так сильно, как роман Джин Плейли, тем не менее, мне он понравился. Оценю на 4 балла.
...
Klementinka:
09.06.23 22:05
"Государственные деятели России глазами современников: "Пётр I" (составитель: Я.А. Гордин)
Всем привет!
Сегодня, 9 июня, свой День Рождения отмечает первый император Всероссийский, Пётр Алексеевич Романов, вошедший в историю под именем Петра Великого. И в честь этой даты решила приурочить свой отзыв на книгу
"Государственные деятели России глазами современников: Пётр I". В её основе - представленные в огромном количестве воспоминания, оставленные Б.И. Куракиным, И.А. Желябужским, П. Гордоном, Я-К. Номеном, Корбом, Нёвиллем, Яблоновским, Уитвортом, Ю.Юлем, Вебером, Бассевичем, Берхгольцем. Вышеперечисленные люди имели возможность наблюдать за Петром, следить за проводимой им политикой, оценивать его многочисленные нововведения. Почти со всеми записями, имеющимися в книге, я уже была знакома ранее - особенно забавно вышло с "Преображённой Россией" Вебера (аж два тома отхватила
) - но это не помешало получить огромное удовольствие от очередного погружения в эпоху великого преобразователя. Единственное маленькое огорчение - непонятно как взятые выписки из исторических документов. Нет, не могу сказать, что они идут прямо-таки в хаотичном порядке, просто представлены отдельными кусками и иногда не совсем ясно, по какому именно принципу они рассортированы. Ну да ладно, книга всё равно получилось отличной. Самое оно для поклонников Петра Великого, о котором лично я, наверное, никогда не устану говорить, не прекращу читать всё новые и новые произведения и приобретать очередные магниты для своей уже немаленькой, скажем так, коллекции
Всё-таки Великий был человек. Разве кто мог подумать, что из маленького мальчишки, которого, считай, воспитала улица, получится столь легендарная фигура, навеки-вечные вписавшая своё имя в историю? В 1689 году Пётр стал царём (до этого, с 1682 года, находился в тени регентши, старшей сестры Софьи). Предначертанный судьбою час пробил: Россия медленно начала вставать на рельсы перемен. Через 7 лет рукою уже не юноши, а молодого мужчины будут написаны слова "русскому флоту - быть!", через 14 появится медаль "и небываемое - бывает!" и будет заложена новая столица - город Санкт-Петербург; через 20 лет одержана победа в Полтавской битве, через 25 - Виктория в сражении при Гангуте. А через 32 года с момента воцарения Петра Россия станет империей. Вот так, за тридцать с хвостиком лет страна прошагает путь, на который другие государства затрачивали от века и более. Управляемой железной уздой Петра России удалось-таки преодолеть многочисленные преграды, перепрыгнуть через рвы и канавы, вырваться из пут "старины глубокой" и превратиться в могущественную державу. Подумать только - Один человек изменил ход целой Истории. Не зря, не зря Петра прозвали Великим...
В заключении своего отзыва предлагаю вспомнить Михаила Васильевича Ломоносова и его восклицание: «Он Бог твой, Бог твой был, Россия!» Как по мне – золотые слова. Целиком и полностью поддерживаю их. Пётр был. Пётр – есть. И Пётр будет всегда. Forever!
Оценка:
5 ...
Klementinka:
10.06.23 23:47
"Первые Романовы" (Николай Коняев)
Всем привет!
Делюсь впечатлениями, полученными от книги Николая Коняева
«Первые Романовы: загадки и мифы династии». И сначала поведаю о положительных качествах книги. Они включают в себя шикарное оформление, белоснежные листы (не часто такие встретишь) да удобный для глаз шрифт. И, пожалуй, на этом весь позитив и заканчивается. Дальше начинается нечто несусветное, с трудом поддающееся хоть какому-то объяснению. Сейчас, пусть и сумбурно, попытаюсь описать свои чувства. Итак, начнём. Во-первых, жалуюсь на авторский слог – чуть копыта от него не откинула; во-вторых, ужасно бесит просто нереальнейшая растянутость: осилила сей "шедевр" лишь в несколько заходов. Как вспомню о пережитых литературных муках – так вздрогну
. В довершении всего, сюжет, вернее, одно большое недоразумение, выдаваемое взамен него, начисто забывается, буквально сразу же после захлопывания книги. Отзыв настрочила уже давненько, будучи под эмоциями, а сейчас вот задумалась и поняла, что в памяти отложилась лишь нелюбовь к Романовым, которая била буквально изо всех щелей, обрушивалась ледяным дождём на представителей данного царственного Дома. Особенно досталось Петру Алексеевичу – первому императору Всероссийскому. А поскольку именно он является моим любимчиком, Кумиром, совсем нетрудно догадаться, с каким «обалденным» настроением перелистывала я страницы данной книжонки. Удивительно, но автор практически в упор Не Видит Ни Единого Положительного Качества Петра, не делает акцентов на его гениальных преобразованиях, изменивших ход жизни всей России, вытянувших её в ранг Великой Державы, да и вообще переписавших всю Историю. О хорошем упоминается как бы вскользь, мимоходом, зато просчёты царя Петра преподносятся едва ли не на блюдечке с голубой каёмочкой
Не набрав, очевидно, нужного количества информации для полноценного книжного объёма, автор, недолго думая, применяет весьма «оригинальный» с его точки зрения, разумеется, ход, а именно: вводит рубрику «Хронология двенадцати царств». И плевать, что информация, размещённая в ней, иногда на все 100% дублирует уже ранее озвученный текст! Но и это ещё не самое страшное! Имеет место быть явному помешательству на религии, православии, поклонении церкви, вознесению до небес митрополитов, старцев, икон, вытворяющих чудеса разные. Я ещё могу с натяжкой принять звено – Страна/Правители/Церковь – но выступаю категорически против такого вот принижения деяний монархов, в частности, конечно же, нежно любимого мною Петра Алексеевича. Ну вот куда это годится, ставить каждую его победу/поражение в один ряд с верой?! На Петра сваливаются всевозможные грехи, причём прилетает мужику иногда и за те события, которые происходили… задолго до его появления на свет! Да-да, не шучу сейчас, вполне серьёзно говорю; несколько раз попадались фразы «… до рождения Петра I оставалось столько-то там лет». Капец
. Неудачи Петра Алексеевича обыгрываются как «он отошёл от веры и поэтому был наказан», одержанные Виктории зовутся «помощью свыше». И нет ни конца, ни края упоминаниям о различных старцах и иконах, они, словно грибы после дождя,
вырастают,простите, появляются в самых разных местах. Последние страниц двадцать-тридцать читала исключительно по диагонали, не в силах больше переваривать весь этот бред
Нашлось в книге местечко и для опечаток. Или ошибок? Уже и не знаю, как на всё реагировать-то. Устала удивляться. Кроме неправильных переносов встречались так же нестыковки в датах. К примеру, Симеон Полоцкий почему-то умирает аж два раза, причём в разных годах – 1680 и 1682. Вампир он, что ли? А Фёдор Басманов принимает участие в свержении правителей династии Годуновых. А ничего, что Федя ушёл из жизни задолго до перечисленных событий, ещё в 1571 году? Умом понимаю, что в данном случае процентов на 95% как раз и опечатка, но настолько уже злая, что простить её никак не получается.
Блин. Вот за каким кабачком я тратила бабло на это «чудо-расчудесное»???
Ведь аннотация, стоит признать, кое о чём честно предупреждала. Но у меня и в мыслях не было, что всё окажется настолько запущенным!
Оценка:
2
...
Настёна СПб:
13.06.23 19:30
РОСС КИНГ «Чарующее безумие: КЛОД МОНЕ И ВОДЯНЫЕ ЛИЛИИ»
Я очень люблю импрессионизм. Бывая в Эрмитаже, надолго останавливаюсь перед картинами Клода Моне: «Дама в саду», «Сена в Аньере», «Большая набережная в Гавре», «Стог сена в Живерни»… Но биографию художника я знаю довольно условно.
В центре сюжета одно событие – история создания знаменитой «Grande Décoration», которое растянулось на 12 последних лет жизни художника. А Клода Моне,
«как и златоволосого Гиласа, всегда тянуло в сияющую бездну пруда с водяными лилиями.»
Это история о немолодом художнике, практически безвыездно жившем в Живерни, где он создал свой Сад. Клод Моне обладал тяжёлым характером, любил поныть и пожаловаться, вкусно поесть и быструю езду. Не любил технический прогресс, американцев, покупающих его работы. Теряющий зрение (оказывается, у многих импрессионистов были проблемы с глазами), не имеющий терпения привыкнуть к очкам, Моне был потрясающе трудолюбив. Конечно, он понимал, что этот цикл пейзажей с водяными лилиями – его последняя работа, поэтому художник не мог расстаться с картинами.
Это история о дружбе между Дикобразом, как прозвали Моне, и Тигром – великим Жоржем Клемансо. Клемансо, кажется, подпитывал художника своей энергией, не давая тому увязнуть в самокритике.
История о непонимании, признании, забвении и величии.
Очень насыщенная книга, перегруженная деталями. Конечно, о художнике нельзя говорить вне контекста времени, но здесь такого даже чересчур.
Оценка – 4.
...
Настёна СПб:
30.06.23 00:26
ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВ «ИВАН III: ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ»
«Гораздо ль так чинить, говоришь, что не хочешь быть в Сторожевом полку? И тебе стеречь не князя Даниила, стеречь тебя меня и моего дела. А каковы воеводы в Большом полку, таковы воеводы и в Сторожевом полку, ино не сором тебе быть в Сторожевом полку», – великокняжеская отповедь Юрию Захарьичу, затеявшему местничество. Осмотрительный, проницательный, дальновидный, прагматичный, чьи личные чувства и переживания остались тайной, возможно, даже для современников, Иван Васильевич чётко видел цель – единство и суверенность Русской державы.
Первый Новгород – это Иван III, первая Казань – это Иван III, первый северный морской путь – это Иван III, первая централизация власти – это Иван III, первый государь всея Руси – это Иван III. Наверное, главная заслуга Ивана Васильевича в том, что он почувствовал веяния нового времени и не стал им сопротивляться, а пошёл в ногу. В этом трагедия и удельных князей, и новгородцев, и даже ордынцев. Они не поспевали за мировыми изменениями, поэтому должны были остаться в прошлом. Для объединения Русской земли твёрдому реалисту Ивану Васильевичу не нужно было ни возводить свой род к императору Августу, ни продвигать идею о Москве как о третьем Риме.
У меня одно замечание. Идеологическую поддержку государству своевременно оказали «иосифляне», поэтому Иван III и отказался от идей «нестяжателей», а не по состоянию здоровья.
Оценка – 5 –.
...
Настёна СПб:
12.07.23 00:37
ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД: ПЕРЕПИСКА
Не подозревала, что переписку Мейерхольда (режиссёра, который мне не так близок) прочитаю с таким… упоением. Всеволод Эмильевич пишет как-то просто и литературно одновременно и о личных, и о рабочих вещах.
В книге опубликовано 535 писем. Первое адресовано жене Ольге Михайловне (30.01.1896 г.), последнее – Виктору Шкловскому (26.01.1939 г.). Передо мной прошёл весь творческий путь Всеволода Эмильевича, его движение от традиционного театра к совершенно новому. МХТ, сотрудничество с Комиссаржевской и частными театрами, работа на Императорской сцене, ГосТиМ: это и «Балаганчик», и «Маскарад», и «Ревизор», и «Дама с камелиями», и множество других спектаклей. Но бесконечный поиск новизны и эксперименты периодически оборачивались «завихрениями», стремление к выразительности – к внешним эффектам, он бросался из крайности в крайность. У Мейерхольда был поразительный дар – понимание театра от и до, тонкое чувство сцены, свой спектакль он видел сразу и целиком.
Удивительно, что Мейерхольд, известный тяжёлым характером, разойдясь во взглядах со Станиславским, остался с ним дружен. Деспотичный, взрывной, непримиримый, своей любимой Зиночке он отправлял совершенно поэтические строки.
«Зина, Зиночка, смотри, смотри на эти чудеса и… не покидай меня, тебя любящего…»
Оценка – 5.
...
Consuelo:
14.07.23 01:06
Михаил Герман «Антуан Ватто»
Антуан Ватто, один из крупнейших французских художников первой четверти XVIII века, прожил короткую жизнь, всего 36 лет. Последние годы жизни художника были омрачены тяжёлым течением туберкулёза. Антуан Ватто родился 10 октября 1684 г., в городе Валансьен, на севере Франции, в семье кровельщика. Семья не нуждалась, но у отца Антуана был довольно тяжёлый характер. Будущего художника с детства учили рисовать, но о карьере художника речь не шла, скорее о профессии рисовальщика, с более прикладным назначением. Антуан рос довольно болезненным ребёнком, но в подростковом возрасте ушёл из дома, чтобы стать художником в Париже. До столицы Ватто добирался пешком.
Первые сложные годы молодого человека в большом городе, без связей, были заняты обучением и подработками, дабы учение оплатить. Но талант смог пробиться. Антуан Ватто стал одним из первых художников, творивших в стиле рококо. И, можно сказать, он становится первым крупным французским художником XVIII века. Ему открываются двери Королевской академии художеств, он получает признание и заказы от богатых и влиятельных. При этом отмечается некоторая закрытость характера Ватто, смешанная с некоторой наивностью, острословием и даже стеснительностью.
Поскольку о каких-то деталях жизни Антуана Ватто известно довольно мало, автор много рассказывает об историческом времени, в котором художнику довелось жить и творить. Речь идёт о политическом состоянии французского общества, о моральном климате в стране, о предчувствии надвигающей грозы в виде слома прежнего, старого порядка в конце XVIII века, о правлении герцога Филиппа Орлеанского, регента при малолетнем Людовике XV. Кроме того, автор обращается к особенностям художественного стиля Антуана Ватто, о пути обретения им этого стиля, о влиянии других художников, об учителях и товарищах Ватто. Рассмотрены также и некоторые из работ художника.
Биография написана хорошим слогом. В целом, весьма интересное чтение, даже несмотря на действительно скудные сведения о жизни Антуана Ватто, оставшиеся исследователям. Оценка –
5.
...
Consuelo:
28.07.23 20:05
Эли Бертэ «Братство волка»
Сюжет романа французского писателя XIX века, Эли Бертэ, строится вокруг известной легенды о Жеводанском звере, который в 1764–1767 гг. терроризировал несколько южных регионов Франции. Однако это только связывающая сюжетная линия, а на самом деле в романе сразу несколько переплетающихся историй, приправленных остротой опасности от близкого присутствия кровожадного зверя. Кстати говоря, автор под Жеводанским зверем имеет в виду именно зверя, огромного волка, которому способствует обезумевший местный житель. И вот на поимку и уничтожение огромного волка в графстве Жеводан собираются несколько человек, среди которых лихой дворянин-протестант, барон де Ларош-Буассо, а также падре Бонавантюр, настоятель Фронтенакского аббатства, с молодым племянником Леонсом. Все они держат путь в замок де Баржак, расположенный в Меркоарском лесу, где и орудует зверь. Кроме уничтожения зверя барон де Ларош-Буассо не прочь и решить матримониальный вопрос, а именно добиться руки молодой графини Кристины, единственной наследницы дома де Баржак. Девушка, не получившая подобающего её пола воспитания, отличается своеволием и упрямством, и даже попытки падре Бонавантюра не слишком помогли умерить её нрав.
И вот начинается охота на зверя, в ходе которой не только происходят трагические и драматические события, но и раскрываются тайны прошлого, вокруг которых велись многочисленные интриги, а также разрешается и любовная история, которая из опрометчивости графини чуть было не завершилась несчастьем.
В целом мне роман понравился, читался он легко и увлекательно. Конечно, ряд сюжетных поворотов угадываются заранее, ибо они просто характерны для жанра. Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
04.08.23 21:38
ЕЛЕНА КОЛЫХАЛОВА «Я – ЗРИТЕЛЬ! ЗАЧЕМ ЛЮДИ ХОДЯТ В ТЕАТР»
Зачем люди ходят в театр? Чтобы удовлетворить свои потребности, прямо по классической пирамиде Маслоу. Приобщиться к определённой «тусовке», за эмоциями, из любопытства, чтобы развлечься, чтобы подумать, ради высокого искусства…
Основная мысль книги, что зритель из «прихожанина», для которого театр это храм искусства, превратился в «потребителя». Но не в вульгарном смысле «Я заплатил деньги – вы мне обязаны!» (хотя встречаются и такие индивиды), а в том, что человек не хочет/ не готов покупать кота в мешке. Я сначала обиделась на «потребителя», но ведь сама тщательно подхожу к выбору спектакля, чтобы не попасть на что-то для меня неприемлемое. В существующем потоке информации и обилии театров это неизбежно. Просто кто-то станет оценивать спектакль по автору/ режиссёру/ сюжету, а кто-то (ещё и) по транспортной доступности театра или чистоте туалета.
Также, по авторской классификации, зритель, который информационно готовится к посещению театра, назван зрителем будущего, профессиональным зрителем. Мне кажется это слишком оптимистичным взглядом, т.к. как показывает практика последнего времени, многие зрители обленились и хотят, чтобы им всё приносили на блюде, а театр относят к сфере развлечения. При этом (может, это звучит самоуверенно) сама я зритель именно профессиональный, и в силу образования тоже. Примеряя на себя зрительские типажи, я понимала, что во мне есть черты «зрителя в поиске допинга» и «зрителя в поиске эмоций», но и что-то ещё. Профессиональный взгляд, который отключается на спектаклях, которые мне нравятся, из-за которого я иногда хожу на то, что заведомо не моё.
Вслед за автором я хочу сказать: «Приходите в театр!» Я знаю, как создаётся постановка чисто технически, выбираю спектакль мозгом, а не сердцем, но всё равно каждый раз для меня на сцене происходит чудо.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
05.08.23 13:51
СЕРГЕЙ ШОКАРЕВ «ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО НЕКРОПОЛЯ»
Прекрасная книга. Конечно, в первую очередь в ней рассказывается как изучаются некрополи, мне же интереснее что и кого.
В XIX в. кладбища поделили на разряды. Хочешь похоронить родственника в церкви – заплати 300 руб., 6-й разряд оценивался в 50 коп. Как и в наше время, существовали расценки на «услуги» – катафалк, покров, рытьё могилы (зимой дороже), памятник. Практически любой каприз за ваши деньги. При Иване Грозном было, в целом, тоже самое. Захоронение в крупном монастыре (Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском и т.п.) считалось не только ближе к Богу, но и более престижным. И, вроде как по Стоглаву, монастыри не должны брать деньги за место, без вклада не хоронили. А это рублей 100 – село с деревнями. Поминали также по оплате.
Любопытно прочитать, как формировались фамильные некрополи. Если какой-нибудь князь просил похоронить его рядом с родителями, то под родителями могли подразумеваться знатные родственники, покоящееся в «хорошем» месте. Например, Д.М. Черкасский имел ввиду Романовых (Новоспасский монастырь), а Ю.Я. Сулешов – первую жену брата (Симонов монастырь). Интересна переписка Ф.И. Шереметева с Кирилло-Белозерским монастырём осенью 1633 г. по поводу обновления памятников родового некрополя.
Поминовение близких в знак заботы о душе, любви, уважении
«уже в Средние века мыслилось не только литургическим, но также историческим, мемориальным.» Восприятие кладбища как достопримечательности существовало в XVII в.
«Проезжали китайские кладбища великих людей много. А кладбища каменные», – рассказывает статейный список посольства Н.Г. Сапфария.
Оценка – 5.
...
Настёна СПб:
06.08.23 18:53
ЖАН КОКТО «ОПИУМ»
Цитата:«Некоторые организмы рождаются, чтобы стать жертвой наркотиков. Им необходимо приспособление, без которого они не могут общаться с внешним миром. Они прозябают в потёмках, словно в подвешенном состоянии. До тех пор, пока некое вещество не придаст им телесность, мир вокруг них остаётся призрачным.»
Жан Кокто был опиумным наркоманом с 35-летнего возраста. Несколько раз прочищался, один раз «завязывал» всерьёз, но вновь возвращался к трубке. Ему нравилась «глубинная лёгкость». Это эссе было написано в клинике во время прохождения дезинтоксикации. Врачи очищали организм Кокто медицинскими методами, а сам поэт избавлялся от болей и депрессии чернилами – записями и рисунками.
Проза Кокто для меня нелегка. Он мастер афоризмов, едких замечаний и коротких рассказов. Из таких заметок, пришедших в голову мыслей и состоит «Опиум». Детство, Марсель Пруст, успех, театр, дружба, парадоксы… И на первый взгляд – ода опиуму, что опиум велик и прекрасен, а на самом деле безжалостная исповедь сильно зависимого человека. И читать об этом больно и тяжело.
Оценка – 4.
...
Настёна СПб:
10.08.23 19:26
КОЛМ ТОЙБИН «ВОЛШЕБНИК»
Перед началом чтения романа я ознакомилась с историей семьи Томаса Манна. Мама-бразильянка Юлия, брат Генрих, сёстры, жена Катя, шурин Клаус, дети – личности неординарные. Поэтому я очень удивилась сухости текста: описываются события, но реакция героев не обладает эмоциональной окраской. Автор хотел подчеркнуть тяжеловесный стиль Манна и закрытость его характера?
Томас Манн вёл обычную респектабельную и обеспеченную жизнь бюргера в очень непростое время. Его взгляды трансформировались из националистических (Первая мировая) в антифашистские (Вторая мировая). В 1930-е Манну пришлось уехать из Германии, трудно было осознать, что его любимой Германии Гёте, Вагнера, Дюрера, провинциального Любека больше нет, но по большому счёту жил в относительном спокойствии.
Всю жизнь писатель сдерживал свои гомосексуальные склонности. И с женой Томасу повезло – имеющая своё мнение, не близкий друг, но опора и поддержка. Ироничная Катя даже глазом не моргнула, поняв, что на самом деле он увлечён её братом. И продолжала не моргать… Я не поняла, насколько писателя трогали самоубийства в семье? Переживал ли за своих экстравагантных детей? Как смирялся с экзальтированностью и эгоизмом Эрики и Клауса? Как Клаус Прингсхайм чувствовал себя в Японии во время войны? И сколько раз нужно повторить слово «демократия», чтобы от него взорвалась голова?
У Манна я читала только «Смерть в Венеции» (и то пришла к новелле окольным путём – через Жана Марэ и Лукино Висконти). О том, как в голове Томаса рождались сюжеты, как жизненные ситуации превращаются в художественные произведения, я читала с наибольшим интересом.
Оценка – 4.
...