очаровашка:
Астрочка писал(а):Может в инете нароешь как появилась история Горыныча.
Как просили!!!!!!!!
Змей Горыныч.
Еще в русских былинах есть один удивительный персонаж – враг рода человеческого – Змей Горыныч. Образ этот раскрыт в былинах "Добрыня и Змей", "Алеша Попович и Тугарин", "Алеша Попович и Змей Горыныч".
Этот былинный враг истреблял мужчин, посещал или похищал женщин. Главное свойство, кроме очевидной вредности для русичей, это то, что Змей умел летать. Многоголовость у Змея очевидна, правда, только в сказках.
В былинах подчеркивается несоразмерность, нелепость Змея,
// На коне сидит собака, что сенная копна // Голова у собаки со пивной-то котел // А глаза у собаки с большу чашищу...
Сначала отношения со Змеем очень трагичны, но потом былина даже насмехается над ним (Бумажные крылья чудиша, что летает в поднебесье размокнут, если попадет он под дождь!). Потерял он силу свою, очень скоро потерял и стал безопасен и был убит новыми богатырями в горах.
Что всадник Змей – тоже ясно.
Я пока делаю вид, что не понял функционального назначения таких членов тела Змея, как двенадцать хоботов. На картинках с изображением змея я никогда хоботов не видел.
Может быть этим былина гиперболизировала исключительные сексуальные возможности Змея? Тогда понятно, что художникам не совсем удобно было их изображать.
По былине, нарушил Змей союзнические обязательства: "своих не трогать!" Утащил он княжескую племянницу. А князь про эти обязательства и не знал. Алеша Попович знал и князю доложил. Добрыня тогда и "пустил кровя" союзничку и змеенышей потоптал. А мать ему ворожбою помогла - знала, видимо, как змеево племя унять! Вот такая почти домашняя история, немного омрачаемая супружеской изменой. Смех - смехом, а былина почему-то рассматривает такие бытовые казусы, как измену племени, за которое полагалось страшное, я бы сказал, садистское наказание.
Характерно, "что даже в описании супружеской измены, эпос непременно соединяет ее с изменой национальной: женщина, изменившая мужу, как правило, соединяет свою судьбу с врагом Руси ... разврат, колдовство и вражеские силы подаются в неразрывном единстве и жестоко наказываются Добрыней Никитичем (Добрыня и Маринка)" [1, Стр.97].
“В их власти продолженье рода, и в этом весь секрет!” (Мысль поэта, которой подчеркивается бесперспективность борьбы с этим злом).
Зачем я пересказываю эти истории, которые и для былин, ориентированных на время Киевской Руси были очень большой древностью?
И почему сказители многие столетия бережно хранили в памяти и с удовольствием передавали соплеменницам такие жуткие подробности
Исторические корни образа Змея в народном фольклоре
Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового народного творчества. Но каждый народ, в зависимости от эпохи и особенностей своей национальной культуры, вкладывает в этот сюжет особый смысл и придает ему свою национальную окраску.
В русских былинах и сказках Змей Горыныч – почти всегда представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Он связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста и «русские полоны», а также находится многочисленное потомство – «змеёныши». Основные сказочные функции Змея – похищение людей, особенно женщин, поборы с купцов и путешественников и пожирание местного населения.
Наиболее известный сюжет о Змее Горыныче – это былина «Добрыня Никитич и Змей». Краткий ее сюжет сводится к следующему. Добрыня Никитич уезжает из родного дома в Рязани. Напоследок мать его предупреждает, чтобы он не купался в Пучай-реке. Добрыня этот запрет нарушает и, пока он купается, на него налетает Змей. Богатырь вступает с ним в борьбу и одолевает, но не убивает, а заключает договор, запрещающий Змею налетать на Киев и брать в полон русских людей. Но Горыныч на обратном пути решает похитить племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Владимир поручает Добрыне освободить деву, что тот и выполняет, по одной версии убив Змея, по другой – пристыдив его нарушением договора.
В некоторых сказках Змей Горыныч в человеческом образе обольщает царевну или жену героя, стараясь его погубить, но при этом неизменно погибает сам.
Существует множество исследований, пытающихся объяснить, что послужило прототипом Змея Горыныча в народном фольклоре.
Убедительными выглядят две версии.
Первая – связана с вооружением монголо-татарского войска. Переняв у китайцев зажигательные заряды на основе пороха и нефти, монголы широко использовали их при осаде русских городов. Китайские огневые снаряды имели форму шара или бочонка и действительно могли напоминать головы какого-нибудь чудовища. К тому же, некоторые из них раскрашивались под головы драконов и могли восприниматься защитниками крепостей как кем-то отрубленные.
Есть и еще одно соответствие. Помимо пороха в качестве начинки зажигательных снарядов использовалась нефть. Именно она, скорее всего, фигурирует в сказаниях в виде крови Змея, которую не может впитать земля.
Согласно другой версии славяне обожествляли земноводных по строению весьма похожих на крокодилов. Описания их можно найти во многих летописях, где говорится, что им приносили жертвы в виде коней и даже искусственно разводили. Если сравнить анатомию крокодила и описание сказочного дракона, то действительно можно найти много общего.
История появления на свет летучих Змеев.
Но сегодня для нас уже не столь важно, что послужило прообразом Змея Горыныча. Этот персонаж прочно занял место в русском фольклоре наряду с богатырями, царевнами, лесными и домашними духами, и каждый век старается по своему трактовать его образ. Примером может послужить недавно вышедший на экраны полнометражный мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
В книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» мы находим новую историю Горыныча. Прежде всего, в ней рассказано, как он появился на свет.
Когда-то женой небесного бога Велеса была богиня Ясуня. Встретив властителя подземного мира – Чернобога, Ясуня влюбилась в него. Скрытно, оборачиваясь двумя змеями, любовники встречались на земле. И вскоре богиня снесла четыре яйца, из которых появились на свет трех, шести, девяти и двенадцатиглавые змеи.
Расплата за содеянное не заставила себя долго ждать. Ясуня была изгнана с небес на землю сторожить границу между мирами живых и мертвых и лишена молодильных яблок, дающих богам вечную молодость. В результате она превратилась в излюбленный персонаж русских народных сказок – Бабу Ягу.
Из рожденных Ясуней змеев самый известный трехглавый – Змей Горыныч. Способность оборачиваться человеком сблизила Горыныча со смертными, что не лучшим образом отразилось на его характере. Его братья мало соприкасались с людьми напрямую. Они заведовали разрушительными крайностями стихий и даже не подчинялись богу земной природы – Велесу. Шестиглавый Змей горы двигал и тряс землю, девятиглавый – вырывал с корнем деревья и устраивал лесные завалы, а двенадцатиглавый – старший самый, ветрами буйными повелевал.
Дополнительные изыскания в архивах помогли установить, что Соловей-Разбойник был сыном Змея Горыныча и вдовицы из дальнего русского селения и, соответственно, приходился внуком Бабе Яге.
Еще поищу и выложу!!!!!!!!!
Откуда прилетел Змей Горыныч?
Сказка – ложь, да в ней – намек. Эта народная мудрость известна на Руси исстари. Пласт русских сказок и былин представляет огромную ценность как для этнографов, так и для историков, как для профессиональных исследователей, так и для любителей и почитателей русской истории, истории русского народа и государства. Сказки являлись и являются для русского человека кладезем житейской мудрости. Как любой христианин мира черпает жизненные правила из Библии, так русский человек испокон веков черпал мудрость предков из народных сказок. Для того, чтобы разобраться в сути этого явления, нужно обратиться к моменту крещения Руси.
В то далекое время у русских людей практически насильно, мечом и огнем, отобрали их старую веру, веру в богов языческой Руси. Народ под гнетом князей все-таки принял Христианскую веру, спрятав родных языческих богов в дивных русских сказках. Читая и сопоставляя русские сказки со славянскими Ведами, даешься диву: тексты практически идентичны, изменились лишь имена персонажей. Наверняка всем известна сказка о Никите Кожемяке, поборовшем объявившегося около Киева змея, который «брал с народа поборы немалые». Битва Никиты со змеем заканчивается следующим образом: увидел змей, что Никита его побеждает, и «стал молить Никиту:
- Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка, давай разделим землю, и будешь ты в одной половине жить, а я – в другой.
- Хорошо, - сказал Кожемяка, - надо межу проложить.
Сделал Никита соху, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать...»
А вот другое описание борьбы со змеем:
«Начал бить Сварог змея молотом, а Семаргл Огнебог запрягал его в тяжкий кованый плуг. И сказали они змею черному: будем мы делить Подвселенную. По земле сырой проведем межу. Справа пусть за межею будет царство Сварога. Слева же за межею будет змеево царство». Этот текст – из «Звездной Книги Коляды», входящей в славянские Веды.
Этот пример наиболее красноречиво иллюстрирует нашу версию. Мы не беремся судить, какая религия лучше – славянское язычество или христианство, - это вопрос веры. Но факты налицо: благодаря смекалке русского народа древнейшая религия предков дошла до нас сквозь тысячелетия практически без изменений. Но не все сказки являются иллюстрациями древнейших Вед. Поскольку политическая ситуация на Руси испокон веку была нестабильна, одни захватчики сменялись другими, смута сменялась смутой, а один политический режим, сменяя другой, заново переписывал все исторические книги, уничтожая книги предков. Все эти перемены были выгодны лишь властям предержащим, простой же человек хотел сохранить русскую историю первозданной, такой, какой она была на самом деле. Так появился второй пласт сказок, а за ним еще не один десяток различных напластований устного народного «творчества». И все же наибольшее отражение в русском фольклоре нашли языческие Веды и события времен татаро-монгольского ига. Но если в первом случае аналогии очевидны, то сказки времен татаро-монгольского ига полны недосказанностей и, порой, противоречий. Возьмем одного из основных персонажей мифов и былин Руси, да что там Руси – всего мира: змея, Змея-Горыныча, дракона. Это пресмыкающееся самым вероломным образом просочилось во все фольклорные произведения народов мира. Даже Книга Книг – Библия удостоилась его посещения. Не будем описывать европейские и христианские аналогии змея, остановимся на русском его образе.
Первый образ змея – образ, описанный в Звездной Книге Коляды. Этот змей олицетворял собой представителя Нави, славянского «потустороннего мира». Он нашел отражение, в частности, в сказе о Никите Кожемяке, да и во многих других.
Второй образ его – Змей Горыныч. Этот змей оказался «темной лошадкой». Начнем с того, что именно он прославил и возвеличил трех русских богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Народную славу они приобрели именно в борьбе с этим знаменитым Змеем. В арсенале каждого из этих богатырей имеется хотя бы одна былина, в которой он борется с лютой погибелью земли Русской – Змеем Горынычем.
Существует несколько версий, что послужило прообразом Змея Горыныча. Первая, наиболее популярная в народе версия, подразумевает под Змеем Горынычем орды захватчиков, накатывавшихся на Русь с южных степей, будь то половцы, татаро-монголы или иные кочевники. Эта версия стала наиболее популярной в советский период, когда все народные сказания дружно объяснялись как отражение борьбы русского народа против угнетателей, внутренних классовых либо внешних захватнических. Объяснялась эта версия красиво, но малоубедительно. Мол, полчища кочевников многоголовым змеем накатывались на Русь, их лавина извивалась, подобно змею, а хитрый и подлый нрав татаро-монгол в точности повторял характер пресмыкающегося гада.
По последним научным данным, Змей Горыныч оказался не живым существом, а секретным оружием все тех же татаро-монгол, наподобие легендарного «греческого огня». Приведем неопровержимые доказательства этой версии.
К моменту нашествия на Русь татаро-монгольских полчищ они успели повоевать на просторах Азии, в частности с китайцами. В начале XII века армия монголов была не только самой многочисленной, но и наиболее современной в мире. Как показал вышеописанный случай, монголы успешно перенимали у других народов их военные разработки и доводили их до высочайшего уровня. В частности у китайцев они позаимствовали секрет изготовления пороха, горючих смесей и метательных машин для снарядов на этой основе.
Но в силу неизвестных причин наибольшее уважение татаро-монгольских военачальников получило оружие на основе сырой нефти. К примеру, Чингиз-хан любил применять в сражениях гранаты с нефтью и огневые стрелы с зажигательным фитилем. Так в 1206 году флот одного из китайских полководцев был сожжен татаро-монголами с помощью подобных огневых стрел. А уже спустя почти двадцать лет, в 1225 году, при осаде Хорезма, монгольские войска забрасывали город ракетами и пороховыми снарядами. Но и на этом военная машина татаро-монгол не остановила свое развитие. Спустя семь лет, при осаде города Бянь, она проявила себя во всей красе: город был сожжен огромными огненными баллистами, которые лавиной обрушивали на город монгольские пушки. И вот после обкатки своего оружия на Поднебесной империи татаро-монгольские военачальники двинули свои полчища на Русь.
Вот лишь некоторые виды вооружений, которыми обладала монгольская армия ко времени похода на Русь:
Осколочно-зажигательные снаряды: основными частями снаряда были пороховой состав и железные колючки. Взрывной силы хватало для того, чтобы разбросать железные колючки, поражая ими конницу и пехоту.
Снаряды осколочно-взрывного действия:
1) железная оболочка с пороховым содержимым;
2) «огневой» горшок — керамический тонкостенный сосуд с пороховым зарядом;
3) «железный пороховой снаряд взрывчатого действия». Действие этих снарядов было одинаковым: при взрыве их оболочки превращались в осколки, обладающие большой пробивной силой. Так, взрыв чжэнь тянь лэй был слышен в радиусе 100 ли (около 50 км) и пробивал своими осколками даже латы;
4) «огневой шар со звуком грома» — технология изготовления этого снаряда предусматривала при взрыве образование не только большого количества фарфоровых осколков, но и «грохот, подобный грому», что должно было оказывать на противника устрашающее воздействие.
Снаряды отравляющего действия:
1) «дымовой» шар — шары выпускались пяти различных модификаций (дым пяти разных окрасок) с целью маскировки действия войск. Различные добавки токсических веществ вызывали тяжелые отравления;
2) «шар ядовитого дыма» — к пороховому составу примешивались сильнодействующие яды: выделенные из аконита, белены и плодов кретонового деревца. Следствием разрыва снаряда являлись не только ожоги, но и обильные кровотечения из носа и рта;
3) «снаряды, начиненные известью», — использовались для ослепления противника;
4) «снаряд-горшок с фекалиями» — приготовленный особым образом состав снаряда при попадании на открытые кожные поверхности вызывал тяжелые нарывы.
Реактивные снаряды: «огневая стрела» — имела нескольких модификаций. У одних в головной части прикреплялся пороховой шар определенной величины, в зависимости от силы метания лука или арбалета. Другие снабжались трубкой, наполненной порохом, и которую привязывали к верхней части древка. Пороховой состав трубки поджигался при помощи фитиля, и стрела в полете получала дополнительный реактивный импульс.
Судя по описаниям и чертежам, многие «огневые стрелы» представляли собой настоящую ракету, состоящую из полой бамбуковой трубки и порохового заряда. Реактивные снаряды предназначались для зажигания деревянных стен крепостей и городских строений.
Теперь сопоставим описания Змея Горыныча с техническими характеристиками монгольского оружия.
Начнем с главного признака Змея Горыныча – пышущей огнем пасти («летит, из ноздрей пламя пышет»). Это описание как нельзя лучше подходит для огневых снарядов или гранат фонтанирующего действия. При подлете к цели заранее подожженная горючая смесь циркулировала в замкнутом объеме оболочки, выпуская через оставленные отверстия огненный фонтан пороховых газов. Этим же объясняется и неразрывно связанный в текстах былин следующий признак Змея – «из ушей дым валит»: смесь поджигалась при помощи запальных шнуров, которые в полете отчаянно дымили. Многоголовость Змея можно объяснить тем, что установки, посылавшие снаряды на неприятеля, сегодня назвали бы «установками залпового огня». Монгольские «катюши» выбрасывали десятки огненных шаров, которые с воем и шипением устремлялись на славянские укрепления. Разумеется, славянские богатыри, видевшие в небе огромное количество огненных ракет, разукрашенных под драконьи головы («культурное наследство» китайцев), воспринимали их многоголовым змеем, сжигающим все на своем пути одним огненным дыханием. Крылья Змея Горыныча на поверку оказались стабилизаторами пороховых реактивных ракет. Косвенным доказательством ракетной версии служит и тот факт, что Змей Горыныч всегда целенаправленно прилетает и разом обрушивается с неба, а не кружит над городами древней Руси, выбирая жертву. Отличительной чертой Змея Горыныча является его смерть от рук русских богатырей. Кровь Змея, согласно былинам, - черная, и земля-матушка не хочет ее принимать, впитывать. Принимая во внимание нашу версию, можно с уверенностью сказать, что это ничто иное как сырая нефть, вытекавшая из неразорвавшихся снарядов. Действительно, нефть практически не впитывается в землю, а разливается тонкой губительной для всего живого пленкой на огромных площадях.
«Рассердился Добрыня и на Змея бросился. И пошел тут жестокий бой. Три дня и три ночи бился Добрыня со Змеем... Бил, бил его плеткой шелковой, укротил как скотину, и отрубил все головы. Хлынула из Змея кровь черная, разлилась к востоку и к западу... Стоит Добрыня в черной крови, не хочет русская земля кровь змеиную принимать» – так описывает кончину Змея русская былина.
Итак, все говорит в пользу ракетной версии происхождения Змея Горыныча: и внешность, и поведение, и анатомия его. Неохваченным остался лишь метод борьбы с ним. Но и тут наша гипотеза находит свое подтверждение: излюбленный метод борьбы со Змеем Горынычем, изобретенный Добрыней, представлял собой использование против грозной опасности обычного речного песка в огромных количествах. Добрыня в былине воспользовался для укрощения Змея аж пятью пудами песка – 80 кг. – и забросал им Змеиные головы. Именно песком тушили во время войны зажигательные снаряды, которыми забрасывали наши города немецко-фашистские войска, песком же тушили зажигательные бутылки «коктейля Молотова», и все тем же песком и по сей день тушат химические пожары.
Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что отрицательный герой огромного количества русских сказок и былин был ничем иным, как ракетными войсками армии татаро-монгольских захватчиков. Это наиболее ярко проиллюстрировал фильм 30-х годов «Илья Муромец».
...
Настёна АЯ:
Привет, девочки! Вроде я только недавно была, а тут уже столько всего...
nayz писал(а):Отпуск мой закончился, отдохнула отлично!
С одной стороны рада за тебя, с другой... сейчас же трудовые будни, а небось хочется назад, под солнышко...
Красотища! Какие виды! Насколько я слышала, тайская еда ведь очень острая?
очаровашка писал(а):Как просили!!!!!!!!
Спасибо, хоть узнала откуда ж Горыныч взялся.

Если б не ты, вряд ли б я до такого добралась.
Девочки, так я всё таки на счёт сказки не поняла... Мы её будем сочинять, досочинять? Или вообще уже ничего делать не будем?
...
nayz:
Настёна АЯ писал(а):рада за тебя
Спасибо!
Настёна АЯ писал(а): а небось хочется назад, под солнышко...
Неее, мне хватило, я отдохнула!Там хорошо, но дома все равно лучше. Да и дел перед новогодними праздниками , как у дурака фантиков...
Настёна АЯ писал(а): Насколько я слышала, тайская еда ведь очень острая?
Действительно, очень острая!!!

Но я предупреждала официантов, что бы нам не добавляли столько чили и острых приправ.
...
KatarinaE:
RainKaty Привет!!! Ха-ха-ха, да уж мы еще не придумали ее (сказочку).
Я начало вот сочинила, а дальше ну, ничего не лезет в голову. Еще голова забита утренником детским вот сезон закончиться, детей распустим после праздника и я свободная.....
Рассказала начало доче, она хохотала, но я вам сейчас не буду говорить о чем.....
nayz Давай не шлангуй, придумывай. Будет веселее.
...
очаровашка:
Решила перед Новым годом узнати как же его раньше праздновали и вот что узнала!!!!!!!!
300 лет тому назад…
С XV века и до эпохи Петра Великого Новый год на Руси наступал 1 сентября. А вот в 1699 году царь-реформатор издает указ и переносит праздник на первый день января, как было принято в Европе. И в том же указе Петр повелевает в новогоднюю ночь украшать еловыми и сосновыми ветвями ворота и крыши домов.
Так, 31 декабря около полуночи он сам открывает празднества, запускает ракету… Москва и Питер светский Новый год полюбили сразу - при дворе императрицы Елизаветы с радостью отплясывали на новогодних балах-маскарадах.
Николай I развивает тему: Новый год с елкой приживается и в столицах, и в провинции. Но все это касается Центральной России. Сибирякам цари не указ - долго еще они сопротивляются и календарным новшествам, и даже самой елке (ель считается деревом поминальным). У нас свои праздники. Святки! Рождество - 25 декабря; день Василия Великого - 1 января; 6 января – самое веселье - Крещение.
Сибирская молодежь обожает так называемые страшные вечера: гуляют, играют, гадают, рядятся в костюмы. Маска – обязательный атрибут, а называется она по-сибирски – харя. Особенно в почете харя медведя, цыгана, солдата и всякой нечисти.
Специально для угощения ряженных енисейские хозяйки в Рождество Христово пекут из теста коровок, собак, зайцев. Стол, приготовленный для себя, тоже изобилует яствами: традиционны орехи и мед, а в центре – целиком зажаренный поросенок - вкуснота! Девушки долго за праздничным столом усидеть не могли - скорей на улицу, гадать! Закрыть глаза, перекреститься и, на удачу, вытащить полено из поленницы. Если корявое и сучковатое - муж будет старый и некрасивый, если гладкое - молодой красавец.
100 лет тому назад…
Сегодняшние городские елки - это, конечно, не ноу-хау. Первую общественную елку организовал городской голова Н. К. Переплетчиков в 1891 году. Свои, между прочим, средства вложил, и устроил праздник для 500 детей из бедных семей. По словам современником, успех был грандиозный, и событие стало ежегодным.
К концу XIX века Новый год в Енисейской губернии встречают уже вполне по-европейски: с танцами под живую музыку, елкой, маскарадными костюмами, среди которых самый любимый у малышей – гном с колпаком и бородой до пояса. Празднуют и в семьях, и в школах, и в культурных учреждениях. Читают стихи о зиме, почитаемые всеми басни Крылова; обязательный пункт программы - гимн «Боже, Царя храни», который исполняют стоя и хором. В центре зала – елка, украшенная флажками, ангелочками, самодельными игрушками, сладостями. Чуть позже появляются «настоящие» игрушки – красивые шары из Германии. Стоят они бешеных денег: от рубля до пятидесяти. Чтобы найти покупателей, купец Гадалов за месяц подает рекламу в местные газеты.
1918–1924
Советская власть поначалу и сама не знает, что делать с любимыми народными праздниками. То ли вообще запретить Новый год и Рождество, то ли организовывать самой с помощью вездесущих комсомольцев, то ли загонять всех в декабре-январе на антирелигиозные лекции. Какой Дед Мороз, когда нынче новых кумиров?
Вообщем, последний раз красноярцы широко празднует Новый год в 1922-1924 годах. Гуляет весь город! Программы в клубах придуманы так, чтобы и нашим, и вашим. В клубе «Печатник» пролетарские стихотворения и песни идут вперемешку с буржуазными романсами. После - танцы и игры. В буфете есть пиво, квас, а вот чай и закуски – по предварительной записи. В полночь открывается кабаре! Клуб «Маяк» Культотдела Союза Рабочих Полиграфического Производства устраивает в январе бесплатные детские праздники. Каждому сопровождающему полагается индивидуальный билет, а ребенку еще и открытка с надписью «Юному пролетарию на память…».
Уже в 1925 советская власть признает мещанским праздником и запрещает Новый год, хороводы «под Елочку» на целых десять лет уходят в подполье.
1936–1970
В 1936 году Новый год был «реабилитирован»! 28 ноября 1935 года в газете «Правда» появляется письмо секретаря ЦК ВЛКСМ Павла Постышева, в котором говорится, что до революции представители правящих классов наряжали елки, на которые дети рабочих могли только с завистью смотреть через окно. Так почему бы в новое время не устраивать елки для детей рабочих и крестьян? В нашем крае брошен лозунг: «Устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» Вифлеемская звезда на верхушке дерева превращается в звезду Кремлёвских башен.
И теперь во всех городских театрах Красноярска, клубах, кинотеатрах новогодние праздники проходят еще веселее, чем раньше. Главная елка города организована 1 января 1937 года в цирке. Детвора развлекается на каруселях, в комнате смеха, а хит веселья – мини-трамвайчик, курсирующий вокруг елки.
Идеологическая составляющая, конечно, остается, как и тосты за вождей, и патриотические стихи, и песни. Но есть и вольности. В Дом учителя 31 декабря 1938 не пробиться: здесь не только дают джаз, а еще и объявлен конкурс на лучший костюм. За первые четыре места обещают часы, фотоаппарат, гитару и целых 100 рублей. Вход на мероприятие платный: в костюме – 2 рубля, без – 5.
В детских садах тоже повсеместно праздники. Но за детьми жестко бдят. Наркомпрос выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника.
В каникулы народ развлекается и на улицах. В городском саду тоже установлена елка, есть ледяные горы и каток. Весь январь здесь толпы народу, хоть и морозы нечета нынешним - минус 40, а то и все 50.
Елка как инструмент пропаганды
После 1936 года елка разрешена - ставь хоть по три штуки в дом. C этого времени в домах горожан появляются фабричные елочные игрушки: сначала очень простые из ваты, ткани, картона, бумаги; затем все более яркие и нарядные, напоминающие дореволюционные. Тем не менее, елка остается инструментом пропаганды: среди игрушечных мишек и белочек встречаются и полярники, и летчики, и красноармейцы. После войны на красноярских елках появляются автомобили «Победа». И еще одно новшество - 1 января 1948 года впервые не нужно идти на работу, теперь это выходной день! Корзинки, серебристые шишки, золотистые шары, часы, бумажные дирижабли и рыбки - игрушки 1950-х годов. В эпоху Хрущева, на каждой правильной елке - хрущевские «початки кукурузы».
В 1959 году фабрика «Бирюсинка» выпускает свои первые шары - елка становится еще краше. Первым игрушкам зеркальный блеск придавали с помощью серебра, потом перешли на более дешёвый алюминий; роспись была только ручной.
Время игрушек на прищепках – 1960-1970-е годы. Среди рубиновых звезд, дирижаблей, флажков с пионерами появляются октябрята, граждане, одетые в национальные костюмы всех советских республик, - вот она, политкорректная елка. В честь полетов в космос выпустили космонавтов, игрушечные спутники и ракеты.
1970
Впервые на экране телевизоров глава государства Леонид Брежнев с новогодним поздравлением. И оно завершает классический «комплект» Нового года вместе с шампанским под бой курантов, салатом «Оливье», мандаринами, заливным из рыбы или языка, если повезет шпротами, и дефицитными подарками под елкой. Любимой - духи «Клима», доставшимися по большому блату, а если такого нет - «Быть может». Мужчине - традиционный парфюм «Русский лес» или «Тройной». Ребенку - железная дорога!
Дальше в нашей летописи смысла нет. Новый год сегодня для одних красноярцев - те же самые 70-е, для других – новейшая история: ночные клубы или веселье а-ля русская елка в Тайланде-Египте с танцами до утра и купанием в бассейне под удивленными взглядами иностранцев… Так Новый год же, гуляем!
...
nayz:
очаровашка писал(а):Решила перед Новым годом узнати как же его раньше праздновали и вот что узнала!!
Очаровашка, мои аплодисменты!!!И сама новое узнаешь и с нами поделиться не забываешь!!!
очаровашка писал(а):К концу XIX века Новый год в Енисейской губернии встречают уже вполне по-европейски: с танцами под живую музыку, елкой, маскарадными костюмами, среди которых самый любимый у малышей – гном с колпаком и бородой до пояса. Празднуют и в семьях, и в школах, и в культурных учреждениях. Читают стихи о зиме, почитаемые всеми басни Крылова; обязательный пункт программы - гимн «Боже, Царя храни», который исполняют стоя и хором. В центре зала – елка, украшенная флажками, ангелочками, самодельными игрушками, сладостями. Чуть позже появляются «настоящие» игрушки – красивые шары из Германии. Стоят они бешеных денег: от рубля до пятидесяти. Чтобы найти покупателей, купец Гадалов за месяц подает рекламу в местные газеты.
А вот про празднование НГ в нашей губернии я раньше не слышала!Интересно, Гадалов нашел покупателей на свой дорогущий товар?...
очаровашка писал(а): Наркомпрос выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника.

О, мой БОГ!На какую фигню люди тратили свою жизнь...
очаровашка писал(а):Время игрушек на прищепках – 1960-1970-е годы. Среди рубиновых звезд, дирижаблей, флажков с пионерами появляются октябрята, граждане, одетые в национальные костюмы всех советских республик, - вот она, политкорректная елка. В честь полетов в космос выпустили космонавтов, игрушечные спутники и ракеты.
А вот в этом месте прям ностальгия накатила!!!Это же игрушки моего

детства.У нас с мамой тоже и "Граждане в нац. костюмах" были, и ракеты, и космонавты со спутниками, и игрушки на прищепках...
очаровашка писал(а): В эпоху Хрущева, на каждой правильной елке - хрущевские «початки кукурузы».

Умора...
очаровашка писал(а):классический «комплект» Нового года вместе с шампанским под бой курантов, салатом «Оливье», мандаринами, заливным из рыбы или языка
Для нашей семьи это до сих пор осталось неизменным, смешно, но это действительно так!
...