Malfrida:
23.07.16 17:51
Виктория В писал(а):Добавлю, что есть сторонники версии, изображающей Святослава жестоким честолюбивым завоевателем, а есть сторонники гипотезы, утверждающей,что Святослав действовал как патриот своей земли - я принадлежу к последним.
Виктория, я тоже принадлежу к тем, кто считает Святослава патриотом. Ведь все, что бы он ни делал, он старался делать на благо своего народа, знаю, что некоторые сравнивают его по кровожадности с Владом Цепешем. Конечно, Святослав не был ангелом, но и исчадием ада он тоже не был, он был просто человеком своего времени, да, жесткий, но излишне слабый, добродушный и мягкий военачальник не смог бы вести за собой людей, с другой стороны он любил свою мать, своих детей, старался для процветания своей земли, показывает, что Святослав был не лишен положительных качеств, его было за что любить. В храбрости и честности Святославу не отказывали даже его враги.
Насчет честолюбия...плох тот генерал, который не мечтает победить.
Кстати, кто-то считает, что у Святослава был или старший брат, или младший. Как вы думаете, было ли это так на самом деле или нет?
Подобное встречала в худ. литературе, в более-менее документальных книгах этого не попадалось, может быть, существуют какие-то малоизвестные факты?
Виктория В писал(а):Я тоже поддерживаю "славянскую" версию происхождения князя, поскольку считаю, что генетические исследования не являются стопроцентным доказательством "норманнского" происхождения конкретно Рюрика.
Я тоже на стороне версии о славянском происхождении Рюрика. Согласна насчет ген. исследований.
Есть серьезные дядечки, которые утверждают, что все мы (человечество) произошли чуть ли не от одной обезьянки
так что все в какой-то мере родственнички))
...
Виктория В:
23.07.16 21:15
Мария, приветствую!
Malfrida писал(а):Виктория, я тоже принадлежу к тем, кто считает Святослава патриотом. Ведь все, что бы он ни делал, он старался делать на благо своего народа, знаю, что некоторые сравнивают его по кровожадности с Владом Цепешем. Конечно, Святослав не был ангелом, но и исчадием ада он тоже не был, он был просто человеком своего времени, да, жесткий, но излишне слабый, добродушный и мягкий военачальник не смог бы вести за собой людей, с другой стороны он любил свою мать, своих детей, старался для процветания своей земли, показывает, что Святослав был не лишен положительных качеств, его было за что любить. В храбрости и честности Святославу не отказывали даже его враги.
Да, честный, храбрый, и еще настоящий друг - вот каково мое мнение о Святославе.
Обстоятельства обороны болгарской крепости Доростол немногочисленным русским войском от мощной византийской армии наводят на мысль, что простые воины были для Святослава не просто соратниками, но побратимами. Этот факт не вписывается в образ бездушного полководца-завоевателя.
Malfrida писал(а):Кстати, кто-то считает, что у Святослава был или старший брат, или младший. Как вы думаете, было ли это так на самом деле или нет?
Подобное встречала в худ. литературе, в более-менее документальных книгах этого не попадалось, может быть, существуют какие-то малоизвестные факты?
Тоже встречала подобное утверждение в худ.литературе. Но поскольку Святослав был главным наследником, логично предположить, что он был старшим братом.
Malfrida писал(а):Я тоже на стороне версии о славянском происхождении Рюрика. Согласна насчет ген. исследований.
Кстати, один немецкий академик (вернусь домой, посмотрю в записной книжке его имя) категорически утверждает, что не может быть речи, чтобы норманны стояли у истоков основания древнерусского государства - исторические обстоятельства противоречат этому.
...
Malfrida:
25.07.16 11:45
Виктория В писал(а):Да, честный, храбрый, и еще настоящий друг - вот каково мое мнение о Святославе. Обстоятельства обороны болгарской крепости Доростол немногочисленным русским войском от мощной византийской армии наводят на мысль, что простые воины были для Святослава не просто соратниками, но побратимами. Этот факт не вписывается в образ бездушного полководца-завоевателя.
Плюс гордый до невозможности.
Виктория В писал(а):Тоже встречала подобное утверждение в худ.литературе. Но поскольку Святослав был главным наследником, логично предположить, что он был старшим братом.
Это-то понятно, но с чего это все берется?
В теме есть проф. историки, может они что скажут?
Виктория В писал(а):Кстати, один немецкий академик (вернусь домой, посмотрю в записной книжке его имя) категорически утверждает, что не может быть речи, чтобы норманны стояли у истоков основания древнерусского государства - исторические обстоятельства противоречат этому.
Мне встречалось и такое утверждение, что прототипами скандинавских богов послужили именно вожди славянских племен. Мол, Один, Тор - это были когда-то вожди, пришедшие от венов (славян), только автора не скажу, не помню, что-то крутится, а вот точно вспомнить не могу, книгу брала в библиотеке, может вам такое попадалось?
Отрывок из книги Забелина, не про генетику, а про то, что скандинавы не могли образовывать нас, а наоборот сами многое у славян переняли. Не про это ли вы говорите?
Идет извечный спор двух версий. Как обычно, одни ученые утверждают, что это норманны принесли цивилизацию в дремучие славянские леса, другие - что нет, что сами норманны многое переняли у славян.
Цитата:Забелин приводит слова польского ученого Лелевеля: «Я сомневаюсь в высшей образованности норманнов», - говорит он в своем «Рассмотрении Истории Государства Российского» и затем, приступая к рассмотрению этого вопроса, описывает состояние норманнов в IX и в начале X века, когда они напали на франков. По его изображению, это были, так сказать, нищие бродяги, искавшие грабежа и добычи, которые одевались и вооружались, устраивали себе конницу только грабежом местного населения и которые точно так же оставшись хозяевами в стране, не имея сами ничего похожего на какую-либо образованность, тотчас принимали веру, язык, порядок жизни, весь обычай туземцев. «Итак, можно ли полагать и верить, - заключает автор, - чтобы варяги (норманны), пришедшие к славянам, были образованнее своих единоземцев, устремившихся во Францию?»
Дальше он очень основательно объясняет, что сама поэзия и мифология скандинавов, на которой так много основывают последующие защитники Норманнской версии, стала развиваться с той поры, когда сами норманны сделались особенно славными в своих набегах на чужие земли. Их знаменитые саги есть уже последствия их славных подвигов. "Скандинавская поэзия, - говорит автор, - возрастала по мере распространения круга действий скандинавов, приобретением новых понятий и влиянием познаваемого ими христианства. Она усовершенствовалась во время их набегов и разбоев, по мере приобретения образованности и просвещения сими дикими завоевателями." Таким образом, выходит наоборот, что не норманны разносили образованность, а сами они образовывались у тех народов, на которых нападали и у которых оставались на житье. Это уже потому верно, что вообще европейское развитие искони распространялось с юга Европы от греков и римлян, а не из северных диких углов материка.
«Итак, не удивительно, - продолжает автор, - что скандинавы не произвели никакого впечатления на Славян Новгородских и Днепровских в отношении к образованности и просвещению. Они преклонили колена перед Перуном и покорились существовавшему порядку вещей, по той причине, что по своему развитию стояли несравненно ниже туземцев и овладели полем действия потому, что представляли дикую военную и разбойную силу, с которой вообще бывает трудно бороться даже и высокообразованным народностям.»
.....
«Набеги норманнов и завоевания их долгое время подобно молнии блистали и исчезали, пока, наконец, составились из оных государства. Но даже во время существования сих государств, спрашиваю, был хотя один город в Скандинавии около 1000 года, который бы мог сравниться с Киевом? В самую блестящую эпоху их завоеваний, когда скальды воспевали знаменитые подвиги своих соотчичей, в Скандинавии почти не было городов. Владения скандинавов были реки, холмы, равнины; а собственность славян составляли грады, города. Земля славянская, изобиловавшая всеми жизненными потребностями, населенная многими городами, была для варягов всегдашнею целью набегов, потому что они находили в оной столько же добычи, богатства и городов, как в соседней стране Биярмии. Из этого я заключаю, что славяне были на высшей степени образованности, нежели варяги во время пришествия их в землю славянскую. Это не гипотеза, не предположение, извлеченное из сравнения или подобия варягов и славян с греками, римлянами, хазарами или татарами, но очевидная истина, основанная на современных происшествиях и описаниях.»
Естественное развитие торговых отношений с древнейшего незапамятного времени, возникновение городов еще до прихода варягов и все те признаки самостоятельной и могущественной народной силы, с которой Русь вдруг выходит на сцену истории, объясняются просто и верно, одним только здравым предположением, что источники или корни этой силы находятся далеко за пределами варяжского девятого века.
И. Е. Забелин. "История русской жизни с древнейших времен", часть 1,"Доисторическое время Руси", глава 2 "Откуда идет русское имя".
Надеюсь, из темы вы не выставите за флуд?
...
Виктория В:
25.07.16 16:40
Всем добрейшего!
Malfrida писал(а):
Плюс гордый до невозможности.
Возможно.
Malfrida писал(а):Это-то понятно, но с чего это все берется? В теме есть проф. историки, может они что скажут?
Мария, припоминаю, вроде в одной из летописей было сказано, что брат Святослава Глеб(Улеб) пострадал от его руки за свои христианские убеждения. Подозреваю, что Глеб помогал единоверцам-ромеям в ущерб интересам Святослава,и это была с его стороны государственная измена. Преследуй Святослав всех христиан за веру историки бы не промолчали об этом, да и родная мать Святослава являлась христианкой, которую он оставил править страной в свое отсутствие.
Malfrida писал(а):Отрывок из книги Забелина, не про генетику, а про то, что скандинавы не могли образовывать нас, а наоборот сами многое у славян переняли. Не про это ли вы говорите?
Нет, книгу Забелина я не читала, пользовалась другими монографиями. Последней из них была объемная книга "Славяне и скандинавы", включающая в себя статьи немецких, финских, норвежских, датских, шведских и советских ученых. Высказывания своего немецкого академика я взяла оттуда.
Malfrida писал(а):Надеюсь, из темы вы не выставите за флуд?
Мария, информацию об исторической эпохе, описанной в романе я не считаю флудом. И предлагаю перейти на "ты".
...
Malfrida:
27.07.16 14:42
Виктория В писал(а):И предлагаю перейти на "ты".
Хорошо, давай на "ты"
Виктория В писал(а):припоминаю, вроде в одной из летописей было сказано, что брат Святослава Глеб(Улеб) пострадал от его руки за свои христианские убеждения. Подозреваю, что Глеб помогал единоверцам-ромеям в ущерб интересам Святослава,и это была с его стороны государственная измена.
А вот с этого места, пожалуйста, поподробнее, какая именно была летопись, не подскажешь, чтобы полазила сама? Интересно ведь
Виктория В писал(а):Преследуй Святослав всех христиан за веру историки бы не промолчали об этом, да и родная мать Святослава являлась христианкой, которую он оставил править страной в свое отсутствие.
Что Ольга была христианкой - это факт (знаю), сам Святослав был не против этого и чтобы христианство было тоже, только на предложение матери о принятии христианства самому отказался, мотивируя свой отказ тем, что его дружина князя-христианина не примет. А про брата не встречала.
Виктория В писал(а):"Славяне и скандинавы"
Эта?
Не читала, но в ближайшее время исправлю.
...
Tannit:
27.07.16 20:04
Приветствую!
Виктория В писал(а): Ваши замечания, как специалиста, без сомнения будут интересны не только мне, но и другим участникам темы.
Для вдумчивого исследователя вопроса статья из Вики ни разу не должна служить доказательством, уверяю Вас, как модератор Вики.
Там содержание и смысл статей, особо представляющих нац. интерес, может меняться два раза в день. Доводилось быть свидетелем таких редакций, попыток "натянуть сову на глобус".
Статью о Рюриках делали норманисты, по крайней мере, процитированный материал о генетике.
Лучше найти работы Анатолия Клесова о генетике Рюриковичей. Есть его статья, где проводит "разбор полетов" с ДНК-материалом дворянского собрания. Рекомендую.
N1с1 и R1a1 - обе славянские.
Важно помнить, что этнос складывается из трех составляющих: культура, язык и антропологический тип (пресловутая генетика), которые комбинируются в самых различных вариациях. Так славяне - это огромный культурный конгломерат, населявший огромную территорию, в котором общие язык и культура (и то после века 9-го), а антропология очень разная. На севере происходила ассимиляция условно автохтонных финно-угорских племен, в том числе, мери, муромы; на юге - с наследниками скифов, кавказоидами-аланами, представителями салтово-маяцкой культуры.
Мне импонируют то, что делает Задорнов, но он сам понимает, что его уровень - популяризаторский и здесь требуется комплексный подход к вопросу.
Скандинавское присутствие подтверждается, найдены захоронения под Киевом атрибутированные, как скандинавские, но в скудно малом количестве. Это были наемники, о которых свидетельствуют Повести, а так же скандинавские и византийские источники.
В последнее время появилось много лингвистических и не очень работ с попыткой доказать славянскую этимологию летописных имен, считающихся скандинавскими, а так же названий днепровских порогов.
Виктория В писал(а): Вы совершенно обоснованно называете роман фэнтези, он не может быть иным, если известны только исторические имена и скупо обрисованные немногочисленные исторические факты, взятые из древнерусских летописей.
Источников всего три с половиной. История Древней Руси представляет собой трактовки труда Нестора, предположительно, написанного по заказу князя Владимира, желавшего породниться с византийскими базилевсами, которые их всех "варваров" признавали только франков, а варяги состояли с франками в союзнических или вассальных отношениях.
Виктория В писал(а):Таня, очень надеюсь, что чтение моего романа не покажется вам зря потраченным временем.
Мне интересны идея и ее исполнение, и авторский стиль. О сюжете пока не могу сделать заключение.
...
Виктория В:
28.07.16 18:00
Всем добрейшего!
Malfrida писал(а):Хорошо, давай на "ты"
Маша, так легче беседовать и обмениваться мнениями.
Malfrida писал(а):
А вот с этого места, пожалуйста, поподробнее, какая именно была летопись, не подскажешь, чтобы полазила сама? Интересно ведь
Иоакимовская летопись. Привожу выдержку из Википедии.
О его жизни и деятельности известно очень мало. Иоакимовская летопись В. Н. Татищева называет Глеба единственным братом великому князю Киевскому Святославу[1]. М. Ю. Брайчевский предложил две версии родства с киевскими князьями: либо он был младшим сыном Игоря и Ольги, либо двоюродным братом Святославу. При этом последнее историк считал более вероятным.
Вот такой интересный поворот. К слову, я склонна согласиться с Брайчевским, - скорее всего, Глеб(Улеб), если судить по незначительности его положения, действительно являлся не родным, а двоюродным братом великому князю киевскому.
Malfrida писал(а):
Что Ольга была христианкой - это факт (знаю), сам Святослав был не против этого и чтобы христианство было тоже, только на предложение матери о принятии христианства самому отказался, мотивируя свой отказ тем, что его дружина князя-христианина не примет. А про брата не встречала.
Да, складывается впечатление, что Святослав не был сторонником христианства, но не был также его убежденным противником. Кстати, если исходить из Иоакимовской летописи, то Глеб не был предателем, и личного конфликта между ним и Святославом не было.
Согласно же Иоакимовской летописи погиб во время войны Руси с Византией под 971 годом[1]. В начале византийцы предложили Святославу разграбить Болгарию и вынудить отказаться от византийской дани. Святослав захватил большую часть Болгарии и решил оставить эти земли за собой. Император Византии Иоанн I Цимисхий отправился в поход против русов, так как сам имел виды на Болгарское царство. В результате этой войны русское войско после героической обороны Доростола, сопровождавшейся большими потерями, оставило Болгарию. Затем, по возвращению домой, Святослав застал у Днепровских порогов перечнегов и отошёл на зимовку в устье Днепра. Весь этот поход Улеб был руководителем христианской части дружины. Во время голодной зимовки русы-язычники обвинили в поражении русов-христиан, по их мнению, прогневавших языческих богов. Все христиане, в том числе и глава христианского контингента Улеб были казнены. Казнь языческой частью дружины христианской составляющей говорит о подавляющем превосходстве первой, так как со Святославом зимовать остались лишь самые преданные язычники и брат со своей дружиной.
Единственный брат Святослава погиб из-за религиозных суеверий. Вот уж терпеть не могу раздоры на почве веры. Религиозные фанатики сами толком не знают из-за чего спорят, и зачастую их поступками руководят плохо скрытые корыстные мотивы.
Точно, эта .
Теперь у меня на очереди монография доктора исторических наук Андрея Богданова "Святая воительница княгиня Ольга".
Надеюсь с ее помощью найти ответы на многие вопросы древнерусской истории.
Tannit писал(а):Приветствую!
Таня, здравствуй!
Tannit писал(а):Для вдумчивого исследователя вопроса статья из Вики ни разу не должна служить доказательством, уверяю Вас, как модератор Вики. Там содержание и смысл статей, особо представляющих нац. интерес, может меняться два раза в день. Доводилось быть свидетелем таких редакций, попыток "натянуть сову на глобус".
Понимаю ваше недоверие; Википедия в моем понимании - это труд энтузиастов, которые щедро делятся своими знаниями с любознательными пользователями Интернета. Специалисты вправе невысоко оценивать ее статьи. Но для таких людей как я, которые любят историю и интересуются историей, но не являются историками, даже эти крохи знаний, которые перепадают с прочтения Википедии, являются большим подспорьем, так как редко у кого есть возможность работать с архивами старинных документов. Я потому в своем ответе Маше привела выдержку, касающуюся гибели князя Глеба, поскольку мне этот рассказ внушает доверие, никому не было выгодно нарочно его придумывать.
Tannit писал(а):Статью о Рюриках делали норманисты, по крайней мере, процитированный материал о генетике.
Лучше найти работы Анатолия Клесова о генетике Рюриковичей. Есть его статья, где проводит "разбор полетов" с ДНК-материалом дворянского собрания. Рекомендую.
При случае непременно почитаю.
Tannit писал(а):Мне импонируют то, что делает Задорнов, но он сам понимает, что его уровень - популяризаторский и здесь требуется комплексный подход к вопросу.
Я полностью разделяю ваше мнение о усилиях Задорнова.
Пусть он популяризатор, но он сделал главное - пробудил в своих соотечественниках интерес к собственной истории.
Tannit писал(а):
Мне интересны идея и ее исполнение, и авторский стиль. О сюжете пока не могу сделать заключение.
Для меня история как для Александра Дюма - гвоздь, на который я вешаю свою картину.
Окончательной вашей оценки, Таня, буду ждать после завершения романа.
...
Ledi Ixss:
30.07.16 17:44
Виктория,здравствуйте,прочитала первую часть "Сказания о Вещем Олеге",очень понравилось.Принимайте в читатели.Надо сказать,что славянское фэнтази по настоящему интересно пишут лишь единицы,но ваше произведение меня зацепило.С нетерпением жду продолжения!
...
Виктория В:
30.07.16 18:41
Ledi Ixss писал(а):Виктория,здравствуйте,прочитала первую часть "Сказания о Вещем Олеге",очень понравилось.Принимайте в читатели.Надо сказать,что славянское фэнтази по настоящему интересно пишут лишь единицы,но ваше произведение меня зацепило.С нетерпением жду продолжения!
Ledi Ixss, рада вас приветствовать!
Продолжение появится в начале следующей недели в отделе VIP, так что вы вовремя отметились в теме, чтобы беспрепятственно читать роман.
...
yulechka asgard:
30.07.16 19:39
Привет)))) Я ж тоже хочу продолжение. Очень соскучилась. Как отдохнула?
...
Tannit:
30.07.16 21:29
Приветствую!
Виктория В писал(а):Понимаю ваше недоверие; Википедия в моем понимании - это труд энтузиастов, которые щедро делятся своими знаниями с любознательными пользователями Интернета.
Можно на ты.
В целом Википедия – сайт очень полезный. Сама иногда пользуюсь. А высказала я недоверие к конкретному материалу – он, как раз, тот случай, когда «ищи кому выгодно». По данному вопросу существует альтернативное мнение, заслуживающее внимание.
Странно, что не вспоминают в этой связи великое европейское переселение 4-6 вв, спровоцированное нашествием гуннов. Мигрирующие народы контактировали. Германские племена пришли в Скандинавию в конце этого периода и шли через анто-венедскую полосу. А что там да как было на берегах Варяжского моря, точно неизвестно.
Вика, ни в коей мере оспариваю твою авторскую точку зрения. Больше не буду касаться генетики.
Виктория В писал(а):Я потому в своем ответе Маше привела выдержку, касающуюся гибели князя Глеба, поскольку мне этот рассказ внушает доверие, никому не было выгодно нарочно его придумывать.
У Святослава мог быть брат, почему нет. Но источник предвзятый, надо бы его получше изучить. Эта история, кстати, очень похожа на историю о гибели Бориса и Глеба, первых русских христианских мучеников, в которой тоже прослеживается «византийский след».
Конфликт мог иметь место. Христианство пришло на Русь из Византии, а ромеи были очень коварными и всюду, докуда дотягивались, посылали агентов влияния – священники не только крестили, но и проводили внутреннюю политику. Глеб-Улеб, в виду неясной ранне-русской преемственности власти, вполне мог претендовать на киевский престол, при поддержке византийцев. После походов Олега и Игоря на Царь-град базилевсы видели в русах серьезную угрозу.
Виктория В писал(а):Для меня история как для Александра Дюма - гвоздь, на который я вешаю свою картину.
У Валентина Иванова, вообще, Рюрик, внук Гостомысла, в рабстве у викингов плавал на дракаре золотарем.
Пока вспомнила. Об оселедце Святослава.
Вероятно, это - воинская традиция, связанная с трауром по погибшим побратимам, и не имеет отношение к скифам, скальпировавшим врагов.
...
Виктория В:
30.07.16 22:03
Таня, добрейшего!
Tannit писал(а):Можно на ты.
Хорошо.
Tannit писал(а):
Вика, ни в коей мере оспариваю твою авторскую точку зрения. Больше не буду касаться генетики.
Таня, у меня нет своего мнения по вопросу о генах древнерусских князей, предпочитаю читать, что другие, более осведомленные люди пишут о происхождении народов.
Tannit писал(а):
У Святослава мог быть брат, почему нет.
Меня смущает то, что известен только один ребенок князя Игоря - Святосла. В договоре с ромеями 944 года приводятся имена племянников Игоря, а конкретно дети самого Игоря не упоминаются, и это при том, что князь имел помимо Ольги других жен, также являлся по средневековым меркам долгожителем. По идее, при таком положении дел Игорь должен иметь кучу детишек, но кучи княжеских отпрысков не наблюдается и о них не упоминается. С Глебом(Улебом) неясное дело - чей он ребенок. Возможно, князь Игорь по какой-то причине был бесплоден, и Ольга после долгих лет ожидания решилась забеременеть от другого мужчины с согласия мужа, желавшего обрести наследника. Это обстоятельство может также объяснить, почему Ольга родила первенца в позднем возрасте.
Tannit писал(а):Эта история, кстати, очень похожа на историю о гибели Бориса и Глеба, первых русских христианских мучеников, в которой тоже прослеживается «византийский след».
Да, но из Глеба не сделали "святого", что косвенно указывает на незначительность его фигуры.
Tannit писал(а):
У Валентина Иванова, вообще, Рюрик, внук Гостомысла, в рабстве у викингов плавал на дракаре золотарем.
Да, безгранична человеческая фантазия.
Tannit писал(а):Пока вспомнила. Об оселедце Святослава.
Вероятно, это - воинская традиция, связанная с трауром по погибшим побратимам, и не имеет отношение к скифам, скальпировавшим врагов.
Возможно, я тоже думаю, что оселедец - это признак побратимства. Однако эта примечательная деталь мужской внешности до Святослава не упоминается, если я не ошибаюсь, и думаю, Святослав мог перенять ее от своих болгарских побратимов, которые происходили от степняков-булгар. Но эта моя догадка ни на чем конкретно не основывается.
...
Tannit:
31.07.16 12:06
Виктория В писал(а): Таня, у меня нет своего мнения по вопросу о генах древнерусских князей, предпочитаю читать, что другие, более осведомленные люди пишут о происхождении народов.
.
Просто с генокодом все очень неоднозначно. Наличие R1b и N1c1, ну, кроме гаплогруппы G2, обнаружено в катакомбных (по аланскому обычаю) захоронениях Салтово-маяцкой культуры. В Хазарии! Таким образом, можно утверждать что там проживали славяне-сканды-балты и финно-угры.
Виктория В писал(а):Меня смущает то, что известен только один ребенок князя Игоря - Святослав.
Будто с Владимиром Святославовичем все понятно. С Малушей, Ольгой и др.
Нет письменных свидетельств – можно делать любые предположения. Но без доказательств - это не история.
Виктория В писал(а):Возможно, я тоже думаю, что оселедец - это признак побратимства. Однако эта примечательная деталь мужской внешности до Святослава не упоминается, если я не ошибаюсь, и думаю, Святослав мог перенять ее от своих болгарских побратимов, которые происходили от степняков-булгар.
В арабских источниках упомянуто, что русы брились, то есть бороду не носили, борода – «обычай греческий» (византийский, связанный с принятием христианства). В фолькоре есть что-то про стрижку «горшком», то есть прическе придавалось значение. Но в «Радзивиловской летописи», хотя и утверждается где-то, оселедцев нет.
Вероятно, все же обычай у скифов заимствован (через аланов или еще кого-то), но практиковался исключительно в среде военной аристократии.
Еще такой момент, для скандинавов бритая голова – признак раба. Что вступает в противоречие с «норманским происхождением». Хотя скандинавы в дружине Святослава служили, по свидетельству того же Льва Дьякона и сагам о норвежских конунгах на Руси.
...
Виктория В:
31.07.16 13:46
Tannit писал(а):Просто с генокодом все очень неоднозначно. Наличие R1b и N1c1, ну, кроме гаплогруппы G2, обнаружено в катакомбных (по аланскому обычаю) захоронениях Салтово-маяцкой культуры. В Хазарии! Таким образом, можно утверждать что там проживали славяне-сканды-балты и финно-угры
Таня, спасибо за сведения. С твоей помощью буду иметь более ясные представления о 9 и 10 веках.
Можно ожидать, что в Хазарии будут обнаружены захоронения славян, скандинавов и финнов, все-таки международные отношения с хазарами у наших предков были довольно тесными. А вот подробности захоронений это очень познавательно.
Tannit писал(а):Будто с Владимиром Святославовичем все понятно.
А что с князем Владимиром не так? Вроде известно кто его родители - прославленный князь-полководец Святослав и ключница Малуша.
Tannit писал(а):Нет письменных свидетельств – можно делать любые предположения. Но без доказательств - это не история.
Это точно, остается довериться имеющимся источникам и надеяться на нахождение новых. Ну, и еще опираться на здравый смысл, который помогает восполнить лакуны в древней истории и создавать плодотворные гипотезы. По мне, лучше с энтузиазмом искать ответы на загадки истории, не боясь ошибиться, чем проявлять к ней равнодушие. Отрицательный опыт тоже опыт.
Tannit писал(а):
Еще такой момент, для скандинавов бритая голова – признак раба. Что вступает в противоречие с «норманским происхождением». Хотя скандинавы в дружине Святослава служили, по свидетельству того же Льва Дьякона и сагам о норвежских конунгах на Руси.
Интересная информация, скорее всего наличие бритых голов русов - это свидетельство того, что норманнов среди них было мало. Но скифы были степняками, и хорошо бы рассмотреть версию происхождения оселедца в этом направлении.
Таня, известно ли какой был внешний вид у степных булгар, печенегов?
...
Malfrida:
31.07.16 17:35
Виктория В писал(а):Иоакимовская летопись.
Вика, спасибо.
Виктория В писал(а):К слову, я склонна согласиться с Брайчевским, - скорее всего, Глеб(Улеб), если судить по незначительности его положения, действительно являлся не родным, а двоюродным братом великому князю киевскому.
Да, это больше похоже на правду. Если бы он был и правда младшим братом(и существовал вообще), то его ценность была бы выше, о нем бы больше упоминалось, хоть что-то о его делах. Не мог же он засветится только в одном эпизоде.
Виктория В писал(а):Гибель князя Глеба
Честно говоря, мне сомнителен данный эпизод, т.к. нигде больше не встречается, кроме как в Иоакимовской летописи, в подлинности которой есть сомнения, в той же Википедии в статье, посвященной Иоакимовской летописи, упоминается, что сам Татищев изменял текст летописи по ходу работы. Если это было, то должно упоминаться как минимум ещё хотя бы в одном-двух источниках, но Святослав как гонитель веры не выступает, упоминается лишь о насмешках.
Виктория В писал(а):Вот уж терпеть не могу раздоры на почве веры. Религиозные фанатики сами толком не знают из-за чего спорят, и зачастую их поступками руководят плохо скрытые корыстные мотивы.
Согласна.
Виктория В писал(а): Андрея Богданова "Святая воительница княгиня Ольга"
С историей Святослава я познакомилась как раз из его книг.
...