Настёна СПб:
11.06.24 12:06
ЕЛЕНА МАТВЕЕВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОССИИ»
Книга входит в серию «Моя первая книга», но и я, прочитавшая множество информации о городах Золотого кольца, с удовольствием с ней ознакомилась. В некоторых отзывах отмечают, что это не путеводитель, ну так книга и позиционируется как «путешествие», рассказ.
Рассказы о городах краткие, но историческая справка интересная. Много фактического материала, но не со всеми расставленными акцентами я согласна. Например, мне показались немного преувеличенными переживания автора по поводу затопления Мологи и Калязина при основании ГЭС. Или на страницах о Александрове говорится о 101-м километре, но ни слова о Елизавете Петровне. И рассказывая о полёте Никиты Лупатова, Матвеева не упоминает, как делает в других случаях, что это всего лишь легенда.
Книга очень красочная. Шикарные иллюстрации включают и репродукции картин (я впервые увидела работы Екатерины Камыниной), и фотографии Прокудина-Горского. Захотелось вновь посетить города, в которых я была, и съездить в ещё незнакомые места.
Оценка – 5 –.
...
Настёна СПб:
11.06.24 12:07
«Русский гид ПОЛИГЛОТ» (Илья Кочергин): «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»
Краткий, но довольно информативный путеводитель с хорошими картами. Порадовало упоминание Гороховца, который часто теряется среди более известных городов Золотого кольца.
К сожалению, не обошлось без ошибок. Когда я говорила, что в книге Е.Матвеевой о путешествии по Золотому кольцу при описании Александровой слободы не упомянута Елизавета Петровна, я хотела не такого:
«В монастыре под надзором вплоть до своего воцарения жила будущая императрица Елизавета Петровна.» Э-э, в Александрове Елизавета весьма привольно жила (и вовсе не в монастыре) тогда, когда в Москве находился императорский двор в 1728-32 гг. Откуда эти байки? Дальше ещё интереснее. Углич:
«Во время польской интервенции могилу Дмитрия вскрыли, останки царевича объявили нетленными и перевезли в Москву», – я-то думала, это сделал Шуйский. Или о Суздале:
«После 1917 г. Суздаль так же подвергся разрушению, как и другие города России.» Это автор о чём? И тут же пишет, что в 1920-30-гг. В.Романовский и А.Варганов многое сделали для Суздальского музея.
Оценка – 4.
...
Настёна СПб:
12.06.24 00:08
ВАЛЕНТИН КОСТЫЛЕВ «ИВАН ГРОЗНЫЙ: Море. Невская твердыня» (Том II)
II-й том очень сумбурный. События Ливонской войны, кроме обороны Пскова, упомянуты мимоходом; Молодей попросту нет. Совершенно не объяснён заговор 1567 г. Челяднин, Старицкий и Висковатый проходили по разным делам, но автор не стал углубляться и лихо перескочил из 1567 г. в 1581. Не захотел описывать «неудобное» время?
Я к Ивану Васильевичу нормально отношусь, но не считаю, что все дошедшие до нас «ужастики» о его правлении неправда. Всякое было… Под конец книги Иван Грозный стал припадочным, желчным, нетерпимым, и, как отметил кто-то из героев, «После потери моря он словно с ума сошёл.» Мне царь был симпатичен в I-м томе, но его образ рассыпался в последней части.
Впервые в жизни мне понравилась Мария Темрюковна, в ней чувствуется характер. Хотя я вновь удивляюсь, что она «не чета скромной русской боярышне» – это со строгим кавказским воспитанием? Да, её не любили, в исторических песнях Кученей осталась «злой женой», но спасибо автору, что обошёлся без грязи. Лишней показалась романтическая линия Иоанна с черничкой (слово-то какое Костылев подобрал неприятное, липкое) Александрой – совершенно ни о чём.
Понравился Борис Годунов – умный, справедливый, энергичный, такому бы в цари
. Подозреваю, что советские авторы показывали Скуратова ближайшим и честнейшим советником и сподвижником царя с предопричных времён потому, что у Григория Лукьяновича происхождение «правильное». В противовес родовитому боярскому злу выведен захудалый дворянин чуть ли не от сохи, ещё и погибший на войне. Кстати, а куда в 3-й части провалились два брата-акробата Грязных? Я-то знаю их судьбу, но в романе они, которым было уделено немало времени, куда подевались?
Много неправдоподобных моментов. Каким образом Феоктиста, при живом муже Грязном, вышла за Никиту Годунова, кто бы их обвенчал даже по царской воле? И я молчу, что эта линия полностью вымышленная. Разговор Андрея с Герасимом возле Студёного моря получился каким-то глупым: они не знают, куда на Руси воеводы пропадают? Встречаются просто ошибки. Оказывается, в 1571 г. Девлет-Гирей внезапно (!) напал на Москву. Кто такой митрополит Филипп и почему в 1581 г. он в заточении? Ермака раньше времени похоронили.
Ну и красной нитью – царская мечта о море. У Грозного оно было – море. Если необходим порт на Балтике, то построй его на Неве, как через 150 лет сделает Пётр I.
Оценка – 3.
...
Настёна СПб:
23.06.24 23:28
АЛЕКСАНДР ДЮКОВ «ЗА ЧТО СРАЖАЛИСЬ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ»
«…Мы забыли о чём-то очень важном», – такими словами начинается эта книга. Основанная на документах и воспоминаниях – тяжёлая, страшная. Не скажу, что прочитала что-то принципиально новое, но было больно.
Главное, что мы должны помнить и осознавать (а кто-то и узнать), что советских людей шли убивать. Чаще встречается слово русские, т.к. для «них» мы все русские. Не нести цивилизацию, избавлять от большевизма или угощать сосисками с пивом. Нас шли уничтожать. Потому что мы не люди, а населяющие огромную территорию недостойные быть даже рабами недочеловеки, от которых необходимо избавляться. С Западом Германия вела обычную войну, Восточный фронт – это война тотальная, где не действуют никакие права и правила.
Массовые убийства и издевательства над детьми, женщинами и стариками, сожжённые деревни вместе с жителями, угон в рабство, расстрелы и пытки военнопленных – это не редкие чудовищные эксцессы, именно так, согласно приказам, надлежало поступать немецким войскам с советскими людьми и на советской земле. Более трезвомыслящие из нацистского командования докладывали наверх, что солдатам невозможно бесконечно стрелять, закапывать, сжигать беззащитных – сойдёшь с ума или станешь садистом. Но всё должно было идти по плану уничтожения. И фашистская армия, освобождённая от ответственности за уголовные преступления, развлекалась: забивала до смерти, привязывала за волосы к лошадям, выводила обнажёнными на мороз, закапывала живьём, подвешивала за челюсть, выкалывала глаза… Речь идёт не о каких-то абстрактных людях, а о наших бабушках и дедушках.
Нацисты удивлялись, что советские войска не сдаются в плен, как делали европейские части. Даже в самом начале войны, когда ещё не подозревали, что немецкий плен для русских равен мучительной смерти, мы отступали с упорными боями, а сдавались в самом крайнем случае. Да что там, «эти русские» даже на расстрел «нормально» не выходили – срывали повязки с глаз, поднимались с колен и поддерживали друг друга, чтобы не упасть…
Мне кажется, они так и не поняли, почему проиграли эту так хорошо спланированную войну. Что все их преступления, направленные на запугивания, имели обратное действие. А ещё они были уверены, что мы станем поступать также, как они. Им было удивительно, что мы остались людьми и к простым немцам отнеслись как к людям.
«Не в традициях нашего народа отыгрываться на женщинах и детях, стариках и старухах… Когда мы встречали явно голодную многодетную немецкую семью, то без лишних слов делились с ней едой», – скажет Всеволод Олимпиев.
«Одно дело фашизм, рейх, Германия, другое – старик в нелепой тирольской шляпе с пёрышком, который бежит по развороченной улице и машет клочком простыни», – напишет Илья Эренбург.
С начала Великой Отечественной войны прошло более 80 лет, и многие действительно начали забывать что-то важное. Что тогда, в 41-м, нас шли убивать.
Цитата:Фельдмаршал Вальтер фон Рейхенау: «Последний русский крестьянин теперь понял, что немцы пришли в его страну не для того, чтобы освободить его от большевизма, – они преследуют собственные цели… что голодная смерть или гибель миллионов не имеют для немцев никакого значения.»
Рядовой Эмиль Гольц: «…мы разговаривали с населением языком пулемётов. Крики, стоны, кровь и много трупов. Никакого сострадания мы не ощущали. В каждом местечке, в каждой деревне при виде людей у меня чешутся руки. Хочется пострелять из пистолета по толпе.»
Обер-ефрейтор Иоганнес Гердер: «В одной деревне мы схватили первых попавшихся 12 жителей и отвели их на кладбище. Заставили их копать себе просторную и глубокую могилу. Славянам нет и не может быть никакой пощады.»
Обер-ефрейтор Ле-Курт: «...я вместе с солдатами занимался в свободное от работы время ради своего интереса расстрелом бойцов Красной армии и мирных граждан… Мной было сожжено более 30 домов и 70 человек мирного населения, в основном старики, женщины и дети.»
Ефрейтор Феликс Капдельс: «Пошарив в сундуках и организовав хороший ужин, мы стали веселиться. Девочка попалась злая, но мы её тоже организовали. Не беда, что всем отделением…»
Мария Кайданникова, жительница Острогожска: «Два мадьяра держали за плечи и ноги пленного и медленно поджаривали его живот и ноги на огне. Они то поднимали его над огнём, то опускали ниже, а когда он затих, мадьяры бросили его тело лицом вниз на костёр. Вдруг пленный опять задёргался. Тогда один мадьяр с размаху всадил ему в спину штык.»
Иванова С., Полупанова М., сотрудники санатория: «…семь немецких солдат вытащили из санатория 54 тяжело больных ребёнка в возрасте от трёх лет, уложили их штабелями в несколько ярусов в машине, затем захлопнули дверь, впустили газ… Все дети погибли, они были умерщвлены немцами и сброшены в Тебердское ущелье.»
Рядовой Ги Сайер: «…я понял, что платформа переполнена человеческими телами, за которыми сидели или стояли скорчившись живые люди. Самый осведомлённый из нас коротко пояснил: “Русские военнопленные.” … “Видал, – прошептал он. – Они выставили мертвецов, чтобы защититься от мороза.” От ужаса я и слова не мог вымолвить.»
Пиковская, жительница Киева: «Эти людоеды имеют здоровый вид. Я вспоминаю, как вели по улицам Киева пленных красноармейцев. Хотя они были похожи на мертвецов, раздетые, голодные и босые, но зато в каждом лице чувствовалась сила и ненависть. А эти идут как стадо баранов. Где их прежний фасон?»
В городишке Растенбурге в Восточной Пруссии красноармеец яростно колол штыком манекен из папье-маше, стоявший в витрине разгромленного магазина. «Кукла кокетливо улыбалась, а он колол, колол. Я сказал: “Брось! Немцы смотрят…” Он ответил: “Гады! Жену замучили…” – он был белорусом.» (Илья Эренбург)
Исаак Кобылянский: «Вскоре после вступления в Восточную Пруссию нас ознакомили с приказом, осуждавшим насилие в отношении гражданского населения, особенно женщин, и мародёрство. В приказе говорилось о строгих наказаниях (кажется, вплоть до расстрела), которым будут подвергнуты нарушители.»
Элизабет Шмеер, жительница Берлина: «Нам говорили нацисты, что если придут сюда русские, то они не будут нас “обливать розовым маслом.” Получилось совершенно иначе: побеждённому народу, армия которого так много причинила несчастий России, победители дают продовольствия больше, чем нам давало прежнее правительство. Нам это трудно понять. На такой гуманизм, видимо, способны только русские.»
Оценка – 5.
...
Тина Вален:
24.06.24 09:13
"Дочь часовщика" Ларри Лофтис
Роман является биографией Корри Тен Бом. Хотя нет, немного не так. Скорее, расширенной биографией, ведь в романе рассказывается не только о Корри, но и обо всей ее семье. О семье голландских часовщиков, добрых, трудолюбивых людях, которые верили в Бога, жили не для себя, а во славу Иисуса. Жили и спасали людей, тех, кого преследовали нацисты. В основном, это были евреи, но не только.
Корри пришлось пережить концлагерь, но выжить ей помогла вера. Честно, я даже немного завидую столь глубоко верующим людям, которые во всем уповают на Бога, видят его руку. А еще Корри умеет прощать. Увы, я тоже к таким не отношусь. Я не знаю, как можно простить тех, кто сознательно, не раз и не два, а долгие годы, творил зло. Да даже простить того, кто предав единожды, погубил десятки людей, для меня было бы невозможно. Но тут у каждого свой выбор. Корри верила в то, что делала и еще много лет несла эту веру людям. Я ею восхищаюсь, хотя ее вера мне не близка. Тем не менее, если кому-то это помогла - отлично. И, чем бы не руководствовалась ее семья, они спасли десятки людей. И это тоже замечательно и заслуживает памяти и благодарности.
4 балла.
...
Consuelo:
24.06.24 23:45
Филипп Боссан «Людовик XIV, король – артист»
Филипп Боссан, французский музыковед, писатель, специалист в барочной музыке, сооснователь Центра музыки барокко в Версале, член Французской академии, в своём небольшом исследовании изучает личность Людовика XIV через его увлечение искусством танца, в частности, и музыкой в целом. Весьма любопытный штрих к портрету короля, его двора, окружения и эпохи. В исследовании уделяется время, таким образом, не только главному действующему лицу, но и артистам и музыкантам, так или иначе блиставших или взаимодействующих с королевским двором и королём лично. Как ставились балеты, в которых танцевала королевская особа, и как этот вид танца умирал постепенно, оставляя место для других видов искусства. Сколько времени, усилий и финансов требовали постановки королевского балета – это тоже стало частью работы Боссана.
Любопытно видеть, как взаимосвязаны изменения в отношениях короля и искусства с изменениями в мире его окружающем. Однако есть и неизменные величины, определяющие характер Людовика. Склонность к искусству безусловно повлияла на мироощущение короля, его отношение к трону, как к месту некоего театрального отчасти действия, где ему нужно занять правильную позу, сообразную ситуации.
Исследование написано лёгким слогом, его приятно читать, весьма интересно, чувствуется большая осведомлённость в теме автора. Оценка –
5.
P.S. Биографический труд Боссана о Жане-Батисте Люлли лёг в основу картины «Le Roi danse» («Король танцует»). Мой скромный
отзыв здесь.
...
Настёна СПб:
25.06.24 00:21
АНДРЕЙ КУШНАРЁВ «ВДОЛЬ ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТЫ от Мурома до Вязьмы»
Интересная книжка, рассказывающая о небольших городах (даже городках) бывшей оборонительной линии Русского государства – Засечной черты, родоначальнице погранзастав. Укрепления ставились через 30-40 км – один конный переход. Автор хороший рассказчик, не выдаёт легенды за факты, исторически довольно точен, а если бы ещё постоянно не сетовал на разрушающих церкви безбожных большевиков, было вообще замечательно.
Мне захотелось увидеть двойной памятник Меншикову и Петру в Раненбурге (современный Чаплыгин). Интересно, а кого можно поставить «в пару» к другим нашим правителям?.. В том же Раненбурге есть трогательный памятник юному заключённому Ивану VI. В Мещовске я бы сходила в Музей трёх цариц. Ведь и правда, уроженками города или его окрестностей были Евдокия Стрешнева, Наталья Нарышкина и Евдокия Лопухина.
Муром, Касимов, Данков, Белёв, Козельск, Мосальск, Юхнов… Маленькие героические города, встречавшие татар, литовцев, поляков, французов, немцев. Но маленькие – не обязательно скучные.
Оценка – 5.
...
Freitag:
25.06.24 21:58
Настя ,
АЛЕКСАНДР ДЮКОВ «ЗА ЧТО СРАЖАЛИСЬ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ»
Спасибо отзыв!
Надо это знать и помнить.
И ты знаешь, книга актуальна сейчас как никогда. Да методы поменялись, более хитрые, изощренные, но суть та же.
...
Consuelo:
26.06.24 17:58
Джилл Пол «Сначала женщины и дети»
В центре романа судьбы некоторых выживших (вымышленных) пассажиров «Титаника»: Редж, молодой стюард первого класса; Энни, везущая четырёх детей к их отцу, дабы начать в Новом Свете новую жизнь; Джульетта, юная леди из первого класса, скрывающая свою беременность; и мистер Грейлинг с женой и любовницей. У каждого из героев есть свои надежды, страхи, тайны и невзгоды. Ужасная гибель «Титаника» станет поворотным моментом в судьбе каждого из них, но для кого-то принесёт горе, а для кого-то откроет новые перспективы. При этом, конечно, каждый из них получил серьёзную психологическую травму, которая всё-таки останется с ними всю жизнь, потому что такую трагедию пережить до конца, наверное, крайне сложно. И, так или иначе, их судьбы пересекаются в первое время после катастрофы, унесшей жизни почти полутора тысяч человек.
Редж потерял лучшего друга и не смог спасти ребёнка. Далее он живёт с бесконечным чувством вины выжившего, с ощущением, что он занимает чужое место. Но это хороший молодой человек, порядочный и честный, которому очень тяжело переживать случившееся. Ещё на корабле он столкнулся с постыдной тайной мистера Грейлинга, супруга достойной леди, которая всегда по-доброму относилась к молодому человеку. И Редж оказался перед тяжёлым выбором: открыть тайну или не тревожить миссис Грейлинг. Подозрения Реджа в отношении мистера Грейлинга усилились после того, как Грейлинг спасся с любовницей, а его супруга погибла.
Энни потеряла старшего ребёнка в трагедии в Атлантике, ей пришлось сделать страшный выбор, который не должна делать ни одна мать. Она винит себя и не знает, как сообщить мужу о гибели сына. Терзаясь мучениями, Энни неожиданно открывает для себя способ пережить трагедию, вернее, примириться с ней, и даже помочь другим жертвам.
Джульетта встретилась на борту «Карпатии» с другим выжившим, американцем из первого класса. Между молодыми людьми сразу же вспыхивает симпатия, но Джульетта беременна, и хочет сказать Роберту правду, пока не дошло до свадьбы. Но боясь его потерять, Джульетта не открывается жениху, и продолжается обман, грозящий девушке ужасным разоблачением.
Мистер Грейлинг страшно увлечён молодой профурсеткой, которой, конечно, интересны лишь его деньги. Жену он никогда не любил, женился на её деньгах. Потеря единственной дочери ещё сильнее разлучила супругов. Но миссис Грейлинг не согласна на развод. А тут ещё Грейлинг серьёзно увлёкся молодой девушкой, и надо уже принимать решение.
Гибель «Титаника» занимает часть первой половины романа, но описана она весьма интересно, с учётом реальных обстоятельств, но без излишних подробностей. Большая часть романа описывает дальнейшую жизнь выживших, тенью над судьбами которых стоит пережитая трагедия. И вот эта психологическая травма влияет на их поступки, которые порой кажутся не совсем адекватными (как в случае с Реджом). Несмотря на это финал почти для всех героев оказался счастливым. А сам роман читался быстро и интересно.
Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
05.07.24 13:42
ТЕННЕССИ УИЛЬЯМС «МЕМУАРЫ»
«Всякое хорошее искусство — это нескромность.»
Воспоминания американского драматурга произвели на меня двойственное впечатление. Периодически я даже думала: «А мне точно нужно это знать?» Уильямс очень откровенен, но в определённом смысле. Приключений гомосексуалиста в ночном мире всего мира здесь за глаза и за уши; я даже подустала от бесконечных проститутов, трансвеститов, римских мальчиков, наркоманов и оргий. Писатель откровенен физиологически, плотски, все «карусельные» привязанности, когда, где, с кем и сколько раз описано в подробностях, но о его чувствах я так и не узнала. Даже к Фрэнку, с которым Теннесси прожил 14 лет и после смерти которого впал в затяжную депрессию с наркотиками (которые появились в его жизни намного раньше) и психушкой… Если Уильямс правда, как пишет о себе, застенчивость скрывал за заносчивостью, то в книге он тоже спрятался за неким эпатажем.
О боги, а какую чушь он нёс о Дягилеве и Нижинском! Что им пришлось уехать из России, т.к. в СССР преследуют гомосексуалистов. Обнять и плакать. А в Париже Уильямс хотел познакомиться с Сартром, но встретился с Кокто-Марэ – действительно, с чего бы? Кстати, я почему-то думала, что «вещица» Уильямса будет схожа с мемуарами Жана Марэ, но – нет.
О творчестве Теннесси написал только то, что он трудоголик и именно работа не дала ему утонуть во всех тяжких. А так драматург прав – о нём и за него говорят его пьесы. Театру и постановкам посвящено немного строк в стиле: «В Бостоне был успех, а в Нью-Йорке нет.» Уильямс стойко переносил провалы, т.к. отчётливо отличал хороший спектакль от плохого. Интересно знакомство Теннесси с Марлоном Брандо, когда молодой актёр в домике, где отдыхал драматург с друзьями, починил электричество и водопровод.
Что меня очень тронуло – отношение Уильямса к сестре Розе. Заботливое, понимающее, трогательное. Но что на самом деле случилось с Розой, какие у Уильямсов сложные отношения в семье надо тоже улавливать между строк.
Оценка – 4.
...
Настёна СПб:
10.07.24 00:05
Александр Евдокимов, Александр Воробьёв «ОТ ТАТЕЙ К ВОРАМ»
В книге рассказывается о истории организованной преступности в России и борьбе с этой преступностью, но сумбурно и неоднородно. О времени до XIX в. читать скучно, и не потому, что нет материала, а потому что подача напоминает занудную лекцию. Но в какой-то момент мне стало интересно.
Авторы рассказывают о причинах роста преступности, например, после отмены крепостного права, в революцию и перестройку, о криминальных столицах Российской империи, о легендарных ворах и разбойниках. Несомненно, Ванька Каин, Сонька Золотая ручка, Мишка Япончик, Лёнька Пантелеев вошли в уголовную историю, но о них уже писано-переписано. Почему бы полностью не привести документ 1596 г., в котором очень подробно описываются приметы членов разбойничьей банды?
Цитата:Лета 7104-го по государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоте за приписью государева дияка Тимофея Петрова от суздальских губных старост от Захарьи Сабурова да от Григорья Городчикова Суздальского Покровского дивича монастыря вотчины в села и в деревни, и в слоботки, и по торжьком старостам и целовалником, сотцьким, и пятидесятцьким, и десятцьким, и всяким многим людям. Нынешняго 104-го году генваря в 11 день с суботы на недель в ночи розбойники розбили по Переславской дороге по ту сторону Троицы-Сергеева монастыря верст с пять галичан торговых людей Пахомка Серышова с товарыщы, и тех розбойников поимано четыре человеки, а досталные товарыщи их – голова Иванко Обоютин с товарыщи, семь человек, – с того розбою ушьли безвесно. А хто каков рожеем и волосом, и что на ком примет и платья, и тому к вам послана розпись, подклеена под сею наказною памятью.
И где те розбойни[ки] появятца, и вы бы тех розбойников переимали и привели к нам в Суздаль. А хто тех розбойников поимает и в Суздаль приведет, и тех людей государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии пожалует. А где те розбойники объявятца, а их не переимают и в Суздаль не приведут, и тем людем от государя быти кажненым. А с сее бы есте розсписи, списывая списки слово в слово, да меж себя розсылали часа того.
Розбойничья голова Иванко Обоютин, а Киндеев сын он же, а Бедаревым и Коширою назывался он же: ростом середней человек, лицем и волосом беловат, угреват, плоск, бухон, ус маленек. А платия на нем: полукафтанье дорогилной червчатой на бумаге да кафтан синь суконной, нашивка червъчата, однорятка зелена, завяски шелк зелен з белым шелком; да шапка багрова петли серебряны с пухом, под нею лисьи лапки.
Коширенин сын боярской Бориско Тимофеев сын Козюков: ростом высок, тонковат, волосом рус, уса и бороды нет. А платия на нем: кафтан бораней под сукном белым сермяжным, пугвици у него вкалываные; у него шапка лазорева черкаская с лисицею.
Кропивенской казак Ондрюшка Щекуров: ростом невелик, волосом беловат, уса и бороды нет. А платья на нем: кафтан бел сермяжной, завяски на нем ременные, да кафтан бараней наголной; шапка черкаская с пухом.
Михайлов человек Никитича Юрьева Петрушка Стрепков: ростом низмен, кренаст, волосом черн, рожеем смугол, ус немал, бороду сечет. А платия на нем: кафтан теплой мерлущатой под сукном синим настрафилным, нашивка на нем болшая, шелк червъчат.
Гришка Счербинка Ивашков человек Обоютина: ростом невелик, волосом рус, молод, уса и бороды нет. А платия на нем: кафтан синь настрафиль, нашивка на нем частая, шелк рудожелт, полукафтанейце белое наголное.
Сын боярской ярославец Левка Офонасьев: ростом высок, тонок, волосом бел, уса и бороды нет. А живет у Иванка у Обоютина и у Килдеева. А платия на нем: кавтан лазорев зенденной лисей, нашивка болшая, шелк червъчат; шапка вишнева с пухом.
Савка Холмитин гулящей человек: ростом высок, чермен, борода16 велика. Платия на нем: кафтан лазорев настрафиль, нашивка шелк червъчат, кафтан бораней наголной да сермяга бела, пугвици на ней хамьянные.
К сему списку Захарей Сабуров руку свою приложил, а Григорей Городщиков печать свою приложил лета 7104-го год[у]3 февраля в 6 день.
Отдельная глава посвящена ворам в законе, их правилам жизни, обычаям, традициям. Кстати, я думала, что они появились ещё до революции, по крайней мере, по образу жизни.
Но с большим интересом я прочитала о «законе о трёх колосках», о котором я знала только в общих чертах. Через полгода государство спохватилось, что этот закон часто применяют неправомерно, поспешило исправить ошибку и предупредить о перегибах на местах.
Оценка – 4.
...
Тина Вален:
11.07.24 06:40
"Тайна Агаты Кристи" Мари Бенедикт
Автор пыталась разгадать тайну исчезновения Агаты Кристи. Та 11 дней провела вне дома, ее искала вся страна. Где она была и что привело ее к этому точно никто не знает, но предположения строить можно.
Автор показывает нам Агату с момента знакомства с первым мужем и во время исчезновения. Во втором случае речь больше о ее муже Арчи Кристи. Видно, что автор его недолюбливает и это мягко сказано. Мне тоже априори не мог понравится мужчина, бросающий жену ради молодой любовницы. Агату мне было очень жаль. Она так старалась быть хорошей женой, но если есть любовь разве надо настолько угождать и подстраиваться? Агата воспринимала это, как нечто нормальное, даже дочь была ей не так важна, как муж. А он оказался слепцом, не увидел, какое сокровище ему досталось. С другой стороны, как говорила сама Агата в этом романе, именно поэтому она и стала тем, кем стала - сильной женщиной, талантливой писательницей. А потом еще и по-настоящему любимой, чему я очень рада.
Что касается исчезновения, то я вполне допускаю, что подобное могло произойти. Версия автора вполне в духе умной "королевы детектива".
5 с минусом.
...
Consuelo:
27.07.24 00:16
Александр Дюма «Женщина с бархоткой на шее»
Идея, заложенная в небольшом произведении Александра Дюма вдохновила не только его, но сразу несколько авторов, предложивших различные вариации развития событий. К примеру, схожий сюжет наблюдается и в мистическом рассказе Вашингтона Ирвинга «Случай с немецким студентом». Объединяет все эти истории жанр (мистика, ужасы), место и время действия (Париж времён Французской революции), главный герой (молодой немец) и некоторые прочие детали, влияющие на раскрытие сюжета.
Итак, рассказ не является типичным для Александра Дюма. Немецкий юноша, а в данном случае речь о некоем Гофмане (в биографии которого мы узнаём Эрнста Теодора Амадея Гофмана), полюбившем юную певицу. Он даёт ей страшную клятву перед отъездом в охваченный революционными событиями Париж. В столице Франции юноша случайно становится свидетелем казни Жанны Дюбарри, и это настолько сильно повлияло на него, что в дальнейшем его сознание как будто не различает реальности и бреда. И в итоге всё это приводит к ужасным событиям.
Очень печальная, трагичная история, но весьма любопытная, готическая и мистическая. Прекрасно подойдёт для чтения в соответствующей атмосфере. Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
03.08.24 22:52
ПЁТР САДИКОВ «ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО»
В опричной реформе Садиков видел борьбу царской власти с верхушкой феодальной знати при помощи среднепоместных дворян для укрепления централизованного государства. Также историк считал, что опричнина не приказала долго жить в 1572 г., а трансформировалась в «государев двор», т.е. просуществовала до конца правления Ивана Грозного. Всё же, как я понимаю, это две большие разницы: не вполне удавшаяся военно-административная реформа и существовавший до и после неё «двор», куда и вернулись на службу бывшие опричники. Кстати, Садиков был одним из первых, кто занимался социальным происхождением опричников, опровергая миф о их поголовном худородстве.
В основе книги лежит огромное количество поземельных актов. Как переселяли из «государева удела» в земщину и наоборот, как опричные «отжимали» землю у соседей, как мухлевали земские… Честно скажу, читать подряд деловые бумаги немного утомляет, а ничего другого, по большому счёту, в книге и нет. А вот страницы, посвящённые известному так называемому Басаргину правежу, мне были интересны, любопытно и о «деле», и о братьях Леонтьевых.
Оценка – 4.
...
Настёна СПб:
07.08.24 20:08
ВАЛЕНТИН ПИКУЛЬ «СТУПАЙ И НЕ ГРЕШИ»
Зачастую жизнь подкидывает сюжеты намного интереснее и страшнее любой фантазии. 17 мая 1894 г. мещанка Ольга Палем убила выстрелом в голову своего любовника студента Александра Довнара. И Пикуль исследует причины этого события, в своё время всколыхнувшего весь Петербург. И замечает, симпатизируя героине, что он не всегда понимает женские поступки.
Скажу, что я Ольгу тоже не понимаю. Она выглядит неумной, неуравновешенной и чересчур эмоциональной, что ей нравится положение побитой собаки. Несомненно, Саша Довнар был редкой сволочью, как и его мамаша. Так что мешало от него уйти и не терпеть моральные и физические унижения? Любовь? Это не любовь, это болезнь и необъяснимая зависимость. Видимо, для освобождения нужно было избавиться от самого «объекта», но Ольга утверждала, что не хотела убивать. Просто переполнилась чаша её долготерпения, и героиня взорвалась.
А что было нужно Довнару от Ольги, которую он не уважает и старается сделать её жизнь невыносимой? Зачем, обзывая Ольгу последними словами, ложиться с ней в постель? Деньги – а чего такого, со спокойной совестью жить за счёт бывшего любовника своей практически бывшей любовницы. Старик Кандинский – едва не единственный нормальный человек в этой истории. Семейство Довнаров вообще хорошо устроилось. Ну и чего мамаше Давнар, старой жабе, втемяшилось втоптать в грязь Ольгу, с которой она и свела своего сыночка? Тоже женская логика? Или просто мерзостная тупая натура?
Автор призывает если не понять Ольгу Палем, то простить. Она отомстила за всех униженных и оскорблённых женщин, м-да… Не увидела я в Ольге – слабохарактерной, глупой, истеричной – героиню.
Оценка – 4.
...