Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Настёна СПб: > 26.10.24 16:41


ЭНЦО СИЧИЛИАНО «ЖИЗНЬ ПАЗОЛИНИ»

Книга написана неровно, сумбурно, с перескакиванием с одного на другое и переливанием воды, а периодически Сичилиано скатывается в тяжеловесный стиль. Ещё для меня небольшой минус, что автор не равнозначно освещает творчество Пазолини, отдавая явное предпочтение поэту, прозаику и критику, а его режиссёрские работы упомянуты чуть ли не вскользь. Любопытно, что в «Царе Эдипе» главную роль мог сыграть Евгений Евтушенко.
К тому же Сичилиано излишне увлёкся психоанализом, многое в жизни Пазолини объясняя с точки зрения Фрейда. О не подвергающихся сомнению авторских утверждениях, что у Пазолини явный Эдипов комплекс, читать было даже неприятно, а он это ковыряет бесконечно.
Интересно, что о взглядах и принципах Пазолини я больше узнала у зацензуренного Роберто Карнеро. Узнала ли я из этой книги, каким человеком был Пьер Паоло? Сичилиано пишет о двойственности его натуры: долгое непринятие себя и вечное чувство одиночества, конфликт чувственности и интеллекта, тревога и томление, жёсткость ума и мягкость сердца, наивность и самоуверенность, «распутство» и робость, трудолюбие и жажда жизни, внешняя сдержанность и внутренний огонь. И всё же Пазолини так и остался загадкой.
В личной жизни было непросто, Пазолини блуждал по тёмным дорогам. По-настоящему он влюбился в 40 лет – в весёлого мальчишку в кудряшках, Нинетто Даволи. Женитьба Даволи не разрушила их отношений, основанных на чувстве, называемом «Ti voglio bene». Символично и трогательно, что замысел нового фильма, который Пьер Паоло не успел снять, заключался в том, что Нинетто-ангел приводит прототип самого Пазолини в рай.

Оценка – 4.

...

Masjanja: > 27.10.24 18:37


Дэн Джонс «Плантагенеты: Короли и королевы, создавшие Англию»


Оценка - 5
«Плантагенеты» Дэна Джонса — отличный пример исторического произведения, которое в равной степени стремится как развлекать, так и учить. Написанное с вниманием к персонажам, с пониманием запутанных дворцовых интриг и с уважением к порой жестоким сражениям или казням, оно больше похоже на сценарий сериала в духе «Игры престолов», чем на научный труд.
Когда мы говорим о мире более чем восьмисотлетней давности — когда начинается эпоха Плантагенетов, — кажется, что мы находимся на совершенно другой планете. География та же, но всё остальное чуждо. Даже изображения тех времён превращают людей в стилизованные, полукарикатурные версии. Пропасть, разделяющая века, мешает нам понять и установить связь с теми, кто жил в столь далёкие времена.
Великое достижение Дэна Джонса в том, что он взял старую историю и сделал её современной. Он добивается этого, используя непринуждённый стиль повествования, в котором редко углубляется в детали, и уделяя внимание персонажам и кульминационным моментам, но сохраняя при этом стремительный темп.
Как объясняет Джонс, Плантагенеты были династией королей, которая началась с Жоффруа, графа Анжуйского, женившегося на императрице Матильде (дочери английского короля Генриха I) в 1128 году. Жоффруа носил в шляпе веточку жёлтого дрока, от которого и произошло название «Плантагенет» (planta («растение») и латинское название дрока — genista). «Плантагенеты» Джонса рассказывают о семейной драме с 1154 года, когда правил король Генрих II, до 1400 года, когда при Ричарде II ситуация резко ухудшилась. Таким образом, мы имеем примерно двести пятьдесят лет истории, уместившихся на без малого семистах страницах текста.
«Плантагенеты» — чрезвычайно удобная для читателя книга. Она построена в строгом хронологическом порядке, а оглавление служит краткой справкой, разбивая материал на отдельные разделы с датами. В конце каждого раздела Джонс обычно посвящает одну-две страницы подведению итогов, чтобы напомнить о том, что было, и предвосхитить то, что будет дальше. Также полезными оказались карты и генеалогические древа, которые являются ценным подспорьем, особенно для тех, кто очень мало (или почти ничего) не знает об этом периоде.
Неудивительно, что, поскольку «Плантагенеты» охватывают два с половиной столетия английской (и французской) истории, на страницах книги происходит огромное количество событий. Конечно, это был жестокий период, и Джонс рассказывает о роли Ричарда Львиное Сердце в Третьем крестовом походе, битвах при Баннокбёрне и Креси, а также о начале Столетней войны. Читатель может ознакомиться с сагой о недостойном короле Иоанне и Великой хартии вольностей, а также об основании парламента и об эпидемии чёрной смерти и том, какие последствия вызвала чума.
Джонс уделяет внимание конкретным королям и королевам каждой эпохи, отмечая как тех, кто снискал славу «хороших» — Генриха II, Алиенору Аквитанскую и Эдуарда III, — так и славу «плохих», в том числе Иоанна, Эдуарда II и Ричарда II; но автор далёк от однозначных трактовок «хорошести» и «плохости»: и хорошие короли совершали недостойные поступки, и плохие были не безнадёжно плохи. По ходу повествования читатель знакомится с некоторыми второстепенными персонажами, такими как Томас Бекет, принявший мученическую смерть, и коварный Пирс Гавестон. Многие из тех, кого представляет Джонс, встречают ужасную смерть, и он редко упускает возможность показать средневековое правосудие. Например, есть вызывающая отвращение сцена, связанная с наказанием Хью Деспенсера, который вместе с сыном стал приспешником крайне непопулярного короля:

Как показывает Джонс, мужчины и женщины из династии Плантагенетов играли в игру с очень высокими ставками, и последствия провала могли быть весьма серьёзными. В то же время простые люди королевства, безымянные и безликие массы, которые были всего лишь пешками в шахматном сражении, к сожалению, остаются, по большей части, скрытыми от читательского взора.
«Плантагенеты» читаются как художественная литература, чему способствует живой язык и непринуждённый стиль изложения в виде подборки лучших моментов, подчёркивающих захватывающие дух события эпохи, как, например, самое начало: «Принц был пьян». Первое предложение книги сразу же привлекает внимание и открывает рассказ о крушении в 1120 году флагманского судна принца Вильгельма Аделина и последующих столетиях чередований триумфов и бедствий, обрушившихся на династию Плантагенетов, вплоть до начала правления Генриха IV в 1399 году.

...

Настёна СПб: > 12.11.24 00:08


НАТАЛЬЯ СУЛТАН-ГИРЕЙ «РУБИКОН»

Очень странный роман, здесь какой-то альтернативный Октавиан. В женоподобном, слабом, завистливом существе невозможно узнать императора Рима, сделавшего себя благодаря острому уму и железному характеру. В книге он обращается к Вергилию: «Воспой разум, силу сердца, победу разума, воли и долга над слабостью!..» – но таких качеств в нём самом нет, но в реальном Гае Юлии Цезаре Октавиане как раз были. А этому… кхм… Ганимеду писать бы стихи, сплетать венки, слезиться от умиления и с открытым ртом слушать поэтов и историков. И вздыхать по Агриппе. Может автор и хотела (нет) написать о крепкой мужской дружбе, но получилось на грани вульгарности.
Главным героем романа является Марк Випсаний Агриппа. Лучший друг Октавиана, военачальник, флотоводец и инженер, который, по версии автора, и есть настоящий правитель Рима. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань? А Октавиана и Агриппу даже нужно: один пашет, как лошадь, а другой играет роль божка. Ещё этот Агриппа – настоящий революционер-социалист, ратующий за благополучие крестьян, пахарей и рыбаков, уверенный, что всё зло от патрициев. Он такой соль земли, от сохи, грубоватый, взваливший на крепкие плечи Италию вместе с её императором.
Историческая канва соблюдена, но ошибок выше крыши. Главное – Марк Агриппа не был крестьянином, он из сословия всадников (правда, провинциальных), и Агриппа со своим другом ровесники. Цезарь не усыновлял Октавиана в детстве (а Октавиан – это не «сын Октавия», а «бывший Октавий»), и после известных мартовских ид это стало большим сюрпризом. Титул императора до Октавиана – это не тоже самое, что император при и после него.
Если бы речь шла не о реально живших людях, я бы поставила более высокую оценку. «Я брошу к твоим ногам весь мир!» – как на такого не хлопать глазами?

Оценка – 3.

...

Lady O: > 18.11.24 14:25


Филиппа Грегори
"Другая Болейн" ("Еще одна из рода Болейн")

Если об Анне Болейн, жене Генриха VIII и матери Елизаветы I, известно всем, то о Марии Болейн не так широко известно. Некоторые данные ее биографии спорны – была ли она старше Анны или младше. Автор в книге делает ее младшей из сестер Болейн.
Мария была любовницей Генриха и матерью его внебрачных детей. Мне кажется, она стала пешкой в руках семьи – отца и дяди Говарда. За ее счет хотели возвысится.
Желание Генриха иметь сына обернулось для всех несчастьем – для самого короля, его жен и детей.
Мария мне понравилась. Ей хотелось простого счастья с мужем, детьми в своем доме. Но семья решила по-другому. Мария была предана семье, хотя и понимала, что часто не права.
Книга охватывает 15 лет правления Генриха VIII.
Читается увлекательно.
Моя оценка 5

...

Настёна СПб: > 18.11.24 17:04


Masjanja писал(а):
Дэн Джонс «Плантагенеты: Короли и королевы, создавшие Англию»

А у меня книжка про войну Алой и Белой розы этого автора есть. Рано или поздно я её прочитаю Laughing .

Lady O писал(а):
Филиппа Грегори "Другая Болейн"

Оксана, спасибо wo . Очень давно читала романы Филиппы Грегори, впечатления от них только положительные.

...

Masjanja: > 18.11.24 22:04


Настёна СПб писал(а):
Masjanja писал(а):
Дэн Джонс «Плантагенеты: Короли и королевы, создавшие Англию»
А у меня книжка про войну Алой и Белой розы этого автора есть. Рано или поздно я её прочитаю Laughing .

Я сейчас читаю "Силы и престолы" - очень интересно. "Розы" и "Тамплиеры" на очереди.

...

Тина Вален: > 19.11.24 09:05


"По милости короля" Элисон Уэйр
После шести книг о женах короля Генриха, автор, говоря ее же словами, решила дать слово и самому королю. Гарри, как называет он себя в этом романе, раскрывается немного иначе, чем мы привыкли его видеть. Повествование начинается со смерти его матери, и это событие наложило отпечаток на всю его жизнь. Он искал в жене замену матери, но так и не нашел. Конечно, я уверена, что Екатерина была ему наилучшей женой, но в тот момент король искал уже совсем другое. Эх, если бы их сын выжил, если бы король не встретил Анну, если бы, если бы... Случилось то, что случилось и, честно, мне иногда было даже жаль Гарри. Сначала взбалмошная Анна, перевернувшая всю Англию с ног на голову. Потом смерть Джейн, измена Кэт. Я не верю во все в чем обвиняли Анну и Кэт, но в первом случае королю так было удобно, а во втором он уже был слишком слаб, чтобы отрицать и защищать жену.
В романе, лично я, увидела человека, не чудовище. Несомненно, он, по современным меркам, совершил много преступлений, но в то время он поступал так, как считал правильным для себя и страны. Мне жаль, что он так и не нашел семейного счастья, не обрел друга. Уолси, Кромвель, Мор - всех он предал, искренне при этом считая, что предали его. В общем, личность короля настолько интересная и многогранная, что можно обсуждать ее часами. Спасибо автору за возможность еще раз соприкоснуться с ней. Не скажу, что мне нравится этот король, но что он интересен - однозначно.
5 баллов.

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение