Настёна СПб:
26.10.24 16:41
ЭНЦО СИЧИЛИАНО «ЖИЗНЬ ПАЗОЛИНИ»
Книга написана неровно, сумбурно, с перескакиванием с одного на другое и переливанием воды, а периодически Сичилиано скатывается в тяжеловесный стиль. Ещё для меня небольшой минус, что автор не равнозначно освещает творчество Пазолини, отдавая явное предпочтение поэту, прозаику и критику, а его режиссёрские работы упомянуты чуть ли не вскользь. Любопытно, что в «Царе Эдипе» главную роль мог сыграть Евгений Евтушенко.
К тому же Сичилиано излишне увлёкся психоанализом, многое в жизни Пазолини объясняя с точки зрения Фрейда. О не подвергающихся сомнению авторских утверждениях, что у Пазолини явный Эдипов комплекс, читать было даже неприятно, а он это ковыряет бесконечно.
Интересно, что о взглядах и принципах Пазолини я больше узнала у зацензуренного Роберто Карнеро. Узнала ли я из этой книги, каким человеком был Пьер Паоло? Сичилиано пишет о двойственности его натуры: долгое непринятие себя и вечное чувство одиночества, конфликт чувственности и интеллекта, тревога и томление, жёсткость ума и мягкость сердца, наивность и самоуверенность, «распутство» и робость, трудолюбие и жажда жизни, внешняя сдержанность и внутренний огонь. И всё же Пазолини так и остался загадкой.
В личной жизни было непросто, Пазолини блуждал по тёмным дорогам. По-настоящему он влюбился в 40 лет – в весёлого мальчишку в кудряшках, Нинетто Даволи. Женитьба Даволи не разрушила их отношений, основанных на чувстве, называемом «Ti voglio bene». Символично и трогательно, что замысел нового фильма, который Пьер Паоло не успел снять, заключался в том, что Нинетто-ангел приводит прототип самого Пазолини в рай.
Оценка – 4.
...
Masjanja:
27.10.24 18:37
Дэн Джонс «Плантагенеты: Короли и королевы, создавшие Англию»
Оценка - 5
«Плантагенеты» Дэна Джонса — отличный пример исторического произведения, которое в равной степени стремится как развлекать, так и учить. Написанное с вниманием к персонажам, с пониманием запутанных дворцовых интриг и с уважением к порой жестоким сражениям или казням, оно больше похоже на сценарий сериала в духе «Игры престолов», чем на научный труд.
Когда мы говорим о мире более чем восьмисотлетней давности — когда начинается эпоха Плантагенетов, — кажется, что мы находимся на совершенно другой планете. География та же, но всё остальное чуждо. Даже изображения тех времён превращают людей в стилизованные, полукарикатурные версии. Пропасть, разделяющая века, мешает нам понять и установить связь с теми, кто жил в столь далёкие времена.
Великое достижение Дэна Джонса в том, что он взял старую историю и сделал её современной. Он добивается этого, используя непринуждённый стиль повествования, в котором редко углубляется в детали, и уделяя внимание персонажам и кульминационным моментам, но сохраняя при этом стремительный темп.
Как объясняет Джонс, Плантагенеты были династией королей, которая началась с Жоффруа, графа Анжуйского, женившегося на императрице Матильде (дочери английского короля Генриха I) в 1128 году. Жоффруа носил в шляпе веточку жёлтого дрока, от которого и произошло название «Плантагенет» (planta («растение») и латинское название дрока — genista). «Плантагенеты» Джонса рассказывают о семейной драме с 1154 года, когда правил король Генрих II, до 1400 года, когда при Ричарде II ситуация резко ухудшилась. Таким образом, мы имеем примерно двести пятьдесят лет истории, уместившихся на без малого семистах страницах текста.
«Плантагенеты» — чрезвычайно удобная для читателя книга. Она построена в строгом хронологическом порядке, а оглавление служит краткой справкой, разбивая материал на отдельные разделы с датами. В конце каждого раздела Джонс обычно посвящает одну-две страницы подведению итогов, чтобы напомнить о том, что было, и предвосхитить то, что будет дальше. Также полезными оказались карты и генеалогические древа, которые являются ценным подспорьем, особенно для тех, кто очень мало (или почти ничего) не знает об этом периоде.
Неудивительно, что, поскольку «Плантагенеты» охватывают два с половиной столетия английской (и французской) истории, на страницах книги происходит огромное количество событий. Конечно, это был жестокий период, и Джонс рассказывает о роли Ричарда Львиное Сердце в Третьем крестовом походе, битвах при Баннокбёрне и Креси, а также о начале Столетней войны. Читатель может ознакомиться с сагой о недостойном короле Иоанне и Великой хартии вольностей, а также об основании парламента и об эпидемии чёрной смерти и том, какие последствия вызвала чума.
Джонс уделяет внимание конкретным королям и королевам каждой эпохи, отмечая как тех, кто снискал славу «хороших» — Генриха II, Алиенору Аквитанскую и Эдуарда III, — так и славу «плохих», в том числе Иоанна, Эдуарда II и Ричарда II; но автор далёк от однозначных трактовок «хорошести» и «плохости»: и хорошие короли совершали недостойные поступки, и плохие были не безнадёжно плохи. По ходу повествования читатель знакомится с некоторыми второстепенными персонажами, такими как Томас Бекет, принявший мученическую смерть, и коварный Пирс Гавестон. Многие из тех, кого представляет Джонс, встречают ужасную смерть, и он редко упускает возможность показать средневековое правосудие. Например, есть вызывающая отвращение сцена, связанная с наказанием Хью Деспенсера, который вместе с сыном стал приспешником крайне непопулярного короля:
«Диспенсера, как и его компаньона Симона де Рединга, которого судили вместе с ним, привязали к четырем лошадям и протащили по улицам Херефорда к стенам замка. Здесь обоим надели петлю на шею: Диспенсера вздернули на 50-футовую виселицу, построенную специально, чтобы казнь могли видеть все жители города. Под эшафотом развели огонь, а палач приставил к виселице лестницу, взобравшись на нее, отсек Диспенсеру гениталии и бросил их в костер. Затем повешенного выпотрошили: внутренности и сердце вырезали и тоже предали огню. Напоследок тело казненного опустили на землю и разделали, как тушу животного. Толпа вопила от восторга, когда голова Диспенсера отделилась от тела (ее отвезли в Лондон). Тело же разрубили на части и разослали их в разные концы страны».
Как показывает Джонс, мужчины и женщины из династии Плантагенетов играли в игру с очень высокими ставками, и последствия провала могли быть весьма серьёзными. В то же время простые люди королевства, безымянные и безликие массы, которые были всего лишь пешками в шахматном сражении, к сожалению, остаются, по большей части, скрытыми от читательского взора.
«Плантагенеты» читаются как художественная литература, чему способствует живой язык и непринуждённый стиль изложения в виде подборки лучших моментов, подчёркивающих захватывающие дух события эпохи, как, например, самое начало: «Принц был пьян». Первое предложение книги сразу же привлекает внимание и открывает рассказ о крушении в 1120 году флагманского судна принца Вильгельма Аделина и последующих столетиях чередований триумфов и бедствий, обрушившихся на династию Плантагенетов, вплоть до начала правления Генриха IV в 1399 году.
...