sabina.vizantini:
19.09.10 06:25
» Узеир Гаджибеков - 125
Мир Узеира Гаджибекова
И, конечно, этот мир создал сам Узеир Гаджибеков своей богатой автобиографией, прошедшей через различные периоды жизни, блестящей личностью, многообразным творчеством и, несомненно, в первую очередь, бессмертными творениями. Это — события, история, факты — беспредельный и разнообразный мир. История нашей музыки и театра в XX веке, сложный и противоречивый путь развития в первой половине века политической и общественной жизни непосредственно связаны с именем Узеира Гаджибекова.
Говорить об Узеир беке — значит вспоминать о его старших по возрасту современниках — Хуршуд Бану Натаван, Мир Мовсуне Наввабе, Джаббаре Гарягды оглу, Гасане бека Зардаби. Говоря об общественной и политической деятельности Узеир бека, нельзя не вспомнить выдающихся личностей, живших и творивших вместе с ним в разные периоды, — это Джалил Мамедкулизаде и Сабир, Али бек Гусейнзаде и Ахмед бек Агаоглы, Нариман Нариманов и Мамед Эмин Расулзаде, А.Ахвердиев и Юсиф Везир Чеменземинли, Гусейн Джавид и Ахмед Джавад, М.С.Ордубади и Азим Азимзаде, Г.Араблинский и Джафар Джабарлы, Самед Вургун и Исмаил Идаятзаде…
Драматические произведения Узеира Гаджибекова — это целая школа, сформировавшая десятки мастеров театрального искусства. Меджнун Гусейнкули Сарабского и Кероглы Бюльбюля, Аскер Рашида Бейбутова и Мешеди Ибада Мирзааги Алиева, Лейли Рубабы Мурадовой и Гюльчохра Фидан Касымовой, Асли Зейнаб Ханларовой и Гасан хан Агабабы Буниятзаде, Гочу Аскера Мохсуна Санани, Рустам бек Агасадыга Герайбейли… Ахмед Агдамский, Гусейнага Гаджибабабеков, Агигат Рзаева, Мустафа Марданов, Исмаил Османлы, Исмаил Эфендиев, Лютфали Абдуллаев, Минаввар Калантарли, Фирангиз Ахмедова, Лютфияр Иманов, Хураман Касымова и какие еще артисты, певцы, дирижеры, режиссеры — звезды нашего искусства — засверкали в произведениях Узеир бека… Друг, единомышленник, свояк Узеира Муслим Магомаев… Достойные продолжатели традиций композитора — Кара Караев и Фикрет Амиров, Ниязи и Асаф Зейналлы, Афрасияб Бадалбейли и Сайд Рустамов, Султан Гаджибеков и Джангир Джангиров, Джовдат Гаджиев и Тофик Кулиев… Старший брат Узеир бека Зульфугар Гаджибеков, ближайший помощник Узеир бека в начале творческого пути, младший брат Джейхун бек, оставшийся вдали от родины, на чужбине, по которому до конца своей жизни тосковал Узеир бек. Преданная супруга Узеир бека — Мелейка ханум…
Исследователи наследия Узеира Гаджибекова… Творческие взаимоотношения, контакты и связи Узеир бека с деятелями искусства, науки, политологами, музыковедами, искусствоведами Турции, Ирана, России, Кавказа, Туркестана — Рашад Нури Гюнтекин и Сайд Нафиси, Глазунов и Сталин, Глиэр и Шостакович… Все это -мир Узеира. Но нет сомнения, что центр этого мира, его основоположник, освещающее этот мир солнце — сам Узеир бек.
Родившийся 18 сентября (по старому стилю — 5 сентября) 1885 года в Агджабеди Узеир провел детство в жемчужине нашего древнего Карабаха — Шуше. И истоки творчества, и мироощущения композитора берут начало от вершин, покрытых снегом бездонных ущелий, утреннего дуновения ветерка, сладких, словно мед, родников — всего, чем знаменита Шуша, наша красавица Шуша, раненая Шуша. Шуша всегда сохраняла свою высокую нравственную ценность, всегда оставалась прибежищем музыкальных и поэтических меджлисов, несмотря на неоднократные исторические невзгоды, обрушившиеся на город.
Прославившаяся певцами, известными мастерами-исполнителями Шуша была названа "Консерваторией Кавказа". "Консерватория Кавказа" была первой музыкальной школой маленького Узеира. Природа ничем не обошла Узеир бека — бесподобный талант, уникальные музыкальные способности, чувство ритма, умение создавать многочисленные мелодии, острая проницательность, чувство юмора, сильная воля, целеустремленность с юношеских лет. Все эти Аллахом данные качества совместно с неустанным ежедневным трудолюбием, совершенствованием, любовью к жизни и творческими поисками воплотились в Узеире Гаджибекове и сформировали его своеобразный духовный мир.
Иногда удивляются: как мог 22-летний Узеир Гаджибеков, не имевший законченного музыкального образования, создать такую оперу, мугамную оперу, как "Лейли и Меджнун". Если мы говорим о мугамной опере, то почему мы должны удивляться? Консерватория мугамов — Шуша. Каждый меджлис у студеного родника, на лоне красивейшей природы — это классы консерватории. Каждый певец, играющий на таре и кяманче, если не профессор этой консерватории, то преподаватель ее. Но были и профессора: прославившиеся на всем Кавказе и Востоке мастера мугамов -певцы, сазандары. Каждое исполнение — это урок мугамов. Именно в этой консерватории мугамов Узеир Гаджибеков до четырнадцати лет получал образование. Это немалый срок для способного, эрудированного ученика.
Поступая в 1899 году в Горийскую учительскую семинарию, он привез с собой не только родные напевы, ритмы, нет, он привез в Гори сердце, переполненное большой надеждой. Юный Узеир жил большой мечтой — служить своему народу, просвещать его, заниматься конкретными делами во имя его культурного развития: составить словари, перевести на родной тюркский язык художественные произведения. С юношеских лет, глубоко осознав необходимость претворения в жизнь намеченных целей, Узеир с рвением осуществлял то, что выдвигала перед ним жизнь, и в первую очередь — создание национальной оперы. Навсегда запомнилась ему увиденная в Шуше небольшая музыкальная сценка. Было это в 1897-1898 годах, когда ему было 13 лет. "Меджнун на могиле Лейли", поставленная по инициативе известного драматурга Абдуррагим бека, в исполнении известного певца Джаббара Гарягды оглу. Эта сценка настолько взволновала маленького Узеира, что он задумал создать "нечто наподобие оперы".
Странно, что это детское желание, трогательная мечта всего через десять лет осуществилась, претворилась в жизнь, стала не только фактом биографии Узеира, но и значительным явлением в истории нашей культуры. В мировой музыке появился новый сценический жанр — мугамная опера. Узеир бек Гаджибеков создал не "нечто наподобие оперы", он создал новый жанр — мугамную оперу.
12 января 1908 года в здании театра Гаджи Зейналабдина Тагиева состоялась премьера первой азербайджанской оперы — "Лейли и Меджнун". Созданная по мотивам поэмы гениального Мухаммеда Физули первая азербайджанская опера стала и первой оперой на всем Востоке. Этот день стал днем зарождения оперы на древнем Востоке, и в летописи истории оперы на Востоке первым почетным именем стало имя 22-летнего композитора Узеира Гаджибекова.
Получивший музыкальное образование в Петербурге и Москве, сформировавшийся как профессиональный музыкант Узеир Гаджибеков и его современники, соратники, последователи определили тот путь, который по праву считается магистральным путем нашей музыки. Несомненно, гениальным программным произведением этого периода является опера "Кероглы", создание которой совпало по времени с периодом, когда в Азербайджане только начали утверждаться формы классической музыки. Узеир бек создал "Кероглы" не только за роялем, перед чистыми нотными листами, после долгих творческих исканий. Это был ответ музыкой, творением на наскоки и домыслы беспринципных нигилистов, на приводимые ими доводы в общественно-эстетических диспутах…
Что стояло в центре споров о музыке, дискуссий вокруг опер в двадцатых годах? Нельзя довольствоваться таром, кяманчой, мугамами, наша музыка должна освоить достижения мирового музыкального искусства — освоить нотную систему, создать и развить оперу и балет европейского типа, хор, симфонию, жанры камерной и вокальной музыки. Это все -непреложная истина, которую все признают, никто не отрицает, но одобряя этот путь развития, обязательно ли мы должны жертвовать мугамами, заставить замолчать тар, жизненная ли это необходимость? "Звени тар, звени тар, кто тебя забудет?", "Не звени, тар, тебя не примет пролетариат!" Кого слушать? Сейчас нетрудно удивляться отсутствию логики спорящих. Если создание выдающихся произведений разных жанров искусства — подвиг, то создание новых жанров — подвиг вдвойне. В разных жанрах Узеир Гаджибеков добился не только непостижимых высот, но и создал совершенно новые жанры.
Самое трудное было — прогнозировать будущее, заглядывать вперед, предвидеть грядущее. Время показало, что в нынешних международных музыкальных диспутах, спорах и "Кероглы", и "Лейли и Меджнун" занимают свое достойное место. Для нынешнего слушателя и "Лейли и Меджнун", и другие мугамные оперы совместно с европейскими традиционными оперными формами составляют оригинальный, неповторимый образец искусства. Мугамные оперы выделяются среди привычных опер не признаками "простоты— сложности", "превосходства — наивности", а своим жанровым своеобразием, художественными средствами, формами исполнения, стилем. Мугамные оперы в азербайджанском искусстве — это воплощение азербайджанского миросозерцания, не имеющего аналога, неповторимого оригинального жанра.
Мугамная опера из этого ряда, как и созданные на национальных музыкальных традициях оригинальные музыкальные комедии "Аршин мал алан", "Муж и жена", "Не та, так эта", фантазии для оркестра народных инструментов…
Созданные как романсы в общепринятом значении этого слова "Возлюбленная" и "Без тебя" отличаются рядом специфических особенностей, являются образцом совершенно нового жанра — жанра музыкальных газель. Если литературная газель является самым распространенным жанром в нашей многовековой литературной традиции, то первый образец музыкальной газели дал миру Узеир бек… создание великим композитором новой национальной формы на основе любимых в народе на протяжении веков музыкальных традиций означало появление нового национального жанра. В начале нынешнего века Узеир бек создал музыкальную комедию "Аршин мал алан". Музыка этого произведения переполнена светом, солнечным сиянием, юношеским задором. "Аршин мал алан" был создан 28-летним, верящим в жизнь и в будущее молодым композитором. В этой музыке чувствуется дыхание молодости как самого автора, так и его народа. Эта музыка, ее напевы напоминают дыхание, восторг поколения, верящего в свою счастливую судьбу; они выкристаллизировались в душе народа. Ни в одном произведении искусства Азербайджана того времени не получили такого яркого воплощения вера в будущее, надежда на XX столетие, как в "Аршин мал алане".
В конце XX века, когда многострадальный азербайджанский народ поднялся на борьбу за свою свободу, национальное достоинство, независимость, музыка Узеир бека — увертюра к опере "Кероглы" стала символом возрождающегося народа, его гимном.
Являясь выдающимся создателем азербайджанской музыки XX столетия, Узеир Гаджибеков одновременно был и известным ученым, которому выпала честь быть первым исследователем этой музыки, добившись обобщения и систематизации ее основ и принципов. Неоднократно выступая со статьями по различным вопросам музыкального искусства, он в то же время на протяжении многих лет был занят изысканиями в области теоретических основ азербайджанской музыки, результатом чего и явилось фундаментальное исследование "Основы азербайджанской народной музыки".
Узеир Гаджибеков вошел в историю национальной культуры и как талантливый драматург — он был автором либретто всех своих музыкальных сценических произведений, кроме оперы "Кероглы". Литературные сюжеты, блестящие характеры персонажей, четкая острота диалогов, превратившихся в пословицы в народе, неподдельный юмор "Аршин мал аласа" и особенно "Не та, так эта" поставили его в один ряд с такими классиками комедийного жанра, как Мирза Фатали и Мирза Джалил… Кстати, следует отметить, что независимо от того, мало или много печатался Узеир бек в журнале "Молла Насреддин", его как писателя, драматурга, публициста можно считать последователем литературной школы "Молла Насреддин", сформировавшегося именно в этой школе, — в его многочисленных политических фельетонах чувствуется дух Мирзы Джалила. На реплику своего оппонента "От фельетонов Узеира несет другим духом" композитор со всей резкостью, свойственной Мирзе Джалилу, ответил: "Эфендим, прошу после этого не нюхать мои работы". Не было ни одной значительной политической, общественной проблемы, которая не нашла бы своего отражения в пламенной публицистике Узеира.
Несколько лет тому назад трудно было сказать всю правду об Узеире беке. О самом примечательном периоде жизни, политической и общественной деятельности Узеира Гаджибекова, — периоде независимой Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920 годов, следовало бы тогда сказать полунамеком, а в некоторых случаях обойти. Разве можно было огласить, обнародовать тогда такие факты, как членство в партии Мусават, одним из идеологов которой он был, редактирование совместно со своим братом Джейхун беком официального органа Азербайджанской Демократической Республики — газеты "Азербайджан" (после отъезда Джейхун бека в Париж на мирную конференцию он один редактировал газету), критика на страницах газеты империалистической, колониальной политики как Российской империи, так и Советской России? Разве можно было сказать что-нибудь о созданной тогда на словах Ахмеда Джавада песне "Бушевало Черное море", которая и сегодня на устах у турок в Турции? В порядке исключения его, бывшего члена партии Мусават, приняли в члены КПСС без предварительного прохождения кандидатского стажа, как было тогда принято во всем бывшем Союзе. Сталин высоко оценил оперу "Кероглы", ценил творчество Узеир бека — все это спасло великого композитора, имеющего за плечами непростое прошлое и жившего в эмиграции брата. Ведь еще в 20-х годах органы ЧК преследовали цель поголовного уничтожения азербайджанской интеллигенции, и рядившиеся в большевистские маски следователи-дашнаки собирали компромат на Узеира Гаджибекова для привлечения его к "уголовной ответственности" и расстрела. Только Нариман Нариманов смог предотвратить эту национальную трагедию. Непростые взаимоотношения позже сложились между Мир Джафаром Багировым и Узеир беком: одобрения на официальном уровне чаще всего заменялись угрозой и нравственным преследованием.
Сложную жизнь прожил Узеир бек. В начале века — материальная нужда, наскоки различных писак на каждое его произведение, оскорбительные выпады, даже карикатуры на страницах газет. В советский период — отрицающие наше музыкальное наследие нигилисты, большевистские комиссары и их опекуны, принципиальные диспуты с ними, потеря в годы репрессий близких друзей — Гусейна Джавида, Ахмеда Джавада, Аббаса Мирзы Шарифзаде, Панаха Касымова и многих других, и когда над Узеир беком висел Дамоклов меч, принуждение написать кантату, восхваляющую "великого отца, вождя Сталина". Внутреннее беспокойство, постоянные тревоги, которые он скрывал даже от самых близких людей. Над всем этим одержал победу дух Узеира. Бессмертные произведения, в которых отразились воля Узеира Гаджибекова, честь и достоинство нации, ее непреклонность и духовное богатство…
О величии Узеира Гаджибекова, эпохальности его творений наиболее точно высказался его единомышленник Мамед Эмин Расулзаде, когда весть о смерти Узеир бека дошла до него в эмиграции, за железным занавесом, вдали от родины: "Начав свою деятельность как любитель, Гаджибейли, позже, постоянно совершенствуясь, получив музыкальное образование, впоследствии добился признания своего авторитета как композитор в европейском понимании этого слова. Жаль, что большевистский режим взял под свой контроль этот редкий проницательный ум Азербайджана, эксплуатировал его в свою пользу в угоду политики, "присвоил" его. И, наконец, хотя он принужден был за железным занавесом сочинять искусственные марши, услышать лестные слова диктатора в Москве, несмотря на то, что над его гробом в торжественном молчании по очереди стояли комиссары, не имеющие ничего общего с нравственностью Азербайджана, никто не сможет отделить Гаджибейли Узеира от культуры Азербайджана, истории азербайджанских тюрок. Он навечно останется в числе сподвижников возрожденного Азербайджана!"
...