Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Consuelo: > 14.07.25 20:26


Фрэнсис Вейнс «Захватывающий XVIII век: Революционеры, авантюристы, развратники и пуритане. Эпоха, навсегда изменившая мир»

«Это было лучшее из всех времен, это было худшее из всех времен; это был век мудрости, это был век глупости; это была эпоха веры, это была эпоха безверия; это были годы света, это были годы мрака; это была весна надежд, это была зима отчаяния; у нас было все впереди, у нас не было ничего впереди; все мы стремительно мчались в рай, все мы стремительно мчались в ад…» (Чарльз Диккенс «Повесть о двух городах»)

XVIII век, безусловно, во многом стал поворотным в истории человечества, изменивший общественную мысль, давший дорогу эпохе Просвещения, расшатавший старый порядок, провозгласивший права человека и права народов. И это только малая часть событий, подготовивших переход от Старого мира, наполненного более средневековыми устоями, к новому миропорядку. Иными словами, столетие, достойное изучения как масштабного, так и отдельных эпизодов. Конечно, уложить всю эпоху и весь мир, в ней существовавший, в одно исследование невозможно. Поэтому автор, современный бельгийский историк, концентрируется на отдельных странах и событиях XVIII века. Книга начинается с борьбы за независимость бывших британских колоний – США, а завершается Французской революцией 1789 г. Несмотря на обращение к истории США, Великобритании, Австрии, Нижних Нидерландов (будущей Бельгии), Пруссии, мимолётом Испании, всё же в центре внимания автора – Франция. Действительно, именно эта страна по большей части задавала тон в разных направлениях общественной и государственной жизни, культуре и нравах, а также мысли и философии. Большое внимание уделено временам правления Людовиков XIV и XV. Довольно много отдельных имён и событий, связанных с нравами эпохи, весьма любопытных.

В финале третьей части, завершающей исследование, автор обращается к Французской революции, к условиям её сформировавшим, и первого этапа, начавшегося с падения Бастилии, древней тюрьмы-крепости, ставшей символом Старого режима, 14 июля 1789 г. Интересны страницы, посвящённые подготовке Декларации прав человека и гражданина 1789 г., ставшей одним из важнейших элементов в фундаменте формирования во второй половине XX веке системы международной защиты прав человека. Обрывается повествование на упоминании о Терроре, но его не исследует, т.е. последние годы XVIII века, в той же французской истории, как-то упущены. Честно говоря, было бы хорошо, если автор сделал бы более акцентное завершение исследования целого века, показав вот этот «мостик» к веку следующему и подвёл бы итоги его влияния на последующие столетия.

В целом любопытное исследование, история во многом интереснее любой фантазии)) Нашла некоторые огрехи в книге и фактические ошибки, к примеру, Генрих IV, первый король из династии де Бурбон, почему-то назван сыном Генриха III, последнего короля из дома де Валуа. С некоторыми выводами и оценками по отдельным эпизодам я не очень согласна, но это просто разные мнения. Оценка – 5.

...

Настёна СПб: > 16.07.25 18:01


ВЛАДИМИР ЗАБРОДИН «ЭЙЗЕНШТЕЙН: КИНО, ВЛАСТЬ, ЖЕНЩИНЫ»

Цитата:
«Долг биографа – представить документы, сохранившие важные этапы жизни объекта исследования, объяснить существенные факты реальной жизни героя, а не отношение к ним (или придумывание их – такое тоже часто случается) мемуариста. Ведь меняется не только сам человек, меняется и общество, приходит другой исторический период, другой социальный строй – и тот, кто жил, не совпадает с тем, кто вспоминает о своей жизни. Дело здесь не в слабостях памяти, не в болезненной склонности к самолюбованию или лжи, как часто пытаются объяснить «странность» некоторых воспоминаний. Дело в том, что редко кому удается сохранить идентичность при переменах.»

Книга состоит из авторских статей, в которых Забродин исследует архивные документы и пробует объяснить, почему одни и те же события в письмах и мемуарах Эйзенштейна трактуются по-разному. Статьи расположены в хронологическом порядке, но делают «круг» – книга начинается письмами юного Рорика, он же Котик, к матери и заканчивается воспоминаниями Сергея Михайловича о её смерти.
Письма к Юлии Ивановне, наравне с письмами Елизаветы Телешевой, стали для меня самой интересной частью книги. Живя в Риге, будущий режиссёр часто писал матери в Петербург. Как отмечает Забродин, в то время Серёжа ещё не знал, что родителей надо не любить, отец ещё не стал хаус-тираном, потому описания отличаются яркостью, живостью и непосредственностью.
А письма Елизаветы Сергеевны к Сергею Михайловичу приведены монологом, как в «Человеческом голосе» Кокто. Отношение Эйзенштейна к близкому, смертельно больному человеку, конечно, озадачивает своим равнодушием. Зная, что умирает, Елизавета Сергеевна писала ему: «И, главное, научитесь хоть немного думать о людях. Не знаю, многие ли способны на такую трудную жизнь, как Пера Моисеевна и я. Надо очень уж любить Вас, чтоб всё прощать.»
Грустно…

Оценка – 4.

...

Настёна СПб: > 18.07.25 19:41


НИНА ТИХОНОВА «ДЕВУШКА В СИНЕМ»

Нина Александровна Тихонова не была выдающейся балериной, но стала интересной рассказчицей. В первую очередь её мемуары рассказывают о русской эмиграции в Берлине и Париже и русском, постдягилевском, балете.
Родители Нины были близки к Максиму Горькому (в интернете можно найти слова Тихоновой, подтверждающие, что она его внебрачная дочь), и девочка с самого детства «вращалась» в художественно-литературных кругах.
А уже в эмиграции она работала со всеми – Борис Романов, Бронислава Нижинская, Леонид Мясин, Антон Долин, Ида Рубинштейн… Балетные труппы росли как грибы после дождя, но за неимением средств, существуя за счёт меценатов, чаще всего столь же быстро распадались. Срочные вводы в спектакли (запомнилось, как Долин примчался на выручку в балет, который видел первый раз в жизни), подработки в кабаре, интриги, не всегда бытовая устроенность, французская военная неразбериха, но жизнерадостность молодости, сильный характер и уважение к творчеству – такова артистическая жизнь.
Тихонова закончила танцевать в 36 лет, в 1946 г. Она говорит, что из-за Сержа Лифаря, с которым они позже подружились, после войны перед ней закрывались все двери. Но тогда Лифарь сам некоторое время был в опале, так что… Самой заметной ролью Нины осталась Девушка в синем в балете «Лани» Нижинской.
Отдельно хочу отметить педагогическую деятельность Тихоновой в приютах для детей, потерявших родителей в годы Второй мировой войны, «Ренуво» и «Шамфлёр». О детях Нина рассказывает с большой любовью и вниманием.
Не знаю, насколько Нине Александровне можно верить, но пишет она увлекательно, с юмором, давая, как мне показалось, довольно точные характеристики.

Бронислава Нижинская:
Цитата:
«Её отношения с труппой страдали не от её высоких требований, а от её беспочвенных обвинений артистов в подвохах и враждебных намерениях… Она позволяла себе снисходить с высот, делалась остроумной и обаятельной. Но слишком часто её несдержанность раздражала людей, может быть недостаточно чутких, чтобы её понять.»

Ольга Спесивцева:
Цитата:
«Тончайший стебелёк, едва касающиеся пола, она вдруг от него отделилась, плавно, словно облачко, проплыла по воздуху и так же невесомо опустилась.»

Леонид Мясин:
Цитата:
«Он был на редкость красив, его громадные глаза, обрамлённые пушистыми ресницами, когда он хотел, были неотразимы. Пользовался он этим, впрочем, экономно, был всегда вежлив, скорее, даже сдержан и только изредка неприятен. Под тем, что сперва казалось шармом, чувствовалась сухость.»

Ида Рубинштейн:
Цитата:
«На сцене появился некто в длинных романтических тюниках и взлетел в воздух в большом jeté. Все мы на секунду остолбенели, а затем все, как один… отвернулись. Зрелище Иды Львовны, висящей, как мокрый пакет, в мощных руках Вильтзака, её болтающиеся, не вытянутые ноги и сгорбленная спина превзошли наши самые страшные опасения.»

Серж Лифарь:
Цитата:
«Широкий во всём, он щедро расточал свой талант, никогда не отказывал в услуге, был доверчив, как ребёнок, мог легко обмануть, но бурно переживал, когда его обманывали, беззаветно любил своё искусство и русскую культуру.»

Оценка – 5.

...

Gal-ka: > 18.07.25 22:22


Настёна СПб писал(а):
Родители Нины были близки к Максиму Горькому (в интернете можно найти слова Тихоновой, подтверждающие, что она его внебрачная дочь)

Слова - не документы.

Masjanja, спасибо!

...

Настёна СПб: > 19.07.25 00:15


Gal-ka писал(а):
Слова - не документы.

Да, тест ДНК не проводили Mr. Green . Но если Нина Тихонова считала своим отцом Горького, то пускай, основания для этого у неё были. Как говорится, хотите верьте, хотите нет. Мне, например, всё равно.

...

Consuelo: > 20.07.25 23:55


Жорж Бордонов «Копья Иерусалима»

Небольшой роман французского историка Жоржа Бордонова отправляет в далёкие времена Крестовых походов, во вторую половину 12 века, в годы правления прокажённого короля Балдуина IV. Рассказчик – рыцарь Гио, возвращается на годы назад, вспоминая юную провинциальную дворянку Жанну де Молеон, которая упросила отца отправиться вместе с ним, старшим братом и несколькими земляками на Святую землю. Жанну описывают как очень верующую, убеждённую в своей правде девушку, чистую душой и помыслами. Она и Балдуин (ровесники, им всего по 16 лет) искреннее полюбили друг друга. Но быть вместе они не могут, прежде всего из-за разрушающей болезни короля. Только рядом с Жанной, обладающей навыками знахарки, юный король хоть на некоторое время получает облегчение. И так они проведут несколько лет, между надеждой и отчаянием, верой и осознанием тяжёлой реальности.

Балдуин IV вошёл в историю в числе самых достойных правителей. Несмотря на смертельную болезнь, которая разрушала его тело в буквальном смысле, он оставался умным, благородным и смелым королём. Он сумел бить Саладина и вызывать уважение во всех своих врагах. Вести военные кампании в таком тяжёлом состоянии, буквально на одной силе воли держаться – это конечно, что-то очень необычное. Однако вокруг короля столпились развращённые и алчные придворные, включающие самых ближайших родственников Балдуина. И король, понимая, что время его на исходе, пытался обезопасить Иерусалимское королевство. Увы, интриги жадных и глупых людей погубили всё наследие прокажённого короля.

Балдуин IV действительно вызывает уважение, жаль, что жизнь такого исключительно одарённого человека оказалась столь короткой и мучительной. Но какова сила характера! Жанна же оказалась исключительно самоотверженной, даже фанатичной. Она понимала, что вокруг короля сплошной серпентарий, нет, по сути, никакой у него поддержки. Жаль, что и рядом с Жанной не оказалось какой-то опоры в лице старшей женщины. Брат Жанны поддался всем соблазнам и закончил так, как сестра ему и предсказывала. Поэтому Жанна, ведомая своими чувствами к королю и своей верой в его предназначение на земле и награду за страдания на небесах, остаётся рядом с Балдуином, прекрасно понимая, какую опасность навлекает и на саму себя.

Роман красочный, хорошо раскрывает положение дел при королевском дворе Иерусалима, а также ситуацию вокруг этого государства. Страшные и печальные описания участи прокажённых и течения болезни. Поставлю «5».

...

Consuelo: > 22.07.25 14:37


Элизабет Херинг «Ваятель фараона»

Тутмос родился, казалось бы, под несчастливой звездой: его семью погубили алчные жрецы, а его самого, ещё ребёнком, отправили в подчинение рыбаку. Но на этом тяжести Тутмоса не завершились, ибо ему пришлось оказаться в услужении ещё и в гончарной мастерской, в каменоломне, где он чуть не погиб, и в конце концов, в подмастерье у старого скульптора. Талант и трудолюбие Тутмоса позволили ему овладеть ремеслом и однажды, после множества тягот, оказаться на должности главного скульптора фараона. Однако жизнь Тутмоса напрямую связана с радикальными событиями, происходящими в родной для героя стране: Египту 14 века до н.э., времён правления фараона Аменхотепа IV, который вошёл в историю своим противоборством жрецам старых богов и попыткой утвердить единого бога – Атона. Фараон принял имя Эхнатон, сменил имена своим родным и начал строительство грандиозного города Ахетатон, новой столицы страны. Конечно, подобные резкие меры, реформы, слишком радикальные, и главное, – отстранение жрецов, имевших огромную власть и влияние, вместе с опорой на не самых верных придворных, встретили ожесточённое сопротивление и в итоге вымарывание самого имени Эхнатона посмертно.

На столь богатом историческом фоне, через судьбу и характер Тутмоса, автор обращается к вечным темам веры, поиска правды, справедливости, мести, прощении и милосердии, верности своим идеалам и принципам. Тутмос действительно был человеком принципов, чести и искренней веры. Он ошибался, был неумолим, всегда искал истину:
«– Твой отец… – серьезно сказал Ипу. – Что мог бы он тебе ответить? И, посмотрев вдаль, он продолжал: – «Я, сказал бы он тебе, тоже всегда искал правду в жизни. Но я не верю, что эта правда находится в хороших руках, когда ею распоряжаются цари!»
– Должно ли это означать, что рука царя недостаточно сильна, чтобы сохранить правду?
– Нет! Нет, Руи, рука царя слишком тверда. Зажатая в кулак правда не может быть правдой…»


Роман очень интересный, хотя и трагичный. Личность скульптора Тутмоса не является вымышленной. Самая известная его работа – бюст царицы Нефертити, пожалуй, наиболее узнаваемое изображение супруги Эхнатона. Художественный подход Тутмоса, амарнский стиль, соответствовал изменениям в политико-духовной ситуации в стране, т.е. отошёл от традиционных представлений, согласно которым художник должен следовать раз и навсегда установленным образцам, не соответствующим действительности. Тутмос и мастера нового времени старались вдохнуть жизнь в свои работы, изображать человека таким, каким он был на самом деле, запечатлевать обычные человеческие чувства, даже у царей. Поэтому работы Тутмоса заметно отличаются живостью, а не привычной ранее статичной суровостью.

Оценка – 5.

...

Consuelo: > 24.07.25 01:09


Жан-Луи Фетжен «Вуали Фредегонды» (№ 1 «Сага об эпохе Меровингов»)

Дилогия французского автора Жана-Луи Фетжена описывает противостояние двух королев – Фредегонды и Брунгильды, разразившееся в VI веке н.э. Разные женщины, объединённые сильными характерами, были супругами двух братьев-королей из франкской династии Меровингов: Фредегонда стала супругой Хильперика I, короля Нейстрии, а Брунгильда – его старшего брата, Сигиберта I, правителя Австразии. Первый роман посвящён Фредегонде, мы видим события её глазами.

Доподлинно не известно происхождение Фредегонды, скорее всего она была незнатна, в отличие от Брунгильды, дочери вестготского короля. В романе мы встречаем её сиротой из галльской деревни, находящейся под опекой куртизанки, которая готовит её, тринадцатилетнюю, к тому же ремеслу. Однако девочке удаётся изменить свою судьбу, попасть в служанки к супруге принца Хильперика. Красивая, коварная, целеустремлённая Фредегонда в определённое время сближается с Хильпериком, а дальше делает всё возможное, дабы добиться своей главной цели – выйти замуж за короля. И ей это удаётся.

Надо отметить, что образ Фредегонды достаточно окутан тайной, многое из её биографии и поступков остаётся неизвестным. По большому счёту она вошла в историю как злодейка, совершавшая преступления направо и налево. Что из этого правда, а что – наветы, до конца не ясно. В романе Фетжена она не выведена безусловно положительным персонажем, но и не показана самой законченной преступницей. Симпатии Фредегонда у меня не вызывает, потому что готова идти по головам, да и в принципе моральность ей не близка. Хотя нельзя отрицать силы её воли и характера. Всё-таки подняться с таких низов до королевской короны – это нужно было не только схватить удачу за хвост, но и самой проявить стойкость и упорство. Жаль было детей и первых двух жён Хильперика, которых они с Фредегондой погубили.

Исторический фон сложный: постоянные интриги, борьба за власть, трон и земли, извечная междоусобица, укрепляющееся христианство и всё ещё живущее язычество. Король Хильперик не вызывает симпатии, ибо алчный и неверный. А вот Фредегонда явно симпатична автору. К примеру, постоянно упоминаются её невероятная красота и женская сила, а приписываемые ей преступления как бы затираются и, вроде как, и не такая уж злодейка, а просто хитрая, умная и решительная. Больше понравился король Сигиберт (в книге он Зигибер), хороший воин и правитель.

Роман написан лёгким языком, быстро читается. Оценка – 5.

...

Gal-ka: > 24.07.25 16:20


С интересом прочла такие содержательные отзывы на исторические романы от Кристина. Спасибо.
Особо привлекла ещё одна история про Фредегунду и Брунхильду. Как ни странно, но у автора, несмотря на море крови , часть истории Меровингов получилась как бы романтизированной. Моё такое мнение после прочтения обзора книги. И в этой связи вспомнились слова Натальи Басовской, этого величайшего популяризатора истории. Она всегда утверждала, что романтизм это история жизни и смерти.
Ну и ещё добавлю про свои личные ощущения. Не знаю, как у других, а для меня иногда какой-то мелкий штрих всегда оказывается важным. В студенческое время , читая что-то по истории Европы, я встретила внешнюю характеристику Брунхильды - коренастая, широкая, с короткими ногами и широкими ступнями. Совсем не королевских кровей. И всё. Все её кровавые поступки расцениваю только низменностью натуры. Никакого романтизма .
Кстати, про Фредегунду есть совсем уж уничтожающие свидетельства. Поэтому королева-то она королева, но осталась голодной служанкой, безжалостной и кровожадной.
Извините, отзывы о книгах навеяли... Embarassed

Настёна СПб, Настя, прости любезно! Почему-то пропустила твою такую замечательную вставку из опусов Зверева! Спасибо, занимательно, радийный стиль.

...

Настёна СПб: > 26.07.25 00:10


ГЕОРГИЙ БАХТАРОВ «ЗАПИСКИ АКТЁРА. ГЕНИИ И ПОДЛЕЦЫ»

Георгий Юльевич Бахтаров написал воспоминания, когда ему было уже 90 лет. Последнее время меня не отпускает мысль, что человек-долгожитель, переживший многое и многих, в мемуарах может написать всё, что угодно – кто его уже опровергнет? Ни в коем случае не хочу обвинить автора во лжи, это так… размышления вслух.
Бахтаров мало пишет о себе (родился в 1910 г. в обеспеченной семье, с детства грезил подмостками), больше о коллегах по цеху, с кем работал или пересекался, а волей судьбы мемуарист поменял много театров. Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, Всеволод Блюменталь-Тамарин, Михаил Чехов, Юрий Юрьев, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Георгий Вицин – малая толика замечательных сценических имён, встречающихся на страницах книги. Кем-то Бахтаров восхищается, кого-то может исподволь пнуть, о ком-то откровенно пишет, что дрянь человек. Театральные склоки предстают во всей неприглядной красе.
У меня осталось ощущение, что Бахтаров немного обижен на жизнь, что он остался в тени. Я не знаю, был ли Георгий Юльевич талантливым актёром, но знаменитым не стал. Его карьера шла неровно, и не думаю, что из-за судимости (1936 г., троцкизм, 3 года ссылки, где Бахтаров жил вполне сносно). Смоктуновский, Жжёнов блистали ещё как, а не колесили с Москонцертом. Но в любом случае книгу я прочитала с интересом и даже узнала о некоторых актёрах, о которых раньше не слышала (например, о Степане Кузнецове, когда-то покорившем Москву тёткой Чарлея и «матросом-братишкой»).

Оценка – 4.

...

Настёна СПб: > 26.07.25 14:45


ИРИНА РАЗУМОВСКАЯ «КОСТРОМА»

Цитата:
«Костромские площади хороши зимой — в инее и снегу, в белой чистоте, в морозе, под солнцем, — всегда вспоминаю Кустодиева. Он любил эту землю и такие волжские города с торговыми рядами, сверкающими куполами, гауптвахтами, базарами… Мне бы ещё написать старые, тёмные липы над круглым, ленивым Чухломским озером, под которыми так легко и покойно сидеть вечерами; про зелёный двор Ипатьевского монастыря, где невольно думаешь о тех, кто жил до нас и ведал какую-то свою правду…» (Игорь Дедков)

В Костроме я была в этом году в начале июня. Симпатичный небольшой город, которым в своё время вдохновлялись Островский и Кустодиев. Ипатьевский монастырь мне запомнился усыпальницей Годуновых и необычной иконой Покрова. С недавних пор гостей города привлекают не только «колыбелью династии Романовых» (у меня, конечно, Кострома ассоциируется с Годуновыми и Отрепьевым где-то рядом), но и ушастыми героями стихотворения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Сейчас забавных фигурок, изображающих купчиху, пожарного, трактирщика, зимогора и т.п. в городе вроде бы 12, и гуляя по центру то и дело слышишь: «Ой, зайчик!» Какой там Спас в Рядах, Пожарная каланча или различие архитектуры Красных, Мучных и Пряничных рядов Laughing .
В книге, естественно, никакие попсовые зайцы и близко не стоят, тут всё серьёзно. Историко-художественный очерк вкратце рассказывает об архитектурных и прикладных памятниках Костромы. Книга разделена на главы, посвящённые различным видам искусства: архитектурные памятники, деревянное зодчество, иконопись, лицевое шитьё, игрушка, плетение и т.п. По-отдельности интересно, но в общую картину у меня не сложилось.

Оценка – 4.

...

Consuelo: > 26.07.25 20:47


Девочки, спасибо за сердечки! Poceluy
Настёна СПб писал(а):
Какой интересный и, мне кажется, не самый популярный у романистов исторический период.

Действительно так. Может, из-за отнесения к "тёмным временам Средневековья". Мол, считается, что грязь, чума и сплошное беспросветье.
Фетжен, кстати, не стал писать третий роман для этой серии, потому что сложно было не пуститься в разгул фантазии, а ему хотелось всё-таки придерживаться более-менее исторической правды.
Gal-ka писал(а):
часть истории Меровингов получилась как бы романтизированной.

Да, есть такое немного. Но всё-таки и реализма достаточно, потому как поступки героев вообще ничуть не обоснованы романтизмом, а продиктованы борьбой за мирские блага, власть, высокое положение, местью и т.д.
Gal-ka писал(а):
В студенческое время , читая что-то по истории Европы, я встретила внешнюю характеристику Брунхильды - коренастая, широкая, с короткими ногами и широкими ступнями. Совсем не королевских кровей. И всё.

В этом романе она представлена красавицей. Прочитаю, как её образ, внешний и внутренний, автор представит во втором романе))
Gal-ka писал(а):
Кстати, про Фредегунду есть совсем уж уничтожающие свидетельства. Поэтому королева-то она королева, но осталась голодной служанкой, безжалостной и кровожадной.

Да, она осталась в истории законченной злодейкой, чисто "из грязи в князи", но грязь с рук смыть так и не смогла. Справедливости ради, Фетжен как раз старается не навешивать на Фредегунду всех злодейств, особенно, когда невозможно опираться на какие-либо доказательства. Но у него Фредегунда обращается к колдовству и языческим суевериям, например, но и то, обставлено как просто образ мыслей, а не двигатель сюжета.
Gal-ka писал(а):
Извините, отзывы о книгах навеяли...

Наоборот) Если можешь, посоветуй, что-нибудь по теме, будет интересно почитать.

...

Настёна СПб: > 27.07.25 23:48


Николай Свечин, Валерий Введенский, Иван Погонин «ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПЕТЕРБУРГСКОЙ СЫСКНОЙ ПОЛИЦИИ»

Ждала от книги чего-то более узкоспециализированного. Я думала, что будет больше рассказано непосредственно о работе, развитии сыскного дела, внутренней организации, внедрении различных средств и методов. Но об этом буквально одна глава, а ведь российская полиция энергично развивалась, умело и быстро перенимала полезный чужой опыт, одна из первых применяла новшества. Фотографировать задержанных начали в 1867 г., метод Бертильона ввели в 1890 г., с 1900 г. применяли дактилоскопию, в 1909 г. образовалась кинологическая служба (сыскные собаки использовались и раньше), почерка законодательно сличали со времён Николая I, а при Александре II провели первый следственный эксперимент. Зато в книге достаточно много приведённых статей из газет и журналов того времени, рассказывающих о работе СПбСП, которые я прочитала с огромным интересом.
Цитата:
«С весёлым шумом входят друг за другом 15 молодцов в сопровождении городовых и околоточного: франт в соломенной шляпе, угрюмый мужчина в мягкой черной шляпе, что-то похожее на приказчика в котелке, мальчик-подросток, безусый юноша с лицом артиста, хулиган с наглой рожей. “– Э, сколько знакомых!” – говорит фотограф. “– Здравствуйте, Иван Иванович! Который раз? Все почти тут бывали!” “– Чего уж! Свои люди!” “– А часы бы вытащили?” “– У своего-то? Да что вы, Иван Иванович! Нешто мы без понимания!” – и в их весёлых ответах слышится и добродушие, и юмор острожных стен. Фотограф берёт препроводительный листок: “Снять в пальто и шапках, как бывают на улице, – гласит листок, и затем перечень имён всех пятнадцати. Их усаживают, составляют живописную группу и снимают.» («Огонёк», 1908, №37)

Большую часть книги занимают биографии руководителей и сотрудников СПбСП и рассказы о некоторых делах, которые расследовались во время их службы. Авторы не ограничиваются известными Путилиным, Филипповым и Кошко. Небезынтересно было почитать о Леониде Шереметевском, Карле Маршалке, Мечиславе Кунцевиче, Евгении Мищуке… Не все были белыми и пушистыми, кто-то нечист на руку, кто-то занимался «крышеванием», кто-то применял запрещённые методы дознания (почему-то особенно лютовали в Риге), но большинство сыщиков помнило про «долг и честь эту службу нести», их уважали и боялись, а в отставку они уходили с подорванным здоровьем и букетом болезней.
Цитата:
«Десятый час утра. Леонид Константинович [Петровский] с палкой-костылём в руке уже сидит в своём полном людей кабинете на Офицерской. До четырёх часов вечера перед его столом, как в калейдоскопе, проходит всё жульё, которое летучка захватила за ночь. Кого-кого тут только нет. Грек из Одессы, еврей из Варшавы, юный корнет – самозваный герой и седой “генерал” из породы Дю-лю [фамилия фотографа, распространявшего подростковую порнографию]. Вот приблизительный контингент утренних визитёров, поздравителей с добрым утром Леонида Константиновича.» («Вестник полиции», 1916, №5)

А потом грянула революция…
Цитата:
«В Обуховской больнице солдатами был заколот штыками находившийся там на излечении околоточный Лопатин. Надзиратель сыскной полиции А.О. Гурский был схвачен на своей квартире, после чего ему отрезали пальцы, уши и разрубили шашками…» (А.Ю. Кеклис «Полиция в событиях февраля 1917 г.)

Цитата:
«Бывшие сотрудники сыскной полиции провели общее собрание и …просили принять их на работу в милицию. Вряд ли эти люди приняли идеи большевизма, но как патриоты и профессионалы своего дела они прекрасно понимали, чем грозит Петрограду и стране уголовный террор.» («Уголовный розыск: Петроград – Ленинград – Петербург»)

Оценка – 5 –.

...

Gal-ka: > 28.07.25 23:26


Consuelo писал(а):
Если можешь, посоветуй, что-нибудь по теме, будет интересно почитать.

Кристина, спасибо за доверие. Хотя историей интересуюсь со школьных времён, у меня нет никакой системы в этой теме. Читаю по наитию. Главное: практически не читаю художественную историческую прозу. Так что предложить ничего не могу. Извини.

...

Consuelo: > 30.07.25 01:49


 » «Артемизия»

Анна Банти «Артемизия»

Роман итальянской писательницы Анны Банти (настоящее имя Лючия Лопрести) необычен по ряду причин: он посвящен итальянской художнице 17 века, Артемизии Джентилески, но написан не как биографическая работа, а как своеобразное обращение между писательницей и художницей, в котором первая вопрошает и исследует в том числе переживаемые ею чувства через опыт художницы. Роман был опубликован в 1947 г., но это не первая, а вторая версия романа, которую Анна Банти переписала практически по памяти, а вот рукопись первой версии была уничтожена во время бомбардировки Флоренции немцами, в 1944 г.

Артемизия Джентилески родилась в 1593 г., а умерла примерно в 1653 г. Её отцом был Орацио Джентилески, талантливый художник, ученик Караваджо. Он учил всех своих детей, однако Артемизия, очевидно, обладала большим дарованием, нежели трое её братьев. В картинах Артемизии Джентилески, безусловно, заметно влияние Караваджо и её отца, особенно в ранний период. Артемизия стала первой женщиной, избранной в Флорентийскую академию изящных искусств, старейшею в Европе. Ей заказывали писать портреты большие гранды, кардиналы и правители. Её талант был признан ещё при жизни.

Когда Орацио Джентилески увидел, что он сумел научить дочь всему, чему мог, он нанял Агостино Тасси, талантливого художника и мастера перспективы, чтобы отточить навыки Атемизии. И здесь происходит то, что навсегда изменило жизнь юной художницы: примерно в 1611 г. Тасси изнасиловал девушку. И это стало не просто преступлением, но пятном, замазавшим и жертву. В глазах части общества она считалась «порченной» и «сама виновата», а её насильник в итоге отказался на ней жениться (к браку, понятное дело, Артемизию склоняли, дабы замять дело). Начался долгий судебный процесс, унизительный для Артемизии, с чувствами жертвы насилия особенно не церемонились, её подвергали многочисленным обследованиям и чуть не запытали. Иными словами, Артемизия прошла не только моральное унижение, её имя полоскали во всех римских углах, репутацию подорвали, но ещё и физические страдания. В итоге, Тасси был признан виновным, но, по сути, не отбывал наказания благодаря высоким покровителям.

А вот Артемизия сумела не сломаться, но продолжила не просто жить, а творить. Столь тяжёлая травма не могла пройти бесследно, и поэтому художница многократно обращалась к такой библейской теме, как Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Конечно, этот сюжет один из самых популярных среди современников Артемизии, однако в картинах Джентилески мы видим взгляд женщины: героини её картин не безвольные жертвы, не пассивные и заведомо слабые, нет, в них горит огонь сопротивления, отказ соглашаться с определённой для их пола жертвенностью и покорностью.

Время написания романа, переживания автора, безусловно, нашли отражение и в работе об Артемизии Джентилески. Однако на первый план в романе выходит тема женщины в искусстве, а также вопросы независимости женщины и необходимости её борьбы за собственное «я». Поэтому для изучения деталей биографии Артемизии работа Анны Банти вряд ли подойдёт, потому что она не следует дословной хронологии событий в жизни художницы (а выводит страсти, чувства и мысли Артемизии), опускает ряд моментов, обладает некоторыми неточностями (например, муж Артемизии, Пьерантонио Стиаттези, у автора старьёвщик, но вообще-то он был художником). Кроме того, на момент написания романа некоторые детали биографии художницы ещё не были известны.

Оценка – 5.

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение