Регистрация   Вход
На главную » Прочие жанры »

Исторические романы и книги по мировой истории и культуре


Настёна СПб: > 30.07.25 01:50


ФАДДЕЙ БУЛГАРИН «ДИМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ»

Давненько я не брала в руки шашек, т.е. не читала о Лжедмитрии. Булгарин основывает сюжет романа на том, что чересчур образованный Самозванец был не расстригой Гришкой Отрепьевым, а «неустановленным лицом», обученным иезуитами. Я с этим не согласна. Но рассуждать на тему Лжедмитрия я могу долго и нудно, поэтому отмечу, что латынь он знал плохо и писал на ней с ошибками (даже любимого «императора» писал через «n»). Делать Россию Папской областью не собирался и вёл себя так, будто был уверен в своём царском происхождении.
Роман Булгарина о том, что «одно преступление неизгладимо – измена царю и отечеству», а если для человека цель оправдывает средства, то закончит он плохо. Самозванец был умён, находчив, отважен, красноречив, обладал «даром привлекать сердца и внушать уважение к себе», но все таланты употребил во зло. Пылкость натуры Лжедмитрий обуздывал холодным расчётом и трезвомыслием, он, шёл по головам, не гнушался обманывать и предавать, самолично убивал невинных, но мешающихся под ногами.
И путь к трону оказывается важнее самого трона. В книге нет года царствования Лжедмитрия (как нет и военных действий), словно автору надоело писать дальше и он уложился в десяток страниц. Тогда зачем это всё было? При этом Самозванец где-то растерял качества, приведшие его к шапке Мономаха и превратился в праздного гуляку и тряпку, что не соответствует реальности, т.к. Лжедмитрий действительно правил и пытался проводить реформы. Да и Шуйский хитро поднимал народ не против Лжедмитрия, а против поляков, которые будто бы хотели убить царя.
Образ Калерии – дань романтизму: соблазнённая девица, которая или проклянёт, или будет преследовать героя до гроба, являясь неким возмездием. Не знаю, как в 1830 г., но сейчас её линия выглядит едва не смешной. Из этой же оперы встреча Лжедмитрия с отшельником, оказавшимся… Курбским. Князь умер в 1583, но, как я поняла, Булгарину не был известен год его смерти. Но мне понравилось, что при описании отношений между Самозванцем и Мариной, автор не ударился в любовь-любовь, а придержался версии брака по расчёту.
В романе есть забавные ляпы. Например, царицу Марию Григорьевну называют то сестрой Малюты Скуратова, то дочерью, а погибший Иван Басманов через сотню страниц как ни в чём не бывало беседует со своим братом. Ещё Булгарин ловко обошёл неудобный момент службы Отрепьева у бояр Романовых, поставив телегу впереди лошади. В книге опала Романовых произошла после ухода Отрепьева из Москвы, словно это подозрительный монах бросил тень на будущую царскую династию, а на деле всё произошло наоборот.

Оценка – 4 –.

...

Gal-ka: > 30.07.25 22:24


Кристина, Кристина, хочу вернуться к твоему вопросу насчёт посоветовать. Я как-то категорично ответила и прошу извинить. По-моему, ты тоже всеядна, потому как помню твои отзывы о Риме и пр.
Так вот, сейчас я ищу всякое разное про розенкрейцеров, и одним из лучших путеводителей для меня являются статьи Басовской. У неё масса имён и ссылок на специалистов. И вчера в статье, уже не помню про что ( ночью дело было) я нашла у неё очень доброжелательный отзыв на книгу Режин Перну " Алиенора Аквитанская". Басовская говорит, что это не совсем художественная книга, но, по её мнению, это самое приближенное произведение к той эпохе. А ты же как раз прочитала несколько книг по тем векам... Мне Алиенора никак не интересна, хотя это фантастическая фигура по тем временам. Мать Ричарда Львиное сердце, развелась с королём, посидела в заточении, ходила в крестовый поход... но вот мне интереснее Жанна.

...

Consuelo: > 31.07.25 00:11


Gal-ka писал(а):
Я как-то категорично ответила и прошу извинить.

Да нет, ты что, извинять не за что)
Gal-ka писал(а):
По-моему, ты тоже всеядна, потому как помню твои отзывы о Риме и пр.

Да, мне почти всё интересно))
Gal-ka писал(а):
я нашла у неё очень доброжелательный отзыв на книгу Режин Перну " Алиенора Аквитанская".

Если я не ошибаюсь, у Басовской было видео об Алиеноре, и, кажется, я смотрела его. Я у Наталии Ивановны только лекции слушала.
Gal-ka писал(а):
Мне Алиенора никак не интересна, хотя это фантастическая фигура по тем временам.

Действительно весьма яркая личность с необычной судьбой, но я тоже к ней отношусь довольно ровно. Хотя в целом почитать можно) Тем более, прочитанные работы Режин Перну понравились.
Gal-ka писал(а):
но вот мне интереснее Жанна.

prv

...

Настёна СПб: > 02.08.25 15:39


ЭНЦО БЬЯДЖИ «КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ. Марчелло Мастроянни рассказывает»

Название и аннотация вводят в заблуждение – книга не о Марчелло Мастроянни, и рассказывает в ней не только он. Скорее, у Бьяджи получился небольшой обзор поколения dolce vita: немного Мастроянни, немного Феллини, немного Висконти, немного Риццоли, немного Гассмана, немного Антониони, немного самого Бьяджи. Такая книга баек и небольших личных откровений. В итоге мозаика складывается в картину богемной итальянской жизни 1960-х.
Но книга странно составлена. Вина это автора или издательства, но очень часто я не понимала, чьи слова я сейчас читаю. Вот Феллини рассказывает о Мастроянни, вот уже Бьяджи о Софии Лорен, а вот Марчелло о Сильване Мангано – с перескоками и практически без разделений. Не обходится без повторений, но воспоминания интересные.
Сквозной линией проходит беседа Бьяджи и Мастроянни о том, что актёр не «латинский любовник», каким его представляют, а чеховский персонаж. При этом разговор с разной степенью похабных шуток то и дело съезжает на женщин. Но надо отдать должное Марчелло – подробности интимной жизни он на публику не выносит и критикует, например, Кирка Дугласа за излишнюю откровенность.

Цитата:
«Я не злодей, не подлец, и доволен уже этим. Но мне бы хотелось стать более твёрдым, волевым. Я считаю себя робким и слабохарактерным. То, о чём я говорю, прямо подтверждает моя способность представлять на экране посредственных личностей… Во мне нет ни силы, ни решительности. Я “душка”, а мужчина не должен быть “душкой”.» (Мастроянни о себе)

Оценка – 4.

...

Gal-ka: > 03.08.25 23:18


Consuelo писал(а):
Тем более, прочитанные работы Режин Перну понравились.

Если помнишь, скажи, какие.
Я-то художественную историческую прозу теперь не читаю, раньше читала. Мне кажется, что фактический исторический материал интереснее, чем художественный вымысел. Другое дело, что далеко не всегда фактический материал будет содержательным и многогранным. Как много тайн в истории!

Настёна СПб, а что про Антониони в той книге Бьяджи? ЕСли память мне не изменяет, то он в расцвете творчества жил в США ? Причем, вёл довольно замкнутый образ жизни... Когда-то я очень увлекалась его фильмами. " Блоу-ап", " Забриски пойнт" , " Тайна Обервальда " ("Красная королева"?) были для меня терра инкогнита, которую я настойчиво трактовала по-своему, не так как официальная критика. И опять же, если мне память не изменяет, он любил снимать Монику Витти, которая мне тоже очень нравилась...а теперь у неё деменция, к несчастью.

...

Настёна СПб: > 04.08.25 00:32


Gal-ka писал(а):
что про Антониони в той книге Бьяджи?


Gal-ka писал(а):
если мне память не изменяет, он любил снимать Монику Витти

Да, у Антониони и Витти был продолжительный творческий и личный роман.

Gal-ka писал(а):
теперь у неё деменция, к несчастью.

Теперь, к сожалению, она умерла в феврале 2022 г.

...

Gal-ka: > 04.08.25 12:59


Настя, спасибо за развёрнутый ответ! Очень интересно.
Обиделся Мастроянни за 30 секунд! В этом отрывке из книги Антониони выглядит самым разным, но почти деспотом с артистами. Неожиданно.
А вот про Монику я вспомнила, да. Мужу тогда сказала, что жаль, такая интересная актриса была. Её героини непохожие. Например, Асунта и Красная королева...

...

Настёна СПб: > 04.08.25 14:21


Gal-ka писал(а):
Обиделся Мастроянни за 30 секунд!

Не вижу здесь обиды. Просто профессионально не очень приятно, когда твоя работа безжалостно попадает под монтажный нож.
Я однажды в массовке в сериале о Блокаде половину смены простояла в сугробе, другую половину протаскала на себе тяжеленный самовар. Что попало в кадр? Правильно, ничего. Только моё «доброе» лицо, когда я проклинала всё на свете Mr. Green .

...

Consuelo: > 04.08.25 21:20


Gal-ka писал(а):
Если помнишь, скажи, какие.

Да, конечно: "Жанна д`Арк", "Крестоносцы", "Элоиза и Абеляр"

Gal-ka писал(а):
Я-то художественную историческую прозу теперь не читаю, раньше читала. Мне кажется, что фактический исторический материал интереснее, чем художественный вымысел.

Мне нравится и то, и это) Художка тоже интересна, поскольку позволяет лучше окунуться в события со стороны чувств и эмоций. Главное, ближе к исторической правде и поменьше фантазий.

Gal-ka писал(а):
Другое дело, что далеко не всегда фактический материал будет содержательным и многогранным.

Вот тут как раз художественное начало может вытянуть))

Gal-ka писал(а):
Как много тайн в истории!

Да, и хотелось бы от авторов попыток раскрыть новые темы, а то по сотому кругу про Тюдоров, например. А столько интересных личностей и эпизодов в мировой истории остаются без внимания.

Настёна СПб писал(а):
ЭНЦО БЬЯДЖИ «КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ. Марчелло Мастроянни рассказывает»

Настя, спасибо за отзыв! Марчелло Мастроянни один из крашей моего детства)) Всегда представлялся довольно закрытым и профессиональным человеком.

...

Настёна СПб: > 07.08.25 19:32


АРИЭЛЬ ЛОХЕН «ЛЕДЯНАЯ РЕКА»

Гимны современному феминизму – это сразу мимо меня, а уж втиснутые в реалии США конца XVIII в. – тем более. Я обплевалась к 20 странице, т.к. автор с разбегу вывалила кучу лозунгов «Все мужики – козлы!!!» Этим флагом размахивают на протяжении всего романа, что выглядит гиперболизировано и неуклюже. Финальное наказание злодея выглядит тоже гротескно.
Марта Беллард 54 лет от роду – и швец, и жнец, и на дуде игрец, а по факту – сельская повитуха. Муж научил Марту читать, и она рассуждает о электричестве, Шекспире, навязанных традиционных ролях, Генеральной ассамблее Массачусетса и уникальном юридическом статусе. Откуда она вообще это знает? А Лохен написала роман современным языком, наделив Марту мыслями, речью и поведением феминистки XXI в. И главная героиня (у которой существует реальный прототип) получилась супер профессионалом, но неприятной, прущей напролом, истеричной женщиной с завышенным самомнением и презирающей людей, которые не соответствуют её стандартам.
Вокруг изнасилования и убийства преступника строится предполагаемая основная, а на деле ненавязчивая детективная линия. Изнасилование и сейчас непросто доказать, и Ребекка проявила смелость, решившись выступить в суде. В послесловии Лохен отметила, что «дело» Ребекки Фостер было страшнее, но «я просто не могла себя заставить про это писать». Автор хотела показать предвзятое отношение к женщине, её бесправие и незащищённость, но и это сделала топорно (мотивы преступления, количество изнасилований на квадратный метр), а расследование свела к муссированию родов, беременностей и кто с кем переспал до брака.
Я надеялась прочитать добротную историческую прозу, а получила набивший оскомину современный роман про сильную женщину, непонятным образом оказавшуюся в другой эпохе. Отмечу ещё моменты, с которыми сталкиваюсь всё чаще: персонажи сливаются в безликую массу и отсутствие атмосферы.

Оценка – 3.

...

Lady O: > 09.08.25 08:21


Джин Плейди
Алая роза Анжу

Маргарита Анжуйская родилась в семье, где правили сильные женщины. Перед глазами у неё был пример матери, которой пришлось решать множество вопросов, пока её муж был в плену. Затем её воспитывала бабка - сильная, властная.
Благодаря политическим интригами Маргарита стала женой короля Англии Генриха. Король не стремился к власти. Маргарита вовсю отдалась политике.
Действие в книге происходит на протяжении всей жизни Маргариты - от рождения до самой смерти. 51 год политики, интриг, борьбы за власть.
Рассказывается о войне Алой и Белой Розы, её причинах, главных силах с обеих сторон.
Маргарита со временем вызывает все меньше симпатии. Генриха жаль - он хотел совсем другой жизни. Маргарита по-своему его любила, но не разделяла его интересов и стремление.
Книга прочитана с интересом.
Моя оценка 5

Настя, благодарю за совет

...

Настёна СПб: > 09.08.25 19:34


АЛЕКСАНДР МУЗАФАРОВ «10 МИФОВ О РОССИИ»

Музафаров пишет, что об ужасной жизни в Российской империи можно узнать из других книг, а он расскажет только о положительном. Хорошо, но автор выбрал странный подход: сознательно передёргивает, подгоняет факты. Указывая на плюсы дореволюционной России и минусы СССР, сравнивает разный общественно-политический строй, не даёт анализа причинно-следственных связей и утверждает, что монархия лучше.
Развенчивая «мифы» (о пьянстве, всеобщей неграмотности, отсталости промышленности и т.п.) и поплевывая в Советский Союз, Музафаров доходит до того, что «как умело мы воевали в Первую мировую и как бездарно во Вторую». Он пишет, какие современные для нач. XX в. больницы построили в Петербурге и Москве, но всем ли они были доступны в действительности и как обстояли дела с медициной в глубинке? Пишет, сколько открыли библиотек, но не об их посещаемости. Про крестьянскую жизнь автор рассказывает просто идиллически.
Но я с интересом прочитала про участие автомобиля «Руссо-балт С24-55» в Rallye-Automobile-Monaco в 1912 г. Экипаж Андрея Нагеля и Вадима Михайлова финишировал первым, но по общей классификации мы заняли 9-е место. Кстати, об этом событии недавно снимали фильм «Битва моторов». Также я поразглядывала «План электрических трамваев в Москве» 1916 г. (с примечанием, что «На Братское кладбище линия трамвая не открыта, временно ходят линейки», очень напоминающий схему современного метро.

Оценка – 3.

***
Lady O писал(а):
Настя, благодарю за совет
Оксана, рада, что книга понравилась Serdce .

...

Consuelo: > 11.08.25 17:18


Жан-Луи Фетжен «Слёзы Брунхильды» (№ 2 «Сага об эпохе Меровингов»)

Вторая часть дилогии в большей степени фокусируется на позиции Брунхильды (Брунгильды), вестготской принцессы и супруги короля Сигиберта I из династии Меровингов, правившего Австразией, одним из франкских королевств. В истории осталось кровавое противостояние между наследниками Хлотаря I, частью которого стал ожесточённый конфликт между Брунгильдой и Фредегондой, супругой Хильперика, короля Нейстрии и младшего брата Сигиберта. В этом конфликте политика смешалась с личной местью, ведь по легенде Фредегонда приказала убить принцессу Галесвинту, вторую жену Хильперика и любимую сестру Брунгильды. Разумеется, Брунгильда такое преступление без ответа оставить не могла. Однако её враги тоже не дремлют, полилась кровь…

Брунгильда вызывает симпатию в гораздо большей степени, нежели Фредегонда, на которой, кажется, и клейма ставить негде. Брунгильда проявляет ум и способность быть достойной королевой, у неё прекрасные отношения с мужем, который тоже выглядит симпатичным человеком, воином и правителем. Однако Сигиберт совершил ряд ошибок, о последствиях части которых его предупреждала Брунгильда, что привело к его убийству от рук всё той же Фредегонды. Надо сказать, что Хильперик и Фредегонда достойны друг друга: оба вероломные, алчные, мстительные, безжалостные, понятия чести и достоинства им и вовсе неизвестны. Хильперик тоже закончил жизнь от рук наёмников, но кто их подослал так и осталось загадкой. А между этим Фредегонда успела извести сыновей Хильперика от первого брака, который она и разрушила, чтобы расчистить дорогу к трону своим детям. Сам Хильперик даже детей своих не щадил. В романе не уделено времени отношениям Фредегонды и оставшимся в живых сыном Хлотарем (хотя приведена версия о подмене детей), но есть сцена с сундуком, крышкой которого королева чуть не убила единственную дочь, которую никогда не любила. В общем, Фредегонда однозначно отрицательный, хотя и яркий персонаж. А вот Брунгильде пришлось бороться не только с внешними, но и внутренними врагами, её убийство в почтенном возрасте, когда она потеряла всех своих близких, показывает только низость её палачей.

Роман читается легко и интересно. Конечно, многое упущено в хронологии противостояния двух властных женщин, но подогрело желание углубиться в эту историю. Оценка – 5.

...

Consuelo: > 15.08.25 16:33


Тереза Фигёр «Воспоминания кавалерист-девицы армии Наполеона»

Истории известны имена женщин, надевших военную форму и вступивших в действующие армии. Во французской истории таких храбрых женщин, отказавшихся от определённой представительницам их пола социальной роли, вовсе не одна. Самая известная, конечно же, Жанна Д`Арк, сумевшая в первую очередь поднять дух своих соотечественников в очень сложный период, когда, казалось бы, французы в пух и прах проигрывали войну, впоследствии известную, как Столетняя. К сожалению, воспоминаний Жанны не осталось, а вот её соотечественница Мария-Тереза Фигёр оставила последующим поколениям свои весьма любопытные мемуары. Тереза на самом деле участвовала в боевых действиях наравне с другими солдатами. Однако несмотря на военную карьеру никогда не забывала, что она женщина, и не считала себя мужчиной.

Тереза родилась 17 января 1774 г., в Бургундии, в семье мельника и торговца и дочери дворянина. Она рано потеряла родителей и довольно быстро ощутила своё столь необычное стремление к армии. Благодаря дяде Тереза исполнила своё желание и стала драгуном революционной армии. В своих воспоминаниях Тереза не углубляется в детали кровавых сражений, но даёт в целом представление о настроении в армии и среди гражданских. Тереза попадала в долгий плен в Испании, Португалии и в Англии. При этом она не забывала о милосердии и чести. Никаких слишком скандальных эпизодов из своей биографии Тереза не упоминает, но некоторые моменты, намекающие на то, что женщине в полностью мужской компании не всегда удобно и комфортно, даже столь закалённой и храброй, как она сама, всё же присутствуют. Тереза, кстати говоря, положительно отзывается о Наполеоне Бонапарте (с которым была знакома), по сути, до конца жизни оставалась бонапартисткой. После падения империи Тереза отказалась даже пытаться вернуться в армию, ибо она уже была роялистской, а впоследствии вышла замуж за друга детства.

Читать было, безусловно, интересно. В воспоминаниях много уделено внимания понятию чести, дружбы, солдатского братства. Но мемуары совершенно не вычурные и не пафосные. Тереза говорит и о своих проделках, отвечающих её жизнерадостному характеру, и безусловной героиней себя не выставляет. Оценка – 5.

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение