Настёна СПб:
ФАДДЕЙ БУЛГАРИН «ДИМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ»
Давненько я не брала в руки шашек, т.е. не читала о Лжедмитрии. Булгарин основывает сюжет романа на том, что чересчур образованный Самозванец был не расстригой Гришкой Отрепьевым, а «неустановленным лицом», обученным иезуитами. Я с этим не согласна. Но рассуждать на тему Лжедмитрия я могу долго и нудно, поэтому отмечу, что латынь он знал плохо и писал на ней с ошибками (даже любимого «императора» писал через «n»). Делать Россию Папской областью не собирался и вёл себя так, будто был уверен в своём царском происхождении.
Роман Булгарина о том, что
«одно преступление неизгладимо – измена царю и отечеству», а если для человека цель оправдывает средства, то закончит он плохо. Самозванец был умён, находчив, отважен, красноречив, обладал
«даром привлекать сердца и внушать уважение к себе», но все таланты употребил во зло. Пылкость натуры Лжедмитрий обуздывал холодным расчётом и трезвомыслием, он, шёл по головам, не гнушался обманывать и предавать, самолично убивал невинных, но мешающихся под ногами.
И путь к трону оказывается важнее самого трона. В книге нет года царствования Лжедмитрия (как нет и военных действий), словно автору надоело писать дальше и он уложился в десяток страниц. Тогда зачем это всё было? При этом Самозванец где-то растерял качества, приведшие его к шапке Мономаха и превратился в праздного гуляку и тряпку, что не соответствует реальности, т.к. Лжедмитрий действительно правил и пытался проводить реформы. Да и Шуйский хитро поднимал народ не против Лжедмитрия, а против поляков, которые будто бы хотели убить царя.
Образ Калерии – дань романтизму: соблазнённая девица, которая или проклянёт, или будет преследовать героя до гроба, являясь неким возмездием. Не знаю, как в 1830 г., но сейчас её линия выглядит едва не смешной. Из этой же оперы встреча Лжедмитрия с отшельником, оказавшимся… Курбским. Князь умер в 1583, но, как я поняла, Булгарину не был известен год его смерти. Но мне понравилось, что при описании отношений между Самозванцем и Мариной, автор не ударился в любовь-любовь, а придержался версии брака по расчёту.
В романе есть забавные ляпы. Например, царицу Марию Григорьевну называют то сестрой Малюты Скуратова, то дочерью, а погибший Иван Басманов через сотню страниц как ни в чём не бывало беседует со своим братом. Ещё Булгарин ловко обошёл неудобный момент службы Отрепьева у бояр Романовых, поставив телегу впереди лошади. В книге опала Романовых произошла после ухода Отрепьева из Москвы, словно это подозрительный монах бросил тень на будущую царскую династию, а на деле всё произошло наоборот.
Оценка – 4 –.
...
Gal-ka:
Кристина, Кристина, хочу вернуться к твоему вопросу насчёт посоветовать. Я как-то категорично ответила и прошу извинить. По-моему, ты тоже всеядна, потому как помню твои отзывы о Риме и пр.
Так вот, сейчас я ищу всякое разное про розенкрейцеров, и одним из лучших путеводителей для меня являются статьи Басовской. У неё масса имён и ссылок на специалистов. И вчера в статье, уже не помню про что ( ночью дело было) я нашла у неё очень доброжелательный отзыв на книгу Режин Перну " Алиенора Аквитанская". Басовская говорит, что это не совсем художественная книга, но, по её мнению, это самое приближенное произведение к той эпохе. А ты же как раз прочитала несколько книг по тем векам... Мне Алиенора никак не интересна, хотя это фантастическая фигура по тем временам. Мать Ричарда Львиное сердце, развелась с королём, посидела в заточении, ходила в крестовый поход... но вот мне интереснее Жанна.
...
Consuelo:
Gal-ka писал(а):Я как-то категорично ответила и прошу извинить.
Да нет, ты что, извинять не за что)
Gal-ka писал(а):По-моему, ты тоже всеядна, потому как помню твои отзывы о Риме и пр.
Да, мне почти всё интересно))
Gal-ka писал(а):я нашла у неё очень доброжелательный отзыв на книгу Режин Перну " Алиенора Аквитанская".
Если я не ошибаюсь, у Басовской было видео об Алиеноре, и, кажется, я смотрела его. Я у Наталии Ивановны только лекции слушала.
Gal-ka писал(а):Мне Алиенора никак не интересна, хотя это фантастическая фигура по тем временам.
Действительно весьма яркая личность с необычной судьбой, но я тоже к ней отношусь довольно ровно. Хотя в целом почитать можно) Тем более, прочитанные работы Режин Перну понравились.
Gal-ka писал(а):но вот мне интереснее Жанна.
...
Настёна СПб:
ЭНЦО БЬЯДЖИ «КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ. Марчелло Мастроянни рассказывает»
Название и аннотация вводят в заблуждение – книга не о Марчелло Мастроянни, и рассказывает в ней не только он. Скорее, у Бьяджи получился небольшой обзор поколения dolce vita: немного Мастроянни, немного Феллини, немного Висконти, немного Риццоли, немного Гассмана, немного Антониони, немного самого Бьяджи. Такая книга баек и небольших личных откровений. В итоге мозаика складывается в картину богемной итальянской жизни 1960-х.
Но книга странно составлена. Вина это автора или издательства, но очень часто я не понимала, чьи слова я сейчас читаю. Вот Феллини рассказывает о Мастроянни, вот уже Бьяджи о Софии Лорен, а вот Марчелло о Сильване Мангано – с перескоками и практически без разделений. Не обходится без повторений, но воспоминания интересные.
Сквозной линией проходит беседа Бьяджи и Мастроянни о том, что актёр не «латинский любовник», каким его представляют, а чеховский персонаж. При этом разговор с разной степенью похабных шуток то и дело съезжает на женщин. Но надо отдать должное Марчелло – подробности интимной жизни он на публику не выносит и критикует, например, Кирка Дугласа за излишнюю откровенность.
Цитата:«Я не злодей, не подлец, и доволен уже этим. Но мне бы хотелось стать более твёрдым, волевым. Я считаю себя робким и слабохарактерным. То, о чём я говорю, прямо подтверждает моя способность представлять на экране посредственных личностей… Во мне нет ни силы, ни решительности. Я “душка”, а мужчина не должен быть “душкой”.» (Мастроянни о себе)
Оценка – 4.
...
Gal-ka:
Consuelo писал(а):Тем более, прочитанные работы Режин Перну понравились.
Если помнишь, скажи, какие.
Я-то художественную историческую прозу теперь не читаю, раньше читала. Мне кажется, что фактический исторический материал интереснее, чем художественный вымысел. Другое дело, что далеко не всегда фактический материал будет содержательным и многогранным. Как много тайн в истории!
Настёна СПб, а что про Антониони в той книге Бьяджи? ЕСли память мне не изменяет, то он в расцвете творчества жил в США ? Причем, вёл довольно замкнутый образ жизни... Когда-то я очень увлекалась его фильмами. " Блоу-ап", " Забриски пойнт" , " Тайна Обервальда " ("Красная королева"?) были для меня терра инкогнита, которую я настойчиво трактовала по-своему, не так как официальная критика. И опять же, если мне память не изменяет, он любил снимать Монику Витти, которая мне тоже очень нравилась...а теперь у неё деменция, к несчастью.
...
Настёна СПб:
Gal-ka писал(а):что про Антониони в той книге Бьяджи?
Из книги Энцо Бьяджи «Красивая жизнь. Марчелло Мастроянни рассказывает»
Цитата:Потом мы говорим о его работе. Марчелло снимался у еще одного большого мастера кинематографа, Микеланджело Антониони. Он тоже мой земляк Феррары.
Не так давно вышла книга, посвященная ста наиболее выдающимся личностям в истории человечества. В нее попал и Антониони. В Соединенных Штатах его зовут просто «Микеланджело». Весьма красноречиво. Сценарии всех его фильмов были собраны в один том, как в свое время поступили с Дрейером. Вместе с Феллини и Висконти он входит в тройку «великих».
Я познакомился с ним много лет назад, когда он был редактором «Чинема». Из Феррары он потом поехал попытать счастья в Риме. Первый его фильм, документальный, был посвящен городским уборочным службам, он так и назывался - «N.U.», «Netezza Urbana» («Служба чистки улиц»). В его первом художественном фильме снялась Лючия Бозе, молодая и потрясающе красивая. История любви - несчастной, разумеется. Позже его назвали «поэтом душевных терзаний»; он объяснил людям, что такое «отчужденность».
Антониони редко давал интервью и неохотно устраивал пресс-конференции. Ему никогда не нравилось находиться в центре внимания и чувствовать на себе взгляды многочисленной толпы. О нем говорили как о робком, углубленном в себя, ранимом, психологически незащищенном - в общем, идеальный объект исследования для Фрейда.
Он пытался защищаться:
- Для того чтобы дать себе оценку, мне нужно посмотреть на себя со стороны. Я принадлежу к тем людям, которые меньше всего думают о самих себе. Обо мне говорят: Антониони высокомерен, аристократичен - в общем, гнилой интеллигент. Лучше бы спросили меня самого, к какой категории я себя отношу. Когда мне нужно снять уличную сцену и вокруг собирается толпа зевак, мне хочется провалиться сквозь землю.
В детстве мне нравилось играть в куклы, я заставлял их двигаться, городил вокруг них города, и если не удавалось реализовать тот сказочный сюжет, который родился перед этим в моей голове, я приходил в отчаяние.
Я задал ему вопрос:
- Что значит для тебя, для твоего творчества юность, проведенная в Ферраре?
- Юность всегда значит очень много, независимо от того, прошла она в Ферраре или в каком-то другом месте. Я сохранил о ней самые светлые воспоминания, полные волшебных фантазий, воплотившихся затем в истории о городе, предающемся наслаждениям.
Это довольно счастливый период в моей жизни: я не понимал ничего из того, что творилось вокруг меня. Родился и вырос в мелкобуржуазной семье, посещал кабаки и салоны, был чемпионом по теннису, любил заниматься любовью с девушками из народа, кататься по городу в четыре утра на двуколке. Был очень дружен с Джорджо Бассани. Очень любил павильоны и сады Финци-Контини: они просто очаровательны!
Я никогда не оглядываюсь назад, и поэтому мне трудно определить, какие именно события прошлого сыграли в моей судьбе самую важную роль: отъезд из родного города, женитьба или же увольнение из журнала Чинема». Я слишком увлекся кинематографом и остался без гроша в кармане.
Вспоминаются также и тягостные моменты. Моя мать умерла во время войны. Я приехал домой, а ее, оказывается, уже год как нет в живых.
Очень жаль, что у меня нет детей, но для того, чтобы иметь их, необходимо также иметь и ясные перспективы, чего обо мне никак не скажешь.
Очень боюсь болезней. Мне хотелось бы всегда оставаться таким, какой я есть сейчас. Никогда не понимал, почему человек должен непременно с возрастом дряхлеть. А что касается смерти, она меня как раз не страшит.
Я спросил его, не испытывает ли он угрызений совести.
- Я встречался с одной девушкой, и как-то мы поссорились. В приступе гнева я сказал ей, что был близок и с ее матерью. Никогда себе этого не прощу.
Я спросил, правда ли это, будто он доводит актеров до безумия.
- Это легенда, распространяемая Жанной Моро. Просто не все в состоянии сразу привыкнуть к моему методу, который заключается в том, что помимо «послания», которое актеры всегда ждут от режиссера, и объяснения скрытых мотивов поступков персонажей я даю им рекомендации по поводу того, как они должны вести себя во время съемок. От одного актера мне требуется в данный момент проявление какого-либо чувства, от другого - только его лицо. Синьора Моро написала, что ждала, чтобы ее пылко любили. Что тут попишешь!
Не думаю, чтобы Мастроянни страдал от чрезмерного деспотизма Антониони, но кое-какие проблемы у них все же возникали.
«Однажды я уже говорил, что, случись мне заболеть, я не хотел бы, чтобы Антониони делал мне операцию. Не потому, что он не справился бы, а из-за этой его холодности. Я снимался у него в «Ночи», но счастья не испытывал.
Вероятно, меня баловал Феллини и другие режиссеры, за исключением, может быть, Джерми, который не
произносил ни слова, но всегда сохранял доброжелательное выражение лица. Антониони, будучи в принципе прекрасным профессионалом, отнюдь не излучал тепло и благожелательность. Более того, он заявлял, что актер для него - это всего лишь художественный и сценографический элемент.
Я всегда стремился к тому, чтобы между мной и режиссером устанавливались доверительные отношения и царило полное согласие. Фильм - это любовное приключение, история любви между актером и режиссером, длящейся в течение съемочного периода. Потом, как и пристало хорошим проституткам, мы переходим в другие руки, готовые к новой любви.
Когда он снимал фильм «За облаками», я согласился сыграть в нем даже за весьма скромный гонорар. Надо мной потом долго смеялись. Я же рассуждал так: нужно принять участие, чтобы дать ему возможность работать, поскольку дела его в то время шли неважно, видимо, сказывалось плохое физическое состояние. Вим Вендерс снял меня в четырех эпизодах, однако при монтаже Антониони почти все вырезал, оставив лишь одну крохотную сценку, просто курам на смех, где мы были вместе с Жанной Моро. Один французский критик писал: «Что это, дань уважения героям «Ночи» или просто шутка?»
Эта сцена длится всего-навсего тридцать секунд, а я снимался целых десять дней, на холоде. Потом я заболел, уменя было плохо с легкими. Но кому какое до этого дело? Такова наша профессия, надо быть ко всему готовым».
Gal-ka писал(а):если мне память не изменяет, он любил снимать Монику Витти
Да, у Антониони и Витти был продолжительный творческий и личный роман.
Gal-ka писал(а): теперь у неё деменция, к несчастью.
Теперь, к сожалению, она умерла в феврале 2022 г.
...
Gal-ka:
Настя, спасибо за развёрнутый ответ! Очень интересно.
Обиделся Мастроянни за 30 секунд! В этом отрывке из книги Антониони выглядит самым разным, но почти деспотом с артистами. Неожиданно.
А вот про Монику я вспомнила, да. Мужу тогда сказала, что жаль, такая интересная актриса была. Её героини непохожие. Например, Асунта и Красная королева...
...
Настёна СПб:
Gal-ka писал(а):Обиделся Мастроянни за 30 секунд!
Не вижу здесь обиды. Просто профессионально не очень приятно, когда твоя работа безжалостно попадает под монтажный нож.
Я однажды в массовке в сериале о Блокаде половину смены простояла в сугробе, другую половину протаскала на себе тяжеленный самовар. Что попало в кадр? Правильно, ничего. Только моё «доброе» лицо, когда я проклинала всё на свете

.
...
Consuelo:
Gal-ka писал(а):Если помнишь, скажи, какие.
Да, конечно:
"Жанна д`Арк",
"Крестоносцы",
"Элоиза и Абеляр"
Gal-ka писал(а):Я-то художественную историческую прозу теперь не читаю, раньше читала. Мне кажется, что фактический исторический материал интереснее, чем художественный вымысел.
Мне нравится и то, и это) Художка тоже интересна, поскольку позволяет лучше окунуться в события со стороны чувств и эмоций. Главное, ближе к исторической правде и поменьше фантазий.
Gal-ka писал(а):Другое дело, что далеко не всегда фактический материал будет содержательным и многогранным.
Вот тут как раз художественное начало может вытянуть))
Gal-ka писал(а):Как много тайн в истории!
Да, и хотелось бы от авторов попыток раскрыть новые темы, а то по сотому кругу про Тюдоров, например. А столько интересных личностей и эпизодов в мировой истории остаются без внимания.
Настёна СПб писал(а):ЭНЦО БЬЯДЖИ «КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ. Марчелло Мастроянни рассказывает»
Настя, спасибо за отзыв! Марчелло Мастроянни один из крашей моего детства)) Всегда представлялся довольно закрытым и профессиональным человеком.
...
Настёна СПб:
АРИЭЛЬ ЛОХЕН «ЛЕДЯНАЯ РЕКА»
Гимны современному феминизму – это сразу мимо меня, а уж втиснутые в реалии США конца XVIII в. – тем более. Я обплевалась к 20 странице, т.к. автор с разбегу вывалила кучу лозунгов «Все мужики – козлы!!!» Этим флагом размахивают на протяжении всего романа, что выглядит гиперболизировано и неуклюже. Финальное наказание злодея выглядит тоже гротескно.
Марта Беллард 54 лет от роду – и швец, и жнец, и на дуде игрец, а по факту – сельская повитуха. Муж научил Марту читать, и она рассуждает о электричестве, Шекспире, навязанных традиционных ролях, Генеральной ассамблее Массачусетса и уникальном юридическом статусе. Откуда она вообще это знает? А Лохен написала роман современным языком, наделив Марту мыслями, речью и поведением феминистки XXI в. И главная героиня (у которой существует реальный прототип) получилась супер профессионалом, но неприятной, прущей напролом, истеричной женщиной с завышенным самомнением и презирающей людей, которые не соответствуют её стандартам.
Вокруг изнасилования и убийства преступника строится предполагаемая основная, а на деле ненавязчивая детективная линия. Изнасилование и сейчас непросто доказать, и Ребекка проявила смелость, решившись выступить в суде. В послесловии Лохен отметила, что «дело» Ребекки Фостер было страшнее, но
«я просто не могла себя заставить про это писать». Автор хотела показать предвзятое отношение к женщине, её бесправие и незащищённость, но и это сделала топорно (мотивы преступления, количество изнасилований на квадратный метр), а расследование свела к муссированию родов, беременностей и кто с кем переспал до брака.
Я надеялась прочитать добротную историческую прозу, а получила набивший оскомину современный роман про сильную женщину, непонятным образом оказавшуюся в другой эпохе. Отмечу ещё моменты, с которыми сталкиваюсь всё чаще: персонажи сливаются в безликую массу и отсутствие атмосферы.
Оценка – 3.
...
Lady O:
Джин Плейди
Алая роза Анжу
Маргарита Анжуйская родилась в семье, где правили сильные женщины. Перед глазами у неё был пример матери, которой пришлось решать множество вопросов, пока её муж был в плену. Затем её воспитывала бабка - сильная, властная.
Благодаря политическим интригами Маргарита стала женой короля Англии Генриха. Король не стремился к власти. Маргарита вовсю отдалась политике.
Действие в книге происходит на протяжении всей жизни Маргариты - от рождения до самой смерти. 51 год политики, интриг, борьбы за власть.
Рассказывается о войне Алой и Белой Розы, её причинах, главных силах с обеих сторон.
Маргарита со временем вызывает все меньше симпатии. Генриха жаль - он хотел совсем другой жизни. Маргарита по-своему его любила, но не разделяла его интересов и стремление.
Книга прочитана с интересом.
Моя оценка
5
Настя, благодарю за совет
...
Настёна СПб:
АЛЕКСАНДР МУЗАФАРОВ «10 МИФОВ О РОССИИ»
Музафаров пишет, что об ужасной жизни в Российской империи можно узнать из других книг, а он расскажет только о положительном. Хорошо, но автор выбрал странный подход: сознательно передёргивает, подгоняет факты. Указывая на плюсы дореволюционной России и минусы СССР, сравнивает разный общественно-политический строй, не даёт анализа причинно-следственных связей и утверждает, что монархия лучше.
Развенчивая «мифы» (о пьянстве, всеобщей неграмотности, отсталости промышленности и т.п.) и поплевывая в Советский Союз, Музафаров доходит до того, что «как умело мы воевали в Первую мировую и как бездарно во Вторую». Он пишет, какие современные для нач. XX в. больницы построили в Петербурге и Москве, но всем ли они были доступны в действительности и как обстояли дела с медициной в глубинке? Пишет, сколько открыли библиотек, но не об их посещаемости. Про крестьянскую жизнь автор рассказывает просто идиллически.
Но я с интересом прочитала про участие автомобиля «Руссо-балт С24-55» в Rallye-Automobile-Monaco в 1912 г. Экипаж Андрея Нагеля и Вадима Михайлова финишировал первым, но по общей классификации мы заняли 9-е место. Кстати, об этом событии недавно снимали фильм «Битва моторов». Также я поразглядывала «План электрических трамваев в Москве» 1916 г. (с примечанием, что
«На Братское кладбище линия трамвая не открыта, временно ходят линейки», очень напоминающий схему современного метро.
Оценка – 3.
***
Lady O писал(а):Настя, благодарю за совет
Оксана, рада, что книга понравилась

.
...
Consuelo:
Жан-Луи Фетжен «Слёзы Брунхильды» (№ 2 «Сага об эпохе Меровингов»)
Вторая часть дилогии в большей степени фокусируется на позиции Брунхильды (Брунгильды), вестготской принцессы и супруги короля Сигиберта I из династии Меровингов, правившего Австразией, одним из франкских королевств. В истории осталось кровавое противостояние между наследниками Хлотаря I, частью которого стал ожесточённый конфликт между Брунгильдой и Фредегондой, супругой Хильперика, короля Нейстрии и младшего брата Сигиберта. В этом конфликте политика смешалась с личной местью, ведь по легенде Фредегонда приказала убить принцессу Галесвинту, вторую жену Хильперика и любимую сестру Брунгильды. Разумеется, Брунгильда такое преступление без ответа оставить не могла. Однако её враги тоже не дремлют, полилась кровь…
Брунгильда вызывает симпатию в гораздо большей степени, нежели Фредегонда, на которой, кажется, и клейма ставить негде. Брунгильда проявляет ум и способность быть достойной королевой, у неё прекрасные отношения с мужем, который тоже выглядит симпатичным человеком, воином и правителем. Однако Сигиберт совершил ряд ошибок, о последствиях части которых его предупреждала Брунгильда, что привело к его убийству от рук всё той же Фредегонды. Надо сказать, что Хильперик и Фредегонда достойны друг друга: оба вероломные, алчные, мстительные, безжалостные, понятия чести и достоинства им и вовсе неизвестны. Хильперик тоже закончил жизнь от рук наёмников, но кто их подослал так и осталось загадкой. А между этим Фредегонда успела извести сыновей Хильперика от первого брака, который она и разрушила, чтобы расчистить дорогу к трону своим детям. Сам Хильперик даже детей своих не щадил. В романе не уделено времени отношениям Фредегонды и оставшимся в живых сыном Хлотарем (хотя приведена версия о подмене детей), но есть сцена с сундуком, крышкой которого королева чуть не убила единственную дочь, которую никогда не любила. В общем, Фредегонда однозначно отрицательный, хотя и яркий персонаж. А вот Брунгильде пришлось бороться не только с внешними, но и внутренними врагами, её убийство в почтенном возрасте, когда она потеряла всех своих близких, показывает только низость её палачей.
Роман читается легко и интересно. Конечно, многое упущено в хронологии противостояния двух властных женщин, но подогрело желание углубиться в эту историю. Оценка –
5.
...
Consuelo:
Тереза Фигёр «Воспоминания кавалерист-девицы армии Наполеона»
Истории известны имена женщин, надевших военную форму и вступивших в действующие армии. Во французской истории таких храбрых женщин, отказавшихся от определённой представительницам их пола социальной роли, вовсе не одна. Самая известная, конечно же, Жанна Д`Арк, сумевшая в первую очередь поднять дух своих соотечественников в очень сложный период, когда, казалось бы, французы в пух и прах проигрывали войну, впоследствии известную, как Столетняя. К сожалению, воспоминаний Жанны не осталось, а вот её соотечественница Мария-Тереза Фигёр оставила последующим поколениям свои весьма любопытные мемуары. Тереза на самом деле участвовала в боевых действиях наравне с другими солдатами. Однако несмотря на военную карьеру никогда не забывала, что она женщина, и не считала себя мужчиной.
Тереза родилась 17 января 1774 г., в Бургундии, в семье мельника и торговца и дочери дворянина. Она рано потеряла родителей и довольно быстро ощутила своё столь необычное стремление к армии. Благодаря дяде Тереза исполнила своё желание и стала драгуном революционной армии. В своих воспоминаниях Тереза не углубляется в детали кровавых сражений, но даёт в целом представление о настроении в армии и среди гражданских. Тереза попадала в долгий плен в Испании, Португалии и в Англии. При этом она не забывала о милосердии и чести. Никаких слишком скандальных эпизодов из своей биографии Тереза не упоминает, но некоторые моменты, намекающие на то, что женщине в полностью мужской компании не всегда удобно и комфортно, даже столь закалённой и храброй, как она сама, всё же присутствуют. Тереза, кстати говоря, положительно отзывается о Наполеоне Бонапарте (с которым была знакома), по сути, до конца жизни оставалась бонапартисткой. После падения империи Тереза отказалась даже пытаться вернуться в армию, ибо она уже была роялистской, а впоследствии вышла замуж за друга детства.
Читать было, безусловно, интересно. В воспоминаниях много уделено внимания понятию чести, дружбы, солдатского братства. Но мемуары совершенно не вычурные и не пафосные. Тереза говорит и о своих проделках, отвечающих её жизнерадостному характеру, и безусловной героиней себя не выставляет. Оценка –
5.
...
Настёна СПб:
ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ «МИФЫ О РУССКОМ ПЬЯНСТВЕ, ЛЕНИ И ЖЕСТОКОСТИ»
О каждом народе, стране существуют мифы, стереотипы – их слагают сами о себе, соседи. Мнение соседей может меняться в зависимости от политической ситуации: например, немцы для англичан и французов были трудолюбивыми романтиками, а после того, как стали конкурентами – превратились в тупых, жестоких солдафонов. Каким предстаёт русский человек в голливудских фильмах? Вот-вот. Но мало в какой стране жители сами поддерживают о себе «чёрные» легенды. Ну кто скажет о себе, что он дикий, ленивый, отсталый, жестокий, которого передовой Запад должен цивилизовать? Догадаетесь с одного раза.
Преклонение перед Западом началось в России со времён Петра I. Малый процент сбривших бороды русских «европейцев» написал произведения, ставшие классикой мировой литературы, но удивительным образом не отразившие жизни среднестатистического русского человека. Странным образом нашу литературу XIX в. обошли сюжеты и о первооткрывателях и путешественниках, которыми нужно гордиться. Парадокс в том, что мировая общественность судит о русских людях по героям Достоевского и Толстого. Мне это подтверждали знакомые, долгое время работавшие с иностранцами. А я вспомнила старый опрос «Кого из литературных персонажей вы считаете олицетворением русского характера?», и мы ответили: Илья Муромец, Остап Бендер, Обломов.
В общем, мысль автора элементарна: в стране нашей было всякое, как в любой другой. А всяческих ужастиков и поменьше, но мы, говоря современным языком, плохие пиарщики. Признаём за собой дурное и стесняемся говорить о хорошем, мы читаем де Кюстина, но не знакомы с куда более доброжелательным Джеймсом Александером. Но иногда автора, как мне кажется, «заносит» в лучших чувствах. Про те же дороги. Например, недавно по пути на работу мне приходилось обходить три «вечные» лужи, теперь четыре

.
Оценка – 4.
...