Поцелуев мост
Санкт-Петербург
Ужели вы не любовались
На сфинксов фивскую чету?
Ужели вы не целовались
На Поцелуевом мосту?
Н. Агнивцев
Самые знаменитые любовные мифы Петербурга связаны с мостами. Существует поверье, что на мостах города нельзя целоваться, так как они разводятся, а значит и романтичная пара, встречающаяся на мосту, тоже может разойтись. Исключение, правда, составляет Поцелуев мост, через реку Фонтанку.
Необычное название этого моста в Петербурге не могло не породить множество романтических легенд. Рассказывали, что в 18 веке, когда набережная реки Мойки являлась городской границей, на Поцелуевом мосту прощались со своими возлюбленными моряки и вообще все, кому приходилось уезжать из города. Здесь же происходили и встречи с любимыми, которые, естественно, сопровождались поцелуями. По другой версии, неподалеку от моста находилась тюрьма, и арестанты прощались на нем со своими родными. Также говорили, что на этом мосту встречались влюбленные пары, вынужденные по каким-либо причинам встречаться тайком.
Поцелуев мост. Настоящее же происхождение названия "Поцелуев мост" гораздо прозаичнее. Просто рядом с мостом в 18 веке жил купец по фамилии Поцелуев, державший в своем доме трактир под названием "Поцелуй". Трактир был хорошо известен в городе, поэтому вскоре его название "перекинулось" на ближайший к нему мост.
Впрочем, придуманные в прошлые века легенды о поцелуях стали реальностью в 20 веке. Развитие городского фольклора привело к возникновению огромного количества примет, связанных с Поцелуевым мостом. Считается, что влюбленные, поцеловавшиеся на мосту или, наоборот, под мостом, обязательно будут счастливы. И чем дольше длится их поцелуй, тем больше счастья их ожидает в будущем. Молодоженам в день свадьбы рекомендуется пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причем они должны начать поцелуй на одном берегу Мойки, а закончить его на другом - это сулит долгую и счастливую семейную жизнь. А тот, кто расстается с близким человеком, должен попрощаться и поцеловаться с ним на этом мосту - тогда этот человек обязательно вернется.
Куда поведет настоящий петербуржец девушку, которая ему нравится, если на дворе теплый летний вечер? Ну, конечно же, на Поцелуев мост. Ну какая же девушка устоит, если узнает, что и сто, и двести лет назад юные петербурженки выслушивали здесь признания своих пылких возлюбленных!
Теодор Жерико
"Поцелуй"
Жерико (Gericault) Теодор (1791–1824), французский живописец и график.
Учился у К.Верне (1808–1810) и П.Герена (1810–1813), испытал влияние А.Гро. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно - героизированным образам, Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.
Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (“Портрет двадцатилетнего Делакруа”, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов.
Истинный гуманизм Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и др. собрания). Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия “Большая и малая английские сюиты”, 1820–1821).
Жерико был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя смерть. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти. Сильнее всех переживал кончину Жерико его друг — молодой Делакруа, который стал впоследствии на долгие годы главой прогрессивных романтиков.
Гюстав Доре
"Поцелуй в ночи"
Гюстав Доре (1832-1https://lady.webnice.ru/forum/posting.php?mode=editpost&p=1610613883), французский живописец и график, родился 6 января 1832 года в эльзасском городе Страсбурге (Франция). В пятнадцать лет он начал карьеру художника в Париже, работая на один столичный юмористический журнал. Хотя Доре не получил профессионального образования художника, его гравюры различных классических произведений принесли ему славу.
Выдающийся представитель не только французского, но и всего европейского искусства второй половины XIX века, он внес в сокровищницу мировой графики непревзойденные по своим художественным достоинствам рисунки, проявив глубокое проникновение в сущность явлений, отразив в них различные стороны жизни современного ему общества, всех его классов и социальных групп».
В иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854), «Озорным рассказам» Бальзака (1855), «Божественной комедии» Данте (1855-1869), «Сказкам» Шарля Перро (1862), в рисунках для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе (1863) и цикле гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса (1863) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль в форму конкретного образа.
В иллюстрациях, рисующих жизнь столицы старой Англии и своеобразный быт Испании, запечатлено художником решительно все, вплоть до самых потаенных уголков городов и дальних сел.
На гравюре «Поцелуй в ночи» изображена целующаяся пара, молодой человек и девушка, сидящие в лодке. На втором плане, лунная ночь. Молодые люди целуются в окружении ангелов, херувимов. Действие происходит в тенистом парке.
"Смотреть на мир, как Бальзак" – было излюбленной фразой и девизом Доре.
Жан Оноре Фрагонар
"Выигранный поцелуй",
Французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI Жан Оноре Фрагонар (1732 - 1806)прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов.
Многие из изумительных работ Фрагонара были отмечены такими выдающимися художниками, как Ш.Ж.Натуар, Ю.Роббер. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, Фрагонар писал и пасторали ("Выигранный поцелуй", 1760, Эрмитаж) — импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
"Поцелуй украдкой" (третья четверть 18 века) относится к более поздним работам Фрагонара. Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения.
Его искусство завершало век, оно было камерно, но не было предназначено лишь для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени. Его творения, воспевающие красоту и радость бытия, приподнимают искусство над обыденностью. Именно поэтому его наследие близко ценителям искусства 21 века.