alkagol:
21.01.10 20:53
Кстати, очень интересный ответ тут недавно Камша опубликовала. Пост большой, предупреждаю сразу
Читаем:
Вопрос с МФ
"А можно к Вам на литкухню заглянуть? Вот скажите, когда начинались "Отблески Этерны" и даже уже вышли первые две книжки, шли разговоры, что будет ещё одна, и всё. И вдруг она стала расти-расти-расти... Это была книжкина инициатива или Ваша? (Только, пожалуйста, не ищите в вопросе каких-либо претензий, их тут и близко не ночевало!) "
Ответ. Вообще-то заглядывающий на кухню - любую, рискует! Не раз и не два бывало, что, поглядев, как готовится любимое блюдо, голодный сразу становился сытым, чтобы не сказать иначе…
А с ОЭ забавно вышло. И поучительно. Потому что цикл сюжетно остался в точности таким, каким сложился к завершению КнК. То есть в длину он не вырос совершенно, и финальные сцены ждут своей публикации с 2005 года. Еще смешнее, что по сути он таки трилогия. Первая часть, если так можно выразиться, «Накануне» (КНК, ОВДВ, ЛП). Вполне себе живое королевство Талиг, где живут, интригуют, страдают, прыгают от счастья, скучают не подозревая, что скоро все полетит под откос. Вторая часть «Выбор» (ЗИ – ЯМ). Все летит в тартарары, затягиваемые в расширяющуюся воронку герои сбрасывают наносное и становятся сами собой. Третья эдакое «от Заката до Рассвета» (СЗ), тут… Спойлеров не будет, скажу только, что выросло из героев, то в книге и действует.
При этом рост книжного поголовья не «книжкина инициатива». «Книжкина инициатива» была бы, продолжи я ЗАКОЧЕННУЮ историю или сочини к ней приквеллы и вбоквеллы. Я же просто на старте не сумела соотнести объем замысла с объемом реальной работы. С кем не бывает! Думаешь сделать ремонт за неделю, а он, ремонт, взял и сожрал весь отпуск. И еще на следующий осталось. Так и с ОЭ.
Когда я все держала в голове, казалось, что «так и будет». Три книжки, ну большие, ну так не привыкать. Когда оно стало записываться, стало ясно, что впихнуть задуманное в три тома не выходит не только по объему, но и эмоционально. Промежуточные кульминации требовали паузы. Да и бурные обсуждения после каждой книги показали, что по крайней мере части читателей (признаЮсь, наиболее мне интересной) нравится не глотать готовые выводы, а разгадывать загадки, спорить, кто прав, выстраивать теории. Ну и издательство свое слово сказало. Им удобнее выпускать книги через определенные интервалы, а не вываливать раз в три года пять томов.
Про изменения, чтоб не надоедать тем, кто уже знает, в чем дело, под катом.
Главное изменение связано с дриксенской и гайифской линиями, которые изначально сводилась к войне глазами талигойцев и некоторым событиям последнего тома, опять-таки данным либо в пересказе, либо глазами талигойцев. После выхода КнК я поняла, что без второго полюса не обойтись. Задумывая книгу, я пыталась учесть привычку читателей фэнтези к черно-белому. Те, от имени которых речь, «наши», и чем больше гнусных орков (эльфов) они нарубают в капусту, тем читателю приятней. Мне этого эффекта хотелось избежать, и я отправила Робера в Кагету, показала казнь бириссцев и затопление села, а сожженные варастийские села и «отпущенных» барсами пленных вынесла за скобки.
Информация была, но закадровая, читатель видел разве что сумасшедшую на цепи в бирисском селе. Результат получился не совсем тот, который я хотела получить. Часть народа пошла путем Дика и уперлась в зверства Ворона, не замечая или не желая замечать то, что послужило их причиной. Вторая часть лихо проидентифицировала фигурантов с актуальными делами (о Ричарде Глостере и рейде на Эдинбург, который тот предпринял, чтобы покончить с набегами «вольных» шотландских вождей на границу Англии, мало кто знал) и начала бурно аплодировать принятым Прымпердором мерам. В результате пошло все то же деление на «чистых» и «нечистых», распушение и обеление против очернения и очешуения.
Я с ужасом подумала о куда более серьезных войнах, которые меня ждали в финале, и поняла, что надо вести репортаж с двух сторон. Так появились Капрас, Зоя, Руппи и Зепп. Изменился и сценарий битвы за Хексберг.
Изначально морская кампания 399 года выглядела так: Альмейда не успевал подойти, Вальдес давал неравный бой, но он мог перекрыть только одно место высадки. Далась победа недешево, а когда изрядно ощипанные победители отдышались, Хохвенде напомнил, что командовал операцией он. Хохвенде и Бермессер принадлежали к "партии войны", для них жизненно важна была невозможность перемирия с Талигом. К тому же Бермессер ненавидел Вальдеса, который все-таки попал в плен примерно так, как потом Кальдмеер. Офицеров, не спустивших флаг, повесили, несмотря на протесты моряков и даже небольшую драку с участием Бюнца и Зеппа. Ну а потом вернулся Альмейда. Неожиданно. И взял город обратно, после чего случилось око за око. Без долгих разбирательств. Удалось выбраться только Руппи по приказу Кальдмеера, повешенного вместе с Бермессером на том же ясене, на котором повесили Вальдеса. Эскадра подняла райос и отправилась с ответным визитом по дриксенским портам. (Я называю фигурантов их нынешними именами, но на том этапе они проходили по реестру «честный адмирал-разночинец», «придворная сволочь», «молодой аристократ». Репортером должен был быть оставленный в живых фельпец Луитджи.)
Мне нынешний вариант нравится больше, да и мостик в Дриксен перекидывается постепенно, а не в самом финале.
Теперь про кухню. Дальше будет экскурсия на кухню. Первая и, видимо, последняя.
Сначала еще раз повторю - книга, которая пришла к читателю, несла в себе готовые характеры. Никаких спонтанных мутаций там не происходило, а единственным серьезным изменением стало введение "человеческо-вражеской" линии. Ну и изменение сценария хексбергской битвы с геополитическими последствиями.
Но пока книга даже не писалась (написалась она быстро и почти без помарок), а складывалась в голове, поменялось многое. По сути от первоначальной задумки осталось несколько имен и пара сцен, которые лежат мертвым грузом, так как они скорее подошли бы к Арции.
Итак с чего все началось?
(все это я не раз не два рассказывала, но в разных местах и разным людям).
Началось со стихотворения Городницкого "Эгмонт" и ненаписанного рассказа о том, как благородный герцог Эгмонт поднял восстание против мерзкой тирании. Против повстанцев мерзкий тиран бросил своего лучшего полководца, герцога Алва. Тот всех разбил. Эгмонт был казнен, Алва награжден и в ночь после казни напился в одиночку у себя во дворце. Не потому, что совесть заела, а потому что кончилась война и ему стало СКУЧНО. Назывался этот опус "Лик Победы" и предназначался для сборника, но поскольку там не просматривалось фантастических элементов, был мной забракован.
Затем у меня написалось "Пламя Этерны". Вещь, которая казалась совершенно разовой. Я не собиралась ее публиковать, уж больно она не то что недобрая, но озлобленная что ли. Хотя художников мне было жаль. Прикипела я к ним.
Затем случилось так, что я стала считать для себя невозможным дописывать Арцию. Иначе я чувствовала бы себя свиньей. Почему, повторять не буду, один раз сказала - и хватит. С другой стороны, не написав ДВ, я опять-таки оказывалась свиньей уже перед издателями и читателями. Оставалось одно - написать что-то на замену. Что-то новое, не повторяющее прежнего, и постараться сделать хотя бы не хуже ХА.
В голове у меня примерный сюжет был. Сюжеты, они всегда крутятся, над чем бы ты ни работал, но на заднем плане. Причем (пакость такая), когда они на заднем плане, кажется, что все готово. Бери да записывай! Вопросы и сложности проявляются при ближайшем рассмотрении.
Короче, БЯ готовилась к печати, а я думала над новым проектом, но концы с концами у меня не сходились. История была местами очень арцийской, а местами уже кэртианской. То же и с героями. Легче всего далась связка Алва-Фердинанд-Сильвестр, вояки, дамы и интрига, основанная на ПЭ. А вот с главными героями вышел сбой.
Я хотела показать страну, которая себя не изжила, но на которую обрушилось 33 несчастья, имевших как субъективные, так и объективные причины. И людей, которых это все завертело.
Авторская позиция не озвучивалась. Все должно было идти через "репортеров", которые могли ошибаться, всего не знать, быть предвзятыми и так далее. Делать выводы должен был читатель. Так из числа репортеров автоматически выпадали основные игроки. На первый план выходили герои, которые в другое время и в другом месте никогда бы не вышли в ферзи. Оставалось этих героев оживить. Я довольно быстро сообразила, что один должен быть эмигрант из числа разбитых мятежников, а второй - из опальной семьи, но проживающий на родине. И тут-то я и встала.
Встав, я попробовала написать конец. Сделала, местами было вроде и ничего, но НЕ ТО! Я бросила хвост и начала сочинять нос. Написала трогательную сцену прощания молодого героя с матушкой и сестрами, утирющих слезы верных слуг и воющей в спину собаки. Написала противостояние юного героя и стайки сынков победителей. Перечитала... Нет, это бы издали. И прочитали. И нашлись бы любители (вон сколько народа мечтают именно о такой модели), но какая же это была банальщина! И потом ну НЕ МОЖЕТ, чтобы против человека был весь мир, а если это так, значит что-то не в порядке не с миром, а с человеком.
Если б не чуство долга, я бы на этом остановилась, но написать было нужно. И вот, кажется, часа в три ночи у меня вдруг взялось и записалось про спасение крысенка. А потом сразу же про крысу в Лаик. Я не бегала и не кричала "Эврика", я просто увидела героев. Обоих.
Ужасно милого юношу из числа тех, с кем я и мои знакомые встречалась не раз и не два. С соответствующими последствиями. И человека, у которого все определяет совесть, желание понять других и не навредить. И который именно поэтому не просто уязвим, но может быть втянут в нечто по-настоящему гадкое. И понеслось.
Я стремительно переделала начало. При этом поняла, что у меня выходит история типового героя фэнтези, но наоборот. Мне это понравилось, и я эту линию усилила, введя привычные и узнаваемые коллизии, штампы и маски, но разворачивая их в противоположном направлении, а то и выворачивая наизнанку.
Тут, правда, вышла накладка. Многие читатели ориентируются исключительно на фэнтези, а я фэнтези знаю посредственно. Особенно традиционную со Злом, Добром, Светом, Тьмой, великими артефактами и Силами-С-Большой-Буквы-С.
Зато знатоки фэнтези порой слабо ориентируются в книгах, которые неплохо знала я. Поэтому многие цитаты и намеки так до сих пор не замечены, а в, условно говоря, испытании воздухоплавательного аппарата, дружно видят укрощение дракона и объявляют, что сферических драконов без крыльев не бывает.
Вот, собственно, и все. Могу добавить, что первоначальный юный герой распался на три части. Первая канула в бездну, и слава всем богам. Вторая вернулась в текст в виде тени Джастина. На всякий случай уточню: слэша я не предполагала и вообще о таком явлении в момент написания КнК не подозревала. Имеется в виду эпизод с самоубийством, а ля Рауль де Бражелон и дальнейшие отношения молодого человека с невыдуманной войной и реальным делом. Третья часть обернулась Руппи, который, в отличие от изначального туманного Ричарда, обрел характер и превосходно себя чувствует в сюжете. Молодой фок Фельсенбург НЕ РИЧАРД ОКДЕЛЛ, но его история во многом сходна с изначально задуманным романом, который я так и не написала.
...