Санкт-Петербург, или Питер, для меня, прежде всего, место, где жил дорогой сердцу человек. И без него, к сожалению, город уже никогда не будет прежним. Но есть кино и книги. Не так давно я смотрела два фильма, действие которых происходит в Ленинграде - "Шапка Мономаха" и "Ключ без права передачи". Там - тот Питер, который когда-то видел и Сергей, тот самый дорогой моему сердцу человек. Ну а про книги я вроде уже упоминала - "Склонность к дождю" Александры Ростовой, "Девушка из кофейни" Алисы Луниной, а теперь вот и "Однажды в Питере" Дарьи Ланской
"Шапка Мономаха" (СССР), Искандер Хамраев, 1982
Недаром говорят, что Ленинград и Санкт-Петербург - это совершенно разные города. Мой любимый автор Наталья Жарова, заканчивая писать масштабный и эпичный роман "Выжить в Антарктиде", в самом конце истории после всех перипетий, происходивших с героями, отправляет их в... Ленинград. Реальность для восьми выживших в по-настоящему жутких условиях людей действительно изменилась, они попали из Санкт-Петербурга в Ленинград. И здесь всё кажется иным, люди другие, они добрее, и сама атмосфера тоже изменилась. Картина "Шапка Мономаха" рассказывает нам, зрителям, историю, которая случилась в Ленинграде.
Знаете, у меня многое связано с некоторыми московскими высотками. Как-то, увидев Елену Образцову на старом фото на фоне высотки на Котельнической набережной, я не смогла остаться равнодушной, не смогла сдержать слёз. Очень сильная энергетика исходила от этой старой фотографии 1979 года. Причём современные фото этой высотки, как правило, оставляют меня совершенно равнодушной. Конечно, для меня она в принципе важна, и дело даже не в том, что именно в той самой высотке на Котельнической набережной живёт тот самый человек, которому я посвятила роман-дневник "Осенняя соната". Думаю, всё-таки энергетика того далёкого теперь от нас времени всё равно передаётся даже через фотографии, а через экран телевизора тем более.
Признаюсь вам честно - я не люблю Санкт-Петербург. Хотя когда-то именно там жил человек, который меня любил. Он мечтал, что однажды я приеду туда учиться на... океанолога. Слава Жака Ива Кусто, видимо, не давала мне покоя. Я даже сочинение на эту тему написала. К сожалению, я не приехала. И та моя безумная мечта навсегда осталась в прошлом. Навсегда ушёл тот человек. Осознание того, что его больше нет, пришло не сразу. Как и тот факт, что наконец-то можно признаться хотя бы самой себе, что любила.
Видимо, всё это стало для меня ещё одной причиной не любить этот северный город. Но это, впрочем, не мешает мне читать книги о Санкт-Петербурге. Например, "Девушку из кофейни" Алисы Луниной, "Склонность к дождю" Александры Ростовой, "Однажды в Питере" Дарьи Дорошиловой. Но хорошего кино об этом городе практически нет. Разве что в детективных сериалах "Лучшие враги" и "Женщина в беде" мне нравится показанный там Санкт-Петербург. И вдруг - картина "Шапка Мономаха" о городе Ленинграде с потрясающими актёрами - Людмилой Чурсиной (директор школы), Михаилом Светиным (учитель химии), Александрой Яковлевой (учительница английского языка).
Обычная ленинградская школа, обычный класс, 30 самых обычных учеников. Хотя нам покажут истории и судьбы только семерых. Один из них - Валя Петров, почему-то прозванный Сидоровым. Когда в школе затевают тест на интеллект, неожиданно оказывается, что у него самые высокие показатели и его случай даже получил название "синдром Петрова". Учителя теперь стараются прощать Петрову его ошибки, а ученики пытаются подружиться со вчерашним изгоем класса. Впрочем, есть среди них некто Алик Шубин, который, очевидно, завидует Вале Петрову.
Ситуация начинает меняться, когда одна ученица приглашает Петрова на свой день рождения. Не сразу, но постепенно ребята и учителя отмечают его несомненные достоинства. Вале Петрову суждено впервые полюбить, узнать, что такое любить безответно, а также что делать, если тебя кто-то любит также безответно. На фоне весеннего города перед нами предстаёт восьмой класс самой обычной школы, со всеми его проблемами, трудностями и радостями.
Неувядающая Людмила Чурсина сыграла строгого, но справедливого директора школы. Она и сейчас радует своих зрителей. Лично мне с ней понравились детективный мини-сериал "Ловушка" (по роману Ирэн Раздобудько) и "Московские убийства". Михаил Светин, которого многие помнят по роли в картине Леонида Гайдая "Не может быть", здесь играет мудрого учителя химии. Его герой пытается быть снисходительным к своим ученикам. Красавица Александра Яковлева, та самая Алёнушка из "Чародеев", сыграла здесь очаровательную учительницу английского языка, которая вечно стреляет глазками и кокетничает. Также эта актриса запомнилась в картине "Человек с бульвара Капуцинов".
"Шапка Мономаха" - это история о стране и городе, которых, увы, больше нет. Ленинград начала 80-х, в котором так хочется жить и которого, к сожалению, больше не существует. Но есть надежда на то, что остались ещё в мире такие же хорошие люди, которые показаны в этой картине. И они действительно есть, и даже ходить за ними далеко не нужно. Недаром же Юрий Беленький снял сериал о московской школе "Простые истины". Это история уже о другом поколении учеников, но она определённо даёт надежду на то, что для нас ещё не всё потеряно и мы обязательно увидим тот самый необходимый каждому из нас свет во тьме.
"Ключ без права передачи" (СССР), реж. Динара Асанова, 1976
Признаюсь вам честно - я не люблю Елену Проклову. И конечно же, не могла никогда предположить, что картина с ней в главной роли может мне так сильно понравиться. Кино чем-то неуловимо похоже на "Шапку Мономаха". В картине "Ключ без права передачи" действие тоже происходит в Ленинграде, только снят фильм не в 1983, а в 1976 году. Нового директора школы играет Алексей Петренко, которого я запомнила по таким картинам, как "В августе 44-го" и особенно "Воспоминания о Шерлоке Холмсе", где он сыграл писателя Артура Конан Дойля. Учительницу химии (на мой взгляд, хуже преподавателя просто быть не может) сыграла Лидия Федосеева-Шукшина, учителя физики - Зиновий Гердт (и хотя у меня на него стойкая аллергия, здесь он мне действительно понравился).
Елена Проклова сыграла молодую учительницу литературы Марину Максимовну, которую ученики уважают и к мнению которой прислушиваются. У неё есть маленький сын (ему четыре года), а вот про мужа или хотя бы возлюбленного ничего не сказано. Впрочем, это не удивительно, ведь она, очевидно, живёт и дышит только и исключительно работой. Любимые ученики с удовольствием спорят с учительницей, и даже после уроков они всё равно приходят к ней домой, чтобы продолжить свои дискуссии. Трогательным пунктиром намечена первая любовь ученика Смородина к такой умной, образованной и талантливой женщине.
Если честно, всеобщих споров в интернете вокруг Юли (Марина Левтова) и той самой записи на плёнке не поняла. На мой взгляд, Юлина мама (её сыграла Екатерина Васильева) поступила плохо, отдав директору тот самый злополучный диктофон. Да и претензии Кирилла Алексеевича к учительнице словесности мне, если честно, совершенно непонятны.
Кстати о Марине Левтовой - её Юля получилась очень яркой героиней, и очень жаль, что жизнь этой актрисы оборвалась так рано, всего лишь в 40 лет. Её последней работой в кино стала роль экономки и секретарши мисс Кью в "Воспоминаниях о Шерлоке Холмсе", где она также сыграла с Алексеем Петренко. Марина Левтова погибла героически, совершив настоящий подвиг - она спасла ценой своей собственной жизни дочь Дарью Мороз (теперь уже известную актрису). Да, ведь у них с режиссёром Юрием Морозом, к сожалению, только одна дочь, зато по-настоящему талантливая. Сам же он женился на Виктории Исаковой, у них родился сын, но хочется верить, что свою Марину он никогда не забудет.
Сюжетов на школьную тему хватает - "Доживём до понедельника", "Большая перемена", "Шапка Мономаха", "Ключ без права передачи", из сериалов - "Простые истины". Какие-то картины нам нравятся больше, какие-то меньше. Что-то мы пересматриваем постоянно, а некоторые сюжеты хочется поскорее забыть. Но лично для меня подобное кино всё равно всегда будет совершенно особенным, ни на что не похожим. Ведь именно в этом городе когда-то жил тот самый Сергей, которому я посвятила стихи "Склонность к дождю".
Сейчас, читая авантюрный роман "Однажды в Питере" Дарьи Дорошиловой (Ланской) о поисках клада, я по-настоящему прониклась атмосферой Санкт-Петербурга и даже купила карту, на которой можно отмечать достопримечательности этого холодного и сурового северного города. Кстати, мне очень нравится художник Павел Еськов, он пишет по-настоящему волшебные картины Петербурга. Но, конечно, это совершенно особенное чувство - смотреть кино о том времени, в котором когда-то жил тот самый человек из моего стихотворения.
Ушедшая навсегда эпоха, о которой нам напоминают только лишь плёнки с фильмами, в большинстве случаев вызывают ностальгию. Но здесь особый случай, и хотя "Петербург, ты - источник холода, а Москва для меня - это дом", но настоящая искренняя любовь не может быть холодной, к ней невозможно остаться равнодушным. И даже если этого человека больше нет рядом с тобой, даже если ты понял и осознал свои истинные чувства и эмоции лишь тогда, когда ничего уже нельзя исправить и изменить, всё равно жизнь продолжается, протягивая тонкую неуловимую ниточку из прошлого в настоящее.