Filicsata:
21.03.18 08:56
Элли, вот совсем не понимаю, зачем покупать книгу, состоящую из частей блога. Читаю Софью в жж. Иногда прикольно прочесть то же омерзительное искусствоведение, но в блоге полно других интересных статей. А сесть и за раз прочитать о проказах героев мифов это совсем другое. Тоже книгу не куплю.
Аня, согласна, давно читала "Боги, гробницы, ученые". И безумно счастлива, что этп книга есть в моей библиотеке.
...
Peony Rose:
21.03.18 11:28
Ой, Керам - это прелесть что такое )))
Я его разика три, не то четыре когда-то вдоль и поперек, как говорится
Тоже советую всем любителям истории.
Слушайте, сейчас вот смотрю на книги Хокинга, а тут про него столько пишут в связи со смертью... Восхищаюсь человеком - сила! До последнего работал и доказывал свое.
"Британский физик-теоретик Стивен Хокинг успел завершить работу над своей последней научной статьей всего за несколько дней до смерти. Об этом, как сообщает в понедельник газета The Times, рассказал соавтор работы - профессор Лёвенского католического университета в Бельгии Томас Хертох.
В последней статье Хокинга представлены математические расчеты, используя которые, по задумке ученого, можно будет экспериментальным путем доказать гипотезу о так называемой мультивселенной, то есть множестве параллельно существующих вселенных. Если бы свидетельства, подтверждающие эти расчеты, были найдены при жизни ученого, он вполне мог бы быть наконец удостоен Нобелевской премии, отмечает The Times.
"Мы хотели сформулировать гипотезу о мультивселенной таким образом, чтобы ее можно было научно подтвердить", - отметил Хертох. "Его [Хокинга] часто выдвигали на Нобелевскую премию, и он должен был ее получить. Теперь же этого никогда уже не произойдет", - добавил он. Последняя работа Хокинга, по словам Хертоха, направлена в один из престижных научных журналов и в скором времени должна быть опубликована.
Как ранее отмечал шведский эксперт, профессор Стокгольмского университета Эдвард Мёртсель, Хокинг, несмотря на многочисленные предложения присудить ему Нобелевскую премию за его научный вклад, так и не был удостоен этой самой престижной награды, поскольку на сегодняшний день никто не сумел научно подтвердить истинность его гипотез. Он пояснил, что Нобелевская премия присуждается не за прижизненный вклад в науку, а за конкретное научное открытие.
Стивен Уильям Хокинг скончался 14 марта в возрасте 76 лет у себя дома в Кембридже. Родился он 8 января 1942 года в Оксфорде. В 1963 году у него был диагностирован амиотрофический склероз. Еще спустя 22 года, после воспаления легких, ученый перенес трахеостомию, вследствие чего потерял способность говорить и стал пользоваться синтезатором речи, однако тяжелое заболевание не помешало Хокингу стать одним из наиболее известных физиков-теоретиков современности.
Основная область научных изысканий Хокинга - космология и квантовая гравитация, много времени он уделил изучению черных дыр. В частности британский физик является автором теории "испарения" черных дыр за счет радиации (это явление получило название "излучение Хокинга"). Стивен Хокинг - автор множества научно-популярных книг, в том числе таких как "Краткая история времени", "Черные дыры и молодые вселенные", "Мир в ореховой скорлупке" и других"
ТАСС ...
LuSt:
30.03.18 11:38
Андрей Курпатов "Чертоги разума"
Эта книга показалась мне более интересной, чем "Красная таблетка". Вполне внятно, логично и последовательно объяснены принципы работы мозга и как с ними бороться. Вообще, давно известно, что объективности суждений не существует, у каждого человека своя картина мира, а с помощью современных средств информации и коммуникации каждому дана возможность избирательно формировать себе повестку дня и находить подтверждающие правоту именно этой картины мира источники, грубо говоря, в интернете на любую дурость найдется целое сообщество единомышленников. Но эта избирательность ведет к схлопыванию мышления, узколобости и блужданию в трех соснах. Курпатов пишет, что очень важно в молодом возрасте, до 25 лет, пока нейронные связи в мозге все еще формируются, обзавестись максимально разнообразным кругом общения - и черт побери, это правда так, наша карта реальности ограничена кругом в 200 человек максимум, больше наш мозг не в силах переварить.
Далее, у каждого из нас существуют доведенные до автоматизма привычки и поведенческие паттерны. Грубо говоря, после душа все вытираются полотенцем, но каждый при этом совершает ряд собственных автоматических движений, к которым привык, и точно так же мы действуем во всем, в поиске партнера, например. У каждого в голове сидит свой стереотип, который мы подсознательно ищем в кандидатах в спутники жизни. А наше "я" для каждого центр вселенной, вокруг которого вращается весь мир (в реальности, конечно же, это не так). Имеет ли смысл ломать себя, создавать внутренние противоречия, вступать в конфликт мозга и сознания? Конечно, имеет! Именно это и делает нас живыми мыслящими людьми, а не существами без мозгов. Как говорилось не раз, и доктором Курпатовым в том числе, проблемы помогают нам работать над собой и развиваться, эволюционировать, а сытое беззаботное существование, в наше время еще и уходящее все глубже в виртуальную реальность, ведет лишь к деградации. Бездумное перепощивание, лайки без вникания в смысл, избирательность информации, нынешняя повальная страсть к картинкам и неприятие длинных текстов - это все путь в никуда.
В книге содержится также много практической информации, дан очень годный рецепт работы с задачами (главное - найти в себе мотивацию начать и сформулировать эту задачу, а потом не мешать мозгу думать и не позволять ему отвлекаться на ерунду, приведен в пример Канеман, которому за идею и доказательство существования быстрой и медленной систем мышления нобелевку дали). Кого-то книга может повергнуть в депрессию - еще бы, однозначности не существует, а очевидное не всегда вероятное (тебе очевидно в твоей картине мира, а на самом деле вовсе не факт). Несомненно, ознакомлюсь и с третьей книгой, где он обещает раскрыть тему социальных связей и взаимодействия наших "внутренних стай" с "внутренними стаями" других людей. (5-)
...
Peony Rose:
17.04.18 16:07
В одной из своих тем выложила подборку нонфикшна про Амазонию.
Копирую, может, еще кому-то пригодится.
Дополнительно для интересующихся темой выкладываю подборку нон-фикшна и киноверсий. Включены произведения как советских и русских, так и зарубежных авторов. Список, разумеется, неполный, в регионе кто только не бывал и кто только не писал/не снимал, поэтому если у кого-то есть любимое – прошу, можно дополнять и советовать.
1. Перси Фосетт «Неоконченное путешествие»
2. Гранн Дэвид «Затерянный город Z. Повесть о гибельной одержимости Амазонией»
3. Йоси Гинсберг «Джунгли. В природе есть только один закон – выживание»
4. Аркадий Фидлер «Зов Амазонки»
5. Аркадий Фидлер «Рыбы поют в Укаяли»
6. Генри Бейтс «Натуралист на Амазонке»
7. Олег Игнатьев «Амазонка глазами москвича»
8. Коллектив авторов «Открытие великой реки Амазонок. (Хроники и документы XVI века о путешествиях Франсиско де Орельяны)»
9. А. Смит «Последняя девственная земля»
10. Яцек Палкевич, Анджей Капланек «В поисках золотого Эльдорадо»
11. Владимир Весенский «За легендой и былью вослед»
12. В.В. Зверев «Амазония. Приключения русских в стране каннибалов»
13. Эльгот Лендж «В джунглях Амазонки»
14. Андрей Шляхтинский «Амазонка. Призраки зеленого ада»
15. Л. Родин «Пять недель в Южной Америке»
16. Игорь Фесуненко «Бразилия и бразильцы»
17. Андрей Матусовский «Среди индейцев центральной Венесуэлы»
18. Рольф Бломберг «В поисках анаконды»
19. Л.Ю. Слезкин «Земля Святого Креста: открытие и завоевание Бразилии»
20. Г.Г. Манизер «Экспедиция академика Г. И. Лангсдорфа в Бразилию (1821 - 1828)»
21. Эдуард Пеппиг «Через Анды к Амазонке»
22. Раймундо Мораэс «Амазонская низменность»
23. Клод Леви-Стросс «Печальные тропики»
24. Карл Штейнен «Среди первобытных народов Бразилии»
И просто ради улыбки – видео из фильма о домашней обезьянке, попавшей в родную стихию ))
...
LuSt:
20.04.18 08:29
Оливер Сакс "Человек, который принял жену за шляпу"
Я честно не знаю, как оценивать эту книгу. Вообще есть у меня с нонфикшном некая проблема в оценивании, потому что непонятно, какие должны быть критерии. В художественной литературе это однозначно прежде всего субъектив, а тут оценить по достоинству может только профессионал, которым в данной области я не являюсь. Хотя видно, что писалась книга давно и некоторые моменты уже устарели, наука на месте не стоит.
Мне понравилось, как Сакс относится к своим пациентам - внимательно, бережно, пытаясь понять каждого, найти корни недуга. Он всех их любит и видит в них в первую очередь людей, а не интересные медицинские кейсы. Хотя кейсы, надо признать, уникальные и редкие. Неисповедим организм человеческий, а нервная система так в особенности, изучать и изучать. Также очень понравилось, что Сакс высокого мнения о советской неврологической школе, хотя книга писалась вполне себе в годы применения карательной психиатрии.
...
Peony Rose:
01.05.18 17:45
Татьяна Черниговская "Как научить мозг учиться"
ссылка
Посмотрела видео на ютьюбе, потом еще просмотрела текст на сайте "Открытого пространства". Ну что... масса вопросов, масса информации для размышления, но в общем и целом - это скорее вводная лекция, нужная для понимания базовых принципов и проблем когнитивной психологии в наши дни.
Некоторые места прямо зацепили, например, утверждение о том, что мозг хранит все, а значит, нельзя его пичкать плохими книжками, музыкой и пр. Допустим, согласна, мозг надо беречь, но как же отличить плохое от хорошего, если плохого - в самом примитивном понимании - ты никогда не пробовал? Доверять мнениям других слепо? Читать и слушать только Моцарта и Достоевского? Все равно же каждый ориентируется на личный опыт... да и любопытства никто не отменял...
Пара моментов поцарапала, относительно различия мужчин и женщин - ну ладно, пусть лектор стоит на принципах домостроя и не любит феминизм, но зачем вот это подчеркнутое извинение "нет-нет, я не феминистка", а потом заявление о том, что женский мозг эффективнее мужского? Как-то... в общем, не очень.
И перепрыгивание с одной мысли на другую порой мешало. В процессе немножко приспособилась, но все ж хотелось бОльшей компактности изложения.
Если не учитывать вот такие моменты, то примерно оценила бы на
4.
...
LuSt:
05.05.18 11:53
Лора Томпсон "Представьте 6 девочек"
После прочтения этой книги я убедилась в том, что английская аристократия недаром существует до сих пор и даже несмотря на драматичный двадцатый век выбить ее из седла не получилось. Потому что это люди настолько цельные, что внушают к себе невольное уважение даже если с их идеями ты не согласен, настолько горячо и последовательно они отстаивают свои убеждения и право жить так, как сами считают нужным, плюя с высокой колокольни на мнение окружающих.
Шесть сестер Митфорд и их брат Том - хрестоматийный тому пример. Вроде как и воспитание одинаковое, а плоды принесло разные, в зависимости от характера каждой. А характеры у всех девушек оказались железобетонными, и они готовы были переть напролом, руководствуясь собственными целями и интересами и ничем иным.
Старшая, Нэнси, всю жизнь смотрела на мир с высоты птичьего полета, что принесло ей популярность и славу на литературном поприще. Хотя и житейские радости и горести были ей не чужды: с детства мечтая о семье и детях, она сделала ставку не на того мужчину, в итоге спешно выскочила замуж опять таки за неподходящего кандидата, а с детьми по воле рока не сложилось. Ее смерть от рака в возрасте 69 лет некоторые из сестер расценили как плату за снедавшие ее злость и зависть к более преуспевшим в любви и браке сестрам, но так устроен человек: всего ему мало. Кто-то наоборот жалеет, что предпочел блистательной карьере возню с пеленками и борьбу с подростковым нигилизмом, совместить успешно все в жизни невозможно.
Вторая дочь, Памела, которую сестры ласково именовали прозвищем Женщина - самая непритязательная из всех, меньше всего стремящаяся к публичности. Эдакая буколическая пейзанка, для которой из всех интересов в жизни только ферма да живность: коровы, курочки, собачки. Вместе с тем терпеть не могла детей и стала иконой ЛГБТ за то, что после развода с мужем в середине века не таясь жила с женщиной, опять-таки по-митфордиански плюя на мнение окружающих.
Третья, красавица Диана, по молодости лет оправдывала ожидания родителей на сто процентов: вышла замуж за богатого аристократа Брайана Гиннесса, родила двоих детей, жила светской жизнью. Тем страшнее был удар, когда в 1932 году она внезапно ушла от мужа к глубоко женатому Освальду Мосли, лидеру британских фашистов, обаятельному красноречивому мужчине, не пропускавшему ни одной юбки (доказано, что он спал даже с сестрами первой жены, Синтии Керзон). Мосли давал понять, что от жены не уйдет, но после ее скоропостижной смерти в 1933 проникся преданностью Дианы и через пять лет таки тайно на ней женился. Диана была верной декабристкой и поддерживала мужа во всем, была ему надежной опорой, во всем разделяла его убеждения, пусть и имела свои. Ради него она пошла на разрыв с семьей, вытерпела остракизм и унижения, тюремное заключение во время войны, бедность, холод и голод. Даже после смерти мужа, которого пережила на 23 года, Диана оставалась преданной его памяти, пусть общество не понимало и не принимало ее, даже собственные сестры.
Четвертая, Юнити, осталась самой непонятной из всех, потому что умерла молодой. Подпав в отрочестве под зловещее обаяние нацизма, с началом войны попыталась покончить с собой, но неудачно, и прожила еще почти десять лет, прежде чем засевшая в голове пуля таки дала роковое осложнение. Биографы бьются в надежде разгадать, что же делала Юнити в Германии, с кем была особенно близка, но дальше слухов дело не идет, вещественных доказательств нет.
Пятая, Джессика, наоборот, сделалась яростной коммунисткой под влиянием возлюбленного Эсмонда Ромилли, племянника, а по слухам сына Черчилля. Поскольку в смутное предвоенное время большая часть семьи, включая родителей, была за мирный пакт с Германией, а некоторые открыто приветствовали идеи Гитлера, Джессика стала парией и вместе с мужем была вынуждена уехать за границу, где всю жизнь прожила и умерла. Ее судьба из всех сестер оказалась самой сложной: мытарства Джессики, которая после счастливого сытого детства в родовом поместье оказалась вынуждена влачить жизнь как последняя работница из доков, похоронила ребенка вследствие кори, потом помоталась по городам и весям, лишилась мужа в сорок первом и все такое прочее... В сравнении с этим стенания Дианы, за которую вписывались все кому не лень, мать возила в тюрьму продукты, регулярно навещали сестры и дети, кажутся смешными. У кого щи, у кого жемчуг... Джессика целью своей жизни выбрала защиту обездоленных и движение за гражданские права, тем не менее, человеческое не было ей чуждым: да, она передала свою часть шотландского имения в пользу коммунистов, но затем именно она на свои гонорары выкупила всю землю и передала матери, хотя это, как водится, осталось незамеченным, вед всем свойственно помнить только плохое.
И наконец последняя, Дебора, единственная из сестер, воплотившая родительскую мечту о счастливой жизни для детей: вышла замуж за второго сына герцога Кавендиша, который впоследствии стал основным претендентом на титул после гибели брата на войне, родила троих детей (пусть и потеряла еще несколько), прожила долгую благодатную жизнь и ни разу не попадала под обстрел критики, потому что вела себя всегда безупречно.
Лора Томпсон обходится с материалом бережно, старается не приукрашивать, но сквозит за ее строками очарование этой семьей. Она пытается распустить этот гобелен на ниточки, распутать прихотливый узор семейных отношений, проследить, как складывались отношения, что на них влияло и как выглядят застарелые ссоры через много лет, когда участники отпускают и пытаются переосмыслить прошлое. У кого-то получается, у кого-то нет. Теперь хочу романы Нэнси Митфорд почитать. (5)
...
Peony Rose:
07.05.18 22:14
Драйзер Теодор «Галерея женщин»
Сборник новелл знаменитого американского прозаика 1929 года – это взятые прямо из жизни истории разных женщин, набросанные штрихами, но выпукло и интересно.
Первая из них,
«Ида Хошавут», повествует о судьбе дочери скупердяя-фермера Иды, фактически батрачки, забитой и бессловесной рабыни, в жизни которой не было ни лучика света. Лишь после смерти отца Ида при помощи небольшого наследства смогла купить себе мужа, Генри Уиддла, но увы, тот оказался бездельником, и Ида продолжила батрачить, и так все тянулось даже во время ее беременности. Трагический финал новеллы, где автор наблюдает за бытием этих простых людей и невольно задается вопросами философского характера, наводит на размышления…
Во второй новелле
«Оливия Бранд» автор развертывает картину жизни дерзкой авантюристки Оливии, дочери баптиста-финансиста, вышедшей замуж за богатого лесопромышленника и ведущей бурную светскую жизнь. В жажде все познать и все успеть она то увлекается любовниками, то стремится на сборища социалистов и анархистов, то блистает на выставках и спектаклях, вызывая споры и сплетни дам и джентльменов. Оливия без ума от пестрого Нью-Йорка и его обитателей, как богатых, так и бедных эмигрантов из разных уголков Земли. Она очень умна, обаятельна, добросердечна и стремится стать писателем. После развода с ревнивым мужем Оливия начинает новую жизнь, затем встречает журналиста Джетро, влюбляется и выходит замуж во второй раз. Они с мужем живут душа в душу, вместе пишут книги, но в один день все заканчивается. И снова Драйзер задумывается над скоротечностью времени и непостоянством счастья…
Третья новелла
«Рона Мэрса» рассказывает о Роне, изящной и деловитой владелице машинописного бюро. Увлеченная литературой Рона весьма благосклонно относится и к автору, и к его другу и коллеге Уинни Власто. Постепенно между тремя молодыми людьми завязываются любопытные отношения, где есть место и любви, и ревности, и самопожертвованию. Уинни женат, у него есть ребенок, но он не склонен заботиться о семье, а Рона, слепо им увлеченная, готова пойти даже на то, чтобы посылать деньги его близким, а также сдать комнаты в своем доме его другу, хотя все эти люди, по ее мнению, лишь мешают ее любви с Уинни. В итоге Уинни разводится с женой, женится на Роне, а автор, заехав в гости, понимает, что он лишний здесь. В дальнейшем непрактичный и мечтательный Уинни меняет один прожект на другой, Рона терпеливо все оплачивает и постоянно опасается, что любимый муж ее бросит. А Уинни, завязав деловое знакомство с молодой и состоятельной вдовой, быстро забывает о тоскующей Роне и отдается новому увлечению. Никакие уговоры и методы борьбы не помогают – Уинни бросает Рону, а та, раздавленная, утешается теософией, а спустя время возвращается к своей работе в машинописном бюро…
Четвертая новелла
«Эрнестина» повествует о молодой актрисе Эрнестине де Джонг, необыкновенно красивой и темпераментной и нравящейся всем мужчинам без исключения. Дочь религиозного зажиточного фермера, Эрнестина сбежала из дома с кочующей труппой и изменила фамилию ради безопасности. Работая в театре в Нью-Йорке, она познакомилась и стала жить с поэтом Варном Кинси, затем ей захотелось продолжить карьеру уже в кино. Но порядки, принятые в киномире, таковы, что только любовница продюсера или режиссера продвигается наверх. Бросив Кинси, честолюбивая Эрнестина становится подругой известного постановщика и снимается в нескольких картинах, переезжает в Голливуд. Местная обстановка развращает ее очень быстро, карьера идет на спад, но Эрнестина все надеется на лучшее. Однако после большого кризиса она вынуждена вернуться на Восток, уже поблекшей и потерявшей «товарный вид» заурядной актрисой. Не выдержав такого положения, Эрнестина решает все закончить быстро…
Пятая новелла сборника
«Эрнита» посвящена жизни Эрниты Бертрэм, дочери бедной вдовы, попавшей на лечение в калифорнийский городок. Помыкавшись по разным работам, девушка вступила в брак с молодым священником-униатом Леонардом, и оба супруга перешли в лагерь радикальных социалистов. Позднее взгляды Эрниты изменились, она примкнула к боевой партии рабочих и стала ярой сторонницей русской революции. К мужу охладела, ребенка не желала, но после первого аборта из-за расстроенного здоровья родила. Любя малыша, Эрнита все же не отказалась от своих идей, и, едва тот подрос, отдала на руки матери мужа и вместе с Леонардом и группой соратников-рабочих собралась в Сибирь, в Кузбасс. Летом 1922 года супруги оказались в разоренной России, с большими трудностями добрались до Кемерово. Живя трудной жизнью, Леонард и Эрнита постоянно спорили и наконец расстались, он уехал обратно в Америку, а она влюбилась в одного из коллег – молодого инженера-коммуниста. Долгие месяцы Эрнита все не могла выбрать, что ей делать, но инженер уехал после окончания контракта, ее вызвали в Москву, и они с мужем, его матерью и малышом встретились. Однако развод был неизбежен, и дальнейшие попытки мужа воссоединить семью успеха не принесли. Однажды Леонард с сыном поехал к давно жившей за рубежом матери, но обратно в Россию их не впустили. Эрнита осталась одна в Москве, все так же преданно трудясь на благо коммунизма.
Финал новеллы открытый, но нетрудно его домыслить – в годы «чисток» молодой американке, скорее всего, пришлось тяжело…
В целом, можно сказать, что сборник помогает как присмотреться к современницам писателя, так и сделать выводы об эволюции его взглядов на протяжении нескольких лет. Кстати, жаль, что нет на русском его автобиографических книг A Book About Myself/Newspaper Days и Dawn.
Оценка -
4 ...
LuSt:
08.05.18 07:59
Мария Арбатова "Неделя на Манхэттене"
За литературным творчеством Арбатовой я слежу с книги "Мне сорок лет", которую читала еще в школе и которая одно время была у меня настольной, то есть, страшно сказать, уже двадцать лет. Тем интереснее было ухватить в аэропорту ее новинку (о которой, кстати, лайвлиб в информации о книжных новинках не сообщил, что очень странно), травелог про США, в которых мне довелось пожить, поучиться и поработать, то есть, я впечатление о стране не по книжкам складываю. Про книгу скажу, в первую очередь, то, что мое отношение с отношением Марии Ивановны во многом совпадает, и оно скорее скептическое, чем восторженное.
Безусловно, США - великая страна с огромной экономической мощью, сумевшая убедить весь мир в своей исключительности и силой своей пропаганды, в первую очередь голливудской, очень многим промыла мозги на тему, что американский образ жизни - единственно правильный и эталонный, на который должны равняться все. Однако если разбирать по косточкам, как сделала это Арбатова, вмонтировав кучу фактажа и деконструкции мифов в по-своему вполне увлекательный сюжет о поездке с мужем в США на неделю для посещения книжной ярмарки, конструкция начинает сыпаться и под пестреньким фасадом обнаруживаются неэстетичные пятна и огрехи. Для меня, кстати, нанизывание особенностей на каркас сюжета о неделе на Манхэттене еще более дорого сердцу, потому что на Book Expo America в центре Джейкоба Джейвица тоже бывать доводилось, и впечатления схожи: несмотря на весь пиар, что это книжное событие номер один в мире, количеством участников и форматом проходящих мероприятий оно даже не Лондонская, не говоря уж о Франкфуртской книжной ярмарках. Масштабы не те, да и провинциальностью веет. Культура и деньги совместимы плохо, а в заточенной на деньги Америке местечковость культуры прямо-таки бросается в глаза.
Арбатова много и с конкретными примерами пишет об эмигрантах, особенно об уехавших из пост-СССР в 90-е годы, для которых время словно остановилось, а они сами будто зависли одной ногой здесь, а другой - там. Как отчаянно они пытаются убедить всех вокруг, и в первую очередь себя, что сделали правильный выбор, что решение уехать было верным. И пусть на Брайтон-бич они работают на третьесортном радио и развозят ящики с товарами, имея МГУшные дипломы и двадцать лет стажа культурного работника в московском театре первой величины - они в Америке, а значит, однозначно живут лучше, ведь в России голод, холод, дефицит и безнадега. Таким рассказывать, что на самом деле все давно не так - дохлый номер, там настолько сформирована картинка в головах, что ее переформатирование просто сломает систему через колено.
Арбатова проезжается по многим проблемам сияющего града на холме, прежде всего по социалке, с которой везде не слава богу и везде эти проблемы свои. Но раз Америка всех учит и всем рассказывает, как все должно быть и как у них все идеально, при этом стыдливо заметая неудобные вопросы под ковер, говорить об этому нужно и читать тоже, чтобы, как говорится, не казалось, будто за океаном сплошь молочные реки и кисельные берега. Про дико задранный ценник на медицину, например, так что граждане предпочитают заниматься самолечением и посещать подпольные кабинеты врачей, лишь бы не влетать на тысячи долларов за оказанные услуги (это ведь давно данность, что большинство банкротств граждан в Америке - это те, кому не посчастливилось серьезно заболеть). Про образование, которое в стремлении всем сделать хорошо в итоге выплеснуло с водой ребенка и вопрос "хорошей" и "плохой" школы стоит остро для каждой семьи, потому что школа - это лотерея. Про недостаток общей культуры и истории и подмена ее массовой и вымышленной - все эти супергерои и восхищающие некоторых наших граждан казино Лас-Вегаса и прочие "забавные" памятники а-ля "а здесь Мэри Пикфорд проколола колесо в 1926 году" по сути конструируется из недостатка знаковых фигур и событий в истории страны, а патриотизм на чем-то формировать нужно, вот и формируют как могут, кокетливо не проходя в школе весь остальной мир и заменяя знания о нем на лозунги и стереотипы, хотя сами прежде всего воют про несправедливость стереотипизации. Про высасывающую жизнь и душу конкуренцию во всем, отсутствие искренности, и главную проблему американского человека - одиночество. Мы тут сидим в хрущевках по три поколения в одной квартире, а они в просторных домах, но одни, подросших детей выпихивают за порог по достижении ими совершеннолетия, потом, пожилыми, сами едут в городок для престарелых, никто никого не напрягает, но все почему-то маются от одиночества, неустроенности, необходимости постоянно держать лицо и отсутствия друзей и родных, с которыми можно быть откровенными. Честно говоря, на этих страницах я очень много думала как раз о том, что и к нам этот американский подход начинает перебираться, и моя семья, по сути, живет по нему, и обратная сторона у этого удобства есть, как ни крути - за все в жизни надо платить... В топе ЖЖ как раз подвернулся
пост на эту тему.
В книге масса интересных страноведческих деталей, вообще она ценна как взгляд со стороны, причем человека, чья молодость прошла как раз в идеализации западного образа жизни, убеждении, что там демократия и права человека, и тем полезнее опыт жестокого, "фейсом об тейбл" столкновения с реальностью. Много в книге наподчеркивала и зачитывала с выражением дома и на работе, теперь на книжку выстроилась маленькая очередь. Единственное, что очень напрягало - обилие опечаток и ошибок, притом что в книге числятся и редакторы, и корректор, т.е. на авторскую редакцию не спишешь. Многие очень смешные, например, Госдепартамент упорно именовался Госдепортаментом (от слова депортация, что ли?), а "корпоративная" этика в одной из глав стала "корпопоративной" (5)
...
LuSt:
13.05.18 11:26
Мария Кикоть "Исповедь бывшей послушницы"
Честная и откровенная история о том, как молодая женщина стремилась к духовному и чистому, а получила плевок в душу и разочарование на всю жизнь. В последние лет двадцать наконец перестали замалчивать то, что происходит в стенах церквей и монастырей, и пошли довольно плотно истории о священниках-педофилах, настоятелях-мздоимцах, монастырской экономике и так далее, но вот на православную тематику эта книга первая, что мне встретилась. До того была только
статья, в которой бывшая монахиня рассказывает примерно то же, что и Мария. Да, это не шедевр литературы, виден блогерский язык и то, что книгу складывали по кусочкам иногда невпопад. Например, та же глава про секты, пусть и очень интересная и познавательная, воткнута в композицию как будто методом случайного тыка.
Грустно читать о том, что люди, которые должны, по-хорошему, направлять других, вселять в них веру в прекрасное, духовно их развивать, помогать приближаться к Богу, по сути с помощью круговой поруки заводят себе бесплатных бесправных рабынь, и годами отработанными техниками ломают личности, превращая прежде внутренне свободных людей в всего боящееся стадо. Причем со стороны этого никто не видит, видны всем результаты двадцатилетнего подвизания матери Николаи на должности игуменьи монастыря в Малоярославце: восстановленные монастырские здания, построенный детский приют, поднятые из руин скиты, резкое увеличение количества монахинь. С точки зрения иерархов, для которых в монастыре всегда был роскошный стол, уютный ночлег и хорошая отчетность, все в добром порядке. А вот живущим внутри сестрам... Мне все вспоминался фильм "Станица" про банду Цапков, где паучиха-мать стенала, мол, что этим людям, блин, не нравится, наша семья им и работу дает, и за безопасностью следит, и всякие развлекательные штуки открывает, а они все недовольны.
По сути, такой монастырь, в котором на беду ее оказалась Мария - это такой православный вариант зоны, пробыв на которой какое-то время, человек уже не представляет себе, что может быть по-другому, а жизнь в миру вообще кажется ему чем-то инопланетным. Она описывает свой опыт послушания в маленьких скитах, где ей было хорошо и покойно, она работала, пела и молилась, и душа успокаивалась, а по возвращении в большой монастырь, где постоянно нужно было быть начеку, потому что все стучат на всех и вредничают, вновь начинала тяготиться. Пыталась я осмыслить поведение игуменьи, почему так, а не иначе - к сожалению, человек слаб, и когда все вокруг начинают в попу дуть, заискивать и смотреть на тебя как на всемогущее существо, волей-неволей скурвишься.
Ну и тот факт, что монастырю на что-то надо жить, а значит, надо зарабатывать, увы, очень печален. Капитализм везде... (5)
...
Peony Rose:
13.05.18 13:06
Книгу Кикоть не читала, но видела отзывы. В том числе самих монашествующих и священствующих. Мнения круто разделились - те, кто на стороне официоза, против, те, кто ратует за честность и прозрачность в Церкви - одобряют. Последних, увы, меньше.
Все чаще думаю - сначала дух, потом тело, сначала просвещение, потом золотые храмы с серебряными иконостасами. А то опять придем к тому, что было в канун Революции - храмы великолепные, а упадок нравов такой, что монахов ловят по борделям и монашенки незаконных детей хоронят в подвалах, о мирянах вообще лучше помолчать.
Но это я отвлеклась ))) А вообще тут список попался интересный по этике.
Дэвид Эдмондс. «Убили бы вы толстяка? Задача о вагонетке»
Эдмондс рассказывает о самом знаменитом мысленном эксперименте в современной философии, так называемой проблеме вагонетки. Вопросом о том, готовы ли мы пожертвовать невиновным человеком ради спасения большего числа людей, автор иллюстрирует главный спор современной этики, битву кантианцев и утилитаристов. Эдмондс дает своим читателям определенную надежду: оказывается, большинство людей (вне зависимости от возраста, образования, пола и культуры) решают моральные дилеммы примерно одинаково.
Питер Сингер. «Animal Liberation»
Самая влиятельная работа в сфере прикладной этики написана австралийским философом Питером Сингером. С одной стороны, она стала манифестом для этических вегетарианцев, утверждающих, что моральные обязательства должны существовать не только между людьми, но и между людьми и животными. С другой — «Освобождение животных» решает теоретические задачи, связанные с границами применения этики. Если взять за основу утилитаризм как представление о том, что моральным является то, что полезно, то нет никаких причин считать, что это правило должно касаться только одного биологического вида, рассуждает Сингер. Если, конечно, вы не специесист, то есть не дискриминируете живые существа, способные к страданию, по принципу принадлежности к собственному виду.
Франс де Вааль. «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов»
Работа голландского приматолога, много лет зачарованно наблюдающего за шимпанзе, посвящена интеллектуальному жесту, без которого современная этика невозможна: разрыву с поисками религиозного или метафизического обоснования для суждений о добре и зле. Де Вааль показывает, что у животных есть моральное поведение, что шимпанзе разделяют с людьми представления о справедливости или предательстве. И что, следовательно, основания этики нужно находить в нашей общей эволюции. Если мораль — это свойство высокоразвитых социальных животных, то исследования этики должны вестись в рамках естественных наук. Не всех устраивают выводы, которые можно последовательно сделать из этой идеи.
Майкл Сэндел. «Справедливость. Как поступать правильно?»
Гарвардский философ Сэндел написал самый известный обзор этических споров, характерных для интеллектуалов Запада. Талант Сэндела заключается в том, чтобы рассказывать о морали без морализаторства и показывать причины, по которым те или иные мыслители приходили к своим идеям. Если «Критика практического разума» Канта и «Теория справедливости» Ролза кажется вам слишком опасным вызовом, Сэндел, наверное, лучшее чтение для того, чтобы вникнуть в суть дискуссии о добре и зле.
Аласдер Макинтайр. «После добродетели»
Одна из важнейших современных теоретических работ по этике, которая, с одной стороны, знакомит читателя с состоянием научной дискуссии о проблеме, а с другой — ставит нынешней ситуации диагноз и предлагает рецепт. Макинтайр считает, что новоевропейская научная революция сделала этическую дискуссию невозможной, поскольку устранила из нее ссылки на «конечные причины» (телеологию) Аристотеля. Если мир, который изучает наука, сводится к каузальным связям, то мы не можем говорить о морали, которая всегда задается не эмпирически, но нормативно, то есть не «так есть», а «так должно быть». Макинтайр предлагает читателям выбрать между Аристотелем и Ницше, а заодно критикует политических мыслителей-индивидуалистов. Последние, как утверждает философ, не видят, как их концепции разрушают этику.
Амартия Сен. «Об этике и экономике»
Еще один язык, который позволяет говорить о современной этике, связан с экономической наукой. Нобелевский лауреат из Индии Амартия Сен утверждает, что изучение этических теорий может быть полезно для понимания того, как должна работать экономика, а философам-моралистам в свою очередь есть чему научиться у современной экономической теории. Это совсем не удивительно, если вспомнить, что обе науки обсуждают вопросы, связанные со взаимодействием людей, приобретением блага и процветания, а основатель современной экономики Адам Смит был профессором моральной философии в Университете Эдинбурга и исследовал природу альтруизма и эгоизма.
Фрэнсис Фукуяма. «Наше постчеловеческое будущее»
Фукуяма больше всего известен благодаря своему парадоксальному тезису о «конце истории», но в действительности в течение своей карьеры он много раз признавался, что был не прав и история продолжается. Одна из причин того, что мир по-прежнему меняется, связана с развитием биотехнологий. Об этом политический ученый Фукуяма написал специальную книгу — и это, пожалуй, лучшее чтение, связанное с современной биоэтикой. Как будет выглядеть человечество, когда генная инженерия станет повседневной коммерческой реальностью? Что случится с нашими представлениями о справедливости и демократии в мире, где жизнь человека в результате революции в медицине длится в среднем по 140 лет? Фукуяма очерчивает концептуальную рамку для подобных проблем, которые для современного мира являются самыми острыми: от вопроса о клонировании человека до 3D-моделирования органов и авторских прав на ДНК животных и растений.
источник theoryandpractice.ru
И вдогонку к теме "облико морале" - на днях попался трейлер фильма "Философы. Урок выживания" 2013 г. Так вроде оценки не очень, но на всякий кинула в закладки.
...
Peony Rose:
20.05.18 15:19
Нашла полезные советы для тех, кто интересуется книгами по психологии.
Иногда люди пишут мне, чтобы спросить, "Что бы такого почитать по психологии?". В целом, ответить на подобное письмо немногим проще, чем ответить своему приятелю, который говорит, «Что-то мне скучно, посоветуй интересную книжку». Интересных книжек миллионы, а вот представления людей, что интересно, а что нет, не совпадают в 99% случаев. Тем не менее, в том, что касается книг по психологии, у меня накопилось несколько полезных наблюдений.
Первое. Люди очень редко тянутся к книгам по психологии из праздного любопытства. Чаще всего человек проявляет интерес к психологической литературе по одной из двух причин 1) потребность разобраться в себе 2) потребность разобраться в поведении другого человека. Наиболее распространенный и, конечно, наиболее неэффективный способ чтения – это ориентироваться на так называемую классику психологической литературы и подборки типа «30 лучших книг по психологии». «Толкование сновидений» или «Человек, который принял жену за шляпу» - это, безусловно, интересно само по себе, но, скорее всего, бесконечно далеко от тем, которые волнуют вас на самом деле. Поэтому, если вам захотелось «что-то почитать по психологии», попробуйте прислушаться к себе и попытаться выяснить, с кем или с чем может быть связано это желание.
Может быть, вас беспокоят отношения с каким-то человеком, будь то член вашей семьи, партнер или приятель? Или речь о вашем личном состоянии (скажем, тревожность, низкая самооценка, недостаток мотивации)? Или, в конце концов, вы подсознательно надеетесь использовать полученные знания, чтобы кому-нибудь помочь (больному родственнику, другу, впавшему в депрессию, партнеру, злоупотребляющему алкоголем, и т.д.)? Вполне возможно, что ответ окажется лежащим на поверхности – настолько на поверхности, что, найдя его, вы удивитесь, почему не поняли этого раньше. Помните – чем конкретнее вы сформулируете ваш запрос, тем больше будет шансов отыскать ту книгу, которая вам действительно нужна.
Второе. Предположим, вы определились с темой и пошли искать литературу. Первое, на что следует обратить внимание – это, как ни банально это прозвучит, название работы. Чем оно конкретнее, тем лучше. В принципе название работы соотносится с вашим запросом, как замок и ключ. Если, например, запрос звучит так: «меня мучают приступы паники, во время которых я начинаю задыхаться», неплохим «ответом» было бы название работы Деррика Силова и Виджая Маникавашагара «Как преодолеть панику. Руководство по самопомощи».
Иногда хорошее название – это не ответ на ваш незаданный вопрос, а повторение вопроса. Так, одна из лучших книг о психологии абьюза называется «Зачем он делает это?» (автор – Ланди Банкрофт). Несомненно, каждая женщина, вынужденная жить с абьюзером, искала объяснение (а может быть, и оправдание) поступкам своего партнера, и при виде этого названия почувствует мгновенный отклик – «Да-да-да, именно это мне и хочется узнать!». Поэтому это прекрасное название.
И, наконец, очень удачным заголовком может быть обозначение той группы, о которой пойдет речь. Таковы, например, «Токсичные родители» Сьюзен Форвард или «Женщины, которые любят слишком сильно» Робин Норвуд. Очевидно, что в первой книге речь идет о родителях, которые ломают жизнь своих детей, а во второй – о женщинах, которые зависимы от отношений со своим партнером. Ну и, разумеется, название почти всегда дает возможность с ходу оценить, ориентирована книга на специалиста или на широкую аудиторию. Неспециалист, скорее всего, не возьмется за работу Аарона Бека «Когнитивная терапия депрессии» (хотя сама работа очень хороша), но с интересом прочитает «Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы» Ялома.
Затем следует обратить внимание на автора, его образование и опыт в поднятой проблеме. В России авторы по-прежнему обычно пишут о любых проблемах максимально отстраненно, тоном кабинетного ученого, а самораскрытие считается чем-то нежелательным и даже неприличным, но я убежден, что рассказ о своем личном опыте, связанным с поднятой проблемой – не только признак хорошего тона (когда берешься консультировать других людей, нелишним будет рассказать, что ты имеешь сходный опыт – это сблизит тебя с теми, кому ты надеешься помочь), но и прекрасный ориентир для человека, выбирающего книгу.
Разумеется, чтобы извлечь из этого ориентира пользу, вам придется отказаться от кое-каких типичных для русскоязычного читателя предрассудков. Например, прекрасная книга Мелоди Битти, «Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости», начинается с рассказа автора о том, как Мелоди сначала сама страдала от алкогольной и токсической зависимости, а потом, несколько лет спустя, попала в созависимые отношения. Многие русскоязычные читатели, в том числе те, кто сами имеет проблемы с алкоголем или живет вместе с алкоголиком, сходу отвергнут саму мысль о том, чтобы учиться чему-то полезному у «бывшей алкоголички» - и, конечно, будут глубоко неправы. Прежде всего, нельзя избавиться от алкоголизма, если ты не признаешь само существование проблемы, а человек, который считает факт алкоголизма чем-то вроде позорного клейма, носители которого являются людьми второго сорта, будет до последнего скрывать проблему (хоть свою, хоть своих близких) от других людей, усугубляя ситуацию все больше. Кроме того, тот факт, что речь идет о _бывшем_ алкоголике и _бывшем_ созависимом, сам по себе доказывает, что человек нашел выход из очень болезненной и сложной ситуации, и теперь может поделиться своим опытом с другими.
Конечно, автор не всегда имеет личный опыт проживания какой-нибудь проблемы. Это, кстати, частый камень преткновения в беседах психолога с потенциальными клиентами. Бывает, что у меня спрашивают, к примеру, «как вы можете мне чем-нибудь помочь, если у вас нет опыта переживания развода?». И я, в общем-то, понимаю, о чем беспокоится клиент, но в то же время понимаю, что моя задача, как психолога, все-таки состоит не в том, чтобы делиться личным опытом. В конце концов, мне приходилось заниматься самыми разными проблемами – жертвами домашнего и сексуального насилия, смертельно больными, людьми, пережившими инцест, людьми, которые находятся в депрессии или страдают от ментального расстройства… пережить все разновидности страданий и психологических травм, с которыми приходится работать, невозможно и не нужно. Что действительно необходимо, так это уметь учиться у своих клиентов, уважать их опыт проживания проблемы. В сущности, любая хорошая книга по психологии – это плод соавторства специалиста (консультанта или психотерапевта) и его клиентов. А порой клиент и психотерапевт действительно работают в соавторстве – такова, например, прекрасная работа «Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства», посвященная страданиям родных, партнеров и друзей людей, покончивших с собой (авторы – Кристофер Лукас и Генри М. Сейден).
Ну и последнее. Правильно выбранная книга может послужить для вас полезным инструментом для работы над собой или даже лекарством от душевной боли, но не стоит забывать, что это далеко не панацея. Для начала, среднестатистический читатель просто-напросто не обладает теми знаниями и навыками, которые позволили бы извлечь из книги по психологии (даже изначально предназначенной для самопомощи) максимальную пользу. А затем, источник большинства психологических проблем и затруднений – это искажения нашего восприятия и наших эмоциональных реакций. Некоторые из этих искажений можно устранить самостоятельно или с помощью автора хорошей книги, но большую часть из них вы просто не заметите.
Психологическое консультирование не стало бы профессией, которая требует длительного обучения и многолетней практики, если бы чтение психологической литературы могло заменить специалиста. Тем не менее, если вы по какой-то внешней или внутренней причине не хотите (или же не можете) прибегнуть к помощи психолога, повысить эффективность чтения психологической литературы могут несколько простых приемов. Во-первых, если книга представляет из себя пособие по самопомощи, то в ней наверняка содержатся задания вида – сформулируйте одно, обдумайте другое, запишите третье. Постарайтесь аккуратно выполнять эти задания. Причем, если какие-то задания даются вам легко, а какие-то другие кажутся бессмысленными или раздражающими, то этим последним стоит уделить особое внимание. Конечно, ваше чувство раздражения и скуки может быть вполне оправданным. Но может быть и так, что это чувство раздражения и скуки – проявление защитной реакции и знак того, что вы влотную подошли к каким-то неприятным мыслям или чувствам, которые вы обычно вытесняете из своего сознания.
Во-вторых, ведите ваши личные заметки. Если предыдущий пункт относится к пособиям по самопомощи, то это правило уместно для любой психологической литературы. Отмечайте то, что вас сильнее всего зацепило\разозлило\восхитило в книге, которую вы читаете. Записывайте ваши чувства и реакции, лучше всего – прямо в процессе чтения, чтобы ничего не упустить. Дочитав книгу до конца, перечитайте ваши записи. Тогда прочитанная книга принесет гораздо больше пользы, чем в том случае, если позволите своим впечатлениям смешаться в смутную, сумбурную картину, похожую на полотна экспрессионистов.
Ну и, конечно же, не помешает обсудить прочитанное с кем-то из друзей. Во-первых, проговаривая то, что вы уже смогли понять в процессе чтения, вы можете наткнуться на какую-нибудь неожиданную мысль, а во-вторых, чужие комментарии тоже способны навести на новые открытия или помочь понять, где мы ошиблись в своих рассуждениях.
Желаю каждому найти ту книгу, которая необходима именно ему.
источник ФБ Reyda Linn
Автор - писатель, трансгендер, политический активист, эмигрировавший во Францию.
...
LuSt:
01.06.18 13:46
Том Уэйнрайт "Narconomics. Преступный синдикат как успешная бизнес-модель"
Очень увлекательно и доступно автор книги раскрывает систему работы международных наркокартелей и прослеживает сходство их деятельности с работой огромных транснациональных корпораций. Методы и средства, безусловно отличаются: где компании, действующие в правовом поле, могут обращаться к законам и легальным институтам, теневая экономика может рассчитывать только на коррупцию, серые схемы, силовые методы, запугивание и экономическое давление, чтобы система продолжала работать и приносить многомиллиардные доходы. Но в целом подходы схожие: работа со спросом и предложением, диверсификация поставок, давление на поставщиков, увеличение цены для конечного потребителя с возрастанием цепочки посредников, монополизация рынка, увод капиталов в оффшоры. Уэйнрайт подробно описывает, как правительства и международные организации борются с наркотрафиком, и рассказывает с убедительными выкладками, почему борьба с фермерами неэффективна.
Книга разбита на главы, в каждой из которых автор с примерами и ссылками на исследования разбирает работу картелей с точки зрения обычного бизнеса: слияния и поглощения, пиар, реклама, социальная ответственность (и ведь действительно, многие колумбийцы по сей день поминают Пабло Эскобара добрым словом за построенные им спортивные объекты для детей и деньги, выделяемые семьям на продукты), кадровая политика, диверсификация рынков, разработка новой продукции, наращивание каналов сбыта в т.ч. онлайн, иерархия управления и даже франчайзинг. Большая глава также посвящена сравнению легальной наркоторговли (на примере опиоидных обезболивающих и медицинской марихуаны в США, а также четырех штатов, легализовавших коноплю для всех старше 21 года) с нелегальной, в чем плюсы и минусы. На самом деле статистика жутковатая, особенно пассажи про печеньки, шоколадки и газировку с марихуаной. Как он пишет, эффект от самокрутки наступает быстро, тогда как из ЖКТ каннабинол всасывается медленнее и риск превысить дозировку огромный - например, в 0,33 газировки содержится 7,5 доз, рассчитанных на взрослый организм, а одна журналистка из Нью-Йорка съела шоколадку, рассчитанную на 16 человек и словила несколько часов лютых галлюцинаций и паранойи. Да, передознуться травкой до летального исхода невозможно, но тем не менее.
В книге очень много статистических выкладок, но читать вовсе не скучно, ее вполне можно использовать в качестве пособия на тему как устроена экономика. В плане же борьбы с наркоманией, как утверждает автор, правительства допускают четыре ошибки: сосредоточиваются больше на продавцах, чем на потребителях, тратят больше денег на силовые решения, чем на реабилитацию, программы трудоустройства и работу с бывшими заключенными, местные законы часто противоречат федеральным и на основе этих юридических нестыковок у любителей половить рыбку в мутной воде появляется больше возможностей, а самое главное - власти часто путают контроль с запретом, чем лишь дополнительно обогащают картели, ведь спрос на наркотики неэластичен, цены на кокаин за последние двадцать лет взлетели до небес, а количество потребителей только растет.
Конечно, он не дает универсальных рецептов и не обещает раз и навсегда решить проблему, но многие из его соображений вполне здравые и их можно брать на вооружение, что кое-где уже и делают. (5)
...
лута:
10.06.18 05:07
Хочу порекомендовать книгу -Наталья Бехтерева: Магия мозга и лабиринты жизни - Читается на одном дыхании.
Книга рассказывает о жизни далекой середины XX века, о формировании увлекательной науки о мозге человека, о тех, кто в мимолетных встречах на научных форумах или в теснейших контактах повседневной работы обогатил своими мыслями и трудом изучение сложнейшего создания на нашей планете - мозга человека.
В книге - о расшифровке законов активности здорового и больного мозга и о приложимости этих законов не только в медицине, но и к событиям социального порядка, государственного масштаба.
В книге об удачах и сложностях - и о том, что с давних пор волнует человечество, но что до настоящего времени расшифровать не удалось. И здесь же и наши сегодняшние шаги в изучении самых высших возможностей человека - творчества.
Книга написана для всех.
...
Peony Rose:
02.07.18 22:38
Гратовски А., Гратовски Н. «Принцип дельфина: жизнь верхом на волне»
Книга Гратовски – это исследование психологии развития человека и одновременно гимн высокоразумным, любящим созданиям, которые обитают с людьми на одной планете. По сути, это выражение личного опыта общения с дельфинами, причем с интереснейшими параллелями из многих областей науки и культуры.
Дельфины, по мнению авторов, не просто равны людям – они многократно превосходят нас в силе любви, доброты и радостного переживания каждого мига собственной жизни. Таким образом, не нам нужно заставлять прыгать их через обруч или искать мины, а им нужно учить нас, как быть лучше, здоровее, сильнее и мудрее. Но суть в том, что мы безнадежно застряли в невежественно-инфантильном возрасте, и вмешиваться в наше развитие сами дельфины не хотят, да и не могут.
Где же выход? Возможен ли полноценный, плодотворный контакт между нашими видами? Да, возможен, подсказывают авторы, но при соблюдении с нашей стороны ряда условий. И первейшее из них – усмирение гордыни и снятие ярлычка «дельфины и киты – это только разумные животные». А далее неплохо бы понять, что легенды и мифы о морских млекопитающих таят в себе множество истин. Так и поступили Гратовски.
Чтобы заново найти хорошо забытые старые истины, пришлось идти к тем берегам, около которых плавают наши собратья по разуму, и организовывать общение с ними в диких условиях. (Дельфинарии, по Гратовски – это сочетание тюрьмы, армии и больницы, то есть место, не подходящее ни для впадающих в депрессию дельфинов, ни для желающих здоровья и позитива людей)
Самое удивительное, как говорят Гратовски, что для общения с дельфинами пришлось полностью переучиваться – иначе думать, дышать, двигаться (плавать), разговаривать. Что само по себе отлично, ибо наш мозг обновляется только при постоянном постижении чего-то нового, необычного, ломающего стереотипы и рамки восприятия. Авторам понадобилось искать подходы и стратегии и у нейробиологов вроде Джакомо Риццолатти, и у танцоров вроде Пабло Верона, и у психолога-гипнотерапевта Жана Беккио, а также играть на диджериду ) Выяснилась потрясающая вещь: чтобы говорить с дельфинами, нужно быть открытым, спокойным и сосредоточенным, т.е. быть во «включенном» состоянии сознания. Такое сознание бывает также у опытных монахов, пребывающих в сердечной молитве или медитации, и у маленьких детей.
Принцип дельфинов – это Игра, Осознанность и Любовь. Перенося этот принцип в свою жизнь, каждый из нас способен стать по-настоящему счастливым. Необязательно для этого сразу идти за Гратовски к морям и вызывать гринд или китов-горбачей, достаточно для начала научиться правильно дышать, молиться, петь, творить и любить. И важно понять, что жизнь – не черновик, а беловик, и переписать ее не получится, и что нельзя все время насиловать себя и плыть против течения ради призрачного успеха. «Делай то, что порождает радость – или не делай вовсе».
Что отчетливо понимаешь во время прочтения… Мир ярче и глубже, чем представляется нам, и нужно постигать его во всех возможных направлениях. И пока постигаешь, неплохо бы признать: «Наши учителя и хранители планеты плавают рядом, и их жизни зависят от нас». И важно это сделать не ради них, а ради самих себя, и во имя настоящего, а не мнимого прогресса человечества. Потому что никакие космические суперпроекты, никакие поиски внеземных цивилизаций не имеют смысла, пока на родной планете один якобы разумный вид хищнически истребляет другой, поистине разумный, перерабатывая на комбикорм и сбрасывая свой навоз в океаны.
Оценка -
5
ПС Для дополнительного чтения по теме вполне подходят книги основоположников изучения разума дельфинов - Майоль «Человек-дельфин», Лилли «Человек и дельфин».
ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ И СВОБОДЕ ДЕЛЬФИНОВ И КИТОВ ...