О своей второй попытке вернуться туда, откуда он на самом деле никогда и никуда официально не уходил, Лайсачек объявил 10 августа в прямом эфире популярного The Today Show. Случайно или нет, но момент был выбран очень грамотно: подходили к концу Игры в Лондоне, как бы передавая эстафету следующему олимпийскому празднику в Сочи, люди в США еще жили спортом, но уже успели обсудить уход Майкла Фелпса, перемыть косточки Райану Лохте или порадоваться за Габриэль Дуглас, и новая зимняя тема пришлась как раз кстати.
Дабы успокоить потенциальных покупателей билетов на Skate America (этот турнир должен стать первым стартом олимпийского чемпиона-2010 на крупных соревнованиях под эгидой ISU со времен Ванкувера), Лайсачек и Американская федерация фигурного катания (USFS) выпустили совместный релиз, в первых же строках которого пояснялось: все былые противоречия между ними решены окончательно и на сей раз, как говорится, еще на берегу. Для подзабывших историю годичной давности вкратце напомним, что прошлой осенью олимпийский чемпион Ванкувера, закончив с представительским туром по миру, заявился на два этапа "Гран-при", показал фрагменты будущих программ и вообще всячески давал понять, что бьет копытом в ожидании сезона. Но в итоге камбэк сорвался со скандалом. Лайсачек ограничился кратким туманным заявлением о разногласиях с федерацией, но в самой USFS темнить не стали и рассказали, что дело было в деньгах.
Американская пресса позже фактически обвинила в конфликте маркетинговое агентство Creative Artists Agency (САА), которое вело дела Лайсачека после Ванкувера. Он сам выступил инициатором перехода под крыло этой крупной и весьма уважаемой в мире шоу-бизнеса фирмы, в числе клиентов которой помимо ряда голливудских звезд класса А значится немало спортсменов, в том числе Новак Джокович и Дэвид Бекхэм. На тот момент Эвана, очевидно, больше интересовала возможность раскрутиться на волне олимпийского успеха, и такой выбор представлялся вполне логичным.
Однако когда Лайсачек всерьез надумал вернуться, возникли проблемы. Среди клиентов САА нет (и как говорят, никогда не было) действующих фигуристов, а потому упреки в адрес агентства в том, что оно ничего не понимает в специфике фигурного катания и механизмах, по которым работает этот бизнес в Америке сегодня, могут быть вполне справедливы. И уже не так важно, в чем на самом деле было дело: в противоречиях между личными контрактами фигуриста и спонсорскими обязательствами федерации, в отсутствии финансовых надбавок за статус или в чем-то еще. Не добавило вистов САА и выбранная им линия поведения после того, как финансовая подоплека сорванного возвращения чемпиона стала достоянием публики. Ни само агентство, ни Лайсачек первое время ничего не комментировали (в то время как противная сторона высказывалась довольно много), что не лучшим образом сказалось на имидже олимпийского чемпиона. Проще говоря, Лайсачека фактически выставили жадным зазвездившимся монстром, и все его дальнейшие попытки оправдаться ("Дело определенно было не в долларах и центах") уже не выглядели достаточно убедительно. В апреле нынешнего года фигурист разорвал отношения с САА и нанял агента, который около 20 лет занимался делами великой американки Мишель Кван, после чего договоренность с USFS была достигнута быстро, без шума и пыли.
Самый популярный сейчас вопрос: зачем олимпийскому чемпиону это надо? В подобных ситуациях традиционно кивают в первую очередь на спонсоров: принято считать, что наибольшим спросом в индустрии развлечений пользуются свежие чемпионы, но спортивные победы "остывают" достаточно быстро, и возникает необходимость напомнить о себе. Есть, впрочем, и другая точка зрения, согласно которой потенциальным рекламодателям как раз более интересен чемпион, нацеленный на следующие Игры, поскольку в этом случае есть время выстроить стратегию "бренда". Да и Лондон-2012 лишний раз подтвердил, что самое горячее время продавать с помощью чемпиона наступает не только после его победы, но и перед тем, как он будет защищать взятую однажды высоту.
Однако в ситуации с Лайсачеком речь, вполне возможно, идет о чем-то большем, нежели личные амбиции и финансовые интересы.
Заявления самого фигуриста по поводу возвращения очень напоминают то, что год назад говорил Евгений Плющенко: в интервью американца есть и про недостаток соревновательного адреналина, который ничто не может заменить, и про то, что в шоу скучно, и про ощущение, что отдал спорту не все, что мог. Вполне возможно, его действительно потянуло назад. И тут оказалось, что американскому фигурному катанию Лайсачек нужен едва ли не больше, чем оно ему.
Еще осенью 2011 года прозвучало весьма любопытное заявление официальных лиц USFS о том, что они уважают позицию Эвана по поводу денег и, несмотря ни на что, намерены в дальнейшем всячески поддерживать его на нелегком пути к Сочи-2014. И это отнюдь не выглядело традиционным политкорректным па-де-де.
Зачем федерации всеми силами возвращать триумфатора Ванкувера в любительский спорт, в целом понятно. В американских СМИ все чаще не стесняются говорить о том, что, за исключением танцоров Мэрил Дэвис и Чарли Уайта, в стране нет фигуристов, по-настоящему конкурентоспособных на мировом уровне в преддверии Олимпиады-2014. Помимо этой пары в последние годы на пьедестал чемпионатов мира попадали только еще одни танцоры - молодые Майя и Алекс Шибутани. А вот американские мужчины-одиночники на последних мировых первенствах показали чуть ли не худший результат в истории. И действующие бойцы вроде Джереми Эбботта или Дугласа Раззано исправить ситуацию пока не в силах. Знакомая нам история, не правда ли?
С нескрываемой иронией писали в США о том, что в прошлом сезоне главным событием американского мужского катания была засчитанная попытка Брэндона Мроза исполнить четверной лутц в условиях соревнований. Достижение историческое, но, по едкому замечанию одного из журналистов, способное заинтересовать лишь пару сотен человек, в то время как USFS нужна куда более широкая аудитория. Как уверяет Сhicago Tribune, в Штатах зрительский интерес к фигурному катанию сейчас самый низкий за последние десятилетия, существенно сократились доходы от телевидения, и именно поэтому американская федерация уже не в состоянии платить звездам вроде Лайсачека деньги за участие в соревнованиях и солидные призовые. "Продать" олимпийского чемпиона, который идет на вторую битву с Плющенко на территории последнего, понятно, гораздо проще. Чем эта битва закончится и сможет ли при этом 188-сантиметровый Лайсачек стабильно прыгать четверные, здесь, подозреваю, уже не так важно.
Не исключено, что именно USFS убедила взяться за проект прежнего наставника Лайсачека Фрэнка Кэрролла, который и без того не жаловался на жизнь и даже сейчас, когда информация о продолжении их совместной работы подтверждена официально, высказывается чуть более отстраненно и осторожно, чем мог бы в данных обстоятельствах. Знаменитый специалист сам признавался, что в 2010-м убедил Лайсачека взять паузу, а еще весной 2011 года на чемпионате мира в Москве прямо заявил автору этих строк, что по-настоящему не верит в возвращение своего ученика.
Сам Лайсачек уверяет, что без Кэрролла возвращаться бы не стал, но очевидно, что этим двоим еще многое предстоит утрясти. За время отсутствия олимпийского чемпиона Ванкувера в любительском спорте Кэрролл переехал из Лос-Анджелеса в Палм-Спрингс и не собирается возвращаться обратно. Пока Эван будет регулярно ездить к нему, а дома работать с сестрой Мишель Кван - Карэн.
Что из этого получится, обещают показать уже в конце сентября на турнире Nebelhorn Trophy в Оберсдорфе, куда Лайсачек поедет за рейтинговыми очками. Что касается программ, то произвольную "Самсон и Далила" (вероятно, в костюмах от Веры Вонг), фрагменты которой он уже показывал в шоу, Эван оставил с прошлого года, а для короткой выбрана музыка фламенко.