Basilica di San Marco
Дата основания 829 год
832 год — Постройка первого собора
1094 год — Освящение современного собора
Реликвии и святыни: мощи апостола Марка и Исидора Хиосского
Кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей). Украшен многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, явлется местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор был построен для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привести их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.
Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Поскольку здание первого собора не сохранилось, то о его облике можно судить лишь по археологическим раскопкам, выполненным в ходе реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен. Считается что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских (Сан-Витале) и занимала место нынешней крипты. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.
Собор был поврежден пожаром, возникшем в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ему серьёзные повреждения. К концу X века собор был восстановлен, но исследователи считают, что эта была реставрация здания, а не новое строительство.
Строительство современного собора было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора.
Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год). Титул главного строителя собора в разное время носили такие архитекторы как Якопо Сансовино и Бальдассар Лонгена.
Длительное строительство здания оказало влияние на его архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая церковь с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Все это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.
"Я не знаю, существует ли еще в мире собор, на который можно было бы поставить четырех бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетенные из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов — какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний". П.Н. Перцов. «Венеция», 1905 год.
Общие особенности
Собор построен в форме равноконечного греческого креста и является типичной византийской крестовокупольным собором, построенным по образу константинопольской церкви Святых Апостолов, но не является его точным повторением. В конце XII века к собору был пристроен просторный нартекс, а в последующие века ряд других помещений (несколько капелл, баптистерий, сакристия). За исключением алтарной части, заканчивающейся апсидой, рукава креста разделены аркадами на три нефа, хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют. Размеры собора составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота собора (по центральному куполу) составляет 43 метра. Собор обладает потрясающей акустикой.
Алтарная часть (пресбитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьером Паоло и Якобелло далле Манезе (Pierpaolo и Jacobello dalle Masegne). Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора и увенчена большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и святой Марк).
В соборе св. Марка — два амвона, сохранившиеся и поныне. Поднимаются на них по множеству ступеней. Северный, восьмиугольной формы, поддерживают 15 высоких колонн, он состоит из двух уровней, поставленных один на другой. Обе части XIII в. восточного происхождения. Нижняя часть представляет собой многоугольник, на который поставлена верхняя, разделенная на доли часть. Конструкция дополняется колоннами, поддерживающими маленький сферический купол. Скульптуры восходят к XII веку. Южный, такого же вида, что и нижний северный, покоится на девяти мраморных столпах.
Музыка
Собор известен своей акустикой, чем привлекал многих крупнейших музыкантов и композиторов разных эпох. В стенах собора выступали Адриано Виллаэрт, Клаудио Меруло, Андреа (начинал свою карьеру певцом в соборе, а в 1566 году стал его органистом) и Джованни Габриели, Джованни Легренци, Лоренцо Перози. Известный композитор Монтеверди, переехав в Венецию, с 1613 года до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Святого Марка. Джованни Вивальди, отец Антонио Вивальди был скрипачом собора Сан Марко. С 1490 года вторым органистом собора был композитор Франческо Ана.
Особенностью исполнения музыки в соборе являлось, то что благодаря акустике для этого использовалось множество мест. Кроме традиционного места двух церковных хоров на клиросе, где расположены два органа, музыканты и певцы размещались на кафедрах перед иконостасом, двух трибунах Сансовино в трансепте и других местах. Кроме того, в стенах собора с XVI века культивировалось антифонное пение (двумя или несколькими хорами попеременно) в виде т. н. разделенных хоров (итал. cori spezzati), в XVII веке этот стиль распространился из Венеции по всей Италии, а также в Германии и Австрии.
Библиотека
Некоторое время, пока в XVI веке не началось строительство отдельного здания, в стенах собора размещалась Библиотека Святого Марка. Над украшением залов библиотеки трудились Паоло Веронезе, Франческо Сальвиати, Андреа Мелдолла и другие знаменитые мастера того времени. Часть библиотечного собрания была получена в дар от Франческо Петрарки.
полностью статью о Соборе можно прочитать
тут